Методические рекомендации по реализации программы мониторинга креативности и критического мышления у обучающихся начальной школы
Оценка 4.9

Методические рекомендации по реализации программы мониторинга креативности и критического мышления у обучающихся начальной школы

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
преподавание
1 кл—4 кл
06.04.2020
Методические рекомендации по реализации программы мониторинга креативности и критического мышления у обучающихся начальной школы
Данные методические рекомендации разработаны для учителей начальных классов, учителей-предметников, работающих в образовательных организациях с учащимися начальных классов. В Приложении представлена циклограмма мониторинга развития креативности и критического мышления обучающихся начальной школы.
статья Методические рекомендации.docx

Методические рекомендации по реализации программы мониторинга креативности и критического мышления у обучающихся начальной школы

Данные методические рекомендации разработаны для учителей начальных классов, учителей-предметников, работающих в образовательных организациях с учащимися начальных классов.

В Приложении представлена циклограмма мониторинга развития креативности и критического мышления обучающихся начальной школы.

1. Мониторинг рекомендуется проводить на плановой основе в соответствии с Планом мониторинга, содержащим перечень подлежащих проведению мероприятий, сроки их проведения, а также ответственных за их проведение.

2. План мониторинга разрабатывается учителями начальных классов, учителями-предметниками во взаимодействии с администрацией образовательного учреждения, при привлечении социальных педагогов, консультантов и экспертов.

3. Мероприятия мониторинга должны быть направлены на выявление динамики (положительной или отрицательной) с момента начала реализации программы мониторинга. В отношении каждого из этапов мониторинга могут быть предусмотрены мероприятия по совершенствованию соответствующих процессов, коррекции текущих изменений (особенно при отсутствии положительной динамики основных показателей креативности обучающихся).

4. На подготовительном этапе должна быть изучена научно-методическая и психолого-педагогическая литература, а также школьная документация. Желательно подобрать адекватный возрасту младших школьников диагностический инструментарий. В соответствии с целями и функциями мониторинга определить основные критерии развития креативности и критического мышления обучающихся начальной школы.

5. На исходно-диагностическом этапе учителями совместно с классными руководителями производится анализ потенциальных проблем, которые могут возникнуть в ходе экспериментально-опытной работы.

6. На уточняющем этапе изучаются мнения учителей, классных руководителей, родителей, социального педагога, представителей экспертного сообщества об уровне развития креативности и критического мышления обучающихся, заполняются диагностические карты.

7. Привлечение независимых экспертов, например, преподавателей педагогических вузов, кафедр психологии детства или психологии и педагогики развития или других профильных психолого-педагогических кафедр или представителей Центров развития одаренности личности, представителей лабораторий институтов повышения квалификации преподавателей, может оказать методическую и научную поддержку в оценке содержания Программы мониторинга, а также подбору диагностического инструментария.

8. Проект Плана мониторинга передаётся в администрацию гимназии, которая в течение 5 рабочих дней осуществляет анализ содержания плана мониторинга на предмет полноты раскрытия информации о предлагаемых мероприятиях и реалистичности сроков выполнения плана. По результатам анализа, эксперты и представители администрации могут высказать предложения или дать рекомендации, а также экспертную оценку программе мониторинга или по внесению изменений и/или дополнений, которые должны быть учтены при реализации программы.

9. При наличии замечаний по проекту Плана мониторинга учителя и/или классные руководители в течение 5 рабочих дней осуществляют доработку Плана мониторинга.

10. Доработанный, с учётом замечаний и предложений План мониторинга развития креативности и критического мышления обучающихся начальной школы, согласовывается с директором образовательного учреждения и утверждается на педагогическом совете образовательного учреждения.

11. При планировании и проведении мониторинга рекомендуется придерживаться периодичности проведения мероприятий мониторинга развития креативности и критического мышления обучающихся начальной школы.

12. На планово-прогностическом и коррекционно-творческом этапах проводится анализ результатов проведённых диагностик, определяются потенциальные возможности развития креативности и критического мышления обучающихся начальной школы. На основании проведенных диагностических мероприятий корректируется план работы по повышению уровня развития креативности обучающихся начальной школы, планируется дальнейшее развитие критического мышления обучающихся на организационно-деятельностном этапе мониторинга.

13. Результаты предусмотренных Планом мониторинга промежуточных мероприятий, осуществляемых в течение года, являются предварительными. При подготовке итогового аналитического отчёта учитываются результаты всех мероприятий мониторинга, проведенных в конце учебного года в сравнении с первичными результатами, полученными в начале учебного года.

14. Для достижения целей проведения мониторинга ответственным за выполнение мероприятий педагогам рекомендуется осуществлять подготовку и представление отчётов о проведённых диагностических методиках, об эффективности выполняемых мероприятий на организационно-деятельностном этапе, возможности используемого диагностического инструментария, направленного на реализацию целей мониторинга.

Таким образом, разработанные методические рекомендации ориентируются на решение основных задач программы мониторинга развития креативности и критического мышления обучающихся в начальной школе, и будет полезны при организации системной методической и научной работы в образовательных учреждениях.

 

Приложение 1.

Циклограмма мониторинга развития креативности и критического мышления обучающихся начальной школы

п/п

Этап

Цель

Диагностические

средства/методы

исследования

Период

Результат

Ответственные

1

 

Подгото­вительный

Обоснование и

определение крите­риев креативности и критического мышления обучающихся на­чальной школы

Изучение психолого-педагогической и методической литературы, школьной документации, подбор диаг­ностического инструмента­рия

 

Август-

сентябрь

Определение

критериев развития креативности и критического мышления обучающихся начальной школы

Учителя-предмет­ники,

 

Классные руково­дители

2

Исходно-диагности­ческий

Анализ потенциаль­ных проблем

Работа с документами, бе­седа, анкета

Сентябрь

Составление творческих пас­портов классов

 

Классные руково­дители

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уточняю­щий

Изучение мнения класс­ных руководи­телей, учите­лей об уровне развития креативности и критического мышления обучающихся

Беседа, опросники для учителей, незави­симая экспертиза

Октябрь - ноябрь

Фокус-группы для учителей; фокус-группы для обучающихся

Классные руково­дители,

Учителя-предметники

Определение уровня сформированности креативности у обучающихся 2-х и 3-их классов гимназии № 2

 

Методика Дж. Гилфорда «Творческое мышление» (адаптация Е.Е. Туник)

Октябрь -

Май

Диагностические

результаты.

Наблюдение за уроками.

Оценивание работы обучающихся на уроках.

Классные руково­дители

Определение уровня сформированности критического мышления у обучающихся 2-х и 3-их классов гимназии № 2

 

Диагностика качеств проявления критического мышления личности: внимательность, склонность к исследованию, уверенность в себе, смелость, отсутствие предубеждений

Октябрь -

Май

Диагностические

результаты.

Наблюдение за уроками.

Оценивание работы обучающихся на уроках.

Классные руково­дители

4

 

Планово-прогности­ческий

Определение возможностей развития креативности и критического мышления обучающихся начальной школы

Анализ реализованных технологий обучения - технологий критического мышления

Октябрь -

Январь

Методические рекомендации

Классные руково­дители

5

Организа­ционно-деятельно­стный

Организация работы с учителями-предметниками, направ­ленной на ликвидацию выявленных проблем применения технологии критического мышления

Проведение мероприя­тий, индивидуальные беседы к учителями-предметниками и классными

В течение учебного года

Справка, анализ проведённых круглых столов, педагогических советов, методических конференций

Учителя-предмет­ники,

 

классные руково­дители

6

 

 

 

Коррекци­онно-твор­ческий

Коррекция технологии обучения по развитию креативности и критического мышления обучающихся начальной школы

 

Анализ методических рекомендаций

 

Октябрь -

Январь

Скорректированный

план работы по развитию креативности и критического мышления обучающихся начальной школы на основании анализа проведённой диагностики

Классные руково­дители,

 

учителя-предметники

7

 

 

Итогово-аналитиче­ский

Определение эффективно­сти организационно-со­держательных мероприя­тий по развитию креативности и критического мышления

Анализ диагностиче­ских результатов. Сравнение результатов на начало, середину и конец учебного года.

май

Аналитический отчёт

Учителя; классный руководитель

 


 

Методические рекомендации по реализации программы мониторинга креативности и критического мышления у обучающихся начальной школы

Методические рекомендации по реализации программы мониторинга креативности и критического мышления у обучающихся начальной школы

На исходно-диагностическом этапе учителями совместно с классными руководителями производится анализ потенциальных проблем, которые могут возникнуть в ходе экспериментально-опытной работы

На исходно-диагностическом этапе учителями совместно с классными руководителями производится анализ потенциальных проблем, которые могут возникнуть в ходе экспериментально-опытной работы

Доработанный, с учётом замечаний и предложений

Доработанный, с учётом замечаний и предложений

Таким образом, разработанные методические рекомендации ориентируются на решение основных задач программы мониторинга развития креативности и критического мышления обучающихся в начальной школе, и будет полезны при…

Таким образом, разработанные методические рекомендации ориентируются на решение основных задач программы мониторинга развития креативности и критического мышления обучающихся в начальной школе, и будет полезны при…

Приложение 1. Циклограмма мониторинга развития креативности и критического мышления обучающихся начальной школы № п/п

Приложение 1. Циклограмма мониторинга развития креативности и критического мышления обучающихся начальной школы № п/п

Организа­ционно-деятельно­стный

Организа­ционно-деятельно­стный
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.04.2020