«Одна из составляющих образовательной модели современной школы»
Сучкова М.В.,
учитель биологии и химии МБОУ «СОШ №9»
Изучать природу своего края, чувствовать себя ее частицей – это не лозунги, это одна из составляющих образовательной модели современной школы.
В нашей школе не четыре учебных четверти, а пять. Пятую четверть можно назвать как угодно: «полевой экологический практикум», «полевая лаборатория», «полевые исследования». Три года я являюсь руководителем биологической экспедиции. Со мной всегда выезжает группа школьников, которые не только увлечены биологией, но и проходят обучение в Центре развития одаренных детей Вязниковского района "Интеллект".
Итак, мы с ребятами надеваем рюкзаки, вооружаемся необходимым снаряжением и оборудованием и превращаемся в настоящих натуралистов-исследователей. Сам факт прогулки по лесу - уже удовольствие! А если к этому прибавить настоящее серьезное исследование с самостоятельным сбором и анализом материала, то, казалось бы, случайная научная деятельность превращается в увлеченное путешествие.
Так экспедиции невозможны без предварительной теоретической подготовки. Поэтому сбор природных материалов тесным образом переплетается с изучением научной литературы. Такая форма работы позволяет выйти на новый уровень исследовательской работы, в которой учащиеся обобщают свои знания и практический опыт. То есть та информация. которую они получают во время экспедиции, становится значимой. Вот и идет образовательный процесс, с интересом, с удовольствием не за школьной партой , а под открытым небом.
Мы все знаем, что современные дети в большинстве визуалы и кинестетики. Поэтому когда они сами все увидят во время экспедиции, смогут потрогать руками, провести измерения, обработать полученные результаты, сделать собственные выводы, то уже сами стремятся к дальнейшему изучению биологии. Во время экспедиции ребята эффективно сотрудничают друг с другом, выполняя задания (в парах, группах).
Ежегодно мы принимаем участие в районном конкурсе исследовательских работ и творческих проектов "Юный-исследователь", где становимся победителями и призерами.
Считаю, что такое погружение в природу нужно организовать в каждой школе, потому что это прививает любовь к природе, повышает мотивацию ребят в изучении биологии. Когда исследования становятся системой, то процесс обучения становится качественным и интересным для ребёнка. Дети уже в начале учебного года интересуются новыми экспедициями, а своими рассказами о прошлых привлекают других школьников, потенциальных участников олимпиад , авторов исследовательских работ.
В заключение можно сказать, если мы будем сотрудничать с ребенком вне урока, то он пойдёт за нами к новым знаниям, потому что будет доверять, а мы будете для него старшим другом, а не просто учительницей из школы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.