Раздел «Многообразие живых организмов».Блок «Лишайники».- 1 ч.
Событие: Сфинксы природы.
Цели:
Предметная: создать условий для открытия новых знаний о лишайниках, как симбиотических организмах, ознакомить учащихся с особенностями их строения и жизнедеятельности, распространением на земле, многообразием и значением в природе и жизни человека.
Над предметная: развитие дивергентного мышления и эмпатии.
№ |
Основные разделы |
Описание содержания |
Дивергентное мышление (ДМ), эмпатия (Э) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
Мотивационное начало |
На экране фото сфинкса.
-А что изображено у нас на фотографии? -А кто такие сфинксы? («сфинкс» - чудовище с лицом человека, телом льва и крыльями птицы ). -Как вы думаете такие загадочные существа, подобно сфинксу, есть в природе? -Ребята, вы, наверное, встречали эти организмы в природе, а вот как их называют, узнаем, разгадав ребус (Лишайники) ( фото лишайников на экране) -Так вот не случайно лишайники назвали сфинксами. Они загадали ученым множество загадок. -Как вы считаете кто они: грибы, мхи, водоросли, а может быть это особая группа организмов? -Сегодня на уроке мы попробуем разгадать тайну этих необычных, уникальных организмов.
|
Э-20%
ДМ 20 %
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
Продуктивная деятельность |
- Знакомиться с этими загадочными организмами будем, работая в группах по определенным заданиям. Каждая группа получает задание и информационный лист. 1 группа «Любознательные» - Интересные факты и классификация лишайников 2 группа «Исследователи» - Строение и размножение лишайников 3 группа «Экологи-практики» – Экологическое и практическое значение лишайников v Информационный лист группы «Любознательные» v Информационный лист группы «Любознательные» Интересные факты и классификация лишайников Лишайники насчитывают около 26 тыс. видов и широко распространены по земному шару – от полярных холодных скал до раскаленных каменных пустынь. Они могут поселяться на деревьях, камнях, почве и на субстратах, казалось бы, совсем не подходящих для обитания (коже, костях, стеклах, их находили даже на старинных пушках и панцирях гигантских черепах). Они используют субстрат только как опору. Размеры их очень разные. Бывают крошки в несколько миллиметров, а бывают гиганты – 7-8метров. Лишайники одни из самых медленно растущих организмов. Прирост в год 1-8 миллиметров. Это еще и долгожители. Средний возраст 30-80 лет, отдельные экземпляры могут жить до 60 лет. Имеются данные, что некоторые имеют возраст до 4000 лет. Разнообразна и форма лишайников. Кустики, пластинки, корочки, лепешки. В старину их звали «лишаями» отсюда, вероятно, и название – лишайники. Выделяют в огромном разнообразии 3 группы. В темном еловом лесу с деревьев свисают длинные кустистые лишайники (кладония, исландский лишайник) . Широко распространены листоватые лишайники в виде пластинок разной окраски (пармелия, стенная золотянка). На камнях поселяются накипные лишайники, похожие на застывшую коричнево-серую пену ( ксантория). v Задание группы «Любознательные» 1задание: Прочитайте внимательно текст на информационном листе и вставьте пропущенные слова: Лишайники широко распространены по земному шару – от …до…. Лишайники - очень …… растущие организмы. Они могут поселяться на…, ….., …… и на субстратах, казалось бы, совсем не подходящих местах для обитания. Растут очень ……, прирост их составляет от…мм в год. Средний возраст от ………. до ………. лет. Доживают до … лет. 2 задание Заполните таблицу «Классификация лишайников по типу слоевища»
v Информационный лист группы «Исследователи» Строение и размножение лишайников Долгое время ученые не могли понять, что же такое лишайники. Одни считали их разновидностью гриба, другие мхом, третьи водорослью. И только в 1867 г. было доказано, что это гриб и водоросль, живущие вместе. Если растолочь лишайник и поместить его в банку с водой, поставив на свет, мы увидим, что края банки покроются налетом из водорослей, а на дне будут лежать сгнившие нити грибницы. Гриб получает от водоросли органические вещества, которые она создает в процессе фотосинтеза, а водоросль от гриба воду с растворенными в ней минеральными веществами и находит внутри тела лишайника среду обитания, защиту от пересыхания. Таким образом, гриб в некоторой степени паразитирует на водоросли, но и она извлекает из совместной жизни пользу. Таким образом, лишайник – единый организм, состоящий из гриба и водоросли. Размножаются лишайники главным образом кусочками слоевища, а также особыми группами клеток гриба и водоросли, во множестве образующимися внутри его тела. Под давлением их разросшейся массы тело лишайника разрывается, группы клеток разносятся ветром и дождевыми потоками. v Задание группы «Исследователи» 1 задание. Прочитайте внимательно текст на информационном листе. Рассмотреть рис. 58 на стр.70 в учебнике. 2 задание. Из пластилина вылепить модель «Внутреннее строение лишайников» 3 задание. Объяснить с помощью модели, как питается лишайник, если он состоит из двух организмов с разными типами питания? v Информационный лист группы «Экологи- практики» Экологическое и практическое значение лишайников Лишайники выделяют особые вещества, разлагают горную породу и являются пионерами растительности. В наши дни, когда все более актуальной становится проблема загрязнения окружающей среды, лишайники могут сослужить нам еще одну службу. Есть особое направление экологии – лихеноиндикация, изучающая загрязнения воздуха по количественному и качественному составу лишайников. Это не случайно. Лишайники очень чувствительны к чистоте воздуха. Чем сильнее воздух загрязнен, тем меньше лишайников встречается. Первыми погибают кустистые, за ними листоватые и последними накипные, таким образом, лишайники являются индикаторами качества окружающей среды. Лишайники используются в фармацевтической промышленности. В результате взаимодействия гриба и водоросли в лишайнике образуются особые лишайниковые кислоты. Многие из них обладают свойствами антибиотика, ими лечат раны, ожоги, воспалительные процессы. В парфюмерной промышленности их используют для получения ароматических веществ. Еще в Древнем Египте из них изготовляли пудру. Из некоторых лишайников извлечено вещество, которое добавляют к духам, мылам, кремам, чтобы закрепить аромат. В лакокрасочной промышленности лишайники используют для окраски тканей. Основной цвет темно- синий, с добавками получают яркие насыщенные цвета. В пищевой промышленности лишайники используют для ароматизации пищевых продуктов. Японцы их используют в пищу. Всем известна легенда о «манне небесной». Это кочующий лишайник, на самом деле часто спасавший людей от голода. Используют лишайники и в сельском хозяйстве. Это основной корм для северных оленей, вещества, получаемые из лишайников, используют для борьбы с вредителями сельского хозяйства.
v Задание группы «Экологи- практики» 1 задание. Прочитайте внимательно текст на информационном листе и решите ситуационную задачу: «Школьники пришли в лес, расположенный недалеко от промышленного района, и не обнаружили ни одного лишайника. О чем говорит это явление?» А в вашей местности много лишайников? Ответ: о чувствительности лишайников к загрязнённости окружающей среды. Значит они ещё и биоиндикаторы воздуха. Это ещё одна уникальность сфинксов. 2 задание. Заполните схему «Практическое значение лишайников»
|
ДМ-30%
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
Аналитическое завершение а) конструирова-ние учеником итоговой обобщающей схемы
б) рефлексия учеником собственной деятельности
в) обратная связь от ученика (его мнение о тематическом блоке) |
-Сконструируйте обобщающую схему ответив на вопрос «В чём же уникальность лишайников - сфинксов?»
-Я надеюсь, что каждый из вас узнал, что то интересное, необычное об удивительных организмах-симбионтах.
Домашнее задание: Выучить параграф №15. Попробуйте найти лишайники возле своего дома. Зарисуйте их в тетради, определите форму слоевища, дайте название лишайнику. Сделайте вывод в тетрадях о чистоте окружающей вас воздушной среды.
Оцените ваши знания «до» и «после» урока по шкале от 1 до 10. Поставьте себе оценку за: 1. Знания 2. Изобретательность 3. Творчество 4. Помощь другу 5. Любознательность 6. Доброжелательность
Использование приема «Светофор»вОПРОСЫ:1. Зеленый цвет- было интересно2. Желтый цвет- многое понравилось3. Красный цвет-был наблюдателем
|
ДМ-30% |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.