"Методические рекомендации по проведению открытых уроков"
Оценка 4.8

"Методические рекомендации по проведению открытых уроков"

Оценка 4.8
doc
23.12.2023
"Методические рекомендации по проведению открытых уроков"
рекомендации к открытому уроку.doc

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования 

«Дом детского творчества «Кировский»

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для педагогов дополнительного образования

«Методика подготовки и проведения открытого занятия

 в учреждении дополнительного образования»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2016 год

 

Методические рекомендации содержат  материалы  для педагогов системы дополнительного образования  по подготовке и  проведению открытого занятия в образовательных учреждениях.

Методические рекомендации призваны оказать помощь педагогам в грамотной подготовке к проведению открытого занятия, четкого определения структурного содержания и оформления методической разработки открытого занятия.

Методические рекомендации содержат теоретическую и практическую часть в виде приложений.

Открытый урок – визитная карточка педагога. Сколько бы не спорили о «показном» характере таких уроков, об исключительности форм и методов и объёмной подготовке, именно открытые уроки покажут ваш профессионализм. Для многих педагогов подобные мероприятия – головная боль. Они порой забывают про наработки, про свои сильные стороны, а стараются показать как можно больше новых идеи, которые зачастую бессвязны и или их слишком много. Подготовка к открытому уроку начинается с представления о нём. Если в голове вы уже видите некую схему, образ урока – вы на верном пути. Срежиссируйте мысленно идеальный урок, так вам будет легче начать практическую подготовку. А данная методичка вам в этом поможет.

 

 

 

 

 

 

 

Рассмотрено и одобрено Педагогическим советом  МБУДО «ДДТ «Кировский»

Протокол №     от «   »______2016 года

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1.        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………..…...4

2.        ОСНОВНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  И ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ ОТКРЫТЫХ ЗАНЯТИЙ…………….………………….….4

3.        ПЛАНИРОВАНИЕ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ………….…………………..6

4.        ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ …………...…………………………………………………………....7

5.         ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ……………………....8

6.        ОФОРМЛЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ………...…....9

7.        АНАЛИЗ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ……………………………………………..10

8.        ПРИЛОЖЕНИЯ…….…..………………………………………….… 12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Пояснительная записка

 

Деятельность методической службы образовательной организации направлена на обеспечение профессиональной готовности педагогов к работе в современных условиях. Требования федеральных государственных образовательных стандартов определяют новые подходы к организации образовательного процесса, формам, методам и, самое главное, результатам обучения. Все это требует постоянной работы методической службы по повышению профессионального уровня педагогов. Одной из актуальных форм повышения квалификации является проведение открытых уроков, но довольно часто такие уроки проводятся формально, без учета требований к современному уроку, что делает открытый урок неэффективным и бесполезным.

Цель данных методических рекомендаций: оказание методической помощи педагогам в решении педагогических задач по совершенствованию учебно-воспитательного процесса при подготовке и проведении открытых занятий как в рамках реализации учебно-тематического плана объединения, так и в рамках аттестационных и конкурсных мероприятий.

Основные задачи:

- способствовать повышению эффективности профессионального самообразования педагогов в ходе подготовки к проведению открытых учебных занятий,

- создать условия для повышения уровня проведения открытых уроков, их соответствия современным требованиям,

- продолжить оказание методической помощи преподавателям при анализе открытого урока, распространении педагогического опыта.

Открытый урок в отличие от обычного – специально подготовленная форма организации методической работы, в то же время на таком уроке протекает реальный учебный процесс. Особую значимость приобретают нестандартные, нетрадиционные уроки.

На открытом занятии преподаватель показывает, демонстрирует коллегам, свой позитивный или инновационный опыт, реализацию методической идеи, применение методического приема, метода обучения. Открытое  занятие имеет методическую цель, в которой отражается то, что преподаватель хочет показать посещающим.

Данная работа содержит общие требования к открытому уроку, рекомендации по его подготовке, проведению, а также по его анализу и обсуждению. Новизна работы в том, что в ней систематизирован и обобщен теоретический материал по заявленной проблеме и представлены конкретные примеры из методической литературы и опыта.

 

 

2. Основные рекомендации  и требования к подготовке и проведению открытых занятий

 

 На открытом уроке педагог показывает, демонстрирует коллегам свой проверенный позитивный или инновационный опыт, реализацию методической идеи, применение методического приёма или метода обучения.

Для открытого занятия может использоваться любой вид учебных занятий по любой форме обучения. Проведение открытого урока рекомендуется ограничить временными рамками (45 минут). За это время предоставляется возможность продемонстрировать не только структурные элементы урока, но и педагогические находки педагога.

Подготовка открытых мероприятий не отличается коренным образом от подготовки обычных уроков. Однако необходимость достижения методической цели открытого урока накладывает отпечаток на его структуру, состав и сочетание методических приемов и средств обучения. Педагог, показывающий открытый урок, должен обеспечить достижение методической цели через выполнение целей урока – освоения обучающимися знаний, умений и навыков, изучение которых запланировано.

 Итак, следует понимать, открытое занятие, в отличие от обычного, имеет методическую цель, в которой отражается то, что педагог хочет показать посещающим  данное занятие.

Основными критериями для оценки эффективности открытого занятия должны быть: качество освоения общих компетенций, знаний, умений и навыков, приобретенных обучающимися на конкретном уроке под руководством педагога.

Для кого и для чего проводятся открытые занятия педагогами дополнительного образования

1. Открытое занятие для родителей.

2. Открытые занятия для коллег из своего отдела ДДТ. Здесь возможна демонстрация классического занятия в рамках передачи опыта молодым педагогам или для обмена опытом работы для всех представителей отдела.

3.  Открытое занятие для всех педагогов учреждения с целью демонстрации возможностей по овладению инновационной деятельностью.

4. Открытое занятие, проводимое  педагогом в присутствии администрации учреждения и методической службы с целью составления технологической карты для оценки эффективности открытых занятий.

5.  Открытое занятие в рамках участия педагога и обучающихся объединения в конкурсах.

 

Практические рекомендации по проведению открытого занятия

 

1. Открытое занятие обязательно должно иметь новизну. Новизна может относиться к содержанию учебного материала или методикам его изучения. Но в любом случае открытое занятие должно содержать новое для посещающих, ибо то, что хорошо использует сам педагог, нет смысла наблюдать на открытом уроке коллеги.

2. Открытое занятие отражает решение методической проблемы, над которой работает педагог. Его индивидуальная проблема должна быть связана с общей методической проблемой учреждения. Это показатель реализации системного подхода к организации методической работы.

3. Открытое  занятие должно показать преимущества (эффективность) инновации. Поэтому педагог, показывающий открытое занятие, выбирает тему, содержание которой позволяет это сделать.

4. При проведении открытого занятия соблюдаются все требования к учебно-воспитательному процессу. Занятие должно проводиться в обычных условиях, с общепринятой продолжительностью и т.д.

5. Открытое занятие не должно наносить вред системе знаний, умений и навыков обучающихся. Обучающиеся должны получить столько знаний, сколько они усвоили бы, изучая тему без зрителей.

6. Для зрителей обязательно готовятся рабочие места. Места должны располагаться за спиной обучающихся, чтобы посетители не отвлекали их внимание.

7. Число посетителей на открытых занятиях не может быть безграничным. Отметим, что посещение занятия хотя бы одним посторонним человеком создаёт дискомфорт и для педагога, и для обучающихся, в связи с чем, в настоящее время широко практикуется изучение опыта педагогов по видеозаписям.

8. Открытые занятия и их содержание не должны противоречить учебным программам. Нельзя непомерно расширять содержание учебного материала, чтобы показать новую методику, недопустима организация изучения проблем, не включённых в программу. Не рекомендуется также увеличивать время, отведённое на изучение тем.

9. Недопустима «репетиция» открытого занятия с одной и той же учебной группой. Это требование нарушается повсюду: педагоги предварительно готовят обучающихся к занятиям, «проигрывают» его и т.д., называя всё это подготовкой открытого занятия.

10. Рекомендуется заранее сообщить обучающимся о проведении открытого занятия (самое меньшее, накануне). Это подготовит их к ситуации, когда на занятии будут сидеть посетители.

 

 

3. Планирование открытого занятия

 

В конце учебного года, на итоговом заседании педагогического совета проводится анализ взаимопосещений открытых занятий представителями администрации и методических объединений педагогов, на основании которого определяется интересный опыт, который оправдал себя на практике и может быть показан в следующем учебном году на более высоком уровне. Также определяется график проведения открытых занятий в будущем учебном году.

Планирование открытого занятия осуществляется в соответствии с общепринятыми требованиями. В структурном отношении, открытое занятие не отличается от обычных занятий.   Открытое занятие, имеет методическую цель, достижению которой подчиняется  содержание учебного материала и формы организации учебно-познавательной, практико-исследовательской, интерактивной и пр. деятельности  обучающихся.

         Определить основную дидактическую цель — значит  установить, чему в основном он будет посвящен — изучению ли нового материала, закреплению, повторению, систематизации учебного материала, или проверке и учету усвоения учебного материала.

 Исходя из основной дидактической цели, можно указать такие типы занятий:

                     занятие изучения нового;

                     занятие закрепления;

                     занятие комплексного применения ЗУН обучающихся;

                     занятие обобщения и систематизации знаний;

                     занятие проверки и коррекции знаний, умений, навыков;

                     комбинированное занятие.

Исходя из общей идеи современных научных представлений об учебном занятии, его содержательная цель носит триединый характер и состоит из трех взаимосвязанных аспектов: познавательного, развивающего и воспитательного, которые отражаются в цели по содержанию учебного материала.

Каждый из названных типов занятий в зависимости от характера деятельности педагога и обучающихся и используемых источников знаний подразделяется на уроки различного вида. При этом вид занятия определяется основным методом организации взаимосвязанной деятельности педагога и обучающихся и преобладающим на данном уроке источником знаний.

Типы занятий

Виды занятий

Цели

Занятие изучения нового

 

лекция, экскурсия, исследовательская работа, практическое занятие.

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Занятие закрепления знаний.

практическое занятие, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация.

Имеет целью выработку умений по применению знаний.

Занятие комплексного применения знаний.

практическое занятие, лабораторная работа, семинар

Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

Занятие обобщения и систематизации знаний.

семинар, конференция, круглый стол и т.д.

Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

Занятие контроля, оценки и коррекции знаний.

контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний

Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

 

 

4. Основные этапы подготовки и проведения открытого занятия

 

Поговорим  о самых значимых этапах при подготовке и проведении открытого занятия:

 

1.      Выбор темы открытого занятия педагог делает самостоятельно, с учетом анализа материала, на котором он сможет лучше показать разработанные им усовершенствования, приемы и методы, организацию учебной деятельности обучающихся на разных этапах занятия.

2.      Начинать подготовку необходимо с формулировки методической цели открытого занятия. Методическая цель отражает основную методику проведения занятия.  Это поможет наиболее конструктивно и объективно подойти к самоанализу и анализу занятия, оценить правильность подобранных методов и приемов и форм организации.

3.      Методическая цель открытого занятия может быть сформулирована следующим образом:

- методика использования персонального компьютера  в решении практических задач;

- методика организации самостоятельной работы обучающихся;

- активизация познавательной деятельности обучающихся на занятиях (лепкой, рисованием и пр.)  в   процессе   работы   с   наглядными пособиями   и дидактическим материалом.

При подготовке к открытому занятию педагог должен использовать современную информацию, подобрать материалы из педагогической, научно-технической и методической литературы, применить результаты посещения выставок, конкурсов, курсов повышения квалификации, мастер-классов. Все это поможет сделать занятие интересным и познавательным, позволит учащимся быть в курсе современных достижений.

4.      Материально-техническое оснащение занятия необходимо подготовить заранее. Следует испытать в действии приборы и оборудование, технику, проверить наличие и целостность материалов, которые будут использоваться на занятии. Если предполагается использование материалов, приносимых обучающимися с собой, нужно заранее донести до них список всего необходимого. Также важно продумать последовательность использования этих материалов на занятии.

5.      Наглядные пособия и аудиовизуальные средства необходимо отобрать так, чтобы их применения давало оптимальный эффект для достижения поставленных целей. Слишком большое количество наглядных пособий рассеивает внимание обучающихся, а изобилие  незадействованных наглядностей неоправданно на занятии. Будьте скромны и не нагружайте занятие наглядностью, как украшением. Все иллюстративные  материалы должны работать на учебную цель занятия.

 

Выбор группы

Когда выбрана тема, надо определиться с группой, на которой вы будете показывать своё открытое занятие. Понятно, что группа должна быть контактная, мыслящая.  Можно даже для открытого занятия сформировать наиболее благоприятную группу из нескольких существующих. Также при проведении открытого занятия, следует учитывать  "публику".

Составление плана  занятия

Классический план занятия состоит из 3-х частей: Вступительная, Основная и Заключительная.

 Вступительная (или вводная)  часть необходима, чтобы  добиться внимания обучающихся.

      С самого начала занятия нужно удивить, заинтересовать, восхитить, то есть смотивировать на предстоящую работу.

Во II Основной части занятия раскрывается и закрепляется тема. Здесь сосредотачиваются  наиболее сложные виды деятельности. Показываются  отобранные преподавателем  педагогические технологии, формы и методы работы, позволяющие решить поставленные задачи.

     III часть  Заключительная: служит обобщением предыдущего процесса. Задаётся задание на самостоятельную работу  и комментируется процесс его выполнения. Звучат слова благодарности обучающимся. Попутно анализируется работа на занятии в целом и даются устные обоснования качества работы каждого обучающегося.

     В разделе ПРИЛОЖЕНИЯ под №1,2 предлагаются два варианта составления примерной схемы поурочного плана.

 

5. Определение целей открытого занятия

 

ЦЕЛЬ занятия - это заранее запрограммированный  результат, который должен быть достигнут педагогом и обучающимися в конце данного занятия (принцип «Здесь и сейчас»). Для правильной формулировки необходимо пройти 2 шага.

1 шаг:

Начинать подготовку необходимо с формулировки методической цели открытого занятия. Об этом уже говорилось ранее (см. раздел 3). Методическая цель отражает основную методику проведения занятия.  Это поможет наиболее конструктивно и объективно подойти к самоанализу и анализу занятия, оценить правильность подобранных методов и приемов и форм организации.

В соответствии с методической целью занятия, педагог выбирает такой учебный материал, который позволит наиболее полно раскрыть те методы, приемы и средства, которые составляют основу педагогического мастерства и технологии по которой работает педагог.

2 шаг – формулировка триединой цели занятия (обучение, развитие, воспитание).

Цель обучения предполагает формирование у обучающихся общих компетенций, практического опыта, системы научных знаний и т.п. Ее необходимо конкретизировать применительно к конкретной теме занятия.

Цели развития предполагают развитие на занятии познавательных психических процессов обучающихся, профессиональных умений и навыков, личностных качеств (воли, самостоятельности, ответственности и пр.)

·       Развитие мышления – (аналитического) формирование умения выделять существенные признаки и свойства, (синтезирующего) развитие умения устанавливать единые, общие признаки и свойства целого, составлять план изучаемого материала, (аналитико-синтезирующего) развитие умения классифицировать, делать обобщающие выводы, (абстрактного) развитие умений выделять общие и существенные признаки, отличать несущественные признаки и отвлекаться от них, развитие умений применять знания на практике.

·       Развитие познавательных умений (формирование умений выделять главное, составлять план, тезисы, вести конспект, наблюдать, делать опыты; развитие умений частично-поисковой познавательной деятельности –постановка проблемы, выдвижение гипотезы, ее решение).

·       Развитие профессиональных умений (развитие умения нестандартно, творчески подходить к решению самых разнообразных задач, развитие операционно-контрольных умений – умения пользоваться приборами и инструментами, планировать, оценивать результаты выполненных действий, регулировать и контролировать свои действия).

·       Развитие умений профессиональной деятельности (умения работать в нужном темпе – читать, писать, вычислять, чертить, конспектировать; развитие приемов наблюдения – цель, последовательность, состав объектов)

·       Развитие воли и самостоятельности (развитие инициативы, уверенности в своих силах, настойчивости, умения преодолевать трудности, добиваться намеченной цели, умения владеть собой, выдержки, самообладания, умения действовать самостоятельно).

Воспитательные цели предполагают формирование у обучающихся определенных свойств личности и характера.

По-настоящему, развивающее обучение не может не быть воспитывающим. Учить и воспитывать - как "молния" на куртке: обе стороны затягиваются одновременно и накрепко неторопливым движением замка - творческой мысли.

На каждом занятии педагог должен стремиться воспитать лучшие качества в ребенке, поэтому перед каждым уроком должны быть поставлены и воспитательные цели. 

Примеры формулировок воспитательных целей:

- стремиться к воспитанию чувства гуманизма, коллективизма, уважения к старшим, взаимопомощи, чувства субординации, чувства такта, отзывчивости, стремление к физическому здоровью;
- стремиться воспитать чувство ответственности за порученное дело, исполнительности, аккуратности, добросовестности, чувства долга.

 

6. Оформление материалов открытого занятия

На открытое занятие педагог готовит полный комплекс документов, определяющих методическое обеспечение занятия, который  включает следующие документы (могут дополняться в зависимости  от вида и типа учебного занятия):

- календарно-тематический план;
- план учебного занятия;

- конспект лекции;

- комплект материалов по разнообразным видам контроля;
- дидактический, раздаточный материал;

- задания для самостоятельной работы;

- варианты заданий или вопросов для самостоятельной внеурочной работы.

 

При необходимости или по желанию комиссии, отсматривающей занятие,  педагогом оформляется методическая разработка открытого занятия.

 

Структура методической разработки открытого занятия должна содержать:

·         пояснительную записку,

·         структуру занятия,

·         подробный конспект (сценарий) занятия,

·         образцы дидактического материала,

·         список используемой литературы и т.д.

В пояснительной записке необходимо изложить значение и роль занятия, педагогические цели, задачи стоящие перед преподавателем, ожидаемый результат. Особое внимание в пояснительной записке следует уделить педагогической технологии или методике, в которой проводится занятие.

 

Требования, предъявляемые к содержанию

методической разработки занятия

1.                  Содержание методической разработки должно четко соответствовать  теме и цели.

2.                  Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения.

3.                  Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.

4.                  Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным. Применяемая терминология должна соответствовать педагогическому тезаурусу.

5.                  Должна содержать  конкретные материалы, которые педагог использовал в своей работе (планы, инструкции, карточки, схемы, тесты и т.д.).

 

Общие требования к оформлению методической разработки

1.        Общий объем методической разработки занятия должен составлять не менее 10  листов  компьютерного текста.

2.        Шрифт методической разработки Times New Roman, размер шрифта – 12, интервал 1,5.

3.        Объем приложений не лимитируется, но они должны соответствовать тексту (ссылки на них в тексте обязательны).

4.        Список использованных источников должен быть в алфавитном порядке по ФИО авторов и содержать необходимые библиографические данные.

5.        Количество и объем разделов методической разработки не лимитируется.

 

Содержание и оформление методической разработки должно соответствовать требованиям данных  рекомендаций.

Подготовленная и оформленная методическая разработка открытого занятия после рассмотрения и утверждения на заседании методического совета сдается в методический кабинет.

Методическая разработка может дополняться и частично перерабатываться после проведения открытого занятия, чтобы все ценное, что получено в процессе проведения занятия, нашло в ней отражение и могло использоваться другими педагогами.

 

 

7. Анализ и самоанализ открытого урока

 

 Анализ открытого занятия посетителями - является обязательным. Каждому посетителю открытого занятия необходимо иметь при себе ТЕХНОЛОГИЧЕСКУЮ КАРТУ, которая наглядно покажет качество посещенного ими занятия, с четким и разумным распределением времени занятия и указанием, что и как делают педагог и обучающиеся. План урока должен отразить все основные этапы урока, основные виды деятельности, как обучающихся, так и педагога, виды и формы организации работы. Впоследствии данная карта должна стать опорой для самоанализа и анализа урока. Схема технологической карты, используемой в ДДТ «Кировский» приведена в разделе ПРИЛОЖЕНИЯ под №3.

 

Обязателен устный анализ после окончания занятия и ухода всех обучающихся. В начале слово дается педагогу – автору занятия. Он напоминает методическую цель, дает описание работы по ее достижению. В его выступлении должны быть ответы на вопросы: достигнута ли методическая цель открытого занятия, выполнены ли задачи учебно-воспитательного процесса. Посетители оценивают занятие также с точки зрения достижения методической цели. В отличие от анализа занятий, посещенных с целью контроля, здесь самое главное – обмен мнениями, дискуссии споры и т.п.  Ниже предлагается примерный порядок анализа открытого занятия, посетители занятия могут выполнить его как в устной форме, в виде обобщения увиденного,  так и в письменной. Такую же логику может иметь самоанализ, его рекомендуется делать письменно.

 

Порядок анализа и самоанализа открытого занятия

 

п/п

Педагогические явления

Показатель оценки

1

Методическая цель и инновации

Суть инновации и ее роль в совершенствовании учебно-воспитательного процесса

Роль инновации в выполнении задач обучения по предмету

Взаимосвязь с традиционной методикой

Достижение методической цели открытого занятия

Факторы, препятствующие полному достижению методической цели

2

Методическая цель и содержание занятия

Соответствие содержания темы методической цели (реализации инновации)

3

Методическая цель и структура занятия

Педагогическая целесообразность выбора структуры занятия

Соответствие выбранной структуры занятия методической цели 

4

Методическая цель и методические приемы, методы обучения

Выбор методов и методических приемов, соответствующих методической цели, их целесообразное сочетание

5

Инновации и учебно-познавательная деятельность обучающихся

Роль инновации в активизации познавательной деятельности учащихся

Уровень познавательной самостоятельности учащихся

Развитие творческих способностей учащихся

Активность учащихся на открытом занятии

6

Вариативность применения инновации на занятиях

Варианты применения инновации на занятии

7

Перспективы применения инновации в образовательной практике

Границы применения инновации

Применимость в обучении другими предметами

Целесообразность внедрения инновации в общеобразовательную практику (теоретические исследования, создание технологии, учебно-методических комплексов).

 

Самоанализ занятия педагогом оказывает серьезную помощь эксперту. Самоанализ дает уникальную возможность знакомства с системой работы педагога, с его творческой лабораторией, с замыслом и планом занятия (без чего невозможен целостный анализ посещенного занятия).

 Через самоанализ легче усваиваются советы и рекомендации по улучшению работы, которые даются педагогу; происходит усвоение передового педагогического опыта и внедрение в практику образовательной деятельности достижений педагогической науки, различных новшеств. В разделе ПРИЛОЖЕНИЯ под №4 дается алгоритм для самоанализа занятия педагогом.

 

 

 

8. Приложения

Приложение 1 

Примерная схема поурочного плана

 

 
1. Тема занятия 
Организационный момент 

•    взаимное приветствие;
•    проверка отсутствующих;
•    проверка внешнего состояния рабочих мест;
•    организация внимания.

Постановка целей: обучающей, развивающей, воспитывающей.

Планируемые результаты обучения: должны знать, уметь, владеть навыками.
Основные понятия (впервые вводимые на занятии). 
Тип занятия. 
Основные методы, применяемые на занятии. 
Оборудование. 
Межпредметные связи. 
II. Ход занятия и режим времени
1. Проверка знаний 

•    устный опрос; 
•    контроль; 
•   тестирование, анкетирование; 
•    комментирование ответов; 
•    оценка знаний; 
•    обобщение по результатам опроса. 

2. Изучение нового материала

•    организация внимания; 
•    объяснение; 
•    экскурсия; 
•    связь с предыдущим материалом; 
•    использование технических средств обучения; 
•    межпредметные связи; 
•    воспитательная значимость объяснения; 
•    развитие умственных способностей в процессе объяснения; 
•    обобщение. 

3. Закрепление материалов (научились ли использовать полученные знания - активное мышление). Формы закрепления:

•    демонстрация учебного фильма;
•    решение задач, требующих практического использования полученных знаний и умений;
•    групповая работа;
•    выполнение задания.

4. Задание самостоятельной работы на дом (при необходимости).

5. Итоги занятия

 Краткий вывод о проделанной работе, устная оценка работы обучающихся с краткими комментариями; краткая перспектива на следующее занятие. 

 

 

 

Приложение 2

Примерная схема поурочного плана

(изучение нового учебного материала на занятии)

 

 

Занятие№ ______                            

Дата _________                               

Год обучения _______

 

Вид учебного занятия (теоретическое, практическое занятие)

Тип занятия   (изучение нового материала, закрепление полученных теоретических знаний,  отработка умений и навыков, контроль знаний, обобщение знаний, комбинированный урок)

Тема: _____________________________________________________

Цели: ________________________________________________

Межпредметные связи_______________________________________

Педагогическая технология _____________________

Методическая цель занятия _____________________

Форма организации обучения   (ролевая игра, семинарское занятие, проблемная    лекция и  т.д.)_____________________________________________

Используемые методы обучения _______________________________

Время проведения, длительность______________________________________

Материально-техническое обеспечение занятия _________________________

 

 

План  занятия

 

I Организационная часть

Проверка  присутствующих, подготовка рабочих мест.

II Сообщение  темы и целей занятий

Объявление темы,  постановка достижимых целей перед обучающимися.

III  Актуализация опорных знаний обучающихся

Выполнение упражнений, игровых заданий и т.д. необходимых как опора для изучения нового материала.

IV Начальная мотивация учебной деятельности

Заинтересованность в изучении данной темы: необходима в жизненной ситуации и т.д.

V Изучение нового материала

Последовательное изложение по принципу «от простого к сложному»  с возможной демонстрацией наглядных пособий.

VI Обобщение и систематизация изученного материала

Выводы по основным вопросам темы, закрепление полученных знаний путем выполнения упражнения, составления таблицы и т.д.

VII Итоговая  часть занятия

Подведение итогов занятия, персональные комментарии для участников занятия

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

Схема технологической карты, используемой в ДДТ «Кировский»

 

Открытое занятие

1.ФИО ПДО______________________________________________________

2. Объединение_____________________группа_____год обучения_________

3. Тема занятия: ___________________________________________________

4. Время и место проведения: _________________________________________________________________

5. Участники открытого занятия (возраст, особенности)______________________________________________________ _________________________________________________________________

6. Цель и задачи занятия:____________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________

7. Необходимое оснащение занятия:__________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________

            Оценивание по каждому показателю ведется по шкале от 1 до 4 баллов

Показатели эффективности открытого занятия

балл

1.

Оценка цели

 

1.1.

Формулировки цели четкая, понятная обучающимся

 

1.2.

Реальность (по возрасту, достижимость цели, значима, сложность); дифференциация цели по учебным возможностям; соответствие содержания занятия заявленной цели

 

2.

Оценка содержания деятельности педагога и обучающихся

 

2.1.

Научность, доступность и посильность предлагаемой для усвоения информации.

 

2.2.

Дидактическая обработка содержания – адаптация к возрасту, типу занятия.

 

2.3.

Новизна, проблемность, привлекательность учебного материала для учащихся

 

2.4.

Последовательность и оптимальность объема для усвоения 6 предлагаемой информации.

 

3.

Оценка основных характеристик и поведения обучающихся

 

3.1.

Познавательная и творческая активность, исполнительность, самостоятельность.

 

3.2.

Наличие общеучебных и специальных умений, навыков и степень их развития.

 

3.3.

Эффективность коллективных или индивидуальных форм работы. Сотрудничество.

 

3.4.

Организованность, дисциплинированность, заинтересованность, работоспособность, эмоциональность.

 

4.

Оценка способов деятельности педагога и обучающихся

 

4.1.

Рациональность и эффективность использования времени занятия, а также оптимальность темпа и чередования основных видов деятельности педагога и учащихся в ходе занятия.

 

4.2.

Наличие, целесообразность и эффективность использования наглядности и технических средств обучения.

 

4.3.

Рациональность использованных методов (приемов) их соответствие возрасту и развитию учащихся (вписать используемые):

· введения нового материала_____________________________________________

· выработки и закрепления умений навыков_______________________________________________

· проектного обучения_______________________________________________

· развития критического мышления;____________________________________________

· контроля (дом. задание, самоанализ, взаимооценка, срезы и т.д.)___________________________________________________

· _____________________________________________________            _______________________________________________

 

4.4.

Наличие и эффективность обратной связи со всеми обучающимися

 

4.5.

Эффективность контроля за степенью обученности обучающихся.

 

4.6.

Средства для активизации познавательной деятельности

 

4.7.

Актуализация самостоятельной работы (создание условий, обучение приемам, стимулирование самостоятельного применения знаний).

 

5.

Оценка результатов занятия

 

5.1.

Степень обучающего воздействия занятия на развитие учащихся (чему и в какой степени научились).

 

5.2.

Степень воспитательного воздействия (что способствовало воспитанию в ходе занятия).

 

5.3.

Степень воздействия проведенного занятия на развитие обучающихся (что и в какой степени способствовало их развитию)

 

6.

Оценка основных личностных качеств педагога

 

6.1.

Знание педагогом учебного предмета и его общая эрудиция.

 

6.2.

Наблюдательность, находчивость, гибкость, четкая организация своей деятельности.

 

6.3.

Качество его речи: темп, дикция, интенсивность, образность, эмоциональность, а также общая грамотность.

 

6.4.

Тактичность и стиль взаимоотношений с обучающимися

 

6.5.

Внешний вид педагога, мимика, жесты и культура поведения

 

 

 

 

 

Приложение 4

 

Памятка-алгоритм для самоанализа занятия

 

Памятка-алгоритм для самоанализа занятия педагогом предусматривает ответы на следующие вопросы:

1. Каков замысел, план данного занятия и почему он является таким?

1.1. Каково место занятия в теме, разделе, курсе?

1.2. Как он связан с предыдущимизанятиями, на что в них опирается?

1.3. Как он «работает» на изучение последующих вопросов данной темы, следующих тем, разделов программы, как он связан с другими учебными предметами?

1.4. Каким образом были учтены программные требования к занятию?

1.5. Как были учтены особенности содержания занятия при выборе форм, методов и средств обучения?

1.6. Почему был избран именно этот тип занятия?

2. Какие особенности контингента обучающихся были учтены при подготовке к занятию и почему?

3. Какие задачи ставились и решались на занятии и почему?

4. Почему была избрана именно такая структура занятия?

5.Как осуществлялось управление учебной деятельностью (стимулирование, организация, контроль, оценка, работа над ошибками)?

6. Какие условия были созданы для проведения занятия:

• материально-технические,

• психолого-педагогические,

• гигиенические,

• эстетические.

7. Были ли отклонения (или усовершенствования) по отношению к плану в ходе занятия? Если да, то какие? Почему в них возникла необходимость? К чему привели эти отклонения и усовершенствования?

8. Удалось ли решить на необходимом уровне поставленные задачи занятия и избежать при этом перегрузки участников занятия?

9. Каковы причины успехов и недостатков проведенного занятия?

10. Что в данном занятия стоило бы изменить, сделать по-другому?

11. Какие выводы из результатов занятия необходимо сделать на будущее?

12. Какова общая самооценка занятия педагогом?

Данный алгоритм может быть использован также как памятка для самоконтроля готовности педагога к занятию, как основа для подготовки методической разработки для участия в конкурсах, методических выставках и пр.


Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества «Кировский»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества «Кировский»

Методические рекомендации со д ер жа т м ат ер и а лы для педагогов системы дополнительного образования п о подготовке и проведению открытого занятия…

Методические рекомендации со д ер жа т м ат ер и а лы для педагогов системы дополнительного образования п о подготовке и проведению открытого занятия…

СОДЕРЖАНИЕ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ

СОДЕРЖАНИЕ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ

Пояснительная записка Деятельность методической службы образовательной организации направлена на обеспечение профессиональной готовности педагогов к работе в современных условиях

Пояснительная записка Деятельность методической службы образовательной организации направлена на обеспечение профессиональной готовности педагогов к работе в современных условиях

Итак, следует понимать, открытое занятие, в отличие от обычного, имеет методическую цель , в которой отражается то, что педагог хочет показать посещающим данное занятие

Итак, следует понимать, открытое занятие, в отличие от обычного, имеет методическую цель , в которой отражается то, что педагог хочет показать посещающим данное занятие

Недопустима «репетиция» открытого занятия с одной и той же учебной группой

Недопустима «репетиция» открытого занятия с одной и той же учебной группой

Занятие обобщения и систематизации знаний

Занятие обобщения и систематизации знаний

Составление плана занятия

Составление плана занятия

Развитие профессиональных умений (развитие умения нестандартно, творчески подходить к решению самых разнообразных задач, развитие операционно-контрольных умений – умения пользоваться приборами и инструментами, планировать, оценивать результаты…

Развитие профессиональных умений (развитие умения нестандартно, творчески подходить к решению самых разнообразных задач, развитие операционно-контрольных умений – умения пользоваться приборами и инструментами, планировать, оценивать результаты…

Требования, предъявляемые к содержанию методической разработки занятия 1

Требования, предъявляемые к содержанию методической разработки занятия 1

Ниже предлагается примерный порядок анализа открытого занятия, посетители занятия могут выполнить его как в устной форме, в виде обобщения увиденного, так и в письменной

Ниже предлагается примерный порядок анализа открытого занятия, посетители занятия могут выполнить его как в устной форме, в виде обобщения увиденного, так и в письменной

Приложения Приложение 1 Примерная схема поурочного плана 1

Приложения Приложение 1 Примерная схема поурочного плана 1

Приложение 2 Примерная схема поурочного плана (изучение нового учебного материала на занятии)

Приложение 2 Примерная схема поурочного плана (изучение нового учебного материала на занятии)

Приложение 3 Схема технологической карты, используемой в

Приложение 3 Схема технологической карты, используемой в

Эффективность коллективных или индивидуальных форм работы

Эффективность коллективных или индивидуальных форм работы

Приложение 4 Памятка-алгоритм для самоанализа занятия

Приложение 4 Памятка-алгоритм для самоанализа занятия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.12.2023