Методические рекомендации по работе с кровными кризисными семьями
Оценка 4.6

Методические рекомендации по работе с кровными кризисными семьями

Оценка 4.6
pdf
19.02.2020
Методические рекомендации по работе с кровными кризисными семьями
Методические рекомендации по работе с кризисными кровными семьями.pdf

 

 

 

 

 

Методические рекомендации по работе с кризисными кровными семьями.

Рекомендации для специалистов

 

 

 

 

 

 

 

Моршанск

2019

Тамбовское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение 

 «Моршанская школа-интернат»

 

Центр по профилактике социального сиротства

 

 

 

 

 

 

Методические рекомендации по работе с кризисными кровными семьями.

Рекомендации для специалистов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Моршанск

2019

Составители:

Е.С.Азаровская, М.Н.Гребенщикова, О.Б.Кербель

 

 

Рецензенты:

Т.Н.Иванова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе ТОГБОУ

«Моршанская школа-интернат»

М.В.Сермягина, начальник отдела КДН и ЗП при администрации Моршанского района

 

 

Издано при поддержке Благотворительного фонда «Ключ» Елены и Геннадия Тимченко

 

 

 

 

 

 

 

Пособие «Методические рекомендации по работе с кризисными кровными семьями» составлено в рамках реализации проекта «Руки добра».

В пособие представлены рекомендации для педагогов – психологов, социальных педагогов, специалистов работающих с семьей, направленные на гармонизацию детско-родительских отношений.

  

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В методическом пособии представлены комплексный подход социальнопсихологической  помощи и поддержки кризисных кровных семей. Данные материалы могут быть использованы в практической деятельности специалистов занимающихся профилактикой социального сиротства.  В 2010г. был создан Центр по профилактике социального сиротства использующий технологии раннего выявления при работе с семьями находящимися в трудной жизненной ситуации. Целью работы специалистов Центра – сохранение кровной семьи для ребенка и создание безопасных условий для его воспитания. Данная деятельность была обобщена и представлена на конкурс «Семейный фарватер» организованный благотворительным фондом «Ключ» Г.Тимченко. По результатам конкурса с 2017-2019г реализуется проект «Руки добра». 

В центре внимания специалиста всегда должен стоять ребенок. Жизненно необходимой средой для развития каждого ребенка является семья. Семья  с самого рождения ребенка и до конца жизни человека становится важнейшим фактором развития его личности. Понимание механизма влияния семьи на развитие личности ребенка поможет (специалисту, куратору, воспитателю и др.) выявить возможности, достоинства и недостатки семейного воспитания ребенка, прогнозировать и стимулировать дальнейшее позитивное развитие воспитательного  потенциала семьи. 

Анализ проводимой нами работы с кризисными кровными семьями показал, что на первом уровне анализа семьи следует выделить социальное положение родителей, демографический состав семьи и характер семейных отношений (см. приложение 1 методика «Живой дом»). 

Педагогическая практика показывает, что существенными параметрами этого являются такие показатели, как:

 1. социальное положение родителей 

1.  1.профессиональное положение - рабочие, служащие, работники сферы обслуживания, интеллигенция, коммерсанты, домохозяйки. Различные варианты профессионального положения отца и матери.

1.2. социально-политическое положение – активная социальная позиция, нейтральная, пассивная, антиобщественная.

2.  Демографический состав семьи

2.1.  состав взрослых членов семьи - мать и отец; одна мать; один отец; мать, отец и другие взрослые; отчим в семье; неродная мать; опекуны.

2.2.  состав детей – 1ребенок;2-ое детей; многодетная семья; сводные дети; приемные дети.

3.  характер семейных отношений

3.                  1.взаимоотношение родителей - демократические отношения на основе любви и взаимоуважения, авторитарная позиция отца, авторитарная позиция матери, аморфные отношения родителей, неприязненные отношения между родителями.

3.2.  Родители и дети - демократические отношения, авторитарные, либеральные.

3.3.  Дети между собой – неприязненные взаимоотношения,  доброжелательные взаимоотношения.

3.4.  Внесемейные связи – круг общения семьи; предметы и культура общения; связь с социальные окружением ребенка; связь со школой; нешкольными воспитательными учреждениями.

Факторы второго уровня:

1.      Материальный  уровень семьи:

1.1.            Материальное обеспечение семьи - уровень обеспеченности (высокий, низкий, средний); наличие необходимых предметов домашнего обихода;

1.2.            Материальные потребности семьи -  пределах нормы, завышенные, заниженные.

1.3.            Характер  удовлетворения материальных потребностей и распределения  материальных благ – преимущественное  расходование средств  на материальные нужды (еду, одежду, предметы быта); Преимущественное расходование средств на образовательные и культурные нужды; бесплановое  и хаотичное расходование средств.

1.4.            Отношения детей к материальным ценностям – адекватное, потребительское, безразличное.

2.      Образовательный уровень:

2.1.            Родители равного образовательного уровня – высшее образование, среднее, среднее - специальное, низкий образовательный уровень;

2.2.            Родители с различным образовательным уровнем – незначительный приоритет отца, незначительный приоритет матери и большое  различие в образовательных уровнях отца и матери. 

3.      Культурный уровень семьи:

3.1.            Степень усвоения культуры членами семьи – высокая (стимулируется специальное культурное развитие), хобби, нет потребностей.

3.2.            Руководство культурным развитием детей – активное участие родителей, попустительство стихийности развития детей, отрицательное воздействие на культурное развитие.

Третий уровень - интегральный, на котором семья непосредственно влияет на ход воспитательного процесса:

1.1.            семья как воспитательная среда - наличие условий для физического и духовного развития детей; семья как организатор жизни и деятельности детей; семья как руководитель развития личности ребенка (умственного, нравственного, трудового, эстетического и т.д.)

1.2.            участие семьи в формировании мировоззрения детей - влияние самой семьи, использование вне семейных факторов воздействия (школы, вне школьных учреждений, библиотек, культурно-просветительских учреждений, средств массовой коммуникации, других людей);

1.3.            семья как организатор разнообразных видов деятельности детей - учебной, трудовой, общественно-полезной, игровой, художественно-творческой, физкультурной;

1.4.            семья как благоприятный          эмоциональный микроклимат развития личности;

1.5.            педагогическая культура семьи – осознанное использование педагогической науки и передовой практики в воспитании детей; интуитивное создание правильного педагогического стиля и тона в семье. Непоследовательные позиции родителей в воспитании детей; не умение родителей организовать воспитательное воздействие (ошибки в выборе средств методов и приемов воспитания). Антипедагогическое воздействие в семье; 

1.6.            педагогический стиль руководства детьми в семье – авторитарный, демократический, либеральный, смешение стилей;

1.7.            Отношение детей к педагогическим воздействиям в семье - позитивное восприятие, нейтральное, негативное, критическое восприятие детьми отрицательных воздействий семьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятия социально - бытового направления «Хозяюшка».

 

Конкретизировав проблемы, с которыми сталкиваются семьи, мы решили организовать свою работу в нескольких направлениях: формирование социальнобытовых навыков, гармонизация детско-родительских отношений, социализация кризисных семей. 

Столкнувшись с проблемой отсутствия у родителей ответственности за создание благоприятных бытовых условий для жизни детей и семьи в целом, мы разработали цикл занятий Хозяюшка. 

Его целью являются улучшение благополучия детей в сопровождаемых семьях через формирование у родителей социально – бытовых навыков.

Задачи:

      формирование навыков рационального ведения домашнего хозяйства;

      знакомство с основами финансовой грамотности и принципами формирования  семейного бюджета;

      привлечение внимания родителей к вопросу воспитания культуры поведения  у   детей.

 

Примерное тематическое планирование занятий «Хозяюшка»

 

Тематика занятий

Сроки проведения

Количество часов

1

Правила этикета 

февраль

2

2

Семейный бюджет и его составляющие 

апрель

2

3

Новая жизнь старых вещей 

июнь

2

4

Студия домашний лайфхак «Гости на пороге»

сентябрь

2

5

Студия домашний лайфхак «Прихватка»

ноябрь

2

6

Семейные традиции

январь

2

 

 

Примерное содержание занятий «Хозяюшка»

 

Занятие №1. «Правила этикета». Цель: Привлечение внимания родителей к вопросу воспитания культуры поведения  у детей. Этапы подготовки:

-  Разработана консультация для родителей «Вежливый ребенок – правила этикета»

-  Советы для родителей «Этикет для сына и дочки»

Материалы:  мягкая игрушка, нарисованный ребенок, стикеры в виде сердечка, листы бумаги А4, карандаши.

 

Ход занятия: Добрый день, уважаемые родители! Мы рады видеть вас за нашим круглым столом. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме «Воспитания культуры поведения у детей», а она действительно заслуживает внимания. Для участия в нашем заседании у вас есть листы и карандаши, которые помогут вам без труда записать какуюто мысль или вопрос, с которым вы хотели бы обратиться к родителям или к нам. 

 

 Вступительная  часть

Вежливое слово, как добрый волшебник, дарит настроение, радует и даже лечит людей.

Сегодня мы поговорим о простых вещах, с которыми сталкиваемся ежедневно и иногда не придаём должного значения. Хотя, по сути, эти мелочи мешают нам быть счастливыми и правильно воспитывать наших детей.

Много лет создавались людьми правила поведения и этикета в разговоре, приёме гостей, одежде и сервировке стола – словом во всём, с чем мы входим в общество.

Существуют ли в наше время секреты воспитания культуры поведения? Об этом и пойдёт сегодня разговор. И надеюсь, что вместе мы найдём ответы на многие вопросы.

Ведущий: Какие привычки культурного поведения имеет Ваш ребёнок? 

С чего нужно начинать воспитание культуры у ребенка? Что, по-вашему, является главным в воспитании навыков культурного поведения и хороших манер? (Варианты ответов записываются на флипчарте)

Основная часть Ситуация №1:

Мама: Здравствуйте, Анна Викторовна! Алёша, а ты чего не здороваешься? Сейчас же скажи - “здравствуйте”. Ну, чего ты молчишь? Поздоровайся с Анной Викторовной, сейчас же скажи “здравствуйте”. Я жду. Господи, и в кого он такой упрямый, не ребёнок, а наказание, только позорит меня. Ну, скажите, как мне ещё его учить?” Вопросы:

-  Какие бы советы дали вы матери?

-  Как бы сами поступили в такой ситуации?

Ситуация №2  

Мама забирает ребёнка из детского сада. Они одеваются в раздевалке. Одевшись, мама говорит: «Иди, попрощайся с воспитателем». Ребёнок, заглядывая в группу, говорит до свидания. И мама с ребёнком отправляются домой.

Вопрос

-  Как вы думаете, всё ли правильно было сделано со стороны привития ребёнку правил культуры поведения? 

Ситуация №3

Две мамы разговаривают: Привет, как жизнь? - Нормально. А ты не торопишься? - Нет, а куда торопиться, я с ребёнком гуляю, по магазинам ходим (ребёнок перебивая, дёргает мать за рукав). Мама, смотри, какой у мальчика пистолет, купи мне такой же. 

-  Не суйся, когда взрослые разговаривают.

-  Ой, я вчера была в магазине, такой выбор посуды, чуть не купила.

Ребёнок: Ты мне скажи, купишь пистолет? Ну, скажи, купишь?

-  Отстань, дай спокойно поговорить, надоел. Так вот, а на базаре чего только нет.

Ребёнок: Ну, пойдём в магазин скорее, я хочу пистолет.

-  Что за ребёнок! У других дети, как дети, а мой ребёнок минуту постоять не может, поговорить не даёт.

Вопросы:

-  Были ли ошибки в поведении матери? Какие?

-  Как вы поступаете, когда ребёнок вмешивается в разговор?

Заключительная часть

Игра «Похвали ребёнка за проявление вежливости?»

(передаётся игрушка по кругу)

Да, похвала очень помогает в достижении результатов. Ни одного дня без похвалы, без слов восхищения. Продолжайте и дома хвалить ребёнка, и вы увидите, насколько быстрее ребёнок будет усваивать правила поведения, как велико будет желание быть воспитанным. Пусть первую порцию похвалы ребёнок получает утром, а дома в присутствии родственников, соседей, друзей – хвалите и хвалите, и тогда произойдут большие перемены.

Так пусть же хватит нам, взрослым, терпения, любви, душевных сил для того, чтобы понять наших детей к высотам культуры поведения.

 Рефлексия

Подвести итоги нашей встречи нам поможет вот этот нарисованный «Ребенок будущего». У каждого из вас есть сердечки – напишите черту характера, качество, которым вы хотите наделить вашего ребенка, которое, по вашему мнению, поможет ему в жизни, и поместите его на наш рисунок «Ребенок будущего». Будем очень надеяться, что все пожелания сбудутся. (приклеивают сердечки).

 

Занятие №2. «Семейные традиции».

Цель: формирование понимания необходимости соблюдать добрые традиции, объединяющие семью.

Задачи: 

-  способствовать сплочению семьи;

-  воспитание заботливого отношения к членам совей семьи;

-  развитие мотивации к взаимодействию у детей и взрослых;

-  на примере организации семейного чаепития дать непосредственное представление о вариантах культурного совместного времяпрепровождения; - научить рационально использовать продукты; - научить сервировать стол. Этапы подготовки:

-приглашение представителя РПЦ

-  выучить с детьми стихи о празднике «Рождество»

Материалы:  салфетки, продукты для приготовления сладкого стола, чайный набор, заготовки для украшения стола, проектор, экран, мультфильм.

 

Ход занятия:

 Ведущий №1:  Здравствуйте, уважаемые гости, мамы и дети. Наше мероприятие посвящено семейным традициям.

 Издревле семья собиралась вместе для празднования какого либо события (день рождения, кристины, новый год). Все члены семьи принимали участие в подготовке праздника. Так как месяц январь насыщен праздниками, а одним из которых является Рождество Христово. 

Предлагаю начать наше мероприятие с просмотра мультфильма, который расскажет об истории праздника Рождества Христова. (просмотр мультфильма «Рождество»)  В этот светлый праздник принято ходить в гости и дарить друг другу подарки. Давайте вместе организуем праздничный стол с угощениями и подарками. Итак, я попрошу мамочек разделится на две группы: одна группа сервирует стол, вторая готовит угощения.

А детки будут готовить праздничное украшение для рождественского стола. (приготовление угощения и сервировка стола)

Ведущий №2:  Демонстрирует,  как красиво сложить  салфетки в виде свечей. Из заготовленных коржей, сгущенного молока и фруктов мамы готовят  торт. Сервируют стол.

Ведущий №1: С детьми готовит поделку для украшения стола.

Ведущий №2 :«Смотрите, какой стол у нас получился, а вы детки приготовили украшение?»

Ведущий №1: Да, конечно, мы приготовили украшение с ангелочками, которые возвестили миру о рождении Спасителя.

 Смотрите, какой красивый праздничный стол у нас получился! Каждый из вас внес частичку своего тепла в его оформление. Как постарались ниши детки!

 Еще они подготовили стишки. (Читают стихи)

Ведущий №1: Предоставляем слово нашему гостью

Священнослужитель: Так как в это день принято дарить подарки, мы хотим поздравить ребят с Рождеством Христовым! (Вручаем подарки).

Ведущий №2: Приглашает мам и детей за праздничный стол. (чаепитие, беседа со священнослужителем в неформальной обстановке)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятия родительского клуба «Семейный экипаж»

Для решения проблем  кризисных кровных  семей, связанных с низким уровнем их социальной адаптации нами разработано тематическое планирование занятий родительского клуба.

Цель: повышение психолого-педагогической культуры родителей, через оказание образовательных услуг взрослым посредством обмена практическим опытом воспитания детей в условиях неформального общения.

 

Задачи:

        способствовать социализации семьи; 

        формирование культуры ответственного родительства;

        наладить взаимодействие между родителями и детьми;

        помочь родителям научиться содержательному общению со своим ребнком,               понимать его интересы и потребности, адекватно оценивать уровень его развития,               достижения;

 

 

 Примерное тематическое планирование занятий 

 

Тематика занятий

Сроки проведения

Количество часов

1

Вирус сквернословия

Январь

2

2

Под маминым крылом

март

1

3

Азбука любви

май

1

4

«7-я»

июль

1

5

Дерево жизни

ноябрь

1

6

Разморозка

сентябрь

1

7

Академия праздника «Зажги свечу добра»

декабрь

2

 

Примерное содержание занятий родительского клуба 

 

Занятие №1  «Разморозка»

 

Цель: гармонизация эмоциональных связей в семье. Задачи:

1.      Создать условия для эмоционального сближения членов семьи.

2.      Обучить участников навыкам самовыражения чувств и эмоций.

3.      Научить участников тренинга способам снятия эмоционального напряжения.

4.      Уметь находить выход негативных эмоций, не причиняя вреда другим членам семьи.

5.      Формировать у каждого чувства эмпатии.

6.      Формировать навыки эмоциональной поддержки у детей и родителей.

.

Методы работы: игровая терапия, телесно-ориентированная терапия, арт-терапия.

 

1 Занятие 1. Оформление бэйджей

Материалы: Карточки из плотной бумаги, булавки, фломастеры.

Всем участникам предлагается написать на своей карточке любое игровое имя:

настоящее, сказочного персонажа, вымышленное. Можно предложить выбрать то имя, которое человек хотел бы иметь в жизни.

2. “Ирина – интересная”

Всем участникам предлагается назвать своё имя и прилагательное, начинающееся на туже букву, что и ваше имя. (Родители помогают детям – рассказывают причину выбора имени своему ребёнку).

Примечание: ведущий помогает в выборе прилагательных. 

3. Упражнение “Семейный герб и гимн”

Материалы: бумага, краски, кисточки, вода, фломастеры, карандаши цветные и простые, ластик.

Ведущий рассказывает участникам о том, что с давних пор люди составляют гербы своей семьи из разных символов, которые отражают в лаконичной форме жизненную философию, главную ценность семьи. Участникам в парах “родитель – ребёнок” предлагается нарисовать свой герб, это не обязательно должно быть что-то конкретное, может быть сочетание цветов, геометрических фигур, цветовых пятен и др.

Затем все рисунки выкладываются в цент круга на полу и ведущий предлагает каждому рассказать про свой герб, что он символизирует. При этом необходимо спросить участников об их чувствах во время рассказа о своём гербе (когда все участники выскажутся, группе предложить – если есть желание, что-то изменить в своём гербе).

Рядом с гербом предлагается написать свой жизненный девиз. Девиз должен быть кратким и отражать суть жизненных устремлений, позиций, идею или цель семьи. 

После завершения работы идет обсуждение.

Вопросы для обсуждения: что нового узнали участники группы о себе и других, какие чувства они испытывают сейчас, чем бы хотели поделиться друг с другом.

Примечание: рисование должно быть совместным. Изображение герба и девиза заставляют сконцентрироваться на главном и общем , что ценят в жизни дети и родители, чем дорожат.

4. Упражнение “Найди свою маму”

Инструкция: ребенку завязываются платком глаза. Мамы участницы садятся на стулья в ряд. Ребенок, постепенно обходя ряд, на ощупь должен найти свою маму. Играют все участники. Обратное можно предложить родителям—с закрытыми глазами отыскать своего ребенка.

5. Упражнение “Любящие родители”

Участникам предложить сначала роль “родителя”, а потом они меняются со своими детьми ролями – исполняют роль “ребенка”, а их дети роль “родителя”. Упражнение хорошо выполнять сидя на ковре.

(Звучит колыбельная музыка).

“Родители укачивают своего любимого ребенка. Сначала мама или папа нежно прижимает его к себе, с доброй улыбкой смотрит на него. Мама или папа гладит ребенка по телу, начиная от головы, далее гладит руки, тело ребенка, постепенно перемещаясь вниз к ногам, смотрит на ребенка, ласково и с любовью, мерно покачиваясь по музыку вправо-влево”.

По окончании упражнения идёт обсуждение ролей, кому из участников какая роль больше понравилась и чем.

6.                  Упражнение «Мне нравится» (родитель и ребенок сидят на стульях напротив друг друга).

Цель: установление позитивного диалога между ребенком и родителем.

Инструкция: Пара (родитель и ребенок) разговаривают друг с другом, постоянно проговаривая начало предложенной фразы: «Мне нравится, что ты…» и добавляют к ней содержание. Тем самым возникает позитивный диалог. Родитель дает ребенку, а ребенок родителю «обратную связь» (10 мин)

Обмен чувствами.

7.                  Упражнение «Кричалки-шепталки-молчалки» (родители сидят в кругу, дети стоят в середине круга).

Цель: развитие наблюдательности, обучение детей действовать по правилу волевой регуляции.

Инструкция: Раздать взрослым три силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь – «кричалку», - детям можно бегать, кричать, сильно шуметь. Желтая  ладонь – «шепталка» - надо тихо передвигаться и шептаться. На сигнал «молчалка» - синяя ладонь  - дети должны замереть на месте или лечь на пол  и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалками».

Обсуждение упражнения с детьми.

8. Упражнение “Разговор с деревом”

Ведущий. Я хочу вам предложить путешествие в царство деревьев… Сядьте поудобнее и закройте глаза. Несколько раз глубоко вдохните… Представьте себе лес, по которому вы бредёте. Стоит прекрасный весенний день. Небо голубое, солнце светит ярко. Вы идёте по очень большому лесу. Здесь стоят самые разные деревья: хвойные, лиственные, большие и маленькие.

Где-то в этом лесу есть одно дерево – это дерево будет с вами разговаривать, только с одним из вас. Это дерево хотело бы стать вашим другом. Осмотритесь вокруг получше и найдите каждый своё дерево. Подойдите к нему вплотную и приложите ухо к стволу. Слышите, как сок течёт по кольцам дерева вверх? Прислушайтесь очень внимательно к голосу дерева. Как звучит его голос? Как тихий шепот? Как светлый колокольчик? Как шум ручья? Этот голос весёлый, как у Микки Мауса, или серьёзный, как голос пожилого человека?

Если вы узнали голос дерева, то можете его внимательно выслушать. Вы отлично это делаете! Сосредоточьтесь Шшшш… дерево хочет что-то вам сказать. Не пропустите ни одного слова, которое оно говорит…

Может быть, оно хочет попросить, чтобы вы что-то сделали для него. Может быть обрадуется, что именно вы навестили его. Возможно, ваше дерево скажет каждому из вас, что однажды вы станете большим и сильным как оно. Может быть, дерево хотело бы помочь решить ваши сегодняшние проблемы… (15 секунд).

Когда услышите, что хотело вам сказать дерево, дайте мне знак рукой – поднимите руку.

Запомните, что сообщило вам дерево. Запомните также, что дерево – такое же живое, как и вы. А теперь попрощайтесь с деревом… возвращайтесь назад. Потянитесь и будьте снова здесь, бодрые и отдохнувшие… возьмите лист бумаги и нарисуйте своё дерево.

После этого все показывают свои рисунки и рассказывают о том, что сообщило им дерево.

8. Упражнение “Ромашка из ладошек” Материалы: ватман, фломастеры.

Обведите свою ладонь на ватмане и напишите в центре свое имя (детям помогают писать родители). Располагайте ладони на ватмане таким образом, чтобы из них получилась ромашка. В центре ладони напишите пожелание кому-либо из присутствующих. 

 

Занятие №2 «Азбука любви»

 

1. Упражнение ««Помнишь мое имя?»» (участники сидят в кругу).

Инструкция: В начале игры каждый из участников получает жетон, на который записывает свое имя. Ведущий обходит всех участников с коробкой, куда каждый кладет свой жетон, громко называя свое имя. Жетоны перемешиваются и ведущий вновь обходит аудиторию. Теперь каждый из участников должен вспомнить, кому принадлежит то  

2.Упражнение “Слепой и поводырь”

Участвуют “родитель – ребёнок”. Одному из участников по желанию завязывают глаза. Он “слепой”. Второй будет его водящим. Участие принимает каждый игрок. 

Как только зазвучит музыка, “поводырь” бережно поведёт “слепого”, давая ему потрогать различные вещи – большие и маленькие, гладкие, шероховатые, колючие, холодные. Можно также подвести “слепого” к месту, где предметы издают запахи. Только ничего нельзя говорить при этом.

Когда через некоторое время музыка выключается, игроки меняются ролями. А когда возвращаются в круг, то рассказывают, что пережили во время прогулки. 

3. Упражнение «Фигуры» (участники стоят в кругу).

Цель: Сплочение команды. В ходе данной игры можно отследить многие моменты важные для тренинга, направленного на совместное взаимодействие. Например, роли участников, динамику группы и т. д. (15 мин.)

Инструкция:  Для выполнения следующего упражнения нужно, чтобы вся группа встала в круг.Возьмите в руки веревку и встаньте так, чтобы образовался правильный круг. Теперь закройте глаза и не размыкая их, постройте квадрат. Использовать можно только устные переговоры. Когда вы посчитаете, что задание выполнено, дайте мне знать. Сейчас я предложу вам в таких же условиях построить другую фигуру. Сможете построить ее за более короткое время? Хорошо. Предлагаю повторить эксперимент. Закрываем глаза. Ваша задача построить равносторонний треугольник.Обсуждение упражнения:

Как вы считаете, вам удалось выполнить задание?

Что мешало, а что помогало построить 

4. Упражнение “Нехочухи”

“Большинство из нас умеют быть послушными людьми, исполнительными. Сегодня мы немножко поучимся быть непослушными, а точнее – говорить “нет” разными частями своего тела. Упражнение будем выполнять вместе, в первый раз я покажу вам сама. Начнём с головы. Сказать “нет” головой – значит интенсивно помотать головой в разные стороны, постепенно увеличивая скорость, как будто хотим сказать “нет, нет, нет”. А теперь попробуем повторить “нет” рукам, помашем перед собой сначала правой рукой, потом левой рукой, а затем обеими вместе, как будто хотим отказаться, оттолкнуться. Дальше перейдём к ногам. Взбрыкните сначала правой ногой, потом левой ногой, потом поочерёдно. Старайтесь вкладывать силу в каждое движение. Можно присоединить и голос. Попробуйте на каждое движение выкрикивать “нет” всё громче и громче”.

5.Упражнение “Беседа карандашом”

Материал: листы бумаги формата А3, карандаши, фломастеры.

Участники делятся на пары, желательно с тем, с кем еще не были, выбирают карандаш один на двоих по обоюдному согласию, берут лист бумаги, садятся отдельно и по знаку ведущего рисуют общий рисунок, взявшись за карандаш правыми руками. Затем необходимо подписать этот рисунок, выбрав вместе название.

6.Ролевая игра “Ситуации”

Участники делятся на две команды.

Инструкция: “Сейчас каждая группа получит карточку, на которой описана та ситуация, которую можно проиграть. Прочитайте. Я предлагаю вам разыграть эту ситуацию по ролям, но не совсем обычным способом – родители будут выступать в роли детей, а дети изображать родителей”.

Каждая группа проигрывает ситуацию после проигрывания – обсуждение.

Вопросы для обсуждения:

-  что происходило?

-  что вы думаете об этом?

-  это похоже на то, как бывает в вашей семье

-  как вы чувствовали себя в непривычной для вас роли? Ситуации:

“Ребёнок начал капризничать, плакать по каждому пустяку. Когда мама (папа) вернулась (лся) домой с работы, ребенок стал ходить за ней (ним) не давая заняться домашними делами, канючить, просить что-то непонятное, отказываться от еды. Мама (папа) быстро нашла выход из сложившейся ситуации…”.

“Ребёнок вернулся из детского сада домой. У него в детском саду были неприятности – произошёл конфликт со сверстником, переросший в драку. Дома с ним произошёл следующий разговор…” 

7. Упражнение «Тень» (участники разбиваются на пары родитель-ребенок).

Цель: развитие наблюдательности, памяти, внутренней свободы и раскованности, умения подстраиваться под другого.

Инструкция: Один (родитель) - путник, другой (ребенок) – его тень. Путник идет через поле, а за ним, через 2-3 шага сзади, его тень. «Тень старается, точь в точь, скопировать движения путника. Через некоторое время участники меняются ролями (10 мин) Обмен чувствами, впечатлениями.

 

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога

Цель: формирование первичных ценностных представлений о семье, семейных традициях, обязанностях; сплочение детей и родителей, гармонизация детскородительских отношений с помощью проведения совместных мероприятий, целенаправленное развитие личности ребенка и познавательных психических процессов Задачи:

1.  Обогащение эмоциональной сферы ребенка положительными эмоциями.

2.  Развитие дружеских взаимоотношений через игру, общение детей в повседневной жизни.

3.  Коррекция эмоциональных трудностей детей (тревожность, страхи, агрессивность, низкая самооценка).

3. Формирование навыков правильного реагирования родителей на различные эмоциональные проявления детей в практическом игровом тренинге.

 

Тематический план  занятий

п/п 

Названия занятий

Цель

Срок проведения

Колво часов

1.

«Ты,я,мы»

Создание доверительной атмосферы, развитие эмоциональной, когнитивной сферы ребенка, активизация внимания, преодоление страхов. Формирование навыков саморегуляции, умение соотносить зрительно-моторную и слухомоторную координацию.

сентябрь

1

2.

«Мы вместе» 

Создание бодрого, оптимистического настроения. Развитие умения передавать ощущения в вербальной форме, эмоциональной сферы ребенка, активизация тактильной чувствительности.

октябрь

1

3.

«Улыбка»

Снятие эмоционального и мышечного напряжения, развитие общей и мелкой моторики.

ноябрь

1

«Комплименты»

Снижение психоэмоционального и скелетно-мышечного напряжения. Активизация внимания. Развитие мелкой моторики и двигательной координации.

декабрь

1

5.

«Я представлю»

Формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях. Продолжение обучения умению определять свое настроение

Саморегуляция психического состояния.

Развитие смелости и уверенности в себе.

мелкой моторики и двигательной координации. Снижение скелетномышечного и психоэмоционального напряжения.

январь

1

6.

«Внимание!» 

Развитие эмоциональной сферы ребенка,

февраль

1

 

 

тактильного восприятия рецепторов стопы и рук, умения передавать свои ощущения в связной речи, активизация внимания, преодоление страхов.

 

 

7.

«Навстречу друг другу» 

Создание положительного эмоционального настроя, развитие внимания, тактильного восприятия, речи и воображения, формирование доверительных отношений.

март

1

8.

«Волшебная поляна» 

Развитие мыслительной деятельности, эмоциональной сферы ребенка, активизация внимания, преодоление страхов, негативных реакций. Способствование развитию вестибулярного аппарата и координации движений. Воспитывание эмпатических чувств, желание оказать друг другу эмоциональную и физическую поддержку. 

апрель

1

9.

«У страха глаза велики»

продолжение работы по дестабилизации и разрушению патологических стереотипов (повышенного уровня тревожности и страхов, чувства напряжения), раскрепощению детей;

-                     развитие у них смелость и уверенности в себе;

-                     развивать вербальные и невербальные формы проявления эмоций, мимику и пантомимику, мелкую моторику. 

май

1

10.

 «Превращения»

учить умению перевоплощаться в предметы, животных, изображая их с помощью пластики, мимики, жестов. Снижение психоэмоционального напряжения. Развитие общей и мелкой моторики. Активизация внимания, умения концентрироваться на стихотворных образах.

июнь

1

11 

«Необитаемый остров»

закрепление умение анализировать элементарную контурную схему

«Лабиринт»;

формировать умение соотносить речевую форму описания предметов с графической; закрепление знаний о здоровом образе жизни, безопасном поведении. развитие тактильного восприятия рецепторов стопы и рук, умение передавать свои ощущения в связной речи; Развитие пространственной ориентации, наблюдательности, зрительной памяти. Профилактика скелетно-мышечных зажимов, снижение психоэмоционального напряжения.

июль

1

 

Примерное содержание занятий педагога-психолога

 

Занятие №1 «Цвет твоего настроения».

 

Цель: познакомить детей с основными эмоциями, научиться определять с помощью цвета эмоциональные состояния, в котором находится человек.

Задачи: 

1.Ввести понятие “эмоции”; изучить виды эмоций.

2.Развивать умение работать в группах; развивать умение использовать свой жизненный опыт.

3.Воспитывать чувство коллективизма, умение слушать собеседника, уважать его точку зрения; воспроизведение разных эмоциональных состояний позволяет учащимся научиться сопереживать.

Ход занятия

1 этап. Организационный момент. Приветствие.

Сообщение темы и цели занятия.

Упражнение «Давайте поздороваемся»

Цель: формирование положительной установки детей на занятие, посредством двигательной активности.

 

Упражнение «Подари улыбку»

Психолог: Как вы думаете, что делают люди при встрече друг с другом?(Они здороваются.) А как люди здороваются друг с другом? Что же они желают друг другу при встрече? Ребята, давайте с вами поздороваемся немного необычно, но очень тепло и радостно. Давайте подарим улыбку себе, соседу, мне и всем друзьям. Я предлагаю вам поздороваться за руку друг с другом. (Затем детям предлагается поздороваться плечом, рукой, спиной и т.д.). Молодцы. Если у вас хорошее настроение, что вы можете подарить другим людям при встрече? Как вы без слов сообщаете им о своем прекрасном настроении? Правильно, улыбкой. (Звучит песня « Улыбка»).

Улыбка может согреть своим теплом и улучшить настроение. Итак, от улыбки станет всем теплей. Наша лучистая и теплая улыбка может улучшить всем настроение.

Что вы чувствовали, выполняя это упражнение? А как, мы назовём это общим словом?

Ребята обратите внимания на плакат. Что здесь написано? («Цвет твоего настроения»). Правильно. Так называется наше занятие. Сегодня мы узнаем, как определить свое настроение с помощью цвета, какие эмоции бывают, научимся их распознавать у себя, работать в группах; развивать умение использовать свой жизненный опыт, вы должны уметь слушать собеседника, уважать его точку зрения. Также в конце занятия ответим на вопрос «Эмоции правят мной или я ими?»

2 этап. Знакомство с понятием «эмоции».

Игра «Волшебный лес»

В этой игре вы будете превращаться в разных животных и показывать, что они чувствуют, переживают. Покажите, как: в страхе прячется от волка испуганный зайчик (сидит в кустах и дрожит); печалится и грустит козленочек-Иванушка из сказки про Аленушку; выглядит любопытный енот;

страдает гадкий утенок от придирок своих сородичей; сердится тигр — царь зверей;

радуется неунывающая мартышка из мультфильма «38 попугаев»; испытывает удовольствие кот на солнцепеке.

Молодцы. Всем спасибо. Все то, что переживали, чувствовали животные, которых вы показывали, — это и есть эмоции.

Эмоции – переживания, отражающие приятные и неприятные ощущения, отношения человека к другим людям, явлениям, процессу и результату своей деятельности. Эмоции дополняют нашу речь, раскрывая богатство нашего внутреннего мира. Все люди отличаются друг от друга в эмоциональном плане по силе эмоциональной возбудимости, длительности и устойчивости эмоциональных переживаний, преобладанию положительных или отрицательных эмоций, их глубине и содержанию.

Воспринимать мир и реагировать на окружающую нас обстановку нам так же помогают наши ощущения. Ребята давайте рассмотрим плакат «Мои органы чувств» 3 этап. Самостоятельная работа.

Задание «Угадайка».

Ребята! На столе у вас листочки, где приведены рисунки эмоций человека. Рассмотрите рисунки людей в разном настроении. Угадайте, что переживает, что чувствует каждый человек?

Подсказка: они боятся, радуются, удивляются, обижаются, сердятся, чувствуют вину...

Динамическая пауза: Побороть отрицательные эмоции и плохое настроение может помочь музыка. И давайте мы сейчас прослушаем несколько музыкальных композиций, постараемся понаблюдать, какие чувства вызывает данная музыка и проследим за нашим дыханием. 

Какие эмоции, чувства вы испытывали? (грусть, радость, страх, тревога, гнев).

Какого цвета были ваши эмоции? Можно ли сказать что, музыка влияет на наше настроение, на наши эмоции? Конечно (если грустно можно включить веселую музыку, если рассержен - спокойную, медленную). Задание «Выбери карточку с цветом»

Ребята выбирают карточку с понравившимся им цветом. Узнают характеристику, значение данного оттенка, и как выбор цвета связан с настроением (показывается презентация «Цвет твоего настроения»).

Узнайте больше о значении цвета!

Красный

Человек, выбирающий этот цвет в данный момент активен, уверен в себе и полон решимости. Вы  заряжаете энергией окружающих и готовы после рабочего дня выполнить еще массу дел. Кроме этого красный может говорить об агрессии и раздражительности. Состояние в данный момент может быть также охарактеризовано как напряженное, возбудимое и беспокойное.

Оранжевый

Предпочтение этого цвета говорит о приподнятом настроении. Оранжевое настроение характеризуется радостью, весельем, предвкушением чего-то хорошего. Однако такое состояние мешает сосредоточиться на выполнении работы и других важных делах, поэтому также может наблюдаться небольшая рассеянность.

Желтый

Это цвет счастья и интеллекта. Поэтому, если вы выбрали данный цвет, то в данный момент можете испытывать потребность в общении и получении новых знаний и информации. В этом состоянии легко решать поставленные задачи. Кроме этого желтый цвет говорит о положительном настрое и спокойствии.

Зеленый

Это цвет гармонии и естественности. Однако зеленое настроение может быть двояким: внешне вы можете выглядеть спокойным, а внутри могут кипеть эмоции (скорее положительные). Зеленый цвет также говорит о склонности к анализу: в этот момент вы можете быть озадачены каким-либо решением, воспоминаниями из прошлого или планами на будущее. Синий

Синий говорит об абсолютной гармонии: то, что происходит внутри, отражается и вовне. Этот цвет говорит о спокойствии и умиротворении. В данный момент вы можете быть погружены в себя или испытывать симпатию к кому-то или чему-то. Однако в таком состоянии трудно мобилизовать свои силы для решения задач.

Фиолетовый

Это цвет вдохновения. Кроме этого фиолетовое настроение обостряет интуицию, поэтому если в данный момент у вас есть какие-либо предчувствия, то стоит им довериться. В таком состоянии вы готовы к новым творческим свершениям, но можете быть немного рассеяны и забыть о каких-либо важных вещах.

Белый

Этот цвет может говорить об усталости, но не физической, а скорее, эмоциональной. Возможно, на кануне вы с кем-то поссорились или попали в стрессовую ситуацию. В таком состоянии хочется обо всем забыть и начать с чистого листа. Выбор белого цвета говорит о положительной тенденции от плохого настроения к хорошему. Серый

Чаще всего серое настроение в прямом смысле означает хмурость, скуку или тревогу. В таком состоянии хочется побыть наедине с собой, спрятаться от окружающих и предстоящих дел. Также такое состояние может говорить о волнение перед каким-либо событием.

Черный

Это противоречивый цвет. С одной стороны он говорит о чувстве защищенности и стабильности, с другой – о грусти и подавленности. Выбор черного цвета говорит о напряжении или переживании стресса. В этот момент можно чувствовать себя несчастным или неудачливым, и хочется побыть в одиночестве.

4 этап. Творческое задание «Подари улыбку»: Нарисуйте на воздушном шарике: лицо, смайлик или животное, пусть будет у него позитивное настроение. Какие позитивные эмоциональные состояния вы знаете? Давайте вспомним: радость, восторг, удовольствие, счастье и др.

6 этап. Подведение итогов занятия.

Все люди отличаются друг от друга в эмоциональном плане по силе эмоциональной возбудимости, длительности и устойчивости эмоциональных переживаний, преобладанию положительных или отрицательных эмоций, их глубине и содержанию.

Ребята, поднимите руки те, у кого сейчас хорошее настроение и кто готов им поделиться с остальными, выходите к «Экрану настроения» и закрепите на нем веселого смайлика, ребята если настроение не улучшилось, то закрепляем грустного смайлика .

Круг « Поделись улыбкой». Участники встают в круг и делают друг другу комплимент или говорят доброе пожелание.  Дальше исполняем песню « Улыбка». 

 

 

Занятие №2 «Навстречу друг к другу» Цель занятия:

Гармонизация детско-родительских взаимоотношений, эмоциональное сближение мамы и ребёнка через совместную игровую деятельность  Задачи:

1.Обучать способам позитивного общения детей и родителей. 

2.Совершенствовать их навыки сотрудничества в диаде «мама-ребёнок» 

3.Познакомить с приемами снятия психоэмоционального напряжения.

4.Развивать воображение, вербальные и невербальные средства общения, тактильное восприятие, общую моторику, умение согласовывать свои действия в паре, совершенствовать коммуникативные и игровые навыки

5..Воспитывать бережное отношение к партнерам, эмоциональную отзывчивость, сочувствие. 

Организационная часть

1.  Встреча в кабинете под музыкальное сопровождение.

2.  Упражнение -приветствие «Волшебные касания».

 Цель: создание позитивного настроения, обогащение сенсорного опыта, сплочение группы, развитие невербальных средств общения. 

Психолог: «Ребята, вы соскучились по своим мамам? Давайте с вами поздороваемся с мамами, но необычным образом, а без слов, таким способом, который я вам назову. Начинаем: ладошка к ладошке; спинка к спинке; коленка к коленке; лобик к лобику; плечо к плечу; носик к носику; локоть к локтю; пальчик к пальчику; пятка к пятке; кулак к кулаку и крепкое объятие».

3. Упражнение – активизация «Доброе утро»

 Цель: создание положительного настроя в группе; развивать умение использовать в общении друг с другом ласковые слова, сохранение доброжелательного отношения детей и взрослых друг к другу в течение всего занятия.

Давайте все вместе возьмемся за руки, встанем в круг и споем :

«День начинается, вместе мы встречаемся. 

Мы друг другу рады.

Чьё имя называю, тот делает шаг в круг.

(Имя ребенка) здесь и ….здесь,….здесь,…здесь,…здесь. 

Все здесь!

«День  начинается, вместе мы встречаемся. 

Мы друг другу рады.

(мама имя ребёнка) здесь…….

«Добрый день!» скажем все вместе (берутся за руки).

Основная часть 

Упражнение «Машины». 

Цель: активизация эмоционально-телесных связей, развитие интереса друг к другу в диаде “родитель—ребенок, развитие воображения, чувства безопасности и доверия.

Психолог: «Мы поздоровались, познакомились, можно и в путешествие отправиться. А поедем мы на машинах. Для этого машины надо подготовить к поездке». Инструкция: участники группы разбиваются на пары (мама и ребенок). Ребенок в роли «машины», мама в роли «мойщика машины». У «мойщика» глаза закрыты. В течение нескольких минут «машину» приводят в порядок: моют, протирают, полируют, проговаривая все свои действия. Следует использовать как можно больше ласковых слов. Затем мамы меняются с детьми ролями.

Наши машины готовы, отправляемся на концерт. Имитация езды на машине. 

Упражнение «Концерт».

 Цель: развитие умения взаимодействовать друг с другом, развитие творческого воображения, укрепление эмоциональных контактов в паре, взаимопонимания и доверия. Психолог: Мы приглашены с вами на концерт, где будет играть необычный оркестр. Каждый ребенок вытягивает картинку с изображенным на ней музыкальным инструментом. Мама «играет» на своем ребёнке, а ребёнок изображает звуки инструмента. Остальные отгадывают. Замечательный у нас получился концерт. Упражнение «Торт».

 Цель: актуализация позитивного эмоционального опыта; увеличение взаимной открытости, доверия, обучение мам способам снятия психоэмоционального напряжения. Теперь пришло время подкрепиться, мы будем печь торт. Работа в парах (родительребенок). Ребёнок - тесто, ложится на ковер, а мама будет из него готовить пирог. Необходимы следующие составные: мука, сахар, молоко, яйца и т. д. Психолог говорит: Сначала надо замесить тесто. Нужна мука – “мука” руками “посыпает” тело лежащего, слегка массируя и пощипывая его. Теперь нужно молоко – “молоко” “разливается” руками по телу, поглаживая его. Необходим сахар. Он “посыпает” тело, и немного соли – чутьчуть, нежно прикасается к голове, рукам, ногам. Повар “замешивает” тесто, хорошенько разминая его.

 А теперь тесто кладётся в печь и там поднимается – ровно и спокойно лежит и дышит, все дети, дышат, как тесто. Наконец, тесто испеклось. Торт необыкновенно хорош! Сейчас повар угостит каждого участника вкусным кусочком.

Этюд «Мы любим друг друга».

 Цель: эмоциональное сближение мам и детей, установление доверительного контакта, развитие умения выражать чувства любви вербально.

Психолог: «Сейчас мы будем признаваться друг другу в любви. Сначала разучим слова: Я – клёст, и ты – клёст, 

У меня нос, и у тебя нос.

У меня губки алые, И у тебя губки алые.  У меня щечки красные, И у тебя щечки красные  Я друг, и ты – друг.

Мы любим друг друга!»

 Теперь образуем 2 круга: взрослые внешний круг, дети – внутренний, все смотрим друг другу в глаза и говорим эти слова друг другу. Упражнение «Наши руки не для скуки».

 Цель: отреагирование и прорабатывание на телесном уровне существующих в данной паре взаимоотношений; осознание родителями и детьми данного опыта.

Психолог: «Стоим напротив друг друга. Выполняем то, о чем я вас попрошу». Психолог последовательно предлагает:

1.  «Поздороваться» друг с другом указательными пальцами.

2.  Погладить своим мизинчиком партнера.

3.  Померяться силами (перетянуть) с помощью средних пальчиков.

4.  Одному из партнеров ладонью обхватить большой палец второго участника и стараться его удержать. Задача второго – вырвать свой палец. Затем поменяться ролями.

5.  Попрощаться с партнером безымянными пальцами.

На занятии упражнение выполняется только левой рукой. В качестве домашнего задания участникам предлагается сделать то же самое с противоположной рукой (правой). Арт-терапевтическое упражнение "Теплые ладошки".

 Цель: развитие чувства эмпатии, установление взаимопонимания в диадах “мама— ребенок”, развитие творческого потенциала во взаимодействии родителей с детьми.  Рисование в паре. На листе бумаги каждый ребёнок обводит мамину ладонь, а потом внутри маминой ладони обводят детскую ладошку.

Психолог:   Надеемся, что этот замечательный символ вашей дружбы займет почетное место в вашей домашней галерее рисунков!  Заключительная часть рефлексия. 

1.  Рефлексия в кругу. Дети и мамы делятся впечатлениями и чувствами от занятия, говорят о том, что им было особенно интересно, обсуждают игры и задания, которые вызвали затруднения , рассматривают рисунки других пар. 

2.  Релаксационное упражнение «Волшебный салют». 

Цель: снятие эмоционального напряжения, актуализация позитивного эмоционального опыта.

В честь нашей с вами дружбы предлагаю запустить салют. Перед вами листочки цветной бумаги, сперва разорвите её на мелкие кусочки и сформируйте кучку, а затем устроим с вами волшебный салют.

 

 

 

 

 


 

Упражнение «Живой дом»

Цель: диагностировать субъективное восприятие психологического пространства семейных отношений.

Перед участниками лежит лист бумаги. Нужно написать в колонку имена 7-8 человек, которые влияют на их жизнь, рядом нарисовать дом, у которого обязательно должны быть фундамент, стены, окна, крыша, чердак, дверь, дымоход, порог, и предоставить каждой части дома имя конкретного человека. Затем происходит интерпретация результатов. Фундамент – положительное значение: основная материальная и духовная опора семьи, тот на ком все держится; отрицательное значение: человек, на которого все давят. Стены – человек, который отвечает за эмоциональное состояние семьи и автора рисунка непосредственно.

Окна – будущее, люди от которых родина ждет, на кого возлагает надежды (в норме – дети).

Крыша – человек в семье, который жалеет и оберегает автора рисунка, создает ощущение безопасности.

Чердак – символизирует секретные отношения, а также желание автора иметь с этим человеком более доверчивые отношения.

Дымоход – человек, от которого автор рисунка получает или хотел бы получить особую опеку, поддержку.

Двери – информационный портал, тот кто учил строить отношения с миром.

Порог – человек, с которым автор рисунка хотел бы общаться в будущем.

Выводы. Методика дает возможность за короткое время определить роль автора рисунка с каждого члена семьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Памятка для родителей

«Признаки психического напряжения и невротических тенденций»

Инструкция: оцените наличие или отсутствие перечисленных признаков у вашего ребенка по степени выраженности: 0-нет,1-немного,2-средняя выраженность,3-очень часто. Подсчитайте количество баллов и определите степень выраженности  психоэмоционального напряжения: от 0 до 19 баллов – невысокая степень от 20 до 38 баллов – средняя степень от 39 до 58 баллов – высокая  степень

 

 

Интенсивност

ь

Обстоятельства

Грызет ногти

0

1

2

3

 

Сосет палец

 

 

 

 

 

Отсутствует аппетит

 

 

 

 

 

Разборчив в еде

 

 

 

 

 

Засыпает с трудом

 

 

 

 

 

Спит неспокойно

 

 

 

 

 

Плохо, неохотно встает

 

 

 

 

 

Жалуется на головные боли

 

 

 

 

 

Жалуется на боли в животе

 

 

 

 

 

Часто бывает рвота

 

 

 

 

 

Часто бывают головокружения

 

 

 

 

 

Заикается

 

 

 

 

 

Чрезмерно потеет

 

 

 

 

 

Краснеет, бледнеет

 

 

 

 

 

Легко пугается

 

 

 

 

 

Часто дрожит от возбуждения

 

 

 

 

 

Часто плачет

 

 

 

 

 

Часто моргает

 

 

 

 

 

Дергает рукой, плечом

 

 

 

 

 

Недержание мочи

 

 

 

 

 

Недержание стула

 

 

 

 

 

Бывают припадки злости

 

 

 

 

 

Играет какой-либо частью тела

 

 

 

 

 

Боится за свое здоровье

 

 

 

 

 

Не умеет сосредоточиться

 

 

 

 

 

Часто задумывается, его мысли где-то далеко

 

 

 

 

 

Часто и церемонно что-то делает

 

 

 

 

 

Очень тревожен

 

 

 

 

 

Старается быть всегда тихим

 

 

 

 

 

Видит фантастические предметы

 

 

 

 

 

Бится темноты

 

 

 

 

 

Боится одиночества

 

 

 

 

 

Боится животных (каких)

 

 

 

 

 

Боится чужих людей

 

 

 

 

 

Боится шума

 

 

 

 

 

Боится неудачи

 

 

 

 

 

Бывает чувство стыда, виновности

 

 

 

 

 

Бывает чувство неполноценности

 

 

 

 

 

 

 

Анкета "Семейные роли"

 

Каждому из членов семьи предлагается напротив вопросов ставить имя того из семьи, кого касается данная роль и рядом плюсы: 1- если этот человек только иногда выполняет данную роль; 2- если он выполняет её довольно часто; 3 - это его постоянная роль. Дальше каждый зачитывает свои варианты ответов и находятся общее и различное в мнениях. Так семья узнаёт мнение каждого, открывает что-то для себя новое.

 На ответы семья отвечает совместно.

Роли-обязанности

1.        Организатор домашнего хозяйства

2.        Закупщик продуктов

3.        Зарабатывающий деньги

4.        Казначей

5.        Убирающий квартиру

6.        Выносящий мусор

7.        Повар

8.        Убирающий со стола

9.        Тот, кто ухаживает за животными

10.    Организатор праздников

11.    Мальчик на побегушках

12.    Человек, принимающий решения

13.    Починяющий сломанное

14.    Его превосходительство плохой исполнитель всех своих обязанностей

15.    Роли-взаимодействия

16.    Буфер, посредник в конфликте

17.    Любитель поболеть

18.    Сторонник строгой дисциплины

19.    Главный обвинитель

20.    Одинокий волк

21.    Утешающий обиженных

22.    Уклоняющийся от обсуждения проблем

23.    Создающий другим неприятности

24.    Держащийся в стороне от семейных разборок

25.    Приносящий жертвы ради других

26.    Семейный вулкан

27.    Затаивающий обиду

28.    Шутник

По окончанию анкетирования участники зачитывают ответы, обсуждают их. Говорят, что было более сложно, что легко.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение №4

 

Принципы работы с семьей

 

 

1.   Не выносите суждений.                                                                                                     

Воспитателю необходимо избегать суждений типа «Вы слишком мало уделяете времени воспитанию сына (дочери)», так как эти фразы (даже если они абсолютно справедливы) чаще всего порождают протест со стороны родителей.

2.   Не поучайте. 

Не подсказывать решения. Нельзя навязывать собеседнику свою собственную точку зрения и «учить жизни» родителей, так как фразы «На Вашем месте я бы…» и им подобные ущемляют самолюбие собеседника и не способствуют процессу общения

 

Не ставьте «диагноз». 

Необходимо помнить, что все фразы воспитателя должны быть корректны. Категоричные высказывания - «Ваш ребенок не умеет себя вести», «Вам нужно обратиться по поводу отклонений в поведении вашего сына (дочери) к психологу» всегда настораживают родителей и настраивают против вас.

 

4. Не выпытывайте. 

Нельзя задавать родителям вопросы, не касающиеся педагогического процесса, так как излишнее любопытство разрушает взаимопонимание между семьей и детским садом.

  

Не разглашайте «тайну». 

Воспитатель обязан сохранять в тайне сведения о семье, доверенные ему родителями, если те не желают, чтобы эти сведения стали достоянием гласности.

  

 6. Не провоцируйте конфликты. 

Воспитатель избежит конфликтных ситуаций в общении с родителями, если будет соблюдать все вышеперечисленные правила общения с родителями

 

 

 

 

Приложение №5

 

 

Примерный кодекс общения: 

 

¨  Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.

¨  Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.

¨  Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе.

¨  Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.

¨  Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.

В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.

   

 

 

 

 

 

   

Приложение №6

 

Принципы разумного воспитания.

Принцип первый. Никогда не предпринимайте воспитательного воздействий в плохом настроении.

Принцип второй. Ясно определите чего вы хотите от ребенка, и объясните это ему, а также узнайте, что он думает по этому поводу. Убедите его, что ваши воспитательные цели - это и его цели.

Принцип третий. Предоставьте ребенку самостоятельность, воспитывайте. Но не контролируйте каждый его шаг.

Принцип четвертый. Не подсказывайте готового решения, а показывайте возможные пути к нему и разбирайте с ребенком его правильные шаги к цели.

Принцип пятый. Не пропустите момента, когда достигнут первый успех, хвалите ребенка за каждый удачный его шаг. Причем хвалите не вообще, а конкретно! Не «Ты – молодец», а обязательно « Ты  - молодец, потому что…»

Принцип шестой. Если же ребенок делает какое-то неверное действие, совершает ошибку, то укажите ему на эту ошибку. Сразу дайте оценку поступку и сделайте паузу, чтобы ребенок осознал услышанное.

Принцип седьмой. Оценивайте поступок, а не личность - сущность человека и отдельные его поступки не одно и то же. «Ты – плохой!» (оценка личности) звучит очень часто вместо правильного « ты поступил плохо!» (оценка поступка). Ваше замечание по поводу ошибки или поступка должно быть кратким, определенным.

Принцип восьмой. Дайте ребенку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность. Дайте понять, что когда этот неприятный разговор будет закончен, то инцидент будет исчерпанным.

Принцип девятый. Воспитание -  это последовательность целей. Помогите ребенку строить систему перспективных целей.

Принцип десятый. Воспитатель должен быть твердым, но добрым. Ни абсолютная твердость, во что бы то ни стало, ни такая же безграничная доброта не годятся в качестве единственного основополагающего принципа воспитания. Все хорошо в свое время, и надо уметь применять разные методы в соответствии с конкретной ситуацией.

 

 

 

 

Список литературы

 

 

1.      Галой, Н. Ю. Игровые сеансы с детьми раннего возраста и детско-родительскими парами. Комплексы игровых упражнений и действий / Н.Ю. Галой. - М.: Учитель, 2015. - 339 c.

2.      Истратова, О.Н. Диагностика и коррекция детско-родительских отношений. Практикум / О.Н. Истратова. - М.: Феникс, 2017. - 130 c.

3.      Попова, Л. Н. Детско-родительский клуб "Веселая семейка" / Л.Н. Попова, М.Н. Гонтаревская, О.. - М.: Сфера, 2012. - 128 c.

4.      Чижова, С. Ю. Детская агрессивность. 100 ответов на родительские "почему?": моногр. / С.Ю. Чижова, О.В. Калинина. - М.: Академия развития, 2005. - 160 c.

5.      Алешина Ю.Е. Индивидуальное семейное консультирование / Ю.Е. Алешина. - М.: Класс, 1998. - 184 с.

6.      Альманах психологических тестов. - М.: «КСП», 1995. - 150с.

7.      Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи / А.И. Антонов, В.М. Медков. - М.:

Издательство МГУ, 1996. - 304 с.

8.      Варга Д. Дела семейные / Д. Варга. - М.: Педагогика, 1986. - 160 с.

9.      Матейчик З. Родители и дети / З. Матейчик. - М.: Знание, 1992. - 96 с.

10.  Махов Ф.С. Кого мы растим? Беседы о материнском и отцовском воспитании / Ф.С. Махов. - М.: Профиздат, 1989. - 144 с

11.  Монахова А.Ю. Психолог   и          семья:             активные       методы           взаимодействия             /

А.Ю. Монахова. - Ярославль: Академия, 2004. - 159 с.

12.  Маленкова Л.И. Основы родительской педагогтки М.:Издательство УЦ «Перспектива», 2011.-120с.

13.  Вострокнутов Н.В., Шалимов В.Ф. Методическое обеспечение социального партнерства при проведении профилактической и реабилитационной работы в семье. – М., 2005-360 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебное издание

 

Методические рекомендации по работе с кризисными кровными семьями.

Рекомендации для специалистов

 

Составители:

 

Азаровская Екатерина Сергеевна

Гребенщикова Марина Николаевна

Кербель Ольга Борисовна

 

 

Методические рекомендации по работе с кризисными кровными семьями

Методические рекомендации по работе с кризисными кровными семьями

Тамбовское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Моршанская школа-интернат»

Тамбовское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Моршанская школа-интернат»

Составители: Е.С.Азаровская,

Составители: Е.С.Азаровская,

ВВЕДЕНИЕ В методическом пособии представлены комплексный подход социальнопсихологической помощи и поддержки кризисных кровных семей

ВВЕДЕНИЕ В методическом пособии представлены комплексный подход социальнопсихологической помощи и поддержки кризисных кровных семей

Родители и дети - демократические отношения, авторитарные, либеральные

Родители и дети - демократические отношения, авторитарные, либеральные

Непоследовательные позиции родителей в воспитании детей; не умение родителей организовать воспитательное воздействие (ошибки в выборе средств методов и приемов воспитания)

Непоследовательные позиции родителей в воспитании детей; не умение родителей организовать воспитательное воздействие (ошибки в выборе средств методов и приемов воспитания)

Занятия социально - бытового направления «Хозяюшка»

Занятия социально - бытового направления «Хозяюшка»

Материалы: мягкая игрушка, нарисованный ребенок, стикеры в виде сердечка, листы бумаги

Материалы: мягкая игрушка, нарисованный ребенок, стикеры в виде сердечка, листы бумаги

Что за ребёнок! У других дети, как дети, а мой ребёнок минуту постоять не может, поговорить не даёт

Что за ребёнок! У других дети, как дети, а мой ребёнок минуту постоять не может, поговорить не даёт

Предлагаю начать наше мероприятие с просмотра мультфильма, который расскажет об истории праздника

Предлагаю начать наше мероприятие с просмотра мультфильма, который расскажет об истории праздника

Занятия родительского клуба «Семейный экипаж»

Занятия родительского клуба «Семейный экипаж»

Примерное содержание занятий родительского клуба

Примерное содержание занятий родительского клуба

Упражнение “Найди свою маму”

Упражнение “Найди свою маму”

Как шум ручья? Этот голос весёлый, как у

Как шум ручья? Этот голос весёлый, как у

Инструкция: Для выполнения следующего упражнения нужно, чтобы вся группа встала в круг

Инструкция: Для выполнения следующего упражнения нужно, чтобы вся группа встала в круг

Упражнение «Тень » (участники разбиваются на пары родитель-ребенок)

Упражнение «Тень » (участники разбиваются на пары родитель-ребенок)

Развитие дружеских взаимоотношений через игру, общение детей в повседневной жизни

Развитие дружеских взаимоотношений через игру, общение детей в повседневной жизни

Навстречу друг другу»

Навстречу друг другу»

Занятие №1 «Цвет твоего настроения»

Занятие №1 «Цвет твоего настроения»

Молодцы. Всем спасибо. Все то, что переживали, чувствовали животные, которых вы показывали, — это и есть эмоции

Молодцы. Всем спасибо. Все то, что переживали, чувствовали животные, которых вы показывали, — это и есть эмоции

Зеленый цвет также говорит о склонности к анализу: в этот момент вы можете быть озадачены каким-либо решением, воспоминаниями из прошлого или планами на будущее

Зеленый цвет также говорит о склонности к анализу: в этот момент вы можете быть озадачены каким-либо решением, воспоминаниями из прошлого или планами на будущее

Познакомить с приемами снятия психоэмоционального напряжения

Познакомить с приемами снятия психоэмоционального напряжения

Мама «играет» на своем ребёнке, а ребёнок изображает звуки инструмента

Мама «играет» на своем ребёнке, а ребёнок изображает звуки инструмента

Рефлексия в кругу. Дети и мамы делятся впечатлениями и чувствами от занятия, говорят о том, что им было особенно интересно, обсуждают игры и задания, которые…

Рефлексия в кругу. Дети и мамы делятся впечатлениями и чувствами от занятия, говорят о том, что им было особенно интересно, обсуждают игры и задания, которые…

Упражнение «Живой дом» Цель: диагностировать субъективное восприятие психологического пространства семейных отношений

Упражнение «Живой дом» Цель: диагностировать субъективное восприятие психологического пространства семейных отношений

Памятка для родителей «Признаки психического напряжения и невротических тенденций»

Памятка для родителей «Признаки психического напряжения и невротических тенденций»

Бится темноты

Бится темноты

Семейный вулкан 2.

Семейный вулкан 2.

Приложение №4 Принципы работы с семьей 1

Приложение №4 Принципы работы с семьей 1

Приложение №5 Примерный кодекс общения: ¨

Приложение №5 Примерный кодекс общения: ¨

Принцип второй. Ясно определите чего вы хотите от ребенка, и объясните это ему, а также узнайте, что он думает по этому поводу

Принцип второй. Ясно определите чего вы хотите от ребенка, и объясните это ему, а также узнайте, что он думает по этому поводу

Истратова, О.Н. Диагностика и коррекция детско-родительских отношений

Истратова, О.Н. Диагностика и коррекция детско-родительских отношений

Учебное издание Методические рекомендации по работе с кризисными кровными семьями

Учебное издание Методические рекомендации по работе с кризисными кровными семьями
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2020