Методические рекомендации по организации работы
психолого-медико-педагогического консилиума для детей
с расстройствами аутистического спектра
Действующее законодательство в области образования (Закон «Об образовании» от 29.12.2012, закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья» от 28 апреля 2010 года) становится гарантией права на получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. Специалистам давно известно, что ранняя диагностика, раннее выявление, ранняя коррекция на ступени начального образования обеспечивают повышение уровня эффективности и результативности коррекционно-развивающего процесса. Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) необходимое звено в системе диагностико-консультативной работы: осуществляет диагностику учащихся и консультирования родителей и педагога, организует помощь и педагогическую поддержку детям с трудностями в обучении, готовит документы на психолого-медико-педагогическую комиссию.
Занимаясь вопросами обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра в условиях ГБОУ «Областной центр диагностики и консультирования» (далее – ОЦДиК), мы столкнулись с проблемой отсутствия программного обеспечения образовательного процесса данной категории детей. И это оправдано, ведь спектр нарушений (в том числе и интеллектуальных) в структуре дефекта каждого ребенка индивидуален, определен весьма ограниченными коммуникативными способностями, а зачастую и познавательными возможностями, что делает невозможным создание единой унифицированной, четко регламентированной программы обучения, воспитания и развития детей данной категории. На этапе формировании индивидуальных образовательных маршрутов, учебных и индивидуальных коррекционно-развивающих программ важно иметь полную картину о структуре дефекта ребенка, его потенциальных возможностях, познавательных интересах, о прогнозе дальнейшего развития ребенка. Однако, учитывая специфику поведения детей с расстройствами аутистического спектра, их неравномерность в динамики развития, возникла необходимость более углубленного изучения познавательных возможностей с целью корректировки программного содержания коррекционного воздействия, индивидуализации процесса обучения и развития каждого ребенка.
Для более эффективной организации учебно-воспитательного процесса школьников, обучающихся по индивидуальным специальным программам в Центре организовано комплексное сопровождение развития личности ребенка, которое осуществляется через деятельность психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк). При организации работы ПМПк было рассмотрено множество вариантов, скомпоновав которые определилась система работы, наиболее подходящая к условиям учреждения.
ПМПк создается приказом директора. В состав ПМПк входят заместитель директора по учебно-воспитательной работе (председатель Консилиума), учителя начальных классов, учителя-предметники, учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог, врач-педиатр.
При обследовании на ПМПк специалистами предоставляются следующие документы: педагогическое представление на ребенка с ОВЗ, в котором должны быть отражены проблемы, возникающие у педагогов, работающих с ребенком; рабочие материалы по предметам (тетради и другие виды самостоятельной работы, рисунки и т.д.); портфолио обучающегося с РАС. На основании полученных данных (педагогических представлений) коллегиально составляется заключение ПМПк и рекомендации об образовательном маршруте или его изменении, воспитании ребенка с учетом его индивидуальных возможностей и особенностей.
Таким образом, внутришкольный консилиум координирует и объединяет усилия специалистов ОЦДиК и родителей детей с РАС, направленные на решение вопросов обучения, развития и социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.