Методические рекомендации по анализу лирического стихотворения для студентов СПО
Оценка 4.6

Методические рекомендации по анализу лирического стихотворения для студентов СПО

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
русская литература
21.11.2022
Методические рекомендации по анализу лирического стихотворения для студентов СПО
Методические рекомендации по анализу лирического стихотворения для студентов СПО (Обучение анализу стихотворения) Стихотворение – это произведение искусства, построенное по неким законам. И наслаждаться можно не только его смыслом, но и постижением того, как оно сделано. Разбираясь в приемах выразительности, вы становитесь настоящим читателем, знатоком и тонким ценителем поэзии, что само по себе является талантом. Как же свести все наблюдения и размышления над стихотворением в стройное целое? Конечно, следуя плану.
Metodicheskie_rekomendatsii_po_analizu_stikhotvorenia_dlya_studentov_SPO.docx

Методические рекомендации по анализу лирического стихотворения для студентов СПО

(Обучение анализу стихотворения)

 

Стихотворение – это произведение искусства, построенное по неким законам. И наслаждаться можно не только его смыслом, но и постижением того, как оно сделано. Разбираясь в приемах выразительности, вы становитесь настоящим читателем, знатоком и тонким ценителем поэзии, что само по себе является талантом.

Как же свести все наблюдения и размышления над стихотворением в стройное целое?  Конечно, следуя плану.

 

I.                    Для понимания стихотворения необходимо пропустить его через себя, погрузиться в эмоции. На первом этапе, читая стихотворение, представьте себя внутри художественного пространства и времени (хронотопа) и ответьте как можно подробнее  на вопросы:

 

1.       Кто я? (Герой или сторонний наблюдатель)

2.       Что я вижу?

3.       Что я слышу?

4.       Что я ощущаю? (Температура, запахи, вкусы, свойство поверхности  и т.п.)

5.       Что испытываю на эмоциональном уровне?

6.       Присмотритесь к деталям, поманипулируйте ими, оглядитесь, подумайте, что вы можете сделать, чего не можете?

Теперь вы приблизились к пониманию эмоционального состояния лирического героя. Запишите ваши мысли. Следующие пункты плана позволят вам привести доводы в пользу правильности ваших рассуждений.

 

II.                  На основании этих размышлений продолжите анализировать, какими средствами автор стихотворения добивается того, чтобы читатель смог пережить все эти ощущения и чувства? На эмоции читателя или слушателя влияют и звуковые, и лексические повторы, и инверсии (непрямой порядок слов), и виды предложений, которые преобладают в произведении, и интонация, на письме передающаяся пунктуационными знаками. Значит, фиксируя все подобные моменты и рассуждая над тем, зачем поэт делает акцент на звуке, слове, последовательности слов, на знаках препинания, вы и отвечаете на вопрос: «Каким образом автор воздействует на адресата?»

То есть сначала вы отмечаете, есть ли повторы на фонетическом уровне (Аллитерации и ассонансы). На что это похоже: на шёпот, шорох, стук, гул, скрежет, завывание, гул, плач, что-то ещё?

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть,

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть. (М.Лермонтов)

Какое настроение создает прием: тревожное, веселое, настороженное, возможно, это воодушевление? Вот в таком ключе вы рассуждаете и записываете свои мысли.

Затем  обратите внимание на все слова, употребленные в переносном смысле, это и будут средства художественной выразительности, а именно тропы (метафора, эпитет, сравнение, олицетворение, синекдоха, метонимия). Повторы, инверсии, противопоставления, пропуски – это выразительные средства синтаксического уровня, они называются «фигуры речи». К ним относятся анафора (единоначалие), эпифора (повтор в конце строки), антитеза (противопоставление), оксюмомрон (сочетание несочетаемого), эллипс (пропуск слова/словосочетания/предложения), градация, умолчание, инверсия, перифраза, многосоюзие и бессоюзие, риторические вопросы и восклицания.

Общеизвестный пример бессоюзия в отрывке из «Полтавы» Пушкина:

Швед, русский — колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон …

В первой строке всего пять слов, ни одного соединительного союза. Вчитайтесь – и вы поймете, что за счет приема  достигается картина настоящей «мясорубки» – страшного побоища, где некогда не то что думать, а даже оглянуться по сторонам.

 

Далее обратите внимание на то, какие предложения преобладают в тексте: простые или сложные, распространенные или нет? Почему употреблены те или иные пунктограммы?

Если часто встречается многоточие, например, это может указывать на задумчивость, рассеянность, неуверенность, возможно, волнение лирического героя, на то, что герой слабеет или засыпает и т.п.

С самых тех пор

В горле какой-то комок...

Вздор...

Этого быть не может...

Это —  подлог... (И.Анненский)

Обилие риторических вопросов, конечно, говорит о том, что персонаж настойчиво чего-то ищет, добивается, привлекает читателя на свою сторону, заставляет задуматься над чем-то или сам мучительно размышляет. В конечном счёте, нам с вами ясно, что поднятая проблема для него является животрепещущей, волнующей, важной.

— Господа судьи! — воскликнул он. — Да, это он перед вами, это Семен Рубашкин. Он автор статьи и распускатель слухов о роспуске первой Думы, статьи, подписанной только двумя буквами, но эти буквы С. Р. Почему двумя, спросите вы. Почему не тремя, спрошу и я. Почему он, нежный и преданный сын, не поместил имени своего отца? Не потому ли, что ему нужны были только две буквы С. и Р.? Не является ли он представителем грозной и могущественной партии? (НюТэффи)

Кто в ночи при луне открывает окно?

Чья рука, чья чалма там белеют?

Тихо всё. Злой евнух уже дремлет давно,

И окошки в гареме чернеют. (А.Фет)

Тире как авторский знак будет свидетельствовать о неожиданном результате или повороте событий, о яркой экспрессивности высказывания, об особом состоянии героя (зачастую о смятении чувств, протесте, отчаянии).

Человек и говорит ученому: «Покажи ты мне, сделай милость, где лежит праведная земля и как туда дорога?» Сейчас это ученый книги раскрыл, планы разложил… глядел-глядел – нет нигде праведной земли! Всё верно, все земли показаны, а праведной – нет!.. Человек – не верит… Должна, говорит, быть… ищи лучше! А то, говорит, книги и планы твои – ни к чему, если праведной земли нет… Ученый – в обиду. Мои, говорит, планы самые верные, а праведной земли вовсе нигде нет. Ну, тут и человек рассердился – как так? Жил-жил, терпел-терпел и все верил – есть! а по планам выходит – нету! Грабеж!.. И говорит он ученому: «Ах ты… сволочь эдакой! Подлец ты, а не ученый…» Да в ухо ему – раз! Да еще!.. (Помолчав.) А после того пошел домой – и удавился!.. (М.Горький)

Рас-стояние: версты, мили…

Нас рас — ставили, рас — садили,

Чтобы тихо себя вели

По двум разным концам земли. (М.Цветаева)

 

Не забывайте на каждом этапе анализа спрашивать себя: «Зачем автор выбрал именно этот прием? Что это привносит в общую картину художественного мира?» Ответ записывайте.

 

III.               Далее следует определить вид композиции стихотворения, какое значение она играет в произведении. Чаще всего в стихах используется линейная или кольцевая композиция, но, разумеется, встречаются и другие виды: ретроспективная, зеркальная и т.д. Одним из самых выразительных композиционных приемов является противопоставление, как правило, при этом вы сталкиваетесь с употреблением автором антонимов и фигур антитезы либо оксюморона.

 

IV.               Следующим этапом будет определение стихотворного размера и вида рифмовки. Ритм строк, как вы уже сами понимаете, тоже задает настроение. Невозможно описать бой с помощью напевного, плавного анапеста, например. Потому написанное этим размером стихотворение А.Суркова стало лирической песней, которую с удовольствием слушали бойцы в минуты отдыха.

 

Бьется в тесной печурке огонь,

На поленьях смола, как слеза,

И поет мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза.(А.Сурков)

 

Вы видите, что оно сильно отличается ритмикой и интонацией от упомянутого выше пушкинского «Швед, русский – колет, рубит, режет», написанного четырехстопным ямбом. Ямб придает стиху то торжественность, то энергичность, а в данном случае он рваный, рубленый, как наносимые воинами удары и раны.

 

V.                 Теперь задумайтесь, к какому виду лирики принадлежит стихотворение. Если поэт рисует пейзаж, то и лирику мы назовем пейзажной. Если речь идет о любви, перед вами любовная лирика. Когда поэт озабочен тем, что происходит в его стране, с его народом, мы говорим о гражданской лирике. Лирический герой раздумывает над вопросами бытия, над нравственными вопросами, над смыслом жизни – значит, это философская лирика. Размышления о вечном зашифрованы в метафорических образах живой природы? Тогда можно полагать, что произведение относится к натурфилософской лирике.

 

 

В заключении сведите ваши наблюдения к общему выводу. Хорошо будет упомянуть другие стихи других авторов, с которыми у вас, возможно, возникли ассоциации в момент прочтения. Проведите параллели, укажите общие черты произведений. Это еще более обогатит ваш анализ.


 

Методические рекомендации по анализу лирического стихотворения для студентов

Методические рекомендации по анализу лирического стихотворения для студентов

Теснится ль в сердце гр у сть,

Теснится ль в сердце гр у сть,

С. Р. Почему двумя, спросите вы

С. Р. Почему двумя, спросите вы

Бьется в тесной печурке огонь,

Бьется в тесной печурке огонь,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.11.2022