Методические рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики
Оценка 4.7

Методические рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики

Оценка 4.7
doc
30.04.2023
Методические рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики
Методические рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.doc

Шмыгарева Е.Н.

 

Методические рекомендации

по проведению артикуляционной гимнастики

с детьми старшего дошкольного возраста

 

Семейный центр помощи семье и детям "Шатурский" | Артикуляционная гимнастика  для постановки сонорных звуков Р, Рь

Тамбов 2023


Методические рекомендации для проведения артикуляционной гимнастики с дошкольниками

 

Для правильного произношения звуков речи обеспечивается необходима хорошая подвижность и дифференцированная работа органов артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика является эффективным средством для формирования четких и согласованных движений органов артикулярного аппарата.

Артикуляционная гимнастика проводится учителем-логопедом на индивидуальных занятиях с детьми; воспитателями в логопедических группах, а также в общеобразовательных группах дошкольных учреждений, а также родителями, заинтересованными в скорейшем овладении детьми правильным звукопроизношением.

Упражнения для развития движений органов артикуляционного аппарата объединены в специальные комплексы. Каждый комплекс имеет определенную направленность.

Во всех возрастных группах могут быть использованы одни и те же комплексы, но требования к проведению артикуляционной гимнастики и к выполнению упражнений детьми на каждом возрастном этапе будут различными.

Комплексы артикуляционных упражнений построены с учетом индивидуальных возможностей детей. При отборе материала для артикуляционной гимнастики соблюдается определенная последовательность. Сначала даются самые простые упражнения, развивающие подвижность артикуляционных мышц. Постепенно они заменяются такими, которые являются базой для произношения того или иного звука. Затем отрабатываются четкие артикуляционные уклады. Далее используются упражнения на переключаемость движений и согласованную работу органов артикуляционного аппарата (губ и языка).

Выработка некоторых артикуляционных позиций требует длительной и систематической работы. Одни упражнения ребенок может освоить за несколько занятий, а другие – за несколько месяцев.

Иногда неудача вызывает у ребенка отказ от дальнейшей работы. В таком случае нельзя фиксировать внимание на том, что не получается. Надо подбодрить его, вернуться к более простому, уже отработанному материалу, напомнив, что когда-то это упражнение тоже не получалось.

Нецелесообразно работать только над определенными упражнениями до тех пор, пока они не будут окончательно усвоены ребенком. Наряду с уже усвоенными упражнениями включаются и новые упражнения.

Методические рекомендации

·                   Проводить артикуляционную гимнастику необходимо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись и становились более прочными.

·                   Непосредственная работа над развитием артикуляционной моторики должна занимать 10-15 минут.

·                   Артикуляционную гимнастику следует выполнять сидя перед зеркалом, так как в таком положении у ребенка прямая спина, он не напряжен, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Если малыш выполняет упражнения с индивидуальным зеркалом, предварительно он должен увидеть правильный образец, показанный взрослым.

·                   Некоторые упражнения проводятся под счет, который ведет взрослый. Это необходимо не для того, чтобы у ребенка вырабатывалась устойчивость наиболее важных положений губ и языка.

·                   Упражнения вырабатываются ребенком поэтапно: он улыбается, показывает зубы, приоткрывает рот, поднимает кончик языка за верхние зубы, прикасаясь кончиком языка к бугоркам, произносит звук т-т-т-т-т, затем делает губами широкую трубочку, приоткрывает рот, превращает язычок в «чашечку», выдувает теплую воздушную струйку на ладошку.

·                   Так же поэтапно следует проверять выполнение упражнения. Это дает возможность определить, что именно затрудняет ребенка, и отрабатывать с ним данное движение.


 

Сказки о веселом язычке


Путешествие язычка

Я расскажу тебе сказку про путешествия Веселого язычка. На прогулке мы вместе с Язычком будем делать гимнастику и играть в игры.

Жил-был Веселый Язычок. Он любил играть и путешествовать. Однажды, ему захотелось порезвиться, поэтому он выглянул из домика и увидел ласковое солнышко и решил погреться, позагорать.

Давай покажем, как загорает наш Язычок:

Язык широким положи

И спокойно полежи.

Позагорал Язычок и спрятался опять в домик. Снова выглянул из домика, посмотрел направо, налево. Понравилось ему смотреть по сторонам, и закачался он, как маятник у старинных часов, вправо, влево (упр. «Часики», повторить 8-10 раз). Покачался, покачался и в домик спрятался.

Через минутку непоседа выглянул снова и увидел, как девочка на качелях качается: вверх-вниз. Сначала медленно, потом быстрее (упр. «Качели» повторить 10-12 сек.).

Посмотрел язычок, а перед ним стоит сказочный домик с тремя ступеньками. Язычок пошел гулять, по ступенькам шагать. Прыгнул он сначала на первую ступеньку (широким языком обнимается верхняя губа, т.е. исходное положение артикуляционного упр. «Вкусное варенье»), а затем на вторую (широким языком обнимаются верхние зубы), а затем на третью (кончик языка у верхних альвеол). А на третьей ступеньке он вспомнил, как дятел пел свою песенку, и стал подпевать ему:

Я по дереву стучу д-д-д,

Червячка добыть хочу д-д-д,

Хоть и скрылся под корой д-д-д,

Все равно он будет мой д-д-д.

Устал язычок петь, спрятался в домик. Но он был не долго, снова выглянул из домика, чтобы посмотреть, что там на улице. Он увидел в окошке девочку, которая собиралась чистить зубы. Решил Язычок почистить вои зубы (упр. «Почистим зубы», воспитатель медленно читает стихотворение).

Чисти зубы, чисти зубы,

И верхние… И нижние

Не снаружи, а внутри,

Не болели чтоб они.

В это время девочка умылась и ушла. Загрустил Язычок, но не надолго. Огляделся вокруг и увидел, как взводится новый многоэтажный дом. Интересно стало Язычку, что делают внутри дома. Он с любопытством заглянул в окно. Там красили потолки (упр. «Маляр», воспитатель медленно читает стихотворение).

Красить комнаты пора.

Пригласили маляра.

Челюсть ниже опускаем,

Маляру мы помогаем.

Хорошо потрудился Язычок, устал, спрятался в домик и решил поспать. Спит Язычок и снится ему сон – Чебурашка с крокодилом Геной. Поют они свою песенку. Весело стало Язычку, проснулся он и запел: ла-ла-ла (рот широко раскрыт, кончик языка бьет по бугоркам верхних зубов). Можно пропеть и другие песни: лы-лы-лы, ло-ло-ло.

Вдруг услышал язычок машину, она буксует, - «Дж» - слышит Язычок. Стал он повторять: дж-дж-дж – сначала тихо, а потом громко: джж-джж-джж… Из машины вышел мальчик, он что-то говорил, Язычок слушал и играл, выполнял движения под его стихи:

Свои губы прямо к ушкам

Растяну я, как лягушка,

А теперь слоненок я,

Хоботок есть у меня.

Язык лопаткой положу,

И под счет его держу.

Один, два, три, четыре, пять,

Язык надо расслаблять.

Хорошая прогулка была у язычка, но он устал и спрятался в домик.

 

 


 

Комплексы артикуляционных упражнений

 

 


Основные упражнения для нижней челюсти:

1.                 Открывание – закрывание рта под счет от 1 до 10.

2.                 Широко открыть рот и подержать несколько секунд от 1 до 10.

3.                 Жевательные движения с сомкнутыми губами под счет от 1 до 10.

4.                 Легкое постукивание зубами – губы разомкнуты под счет от 1 до 10.

5.                 Попеременно выдвигать нижнюю челюсть вправо и влево. Затем, выдвинув челюсть вправо, удержать ее в таком положении под счет от 1 до 5, потом выдвинуть влево и подержать под счет от 1 до 5.

Основные упражнения для щек:

1.                 Надуть обе щеки одновременно и удерживать воздух под счет от 1 до 10.

2.                 Втянуть щеки в ротовую полость между зубами. Удерживать в таком положении от 1 до 10.

3.                 Попеременно надувать обе щеки, затем втягивать их в ротовую полость под счет от 1 до 10.

4.                 Надуть щеки, перегонять воздух из одной щеки в другую от 1 до 10.

Артикуляционные упражнения для губ и языка.

1.                 Отработка звуков «С» и «З» - упражнения 1, 4, 7, 10, 12, 23, 24, 27.

2.                 Отработка звука «Ц» - упражнения 1, 4, 6, 7, 23, 24, 27.

3.                 Отработка звуков «Ш» и «Ж» - упражнения 2, 3, 9, 11, 13-16, 20, 21, 23,25-27.

4.                 Отработка звука «Щ» - упражнения 1-4, 9, 12, 13, 15-17, 20, 23.

5.                 Отработка звука «Ч» - упражнения 2, 4, 9, 15-17, 25.

6.                 Отработка звука «Р» - упражнения 1, 2, 8, 9, 13-20, 27.

7.                 Отработка звука «Л» - упражнения 1, 2, 5, 8, 13, 19-22, 26, 27.

8.                 Отработка звуков «К» и «Г» - упражнения 1, 6, 24, 27.

Статические упражнения.

1.                 «Улыбочка».

Цель: развивать круговые мышцы губ.

Губы растянуты (улыбка), видны сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении следует 10-15 секунд.

2.                 «Трубочка».

Цель: та же.

Губы сомкнуты и вытянуты в виде трубочки вперед. Удерживать губы в таком положении следует 10-15 секунд.

3.                 «Хоботок».

Цель: развивать подвижность губ.

Губы плотно сомкнуты и с напряжением вытянуты вперед как можно дальше. Удерживать губы в таком положении следует 10 секунд.

4.                 «Лопаточка».

Цель: развивать умение расслаблять мышцы языка и удерживать его в таком положении длительное время.

Расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу и удерживать на счет от 1 до 10, верхняя губа приподнята, не касается поверхности языка.

5.                 «Иголочка».

Цель: развивать умение напрягать боковые мышцы языка и длительное время удерживать его в таком положении.

Узкий кончик языка высунуть изо рта, не касаясь им губ. Удерживать его в таком положении на счет от 1 до 10.

6.                 «Сердитая кошечка».

Цель: развивать подвижность мышц спинки языка.

Рот приоткрыт, кончик языка упирается в нижние передние зубы, спинка языка приподнята, а боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10.

7.                 «Желобок».

Цель: вырабатывать умение управлять целенаправленной воздушной струей по средней линии языка к кончику; развивать боковые мышцы языка.

Высунуть широкий язык изо рта, его боковые края загнуть вверх. Плавно дуть на кончик языка. Выполнять 3-4 раза по 5-7 секунд.

8.                 «Парус».

Цель: развивать растяжку подъязычной связки; умение расслаблять мышцы языка в приподнятом положении.

Рот широко раскрыт, широкий кончик языка поставить за передние верхние зубы на бугорки, спинку немного прогнуть вперед, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10, выполнять 2-3 раза.

9.                 «Чашечка».

Цель: упражнять в умении удерживать широкий язык в верхнем положении.

Рот широко раскрыть, широкий кончик языка поднять, потянуть его   к  верхним  зубам (но  не  касаться  их), боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10, выполнять 3-4 раза.

10.             «Заборчик».

Цель: развивать умение удерживать зубы сжатыми; совершенствовать круговые мышцы губ.

Зубы плотно сжаты, губы в положении улыбки. Выполнять 5-6 раз по 10-15 секунд.

Динамические упражнения.

11.             «Утиный клювик».

Цель: развивать подвижность губ, их быструю переключаемость с одной позиции в другую.

Губы сложены трубочкой. Щеки вытянуть, губы несколько расслабляются и производят смыкательные и размыкательные движения.

12.             «Шторки».

Цель: та же.

Рот приоткрыт, нижняя губа закрывает нижние зубы, а верхняя приподнимается, открывает верхние зубы. Затем положение губ меняется: нижняя губа опускается, открывая нижние зубы, а верхняя губа опускается, закрывая верхние губы. Выполнить 5-6 раз.

13.             «Лошадка».

Цель: учить растягивать подъязычную связку языка.

Присосать кончик языка к небу. Пощелкивание производится с изменением темпа (медленно–быстрее–очень быстро). Выполнять 10-15 раз.

14.             «Грибок».

Цель: та же.

        Широко открыть рот. «Присосать» поверхность языка к нёбу, при этом сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. Выполнять 5-6 раз.

15.             «Маляр».

Цель: разрабатывать подвижность языка в верхнем положении.

        Широко открыть рот. Широким кончиком языка проводить по небу от верхних зубов до ували (маленького язычка) и обратно. Выполнять в медленном темпе 5-6 раз.

16.             «Дятел».

Цель: разрабатывать подвижность кончика языка.

Широко открыть рот. Языком с силой ударять в бугорки за верхними зубами. При этом ребенок произносит звук «д», подражая дятлу: д-д-д-д-д (15-20 секунд).

17.             «Утюжок».

Цель: та же.

Рот чуть приоткрыт. Широким кончиком языка надо поглаживать бугорки за верхними зубами: назад – вперед. Выполнять 10 -20 раз.

18.             «Прогони комарика».

Цель: учить вызывать самостоятельное дрожание кончика языка под действием сильной воздушной струи.

Верхняя и нижняя губа прикасаются к высунутому кончику языка. Сильная воздушная струя, направленная на кончик языка, приводит его в движение – язык дрожит.

19.            «Покусывание кончика языка».

Цель: активизировать мышцы кончика языка.

Губы в положении улыбки. Покусывание кончика языка производится 8-10 раз.

20.             «Качели».

Цель: упражнять в быстрой смене движений кончика языка; отрабатывать координацию движений кончика языка (вверх – вниз).

Рот широко открыт. Кончик языка находится за верхними зубами на бугорках, затем опускается за нижние зубы. Выполнять 15-20 раз.

21.             «Катание шарика».

Цель: укреплять боковые мышцы языка.

Губы сомкнуты, язык делает круговые движения (как бы вокруг губ) с внутренней стороны рта. Движения выполняются сначала по часовой стрелке (5-6 кругов); затем против часовой стрелки (5-6 кругов). Скорость движения языка можно менять.

22.             «Часики».

Цель: развивать боковые мышцы языка и координацию движений (справа – налево).

Рот приоткрыт. «Узкий» язык движется от одного уголка к другому, стараясь не касаться губ. Упражнение проводится в медленном темпе под счет педагога или сопровождается словами: тик-так, тик-так, тик-так. Время выполнения – 20 секунд.

23.             «Мясорубка».

Цель: отрабатывать позиции «тонкий и широкий язык» с механической помощью (зубы).

Губы растянуты в улыбке, зубы плотно сжаты. Кончик языка протолкнуть между сжатыми зубами, при этом язык становится широким и тонким. Выдвинуть его вперед необходимо как можно дальше. Выполнять 3-4 раза.

24.             «Прятки».

Цель: развивать подвижность спинки языка и умение удерживать длительное время кончик языка за нижними зубами.

Рот широко открыт, зубы разомкнуты, кончик языка упирается в нижние зубы. Спинка языка приподнимается и «выглядывает» из-за нижних зубов, затем она опускается, «прячется». Кончик языка при этом остается на прежнем месте. Выполнять 10 раз.

25.             «Вкусное варенье».

Цель: развивать движения широкого кончика языка в верхнем положении.

Широким кончиком языка обнять верхнюю губу и убрать язык в полость рта. Рот при этом не закрывать. Выполнять 5-6 раз.

26.             «Змейка».

Цель: развивать боковые мышцы языка.

Рот открыт. Язык высунуть вперед как можно дальше, напрячь и сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать и убирать вглубь рта. Движения производятся в медленном темпе, выполнять 5-6 раз.

27.             «Настроение».

Цель: вырабатывать подвижность губ.

Губы растянуты в улыбке, зубы заборчиком (хорошее настроение). Затем губы складываются трубочкой, зубы в прежнем положении. Мимика помогает ребенку принять рассерженный вид. Выполнять 5 раз (в конце обязательно улыбнуться).


Скачано с www.znanio.ru

Шмыгарева Е.Н. Методические рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики с детьми старшего дошкольного возраста

Шмыгарева Е.Н. Методические рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики с детьми старшего дошкольного возраста

Методические рекомендации для проведения артикуляционной гимнастики с дошкольниками

Методические рекомендации для проведения артикуляционной гимнастики с дошкольниками

Выработка некоторых артикуляционных позиций требует длительной и систематической работы

Выработка некоторых артикуляционных позиций требует длительной и систематической работы

Так же поэтапно следует проверять выполнение упражнения

Так же поэтапно следует проверять выполнение упражнения

Сказки о веселом язычке

Сказки о веселом язычке

Путешествие язычка Я расскажу тебе сказку про путешествия

Путешествие язычка Я расскажу тебе сказку про путешествия

Интересно стало Язычку, что делают внутри дома

Интересно стало Язычку, что делают внутри дома

Комплексы артикуляционных упражнений

Комплексы артикуляционных упражнений

Основные упражнения для нижней челюсти: 1

Основные упражнения для нижней челюсти: 1

Улыбочка». Цель: развивать круговые мышцы губ

Улыбочка». Цель: развивать круговые мышцы губ

Цель: вырабатывать умение управлять целенаправленной воздушной струей по средней линии языка к кончику; развивать боковые мышцы языка

Цель: вырабатывать умение управлять целенаправленной воздушной струей по средней линии языка к кончику; развивать боковые мышцы языка

Цель: та же. Рот приоткрыт, нижняя губа закрывает нижние зубы, а верхняя приподнимается, открывает верхние зубы

Цель: та же. Рот приоткрыт, нижняя губа закрывает нижние зубы, а верхняя приподнимается, открывает верхние зубы

Верхняя и нижняя губа прикасаются к высунутому кончику языка

Верхняя и нижняя губа прикасаются к высунутому кончику языка

Выдвинуть его вперед необходимо как можно дальше

Выдвинуть его вперед необходимо как можно дальше
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.04.2023