МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации и проведению занятий по теме «Традиционные виды росписи»
Оценка 4.8

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации и проведению занятий по теме «Традиционные виды росписи»

Оценка 4.8
docx
16.12.2022
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации и проведению занятий по теме «Традиционные виды росписи»
метод рекомендация Традиционные виды росписи 2021.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 2

Городского округа Жигулевск Самарской области

(МБУ ДО ШИ № 2)

 

 

 

Рассмотрено на методическом совете                                                    Утверждено

                                                                                                                    протокол № ___ от ____________

                                                                                                                    И.о.директора МБУ ДО ШИ № 2

Заместитель директора по УВР               Бондаренко Е.В. ____________                                                Котенева Е.А.______________

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации и проведению

занятий по теме «Традиционные виды росписи»

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ  

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА 

В  ОБЛАСТИ  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО  ИСКУССТВА 

«ЖИВОПИСЬ»

 (восемь лет обучения)

 

предметная область"Прикладное творчество"

 

    разработал преподаватель МБУ ДО ШИ №2 И.С.Гавриленко

 

 

 

 

 

 

 

г. Жигулёвск

2022 г.


СОДЕРЖАНИЕ:

Аннотация................................................................................................................2

Введение…….………………………….................................................................3

Цель и задачи......................................................................…………………….....4

Структура обучения................................................................................................4

Актуальность организации занятий……....................................………………..5

Основные формы, методы и приемы.……............................................................6

Характеристика  ожидаемых результатов.............................................................8

Общие методические рекомендации по организации занятий...........................8

Организация рабочего места……………………………………................……..9

Техника безопасности и охрана труда на занятиях...……………….................10

Инструменты и материалы…………………………………………...............…11

Правильная постановка руки………………………………….................……..12

Азбука росписи………………………………………………................………..13

Заключение………………………………………………………........………....16

Список  литературы………..………………………….............…........…………17

Приложение …………………………………………………………....………..18

 

 «Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку,  фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». На мой взгляд,  этим требованиям отвечает курс декоративно-прикладного искусства.       В.А.Сухомлинский

 

                                            Аннотация

    Данная методическая рекомендация разработана в помощь преподавателям для организации проведения уроков по направлению «Традиционные виды росписи» предметная область "Прикладное творчество". Она содержит теоретические сведения и практические рекомендации по организации занятий. Данный материал поможет формированию начальных профессиональных навыков в росписи по дереву у учащихся и может помочь преподавателям, реализующим программу ДПОП "Живопись"(8 лет обучения) и "ДПТ"(5 лет обучения), а так же все желающие могут самостоятельно овладеть техникой росписи по дереву.

В наш век автоматизации, стандартизации и компьютерных технологий изделия народного умельца являются уникальными, потому что хранят тепло человеческой души, индивидуальность личности мастера, его духовного мира. Истинные произведения искусства со временем не теряют своей художественной ценности, и это подтверждают сохранившиеся образцы народной живописи. Богатство и разнообразие народного декоративного искусства из года в год усиливает интерес к этому массовому, поистине всеобщему творчеству, в котором мастер выражает свои представления о прекрасном, стремится преобразовать по законам красоты и гармонии свое окружение.

 

ВВЕДЕНИЕ

   Декоративно-прикладное искусство, как никакой другой вид учебно-творческой работы школьников, позволяет одновременно с раскрытием огромной духовной ценности изделий народных мастеров, формированием эстетического вкуса вооружать учащихся техническими знаниями, развивать у них трудовые навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии. Народное декоративно-прикладное искусство помогает зрителям взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, понять красоту окружающего мира.

   При работе с детьми особое внимание надо уделять формированию у них чувства ответственности, самоконтроля и самооценки. Не менее важно формировать у учащихся умение оценивать свою работу. Каждый человек испытывает потребность в оценке результатов своего труда. В процессе формирования объективной самооценки не следует постоянно подчёркивать достоинства работ одних и тех же детей. Это развивает у одних зазнайство, чувство превосходства, пренебрежительное отношение к работам товарищей, у других появляется неуверенность в своих силах, неверие в успех. Желательно оценку детским поделкам давать как в ходе их создания, так и по окончании работы. Через искусство должна воспитываться творческая воля детей и их воля к действии.

 

ЦельЦелью занятий «Традиционные виды росписи» является воспитание интереса у детей к народному искусству, развитие творческих способностей, эстетического и художественного вкуса, формирование умений и навыков кистевого письма. Эстетические чувства, художественная культура учащихся будут развиваться непосредственно в процессе изготовления ими полезных вещей. Я считаю, что лучше всего начинать обучение кистевой росписи именно с Хохломской росписи, так как практически все основные элементы кистевой росписи встречаются именно в Хохломе в наибольшем количестве и в различных вариациях.

Задачи:

Обучающие:

·         знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;

·         раскрыть истоки народного творчества;

·         формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;

·         совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;

Развивающие:

·       пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики;

·       развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;

·  формирование творческих способностей, духовной культуры;

·       развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

Воспитывающие:

·       воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;

·       добиться максимальной самостоятельности детского творчества.

 

Структура обучения  «Традиционные виды росписи» основана на принципах  последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью. Предлагаемый материал поможет организовать полезную и интересную деятельность с детьми 6-12 лет. Программа предусматривает преподавание материала небольшими блоками (от 10 до 20 часов за один учебный год) на протяжении трёх лет и  по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни. Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.

В программу включены следующие разделы:

1.     Филимоновская роспись

2.      Гжельская роспись

3.     Хохломская роспись

4.     Выставки.

Содержание всех разделов построено по следующему алгоритму:

1.     Исторический аспект

2.     Связь с современностью

3.     Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий

4.     Выполнение творческих работ.

Актуальность методической рекомендации

 

Цели и задачи дополнительного образования направлены  на то, чтобы развивать творческие способности, формировать навыки самореализации личности. Следуя этим задачам, была составлена методическая рекомендация «Роспись по дереву». Занятия по программе "Прикладное творчество" предусматривают, прежде всего, формирование и совершенствование практических умений, навыков учащихся в росписи по дереву. Цели и задачи занятий «роспись по дереву» направлены  на то, чтобы развивать творческие способности, формировать навыки самореализации личности. Следуя этим задачам к урокам были созданы презентации по следующим темам: «Хохломская роспись, «Мезенская роспись» и «Городецкая роспись».

        В курсе освоения предмета широко и многосторонне раскрывается художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, символика орнамента, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого  опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.

    Ручной труд (работа с деревом, глиной, тканью...) является не только доступным видом труда, но и способствует сенсорному, умственному и эстетическому развитию учащегося. На начальной стадии обучения в школе практически все дети любят петь, лепить, рисовать. Это говорит не о том, что все они талантливы, а о том, что именно в этом возрасте они, таким образом, стремятся к самовыражению, это тяга к творческому созиданию, заложенная у ребенка природой. Главная задача школы - поддержать этот росток творчества, развить его, и тогда он будет принимать различные формы проявления способностей. Главная же наша задача - возродить это стремление ребенка к творчеству и научить его секретам профессионального мастерства.

Основные формы, методы и приемы

 

Как сделать занятия  по декоративно-прикладному искусству интересными и содержательными, одновременно доставляющими учащимся радость общения с искусством, радость познания и радость творчества. Инновационные подходы в школьном образовании, в том числе использование современных информационно-коммуникационных технологий, позволяют создавать условия для развития новых поколений граждан, формирования в будущем востребованных специалистов, готовых к эффективной трудовой деятельности в условиях информационного общества.

      Основные преимущества современных информационных технологий (наглядность, возможность использования комбинированных форм представления информации, графическое изображение стали основой поддержки процесса образования. На своих занятиях я всегда использую презентации. Презентация построена таким образом, чтобы наиболее оптимально решать поставленные на занятиях задачи. Использование презентации делает рассказ учителя более насыщенным, иллюстративным. Презентация позволяет учителю не просто читать лекцию, но вести беседу с учащимися, задавая вопросы по теме и тем самым, заставляя учащихся актуализировать знания, высказывать предположения.  Важно, чтобы всем ученикам на каждом занятии было интересно. Тогда у многих из них первоначальная заинтересованность перерастет в глубокий и стойкий интерес. В этом плане особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству, как занимательность. Иллюстрации особенно необходимы тогда, когда объекты не доступны непосредственному наблюдению, а слово учителя оказывается недостаточным, чтобы дать представление об изучаемом объекте или явлении. Информация, размещенная на слайде и появляющаяся в нужные моменты объяснения, заставляет учащихся пройти через все этапы мышления, использовать различные мыслительные операции.

В данных презентациях представлены: история возникновения и развития данных видов росписи, характерные особенности цветового решения, основные элементы росписи, а так же основные приемы выполнения основных элементов, характерных для каждого вида росписи,  главные отличительные признаки художественного образа следующих произведений народного искусства: Городецкая роспись, Мезенская роспись, Пермогорская роспись.

Цель презентаций – формирование  у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно - прикладного искусства.

Задачи презентации – познакомить учащихся с такими видами росписи, как Городецкая, Мезенская, Пермогорская, инструментами и материалами для выполнения этих видов росписи, основными элементами, характерными для определенного вида росписи и особенностями их выполнения.

Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия. С первых же занятий дети приучаются работать по плану:

1.     эскиз

2.     воплощение в материале

3.     выявление формы с помощью декоративных фактур.

Программой предусмотрено посещения музеев, участие в конкурсах и на выставках.

 

                          Характеристика  ожидаемых результатов

В результате обучения   учащиеся  должны получить 

 знания:

·         о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда при росписи дерева;

·          о месте  и роли  декоративно - прикладного  искусства в жизни человека;

·         о видах росписи;

·         в области композиции, формообразовании, цветоведения;

·         о главных отличительных признаках художественного образа произведений народного искусства.

умения:

·         работать нужными инструментами и приспособлениями;

·         последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и рисовать кистью элементы растительного орнамента;

·         выполнять роспись изделия ;

В результате освоения основ декоративно-прикладного искусства учащиеся  должны получить

знания:

·         о современном декоративно-прикладном искусстве;

·          расширить знания в области композиции, формообразования, цветоведения;

умения:

·         решать художественно- творческие задачи на основе творческих принципов народного искусства ( повтор, вариации, импровизация);

·         свободно рисовать кистью элементы растительного, животного и геометрического орнамента;

 

Общие методические рекомендации по организации занятий

 

В дополнительном образовании курс обучения «Традиционные виды росписи» рассчитан отдельными блоками на три учебных года.

За годы обучения

Учащиеся должны освоить основные элементы росписи. Теоретически они должны знать:

 

·         историю возникновения изучаемой росписи,

·         название всех элементов и мотивов,

·         цветовую гамму изучаемой росписи,

·         последовательность выполнения росписи.

Практически они должны уметь выполнять:

 

·         приписки (капелька, травка, завиток),

·         мотив «ягодка»,

·         мотив «листик»,

·         мотив «цветок»,

·         уметь копировать с образца

 

Помещение и оборудование

С первых занятий следует приучать ребят к правильной организации труда. Кисти и краски должны всегда находиться на столе справа от работающего, а накопленный материал и бумага для эскизов – слева. Такой порядок на столе не требует времени на поиски инструмента и материала.

Учебно-наглядные пособия должны быть подготовлены по каждой теме занятия. Постоянно действующая выставка в кабинете является отчасти и наглядным пособием. К каждой теме надо иметь готовые изделия для показа их детям. Эти изделия выполняются  во время занятий.

Для ведения занятий по росписи руководитель должен иметь альбомы и крупные таблицы образцов росписи и рисунки по каждому заданию, таблицы с зарисовками народных орнаментов. Хорошо иметь несколько альбомов с образцами и таблицами рисунков орнаментов различных видов росписи.

 

Организация рабочего места

Прежде всего, необходимо дорожить дневным светом и стараться работать только при нём, таким образом, можно и глаза сберечь, и с цветом не ошибиться. Справа от себя нужно постелить тряпочку, а лучше бумажное полотенце или салфетку. Там же расположите кисточки, банку с водой, палитру. На промыслах основные цвета разводят до рабочего состояния в небольших формочках. Но палитра в любом случае нужна, чтобы при необходимости смешивать цвета, снимать с кисти лишнюю краску.

Палитрой может служить кусок стекла, отороченный для безопасности изолентой, белая кафельная плитка и тому подобное. Удобнее, чтобы земляные цвета находились рядом, так же как кадмиевые, кобальтовые. Ближе к земляным, но поодаль от светлых, пусть ляжет чёрный. Тут нет строгого правила, важно самому определить порядок и всегда следовать ему. Когда соблюдается это правило, когда кисти лежат на привычных местах, как инструменты в операционной, когда салфетка для вытирания кисточек не елозит, а удобно придавливается устойчивой банкой с водой, когда расписываемые вещи лежат слева и нет риска что-то размазать, перевернуть – работа сама собой спорится.

Так же важно, чтобы было удобно сидеть. Посадка мастера отличается от обычной посадки, используемой при других разновидностях росписи. Мастера при выполнении росписи на хохломских промыслах никогда не работают за столом. Они сидят на достаточно низкой табуретке, чтобы колени находились на чуть более высоком уровне, чем это бывает при обычной посадке. В процессе росписи изделие упирают в колени. Локоть должен быть чётко фиксирован, не двигаться или двигаться в минимальной степени, тогда как кисть руки может свободно перемещаться в любом необходимом направлении.

И ещё работу облегчают некоторые профессиональные приёмы. Например, для удобного положения руки используют «скамеечку», планку, губку.

 

Техника безопасности и охрана труда на занятиях

 

Перед началом работы необходимо провести вводный (текущий) инструктаж по требованиям безопасности, на котором учащиеся предупреждаются о тех осложнениях, которые им могут встретиться в работе. При этом объясняются причины, вызывающие эти осложнения. Подобный инструктаж проводится периодически при смене видов декоративно-прикладного искусства.

Рабочее место всегда должно содержаться в образцовом порядке, а инструменты располагаться так, чтобы удобно их было брать, не затрачивая времени на поиски.

Для уменьшения зрительного напряжения при тонких, кропотливых операциях нужно позаботиться об освещении. Можно использовать как люминесцентное освещение, так и лампы накаливания. Иногда рекомендуют иметь в учебных условиях оба типа ламп. Общая мощность световых точек должна быть такова, чтобы на высоте столов освещённость составляла не менее 300 ЛК.

При дневных занятиях освещение должно быть спереди, так как в работе участвуют обе руки, и при боковом освещении от них будет тень. В связи с этим столы располагают параллельно окнам.

Если производится работа с масляными красками или лаками, то помещение необходимо хорошо проветривать.

 

Уроки росписи по дереву. Инструменты и материалы

 

   Внешний вид изделия во многом определяется теми красками, кисточками, лаками и так далее, которые мастера используют в своей работе. Например, чёрные графические наводки в мезенской росписи будут выглядеть по-разному в зависимости от того, выполнены ли они пером или кисточкой (в последнем случае линия будет неоднородной по толщине.)

Городецкая роспись, исполненная маслом, даёт возможность мягкого перехода цвета в цвет, что технически почти невозможно при работе гуашью. Как ни пытаться сымитировать подбором красок тёплую, медовую поверхность Мезенских или Городецких прялок, она будет иной, нежели та, старинная, обработанная олифой. К слову сказать, настоящие мастера работают только по старинным рецептам: перетёртая из минерала и замешанная на желтке краска будет давать градации, отличные от химической краски того же цвета.

    Иногда приходится слышать такие противоположные суждения, мол, как небрежны, неизящны мазки старинных мастеров или, напротив, как чересчур аккуратны, «вылизаны» современные работы. И вот уже кто-то подражает «небрежности», работая «под старину», забывая, что старые мастера часто располагали всего лишь «тиской» - выдернутой из веника и размочаленной зубами палочкой, заячьей лапкой, - где уж тут до изящества колонковой кисти.

   «Для каждой краски требуется особая кисть. А кисти должны быть упруги и круглы, концы же их не слишком длинны» - это мудрое наставление иконописцам было дано в 1707 году, но оно вполне актуально и для нас с вами.

 

Кисть может быть:

·         по форме, обжиму: плоской, круглой;

·         по типу волоса (ворса): беличьей (цвет шатен, ворс мягкий), колонковой (цвет русый, ворс упругий), пони (цвет грязно-пегий, иногда бело-жёлтый, ворс слегка волнистый, мягкий), козьей (цвет белый ворс мягкий), кошачьей (цвет часто белый, ворс очень мягкий, безвольный). Кроме таких натуральных кистей сейчас широко применяют синтетические (по цвету и качеству ворса напоминают колонок, но более блестящий).

·         по качеству ворса: мягкой и щетинистой.

·         по длине ворса: короткой, средней и длинной. При этом кисть одного и того же номера может быть разной длины.

·         по номерам: кисти идут от нулевого и дальше. Чем больше номер кисточки, тем объёмнее, пышнее она. Иногда встречаются кисти, обозначенные одним и тем же номером, но по существу разного размера (фирмы и фабрики иной раз имеют свои стандарты).

Так и хочется сказать «Кисти разные нужны, кисти разные важны». Это напоминание для тех, кто по неопытности считает, что можно иметь одну-две, и хватит. Найти хорошую кисть непросто, каждая проявляет свой характер, их узнаешь «в лицо».

И хотя говорится, что опытный мастер и веником нарисует, но любимыми кистями он очень дорожит, никому не одалживает, ведь каждый имеет свой почерк, а это обязательно отразится на кисточке.

Дополнение к кисточкам часто служит штампик – тычок.

Практические советы.

Для русских народных росписей по дереву лучше всего подходят беличьи и колонковые кисти. Избегайте кисточек из пони, они могут сгодиться, пожалуй, только для тычков.

Обращайтесь с кисточками бережно:

·         ни в коем случае не используйте её ворсистую часть для приготовления, смешивания, растирания краски, употребляйте для этого палочки, некачественные клеевые кисти;

·         не оставляйте кисточки в банке с водой: ворс заламывается, черенок отклеивается. Прополоскав, храните кисти в горизонтальном или в вертикальном положении ворсом вверх.

·         Для транспортировки используйте планшеты с гнёздами для кисточек типа «патронташ», круглые пеналы, располагая их в сумке вертикально. Если же все-таки ворс смялся, то «намыльте» кисточку пеной щадящего мыла, выровняйте ворс и дайте пене подсохнуть. Часа через 2-3 смойте её, ворс выровняется.

Краски:

В старину крестьянские художники использовали ограниченное количество  красок: это были природного происхождения земляные краски, добытые из глин, краски из соков местных деревьев и растений и бережно употребляемые привозные лазурь, кармин, немецкий бакан и др. замешанные на яичном желтке тёртые минералы превращались в темперные краски. Они приготавливались небольшими порциями, так как быстро сохли, а, засыхая, образовывали нерастворимую плёнку. Эти краски используемые, прежде всего в иконописи, применяли и для росписи бытовых предметов. Со временем их во многом заменили масляные краски. Так, местами приём «разбел», характерный для масляной живописи, вытеснил белильные оживки темперной.

В настоящее время почти на всех промыслах пользуются масляными красками. Кое-где употребляется гуашь и анилиновые красители.

В зависимости от основы краски делятся на масляные, клеевые, водяные, акриловые, анилиновые.

Для тех, кто только осваивает приёмы народных росписей, предпочтительнее работать гуашью. Она бывает двух видов: художественная и плакатная. Последняя с «песочком», неважного качества, потому пользоваться стоит только художественной гуашью.

Также хороша в росписи по дереву и темпера. Эта краска на клеевой основе: казеиновой, поливинилацетатной (ПВА) и др. по всем показателям темпера ПВА лучше казеиновой, ей и стоит отдавать предпочтение.

 Правильная постановка руки.

Для успешного исполнения народных росписей очень важно сразу научиться правильно держать и кисть руки, и кисточку. Поначалу с непривычки это может показаться неудобным, а потом станет понятно, что по-другому традиционные приёмы просто не получаются. Рука должна быть подвижна, как циркуль, поэтому кисточку держат не наклонно, как ручку для письма, а строго вертикально к поверхности.

Средний палец лежит на «железке», над ним указательный, а с другой стороны между ними – большой палец. Безымянный палец при этом поджат, опора руки приходится на мизинец.

Удерживая кисточку в таком положении, попробуйте слегка прокручивать её. Такой приём с прокручиванием, кстати, используют в урало-сибирских росписях.

Планка – это рычаг, который легко «переносит» руку над рабочей поверхностью.

Иногда при росписи мелких предметов удобен приём «замок», когда опорой для рисующей руки служит другая рука

 

Азбука росписи

Занятия с детьми нужно начать с освоения орнаментальных форм и цветочных мотивов росписи. Азбука росписи рисуется в альбомах.

Основные элементы росписи.

Очень своеобразен и оригинален каждый вид народной росписи. Прелесть этого искусства в том, что нет предела его выразительным возможностям при использовании малого набора элементов. Если внимательно рассмотреть разные виды росписи, то можно увидеть, что многие элементы в них повторяются, только по-разному. Рассмотрим основные элементы, которые можно встретить и в урало-сибирской, и в городецкой росписях, а в хохломской росписи эти элементы являются её основой.

1. Капелька.

Использование капельки так многообразно, что, сколько бы не представлять вариантов, всё будет мало. Она встречается в любой технике росписи от Палеха до Жестова, от Гжели до Мезени.

Тут самое время вспомнить о том, что кисточка – это своеобразный штампик. От того какая она: толстая или тонкая, мягкая или упругая, какого номера, и тому подобное, будет зависеть размер и форма выполненного ею элемента.

Капелька может быть прямой и с поворотом, изогнутой. Про такую «протянутую» капельку на промыслах говорят, что она выполнена примакиванием. Прямая капелька выполняется движением «на себя», «от себя» или «в сторону». От силы нажима на кисточку будет зависеть размер капельки.

Ещё прямую капельку называют «прижимкой», а в Городце ряд капелек, составляющей бахрому на портьерах, называют «ляпочками».

Универсальная капелька может быть мелким, второстепенным элементом приписки, оживки, отделки, а может быть и самостоятельным, как, например, хохломская травка или Городецкие веерные листья.

Из двух капелек, наложенных одна на другую, поучаются листики. Из изогнутых капелек могут получиться различные бордюрные орнаменты.

Способ выполнения капельки.

Возьмите круглую беличью кисть (№2), краску с хорошей укрывистостью доведите до рабочей консистенции в небольшой формочке или на палитре. В первом случае обмакните кисть в краску и сделайте пару штрихов по палитре, чтобы заострить кончик. Во втором - движением вперёд-назад наполните кисточку краской и так же заострите конец. Дав кисточке, возможность чуть-чуть «пройти» по поверхности тонкой линией, наклоняйте её (кисточку) на себя, одновременно придавливая, пока она не ляжет на поверхность почти до железного основания – «пятки». Как и все прочие, этот элемент выполняется очень быстро, описание же его занимает времени больше.

2. Дуга.

Оборки на платьях Городецких барышень, края лепестков купавок, фризовые части северных прялок и так далее не обойдутся без этого элемента.

Дуга может быть простой и фигурной, крутой и пологой.

Для выполнения элемента «дуга» нужно взять круглую колонковую кисть №1 с острым кончиком. Начиная с волосяной части, направляйте кисточку вниз, слегка нажимайте. Когда самый сильный нажим придётся на крайние нижнее положение, кисточка как бы сама захочет подняться на повороте вверх. Завершите движение, плавно отрывая кисточку от поверхности.

 

3. Усик, штрих, точка.

Такие мелкие графические элементы, как усик и штрих, лучше всего выполнять кисточкой для контурной работы, белкой или колонком №1 с острым концом.

Обычно усик, если он только декоративно не закручивается, как скажем у виноградной лозы, сочетается с другими мелкими элементами: капельками, точками, штрихами.

«Поставить последнюю точку», «расставить все точки над «i». Это правило применимо и в росписях. Часто именно её, последней, не хватает внутри какого-либо цветка или где-то ещё для полной выразительности и завершённости. Особенно эффектно выглядит россыпь точек, сходящих на «нет», выполненная деревянным концом кисточки.

Используя кисти разных номеров, можно получить точки большие или поменьше. Краска не должна быть густой, а то точка получиться выпуклой. Хотя в некоторых случаях для достижения особых эффектов, как раз добиваются именно этого результата.

4. Травка.

Размер кисти зависит от выполняемого орнамента, можно использовать кисть от №1 до №5.

Набрать на кисть нужного цвета краску. На палитре заострить кончик кисти. Теперь можно выполнять элемент: коснуться кончиком кисти рабочей поверхности и слегка протянуть кисть вперёд, затем нужно постепенно нажимать на кисть до получения необходимой толщины линии, одновременно протягивать кисть в нужную сторону, затем, продолжая вести линию и ослабляя нажим на кисть, плавно её оторвать от рабочей поверхности.

«Травка» может быть прямой и наклонной, направленной в любую сторону в зависимости от изображаемого орнамента.

5. Цветной замалёвок.

Это один из основных приёмов Городецкой, урало-сибирской и других росписей мазкового типа. Цветной замалёвок (подмалёвка) выполняется на начальном этапе работы в живописной технике, придаёт основной объём цветам, листьям, птицам, фигурам и так далее.

Одним движением кисточки получается ровный кружок любого размера. На стадии замалёвка поверхность с будущим Городецким букетом напоминает манеж, где клоун подкидывает разноцветные шарики: это такой же быстрый, лихой и весёлый процесс!

Для начала можно представить на рабочей поверхности циферблат и, начиная как бы от восьми, поворачивайте кисточку по часовой стрелке, максимально её расплющивая.

При этом вы одновременно должны прокручивать кисточку между пальцами. На повороте около трёх ослабьте нажим и завершите движение, вернувшись в исходное положение. Поворачивая и расплющивая кисточку, не перестарайтесь с нажимом на «пятку»: хоть кисточка и должна обернуться вокруг своей оси, но не так, как кадрили на каблучке, не тем движением, что поворачивают циркуль. Кстати, тут особенно важно не забывать о строго вертикальном положении кисточки относительно рабочей поверхности.

6. Завиток.

Этот элемент является одним из основных в хохломской росписи, а также встречается в качестве приписок в урало-сибирской, Городецкой и других росписях.

Для выполнения этого элемента нужно также как и в предыдущем случае представить циферблат, но не нажимать на кисть, расплющивая её, а выполнять элемент, похожий на «травку». Здесь нужно также плавно начать, постепенно усиливая нажим на кисть, но при этом вы должны прокручивать кисточку между пальцами и одновременно совершать вращательное движение кистью руки в сторону выполнения завитка, затем плавно ослабляете нажим и плавно отрываете кисточку от рабочей поверхности. Завиток выполняется как по часовой стрелке, так и против неё; он может быть различной величины и толщины.

7. Тычок

Это, пожалуй, единственное грубоватое название, но зато точно передающее суть приема. Мастера изготавливают «тычки» сами. Гриб трутовик, сырая картошка, капроновая ткань, скрученная по спирали вата, намотанная на обгорелую спичку, соска-пустышка, сухая кисть и даже палец – всё это становится тычком. И вот возникает орнамент на полхов-майданских изделиях, ягодки-цветочки Хохломы, пышно-ажурные кроны Городецких деревьев, вуалетки барышень, украешки и многое-многое другое.

Тычок из ваты можно приготовить различной величины: вату можно накрутить на спичку, на специальную палочку или на нерабочий конец кисти, чем больше вы возьмёте ваты, тем крупнее будет полученный оттиск.

От азбуки цветовых форм орнамента школьники переходят к компоновке орнаментальных мотивов, вначале достаточно простых: веточка, окруженная листочками с одним цветком (затем с двумя, тремя и т. д. цветками); веточки, наклонённые друг к другу или образующие движение по кругу. Затем последуют более сложные задания: композиция в полосе, круге; композиция прямоугольного (квадратного) панно; роспись цветочными мотивами спинки стульчика, разделочной доски, полочки. Рассмотрим, как выполняются эти задания. Сначала, школьники рисуют в альбомах или на отдельных листах бумаги силуэтные изображения предметов, которые предстоит украсить росписью. Затем делают эскизы самой росписи. Как правило, каждый создаёт несколько вариантов будущего изображения. Затем, из этих вариантов выбирают самую удачную композицию и выполняют её на изделии.

 

 

 

 

 

 

Заключение

   Народное искусство воздействует на формирование нашей духовной культуры, и сегодня задача возрождения и совершенствования традиционных художественных промыслов приобретает особую актуальность. В сущности, именно ради сохранения национальной художественной традиции, этого живого родника, необходимо заботиться о творческом развитии народных промыслов. Художественные промыслы, развиваясь, не могут не испытывать влияние современности. Традиция находится в постоянном движении, отбирая и закрепляя всё лучшее в художественной практике.

Знакомство с разными стилями и направлениями в декоративном искусстве с творчеством выдающихся русских и зарубежных художников обогащают внутренний мир, помогают творческим поискам. Особое внимание необходимо уделять теоретическому и практическому изучению традиционных народных художественных промыслов России. С ростом общей культуры усиливается и желание общаться с народным искусством. Так что процесс будет развиваться. Народное творчество уже влияет, и в будущем ещё больше будет влиять на наше жилище, утварь, одежду – словом, на весь наш быт.

Работая над методической разработкой, я прочитала много специальной литературы и ещё больше расширила свои знания в области росписи. Для занятий необходимо постоянно пополнять УМК, в том числе  наглядными пособиями и методическими рекомендациями. Преподаватель росписи может использовать их для занятий или для подготовки к занятиям.

 

 

 

Список используемой литературы:

1. Арбат Ю. Русская народная роспись по дереву. М., 1970.

2. Бадаев В.С. Русская кистевая роспись. Учебное пособие д/студ. высших учебных заведений. – М. ВЛАДОС. 2004. – 40 с. ил.

3. Барадулин В.А. Художественная обработка дерева. М. 1970.

4. Величко Н.К. Роспись: Техники. Приёмы. Изделия. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1999. – 176 с.: ил. – (Энциклопедия).

5. Емельянова Т.И., Китаева Л. Любовь моя Хохлома. Горький. 1981.

6. Жегалова С.К. Роспись Хохломы. М. 1991.

7. Красильников А.В. Золотая Хохлома. Горький. 1979.

8. Прокопьев Д.В. Художественные промыслы Горьковской области. Горький. 1939.

9. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. М. 1999. – З65 с.

10. Уткин П.И., Королёва Н.С. Народные художественные промыслы. М., 1992


ПРИЛОЖЕНИЕ:

 

Наглядные пособия

хохлома.jpgimg7.jpg

 

 

img2.jpg


Таблица- подсказка "Основные виды росписи по дереву"

 

Название росписи

Городецкая

Полхов-Майданская

Пермогорская

 

 

Мезенская

Хохломская

Возникла

Берег реки Узола близ Городца.

Нижегородская область село Полхов Майдан.

Архангельская губерния.

Село Палащелье Мезенского района Архангельской области.

 

Лесное заволжье.

Время возникновения

Вторая половина 19 века.

Первая четверть 20 века.

С 18 века.

В 60-х годах 20 века.

Вторая пол. 17 начало 18 века.

 

Основные цвета

Красный, зеленый, голубой, синий, белый, черный.

Желтый, зеленый, красный, черный.

Красно-коричневый, красный, черный.

Красный, зеленый, желтый.

Черный, желтый, золотой, красный, зеленый.

 

Основные элементы

Листья, розан, ромашка, купавка, бутон, городецкая роза, птицы, лошадка, фигуры людей.

Листья, веточки, ягоды, бутоны, цветы, майданская роза, птички, храмы, мельницы, дома.

Бордюры, углы, приписки, цветы, трилистник, древо, птицы, птица Сирин.

Спирали, волны, ромбики, птицы, лошадки, олени, лоси.

Цветы, плоды, листья, кустики, жар-птица

Композиция

Букет, гирлянда, ромб, цветочная полоса, сюжетная, венок.

Цветочная, пейзажная.

Фризовая,

в круге, сюжетная.

В квадрате, полосе, круге.

В круге, квадрате, «древо», по схеме: «ветвь», «спираль», «венок».

 

Изделия

Сундучки, шкатулки, панно, прялки.

Миски, плошки, поставцы, матрешки,

Ковши, чаши, блюда, люльки, санки, хлебницы.

Игрушки-свистульки, панно.

Ложки, миски, чашки, мебель.

 

Как выглядит

img3.jpg

c50eddd264e8b4e4b27e3987efc4fbba.jpg

ce8843a4013db03a9fbd294b30td--russkij-stil-dosochka-ptitsa-sirin-rospis-po.jpg

YSi4mOE-8lQ_0.jpg

hello_html_367a9fca.jpg


Участие в конкурсной и выставочной деятельности

bf424604c8822b9a6f704537ddbe2323_big.jpg

1301_1200xauto_keep_ratio-3079242295.jpg


 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ: Аннотация.......

СОДЕРЖАНИЕ: Аннотация.......

ВВЕДЕНИЕ Декоративно-прикладное искусство, как никакой другой вид учебно-творческой работы школьников, позволяет одновременно с раскрытием огромной духовной ценности изделий народных мастеров, формированием эстетического вкуса вооружать учащихся…

ВВЕДЕНИЕ Декоративно-прикладное искусство, как никакой другой вид учебно-творческой работы школьников, позволяет одновременно с раскрытием огромной духовной ценности изделий народных мастеров, формированием эстетического вкуса вооружать учащихся…

Воспитывающие: · воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству; · добиться максимальной самостоятельности детского творчества

Воспитывающие: · воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству; · добиться максимальной самостоятельности детского творчества

Цели и задачи занятий «роспись по дереву» направлены на то, чтобы развивать творческие способности, формировать навыки самореализации личности

Цели и задачи занятий «роспись по дереву» направлены на то, чтобы развивать творческие способности, формировать навыки самореализации личности

Иллюстрации особенно необходимы тогда, когда объекты не доступны непосредственному наблюдению, а слово учителя оказывается недостаточным, чтобы дать представление об изучаемом объекте или явлении

Иллюстрации особенно необходимы тогда, когда объекты не доступны непосредственному наблюдению, а слово учителя оказывается недостаточным, чтобы дать представление об изучаемом объекте или явлении

В результате освоения основ декоративно-прикладного искусства учащиеся должны получить знания: · о современном декоративно-прикладном искусстве; · расширить знания в области композиции, формообразования, цветоведения; умения: ·…

В результате освоения основ декоративно-прикладного искусства учащиеся должны получить знания: · о современном декоративно-прикладном искусстве; · расширить знания в области композиции, формообразования, цветоведения; умения: ·…

Для ведения занятий по росписи руководитель должен иметь альбомы и крупные таблицы образцов росписи и рисунки по каждому заданию, таблицы с зарисовками народных орнаментов

Для ведения занятий по росписи руководитель должен иметь альбомы и крупные таблицы образцов росписи и рисунки по каждому заданию, таблицы с зарисовками народных орнаментов

Рабочее место всегда должно содержаться в образцовом порядке, а инструменты располагаться так, чтобы удобно их было брать, не затрачивая времени на поиски

Рабочее место всегда должно содержаться в образцовом порядке, а инструменты располагаться так, чтобы удобно их было брать, не затрачивая времени на поиски

Кроме таких натуральных кистей сейчас широко применяют синтетические (по цвету и качеству ворса напоминают колонок, но более блестящий)

Кроме таких натуральных кистей сейчас широко применяют синтетические (по цвету и качеству ворса напоминают колонок, но более блестящий)

Эти краски используемые, прежде всего в иконописи, применяли и для росписи бытовых предметов

Эти краски используемые, прежде всего в иконописи, применяли и для росписи бытовых предметов

Капелька. Использование капельки так многообразно, что, сколько бы не представлять вариантов, всё будет мало

Капелька. Использование капельки так многообразно, что, сколько бы не представлять вариантов, всё будет мало

Такие мелкие графические элементы, как усик и штрих, лучше всего выполнять кисточкой для контурной работы, белкой или колонком №1 с острым концом

Такие мелкие графические элементы, как усик и штрих, лучше всего выполнять кисточкой для контурной работы, белкой или колонком №1 с острым концом

Кстати, тут особенно важно не забывать о строго вертикальном положении кисточки относительно рабочей поверхности

Кстати, тут особенно важно не забывать о строго вертикальном положении кисточки относительно рабочей поверхности

Заключение Народное искусство воздействует на формирование нашей духовной культуры, и сегодня задача возрождения и совершенствования традиционных художественных промыслов приобретает особую актуальность

Заключение Народное искусство воздействует на формирование нашей духовной культуры, и сегодня задача возрождения и совершенствования традиционных художественных промыслов приобретает особую актуальность

ПРИЛОЖЕНИЕ: Наглядные пособия

ПРИЛОЖЕНИЕ: Наглядные пособия

Таблица- подсказка "Основные виды росписи по дереву"

Таблица- подсказка "Основные виды росписи по дереву"

Участие в конкурсной и выставочной деятельности

Участие в конкурсной и выставочной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.12.2022