Урок "Сфинксы природы " 6 класс
Оценка 4.7

Урок "Сфинксы природы " 6 класс

Оценка 4.7
docx
08.03.2022
Урок "Сфинксы природы " 6 класс
урок БСП Лишайники.docx

 

Раздел «Многообразие живых организмов».Блок  «Лишайники».- 1 ч.

Событие: Сфинксы природы.

Цели:

Предметная: создать условий для открытия новых знаний о лишайниках, как симбиотических организмах, ознакомить учащихся с особенностями их строения и жизнедеятельности, распространением на земле, многообразием и значением в природе и жизни человека.

Над предметная: развитие дивергентного мышления и эмпатии.

 

Основные разделы

Описание содержания

Дивергентное мышление (ДМ),

эмпатия (Э)

1

Мотивационное начало

 

На экране фото сфинкса. https://diletant.media/upload/iblock/d0d/d0dbbcfe989d9badc3f781e1fda10733.jpg

 

-А что изображено у нас на фотографии?

-А кто такие сфинксы?      

(«сфинкс» -  чудовище с лицом человека, телом льва и крыльями птицы ).

 -Как вы думаете такие загадочные существа, подобно сфинксу, есть в природе?

-Ребята, вы,  наверное,  встречали эти организмы в природе, а вот  как их называют,  узнаем, разгадав  ребус  

https://biouroki.ru/content/f/591/28.jpg

(Лишайники) ( фото лишайников на экране)

-Так вот не случайно лишайники назвали сфинксами. Они загадали ученым множество загадок. 

-Как вы считаете кто они: грибы, мхи, водоросли, а может быть это особая группа организмов?

-Сегодня на уроке мы попробуем разгадать тайну этих необычных, уникальных организмов.

 

 

 

 

 

 

Э-20%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДМ 20 %

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Продуктивная деятельность

- Знакомиться с этими загадочными организмами  будем, работая в группах по определенным заданиям. Каждая группа получает задание и информационный лист.

   1 группа «Любознательные»

Интересные факты и классификация лишайников

2 группа «Исследователи»

- Строение и размножение  лишайников

3 группа «Экологи-практики»

 –  Экологическое и практическое значение лишайников

v  Информационный лист  группы «Любознательные»

v  Информационный лист  группы «Любознательные»

   Интересные факты и классификация лишайников

Лишайники насчитывают около 26 тыс. видов и широко распространены по земному шару – от полярных холодных скал до раскаленных каменных пустынь. Они могут поселяться на деревьях, камнях, почве и на субстратах, казалось бы, совсем не подходящих для обитания (коже, костях, стеклах, их находили даже на старинных пушках и панцирях гигантских черепах). Они используют  субстрат только как опору. Размеры их очень разные. Бывают крошки в несколько миллиметров, а бывают гиганты – 7-8метров. Лишайники одни из самых медленно растущих организмов. Прирост в год 1-8 миллиметров. Это еще и долгожители. Средний возраст 30-80 лет, отдельные экземпляры могут жить до 60 лет. Имеются данные, что некоторые имеют возраст до 4000 лет. Разнообразна и форма лишайников. Кустики, пластинки, корочки, лепешки. В старину их звали «лишаями» отсюда, вероятно, и название – лишайники. Выделяют в огромном разнообразии 3 группы. В темном еловом лесу с деревьев свисают длинные кустистые лишайники (кладония, исландский лишайник) . Широко распространены листоватые лишайники в виде пластинок разной окраски (пармелия, стенная золотянка). На камнях поселяются накипные лишайники, похожие на застывшую коричнево-серую пену ( ксантория).

v  Задание  группы «Любознательные»

1задание: Прочитайте внимательно текст  на информационном листе и вставьте пропущенные слова:

Лишайники  широко распространены по земному шару – от …до…. Лишайники - очень ……  растущие организмы.  Они могут поселяться на…, ….., ……  и на субстратах,  казалось бы, совсем не подходящих местах для обитания.  Растут очень ……, прирост их составляет от…мм в год.  Средний возраст от ………. до ………. лет.  Доживают до … лет.

2 задание Заполните таблицу «Классификация лишайников по типу слоевища»

Группа лишайника

Особенности строения слоевища

Пример лишайника

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

v  Информационный  лист  группы «Исследователи»

Строение и размножение  лишайников Долгое время  ученые не могли понять, что же такое лишайники. Одни считали их разновидностью гриба, другие мхом, третьи водорослью. И только в 1867 г. было доказано, что это гриб и водоросль, живущие вместе. Если растолочь лишайник и поместить его в банку с водой, поставив на свет, мы увидим, что края банки покроются налетом из водорослей, а на дне будут лежать сгнившие нити грибницы. Гриб получает от водоросли органические вещества, которые она создает в процессе фотосинтеза, а водоросль от гриба воду с растворенными в ней минеральными веществами и находит внутри тела лишайника среду обитания, защиту от пересыхания. Таким образом, гриб в некоторой степени паразитирует на водоросли, но и она извлекает из совместной жизни пользу. Таким образом, лишайник – единый организм, состоящий из гриба и водоросли. 

               Размножаются лишайники главным образом кусочками слоевища, а также особыми группами клеток гриба и водоросли, во множестве образующимися внутри его тела. Под давлением их разросшейся массы тело лишайника разрывается, группы клеток разносятся ветром и дождевыми потоками.

v  Задание  группы «Исследователи»

1 задание. Прочитайте внимательно текст  на информационном листе.     Рассмотреть рис. 58 на стр.70 в учебнике.

2 задание. Из пластилина  вылепить модель «Внутреннее строение лишайников»

3 задание. Объяснить с помощью модели, как питается лишайник, если он состоит из двух организмов с разными типами питания?   

v  Информационный  лист  группы «Экологи- практики»

Экологическое и практическое значение лишайников

         Лишайники выделяют особые вещества, разлагают горную породу и являются пионерами растительности. В наши дни, когда все более актуальной становится проблема загрязнения окружающей среды, лишайники могут сослужить нам еще одну службу. Есть особое направление экологии –   лихеноиндикация, изучающая загрязнения воздуха по количественному и качественному составу лишайников. Это не случайно. Лишайники очень чувствительны к чистоте воздуха. Чем сильнее воздух загрязнен, тем меньше лишайников встречается. Первыми погибают кустистые, за ними листоватые и последними накипные, таким образом, лишайники являются индикаторами качества окружающей среды.

     Лишайники используются в фармацевтической промышленности. В результате взаимодействия гриба и водоросли в лишайнике образуются особые лишайниковые кислоты. Многие из них обладают свойствами антибиотика, ими лечат раны, ожоги, воспалительные процессы. В парфюмерной промышленности их используют для получения ароматических веществ. Еще в Древнем Египте из них изготовляли пудру. Из некоторых лишайников извлечено вещество, которое добавляют к духам, мылам, кремам, чтобы закрепить аромат. В лакокрасочной промышленности лишайники используют для окраски тканей. Основной цвет темно- синий, с добавками получают яркие насыщенные цвета. В пищевой промышленности лишайники используют для ароматизации пищевых продуктов. Японцы их используют в пищу. Всем известна легенда о «манне небесной». Это кочующий лишайник, на самом деле часто спасавший людей от голода. Используют лишайники и в сельском хозяйстве. Это основной корм для северных оленей, вещества, получаемые из лишайников, используют для борьбы с вредителями сельского хозяйства.

 

v  Задание  группы «Экологи- практики»

1 задание. Прочитайте внимательно текст  на информационном листе и решите ситуационную задачу: «Школьники пришли в лес, расположенный недалеко от промышленного района, и не обнаружили ни одного лишайника. О чем говорит это явление?»  А в вашей местности много лишайников?

Ответ: о чувствительности лишайников к загрязнённости окружающей среды. Значит они ещё и биоиндикаторы воздуха. Это ещё одна уникальность сфинксов.

2 задание. Заполните  схему «Практическое значение лишайников»

 


Блок-схема: альтернативный процесс: Значение лишайников в народном хозяйстве жизни человека

  

 

 

 

 

 

 


ДМ-30%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Аналитическое завершение

а) конструирова-ние учеником итоговой обобщающей схемы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б)

рефлексия учеником собственной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в)

обратная связь от ученика (его мнение о тематическом блоке)

-Сконструируйте обобщающую схему ответив на вопрос  «В чём же уникальность лишайников - сфинксов?»

 

комплексный организм, состоящий из двух организмов,  находящихся в сложных взаимоотношениях

 
    

Лишайники выделяют особые вещества, разлагают горную породу и являются пионерами растительности

 

индикаторами качества окружающей среды

 
https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/095f/000c3e5e-972bfa3d/img9.jpg

 

 

 

 

 


-Я надеюсь, что каждый из вас узнал, что то интересное, необычное об удивительных организмах-симбионтах.

 

Домашнее задание: Выучить параграф №15.

Попробуйте найти лишайники возле своего дома. Зарисуйте их в тетради, определите форму слоевища, дайте название лишайнику.  Сделайте вывод в тетрадях  о чистоте окружающей вас воздушной среды.

 

Оцените ваши знания «до» и «после» урока по шкале от 1 до 10.

 Поставьте себе оценку за:

1. Знания

2. Изобретательность

 3. Творчество

 4. Помощь другу

5. Любознательность

6. Доброжелательность

 

Использование приема «Светофор»

вОПРОСЫ:

1.      Зеленый цвет- было интересно

2.      Желтый цвет- многое понравилось

3.      Красный цвет-был наблюдателем

 

ДМ-30%

 


 

Раздел «Многообразие живых организмов»

Раздел «Многообразие живых организмов»

Лишайники) ( фото лишайников на экране) -Так вот не случайно лишайники назвали сфинксами

Лишайники) ( фото лишайников на экране) -Так вот не случайно лишайники назвали сфинксами

На камнях поселяются накипные лишайники, похожие на застывшую коричнево-серую пену ( ксантория)

На камнях поселяются накипные лишайники, похожие на застывшую коричнево-серую пену ( ксантория)

Информационный лист группы «Экологи- практики»

Информационный лист группы «Экологи- практики»

ДМ-30% 3

ДМ-30% 3
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.03.2022