МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по изучению учебной дисциплины Основы бухгалтерского учета
Оценка 5

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по изучению учебной дисциплины Основы бухгалтерского учета

Оценка 5
Лабораторные работы
doc
профессиональное образование
Взрослым
25.01.2020
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по изучению учебной дисциплины Основы бухгалтерского учета
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по изучению учебной дисциплины Основы бухгалтерского учета
Мет.рек.по изуч.дисц. ОБУ.doc

 

 

 

 

Учреждение

«Костанайский высший экономический колледж Казпотребсоюза»

 

Кафедра экспериментальных программ

 

Образовательная программа 0518000 Учет и аудит (по отраслям)

Квалификация 0518054 Прикладной бакалавр учета и аудита

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по изучению учебной дисциплины

Основы бухгалтерского учета

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обеспечивающая преподавание  дисциплины кафедра  - учетно-финансовых дисциплин

 

 

Разработчик

 

Джантурина К.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1. Место учебной дисциплины в подготовке прикладного бакалавра

1.1             Краткий обзор дисциплины (модуля), результаты обучения и критерии оценки

1.2 Описание критериев, шкалы оценивания, форм и средств контроля формирования компетенций в рамках дисциплины

2. Структура учебной работы, содержание и трудоёмкость основных элементов дисциплины

2.1. Трудоемкость и план изучения  дисциплины

2.2. Содержательная структура дисциплины

3. Общие организационные требования к учебной работе обучающегося, условия допуска к экзамену по дисциплине

3.1. Организация занятий и требования к учебной работе обучающегося

3.2. Условия допуска к экзамену по дисциплине

4. Лекционные занятия

5. Практические занятия и подготовка обучающегося к ним

6. Общие методические рекомендации по оформлению и выполнению отдельных видов внеаудиторной работы студентов

6.1 Самостоятельное изучение тем

6.2 Самоподготовка к аудиторным занятиям

6.3 Выполнение и сдача рефератов (эссе, электронной презентации, до

      клада)

7. Входной и текущий контроль результатов учебной работы обучающегося

 7.1 Вопросы для входного контроля

 7.2 Текущий контроль успеваемости

8. Промежуточная (семестровая) аттестация обучающихся по дисциплине

9. Список источников для изучения дисциплины

Глоссарий

Лист изменений/дополнений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины являются основным организационно-методическим документом  учебно-методического комплекса по дисциплине в составе образовательной программы  послесреднего образования. Оно предназначено стать методической основой по освоению данной дисциплины. Содержательной основой для разработки настоящего издания послужила Рабочая программа учебной дисциплины, утвержденная в установленном порядке. Доступ студентов к электронной версии Методических рекомендаций по изучению дисциплины, обеспечен на выпускающей кафедре. При этом в электронную версию могут быть внесены текущие изменения и дополнения, направленные на повышение качества настоящих методических указаний до их переиздания в установленном порядке.

 

Уважаемые обучающиеся!

 

Приступая к изучению новой для Вас дисциплины основы бухгалтерского учета, начните с вдумчивого прочтения разработанных для Вас кафедрой специальных методических рекомендаций. Ознакомившись с организационными требованиями кафедры по этой дисциплине, Вы сможете сделать осознанный выбор собственной тактики и стратегии учебной деятельности. Используя это издание, Вы без дополнительных осложнений подойдете к семестровой аттестации по этой дисциплине. Успешность аттестации зависит, прежде всего, от Вас. Ее залог – ритмичная, целенаправленная, вдумчивая учебная работа, в целях обеспечения которой и разработаны эти методические рекомендации.


1.      Место учебной дисциплины в подготовке прикладного бакалавра

 

Значимость дисциплины «Основы бухгалтерского учета» относится к обязательному компоненту профилирующих дисциплин.      Дисциплина «Основы бухгалтерского учета» представляет собой информационную, аналитическую и контрольную функции  теории учета для успешного функционирования применения всех методов и приемов учета для обработки информации, и получения достоверных данных, содержащихся в бухгалтерском учете. Изменения, происходящие в производственной, снабженческой  и сбытовой деятельности организации регистрируются в бухгалтерском учете с целью улучшения работы этой организации и принятию правильных управленческих решений.  Без данной дисциплины невозможно понять остальные дисциплины, касающегося учета.     

 

Цель дисциплины является изучение роли бухгалтерского учета в системе управления предприятием в котором большое внимание уделяется глубокому освоению и осмыслению теории бухгалтерского учета во всех сферах экономики и предпринимательской деятельности.

Система знаний нацелена на выработку знаний, усвоение методов, понятий, терминов, классификации счетов, документов, регистров, финансовой отчетности  и  их значении  для получения всесторонней информации о хозяйствующем субъекте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1    Краткий обзор дисциплины (модуля), результаты обучения и критерии оценки

 

Наименование дисциплины

(модуля)

Краткий обзор дисциплины

(модуля)

Результаты обучения

и критерии оценки

Основы бухгалтерского учета

ПМ 03

Комплексное изучение и применение законодательных и инструктивных материалов по вопросам организации бухгалтерского учета и аудита в организациях различных форм собственности

Данный модуль предполагает изучение законодательных и инструктивных материалов по вопросам организации бухгалтерского учета и аудита в организациях различных форм собственности

Умеет   работать в программе 1С : Бухгалтерия, применять стандарты по аудиту и бухгалтерскому учету.

 

Уметь работать в программе 1С: Бухгалтерия, применять стандарты по аудиту и бухгалтерскому учету

 

 


1.2 Описание критериев, шкалы оценивания, форм и средств контроля формирования компетенций в рамках дисциплины

Индекс и название компетенции

Критерии оценки

Уровни сформированности компетенций, шкала оценивания

Формы и средства  контроля формирования компетенций

Компетенция не сформирована (0-49, «F»)

Минимальный

(50-74, «С+»,«С», «С-»,«D+»,«D»)

Средний

(75-89, «В+», «В»,«В-»)

Высокий

(90-100, «А», «А-»)

Оценка «неудовлетворительно» говорит о том, что обучающийся не знает значительной части программного материала, допускает существенные  ошибки в ответах, не может решить практические задачи или решает их с затруднениями

 

 

Оценку «удовлетворительно» получает обучающийся, который усвоил только основной материал, но не знает отдельных деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушает последовательность в изложении программного материала и испытывает затруднения в выполнении практических заданий

 

Оценку «хорошо» заслуживает обучающийся, твердо знающий программный материал, грамотно и по существу излагающий его. Не допускает существенных неточностей в ответе на вопрос, может правильно применить теоретические положения и владеет необходимыми навыками при выполнении практических задач

 

Оценку «отлично» выставляют обучающемуся, глубоко и прочно освоившему весь программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагает, не затрудняется с ответом при видоизменении задания, свободно справляется с поставленными задачами, показывает знания монографического материала, правильно обосновывает принятые решения, владеет разносторонними навыками и приемами выполнения практических работ, обнаруживает умение самостоятельно обобщать и излагать материал, не допуская ошибок 

ПМ 03. Комплексное изучение и применение законодательных и инстркутивных материалов по вопросам организации бухгалтерского учета и аудита в организациях различных форм собственности

1. Уметь работать в программе 1С: Бухгалтерия, применять стандарты по аудиту и бухгалтерскому учету

Не знает  тему, не может пересказать, отказывается выходить к доске, не может элементарно ответить на наводящие вопросы, не знает терминов, плана счетов, бухгалтерские проводки

 

Не умеет выделить главное, сделать выводы по теме, решать задачи

 

 

 

 

Поверхностно ориентируется в теоретическом и практическом материале по теме, очень робок, сомневается в своем ответе

 

Умеет отвечать на наводящие вопросы, решает задачи с помощью подсказок

Свободно ориентируется в теоретическом материале конкретной темы

 

Хорошо владеет терминами, нормативно - законодательной базой по дисциплине, но не может применить на практике, при отражении операций на счетах допускает отдельные неточности

В совершенстве владеет материалом, хорошо ориентируется в законодательной базе по дисциплине

 

Умеет применять материал теоретический на практике, свободно решает задачи, используя типовой план счетов, может делать выводы

Тест,

доклад,

презентация

сообщение по теме, написание реферата


 

2. Структура учебной работы, содержание и трудоёмкость основных элементов дисциплины

 

2.1 Трудоемкость и план изучения дисциплины

 

Дисциплина изучается в 1семестре 1 курса очной формы обучения. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 кредита, 60 часов, 8 часов на экзамен, 1 час на консультацию.

 

Распределение часов по рабочему учебному плану

 

 

 

 

Семестр

Количество

кредитов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общая трудоемкость

в часах

По видам обучения

По формам  обучения

 

Всего

 

В том числе

 

 

СРСП

 

 

 

СРС

Теоретическое обучение

Практические заня тия

Производственное обучение

1

2

60

60

30

30

-

15

30

 

 

Трудоемкость изучения дисциплины

 

Вид учебной работы

Трудоемкость

1. Аудиторные (контактные) занятия:

 

1.1 Теоретическое обучение, лекции

30

1.2 Практические занятия (включая семинарские)

30

1.3 Производственное обучение

-

2. Самостоятельная работа обучающегося (внеаудиторная)

 

2.1 Выполнение и сдача курсовой работы

-

2.2 Подготовка  электронной презентации

5

2.3 Самостоятельное изучение тем, вопросов программы

15

2.4 Самоподготовка к аудиторным занятиям

15

2.4.   Подготовка к участию и участие обучающихся во внеаудиторных индивидуальных контрольно-оценочных  мероприятиях, проводимых  в ходе изучения дисциплины

30

3. Подготовка и участие  в  мероприятиях, связанных с промежуточной аттестацией в форме экзамена

8

Итого по дисциплине

60

 

 

 

 

 

 

 

2.2    Содержательная структура дисциплины

Тематический план, распределение часов и баллов по видам занятий

Неделя

№ тем

Темы текущего контроля

Распределение часов по видам занятий

СРС

час

Виды и баллы контроля

Мах

балл

Теор

Сем

Практ

СРСП

Пр.об

ТК

РК

 1

1

История становления бухгалтерского учета

2

 

 

1

 

1

ТК

 

100

2

2

Бухгалтерский учет как информационная система

2

-

4

3

 

1

ТК

 

100

3

3

Методы бухгалтерского учета

2

-

2

2

 

1

ТК

 

100

4

4

Классификация средств организации

2

 

4

3

 

1

ТК

 

100

5 -6

5

Бухгалтерский баланс и типы изменений баланса под влиянием хозяйственных операций

4

 

4

4

 

2

ТК

 

100

7 -8

6

Счета и двойная запись

4

 

6

5

 

3

ТК

РК -1

100

 9

7

Классификация счетов

2

 

2

2

 

1

ТК

 

100

10-11

8

Первичное наблюдение - основа информационной системы бухгалтерского учета

4

 

4

4

 

2

ТК

 

100

12

9

Инвентаризация

2

 

2

2

 

1

ТК

 

100

13-

14

10

Формы бухгалтерского учета

4

 

 

3

 

2

ТК

 

100

15

11

Финансовая отчетность

2

 

2

2

 

1

ТК

РК -2

100

Итого

30

 

30

30

 

15

ТК

 

ТК

 

 

 

 

 

 

 

3. Общие организационные требования к учебной работе обучающегося, условия допуска к экзамену по дисциплине

 

3.1   Организация занятий и требования к учебной работе

обучающегося

 

Организация занятий по дисциплине носит циклический характер. По разделам  предусмотрена взаимоувязанная цепочка учебных работ: лекция – самостоятельная работа обучающийся (аудиторная и внеаудиторная).  На  занятиях студенческая группа получает задания и рекомендации. Для своевременной помощи обучающимся при изучении дисциплины кафедрой  организуются  индивидуальные и групповые консультации, устанавливается время приема выполненных работ.

По итогам изучения дисциплины осуществляется аттестация обучающегося в форме (экзамена).

            К изучению дисциплины  предъявляются следующие организационные требования:

-            обязательное посещение обучающимися всех видов аудиторных занятий;

-            ведение конспекта в ходе лекционных занятий;

-            качественная самостоятельная подготовка к практическим занятиям, активная работа на них; написание выводов на основании выполненных расчетов;

-            активная, ритмичная самостоятельная аудиторная и внеаудиторная работа обучающихся в течение всего семестра; своевременная сдача преподавателю отчетных документов по аудиторным и внеаудиторным видам работ;

-            в случае наличия пропущенных обучающимся занятиям, необходимо получить консультацию по подготовке и оформлению отдельных видов заданий. 

 Для успешного освоения курса, обучающемуся предлагаются учебно-информационные источники в виде учебной, учебно-методической литературы и отдельные   готовые видеоматериалы по разделам курса, презентации.

 

3.2 Условия допуска к экзамену по дисциплине

 

            Экзамен является формой контроля. К экзамену допускается обучающийся, выполнивший все виды учебной работы (включая внеаудиторную, в том числе обязательное выполнение курсовой работы) и отчитавшийся об их выполнении в сроки, установленные графиком учебного процесса по дисциплине.

В случае не полного выполнения указанных условий по уважительной причине, обучающемуся  предлагаются дополнительные тесты по пропущенному и неотработанному учебному материалу, после решения которых он допускается к итоговому заключительному контролю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Лекционные занятия

Неделя

 

Тема лекции

Трудоемкость, час.

Применяемые интерактивные формы обучения

1

Сущность хозяйственного учета и история становления

2

Вводная, информационная лекция

2

Бухгалтерский учет как информационная система

2

Лекция-беседа. Используется чередование фрагментов лекции с вопросами и ответами

3

Методы бухгалтерского учета

2

Лекция-беседа с визуализацией материала

4

Классификация средств организации

2

Лекция-беседа с визуализацией материала

5

Бухгалтерский баланс и типы изменений баланса под влиянием хозяйственных операций

2

Лекция с опорным конспектированием

6

Типы  изменений бухгалтерского баланса

2

 Лекция с опорным конспектированием

7

Счета и двойная запись

2

Традиционная лекция

8

Понятие  двойной записи

2

Лекция-беседа. Используется чередование фрагментов лекции с вопросами и ответами

9

Классификация счетов

2

Лекция-беседа. Используется чередование фрагментов лекции с вопросами и ответами

10

Бухгалтерские документы

2

Нормативная лекция

11

Бухгалтерские регистры

2

Лекция с разбором конкретных ситуаций

12

Инвентаризация

2

Нормативная лекция

13

Формы бухгалтерского учета

2

Лекция с опорным конспектированием

14

Журнально– ордерная форма учета

2

Лекция с разбором практических ситуаций

15

Финансовая отчетность

2

Информационно - объяснительная лекция

                                               

Лекционные занятия – это один из важнейших видов учебной деятельности, который  нужно посещать регулярно. По каждой теме лекции рекомендуется составлять краткий конспект с отражением всех основных ее положений.

Конспект лекций вместе с материалами учебников и учебных пособий будет весьма ценным подспорьем при подготовке к практическим и семинарским занятиям, контрольным работам, компьютерному тестированию и экзамену по дисциплине.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Практические  занятия по курсу и подготовка обучающихся к ним

 

Практические  занятия по курсу проводятся в соответствии с планом, представленным в следующей таблице

 

Номер темы

Тема, основные вопросы

Трудоемкость, час.

Применяемые интерактивные формы обучения

Связь занятия с внеаудиторной работой студента

1

 

Работа с Законом о бухгалтерском учете и финансовой отчетности

2

Самостоятельная работа с Законом по составленным вопросам

Самостоятельное изучение темы с составлением презентаций

2

Работа с Учетной политикой действующих предприятий

 

2

Самостоятельная работа с Учетными политиками предприятий по составленным вопросам

Самостоятельное изучение темы с составлением презентаций

3

Составление первичных документов

2

Составление документов в электронном формате, урок защита

Завершение работы с последующим обсуждением 

4

Составление классификации средств организации

2

Урок - размышление

Подготовка презентаций по вопросам задания

     5

Составление классификации средств организации по составу и источникам образования

 

2

Составление классификации, урок - защита

Подготовка презентаций по вопросам задания

6

Решение задач по составлению баланса

2

Составление баланса, урок - защита

Обсуждение результатов

7

Решение задач по составлению и изменениям баланса под влиянием хозяйственных операций

2

Составление измененого баланса, урок - защита

Обсуждение результатов

8

Решение задач  по отражению операций на счетах, подсчет оборотов, сальдо

 

2

Составление расчетов, урок - защита

Обсуждение результатов

     9

Решение задач  по отражению операций на счетах, с использованием двойной записи

 

2

Составление расчетов, урок - защита

Обсуждение результатов

    10

Решение задач  по отражению операций на счетах, с использованием двойной записи и составлением оборотных ведомостей

 

2

Составление расчетов, урок - защита

Обсуждение результатов

РК -1

Рубежный контроль №1

2

Рубежное тестирование

Обсуждение результатов

   11

Решение задач  по отражению операций на счетах, с описанием счетов, согласно классификации

2

Составление расчетов, урок - защита

Завершение расчетов с последующим обсуждением 

  12

Составление документов на получение ТМЗ от поставщиков

 

2

Составление документов, урок - защита

Завершение работы с последующим обсуждением 

13

Составление отчета кассира и журнала – ордера №1

 

2

Решение ситуационных задач по кассе, мозговой штурм

Завершение работы с последующим обсуждением 

14

Составление документов  по инвентаризации

2

Решение ситуационных задач по инвентаризации, мозговой штурм

Завершение работы с последующим обсуждением 

15

Составление баланса

2

Решение ситуационных задач, мозговой штурм

Завершение работы с последующим обсуждением 

РК -2

Рубежный контроль №2

2

Рубежное тестирование

Обсуждение результатов

 

 

Подготовка студентов к занятиям осуществляется с учетом общей структуры учебного процесса. На занятиях осуществляется входной и текущий аудиторный контроль в виде опроса, по основным понятиям дисциплины. Подготовка к занятия подразумевает  выполнение домашнего задания к очередному занятию по заданиям преподавателя, выдаваемым в конце  предыдущего  занятия.           

 

 

6. Общие методические рекомендации по оформлению и выполнению

отдельных видов внеаудиторной работы студентов

 

6.1 Самостоятельное изучение тем

 

ВОПРОСЫ

для самостоятельного изучения темы

 

Тема:

1. История становления бухгалтерского учета

2. Бухгалтерский учет как информационная система

3. Методы бухгалтерского учета

4. Классификация средств организации

5. Бухгалтерский баланс и типы изменений баланса под влиянием хозяйственных операций

6. Счета и двойная запись

7. Классификация счетов

8. Первичное наблюдение - основа информационной системы бухгалтерского учета

9. Инвентаризация

10. Формы бухгалтерского учета

11. Финансовая отчетность

 

 

 

Задания к вышеприведенным темам:

 

1. Задачи  и функции бухгалтерского учета и пользователи информации

2. Измерители, применяемые в бухгалтерском учете. Организация бухгалтерской службы.

Работа с уровнями нормативно- правовой документации по бухгалтерскому учету

3. Презентация по методам бухгалтерского учета. Право подписи документов

4. Изучение разделов и подразделов по типовому плану счетов. Значимость классификации средств. Работа с терминами по учету

5. Виды балансов .Самостоятельное решение задачи по составлению баланса.Презентация по типам изменения баланса

6. Особенные счета в типовом плане счетов. Самостоятельное решение задачи по отражению операций на счетах, работа с терминами по счетам. Значение оборотных ведомостей Самостоятельное решение задачи по отражению операций на аналитических счетах Самостоятельное решение задачи по отражению операций на аналитических счетах

7. Подготовить презентацию по классификации счетов .Самостоятельное решение задач с отражением операций на счетах, с указанием характеристики применяемых счетов

8. Способы проверки документов их классификация. Хранение документов. Презентация по регистрам. Требования к оформлению кассовых и банковских документов

9.  Техника проведения инветаризации  из правил ведения бухгалтерского учета. Сроки проведения инвентаризации

10. Презентация  по мемориально – ордерной форме учета. Презентация  по журнально – ордерной форме учета и автоматизированной форме учета.

11. Классификация пользователей финансовой отчетности. Пояснительная записка к балансу

 

Общий алгоритм самостоятельного изучения темы

1) Ознакомиться с рекомендованной учебной литературой и электронными ресурсами по теме (ориентируясь на вопросы для самоконтроля). На этой основе составить развёрнутый план изложения темы

2) Выбрать форму отчетности конспектов (план – конспект, текстуальный конспект, свободный конспект, конспект – схема)

3) Провести самоконтроль освоения темы  по вопросам,  выданным преподавателем

4) Предоставить  отчётный материал  преподавателю

5) Подготовиться к предусмотренному  контрольно-оценочному мероприятию по результатам самостоятельного изучения темы

6) Принять участие в указанном мероприятии,  пройти рубежное  тестирование

 

ШКАЛА И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

самостоятельного изучения темы

 

 - оценка «зачтено» выставляется, если студент на основе самостоятельного изученного материала, смог правильно выполнить не менее 60% заданий.

- оценка «не зачтено» выставляется, если студент неверно ответил более чем на 40 % вопросов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.2 Самоподготовка к аудиторным занятиям

 

Занятия,

по которым предусмотрена самоподготовка

Характер (содержание) самоподготовки

Организационная основа само подготовки

Общий алгоритм самоподготовки

Трудоемкость, час.

Сообщения по теме

Работа с литературой  

Подготовка сообщения дается  в начале изучения темы

1. Изучение материала по теме

2. Изучение учебной литературы, нормативных документов, интернет-ресурсов по теме сообщения

3. Подготовка ответов на вопросы сообщения

1

 

 

1

1

Практические занятия

Выполнение домашнего задания к очередному занятию

Задания преподавателя, выдаваемые в конце  предыдущего  занятия

1. Изучение лекционного материала по теме практического занятия

2. Изучение учебной литературы, нормативных документов, интернет-ресурсов по теме семинарского занятия

3. Завершение расчетно-графических работ

1

 

1

 

 

1

 

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

самоподготовки к аудиторным занятиям

 

- оценка «зачтено» выставляется, если обучающийся на основе самостоятельного изученного материала, смог всесторонне раскрыть теоретическое содержание темы. Владеет методиками при решении задач.

- оценка «не зачтено» выставляется, если обучающийся не на основе самостоятельного изученного материала, не смог всесторонне раскрыть теоретическое содержание темы. Затрудняется решать задачи.

 

 

6.3 ВЫПОЛНЕНИЕ И СДАЧА  РЕФЕРАТОВ

(ЭЛЕКТРОННОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ, ДОКЛАДА)

 

ПЕРЕЧЕНЬ ПРИМЕРНЫХ ТЕМ РЕФЕРАТОВ

(ЭЛЕКТРОННОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ ПО НИМ)

 

  1. Понятие о бухгалтерском учете и его место в системе хозяйственного учета.
  2. Требования к ведению бухгалтерского учета.
  3. Измерители, применяемые в бухгалтерском учете.
  4. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РК.
  5. Международные стандарты бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.
  6. Предмет и объекты бухгалтерского учета.
  7. Метод бухгалтерского учета, его сущность и элементы. Взаимосвязь элементов метода бухгалтерского учета.
  8. Понятие бухгалтерского баланса и его место в системе бухгалтерского учета.
  9. Содержание и структура актива бухгалтерского баланса.
  10. Содержание и структура пассива бухгалтерского баланса.
  11. Изменения в бухгалтерском балансе, происходящие под влиянием хозяйственных операций.
  12. Понятие документации и инвентаризации, их взаимосвязь.
  13. Документооборот и его регулирование.
  14. Хранение первичных бухгалтерских документов.
  15. Общие правила инвентаризации.
  16. Требования к первичным бухгалтерским документам.
  17. Классификация первичных бухгалтерских документов.
  18. Двойная запись хозяйственных операций на бухгалтерских счетах, ее контрольное и информационное значение.
  19. Бухгалтерские счета синтетические и аналитические, их назначение и взаимосвязь.
  20. Классификация бухгалтерских счетов.
  21. Корреспонденция бухгалтерских счетов.
  22. Типовой План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности, его назначение.
  23. Рабочий план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности, его разработка и отражение и учетной политике.
  24. Cпособы  исправления  ошибок в документах.
  25. Понятие учетной политики предприятия и характеристика его разделов.
  26. Понятие учетных регистров и форм бухгалтерского учета, их взаимосвязь и место в системе бухгалтерского учета.
  27. Классификация форм бухгалтерского учета и порядок записей на них.
  28. Понятие бухгалтерской отчетности и ее место в системе управления.
  29. Общие требования к бухгалтерской отчетности.
  30. Состав бухгалтерской отчетности коммерческих организаций.
  31. Организация бухгалтерской службы.
  32. Права, обязанности и ответственность руководителя организации.
  33. Права, обязанности и ответственность главного бухгалтера организации.

 

Общие требования, предъявляемые к подготовке презентации

 

Требования к содержанию мультимедийной презентации:

- соответствие содержания презентации поставленным целям и задачам;

- соблюдение принятых правил орфографии, пунктуации, сокращений и правил оформления текста (отсутствие точки в заголовках и т.д.);

- отсутствие фактических ошибок, достоверность представленной информации;

- лаконичность текста на слайде;

- завершенность (содержание каждой части текстовой информации логически завершено);

- сжатость и краткость изложения, максимальная информативность текста;

- расположение информации на слайде (предпочтительно горизонтальное расположение информации, наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана; если на слайде картинка, надпись должна располагаться под ней; желательно форматировать текст по ширине; не допускать «рваных» краев текста);

- наличие не более одного логического ударения: краснота, яркость, обводка, мигание, движение;

- информация подана привлекательно, оригинально, обращает внимание обучающихся.

Требования к тексту:

- читаемость текста на фоне слайда презентации (текст отчетливо виден на фоне слайда, использование контрастных цветов для фона и текста);

- кегль шрифта соответствует возрастным особенностям обучающихся и должен быть не менее 24 пунктов;

- использование шрифтов без засечек (их легче читать) и не более 3-х вариантов шрифта;

- расстояние между строками внутри абзаца 1,5,  а между абзацев – 2 интервала;

- подчеркивание используется лишь в гиперссылках.

Требования к дизайну:

- использование единого стиля оформления;

- соответствие стиля оформления презентации (графического, звукового, анимационного) содержанию презентации;

- использование для фона слайда психологически комфортного тона;

- фон должен являться элементом заднего (второго) плана: выделять, оттенять, подчеркивать информацию, находящуюся на слайде, но не заслонять ее;

- использование не более трех цветов на одном слайде (один для фона, второй для заголовков, третий для текста);

- соответствие шаблона представляемой теме (в некоторых случаях может быть нейтральным);

- целесообразность использования анимационных эффектов.

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

– оценка «отлично» по реферату присваивается за глубокое раскрытие темы, качественное оформление работы, содержательность доклада и презентации;

– оценка «хорошо» по реферату присваивается при соответствии выше перечисленным критериям, но при наличии в содержании работы и ее оформлении небольших недочетов или недостатков в представлении результатов к защите;

– оценка «удовлетворительно» по реферату присваивается за неполное раскрытие темы, выводов и предложений, носящих общий характер, отсутствие наглядного представления работы и затруднения при ответах на вопросы;

– оценка «неудовлетворительно» по реферату присваивается за слабое и неполное раскрытие темы, несамостоятельность изложения материала, выводы и предложения, носящие общий характер, отсутствие наглядного представления работы и ответов на вопросы.

 

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РЕФЕРАТА

 

В процессе выполнения реферативной работы каждый студент должен:

         1) Выбрать тему реферата.

2) Изучить рекомендуемую литературу по дисциплине и источники, подобранные самостоятельно. Изучение дисциплины  требует от студентов одновременного использования трех видов источников: учебников, специальной литературы, а также источников из электронных ресурсов.

При непосредственном изучении материала учебника, учебного пособия или иного источника, следует уяснить содержание и структуру вопроса, проанализировать конспект лекции.

3) Составить план изложения реферативной работы, подготовить необходимые части работы со ссылками  на использованную литературу.

4) Оформить работу согласно требованиям.

5) Подготовить презентацию по содержанию работы.

6) Представить презентацию преподавателю и выступить на занятии .

 

 

 

 

 

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РЕФЕРАТА

 

Для изложения материала используются листы А-4 формата, которые помещаются в папку. Текст работы печатается по госту университета  поля левое 3см, верх 2 см, правое 1,5 см, низ 2 см, интервал одинарный, шрифт 14 «Times New Roman», не допускается написание работы от руки. Работа должна быть напечатана аккуратно, разборчиво, приводимые цитаты из первоисточников и статистические данные должны снабжаться необходимыми ссылками на первоисточники с указанием автора, места издательства, год издательства и номера страницы. Ссылки делают в квадратных скобках.

Нумерация страниц в центре начиная с введения. Однако при этом следует помнить, что решающим в оценке выполненной работы является не количество страниц, а качество. В работе в строго определенной последовательности должны содержаться:

-                     титульный лист (считается за первую страницу);

-                     содержание  работы (считается за вторую страницу);

-                     введение (начинается с третьей страницы);

-           содержание основных частей работы (пронумерованных);

-                     заключение (выводы и предложения);

-                     список использованных источников;

-                     приложения (если они имеются);

Титульный лист должен быть правильно оформлен в соответствии в образцом, показанном в приложении.

В содержании приводятся номера и полные данные названия всех структурных разделов, параграфов с указанием страниц.

Актуальность рассматриваемой проблемы, характеризует степень ее научной разработки. Объем введения составляет не более 1страницы

       Во введении коротко, четко формируется цель, задачи исследуемой темы, место ее в курсе предмета. Если тема обширна, следует указать на ограничения круга рассматриваемых вопросов. Введение значительно выигрывает от того, насколько автор кратко и убедительно ее показывает

Основная часть работы (примерно 9 страниц)  может подразделяется на  1-2 пункта .

 Названия и содержание глав должно точно соответствовать теме и освещать содержание работы.

Так, первая глава обычно посвящается общетеоретическим вопросам. В ней рассматривается сущность и формы проявления изучаемых явлений, основные категории и законы, с помощью которых исследуется проблема. В ней отражается точка зрения разных авторов,  проводятся противоречия и дискуссионные вопросы и сформировавшаяся в процессе изучения материала точка зрения автора, которая при должном уровне аргументации может не совпадать с точки зрения других.

Проблема рассматривается с точки зрения современных достижений. Необходимо показать степень разработанности проблемы, назвать работы и

их авторов, в которых эти проблемы рассматриваются.

Во второй главе обычно раскрывается механизм функционирования экономических процессов и явлений. Анализируется совокупность инструментов и рычагов, обеспечивающих их реализацию. То есть по содержанию данная глава ближе к практическим аспектам реализации данной темы в современной практике.

Последняя глава обычно носит конструктивный характер – доказательство положений, которые автор считает истинными. Для этого используется анализ, исследуется хозяйственная практика Республики Казахстан, привлекается обширный статистический материал и проводятся фактические примеры. Статистическая документация и информация обобщается в виде схем графиков диаграмм, куда обязательно должны быть включены три последних года включая текущий. Например, если работа  выполняется в 2018 году, то данные из периодических и статистических источников должны быть обобщены за 2016-2018гг.

В заключении следует подвести итоги темы, сформулировать выводы и предложения. Все выводы и предложения должны быть обоснованы в основной части работы. Заключение рекомендуется писать сжато, в виде тезисов. Объем его не должен превышать 2-3 страницы.

Список использованных источников составляется в строго определенном алфавитном порядке, где приводятся: Законы Республики Казахстан, материалы и постановления государственных органов,  доклады и выступления Президента Республики Казахстан и руководителей правительства, статистические сборники, архивные и отчетные материалы и другая литература. Цитаты, таблицы, цифровые данные приводимые в тексте работы, должны иметь ссылку на источник, то есть следует указать – откуда они взяты.

Выполненная работа представляется на кафедру, регистрируется преподавателем,  и берется на проверку (для рецензирования). Работа, получившая положительную рецензию и имеющая предварительную оценку, допускается к защите. Защита работы осуществляется публично и происходит в присутствии всех членов группы. На защите студент в своем выступлении (3-5) минут должен раскрыть основное содержание работы, обосновать свою точку зрения по излагаемым вопросам, после чего преподаватель и студенты  могут задавать вопросы по кругу изученных в ходе данного исследования проблем. Таким образом, после защиты работа получает окончательную оценку, которая заносится в тетрадь преподавателя и учитывается при выставлении итоговых оценок за семестр

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

1. Критерии оценки качества процесса подготовки реферата:

– способность работать самостоятельно;

– способность творчески и инициативно решать задачи;

– способность рационально планировать этапы и время выполнения эссе,

– дисциплинированность, соблюдение графика подготовки и сдачи выполненных этапов работ;

– способность вести научную дискуссию, выстраивать аргументацию, демонстрация широты кругозора.

2. Критерии оценки содержания реферата: 

– степень раскрытия темы;

– самостоятельность и качество анализа данных;

– глубина проработки основного материала и обоснованность заключения.

3. Критерии оценки оформления реферата:

– логика и стиль изложения;

– объем и качество выполнения иллюстративного материала;

– общий уровень грамотности изложения;

– качество демонстрационного материала (электронной презентации);

– уровень ответов на вопросы.

 

 

 

 

 

 


 

 

ФОРМА титульного листа реферата

 

Учреждение «Костанайский высший экономический колледж Казпотребсоюза»

 

Специальность 0518000 Учет и аудит (по отраслям)

Кафедра (название кафедры)

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине

«НАЗВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ»

 

 

на тему «НАЗВАНИЕ ТЕМЫ»

 

студента_____ курса, группы_____  очной формы обучения 

 

Фамилия Имя Отчество

 

(20__ - 20___учебный год)

 

 

 

 

 

 

Проверил, преподаватель

__________________

(подпись)

ФИО

 

Костанай, 20____

 


 

Форма оборота титульного листа РЕФЕРАТА

Оцениваемая компонента реферата

и/или работы над ним

Оценочное заключение преподавателя

по данной

компоненте

а) Соответствие  содержания реферата  его теме

 

б) Полнота и глубина раскрытия темы реферата

 

в) Степень самостоятельности студента при подготовке реферата

 

г) Степень соблюдения студентом общих требований:

 

- к оформлению реферата

 

-  к оформлению списка источников информации, использованных  при написании  реферата

 

д) Уровень понимания  студентом отражённого  в проекте материала, проявленный при защите реферата

 

е) Уровень коммуникативных навыков, продемонстрированный студентом во время презентации реферата

 

Проект принят с оценкой   (отлично, хорошо, удовлетворительно)

(дата)

Ведущий преподаватель по дисциплине

_______________

(подпись)

ФИО

 

 

7. Входной и текущий контроль

результатов учебной работы обучающегося

 

7.1 Вопросы для входного контроля

 

1.Что знаете о данном предмете?

2.Что такое бухгалтерский учет?

3.Кто может работать бухгалтером?

4.Виды учета?

5.Что делает бухгалтер  его обязанности?

6.Кто несет ответственность составление документов?

7.Что такое документ?

8.Что понимаете под  расчетным счетом предприятия?

9.Что значит обработать документ?

10. Что такое инвентаризация?

 

На первом практическом занятии проводится входной контроль остаточных знаний студента  приобретенных в ходе изучения предшествующих дисциплин. Входной контроль проводится в форме тестирования. Входной контроль проводится с целью выявления реальной готовности студентов к освоению данной дисциплины за счет компонентов компетенций, сформированных ранее.

В течение семестра, по контрольным неделям проводится текущий контроль успеваемости по дисциплине, к которому студент должен быть подготовлен.

 Отсутствие пропусков аудиторных занятий, активная работа на практических занятиях, успешное прохождение рубежного тестирования, общее выполнение графика учебной работы являются основанием для получения положительной оценки по текущему контролю.

 Наличие пропусков, неподготовленность к занятиям является основанием для отработки задания по практической работе. В ходе отработки студенту необходимо будет подготовиться, прийти на консультацию и ответить преподавателю на теоретические вопросы по соответствующему разделу дисциплине.

 

ШКАЛА И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

ответов на вопросы входного контроля

 

- оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, если вопрос раскрыт, во время дискуссии высказывается собственная точка зрения на обсуждаемую проблему, демонстрируется способность аргументировать доказываемые положения и выводы.

- оценка «не зачтено» выставляется, если обучающийся не способен доказать и аргументировать собственную точку зрения по вопросу, не способен ссылаться на мнения ведущих специалистов по обсуждаемой проблеме.

 

7.2. Текущий контроль успеваемости

 

В течение семестра, проводится текущий контроль успеваемости по дисциплине, к которому обучающийся должен быть подготовлен.

В качестве текущего контроля допускается выполнение тестовых заданий. Тест состоит из небольшого количества элементарных вопросов по основным разделам дисциплины; может предоставлять возможность выбора из перечня ответов; неправильные решения разбираются на следующем занятии; частота тестирования определяется преподавателем.

Тестирование проводится в письменной форме (на бумажном носителе). Тест включает в себя 30 вопросов. Время, отводимое на выполнение теста - 30 минут. В каждый вариант теста включаются вопросы в следующем соотношении: закрытые (одиночный выбор) – 25-30%, закрытые (множественный выбор) – 25-30%, открытые – 25-30%, на упорядочение и соответствие – 5-10%

На тестирование выносится по 10 вопросов из каждого раздела дисциплины.

 

8. ПРОМЕЖУТОЧНАЯ (СЕМЕСТРОВАЯ) АТТЕСТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО

ДИСЦИПЛИНЕ

 

Перечень вопросов к экзамену

 

  1. Понятие об учете и история его развития
  2. Задачи бухгалтерского учета. Пользователи информации
  3. Характеристика предмета и метода бухгалтерского учета
  4. Классификация средств по составу и размещению
  5. Классификация средств по источникам образования
  6. Понятие о балансе и его строении, виды балансов
  7. Типы изменений в балансе под влиянием хозяйственных операций
  8. Понятие о счетах бухгалтерского учета. Их строение. Связь счетов с балансом
  9. Сущность и значение двойной записи
  10. Счета синтетического учета
  11. Счета аналитического учета
  12. Оборотные ведомости по счетам синтетического учета
  13. Оборотные ведомости по счетам аналитического учета
  14.  Понятие активных счетов и их виды, структура.
  15. Понятие пассивных  счетов и их виды, структура
  16. Счета для учета и контроля финансовых результатов
  17. Понятие о забалансовых счетах
  18. Типовой план счетов бухгалтерского учета
  19. Понятие и значение оценки. Принципы оценки объектов бухгалтерского учета
  20. Понятие и значение калькуляции. Объекты калькуляции
  21. Понятие о бухгалтерских документах, их значение. Реквизиты документов
  22. Классификация документов
  23. Порядок ведения документов и способы проверки документов и исправления ошибок
  24. Составные части счета, выведение сальдо на конец месяца
  25. Значение, виды и сроки проведения инвентаризации. Документальное оформление результатов инвентаризации
  26. Понятие об учетных регистрах, их виды
  27. Правила ведения учетных регистров. Способы исправления ошибок в учетных регистрах
  28. Понятие о формах бухгалтерского учета (журнально-ордерная форма)
  29.  Отчетность и ее виды. Требования предъявляемые к отчетности

30.   Функции бухгалтерской службы. Права и обязанности главного бухгалтера

 

 

9 СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

1. Список рекомендуемой литературы

1.1 Основная литература

1)Назарбаев Н. Казахстан  на пороге нового рывка вперед  в  своем развитии: Стратегия вхождения  Казахстана в числа пятидесяти  наиболее конкурентоспособных стран мира // Казахстанская правда.-2006.-2 марта.

2) 3акон Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от  28 февраля 2007 г № 234 – III .: 28 февраля 2007 г № 234 – III

3)  Н .Кабылова, Ш.Абайхан,,Е.Оразалинов Бухгалтер Учебник, Астана -2014 ,стр 216

4) Китебаева К.А.Теория бухгалтерского учета  : учебно-практическое пособие/ К.А. Китебаева .- КАРАГАНДА, 2000.- 186 c.

5)Маренков Н.Л.Теория бухгалтерского учета: учебник/ Н.Л. Маренков, Т.Н. Веселова ; Под общ. ред. Н.Л. Маренкова .- М. : Едиториал УРСС, 2004.- 296 c..

6)Кабылова Н., Доспалинова Ш., Абайханова Д. Теория бухгалтерского учета: учебное пособие : (сборник тестов)/ Н. Кабылова, Ш. Доспалинова, Д. Абайханова .- Астана : Фолиант, 2009.- 160 c.

7)Абдушукуров Р.С., Мырзалиев Б.С. Теория и практика бухгалтерского учета Р.С. Абдушукуров, Б.С. Мырзалиев .- А. : Нур-пресс, 2007.- 796 c.

8) Поринг Л.А.Практикум по теории бухгалтерского учета: учебно-практическое пособие/ Л.А. Поринг .- Костанай : КЭКК, 2008.- 46 c.- 37 экз.

9)Радостовец В.В., Шмидт О.И. Теория и отраслевые особенности бухгалтерского учета В.В. Радостовец, О.И. Шмидт .- А. : Центраудит Казахстан, 2000.- 496 c.

10) Антони Р. Основы бухгалтерского учета: Перевод с англ., М.: СП “Триада”, 1992

11) Бакаев А.С., Шнейдман Л.З. Учетная политика предприятия, М.: 1994

12) Нурсеитов Э.О. Бухгалтерский учет в организациях: учебное : учеб. пособие/ Э.О. Нурсеитов.- 3-е изд., перераб..- Алматы : LEM, 2010.- 444 c.

13)  Мырзалиев Б.С.Основы бухгалтерского учета ,- Алматы: Нур-пресс, 2006

 14)Соколов Я.В.  Основы теории бухгалтерского учёта. – М.: Финансы и статистика, 2008 – 496с.

 15)Китебаева К.А.Принципы бухгалтерского учета.   Караганда:КЭУК, 2010, с.149

16)Султанова Б.Б. Основы бухгалтерского учета: Учебное пособие. - Алматы, Экономика: 2009, с.152

         1.2 Дополнительная литература

1) Краткий словарь бухгалтерских терминов под ред. Китебаевой  К.А., Караганда

2) «Файл бухгалтера»  периодические издания

3) « Библиотека бухгалтера и предпринимателя» периодические издания

4) «Досье бухгалтера» периодические издания

5)Приказ Министра Финансов РК от 31 марта 2015 года  № 241 «Правила ведения бухгалтерского учета»

6)Международные стандарты бухгалтерского учета

7)Приказ Министра Финансов РК от 31 марта 2013 года  № 50 Национальные стандарты бухгалтерского учета

8) Типовой план счетов бухгалтерского учета: учебное.- Алматы : Центральный дом бухгалтера, 2009.- 80 c.

9)Инструкция по применению Типового плана счетов, бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности субъектов.

10)Отражение хозяйственных операций на основе Типового плана счетов, бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности субъектов Республики Казахстан. Практическое пособие Караганда: Каз. ИПК, 1997 100 с.

11) Путеводитель бухгалтер: прак. пособие для бухгалтеров. – Алматы: ТОО «ЦДБ», 2010. – 144 с.

12)Налоговая и учетная политика предприятия, ТОО «Издательский дом «БИКО», 2009.

13)Формирование учетной политики организации для целей бухгалтерского учета на 2010 год // В.Р.Захарьин, «Консультант бухгалтера», N 11, ноябрь 2010 г.

14)Формирование учетной политики для целей налогового учета на 2011 год // В.Р.Захарьин, «Консультант бухгалтера», N 12, декабрь 2011 г.

15) Нурсеитов Э.О. «Путеводитель по международным и национальным стандартам финансового отчетности»,2008, с.123

16) Сборник бухгалтерских проводок: учебное.- Алматы : ТОО "Издательство LEM", 2010.- 164 c.- (Бухгалтерский учет в Республике Казахстан).

17) www.zakon.kz – законодательство РК, справочная система ЮРИСТ

18)www.stat.kz – Агентство РК по статистике

19)www.nationalbank.kz – Национальный банк

 

ГЛОССАРИЙ

Аванс - денежная наличность, выдаваемая работникам в счет предстоящих расходов и платежей.

Авансовый отчет – документ типовой формы, составляемый и представляемый подотчетными лицами.

Авизо – официальное извещение одного предприятия другому об изменениях в состоянии взаимных расчетов или расчетов с третьими лицами. Авизо может быть почтовым или телеграфным.

Аккредитив – используется аккредитивной формы расчетов. Суть ее заключается  в том, что плательщик поручает своему банку произвести платеж в месте нахождения поставщика с аккредитивного счета.

Акт – документ фиксирующее какое-либо действие, который составляется комиссией.

Актив – 1) совокупность имущества и денежных средств, принадлежащих субъекту; подразделяется на материальные и нематериальные ценности; 2) часть бухгалтерского баланса, отражающая на отчетную дату в денежном выражении  внеоборотные и текущие активы предприятия.

Активные счета – счета бухгалтерского учета, на которых учитываются активы субъектов. Они отражают наличие, состав и размещение средств и имущества. В активных счетах увеличение средств записывается по дебету, а уменьшение – по кредиту. Сальдо бывает только дебетовым и показывается в активе баланса.

Акцепт – согласие на оплату или гарантирование оплаты денежных, товарных или расчетных документов.

Акциз – косвенный налог, включаемый в цену товара и оплачиваемый покупателем.

Акция – ценная бумага, свидетельствующая о внесении определенной суммы в уставной капитал АО и дающая право ее владельцу на получение части дохода (дивиденда) этого общества.

Амортизация – стоимостное выражение износа в виде систематического распределения стоимости актива в течение срока службы путем перенесения первоначальной стоимости на издержки производства а также расходы периода.

Аналитический учет – учет хозяйственных операций, детализированный в денежном, а в необходимых случаях и натуральном выражении.

арендодателем, а сторона, получающая его, - арендатором.

Архив бухгалтерский – бухгалтерские документы, учетные регистры и материалы отчетности, хранящиеся на предприятии в течение установленных сроков. По срокам хранения документы подразделяются на две группы: хранящиеся в течение 5 лет и подлежащие после этого уничтожению; подлежащие постоянному хранению поэтому подлежащие передаче в государственный архив.

Баланс – форма отражения равновесия взаимосвязанных величин, находящихся в постоянном изменении. Бухгалтерский баланс составляется на определенную дату в виде таблицы, поделенной на две части: актив и пассив, где отражается состояние активов и источники их формирования.

Балансовая прибыль – это доход от обычной деятельности после налогообложения с учетом доходов (убытков) от чрезвычайных ситуаций.

Банк – денежно-кредитное учреждение, осуществляющее платежный оборот в наличной и безналичной формах.

Банковский процент – плата за предоставление банком денег в долг.

Безналичные расчеты – основной способ расчетов между субъектами. Безналичные расчеты совершаются без участия наличных денег путем списания денежной наличности счета плательщика и зачисления их на счет получателя.

Бизнес – экономическая деятельность, направленная на получение прибыли.

Бизнес-план -  краткие  сведения о предприятии, характеризующие его финансово-хозяйственное состояние и перспективы развития.

Бланк – форма  документа, отпечатанная типографским способом, в которой предусмотрены необходимые реквизиты. Используются для оформления бухгалтерских документов вручную или машинным способом.

Бланки строгой отчетности – бланки документов, подлежащие учету и выдаваемые под отчет работникам для оформления хозяйственных операций – квитанции, талоны, абонементы, форма которых утверждена в установленном порядке с проставленными на них порядковыми номерами.

Брутто – масса товара вместе с упаковкой.

Бухгалтерская проводка – оформление корреспонденции счетов, с указанием дебетуемого и  кредитуемого  счетов и суммы хозяйственной операции, подлежащей регистрации. При любой проводке сумма, записанная по дебету одного счета, должна равняться  сумме, записанной по кредиту другого счета.

Валюта – денежная единица определенной страны (национальная валюта) или иностранного государства (иностранная валюта).

Валютные операции – операции, связанные с переходом права собственности на валютные ценности, с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты.

Взаимозачеты – погашение взаимной задолженности между предприятиями на основании взаиморасчетов.

Главная книга – свод учетных регистров, предназначенный для ведения синтетического учета, оформленных в виде  сброшюрованной книги, открываемой на один год для всех счетов Генерального плана.

Гудвилл – или цена фирмы представляет превышение покупной стоимости предприятия над суммой его активов по балансу.

Двойная запись – способ регистрации хозяйственных операций в счетах бухгалтерского учета. Особенность двойной записи состоит в том, что сумма каждой хозяйственной операции записывается в двух счетах – по дебету одного и кредиту другого счета.

Дебет – часть счета (левая) бухгалтерского учета для отражения хозяйственной операции методом двойной записи. В активных счетах она означает увеличение средств, в пассивных – уменьшение источников этих средств.

Дебиторская задолженность – выражаемые в денежной форме обязательства юридических и физических лиц перед хозяйствующими субъектами, с которыми они вступают в определенные взаимоотношения. Дебиторская задолженность, которая не погашена в установленный срок, переходит в разряд сомнительных долгов (требований).

Дебиторы – предприятия, организации, учреждения, физические лица, имеющие дебиторскую задолженность перед субъектом.

Девальвация – официальное снижение курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам или международным валютным счетным единицам, к золоту.

Денежные средства в пути – денежные средства, принадлежащие предприятию, но еще не зачисленные на его расчетный счет.

Денежный чек – документ установленной формы, содержащий приказ предприятия учреждению банка о выплате со счета чекодателя наличными деньгами суммы, указанной в чеке.

Дивиденды – распределение чистого дохода между акционерами в соответствии с долей их участия в уставном капитале.

Дисконтная (учетная) ставка – процентная ставка, которую центральный банк страны взимает при учете правительственных и ценных бумаг или при предоставлении кредита.

Доверенность – документ, удостоверяющий право лица, его предъявившего, совершать сделки или иные действия от имени доверителя определенную операцию. Доверенность от имени предприятия выдается за подписью руководителя и главного бухгалтера и удостоверяется печатью.

Договор – письменное соглашение о взаимных обязательствах двух или более сторон. Договор включает  условия выполнения установленных обязательств сторон, меры имущественной  ответственности за их невыполнение.

Договорная цена – цена, определяемая по взаимному соглашению потребителя и производителя продукции (работ, услуг).

Документ – материальный носитель информации, содержащий соответствующие данные, оформленный в установленном порядке и имеющий в соответствии с действующим законодательством правовое значение.

Документооборот – процесс движения документов субъекта, включающий время с момента составления документов до сдачи в архив.

Доходы будущих периодов – средства,  полученные в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам. Это вперед полученная арендная плата, абонементная плата и др.

Журнал-ордер – учетная таблица, где регистрация производится по кредитовому признаку, т.е. по кредиту данного счета в корреспонденции с дебетуемым  счетом и записываются в Главную книгу.

Журнал хозяйственных операций – учетный регистр, в котором  отражены все операции, проводимые на предприятии.

Забалансовые счета (Внебалансовые счета) – счета бухгалтерского учета, сальдо которых не входит в бухгалтерский баланс. На забалансовых счетах учет ведется по простой системе без применения двойной записи.

Издержки обращения (производства) – сумма затрат, связанных с процессом обращения (производства) продукции.

Износ основных средств – процесс потери физических и моральных характеристик объектов основных средств.

Импорт – ввоз в страну иностранных товаров или капитала.

Инвентаризация – проверка фактического наличия числящегося на балансе субъекта имущества, проводимая путем подсчета, описания, взвешивания, взаимной сверки, оценки и т.д. выявленных средств, и сравнение полученных данных с данными бухгалтерского учета.

Инвестиции – реальные и финансовые вложения в экономику других субъектов в целях получения экономических выгод и доходов.

Инвестиционная деятельность – вид деятельности предприятия, направленный на сохранение и развитие экономического потенциала.

Инвесторы – субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие инвестиции.

Инкассо – поручение, данное клиентом банку о получении платежа с плательщика.

Инструкция – нормативный акт, издаваемый уполномоченными органами в пределах их компетенции, регламентирующий условия и порядок решения отдельных вопросов.

Иск – требование истца к ответчику, предъявленное в судебном или арбитражном порядке для защиты своих прав.

Исковая давность – время, в течение которого предприятие может востребовать дебиторскую задолженность или обязано погасить кредиторскую задолженность.

Коммерческая тайна – информация, имеющая действительную  или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

Компенсация – возмещение (вознаграждение) затрат за потерянное

Консолидированный баланс – сводная бухгалтерская отчетность о деятельности и финансовых результатах материнского и дочерних обществ по корпорации в целом.

Контракт – письменное соглашение, содержащее взаимные обязательства договаривающихся сторон.

Контрольный пакет акций – доля акций, сосредоточенная в руках одного владельца и обеспечивающая ему возможность осуществлять фактический контроль над деятельностью акционерного общества.

Кредит – 1) часть счета бухгалтерского учета. На активных счетах по кредиту записывается уменьшение объекта учета; а на пассивных - увеличение;

                2) предоставление в долг денег или товаров на условиях возвратности и, как правило, с уплатой процентов.

Кредиторская  задолженность – сумма обязательств предприятия другим предприятиям и отдельным лицам.

Курсовая разница – разница, возникающая в результате отражения в учете и финансовой отчетности одного и того же количества единиц иностранной валюты в отчетной (национальной) валюте при изменении  курса.

Лизинг – долгосрочная аренда имущества.

Ликвидационная стоимость – предполагаемая стоимость запасных частей, лома, отходов, возникающих при ликвидации основных средств в конце срока полезной службы, за вычетом ожидаемых затрат  по выбытию.

Лицензия – официальный документ, который разрешает осуществление указанного в нем вида деятельности в течение установленного срока, а также определяет условия его осуществления.

Материально-ответственное лицо – работник, который согласно трудовому законодательству несет полную материальную ответственность за ущерб, возникший в результате не обеспечения сохранности вверенных ему под отчет ценностей  денежной наличности.

Метод начислений – принцип учета доходов и расходов, согласно которому  доходы и вычеты учитываются с момента  выполнения работ, предоставления услуг и отгрузки готовой продукции (товаров) независимо от времени оплаты.

Месячный расчетный показатель – показатель на месяц, ежегодно устанавливаемый  в государственном бюджете на очередной год или в нормативном правовом акте для исчисления пенсий, пособий и иных социальных выплат, а также для применения штрафных санкций, налоговых и других платежей.

Минимальный размер заработной платы – гарантированный минимум заработной платы, устанавливаемый государством в законодательном порядке, ниже которого не может оплачиваться труд работников.

Налог – обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством с юридических и физических лиц в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.

Недостача – фактическая нехватка денежных, товарных и иных ценностей (сверх установленных норм потерь), зафиксированная в установленном порядке при приемке или по результатам инвентаризации.

Нематериальные активы – неосязаемые активы, не обладающие физической натуральной формой, приносящие дополнительный доход: права пользования земельными участками, природными ресурсами, патенты, лицензии, ноу-хау, программные продукты и привилегии, организационные расходы, торговые марки, товарные знаки и т.п.

Нерезиденты – физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами республики, в том числе временно находящиеся в ней; юридические лица, созданные  в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами республики; предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами республики; находящиеся в государстве иностранные дипломатические и иные –официальные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства.

Нетто – масса товара без упаковки.

Неустойка – штраф за невыполнение одной из сторон договорных обязательств.

Номинал – нарицательная стоимость, указанная на ценных бумагах, банкнотах, монетах.

Норма амортизации основных средств – процентное отношение  годовой суммы амортизации к первоначальной стоимости основных средств.

Ноу-хау – совокупность различных знаний  научных, технических, производственных, коммерческих опыта практически применяемых в деятельности предприятия, оформленных в виде технической документации.

Обязательства – обязанность лица (должника) совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие.

Операционная деятельность – основная деятельность юридического лица по получению дохода и иная деятельность, не относящиеся к инвестиционной и финансовой.

Основные средства – материальные активы, действующие в течение длительного периода времени (более одного года) как в сфере материального производства, так и в непроизводственной сфере.

Пассив – часть бухгалтерского баланса, в которой показываются источники образования средств предприятия.

Пассивные счета – счета бухгалтерского учета, на которых учитываются источники собственного капитала и обязательства.   Увеличение в пассивных счетах записывается по кредиту, уменьшение – по дебету, Кредитовое сальдо по счетам показывается в пассиве баланса.

Патент – документ, выдаваемый компетентным органом государства, на право заниматься торговлей или другим промыслом; документ, удостоверяющий приоритет изобретения, авторство и исключительное право патентообладателя на изобретения; в отдельных государствах – документ на право занятия определенной должности.

Пеня – вид штрафа за нарушение сроков платежей, которая устанавливается в процентах от причитающейся к платежу суммы за каждый день просрочки платежа.

Себестоимость основных средств – стоимость, включающая все фактически произведенные необходимые затраты по возведению или приобретению основных средств, в том числе уплаченные при покупке не возмещаемые налоги и сборы  и другие расходы, непосредственно связанные с приведением актива в рабочее состояние.

План счетов бухгалтерского учета – систематизированный перечень всех балансовых счетов, используемых в системе бухгалтерского учета.

Подоходный налог (с юридических и физических лиц) – обязательный платеж, устанавливаемый для лиц, имеющих налогооблагаемый доход в налоговом году. Плательщиками этого налога являются лица-резиденты и нерезиденты.

Пошлина – вид налогов и сборов.

Представительские расходы – затраты предприятия по приему и обслуживанию представителей других организаций (включая иностранных), прибывших для переговоров с целью взаимовыгодного сотрудничества.

Принципы учета – основные исходные положения (правила), определяющие нормы регулирования бухгалтерского учета.

Резиденты – 1) физические лица, постоянно проживающие в государстве, в том числе временно находящиеся за границей; 2) юридические лица, созданные в соответствии с государственными законами, с местонахождением на территории государства; 3) дипломатические и иные официальные представительства государства за ее пределами; 4) предприятия и организации, не являющиеся  юридическими лицами, созданные в соответствии с действующим законодательством, с местонахождением в государстве.

Реквизиты – совокупность обязательных сведений  в документах, отсутствие которых лишает их юридической силы.

Резервы по сомнительным долгам – создаются на основе результатов проведенной в конце года инвентаризации дебиторской задолженности по поставщикам и покупателям и предназначен для списания безнадежных к взысканию долгов.

Розничные цены – цены, по которым продаются товары непосредственно потребителем.

Рыночные цены – свободные цены, сложившиеся в регионе на момент исполнения сделки.

Синтетический учет – учет, дающий обобщенные показатели в денежном выражении. Данные синтетического учета детализируются в аналитическом учете.

Смета – документ по исчислению предстоящих расходов и доходов.

Стандарты бухгалтерского учета – нормативно-правовые документы, определяющие  методологию бухгалтерского учета и раскрытия информации в финансовой отчетности.

Собственный капитал – активы субъекта после вычета его обязательств.

Тариф – установленный размер платы за различные услуги.

Таможенная декларация – заявление распорядителя импортного или экспортного  груза о стоимости груза, для выполнения таможенных формальностей, начисления таможенной пошлины и определения стоимости таможенных процедур.

Таможенный тариф – свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

Уставный капитал – совокупность вкладов (в денежном выражении) учредителей при создании предприятия для обеспечения его деятельности в размерах, определенных учредительными документами.

Учетная политика предприятия – совокупность выбранных предприятием способов ведения бухгалтерского учета, утвержденная приказом или распоряжением руководителя.

Финансовая деятельность – деятельность юридического лица, результатом которой является изменение в размере и составе собственного капитала и заемных средств.

Финансовый результат – прирост (или уменьшение) стоимости собственного капитала организации, образовавшийся  в процессе ее предпринимательской деятельности за отчетный период.

Финансовый учет – система, измеряющая, обрабатывающая и передающая учетную информацию, необходимую для использования, для целей управления как внутри предприятия, так и за его пределами.

ФИФО – метод бухгалтерского учета товарно-материальных запасов по цене первой поступившей или изготовленной партии.

Форма бухгалтерского учета – определенная система построения и взаимосвязи регистров, порядок и способы регистрации и группировки учетных данных. В настоящее время используются следующие формы: мемориально-ордерная, журнально-ордерная, упрощенная, компьютерная и др.

Цена – денежное выражение стоимости товара.

Чек – документ, по которому выдают наличные деньги со счетов в банках и с помощью которого производят безналичные расчеты за товары и услуги.

Экспорт – вывоз из страны в другие страны капитала,  товаров.

Эмиссия – выпуск бумажных денег, ценных бумаг.

Эмитент – юридическое лицо, осуществляющее выпуск ценных бумаг в соответствии  с действующим законодательством и несущее от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг.

Эмбарго – запрещение государством ввоза или вывоза товаров.

 


Скачано с www.znanio.ru

Учреждение «Костанайский высший экономический колледж

Учреждение «Костанайский высший экономический колледж

СОДЕРЖАНИЕ Введение 1

СОДЕРЖАНИЕ Введение 1

ВВЕДЕНИЕ Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины являются основным организационно-методическим документом учебно-методического комплекса по дисциплине в составе образовательной программы послесреднего образования

ВВЕДЕНИЕ Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины являются основным организационно-методическим документом учебно-методического комплекса по дисциплине в составе образовательной программы послесреднего образования

Место учебной дисциплины в подготовке прикладного бакалавра

Место учебной дисциплины в подготовке прикладного бакалавра

Краткий обзор дисциплины (модуля), результаты обучения и критерии оценки

Краткий обзор дисциплины (модуля), результаты обучения и критерии оценки

Описание критериев, шкалы оценивания, форм и средств контроля формирования компетенций в рамках дисциплины

Описание критериев, шкалы оценивания, форм и средств контроля формирования компетенций в рамках дисциплины

ПМ 03. Комплексное изучение и применение законодательных и инстркутивных материалов по вопросам организации бухгалтерского учета и аудита в организациях различных форм собственности 1

ПМ 03. Комплексное изучение и применение законодательных и инстркутивных материалов по вопросам организации бухгалтерского учета и аудита в организациях различных форм собственности 1

Структура учебной работы, содержание и трудоёмкость основных элементов дисциплины 2

Структура учебной работы, содержание и трудоёмкость основных элементов дисциплины 2

Содержательная структура дисциплины

Содержательная структура дисциплины

Общие организационные требования к учебной работе обучающегося, условия допуска к экзамену по дисциплине 3

Общие организационные требования к учебной работе обучающегося, условия допуска к экзамену по дисциплине 3

Лекционные занятия Неделя

Лекционные занятия Неделя

Классификация счетов 2

Классификация счетов 2

Практические занятия по курсу и подготовка обучающихся к ним

Практические занятия по курсу и подготовка обучающихся к ним

Подготовка презентаций по вопросам задания 6Решение задач по составлению баланса2Составление баланса, урок - защитаОбсуждение результатов 7Решение задач по составлению и изменениям баланса под влиянием хозяйственных…

Подготовка презентаций по вопросам задания 6Решение задач по составлению баланса2Составление баланса, урок - защитаОбсуждение результатов 7Решение задач по составлению и изменениям баланса под влиянием хозяйственных…

Составление отчета кассира и журнала – ордера №1 2

Составление отчета кассира и журнала – ордера №1 2

Задания к вышеприведенным темам: 1

Задания к вышеприведенным темам: 1

Самоподготовка к аудиторным занятиям

Самоподготовка к аудиторным занятиям

Понятие документации и инвентаризации, их взаимосвязь

Понятие документации и инвентаризации, их взаимосвязь

Требования к дизайну: - использование единого стиля оформления; - соответствие стиля оформления презентации (графического, звукового, анимационного) содержанию презентации; - использование для фона слайда психологически комфортного…

Требования к дизайну: - использование единого стиля оформления; - соответствие стиля оформления презентации (графического, звукового, анимационного) содержанию презентации; - использование для фона слайда психологически комфортного…

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РЕФЕРАТА

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РЕФЕРАТА

В заключении следует подвести итоги темы, сформулировать выводы и предложения

В заключении следует подвести итоги темы, сформулировать выводы и предложения

ФОРМА титульного листа реферата

ФОРМА титульного листа реферата

Форма оборота титульного листа

Форма оборота титульного листа

ШКАЛА И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ответов на вопросы входного контроля - оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, если вопрос раскрыт, во время дискуссии высказывается собственная точка зрения на…

ШКАЛА И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ответов на вопросы входного контроля - оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, если вопрос раскрыт, во время дискуссии высказывается собственная точка зрения на…

Составные части счета, выведение сальдо на конец месяца

Составные части счета, выведение сальдо на конец месяца

Приказ Министра Финансов РК от 31 марта 2013 года № 50

Приказ Министра Финансов РК от 31 марта 2013 года № 50

Аналитический учет – учет хозяйственных операций, детализированный в денежном, а в необходимых случаях и натуральном выражении

Аналитический учет – учет хозяйственных операций, детализированный в денежном, а в необходимых случаях и натуральном выражении

Дебиторская задолженность – выражаемые в денежной форме обязательства юридических и физических лиц перед хозяйствующими субъектами, с которыми они вступают в определенные взаимоотношения

Дебиторская задолженность – выражаемые в денежной форме обязательства юридических и физических лиц перед хозяйствующими субъектами, с которыми они вступают в определенные взаимоотношения

Инвесторы – субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие инвестиции

Инвесторы – субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие инвестиции

Недостача – фактическая нехватка денежных, товарных и иных ценностей (сверх установленных норм потерь), зафиксированная в установленном порядке при приемке или по результатам инвентаризации

Недостача – фактическая нехватка денежных, товарных и иных ценностей (сверх установленных норм потерь), зафиксированная в установленном порядке при приемке или по результатам инвентаризации

Представительские расходы – затраты предприятия по приему и обслуживанию представителей других организаций (включая иностранных), прибывших для переговоров с целью взаимовыгодного сотрудничества

Представительские расходы – затраты предприятия по приему и обслуживанию представителей других организаций (включая иностранных), прибывших для переговоров с целью взаимовыгодного сотрудничества

Экспорт – вывоз из страны в другие страны капитала, товаров

Экспорт – вывоз из страны в другие страны капитала, товаров
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.01.2020