Методические рекомендации по проектированию игровых программ
Оценка 4.6

Методические рекомендации по проектированию игровых программ

Оценка 4.6
docx
20.09.2020
Методические рекомендации по проектированию игровых программ
метод. рекомендации по проектированию игровых досуговых программ.docx

МАУДО Центр детского творчества Промышленного района

 

 

 Методические рекомендации

 по проектированию игровых программ

 

 

 

 

                                                 Автор-составитель:

                                                    педагог-организатор детского

                                                             клуба по месту жительства

                                          им. К.Н. Котова                        

                                                                  Соловых О.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Пояснительная записка

1.                 Критерии эффективности игровой программы

2.                 Принципы разработки игровой программы и ее примерная структура

3.                 Проектирование игровой программы

Заключение

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Игра является уникальным феноменом человеческой культуры, который сопровождает человека на протяжении всей жизни и выполняет целый комплекс разнообразных функций. Основными из них  являются:

Социализирующая. Игра является мощным средством освоения человеком социального опыта. Человек с самого рождения через игру приобретает элементарные навыки взаимодействия с социумом, происходит адаптация к условиям среды, саморегуляция, обучение общению.

Коммуникативная. В процессе игры играющий развивает навыки общения с участниками игрового процесса.

Рекреационно-развлекательная. Это одна из ведущих функций игры, ибо игра раскрепощает и доставляет радость.

Диагностическая. Игра позволяет выявить уровень развития творческого потенциала, уровень физического и интеллектуального развития.

Коррекционно-терапевтическая. Игра все используется в лечебно-оздоровительных целях для поддержания психологического равновесия личности. Кроме того, игра способствует разрешению детских конфликтов, снятию агрессивности отдельных подростков

Компенсаторная функция. Игра компенсирует потребность во взрослости, включении в социально-значимые отношения, позволяет учащимся более полно выразить эмоциональную сферу личности.

Мотивационно-побудительная функция, игра создает мотив деятельности, который значим для человека, и не отодвинут на отдаленное будущее, а также побуждает их к этой деятельности;

Релаксационная функция: снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивности обучения;

Психотехническая функция - формирование навыков подготовки физиологического состояния для наиболее эффективной деятельности.

Функция оптимизации эмоциональных взаимоотношений в семье.

С самого раннего детства игра самый любимый и важный вид деятельности. Но сегодня, к сожалению, игра (в первую очередь развивающая, коммуникативная, соревновательная) постепенно исчезает из жизни детей, заменяется компьютерными эрзацами. Такое положение вещей ведет к бессмысленному, бессодержательному и даже опасному времяпрепровождению детей и подростков. В условиях обострения духовно-нравственного кризиса, наблюдающегося сейчас в нашем обществе необходимо переосмыслить отношение к организации детского досуга и  усилить поиск педагогически целесообразных и привлекательных для подрастающего поколения форм досуга.

Одной из таких форм, на наш взгляд, может стать игровая досуговая

программа. Это понятие достаточно широкое, включающее в себя огромное количество форм организации свободного времени детей и подростков. Все эти формы направлены на решение комплекса задач, связанного с вовлечением детей в яркий мир игр, соревнований для освоения ими разнообразного социального опыта. Игровая программа является способом обучения, развития, воспитания. Причем воспитательный процесс в ней является скрытым, завуалированным. Ребенок чувствует себя свободным и легко и естественно включается в игровые события, которые воспитывают качества его характера, углубляют познания о мире, жизни, формируют навыки взаимодействия с окружающими.

Результатом игровой программы является позитивное развитие сюжета и развязка игровой ситуации. Педагогу организатору необходимо поставить и игровые цели, которые увлекут участников (помочь спасти героя, разгадать тайну, найти похищенное и т.п.), и цели педагогические: развивающие, воспитательные, социализирующие, которые учащимся будут не известны. Связующим звеном между педагогическими и игровыми целями является идея программы, вокруг которой строится сюжет.  Грамотная организация игровой программы позволяет ребенку осмыслить и присвоить эту идею.

Практика показывает, что педагогические цели воспринимаются педагогами, как формальный компонент программы. При их формулировке допускаются размытость и неточность определений. Такой подход ставит под сомнение целесообразность программы. Кроме того, очень часто игровые программы грешат поверхностностью (недостаточной глубиной) идеи, несогласованностью педагогических и игровых целей, недостаточной проработкой содержания программы, неумением педагогов-организаторов смоделировать игровую ситуацию и адекватную реакцию учащихся.

Исходя из этого, крайне актуальным, по нашему мнению, являются уточнение критериального ряда эффективности игровых программ, принципов ее разработки и создание на их основе технологической карты ее проектирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     Критерии эффективности игровой программы

 

В современных игровых  программах решаются задачи развития ребёнка в следующих основных направлениях:

 – формирование нравственной позиции ребенка;

– развитие интересов детей;

 – формирование мотивов к познавательной деятельности;

 – формирование системы знаний, умений, навыков;

 – развитие творческих способностей; – создание условий для формирования детского коллектива, как средства развития личности;

 – развитие эмоционально-волевой сферы;

 – развитие общих познавательных способностей (память, мышление, речь, воображение, внимание);

– формирование у детей стремление к здоровому образу жизни;

– формирование коммуникативных умений (умение общаться со сверстниками и с взрослыми, умение адекватно воспринимать ситуацию и т.д.).

Только программы, которые позволяют решить перечисленные задачи в совокупности могут являться эффективными.

Традиционно выделяют 8 основных критериев, которые позволяют оценить эффективность игровой программы. К ним относят:

·                     актуальность – значимость программы для современных детей, её соответствие потребностям, интересам сегодняшних детей; направленность на решение современных проблем детства;

·                     гуманитарность направленность программы на раскрытие, реализацию гуманистических идей и её проведение с ориентацией на уважение к личности участников;

·                     полнота программы наличие всех необходимых структурных элементов программы, достаточная степень проработанности, насыщенности и выраженности каждого компонента программы, в том числе, проработанность вариативного импровизационного компонента, создающего условия для развития событий программы в зависимости от выбора участников игры;

·                     целостность единство и взаимосвязь всех структурных элементов программы и их упорядоченность, соразмерность, взаимосвязанность;

·                     новизна наличие креативных (инновационных) подходов, нестандартных идей и режиссерского решения, обновленных приемов;

·                     эстетичность – гармоничность использованных художественных средств, наличие воздействия художественно-музыкального, образного решения программы, эмоциональный фон программы;

·                     игровая эффективность качество игрового общения и деятельности, создание эмоционально-игровой атмосферы, включённость детей в игру;

·                     педагогическая эффективность уровень достижения поставленных педагогических целей;  наличие отдаленного результата, заложенного механизмом последействия.

На наш взгляд, данный перечень далеко не полон, поскольку не позволяет оценить целевой и содержательный компоненты игровой программы, составляющих ее сущность.

Игровая программа не может быть эффективной если  в ней отсутствует точная, конкретная достижимая цель, которая ,по сути, является прогнозируемым результатом. К сожалению, педагоги-организаторы зачастую ориентированы, прежде всего, на то, чтобы их программа понравилась детям, увлекла их, чтобы дети были довольны. Поэтому они продумывают игровую цель, интересную игровую ситуацию, яркий образ ведущего, приёмы активизации детей, но развивающие смыслы, педагогическая сущность игровой программы отходят на второй план. 

Комплексный подход к воспитанию предполагает включение в целевой блок задач развития познавательно-мировоззренческой (когнитивной), эмоционально-волевой (аффективной, мотивационной), действенно-практической (поведенческой) сторон личности ребёнка. То есть, необходимо четко определить, что ребёнок поймёт, о чём задумается, что осмыслит, к какому выводу придёт (когнитивные задачи). А так же что он прочувствует, чем заинтересуется, чего захочет, какое стремление усилит (мотивационные задачи), какие навыки закрепит, какие умения приобретёт, какие способности и в чём усилит (поведенческие задачи). Исходя из того, что программа содержит многообразие игровых форм (структурных элементов), цель каждой игры может представлять собой подцели или задачи по отношению к цели всей игровой программы. Разрабатывая целевой блок, его необходимо разворачивать от целей высшего порядка к задачам и к ожидаемому результату, методам его отслеживания.

Если цели определены точно, то дальнейшая разработка программы связана с поиском игровых ситуаций, заданий, сценарного хода, которые позволят их достичь.

Содержание программы, ее идея, используемые игровые формы и атрибуты должны соответствовать возрастным особенностям участников. Так же им должен соответствовать и объем, предлагаемого для программы времени.

Критерием эффективности программы, безусловно, является и степень логичности выстроенного порядка игр, конкурсов, заданий. Целесообразно их выстраивание от простого к более сложному, либо же чередование активных и пассивных форм.

Кроме того, все предлагаемые игры, конкурсы задания оцениваются с точки зрения безопасности, гигиеничности, эстетичности, зрелищности, эргономичности. При этом учитывается их полнота, ясность, развивающий эффект.

Немаловажным критерием эффективности игровой программы является и то, как ее идея воплощается в ее оформлении и игровых атрибутах. Насколько целесообразно их применение, не заслоняют ли они саму идею программы, или наоборот мало используются.

Ну, и, конечно же, эффективность игровой программы зависит от ее сюжета и его динамичности. Если он не обеспечивает эмоциональность и азарт участников, то не педагогический, ни тем более развлекательный эффект не будут достигнуты.

Современная игровая программа вовлекает ребенка в активную творческую деятельность через разнообразные игровые приемы игрового, но эффективность этого процесса зависит от понимания мира ребенка, его интересов, проблем, желаний, потребностей и т.д. Это означает, что все методические решения (содержание материала, подбор и использование приемов, методов, выразительных средств и т.д.) должны преломляться через призму личности участника игры. Такая постановка вопроса побуждает педагога осуществить переход на детоцентристский подход.

 

2.     Принципы разработки игровой программы

и ее примерная структура

 

Важным аспектом достижения эффективности игровой программы, достижения ее целей является обеспечение ее разработки в соответствии с рядом педагогических принципов, ориентированных на принципы организации игры, которые представлены в исследованиях Л.Н. Буйловой, А.А. Вербицкого, О.С. Газмана, П.И. Пидкасистого, С.А. Шмакова и др. К ним относят:

– принцип активности – создание условий для проявления физических и интеллектуальных сил участников, высокого интереса детей, зависимости развития сюжета от их действий (моделирование детьми своего поведения, поиск альтернативных вариантов решения игры и пр.):

– принцип взаимодействия – интенсивность коммуникативных связей в процессе игры, приобретение и обогащение детьми разнообразного социального опыта (диалоговое общение, работа малых групп, выбор различных действий в рамках правил и сюжета программы, проба разных ролей: лидера, творца, организатора и пр.);

– принцип синтетичности – совокупность игровых средств и способов воздействия на ребенка, объединенных в единый процесс (зрелищность, игровое пространство, музыкальное и художественное оформление, язык, реквизит и т.д.);

 – принцип целостности – согласованность, взаимовлияние, полнота всех компонентов программы, влияющих на её качество и эффективность;

 – принципа динамичности – вариативность игровой деятельности, содержащей в своем сюжете интригу, преодоление какого-либо препятствия, регулирование игрового состояния участников через правила игры и учет фактора времени;

– принцип правдоподобия – создание игровой атмосферы, побуждающей «поверить» в игровые обстоятельства; конструирование игровых ситуаций, атрибутов игры, аналогичных ситуациям реальной жизни (реалистичность восприятия, импровизация и свобода в игре);

– принцип личного проживания – эмоциональная включённость ребёнка в игру, в игровые события, её атмосферу; наличие у ребёнка состояния, адекватного игровым событиям; приобретение детьми в процессе игры опыта, частично переносимого в реальную жизнь.

Примерная структура игровой программы представляет собой следующую модель:

 


Целевое назначение программы и ее задачи

 
 

 

 

 

 


После того, как найдены ответы на эти вопросы, начинается этап разработки игровой программы, который предполагает:

1.Создание инициативной группы (сценарист, режиссер, художник, музыкальный руководитель, осветитель)

2.Выбор темы и сюжета.

3.Выбор игровых приемов и стиля проведения игры.

4.Написание сценария.

5.Подбор необходимого литературного, игортехничекого материала и реквизитов.

6.Подбор выразительных средств (музыка, свет, костюмы, декорации, оборудование).

7.Составление сметы расходов.

8.Постановка мероприятия и репетиционный период.

9.Художественное и техническое оформление игрового пространства.

 

Проектирование игровой программы

 

На основе перечисленных принципов разработки игровой программы, почетным работником образования РФ  И.М. Кареловой была разработана «Технологическая карта проектирования игровых досуговых программ». Данная карта позволяет педагогу-организатору совершенствовать и развивать идеи замысла; спрогнозировать педагогическую результативность; детально проработать каждый эпизод программы; выявить более органичные сочетания и взаимодействия структурных элементов; увидеть целостный образ будущей программы. Она проста и удобна в применении и позволяет предусмотреть все этапы проектирования.

В ее организационно-целевой блок включены следующие разделы:

-название программы;

-тип программы;

-адресат программы;

-педагогические задачи программы;

- основная идея сценарного хода;

-игровая задача программы;

-действующие лица программы.

В содержательном блоке отражены все этапы игровой программы: экспозиция, развитие действия, кульминация и финал. Для каждого из них необходимо определить:

-ожидаемое состояние участников, их мысли, чувства, ощущения;

- игровые действия участников (активные и пассивные);

-композиционное построение, действия ведущих, событийный ряд;

-вспомогательные средства, реквизит.

Нам наш взгляд, в содержательный блок, данный технологической карты, целесообразно внести также определение музыкального и светового оформления каждого этапа игровой программы. А также определить игровые манки и приемы активизации участников программы.

Алгоритм разработки и реализации программы можно представить

 в следующей цепочке:

 

Осмысление

первичного

замысла

Проработка и заполнение карты проектирования

Написание сценария

Подготовительный репетиционный период

1-апробирование

Анализ и корректировка

2-апробирование

Диагностика и шлифовка программы

При заполнении карты необходимо учитывать педагогическую целесообразность; социальную направленность; актуальность; реальность выполнения всех выделенных этапов игровой программы. Только тогда она послужит импульсом к поиску, обновлению игровых приемов и всего того, что может удивить и увлечь ребенка. А итог работы приведет к новому качественному уровню программы, доставит удовлетворение от сознания своего профессионализма!

 

 

Заключение

 

В данной работе рассмотрены основные критерии эффективности игровой программы, принципы ее разработки и примерная структура. А также представлены основные моменты проектирования  игровых программ. Выявлена важность и необходимость данного процесса.

Исходя из рассмотренных вопросов, можно сделать вывод, что педагогическая эффективность игровой программы - это степень достижения поставленных целей при условии гармоничного использования игровых средств и комплекса средств воспитания, обеспечивающих скрытый характер воспитательного процесса. Она зависит от качества  разработки игровой программы, которая должна быть выполнена в соответствии с принципами: активности, взаимодействия, синтетичности, целостности, динамичности, правдоподобия личного проживания, и от качества её проведения. А технологическая карта проектирования игровых программ позволит создать уникальную программу, в которой детям захочется участвовать снова и снова. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Буйлова, Л.Н. Как организовать  игровую деятельность учащихся: практическое пособие/ Л.Н. Буйлова. М.: АРКТИ, 2005. 288 с.

2. Карелова, И.М. К вопросу о педагогической эффективности игровой досуговой программы/ И.М. Карелова// Молодой ученый. – 2015. – № 8. – С. 34-37

3.Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб. пособие для вузов/ А.П. Панфилова; под ред. В.А. Сластенина. 2-е изд., стер. М.: «Академия», 2007. 168 с.

4. Шмаков, С.А. Уроки детского досуга: в помощь педагогу-экспериментатору, классному руководителю / С.А.Шмаков. – М.: Академия, 2002. – 86 с.


 

МАУДО Центр детского творчества

МАУДО Центр детского творчества

Содержание Пояснительная записка 1

Содержание Пояснительная записка 1

Пояснительная записка Игра является уникальным феноменом человеческой культуры, который сопровождает человека на протяжении всей жизни и выполняет целый комплекс разнообразных функций

Пояснительная записка Игра является уникальным феноменом человеческой культуры, который сопровождает человека на протяжении всей жизни и выполняет целый комплекс разнообразных функций

Функция оптимизации эмоциональных взаимоотношений в семье

Функция оптимизации эмоциональных взаимоотношений в семье

Практика показывает, что педагогические цели воспринимаются педагогами, как формальный компонент программы

Практика показывает, что педагогические цели воспринимаются педагогами, как формальный компонент программы

Критерии эффективности игровой программы

Критерии эффективности игровой программы

На наш взгляд, данный перечень далеко не полон, поскольку не позволяет оценить целевой и содержательный компоненты игровой программы , составляющих ее сущность

На наш взгляд, данный перечень далеко не полон, поскольку не позволяет оценить целевой и содержательный компоненты игровой программы , составляющих ее сущность

То есть, необходимо четко определить, что ребёнок поймёт, о чём задумается, что осмыслит, к какому выводу придёт (когнитивные задачи)

То есть, необходимо четко определить, что ребёнок поймёт, о чём задумается, что осмыслит, к какому выводу придёт (когнитивные задачи)

Ну, и, конечно же, эффективность игровой программы зависит от ее сюжета и его динамичности

Ну, и, конечно же, эффективность игровой программы зависит от ее сюжета и его динамичности

Примерная структура игровой программы представляет собой следующую модель:

Примерная структура игровой программы представляет собой следующую модель:

Создание инициативной группы (сценарист, режиссер, художник, музыкальный руководитель, осветитель) 2

Создание инициативной группы (сценарист, режиссер, художник, музыкальный руководитель, осветитель) 2

В содержательном блоке отражены все этапы игровой программы: экспозиция, развитие действия, кульминация и финал

В содержательном блоке отражены все этапы игровой программы: экспозиция, развитие действия, кульминация и финал

В данной работе рассмотрены основные критерии эффективности игровой программы, принципы ее разработки и примерная структура

В данной работе рассмотрены основные критерии эффективности игровой программы, принципы ее разработки и примерная структура

Буйлова, Л.Н. Как организовать игровую деятельность учащихся: практическое пособие/

Буйлова, Л.Н. Как организовать игровую деятельность учащихся: практическое пособие/
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.09.2020