Методические рекомендации по проведению проектной межпредметной задачи
«Конструируем мир»
Проектную задачу «Конструируем мир», рекомендуется проводить в первой четверти учебного года во 2-5 классах. Задача направлена на установление универсальных учебных действий учащихся в начале учебного года с целью дальнейшей их коррекции в течение учебного года.
В данной проектной задаче основной акцент делается на формирование у учащихся таких универсальных учебных действий, как учебное сотрудничество, планирование собственных действий, умение представлять результаты своей работы в различных формах, в том числе с использованием ИКТ. Особенностью задачи является то, что она задаёт общий формат проектных задач такого типа, который может наделяться другим предметным (задачным) содержанием.
Проектная задача построена на материале следующих предметных областей: 1) «Математика и окружающий мир»; 2) «Филология (русский и английский языки)»; 3) «Литературное чтение и изобразительное искусство».
Материал каждой предметной области представляет собой комплект заданий, включающий три блока. Каждый из блоков состоит из трёх тренировочных и одного итогового задания. Предлагаемые задания связаны, но не жёстко, общей сюжетной линией (народ, населяющий некую гипотетическую территорию), что задаёт определённые рамки при выполнении общего итогового задания.
Для тренировочных заданий принята двойная нумерация: первая цифра представляет собой номер блока (блоки соответствуют определённым разделам предметного содержания), вторая цифра — уровень задания (количество баллов, получаемое за выполнение этого задания). Например, задание 3.2 — это задание второго уровня из блока 3, содержание которого составляет работа с диаграммами. Итоговые задания предметных областей представляют собой создание отдельных элементов общего итогового продукта проектирования.
На завершающем третьем этапе учащиеся, ориентируясь на задания, выполненные на предыдущих этапах работы, создают и защищают итоговый продукт под условным названием «Свой мир».
Первый день решения проектной задачи
Обращение к учащимся
Дорогие ребята! Сегодня мы предлагаем вам принять участие в необычных уроках.
Вам предстоит решить проектную задачу, работая в группах. Вы уже заметили, что группы состоят из учеников разного возраста и классов.
В таком составе вы будете работать 3 дня. Вам предстоит показать свои возможности и способности в создании коллективного продукта. Каким он будет и как его можно назвать, вы сами сформулируете в процессе работы.
Итак, за три дня вам нужно спроектировать свой объект. И не только спроектировать, но и прорекламировать его настолько интересно, чтобы выиграть публичный тендер (конкурс на его создание).
Чтобы вы успели всё выполнить в срок, предлагаем руководствоваться следующим планом действий:
1-й день — подготовка технической документации на предстоящее проектирование для утверждения экспертной комиссией.
2-й день — разработка элементов объекта вашего проектирования и их утверждение экспертной комиссией.
3-й день — создание описания объекта и его предъявление другим группам, работающим в одном классе с вами. Выдвижение одного проекта на финальный конкурс от класса.
Желаем удачи!
Этапы 1 дня
1. Знакомство с содержанием проектной задачи. Выбор заданий и распределение работы между учащимися группы
1) Учащиеся получают комплекты заданий на листах бумаги разного цвета без указаний, по какому принципу объединены задания одного цвета. Школьникам предлагается, прочитав задания, самим озаглавить каждый комплект, т. е. отнести задания к соответствующей предметной области.
2) Учащиеся (в группах по 6 человек разного возраста) самостоятельно разбиваются на пары, которые выбирают комплекты заданий — по одному заданию из каждого блока. Кроме того, они оценивают количество баллов, которое смогут получить при таком выборе (прогностическая самооценка). При этом есть такое условие: общее количество баллов, которое набирает группа при правильном выполнении заданий, должно быть не меньше заданного. Это пороговое значение задаётся так, чтобы для его достижения учащимся было недостаточно выполнить только самые простые задания (задания первого уровня) из каждого блока. В качестве порога может быть взято общее количество баллов, соответствующее всем заданиям второго уровня, т. е. 18 баллов. Это количество баллов может быть набрано либо путём выполнения большего числа заданий низкого уровня, либо меньшего числа заданий высокого уровня. Процедура выбора заданий для последующего выполнения представляет собой оригинальную задачу распределения ресурса, требующую прогностической оценки (возможно, с проведением соответствующих проб) с учётом необходимости достижения заданной цели — получения определённого количества баллов.
3) Свой выбор учащиеся оформляют, наклеивая на лист бумаги цветные (в соответствии с комплектами заданий) бумажные полоски разной ширины с написанными на них номерами выбранных заданий. В результате получается своеобразная диаграмма, демонстрирующая выбор, сделанный группой. Вот пример такой диаграммы.
6.3 |
5.2 |
4.3 |
9.2 |
8.3 |
7.1 |
3.1 |
2.2 |
1.2 |
4) На основании проведённой работы учащиеся также заполняют таблицу (табл. 3), в которой дают свои названия блокам заданий и формулировки итоговых заданий блоков, отмечают пары, которые будут работать с каждым блоком, и приводят предварительную формулировку итогового объекта проектирования.
Таблица 3
Распределение заданий между членами группы
Утверждаю
Экспертная комиссия______________________
Группа участников № ________
Объект проектирования |
... |
|
Блоки заданий |
Формулировка итогового задания |
Исполнители |
1. |
|
|
…… |
|
|
9. |
|
|
Эксперты дают рекомендации по доработке таблицы.
Кроме того, учащиеся заполняют опросный лист первого дня работы над проектной задачей, вопросы которого отражают главным образом самооценку учащимися хода своей работы, уровень командного взаимодействия и вклад каждого члена группы в общий результат дня.
2. Экспертиза
Результаты работы учащиеся представляют в экспертную комиссию, которая либо утверждает их и допускает группу к следующему этапу проектной задачи, либо направляет на доработку. (В состав экспертной комиссии могут входить учителя или учащиеся старших классов, знакомые с содержанием проектной задачи.)
3. Рефлексия дня
Проводится внутри групп с участием эксперта-взрослого группы. Основная цель рефлексии — обсудить ход работы над задачей в первый день, скорректировать организацию работы на следующий день.
Второй день решения проектной задачи
Основным содержанием работы второго дня является выполнение парами учащихся отобранных тренировочных заданий и итоговых заданий из соответствующих комплектов.
Группы, не успевшие устранить замечания экспертов по результатам первого дня, проводят необходимую доработку и повторно предъявляют свои материалы экспертам и только после их положительного заключения приступают к работе над заданиями.
Этапы 2 дня
1. Выполнение тренировочных заданий
Если у учащихся в ходе работы над тренировочными заданиями возникают вопросы, они могут обратиться в консультационный пункт (группа учителей или старшеклассников). Консультация даётся в случае, если вопрос носит конкретный, «точечный» характер. При этом консультант не даёт готового решения, а лишь помогает учащимся справиться с заданием.
Пара, выполнившая все три выбранных задания из своего комплекта, заполняет свою часть Оценочного листа по выполнению тренировочных заданий, давая самооценку результатов решения. По окончании решения тренировочных заданий всеми парами группа сдаёт решения и заполненный Оценочный лист в экспертную комиссию.
2. Экспертиза
Работу проверяют и комментируют в присутствии всей группы. Если все задания выполнены правильно, работу принимают, и пары приступают к выполнению итоговых заданий. В противном случае группе разрешают исправить ошибки, причём для этого пары могут объединиться.
При повторном предъявлении тренировочных заданий в экспертную комиссию работы не выдают учащимся. Если в них остались не устранённые ошибки, количество баллов, набранное группой, снижается.
3. Выполнение итоговых заданий
Итоговые задания выполняют те же пары, которые делали тренировочные задания. Итоговые задания также сдают в экспертную комиссию.
4. Рефлексия дня
Проводится внутри групп с участием эксперта-взрослого. Основная цель рефлексии — обсудить ход работы над задачей во второй день, спланировать необходимые изменения в работе следующего дня.
Второй день решения проектной задачи
Этапы 3 дня
Группы, не закончившие выполнение итоговых заданий тематических комплектов, проводят соответствующую доработку. Остальные группы сразу приступают к выполнению этапов третьего дня.
1. Подготовка рекламной статьи
Учащимся выдаются выполненные ими итоговые задания (9 заданий). По результатам этих заданий необходимо спроектировать свой объект («свой мир») и подготовить статью, рекламирующую проектируемый объект. Карта (схема) месторасположения проектируемого объекта должна сопровождать рекламную статью.
2. Конструирование фрагмента проектируемого объекта
Группы выполняют из конструктора LEGO1 макет интересного, на их взгляд, элемента спроектированного объекта. Макет фотографируют в различных ракурсах. Фотографии потребуются на следующих этапах, в том числе при презентации всей работы. Далее учащиеся составляют подробную инструкцию по сборке конструкции, так, чтобы другие группы смогли по этой инструкции построить аналогичный макет, после чего конструкция разбирается.
Группам предлагают обменяться инструкциями и по ним воспроизвести макеты. Сравнение макетов, построенных по инструкции, с фотографиями исходных макетов позволяет судить о качестве составления инструкции.
3. Презентация результатов проектирования и выбор групп-финалистов
На данном этапе определяются группы, которые будут представлять свои проекты в финале. Работа строится в зависимости от общего числа групп, участвующих в решении проектной задачи, и способов организации их работы на предыдущих этапах. Например, есть 25 разновозрастных групп (2—5 классы), распределённых по 6 кабинетам (по 4 группы в 5 кабинетах и 5 групп в одном кабинете); от каждого кабинета в результате обсуждения учащимися, работающими в нём, выдвигается одна группа для участия в финале.
4. Подготовка к финальной презентации работ
На этом этапе группы-финалисты работают отдельно от остальных групп и занимаются усовершенствованием своих презентаций. При необходимости консультанты, взрослые или старшеклассники, оказывают техническую помощь группам. Помощь может касаться работы с программными средствами и т. п., но не должна быть связана с содержанием презентации.
В это время остальные группы продолжают знакомиться с работами финалистов. От каждой группы, не вышедшей в финал, необходимо подготовить по одному вопросу каждой группе-финалисту. Вопросы распределяются заранее.
5. Финальная презентация работ
Презентация проводится в актовом зале. Для оценки работ выбирают экспертную группу (жюри) из педагогов и учащихся. Каждая группа-финалист выступает с презентацией своей работы (5—6 мин), сопровождаемой подготовленными видеоматериалами (очерёдность выступления групп определяют жеребьёвкой).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.