Методические рекомендации по реализации программы мониторинга креативности и критического мышления у обучающихся начальной школы
Данные методические рекомендации разработаны для учителей начальных классов, учителей-предметников, работающих в образовательных организациях с учащимися начальных классов.
В Приложении представлена циклограмма мониторинга развития креативности и критического мышления обучающихся начальной школы.
1. Мониторинг рекомендуется проводить на плановой основе в соответствии с Планом мониторинга, содержащим перечень подлежащих проведению мероприятий, сроки их проведения, а также ответственных за их проведение.
2. План мониторинга разрабатывается учителями начальных классов, учителями-предметниками во взаимодействии с администрацией образовательного учреждения, при привлечении социальных педагогов, консультантов и экспертов.
3. Мероприятия мониторинга должны быть направлены на выявление динамики (положительной или отрицательной) с момента начала реализации программы мониторинга. В отношении каждого из этапов мониторинга могут быть предусмотрены мероприятия по совершенствованию соответствующих процессов, коррекции текущих изменений (особенно при отсутствии положительной динамики основных показателей креативности обучающихся).
4. На подготовительном этапе должна быть изучена научно-методическая и психолого-педагогическая литература, а также школьная документация. Желательно подобрать адекватный возрасту младших школьников диагностический инструментарий. В соответствии с целями и функциями мониторинга определить основные критерии развития креативности и критического мышления обучающихся начальной школы.
5. На исходно-диагностическом этапе учителями совместно с классными руководителями производится анализ потенциальных проблем, которые могут возникнуть в ходе экспериментально-опытной работы.
6. На уточняющем этапе изучаются мнения учителей, классных руководителей, родителей, социального педагога, представителей экспертного сообщества об уровне развития креативности и критического мышления обучающихся, заполняются диагностические карты.
7. Привлечение независимых экспертов, например, преподавателей педагогических вузов, кафедр психологии детства или психологии и педагогики развития или других профильных психолого-педагогических кафедр или представителей Центров развития одаренности личности, представителей лабораторий институтов повышения квалификации преподавателей, может оказать методическую и научную поддержку в оценке содержания Программы мониторинга, а также подбору диагностического инструментария.
8. Проект Плана мониторинга передаётся в администрацию гимназии, которая в течение 5 рабочих дней осуществляет анализ содержания плана мониторинга на предмет полноты раскрытия информации о предлагаемых мероприятиях и реалистичности сроков выполнения плана. По результатам анализа, эксперты и представители администрации могут высказать предложения или дать рекомендации, а также экспертную оценку программе мониторинга или по внесению изменений и/или дополнений, которые должны быть учтены при реализации программы.
9. При наличии замечаний по проекту Плана мониторинга учителя и/или классные руководители в течение 5 рабочих дней осуществляют доработку Плана мониторинга.
10. Доработанный, с учётом замечаний и предложений План мониторинга развития креативности и критического мышления обучающихся начальной школы, согласовывается с директором образовательного учреждения и утверждается на педагогическом совете образовательного учреждения.
11. При планировании и проведении мониторинга рекомендуется придерживаться периодичности проведения мероприятий мониторинга развития креативности и критического мышления обучающихся начальной школы.
12. На планово-прогностическом и коррекционно-творческом этапах проводится анализ результатов проведённых диагностик, определяются потенциальные возможности развития креативности и критического мышления обучающихся начальной школы. На основании проведенных диагностических мероприятий корректируется план работы по повышению уровня развития креативности обучающихся начальной школы, планируется дальнейшее развитие критического мышления обучающихся на организационно-деятельностном этапе мониторинга.
13. Результаты предусмотренных Планом мониторинга промежуточных мероприятий, осуществляемых в течение года, являются предварительными. При подготовке итогового аналитического отчёта учитываются результаты всех мероприятий мониторинга, проведенных в конце учебного года в сравнении с первичными результатами, полученными в начале учебного года.
14. Для достижения целей проведения мониторинга ответственным за выполнение мероприятий педагогам рекомендуется осуществлять подготовку и представление отчётов о проведённых диагностических методиках, об эффективности выполняемых мероприятий на организационно-деятельностном этапе, возможности используемого диагностического инструментария, направленного на реализацию целей мониторинга.
Таким образом,
разработанные методические рекомендации ориентируются на решение основных задач
программы мониторинга развития креативности и критического мышления обучающихся
в начальной школе, и будет полезны при организации системной методической и
научной работы в образовательных учреждениях.
Приложение 1.
Циклограмма мониторинга развития креативности и критического мышления обучающихся начальной школы
№ п/п |
Этап |
Цель |
Диагностические средства/методы исследования |
Период |
Результат |
Ответственные |
1 |
Подготовительный |
Обоснование и определение критериев креативности и критического мышления обучающихся начальной школы |
Изучение психолого-педагогической и методической литературы, школьной документации, подбор диагностического инструментария |
Август- сентябрь |
Определение критериев развития креативности и критического мышления обучающихся начальной школы |
Учителя-предметники,
Классные руководители |
2 |
Исходно-диагностический |
Анализ потенциальных проблем |
Работа с документами, беседа, анкета |
Сентябрь |
Составление творческих паспортов классов
|
Классные руководители |
3 |
Уточняющий |
Изучение мнения классных руководителей, учителей об уровне развития креативности и критического мышления обучающихся |
Беседа, опросники для учителей, независимая экспертиза |
Октябрь - ноябрь |
Фокус-группы для учителей; фокус-группы для обучающихся |
Классные руководители, Учителя-предметники |
Определение уровня сформированности креативности у обучающихся 2-х и 3-их классов гимназии № 2
|
Методика Дж. Гилфорда «Творческое мышление» (адаптация Е.Е. Туник) |
Октябрь - Май |
Диагностические результаты. Наблюдение за уроками. Оценивание работы обучающихся на уроках. |
Классные руководители |
||
Определение уровня сформированности критического мышления у обучающихся 2-х и 3-их классов гимназии № 2
|
Диагностика качеств проявления критического мышления личности: внимательность, склонность к исследованию, уверенность в себе, смелость, отсутствие предубеждений |
Октябрь - Май |
Диагностические результаты. Наблюдение за уроками. Оценивание работы обучающихся на уроках. |
Классные руководители |
||
4 |
Планово-прогностический |
Определение возможностей развития креативности и критического мышления обучающихся начальной школы |
Анализ реализованных технологий обучения - технологий критического мышления |
Октябрь - Январь |
Методические рекомендации |
Классные руководители |
5 |
Организационно-деятельностный |
Организация работы с учителями-предметниками, направленной на ликвидацию выявленных проблем применения технологии критического мышления |
Проведение мероприятий, индивидуальные беседы к учителями-предметниками и классными |
В течение учебного года |
Справка, анализ проведённых круглых столов, педагогических советов, методических конференций |
Учителя-предметники,
классные руководители |
6 |
Коррекционно-творческий |
Коррекция технологии обучения по развитию креативности и критического мышления обучающихся начальной школы |
Анализ методических рекомендаций |
Октябрь - Январь |
Скорректированный план работы по развитию креативности и критического мышления обучающихся начальной школы на основании анализа проведённой диагностики |
Классные руководители,
учителя-предметники |
7 |
Итогово-аналитический |
Определение эффективности организационно-содержательных мероприятий по развитию креативности и критического мышления |
Анализ диагностических результатов. Сравнение результатов на начало, середину и конец учебного года. |
май |
Аналитический отчёт |
Учителя; классный руководитель |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.