Методические рекомендации по преподаванию учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
Оценка 4.6

Методические рекомендации по преподаванию учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»

Оценка 4.6
Документация
docx
ОБЖ
СCУЗ, ВУЗ
24.11.2021
Методические рекомендации по преподаванию учебного предмета  «Основы безопасности жизнедеятельности»
Методические рекомендации по преподаванию учебного предмета
mr-po-obzh. (1).docx

Методические рекомендации

по преподаванию учебного предмета

«Основы безопасности жизнедеятельности»

в условиях реализации ФГОС среднего общего образования

 

Власова Оксана Владимировна,

кандидат биологических наук,

доцент кафедры предметных областей

КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области»

 

 

I.                  Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность учителя ОБЖ, преподавателя-организатора ОБЖ

В условиях перехода на ФГОС среднего общего образования преподаватель-организатор, учитель основ безопасности жизнедеятельности в общеобразовательных организациях региона должен осуществлять преподавание учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее – ОБЖ) в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05. 2012 г. № 413 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки Российской Федерации от 29.12.2014 г. № 1645; от 31.12.2015 г. №1578; 29.06.2017 г. №613);

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 г. № 345 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Министерства просвещения Российской Федерации от 08.05.2019 г. № 233; от 22.11.2019 г. № 632; от 18.05.2020 г. № 249);

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.282110 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.05.2018 № 08-1211 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательной деятельности»;

- Концепция преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы (утверждена решением коллегии Министерства просвещения Российской Федерации от 24.12.2018 г.);

- Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию 28.06.2016 г. Протокол № 2/16-з).

 

 

II. Обзор учебно-методических комплексов, обеспечивающих преподавание учебного предмета «ОБЖ»

Согласно статье 8, части 1, пункта 10 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к полномочию органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится организация обеспечения муниципальных образовательных организаций и образовательных организаций субъектов Российской Федерации учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ.   При этом выбор учебников и учебных пособий относится к компетенции образовательной организации в соответствии со статьей 18 части 4 и пункта 9, статье 28 части 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Педагоги образовательных организаций должны планировать организацию образовательного процесса в соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 г. № 345 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации  от 08.05.2019 г. № 233; от 22.11.2019 г. № 632; от 18.05.2020 г. № 249 ).

Кроме того, организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным образовательным программам, вправе в течение трех лет использовать в образовательном процессе приобретенные до вступления в силу Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 г. № 345 учебники из Федерального перечня учебников, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». К таким УМК можно отнести:

УМК по основам безопасности жизнедеятельности 10-11 класс под редакцией С.В. Алексеева и др.) издательского центра «Вентана-граф». Учебник разработан на основе Конституции РФ, федеральных законов, других нормативно-правовых документов РФ в области безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства.

УМК под общей редакцией В.Н. Латчука издательства «Дрофа». В УМК входят рабочая программа, электронное приложение, рабочая тетрадь, тетрадь для оценки качества знаний, методическая поддержка.

УМК под общей редакцией А.Т. Смирнова издательства «Просвещение». В состав УМК входят: учебники, тетради, рабочая программа, методические рекомендации, поурочные разработки, тестовый контроль, серии пособий для обучающихся и учителей, в том числе на электронных носителях.

Отличительными особенностями учебно-методических комплексов, входящих в федеральный перечень учебников являются:

- наличие учебников на бумажных и электронных носителях, обеспечивающих комплексность и преемственность всех уровней образования;

- четкая функциональная направленность каждого компонента УМК на решение определенной педагогической задачи;

- единый методический, информационный и дизайнерский подход, учитывающий возрастные психофизиологические особенности школьников;

- наличие «навигационной» системы, обеспечивающей системность организации учебного процесса и удобство поиска информации;

- использование прогрессивных форм и способов подачи материала, основанных на современных информационных технологиях;

- доступность в использовании;

- интерактивность;

- ориентированность на практическую деятельность обучающихся;

- максимальный учет индивидуальных запросов и способностей каждого участника образовательного процесса.

 

III. Особенности преподавания ОБЖ в условиях реализации

Концепции преподавания учебного предмета

«Основы безопасности жизнедеятельности»

В 2020/2021 учебном году в образовательных организациях продолжается реализация Концепция преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

Целью Концепции является обеспечение условий качественного развития учебного предмета ОБЖ, изменение его образовательного статуса в соответствии по степеньb важности формируемых им компетенций в области безопасности личности, общества и государства, государственным заказов, потребностями населения и перспективными задачами развития российского общества. Приобретение знаний, умений и навыков в области безопасности жизнедеятельности должно стать осмысленным и внутренне согласованным процессом.

Одним из основных направлений реализации Концепции является использование практико-ориентированных интерактивных форм организации учебных занятий с акцентом на применение тренажерных систем и виртуальных моделей, способных отображать объекты, не воспроизводимые в обычных условиях, обеспечивающих электронную поддержку выданных для решения ситуационных задач, отражающих повседневную деятельность. Разработка примерных норм материально-технического обеспечения курса обучения ОБЖ, оснащения кабинета ОБЖ наглядными и техническими средствами обучения, в том числе интерактивными 3d-моделями и тренажерными системами, способными моделировать различные опасные ситуации, для отработки целесообразных практических приемов и действий.

В соответствии с ФГОС общего образования учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» является обязательным для изучения на уровне среднего общего образования вне зависимости от профиля. Учебный предмет осваивается на базовом уровне и является одной из составляющих предметной области «Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности», изучение которой должно обеспечить:

- сформированность экологического мышления, навыков здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни, понимание рисков и угроз современного мира;

- знание правил и владение навыками поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера;

- владение умением сохранять эмоциональную устойчивость в опасных и чрезвычайных ситуациях, а также навыками оказания первой помощи пострадавшим;

- умение действовать индивидуально и в группе в опасных и чрезвычайных ситуациях.

Освоение базового курса основ безопасности жизнедеятельности должно отражать следующие требования к предметным результатам:

1) сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической безопасности как о жизненно важной социально-нравственной позиции личности, а также как о средстве, повышающем защищенность личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, включая отрицательное влияние человеческого фактора;

2) знание основ государственной системы, российского законодательства, направленных на защиту населения от внешних и внутренних угроз;

3) сформированность представлений о необходимости отрицания экстремизма, терроризма, других действий противоправного характера, а также асоциального поведения;

4) сформированность представлений о здоровом образе жизни как о средстве обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности;

5) знание распространенных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

6) знание факторов, пагубно влияющих на здоровье человека, исключение из своей жизни вредных привычек (курения, пьянства и т. д.);

7) знание основных мер защиты (в том числе в области гражданской обороны) и правил поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

8) умение предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным для них признакам, а также использовать различные информационные источники;

9) умение применять полученные знания в области безопасности на практике, проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

10) знание основ обороны государства и воинской службы: законодательство об обороне государства и воинской обязанности граждан; права и обязанности гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставные отношения, быт военнослужащих, порядок несения службы и воинские ритуалы, строевая, огневая и тактическая подготовка;

11) знание основных видов военно-профессиональной деятельности, особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе;

12) владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим при неотложных состояниях (при травмах, отравлениях и различных видах поражений), включая знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике.

При составлении рабочей программы по курсу ОБЖ следует учесть непрерывность и преемственность требований ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО к принятию и реализации ценностей здорового и безопасного образа жизни (ФГОС СОО) через осознанное выполнение правил здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды (ФГОС ООО) от формирования установки на безопасный, здоровый образ жизни (ФГОС НОО).

Кроме того, необходимо учитывать межпредметные и интегративные связи предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» с такими предметами как «Биология», «История», «Информатика», «Обществознание», «Физика», «Химия», «Экология», «Экономическая и социальная география», «Физическая культура». Ориентация на объективные связи между физическими, химическими, технологическими и биологическими процессами будет способствовать формированию целостного представления об изучаемом объекте, явлении, содействовать усвоению содержания предмета, рациональному использованию учебного времени.

Еще одной особенностью учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» является его практическая направленность, приобретение знаний и формирование умений в практической деятельности, что определяет выбор главных методов обучения: рефлексивного анализа конкретных жизненных ситуаций, с которыми могут встретиться обучающиеся, а также выбор форм организации занятий: практические и лабораторные занятия, на которых обучающиеся получат умения и навыки, необходимые для возможного предупреждения чрезвычайных ситуаций, правильного поведения в том случае, если они произошли.

IV.    Рекомендации по организации деятельности методических объединений учителей ОБЖ на 2020-2021 учебный год

В 2020-2021 учебном году муниципальным методическим службам, городским и районным методическим объединениям учителей ОБЖ рекомендуется:

1.                 Проанализировать уровень квалификации учителей ОБЖ (по базовому образованию и повышению квалификации) и скорректировать план по повышению квалификации на 2021 г.

2.                 Проанализировать предметные олимпиады и конкурсы всех уровней на предмет участия школьников муниципалитета и достигнутых ими результатов. По итогам анализа скорректировать план подготовки школьников муниципалитета к участию в олимпиадах и конкурсах всех уровней.

3.                 Спланировать проведение открытых уроков, мастер-классов по актуальным направлениям развития безопасности жизнедеятельности.

4.                 Активизировать работу по привлечению учителей ОБЖ к участию в семинарах, конкурсах, конференциях, проводимых ИРО Кировской области.

 

V.       Интернет-ресурсы в помощь учителю ОБЖ

1.                 http://health.best-host.ru/ – Здоровая школа.

2.                 http://www.it-n.ru/ – Сеть творческих учителей

3.                 http://www.edu.rin.ru/  Образование - RIN.RU.

4.                 http://festival.1september.ru/subjects/12/ – Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"/

5.                 http://fcior.edu.ru/ – Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов/

6.                 http://www.alleng.ru/edu/saf1.htmОБЖ – билеты, ответы, уроки.

7.                 http://www.alleng.ru/edu/saf3.htmКниги, пособия по ОБЖ.

8.                 http://satinoschool.narod.ru/test1/p1aa1.htmlметодическое пособие для учителей ОБЖ.

9.                 http://www.uchportal.ru/load/81 учительский портал.

10.            http://severskijkadet.ru/voennoe_delo/обж/уроки-обж-ссылки.htmlуроки ОБЖ.

11.            http://zdd.1september.ru/ – газета "Здоровье детей".  

12.            http://spo.1september.ru/ – газета "Спорт в школе".

13.            http://www.infosport.ru/press/szr/1999N5/index.htm – Спортивная жизнь России. Электронная версия ежемесячного иллюстрированного журнала.

14.            http://festival.1september.ru/ – Фестиваль пед. идей «Открытый урок»

15.            http://kzg.narod.ru/ - Журнал «Культура здоровой жизни»

16.            http://window.edu.ru/ – единое окно доступа к образовательным ресурсам (информация о подготовке к урокам, стандарты образования, информация о новых учебниках и учебных пособиях).

17.            http://www.obzh.info – информационный веб-сайт (обучение и воспитание основам безопасности жизнедеятельности).

18.            http://www.1september.ru – веб-сайт «Объединение педагогических изданий «Первое сентября» (статьи по основам безопасности жизнедеятельности в свободном доступе, имеется также архив статей).

19.            http://www.school-obz.org/ – информационно-методическое издание по основам безопасности жизнедеятельности.


 

20.            Скачано с www.znanio.ru

Методические рекомендации по преподаванию учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в условиях реализации

Методические рекомендации по преподаванию учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в условиях реализации

Об использовании учебников и учебных пособий в образовательной деятельности»; -

Об использовании учебников и учебных пособий в образовательной деятельности»; -

УМК по основам безопасности жизнедеятельности 10-11 класс под редакцией

УМК по основам безопасности жизнедеятельности 10-11 класс под редакцией

Разработка примерных норм материально-технического обеспечения курса обучения

Разработка примерных норм материально-технического обеспечения курса обучения

При составлении рабочей программы по курсу

При составлении рабочей программы по курсу

IV. Рекомендации по организации деятельности методических объединений учителей

IV. Рекомендации по организации деятельности методических объединений учителей
Скачать файл