Методические рекомендации по организации и проведению учебных занятий с использованием активных и интерактивных форм и методов обучения

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 03.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В данных методических рекомендациях приводятся классификации активных и интерактивных форм и методов и обучения, даны практические советы педагогическим работникам по их эффективному использованию в педагогической деятельности. Методические рекомендации предназначены как начинающим, так и опытным преподавателям, мастерам производственного обучения.
Иконка файла материала Методические рекомеддации для педагогов по АиИа.docx

 

 

Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение Самарской области

"Жигулевский государственный колледж"

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ

УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ

ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Жигулевск, 2017

 

 

 

 

 

 

 

Составители:

Орешина Н.А., методист ГАПОУ СО «ЖГК»;

Тусинова М.Н., методист ГАПОУ СО «ЖГК».

 

 

 

 

 

Методические рекомендации по организации и проведению учебных занятий с использованием активных и интерактивных форм и методов обучения / Н.А. Орешина, М.Н. Тусинова. – Жигулевск: ГАПОУ СО «ЖГК», 2017. –27 с. – 30 экз.

 

В данных методических рекомендациях приводятся классификации активных и интерактивных форм и методов и обучения, даны практические советы педагогическим работникам по их эффективному использованию в педагогической деятельности.

Методические рекомендации предназначены как начинающим, так и опытным преподавателям, мастерам производственного обучения.

 

 

 

 

 

 

 

Печатается по решению научно-методического совета

государственного автономного профессионального

образовательного учреждения Самарской области

«Жигулевский государственный колледж»

протокол № 1 от 01.09.2017

 

 

 

 

© ГАПОУ СО «Жигулевский государственный колледж», 2017

© Орешина Н.А., 2017

© Тусинова М.Н., 2017

© Компьютерная вёрстка Н.А. Орешина, 2017-09-01

 

 


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Стр.

1.

Введение

4

2.

Основные понятия и классификация форм и методов обучения

5

2.1.

Активные формы и методы обучения

8

2.2.

Интерактивных формы и методы обучения

9

3.

Основные правила организации и проведению занятий в активной и интерактивной форме

19

4.

Заключение

25

5.

Список использованных источников и литературы

26

 


 

1. ВВЕДЕНИЕ

 

         Внедрение активных и интерактивных методов обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном колледже.

Реализация учебного процесса в соответствии с Федеральными государственными стандартами среднего профессионального образования (ФГОС СПО) должна предусматривать широкое использование активных и интерактивных форм и методов обучения с целью формирования и развития общих и профессиональных компетенций, обучающихся (ФГОС, 7 раздел «Требования к условиям реализации основных образовательных программ», п. 7.1).

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах в рамках учебного процесса, может составлять 20-30% аудиторных занятий, но не менее 20%.

Методическое пособие содержит указания, раскрывающие содержание понятия методов активного и интерактивного обучения, рекомендации практического применения методов в структуре занятия.

 

 


 

2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ

ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

Прежде чем рассматривать проблему использования в учебном процессе активных и интерактивных форм и методов обучения, необходимо уточнить понятия.

         Выделяют следующие организационные формы обучения [1]:

-           фронтальные (работа со всем потоком);

-           групповые (поток разбивается на группы);

-           индивидуальные (работа с каждым обучающимся).

 

В профессиональной педагогике выделяют три группы форм организации образовательного процесса (табл. 1).

Таблица 1

Формы организации образовательного процесса

 

Теоретическая подготовка

Практическая подготовка

Контроль

Урок

Лекция

Семинар

Экскурсия

Самостоятельная работа

Конференция

Консультация

Индивидуальное занятие

Лабораторная работа

Практическое занятие Дидактическая игра

Практика

Курсовое проектирование Дипломное проектирование

Контрольная работа

Коллоквиум

Зачет

Экзамен

Тестирование

Рейтинговая оценка

Машинный контроль

Аттестация

 

В системе среднего профессионального образования основные формы обучения – урок теоретического обучения, практическое занятие, лабораторная работа, зачет, экзамен, защита курсового проекта или курсовой работы, практика (учебная, производственная, преддипломная), защита выпускной квалификационной работы.

Дополнительные формы обучения в колледже – олимпиады, научно-практические конференции.

Вспомогательные формы обучения в колледже – учебные фирмы, кружки по интересам.

 

Активные и интерактивные формы обучения связаны с применением (использованием) активных или интерактивных методов обучения в процессе обучения (в аудиторной и внеаудиторной работе).

Метод (от греческого methodos, что в дословном переводе на русский язык означает «путь исследования, теория» и способ достижения какой-либо цели или решения конкретной задачи

Метод рассматривают как сочетание способов и форм обучения, направленных на достижение определенной цели обучения. Метод содержит способ и характер организации познавательной деятельности студентов, то есть представляет собой систему совместных действий преподавателя и студентов, которые вызывают специфические изменения в психике, в деятельности субъекта учения, обеспечивающие формирование у субъектов учения определенного вида деятельности. Метод обучения может быть открыт, а способ обучения – изобретен.

Методы обучения - это способы совместной теоретической и практической деятельности преподавателей и студентов по достижению дидактических целей и задач, по воспитанию и развитию в процессе обучения.

В образовании сложились, утвердились и получили широкое распространение в общем три формы взаимодействия преподавателя и студентов, которые для наглядности представим схемами.

1. Пассивные методы

2. Активные методы

3. Интерактивные методы

Каждый из них имеет свои особенности.

1.            Пассивный метод - это форма взаимодействия преподавателя и студента, в которой преподаватель является основным действующим лицом и управляющим ходом занятия, а студенты выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам преподавателя.

Связь преподавателя со студентами на пассивных занятиях осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения студентами учебного материала пассивный метод мало эффективен, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к занятию со стороны преподавателя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках занятия (Рис. 1).

 

                            Безымянный11

Рисунок 1. Пассивный метод

 

 

2.            Активный метод - это форма взаимодействия студентов и преподавателя, при которой они взаимодействуют друг с другом в ходе занятия и студенты здесь не пассивные слушатели, а активные участники, студенты и преподаватель находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль (Рис.2). 

 

                                    Безымянный1122

Рисунок 2. Активный метод

Многие исследователи между активными и интерактивными методами ставят знак равенства. Однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.

 

3.            Интерактивный метод («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. Место преподавателя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности студентов на достижение целей занятия. Преподаватель также разрабатывает план занятия (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых студент изучает материал) (Рис.3). 

 

                                  Безымянный1122333

 

Рисунок 3. Интерактивный метод

 

 

 

 

2.1. АКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

 

Методы активного обучения (МАО) – совокупность педагогических действий и приемов, создающих условия для мотивации обучающихся к самостоятельному инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности.

Появление методов активного обучения связано со стремлением преподавателей активизировать познавательную деятельность студентов и способствовать повышению эффективности обучения.

На любом учебном занятии по дисциплине или профессиональному модулю может реализовываться либо один МАО, либо сочетание нескольких.

Степень активности обучающихся зависит от того, сколько из четырех видов активности на занятии проявляется (активное мышление, активное действие, речь, эмоционально-личностное восприятие).

Активные методы обучения позволяют решить одновременно три учебно-организационные задачи:

1. Подчинить процесс обучения управляющему воздействию преподавателя;

2. Обеспечить активное участие в учебной работе как подготовленных студентов, так и не подготовленных;

3. Установить непрерывный контроль за процессом усвоения учебного материала.

Методы активного обучения могут использоваться на различных этапах учебного процесса:

1 этап – первичное овладение знаниями. Это могут быть проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия и т.д.

2 этап – контроль знаний (закрепление), могут быть использованы такие методы как коллективная мыслительная деятельность, тестирование и т.д.

3 этап – формирование профессиональных умений, навыков на основе знаний и развитие творческих способностей, возможно использование моделированного обучения, игровые и неигровые методы.

 

Активные методы (классификация А.М. Смолкина)

Неимитационные:

-    проблемная лекция, лекция вдвоём, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция пресс-конференция;

-    эвристическая беседа;

-    поисковая лабораторная работа студента;

-    учебная дискуссия;

-    самостоятельная работа с литературой;

-    семинары;

 

 

 

Имитационные:

1. игровые:

-      деловая игра;

-      педагогические ситуации;

-      педагогические задачи;

-      ситуация инсценирование различной деятельности;

2. неигровые:

-      коллективная мыслительная деятельность;

-      ТРИЗ работа.

 

2.2. ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

 

От англ. (inter - “между”; act – “действие”) – позволяющие учиться взаимодействовать между собой.  Интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Эти методы наиболее соответствуют личностоориентированному подходу, так как они предполагают сообучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, фасилитатора, создателя условий для инициативы учащихся. Интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого учащегося, причем не только учебному. Новое знание, умение формируется на основе такого опыта.

 

Классификация интерактивных методов обучения

Все технологии интерактивного обучения делятся на неимитационные и имитационные.

Неимитационные технологии не предполагают построение моделей изучаемого явления и деятельности.

В основе имитационных технологий лежит имитационное или имитационно-игровое моделирование, т.е. воспроизведение в условиях обучения процессов, происходящих в реальной системе.

Среди интерактивных подходов выделяют следующие:

1. Творческие задания.

2. Работа в малых группах.

3. Обучающие игры.

3.1. Ролевые.

3.2. Деловые.

3.3. Образовательные.

4. Использование общественных ресурсов.

4.1. Приглашение специалиста.

4.2. Экскурсии.

5. Социальные проекты.

5.1. Соревнования.

5.2. Выставки, спектакли, представления и т.д.

6. Разминки (различного рода).

7. Изучение и закрепление нового информационного материала:

7.1. Интерактивная лекция.

7.2. Ученик в роли учителя.

7.3. Работа с наглядным пособием.

7.4. Каждый учит каждого.

7.5. Использование и анализ видео-, аудио-  материалов;

7.6. Практическая задача, кейс-метод; разбор ситуаций из практики участника;

8. Работа с документами.

8.1. Составление документов.

8.2. Письменная работа по обоснованию своей   позиции.

9. Обсуждение сложных и дискуссионных проблем

10. Тестирование, экзамен с последующим анализом результатом

 

Интерактивные методы на лекциях:

-          «Мозговой штурм», «Мозговая атака»;

-          Мини-лекция;

-          Презентации с использованием различных вспомогательных средств с обсуждением;

-          Просмотр и обсуждение видеофильмов;

-          Интервью;

-          Обратная связь;

-          Лекция с заранее объявленными ошибками;

Интерактивные методы на практических занятиях (семинарах):

-       Разминка;

-       Дискуссия;

-       Кейс-метод (разбор конкретных производственных ситуаций);

-       Коллективные решения творческих задач;

-       Деловая игра;

Интерактивные методы в лабораторной работе (практикуме):      

-          Работа в малых группах;

-          Моделирование производственных процессов и ситуаций;

-          Ролевая игра;

-          Тренинг

Интерактивные методы в самостоятельной работе:

-            Метод проектов     

-            Метод обучения в парах (спарринг-партнерство)

        

        

 

         Рассмотрим некоторые методы:

Интерактивная лекция – выступление ведущего обучающего перед большой аудиторией с применением следующих активных форм обучения: дискуссия, беседа, демонстрация слайдов или учебных фильмов, мозговой штурм. Разновидность интерактивной лекции: лекция-пресс-конференция, лекция вдвоем (бинарная лекция), проблемная лекция, лекция с запланированными ошибками (лекция-провокация), лекция-визуализация, лекция-диалог.

Лекция-пресс-конференция – проводится как научно-практическое занятие, с заранее поставленной проблемой и системой докладов, длительностью 5-10 минут. Каждое выступление представляет собой логически законченный текст, заранее подготовленный в рамках предложенной преподавателем программы. Совокупность представленных текстов позволит всесторонне осветить проблему. В конце лекции преподаватель подводит итоги самостоятельной работы и выступлений студентов, дополняя или уточняя предложенную информацию, и формулирует основные выводы.

Лекция вдвоем (бинарная лекция) – это разновидность чтения лекции в форме диалога двух преподавателей (либо как представителей двух научных школ, либо как теоретика и практика). Необходимы: демонстрация культуры дискуссии, вовлечение в обсуждение проблемы студентов.

Проблемная лекция – на этой лекции новое знание вводится через проблемность вопроса, задачи или ситуации. При этом процесс познания студентов в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследовательской деятельности. Содержание проблемы раскрывается путем организации поиска ее решения или суммирования и анализа традиционных и современных точек зрения.

Лекция с заранее запланированными ошибками - рассчитана на стимулирование студентов к постоянному контролю предлагаемой информации (поиск ошибки: содержательной, методологической, методической, орфографической). В конце лекции проводится диагностика слушателей и разбор сделанных ошибок.

Лекция с запланированными ошибками (лекция-провокация). После объявления темы лекции преподаватель сообщает, что в ней будет сделано определенное количество ошибок различного типа: содержательные, методические, поведенческие и т. д. Студенты в конце лекции должны назвать ошибки.

Лекция-визуализация. В данном типе лекции передача преподавателем информации студентам сопровождается показом различных рисунков, структурно-логических схем, опорных конспектов, диаграмм и т. п. с помощью ТСО и ЭВМ (слайды, видеозапись, дисплеи, интерактивная доска и т. д.). Презентация на основе современных мультимедийных средств - эффективный способ донесения информации, наглядно представить содержание, выделить и проиллюстрировать сообщение и его содержательные функции.

Лекция-диалог. Содержание подается через серию вопросов, на которые студенты должны отвечать непосредственно в ходе лекции.

Групповая, научная дискуссия, диспут

Дискуссия — это целенаправленное обсуждение конкретного вопроса, сопровождающееся обменом мнениями, идеями между двумя и более лицами. Задача дискуссии - обнаружить различия в понимании вопроса и в споре установить истину. Дискуссии могут быть свободными и управляемыми.

К технике управляемой дискуссии относятся: четкое определение цели, прогнозирование реакции оппонентов, планирование своего поведения, ограничение времени на выступления и их заданная очередность.

Групповая дискуссия (обсуждение вполголоса). Для проведения такой дискуссии все студенты, присутствующие на практическом занятии, разбиваются на небольшие подгруппы, которые обсуждают те или иные вопросы, входящие в тему занятия. Обсуждение может организовываться двояко: либо все подгруппы анализируют один и тот же вопрос, либо какая-то крупная тема разбивается на отдельные задания. Традиционные материальные результаты обсуждения таковы: составление списка интересных мыслей, выступление одного или двух членов подгрупп с докладами, составление методических разработок или инструкций, составление плана действий.

Очень важно в конце дискуссии сделать обобщения, сформулировать выводы, показать, к чему ведут ошибки и заблуждения, отметить все идеи и находки группы.

Разновидностью свободной дискуссии является форум, где каждому желающему дается неограниченное время на выступление, при условии, что его выступление вызывает интерес аудитории.

Каждый конкретный форум имеет свою тематику — достаточно широкую, чтобы в её пределах можно было вести многоплановое обсуждение. Обычно форум имеет возможность поиска по своей базе сообщений. Отклонение от начальной темы обсуждения (т. н. оффтоп) часто запрещено правилами форума.

Диспут происходит от латинского disputare — рассуждать, спорить. В тех ситуациях, когда речь идет о диспуте, имеется в виду коллективное обсуждение нравственных, политических, литературных, научных, профессиональных и других проблем, которые не имеют общепринятого, однозначного решения. В процессе диспута его участники высказывают различные суждения, точки зрения, оценки на те или иные события, проблемы. Важной особенностью диспута является строгое соблюдение заранее принятого регламента и темы.

Деловая игра — это метод группового обучения совместной деятельности в процессе решения общих задач в условиях максимально возможного приближения к реальным проблемным ситуациям. Деловые игры в профессиональном обучении воспроизводят действия участников, стремящихся найти оптимальные пути решения производственных, социально-экономических педагогических, управленческих и других проблем.

Началу деловой игры предшествует изложение проблемной ситуации, формирование цели и задач игры, организация команд и определение их заданий, уточнение роли каждого из участников. Взаимодействие участников игры определяется правилами, отражающими фактическое положение дел в соответствующей области деятельности. Подведение итогов и анализ оптимальных решений завершают деловую игру.

С помощью деловой игры можно определить: наличие тактического и (или) стратегического мышления; способность анализировать собственные возможности и выстаивать соответствующую линию поведения; способность анализировать возможности и мотивы других людей и влиять на их поведение.

Проведение деловой игры, как правило, состоит из следующих частей:

-    инструктаж преподавателя о проведении игры (цель, содержание, конечный результат, формирование игровых коллективов и распределение ролей);

-    изучение студентами документации (сценарий, правила, поэтапные задания), распределение ролей внутри подгруппы;

-    собственно игра (изучение ситуации, обсуждение, принятие решения, оформление);

-    публичная защита предлагаемых решений;

-    определение победителей игры;

-    подведение итогов и анализ игры преподавателем.

         Использование деловых игр способствует развитию навыков критического мышления, коммуникативных навыков, навыков решения проблем, обработке различных вариантов поведения в проблемных ситуациях.

В учебном процессе применяют различные модификации деловых игр.

Имитационные игры. На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения. Имитироваться могут события, конкретная деятельность люден (деловое совещание, обсуждение плана) и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность (кабинет начальника цеха, зал заседаний). Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.

Исполнение ролей (ролевые игры). В этих играх отрабатывается тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Для проведения игр с исполнением роли разрабатывается модель-пьеса ситуации, между студентами распределяются роли с «обязательным содержанием», характеризующиеся различными интересами; в процессе их взаимодействия должно быть найдено компромиссное решение. В основе разыгрывания ролей всегда лежит конфликтная ситуация. Студенты, не получившие роли, наблюдают за ходом игры и участвуют в ее заключительном анализе.

Кейс-метод (от английского case – случай, ситуация) – усовершенствованный метод анализа конкретных ситуаций, метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).

Непосредственная цель метода case-study - обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы делятся на практические (отражающие реальные жизненные ситуации), обучающие (искусственно созданные, содержащие значительные элемент условности при отражении в нем жизни) и исследовательские (ориентированные на проведение исследовательской деятельности посредствам применения метода моделирования).

Метод case-study развивает следующий навыки:

1. Аналитические – умение отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять и добывать ее, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их. Мыслить ясно и логично.

2. Практические – пониженный по сравнению с реальной ситуацией уровень сложности проблемы, представленной в кейсе, способствует формированию на практике навыков использования различных методов и принципов.

3. Творческие. Очень важны творческие навыки.

4. Коммуникативные – умение вести дискуссию, убеждать окружающих, использовать наглядный материал, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, составлять краткий, но убедительный отчет.

5. Социальные – оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение и т. п.

6. Самоанализ – несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего собственного.

Хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям:

-    соответствовать четко поставленной цели создания;

-    иметь соответствующий уровень трудности;

-    иллюстрировать несколько аспектов;

-    быть актуальным на сегодняшний день;

-    иллюстрировать типичные ситуации;

-    развивать аналитическое мышление;

-    провоцировать дискуссию;

-    иметь несколько решений.

Метод конкретных ситуаций относится к неигровым имитационным активным методам обучения. При анализе конкретных ситуаций у обучающихся развиваются навыки групповой, командной работы, что расширяет возможности для решения типичных проблем в рамках изучаемой тематике.

При изучении конкретных ситуаций студент должен понять ситуацию, оценить обстановку, определить, есть ли в ней проблема и в чем ее суть. Определить свою роль в решении проблемы и выработать целесообразную линию поведения. Метод конкретных ситуаций можно разбить на этапы: подготовительный, ознакомительный, аналитический и итоговый.

Метод работы в малых группах. Групповое обсуждение кого-либо вопроса направлено на достижение лучшего взаимопонимания и нахождения истины. Групповое обсуждение способствует лучшему усвоению изучаемого материала.

Оптимальное количество участников - 5-7 человек. Перед обучающимися ставиться проблема, выделяется определенное время, в течение которого они должны подготовить аргументированный обдуманный ответ.

Преподаватель может устанавливать правила проведения группового обсуждения – задавать определенные рамки обсуждения, ввести алгоритм выработки общего мнения, назначить лидера и др.

В результате группового обсуждения вырабатывается групповое решение совместно с преподавателем.

Разновидность группового обсуждения является круглый стол.

Круглый стол - общество, собрание в рамках более крупного мероприятия (съезда, симпозиума, конференции). Мероприятие, как правило, на которое приглашаются эксперты и специалисты из разных сфер деятельности для обсуждения актуальных вопросов.

Данная модель обсуждения, основываясь на соглашениях, в качестве итогов даёт результаты, которые, в свою очередь, являются новыми соглашениями. В процессе круглых столов оригинальные решения и идеи рождаются достаточно редко. Более того, зачастую круглый стол играет скорее информационно-пропагандистскую роль, а не служит инструментом выработки конкретных решений.

В современном значении выражение круглый стол употребляется с XX века как название одного из способов организации обсуждения некоторого вопроса; этот способ характеризуется следующими признаками:

-    цель обсуждения — обобщить идеи и мнения относительно обсуждаемой проблемы;

-    все участники круглого стола выступают в роли пропонентов (должны выражать мнение по поводу обсуждаемого вопроса, а не по поводу мнений других участников);

-    все участники обсуждения равноправны;

-    никто не имеет права диктовать свою волю и решения.

Метод «Ситуация-оценка». Аудитории предлагается описание конкретного события и принятых мер и формулируется задача оценить причины, механизмы, значение и следствие ситуации и принятых мер.

Метод «Ситуация-упражнение». Анализ данной ситуации требует обращения к источникам информации. Участники в совместной аналитической! деятельности делятся на группы по три-пять человек, и изучают ситуацию, готовят вопросы, связанные с ситуацией, и приступают к поиску ответов, используя справочную литературу, Интернет-ресурсы или

консультируются у специалистов. Получив необходимую дополнительную информацию, аналитики формулируют план действий, прогноз конечного результата, проекты решений. Процедура метода анализа конкретных ситуаций включает следующие этапы:

1. введение в изучаемую проблему (актуальность, сложность и значение решения);

2. постановку задачи (определяются круг задач, границы анализа и поиски решений, устанавливается режим работы);

3. групповую работу над ситуацией;

4. групповую микродискуссию (обсуждение точек зрения и решений, формирование единого подхода к проблемам, выбор лучшего решения в данной ситуации); итоговую беседу (подведение итогов с опорой на заранее разработанный «ключ» анализа ситуации - оптимальный вариант решения проблемы).

Метод «мозговой штурм» (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания.

На первом этапе проведения «мозгового штурма» группе задается определенная проблема для обсуждения, участники по очереди высказывают предложения. На втором этапе обсуждают высказанные предложения, возможна дискуссия. На третьем этапе группа представляет презентацию результатов по заранее определенному принципу.

Для проведения «мозгового штурма» возможно деление участников на несколько групп:

-    генераторы идей, которые высказывают различные предложения, направленные на разрешение проблемы;

-    критики, которые пытаются найти отрицательное в предложенных идеях;

-    аналитики, которые привязывают выработанные предложения к конкретным реальным условиям с учетом критических замечаний.

Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом; это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.

Метод разыгрывания ролей. Этот метод применяется в основном при рассмотрении ситуаций, в основе которых лежат проблемы взаимоотношений в коллективе, а также при изучении тем, касающихся совершенствования стиля и методов руководства. Занятие начинается с представления ситуации в лицах, затем проводится обсуждение, во-первых, решения, принятого участниками инсценировки, во-вторых, их поведения, т. е. действий в предложенных обстоятельствах. Разыгрывание ролей как метод обучения направлено, прежде всего, на развитие умений руководить людьми, с использованием их знаний и опыта организовывать взаимодействие работников при решении определенных задач. Проведение занятий в такой форме помогает руководителям лучше понять природу конфликтных ситуаций, в которых они порой оказываются как между собой, так и с подчиненными. Описание ситуации при таком методе проведения занятий включает информацию для всей группы и информацию для каждого из участников инсценировки. В начале занятия слушателям обычно дается общая информация, после чего распределяются роли между участниками инсценировки, выдается информация, в которой ситуация излагается с точки зрения тех лиц, чьи роли им предстоит исполнить. Эта информация является в известной мере и инструкцией для исполнителей.

Метод портфолио (итал. portfolio — 'портфель, англ. - папка для документов) - современная образовательная технология, в основе которой используется метод аутентичного оценивания результатов образовательной и профессиональной деятельности. Портфолио как подборка сертифицированных достижений, наиболее значимых работ и отзывов на них.

Виды портфолио:

 

деятельность

групповая

индивидуальная

образовательная

портфолио студенческой группы

портфолио студента,

выпускника техникума

профессиональная

портфолио методической комиссии, отделения, техникума

портфолио преподавателя, административного работника техникума

 

Программное обучение. Суть программного обучения состоит в высокой степени структурированности предъявляемого материала и пошаговой оценке степени его усвоения. Информация здесь предъявляется небольшими блоками в печатном виде, либо на мониторе компьютера. После чего над каждым блоком обучающийся должен выполнить задание, показывающее степень усвоения изучаемого материала. Программное обучение позволяет обучающемуся двигаться в собственном, удобном для него темпе. Переход к следующему блоку материалов происходит только после усвоения предыдущего.

Компьютерная симуляция – (англ. simulation «моделирование») имитация процесса с помощью механических или компьютерных устройств; чаще всего слово «симулятор» используется применительно к компьютерным программам.

Компьютерное моделирование и практический анализ результатов. Компьютерное моделирование осуществляется с помощью компьютерной программы, работающей на компьютере (взаимодействующих компьютерах), реализующей абстрактную модель некоторой системы. Компьютерные модели стали обычным инструментом математического моделирования и применяются в физике, астрофизике, механике, химии, биологии, экономике, социологии и других науках. Компьютерные модели используются для получения новых знаний о моделируемом объекте или для приближенной оценки поведения математических систем, слишком сложных для аналитического исследования.

Компьютерное моделирование является одним из эффективных методов изучения сложных систем. Компьютерное моделирование заключается в проведении серии вычислительных экспериментов на компьютере, целью которых является анализ, интерпретация и сопоставление результатов моделирования с реальным поведением изучаемого объекта и, при необходимости, последующее уточнение модели и т. д.

К основным этапам компьютерного моделирования относятся:

-    постановка задачи, определение объекта моделирования;

-    разработка концептуальной модели, выявление основных элементов системы и элементарных актов взаимодействия;

-    формализация, то есть переход к математической модели; создание алгоритма и написание программы;

-    планирование и проведение компьютерных экспериментов;

-    анализ и интерпретация результатов.

Различают аналитическое и имитационное моделирование. При аналитическом моделировании изучаются математические (абстрактные) модели реального объекта в виде алгебраических, дифференциальных и других уравнений, а также предусматривающих осуществление однозначной вычислительной процедуры, приводящей к их точному решению. При имитационном моделировании исследуются математические модели в виде алгоритма (ов), воспроизводящего функционирование исследуемой системы путем последовательного выполнения большого количества элементарных операций.

 

 

3. основные ПРАВИЛА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ В АКТИВНОЙ И ИНТЕРАКТИВНОЙ ФОРМЕ

 

Основные правила организации интерактивного обучения:

Правило первое. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники. С этой целью полезно использовать технологии, позволяющие включить всех участников в процесс обсуждения.

Правило второе. Надо позаботиться о психологической подготовке участников. Речь идет о том, что не все, пришедшие на занятие, психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации.

Правило третье. Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много. Количество участников и качество обучения могут оказаться в прямой зависимости. Оптимальное количество участников – до 25 человек.

Правило четвертое. Помещение должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах.

Правило пятое. Четкое закрепление (фиксация) процедур и регламента. Об этом надо договориться в самом начале и постараться не нарушать его. Например: все участники будут проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства.

Правило шестое. Отнеситесь с вниманием к делению участников занятия на группы. Первоначально его лучше построить на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора.

Обязательные условия организации интерактивного обучения:

-          доверительные, позитивные отношения между обучающим и обучающимися;

-          демократический стиль;

-          сотрудничество в процессе общения обучающего и обучающихся между собой;

-          опора на личный ("педагогический") опыт обучающихся, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов;

-          многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности обучающихся, их мобильность;

-          включение внешней и внутренней мотивации деятельности, а также взаимомотивации обучающихся.

Интерактивные формы обучения обеспечивают высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненная позицию, командный дух, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность

 

 

Алгоритм проведения интерактивного занятия

 

1.                 Подготовка занятия

Ведущий (куратор, педагог) производит подбор темы, ситуации, определение дефиниций (все термины, понятия и т.д. должны быть одинаково поняты всеми обучающимися), подбор конкретной формы интерактивного занятия, которая может быть эффективной для работы с данной темой в данной группе.

При разработке интерактивного занятия рекомендуем обратить особое внимание на следующие моменты:

1) Участники занятия, выбор темы:

-     возраст участников, их интересы, будущая специальность.

-     временные рамки проведения занятия.

-     проводились ли занятия по этой теме в данной студенческой группе ранее.

-     заинтересованность группы в данном занятии.

2) Перечень необходимых условий:

-     должна быть четко определена цель занятия.

-     подготовлены раздаточные материалы.

-     обеспечено техническое оборудование.

-     обозначены участники.

-     определены основные вопросы, их последовательность.

-     подобраны практические примеры из жизни.

3) Что должно быть при подготовке каждого занятия:

-          уточнение проблем, которые предстоит решить.

-          обозначение перспективы реализации полученных знаний.

-          определение практического блока (чем группа будет заниматься на занятии).

4) Раздаточные материалы:

-          программа занятия.

-          раздаточные материалы должны быть адаптированы к студенческой аудитории («Пишите для аудитории!»).

-          материал должен быть структурирован.

-          использование графиков, иллюстраций, схем, символов.

2. Вступление:

Сообщение темы и цели занятия.

– участники знакомятся с предлагаемой ситуацией, с проблемой, над решением которой им предстоит работать, а также с целью, которую им нужно достичь;

– преподаватель информирует участников о рамочных условиях, правилах работы в группе, дает четкие инструкции о том, в каких пределах участники могут действовать на занятии;

– при необходимости нужно представить участников (в случае, если занятие межгрупповое, междисциплинарное);

– добиться однозначного семантического понимания терминов, понятий и т.п. Для этого с помощью вопросов и ответов следует уточнить понятийный аппарат, рабочие определения изучаемой темы. Систематическое уточнение понятийного аппарата сформирует у студентов установку, привычку оперировать только хорошо понятными терминами, не употреблять малопонятные слова, систематически пользоваться справочной литературой.

Примерные правила работы в группе:

-          быть активным.

-          уважать мнение участников.

-          быть доброжелательным.

-          быть пунктуальным, ответственным.

-          не перебивать.

-          быть открытым для взаимодействия.

-          быть заинтересованным.

-          стремится найти истину.

-          придерживаться регламента.

-          креативность.

-          уважать правила работы в группе.

3. Основная часть:

Особенности основной части определяются выбранной формой интерактивного занятия, и включает в себя:

3.1. Выяснение позиций участников;

3.2. Сегментация аудитории и организация коммуникации между сегментами (это означает формирование целевых групп по общности позиций каждой из групп. Производится объединение сходных мнений разных участников вокруг некоторой позиции, формирование единых направлений разрабатываемых вопросов в рамках темы занятия и создается из аудитории набор групп с разными позициями. Затем – организация коммуникации между сегментами. Этот шаг является особенно эффективным, если занятие проводится с достаточно большой аудиторией: в этом случае сегментирование представляет собой инструмент повышения интенсивности и эффективности коммуникации);

3.3. Интерактивное позиционирование включает четыре этапа интерактивного позиционирования: 1) выяснение набора позиций аудитории, 2) осмысление общего для этих позиций содержания, 3) переосмысление этого содержания и наполнение его новым смыслом, 4) формирование нового набора позиций на основании нового смысла).

4. Выводы (рефлексия):

Рефлексия начинается с концентрации участников на эмоциональном аспекте, чувствах, которые испытывали участники в процессе занятия. Второй этап рефлексивного анализа занятия – оценочный (отношение участников к содержательному аспекту использованных методик, актуальности выбранной темы и др.). Рефлексия заканчивается общими выводами, которые делает педагог.

Примерный перечень вопросов для проведения рефлексии:

-         что произвело на вас наибольшее впечатление?

-                   что вам помогало в процессе занятия для выполнения задания, а что мешало?

-                   есть ли что-либо, что удивило вас в процессе занятия?

-                   чем вы руководствовались в процессе принятия решения?

-                   учитывалось ли при совершении собственных действий мнение участников группы?

-                   как вы оцениваете свои действия и действия группы?

-                   если бы вы играли в эту игру еще раз, чтобы вы изменили в модели своего поведения?

Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач, главной из которых является развитие коммуникативных умений и навыков. Данное обучение помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей, обеспечивает высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненную позицию, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность. Использование интерактивных форм в процессе обучения, как показывает практика, снимает нервную нагрузку обучающихся, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.

Преподавателю необходимо глубоко вникнуть в данный вид обучения. Применение и подготовка студентов к той или иной интерактивной форме обучения для изучения конкретной дисциплины (темы занятия) должны быть отражены в плане учебного занятия либо в технологической карте учебного занятия.

Этика преподавателя включает следующие моменты:

-                   преподаватель должен способствовать личному вкладу студентов и свободному обмену мнениями при подготовке к интерактивному обучению;

-                   преподаватель должен обеспечить дружескую атмосферу для студентов и проявлять положительную и стимулирующую ответную реакцию;

-                   преподаватель должен облегчать подготовку занятиям, но не должен сам придумывать аргументы при дискуссиях;

-                   преподаватель должен подчеркивать образовательные, а не соревновательные цели студентов;

-                   преподаватель должен обеспечить отношения между собой и студентами, они должны основываться на взаимном доверии.

-                   преподаватель должен провоцировать интерес, затрагивая значимые для студентов проблемы;

-                   стимулировать исследовательскую работу;

-                   заранее подготовить вопросы, которые можно было бы ставить на

-                   обсуждение по ходу занятия, чтобы не дать погаснуть дискуссии, обсуждению;

-                   не допускать ухода за рамки обсуждаемой проблемы;

-                   обеспечить широкое вовлечение в разговор как можно большего количества студентов, а лучше — всех;

-                   не оставлять без внимания ни одного неверного суждения, но не давать сразу же правильный ответ; к этому следует подключать учащихся, своевременно организуя их критическую оценку;

-                   не торопиться самому отвечать на вопросы, касающиеся материала занятия такие вопросы следует переадресовывать аудитории;

-                   следить за тем, чтобы объектом критики являлось мнение, а не участник, выразивший его.

-                   проанализировать и оценить проведенное занятие, подвести итоги, результаты. Для этого надо сопоставить сформулированную в начале занятия цель с полученными результатами, сделать выводы, вынести решения, оценить результаты, выявить их положительные и отрицательные стороны.

-                   помочь участникам занятия прийти к согласованному мнению, чего можно достичь путем внимательного выслушивания различных толкований, поиска общих тенденций для принятия решений.

-                   принять групповое решение совместно с участниками. При этом следует подчеркнуть важность разнообразных позиций и подходов.

-                   в заключительном слове подвести группу к конструктивным выводам, имеющим познавательное и практическое значение.

-                   добиться чувства удовлетворения у большинства участников, т.е. поблагодарить всех студентов за активную работу, выделить тех, кто помог в решении проблемы.

-                   показать высокий профессионализм, хорошее знание материала в рамках учебной программы;

-                   обладать речевой культурой и, в частности, свободным и грамотным владением профессиональной терминологией;

-                   проявлять коммуникабельность, а точнее — коммуникативные умения, позволяющие преподавателю найти подход к каждому студенту, заинтересованно и внимательно выслушать каждого, быть естественным, найти необходимые методы воздействия на учащихся, проявить требовательность, соблюдая при этом педагогический такт;

-                   обеспечить быстроту реакции;

-                   способность лидировать;

-                   умение вести диалог;

-                   иметь прогностические способности, позволяющие заранее предусмотреть все трудности в усвоении материала, а также спрогнозировать ход и результаты педагогического воздействия, предвидеть последствия своих действий;

-                   уметь владеть собой

-                   умение быть объективным.

Правила поведения студентов на занятии:

-                   студенты должны способствовать тщательному анализу разнообразных проблем, признавая, что уважение к каждому человеку и терпимость – это основные ценности, которые должны быть дороги всем людям;

-                   способствовать и воодушевлять на поиск истины, нежели чем простому упражнению в риторике;

-                   распространять идеал терпимости к точкам зрения других людей, способствуя поиску общих ценностей, принимая различия, которые существуют между людьми.

-                   соревнование и желание победить не должны преобладать над готовностью к пониманию и исследованию обсуждаемых проблем.

 


 

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

При использовании активных и интерактивных методов роль преподавателя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Использование интерактивных форм и методов обучения в процессе обучения в колледже позволят приобрести:

конкретному обучающемуся:

-         опыт активного освоения содержания будущей профессиональной деятельности во взаимосвязи с практикой;

-         развитие личностной рефлексии как будущего профессионала в своей профессии;

-         освоение нового опыта профессионального взаимодействия с практиками в этой области;

учебной группе:

-         развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе;

-         формирование ценностно-ориентационного единства группы;

-         поощрение к гибкой смене социальных ролей в зависимости от ситуации;

-         принятие нравственных норм и правил совместной деятельности;

-         развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии;

-         развитие способности разрешать конфликты, способности к компромиссам;

        системе преподаватель – группа:

-         нестандартное отношение к организации образовательного процесса;

-         формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и в профессиональных ситуациях.


 

5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.     Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М., 2002. – С. 251.

2.     Реутова Е.А. Применение активных и интерактивных методов обучения в образовательном процессе вуза (методические рекомендации для преподавателей Новосибирского ГАУ) / Е.А. Реутова. – Новосибирск: Изд-во, НГАУ, 2012.– 58 с.

3.     Шереметьева У.М. Методические рекомендации по организации учебных занятий с использованием активных и интерактивных форм и методов обучения. – Новосибирск: НТЖТ, 2015. – 26 с.


 

 

Учебное издание

 

 

 

Орешина Наталия Александровна

Тусинова Марина Николаевна

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ

УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ

ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

Отпечатано в ГАПОУ СО «ЖГК»

445350 Самарская обл., г.о. Жигулевск,

 г. Жигулевск, ул. Мира, 22


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также