МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ на уроках дисциплин естественно-научного цикла
Оценка 4.8

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ на уроках дисциплин естественно-научного цикла

Оценка 4.8
docx
07.11.2022
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ на уроках дисциплин естественно-научного цикла
Здоровьесберегающие технологии на уроках.docx

 

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Вологодской области

 «Тотемский политехнический колледж»

 (филиал г.Никольск)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ

на уроках дисциплин естественно-научного цикла

 

 

 

 

Подольская Елена Сергеевна

преподаватель химии, биологии, географии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Никольск, 2021

Содержание

Раздел 1. Использование  здоровьесберегающей  технологии  в образовательном процессе политехнического колледжа

1.1. Описание и анализ здоровьесберегающей  технологии     

1.2. Возможности  здоровьесберегающей технологии  в развитии потенциала  студентов  на занятиях  по дисциплинам естественно-научного цикла

1.3. Диагностика результативности  качества обучения по здоровьесберегающей  технологии

Раздел 2. Методические разработки занятий с использованием здоровьесберегающей  технологии по учебным дисциплинам

Список литературы


Приложения

                                                                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1. Использование  здоровьесберегающей  технологии  в образовательном процессе политехнического колледжа

1.1. Описание и анализ здоровьесберегающей  технологии     

Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права – право на здоровый рост и развитие. Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников образовательного процесса является особенно актуальной на современном этапе развития общества.

Термин «здоровьесбережение» получил широкое распространение в педагогической литературе и в повседневной жизни. Под этим обычно понимают систему мер, направленных на улучшение здоровья участников образовательного процесса.

 Здоровьесберегающие технологии - это совокупность приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному  процессу.

Цель здоровьесберегающих технологий обучения - обеспечить возможность сохранения здоровья  за период обучения, сформировать  необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Применение здоровьесберегающих образовательных технологий даёт возможность:

1)  осуществлять личностную направленность обучения, создавать комфортные условия для студентов с учётом индивидуальных психологических особенностей (восприятие, мышление, память) и индивидуального темпа работы;

2) достигать прогнозируемого результата, осуществлять в определённые сроки с определённым уровнем затрат ресурсов, физического и психического здоровья преподавателя и студента;

3)   осуществлять неразрывную связь с теорией деятельного подхода в обучении;

4)   организовать самостоятельную работу студентов, научить их работать со справочным материалом.

Анализ научно-методической литературы, публикаций педагогов, применяющих здоровьесберегающие технологии и  собственный практический опыт позволяет выделить четыре основных правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий:

Правило 1. Правильная организация урока.

Правило 2. Использование каналов восприятия.

Правило 3. Учет зоны работоспособности студентов.

Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности.

Основные требования к качественному  уроку в условиях  здоровье сберегающей  педагогики:

1.Построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с использованием последних достижений передовой педагогической практики с учетом вопросов здоровьесбережения.

2.Реализация на уроке в оптимальном соотношении принципов и методов как общедидактических, так и специфических.

3.Обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной

деятельности студентов, обучающихся с учетом их состояния здоровья,      особенностей развития, интересов, наклонностей и потребностей.

4.Установление межпредметных связей, осознаваемых студентами, осуществление связи с ранее изученными знаниями и умениями.

5.Активизация развития  всех сфер личности студентов.

6.Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.

7.Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.

8.Обеспечение вариативного использования правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных условий проведения урока.

9.Формирование умения учиться, заботясь о своем здоровье.

10.Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование, планирование и контроль каждого урока с учетом особенностей развития студентов.

Важная составная часть здоровьесберегающей работы преподавателя – это рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются:

1)  строгая дозировка учебной нагрузки;

2)  построение урока с учетом динамичности студентов, их работоспособности;

3)  соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);

4)  занятия активно-двигательного характера: динамические паузы и др.

5)  благоприятный эмоциональный настрой

Следовательно, использование методов и приёмов зависит от многих условий: от профессионализма преподавателя, от его личной заинтересованности, от уровня города, района, группы, в которой обучается студент.

1.2. Возможности  здоровьесберегающей технологии  в развитии потенциала  студентов  на занятиях  естественно-научного цикла.

Работая в колледже  преподавателем  географии, биологии и химии, я наблюдаю, что в последние годы увеличивается заболеваемость среди студентов. Причины ухудшения здоровья могут зависеть от многого: наследственных факторов, неправильного отношения к своему здоровью (вредные привычки, неправильное питание), отрицательного влияния окружающей среды. В формировании представлений о здоровом образе жизни, о здоровье мы можем участвовать не только через воспитательную работу, но и через образовательный процесс. При этом нам необходимо направить свои усилия на создание условий, позволяющих отодвинуть усталость и избежать переутомления студентов на уроках.  В своей работе я придерживаюсь здоровьесберегающей организации учебного процесса. Я считаю, что   

1.Образовательный процесс должен носить творческий характер. Включение студента  в творческий процесс, поиск решений служит развитию человека, снижает наступление утомления. На уроках это достигается использованием:

·        разных форм уроков ( викторины, игра, путешествие);

·        наглядности;

·        занимательных упражнений;

·        творческих заданий  по различным темам.

Всё это способствует развитию коммуникативных навыков, концентрации внимания, воображения, познавательных способностей, снижает психоэмоциональное напряжение, повышает интерес к урокам.                       2. У студентов  особенно чувствительной является нервная система, поэтому важным во время урока является:                                                                                а) Чередование различных видов учебной деятельности:                                        – опрос учащихся;
– работа с учебником; атласом
– рассматривание наглядных пособий;
– ответы на вопросы;
– просмотр видеофрагментов, учебных фильмов, презентаций.

Сегодня очень актуально использование ИКТ в учебном процессе. Это способствует активизации познавательной деятельности студентов, стимулирует и развивает психические процессы, развитие мышления, восприятия, памяти. Использование ИКТ на уроках  позволяет студентам в яркой, интересной форме рассматривать понятия и определения, видеть географические объекты в видеороликах и на фотографиях, закреплять материал в интересной форме, что способствует чёткому восприятию материала по той или иной теме. Интересны различные энциклопедии и электронные справочники, использую свои уроки -презентации, разработанные при помощи Power Point. Использовать их можно и на уроках закрепления знаний, практических умений и навыков, уроках повторения и систематизации знаний, оценки и проверки полученных знаний.   Внедрения в свою образовательную практику информационно-коммуникационных технологий способствует совершенствованию межкультурной компетенций студентов, формированию культуры общения в электронной среде, повышению информационной культуры в целом, а также развитию навыков работы на компьютере: поиск, обработка, передача, систематизация информации.

 б) Использование различных методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих студентов.

– метод свободного выбора (беседа);
– активные методы (обсуждение в группах).

в) Важное значение имеет эмоциональный климат на уроке:                                    – эмоциональная мотивация в начале урока

– создание ситуации успеха

3. Экологическое пространство

– озеленение кабинета;
– освещение кабинета;
– проветривание кабинета.                                                                                        4. Социализация личности студента                                                                                   – экскурсии;
– интегрированные уроки, направленные на укрепления здоровья.

1.3. Диагностика результативности  качества обучения по здоровьесберегающей  технологии

Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет студентам  успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие способности, лучше усвоить материал урока.  

Раздел 2. Методические разработки занятий с использованием здоровьесберегающей  технологии по учебной дисциплине «География»

Тема: Зарубежная Европа

Тема урока: Характеристика населения Зарубежной Европы

 

Цель урока: Сформировать представление об особенностях населения Зарубежной Европы , рассмотреть вопросы воспроизводства населения Зарубежной Европы, миграций населения, религиозного состава и расселения населения по территории  Зарубежной Европы. Развивать навыки работы с картами, учебником, контурными картами, умение анализировать и выделять главное.

 

Тип урока: Изучения нового материала

Методы: Информационно-рецептивный

                самостоятельная работа студентов

Оборудование: атласы, учебник географии, контурные карты, диск « Экономическая и социальная география мира 10 кл..», раздаточный материал, карта «Зарубежная Европа»

 

Ход урока:

 

1.Организационная часть урока

Цель: Проверить посещаемость и готовность студентов  к уроку

 

2.Повторение изученного материала

Цель: Повторить экономико-географическое положение Зарубежной Европы, её природно-ресурсный потенциал, государственное устройство Зарубежной Европы.

Фронтальный опрос студентов  по материалу прошлого урока:

Вопрос 1: Какую площадь занимает Зарубежная Европа? ( 5,4 млн.кв.км. )

 

Вопрос 2: Какими чертами определяется экономико-географическое положение стран Зарубежной Европы?

                  (соседским и приморским положением)

 

Вопрос 3: Как и когда изменялась политическая карта Европы?

                  (трижды:После Первой и Второй мировой войн и в последние годы – объединение  Германии, приобретение независимости странами Балтии, распад Югославии и Чехословакии и т.д..)

Д.!  Просмотр диска « Политическая география « - изменения на политической карте Европы

 

Вопрос 4: Каковы природные предпосылки для развития промышленности в Зарубежной Европе? ( связаны и сложились под большим влиянием размещения полезных ископаемых, хотя состав отличается )

Д.! Просмотр диска « Природные ресурсы «

 

Вопрос 5: Какими полезными ископаемыми богата Зарубежная Европа?

                 ( В сев.части-рудные и топливные полезные ископаемые

                    каменный уголь – Рурский бассейн в ФРГ и Верхнесилезский в                     Польше

                    нефть и газ – Североморский

                    железная руда – Лотарингский во Франции и Кируна в Швеции

                    В южной части- бокситы и топливные ресурсы)

 

Вопрос 6: Какими ещё природными ресурсами богата Зарубежная Европа?

                  (гидроэнергетические и лесные)

В последнее время развиты природно-рекреационые ресурсы.

 

Вывод: То есть Зарубежная Европа – один из очагов мировой цивилизации, родина Великих географических открытий, промышленных переворотов, городских агломераций, богатого природно-ресурсного потенциала. Этот регион и в наше время занимает очень важное место в мировой политике и экономике. И сегодня на уроке мы  с вами познакомимся с характеристикой населения Зарубежной Европы.

По какому плану мы даём характеристику населению? (воспроизводство, миграции, состав и размещение населения)

Исходя из этого сформулируйте цель нашего урока.

3.     Изучение нового материала

Цель: Рассмотреть вопросы воспроизводства населения, миграций, религиозного состава и размещения населения по территории Зарубежной Европы.

 

-Студенты  записывают тему урока в тетради.

1.Заселение региона ( рассказывает преподаватель )

-До Великих географических открытий и после

-Заселение региона в первой и второй половине 20 века

2.Воспроизводство населения Зарубежной Европы

Преподаватель: Зарубежная Европа – регион с весьма сложной и не очень благоприятной демографической ситуацией. На мировом фоне он выделяется низкой рождаемостью и низким естественным приростом.

 

Вопрос к классу: Вспомните и назовите причины низкой рождаемости.

 

Ответ: Главной причиной низкой рождаемости в странах Зарубежной Европы является увеличение средней продолжительности жизни,что приводит к постепенному старению населения, а также резкое возрастание «цены» ребёнка, влияние городского образа жизни, непрочность семьи, слабое влияние религии.

 

Задание классу: На столах есть таблица «Воспроизводство населения Зарубежной Европы».

            Проанализируйте эту таблицу. Назовите страны, являющиеся лидерами по показателям рождаемости, смертности и естественного прироста.

-         На выполнение задания даётся 5-7 минут, а затем анализируют  вместе с учителем.

 

Вывод по таблице: В Албании самый высокий уровень рождаемости и естественного прироста. Это связано с влиянием мусульманства. Сравнительно высокий уровень рождаемости в Ирландии, Исландии, Македонии. Но вместе с этим в Европе есть страны с очень низким показателем рождаемости – Болгария, Испания, Италия, ФРГ.

 

Вопрос к классу: Как вы думаете, в каких странах особенно остро стоит демографическая  проблема? (В странах с низкой рождаемостью и низким естественным приростом)

 

Вопрос к классу: Какой вывод о типе воспроизводства населения можно сделать?

Ответ: Все страны Европы, кроме Албании, имеют первый тип воспроизводства: низкую  рождаемость и низкий естественный прирост

 

Преподаватель: Если сравнивать эти показатели не по странам, а по регионам, то получится, что самая неблагоприятная ситуация в странах Восточной Европы. Это связано с тем, что долгое время этими странами проводилась жёсткая демографическая политика.

Например: В Болгарии и Венгрии право на аборты и использование контрацептивов было ограничено. В Румынии до 1989 года аборт разрешался только женщинам, имеющим 5 или более детей, а за незаконный аборт врачу грозило тюремное заключение. После снятия таких ограничений рождаемость в этих странах резко упала, что привело к отрицательному естественному приросту.

В Западной Европе ситуация тоже неблагоприятная и поэтому демографическая политика направлена на повышение рождаемости.

В Южной Европе сейчас также наблюдается низкий уровень рождаемости

В Северной Европе благоприятная ситуация наблюдается только в Ирландии и Исландии.

 

Миграции населения

В результате, согласно прогнозам ООН, население большинства стран региона к середине 21 века должно уменьшиться. Всё это привело к резкому изменению доли региона в мировой системе внешних  миграций населения. Зарубежная Европа превратилась в очаг трудовой иммиграции ( примерно 20 млн. иностранных рабочих и членов их семей.)

 

Задание к классу: Используя рисунок 47 на стр.184 дайте характеристику Зарубежной Европы как главного региона иммиграции населения. Выделите страны с массовой иммиграцией и эммиграцией населения. Результаты занесите в таблицу:

 

Страны с массовой иммиграцией

Страны с массовой эммиграцией

 

 

На контурной карте покажите стрелками главные направления внешних миграций населения

-На задание даётся 5-7 минут, затем проверяется и делается вывод

Вывод: Страны эммиграции – страны бывшие колонии, страны иммиграции – страны метрополии.

 

3.Народы и языки Зарубежной Европы

Преподаватель: По национальному составу население Зарубежной Европы однородно; из 62 народов подавляющее большинство относится к индоевропейской языковой семье.

Д.: Карта « Народы и языки Европы «

      Атлас стр. 12-13

-Учащиеся анализируют карту, учитель дополняет.

Преподаватель: Половина стран Европы считаются однонациональными, остальные являются многонациональными и двунациональными.( Например, Швейцария, Великобритания, Испания)

Так как в Европе немало государств со сложным национальным составом, там наблюдается обострение межнациональных отношений.

 

-СООБЩЕНИЕ студента  « Проблемы межнациональных конфликтов в Европе» 

     

Преподаватель: В Зарубежной Европе большое количество разнообразных религий.

Д.: Просмотр и анализ карты на диске « Религии Зарубежной Европы»

-Учащиеся анализируют, преподаватель  обобщает и делает вывод.

Можно составить схему в тетради « Религии Зар.Европы

Религии Европы

Мусульманство

 
 

 

 

 

 

 

 


Вывод: Господствующая религия- христианство

             В Южной Европе – католицизм

             В Северной Европе – протестантство

             В Средней Европе – и католицизм и протестантство

В Европе находится Рим – мировой центр католицизма.

В последнее время развилось большое количество течений протестантизма.

-         СООБЩЕНИЕ учащегося «Течения протестантизма»

Преподаватель:Зарубежная Европа является одним из наиболее густонаселённых регионов мира со средней плотностью населения свыше 100 человек на 1 км ². При этом размещение населения в регионе объясняется географией городов.

То есть, уровень урбанизации здесь один из самых высоких в мире: от 74% до 90% всего населения. Общее число городов измеряется многими тысячами, а сеть их очень густая.

 

Задание классу: Проанализируйте рисунок 48 «Крупнейшие городские агломерации Зарубежной Европы» на стр.185 в учебнике. Проанализируйте причины появления городов-миллионеров именно в тех районах, где они находятся.

По географическому положению города – миллионеры:

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Задание классу: Сравните страны по числу городов-миллионеров. Какой вывод можно сделать?

Самое большое число городов-миллионеров находится в Великобритании-7, ФРГ-6, Италия-5, Франция-3, Польша -3. Крупнейшие города Европы размещаются вдоль европейского коридора

Д.: Таблица «Крупнейшие агломерации Зарубежной Европы» (ещё раз повторяем и называем)

Закрепление изученного материала

Д.: Диктор ещё раз читает материал, студенты слушают, затем обобщается материал урока и делается вывод по уроку.

Домашнее задание

-текст учебника, на контурных картах показать крупнейшие агломерации Зар.Европы

-по желанию: составить кроссворд «Города Зарубежной Европы»

 

Технологическая карта

Тема урока: Население Зарубежной Европы

 

Задание 1:На столах есть таблица «Воспроизводство населения Зарубежной Европы».

            Проанализируйте эту таблицу. Назовите страны, являющиеся лидерами по показателям рождаемости, смертности и естественного прироста.

 

Задание 2: Используя рисунок 47 на стр.184 дайте характеристику Зарубежной Европы как главного региона иммиграции населения. Выделите страны с массовой иммиграцией и эммиграцией населения. Результаты занесите в таблицу:

 

Страны с массовой иммиграцией

Страны с массовой эммиграцией

 

 

На контурной карте покажите стрелками главные направления внешних миграций населения

 

Задание 3: Проанализируйте рисунок 48 «Крупнейшие городские агломерации Зарубежной Европы» на стр.185 в учебнике. Проанализируйте причины появления городов-миллионеров именно в тех районах, где они находятся. Сравните страны по числу городов миллионеров. Какой вывод можно сделать?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока: Регионы и страны мира. Австралия.

Цель урока: Формирование у студентов географического образа страны, рассмотрение  экономико-географического положения  страны, природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства Австралии; продолжение формирования умений работы с различными источниками географической информации; развитие речи студентов, воспитание коллективизма через организацию работы студентов в группах.

Оборудование: атласы, дополнительная литература, сборник «География в цифрах», компьютер, телевизор, диск «Уроки географии 10 класс» (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия), учебник .

Тип урока: Изучения нового материала

Ход урока

1.Организационный момент.

-Проверка посещаемости и готовности студентов к уроку

2.Повторение изученного материала

-Сегодня на уроке мы с вами продолжим путешествие по регионам и странам мира. Но прежде чем отправиться в путешествие, вы как и любые путешественники должны приобрести билеты. Стоимость вашего билета (или другими словами ваша оценка) будет зависеть от количества правильных ответов на вопросы по теме «Латинская Америка»: 0-3 балла – оценка «3», 4 балла – оценка «4», 5 баллов – оценка «5».

Проводится тест  по вариантам (меняются листочками и проверяют друг друга, ставят оценку). Ответы теста на слайде.

-Молодцы! Билеты в путешествие приобрели все.

3.Изучение нового материала

-Отправляясь  в путешествие хотелось бы прочитать вам стихотворение Г. Усова : (чтение стихотворения на слайде)

Она располагается под нами

Там, очевидно, ходят вверх ногами,

Там расцветают в октябре сады,

Там протекают реки без воды

(они в пустыне пропадают где-то).

Там в зарослях следы бескрылых птиц,

Там кошкам в пищу достаются змеи,

Рождаются зверята из яиц,

И там собаки лаять не умеют,

Деревья сами лезут из коры.

Там кролики страшней, чем наводненье…

 

-Наверно, вы догадались о каком регионе мира идёт речь и куда мы с вами отправимся в заочное путешествие сидя за партами в аудитории.

Тема нашего урока: Австралия (на слайде)

«Терра инкогнито», как в старину называли Австралию, и сейчас остаётся для нас землёй, полной загадок, сюрпризов и сокровищ. Как ни одно другое место на планете, Австралия поражает своим многообразием.

Давайте вспомним по какому плану мы с вами знакомимся с регионами?

Студенты отвечают:  экономико-географическое положение, природно-ресурсный потенциал, население, хозяйство региона.

Исходя из этого давайте сформулируем цель нашего урока-путешествия.

Студенты отвечают, преподаватель корректирует.

Цель урока (на слайде): Сформировать представление о экономико-географическом положении Австралии, её природно-ресурсном потенциале, населении и хозяйстве.

А отправитесь в путешествие по Австралии вы сегодня не как студенты, а как представители Министерств Российской Федерации с целью изучения Австралии:

Задания  для 1 группы (представители Министерства экономической и социальной географии)

Используя текст учебника (стр.257), дополнительные материалы и карты атласа выявите особенности  экономико-географического и политико-географического положения Австралии. Выделите плюсы и минусы экономико-географического положения.

Задания для 2 группы (представители Министерства природных ресурсов и окружающей среды)

Используя текст учебника,  дополнительные материалы и карты атласа дайте оценку природным ресурсам Австралии. Какие виды природных ресурсов имеются на территории и как природно-ресурсный потенциал влияет на развитие промышленности и сельского хозяйства?

Задания для 3 группы (представители Министерства по делам населения и демографической политики)

Используя дополнительные материалы, карты атласа и текст учебника (стр.257-258) дайте общую характеристику населению (численность, плотность, состав, размещение населения)

Задания для 4 группы (представители Министерства экономики, промышленности и сельского хозяйства)

Используя дополнительные материалы, текст учебника, карты атласа дайте общую характеристику экономике и сельскому хозяйству Австралии. Какие отрасли промышленности развиты в Австралии? На чём специализируется растениеводство и животноводство Австралии?

Задания для 5 группы (представители Министерства рекреационных ресурсов и туризма)

Используя дополнительную литературу, текст учебника, материалы Интернет проведите путешествие по достопримечательностям Австралии. Что привлекает туристов в Австралии?

-По результатам своего путешествия вы предоставите отчёт о своей работе, заполняя  «Дневник путешествия».

Внимание всем: Работая с материалами выбрать самое главное, интересное по своей теме.

Ну а я сегодня для вас выступлю в роли консультанта – руководителя вашего путешествия.

4. Работа в группах по заданиям

5.Отчёт групп, оценка работы друг друга.

- Преподаватель после отчёта каждой группы, подводит итог, рассказывает интересные факты об Австралии.

6.Подведение итогов урока

– Мне бы очень хотелось, чтобы наш разговор об Австралии на этом не закончился. А если вас заинтересовала эта страна, советую вам прочитать книги Железнова «Еще одно открытие Австралии», В.Овчинникова «Своими глазами», которые помогут поближе познакомиться с яркими вехами истории, характерными чертами хозяйства и политики, ощутить дух страны. Кроме того, вы сможете лучше понять, какие они, сегодняшние австралийцы. 

– И мне хотелось бы закончит наш урок словами из книги Ж.Верна «Дети капитана Гранта», где Паганель говорил: «…Этот край самый любопытный на всем земном шаре! Его возникновение, растения, животные, климат – всё это удивляло, удивляет и ещё удивит ученых всего мира. Представьте себе, друзья мои, материк, который, образовываясь, поднимался из морских волн ни своей центральной частью, краями, как какое-то гигантское кольцо – материк; в середине которого есть наполовину испарившееся внутреннее море, где реки с каждым днем всё больше и больше высыхают, где нет влаги, ни в воздухе, ни в почве, где деревья ежегодно теряют не листья, а кору; где листья обращены к солнцу не поверхностью, а ребром и не дают тени… Самая причудливая, самая нелогическая страна из всех когда-либо существовавших».

- рефлексия: понравился ли урок – путешествие, что понравилось или не понравилось.

7.Домашнее задание

На выбор: составить кроссворд по теме, написать сочинение «Австралия моими глазами…»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дневник путешествия

Фамилия, имя_____________________________________________________

Тема урока________________________________________________________

Отметка за тест по Латинской  Америке______________________________

1.Особенности экономико-географического положения

 

 

 

 

 

 

2.Характеристика природно-ресурсного потенциала

а)минеральные:

 

 

б)другие виды ресурсов:

 

 

3.Характеристика населения

а)численность:

 

 

б)плотность:

 

в)размещение:

 

г)состав:

 

 

 

д)языки:

 

 

е)другое:

 

 

4.Характеристика экономики

а)отрасли промышленности:

 

 

 

б)растениеводство:

 

 

 

в)животноводство:

 

 

 

 

5.Рекреационные ресурсы и туризм

 

 

Достопримечательности:

 

 

 

 

 

Оценка  содержания урока (подчеркните или отметьте):

Занимательно

Интересно

Познавательно

Полезно

Оценка деятельности на уроке (подчеркните или отметьте):

Задумался

Удивился

Убедился

Принял решение

Оценка внутреннего состояния на уроке (подчеркните или отметьте):

Взволнованное

Удовлетворённое

Отличное

Моя  оценка за работу на уроке  ________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическое занятие  

 Составление уравнений реакций окисления–восстановления,  Подбор коэффициентов в них

Цель работы: составление окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса, определение окислителя, восстановителя (ОК03, ОК05)

Задания: Познакомьтесь с теоретическим материалом по теме «Окислительно-восстановительные реакции».

Краткие теоретические сведения по теме

«Окислительно-восстановительные реакции»

Степень окисления элемента - это условный заряд атома в молекуле, вычисленный исходя из предположения, что молекула состоит только их ионов.

Реакции, в ходе которых происходит изменение степени окисления элементов, называются окислительно-восстановительными.

 Например: Zn + H2SO4ZnSO4 + H2

                              Zn0 – 2e = Zn+2     процесс окисления;  Zn0 - восстановитель

                              2H+1 + 2e = H20    процесс восстановления; Н+ - окислитель

Металлический цинк Отдает электроны, Окисляется, а сам  является Восстановителем (восстановитель – это тот, кто электроны отдает).

Катионы водорода Взяли электроны, Восстановились, а сами являются   Окислителями.

Соединение, содержащее элемент в высшей степени окисления, может быть только окислителем (например: KMnO4).

Соединение, содержащее элемент в низшей степени окисления, может быть только восстановителем (например: H2S).

Соединение, содержащее элемент в промежуточной степени окисления, может быть и окислителем, и восстановителем в зависимости от его роли в конкретной химической реакции  (например: H2SO3).

Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций

методом электронного баланса

Алгоритм составления уравнений

Напишем уравнение реакции между алюминием и кислородом и определим степени окисления элементов

Al0 + O20 = Al2+3 O3-2

Чтобы получить степень окисления +3, атом алюминия должен отдать 3 электрона. Молекула кислорода, чтобы превратиться в кислородные атомы со степенью окисления -2, должна принять 4 электрона:

                                                         Al0 - 3e = Al+3       4   восст-ль, ок-ся

                                                         O20 + 4e = 2O-2     3   ок-ль, восст-ся

 Чтобы количество отданных и принятых электронов выровнялось, первое уравнение надо умножить на 4, а второе – на 3. Для этого достаточно переместить числа отданных и принятых электронов против верхней и нижней строчки так, как показано на схеме вверху.

Если теперь в уравнении перед восстановителем (Al) мы поставим найденный нами коэффициент 4, а перед окислителем (O2) – найденный нами коэффициент 3, то количество отданных и принятых электронов выравнивается и становится равным 12.

Электронный баланс достигнут. Видно, что перед продуктом реакции Al2O3 необходим коэффициент 2. Теперь уравнение окислительно-восстановительной реакции уравнено:  4Al + 3O2 = 2Al2O3

Все преимущества метода электронного баланса проявляются в более сложных случаях:

KMnO4 + KCl + H2SO4 = Cl2 + MnSO4 + K2SO4 +H2O

 


                Электронный баланс:        Mn+7 + 5e = Mn+2        2 ок-ль, восст-ся

                                2Cl-1  - 2e = Cl2          5  восст-ль, ок-ся

 

2KMnO4 + 10KCl + 8H2SO4 = 5Cl2 + 2MnSO4 + 6K2SO4+8H2O

Выполните нижеприведенные задания:

1.                      Какие соединения и простые вещества могут проявлять только окислительные свойства? Выпишите такие вещества из предложенного перечня, укажите степень окисления элемента-окислителя:

 

Вариант 1

Вариант 2

NH3, CO, SO2, KMnO4, Сl2, HNO2

H2S, SiO, P2O3, H2SO4, H2SO3, N2

 

2.                      Какие соединения и простые вещества могут проявлять только восстановительные свойства? Выпишите такие вещества из предложенного перечня, укажите степень окисления элемента-восстановителя:

            

Вариант 1

Вариант 2

H2S, HMnO4, Mg, Al2O3, KNO3

H2SO3, NH3 , SiO2, P2O5, Fe

 

3.                      Подберите коэффициенты в следующих уравнениях окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса, укажите окислитель и восстановитель:

1        вариант

1)      NH3 + O2 NO + H2O

2)      PH3 + Cl2  PCl3 + HCl

3)      CuO + NH3  Cu + N2 + H2O

4)      Zn + H2SO4  ZnSO4+ H2+ 4H2O

5)      KMnO4 + Na2SO3 + H2SO→ MnSO4 + Na2SO4 + K2SO4 + H2O

2        вариант

1)        P + N2O N2 + P2O5

2)        Н2+ Cl2  S + HCl

3)        HCl + MnO2  Cl2 + MnCl2 + H2O

4)        Cu + HNO3 → Cu(NO3)2 +NO + H2O

5)        H2S + KMnO4 + H2SO→  MnSO4 + S + K2SO4 + H2O

4.       Письменно ответьте на задания контрольных вопросов для самопроверки.

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Высшая степень окисления элемента определяется:

а) по номеру периода               б) по номеру группы

в) по порядковому номеру       г) по подгруппе

2. Степень окисления восстановителя в окислительно-восстановительной реакции:

а) повышается                           б) понижается

в) остается без изменения        г) сначала повышается, затем понижается

3. Схема, отражающая процесс окисления:

а) S0 S-2                                                   б) S+6 S+4

в) S+4S+6                                                 г) S+6 S-2

4. Укажите вещество, в котором атом углерод имеет наибольшую степень окисления:

а) CО2                                                              б) CH4

в) СО                                           г) СаС2

5. Степень окисления атома азота в ионе аммония NH4+:

а) – 3                                           б) - 4

в) +3                                            г) + 4

 

Список литературы и Интернет - источников

1.      Габриелян О.С. Химия для профессий и специальностей технического профиля [Текст]: учебник/О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов.-2-е изд; стер.-М.: Издательский центр «Академия»,-2016.-с.94

2.      Окислительно-восстановительные реакции [Электронный ресурс]/http://chemege.ru/.- Режим доступа:  http://chemege.ru/materials/ovr/- свободный.-Загл. с экрана

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1. Проблемы охраны здоровья и безопасности детей и подростков в системе образования: Сборник материалов Под общ. ред. профессора Н. А. Скляновой, И. В. Плющ. Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2002.- 196с.

2.Безопасность образовательного пространства: Научно-методическое издание для директора и учителя школы. / Под общ. ред. профессора Н. А. Скляновой, И. В. Плющ. Новосибирск: Изд-во СО РАМН, 2001.- 336с.

3. Здоровьесберегающие технологии в образовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения/Под ред. М. М. Безруких, В. Д. Сонькина. М.: ИВФ РАО, 2002. — 181 с.

4. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья в школе. М. «Аркти», 2005.− 320 с.

5. Журнал «География в школе»  №7/ 2005

6. Беседы о здоровье школьников: Книги для учителей и родителей.- М.: Просвещение, 1992

7.  Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002.

 8.   www.eidos.ru/journal/

 9.  www.valeo.edu.ru

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Содержание Раздел 1. Использование здоровьесберегающей технологии в образовательном процессе политехнического колледжа 1

Содержание Раздел 1. Использование здоровьесберегающей технологии в образовательном процессе политехнического колледжа 1

Раздел 1. Использование здоровьесберегающей технологии в образовательном процессе политехнического колледжа 1

Раздел 1. Использование здоровьесберегающей технологии в образовательном процессе политехнического колледжа 1

Анализ научно-методической литературы, публикаций педагогов, применяющих здоровьесберегающие технологии и собственный практический опыт позволяет выделить четыре основных правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий:

Анализ научно-методической литературы, публикаций педагогов, применяющих здоровьесберегающие технологии и собственный практический опыт позволяет выделить четыре основных правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий:

Обеспечение вариативного использования правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных условий проведения урока

Обеспечение вариативного использования правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных условий проведения урока

В своей работе я придерживаюсь здоровьесберегающей организации учебного процесса

В своей работе я придерживаюсь здоровьесберегающей организации учебного процесса

Интересны различные энциклопедии и электронные справочники, использую свои уроки -презентации, разработанные при помощи

Интересны различные энциклопедии и электронные справочники, использую свои уроки -презентации, разработанные при помощи

Диагностика результативности качества обучения по здоровьесберегающей технологии

Диагностика результативности качества обучения по здоровьесберегающей технологии

Вопрос 3: Как и когда изменялась политическая карта

Вопрос 3: Как и когда изменялась политическая карта

Преподаватель: Зарубежная Европа – регион с весьма сложной и не очень благоприятной демографической ситуацией

Преподаватель: Зарубежная Европа – регион с весьма сложной и не очень благоприятной демографической ситуацией

В Западной Европе ситуация тоже неблагоприятная и поэтому демографическая политика направлена на повышение рождаемости

В Западной Европе ситуация тоже неблагоприятная и поэтому демографическая политика направлена на повышение рождаемости

Д.: Просмотр и анализ карты на диске «

Д.: Просмотр и анализ карты на диске «

Д.: Таблица «Крупнейшие агломерации

Д.: Таблица «Крупнейшие агломерации

Тема урока: Регионы и страны мира

Тема урока: Регионы и страны мира

Давайте вспомним по какому плану мы с вами знакомимся с регионами?

Давайте вспомним по какому плану мы с вами знакомимся с регионами?

Работа в группах по заданиям 5

Работа в группах по заданиям 5

Дневник путешествия Фамилия, имя _____________________________________________________

Дневник путешествия Фамилия, имя _____________________________________________________

Рекреационные ресурсы и туризм

Рекреационные ресурсы и туризм

Практическое занятие Составление уравнений реакций окисления–восстановления,

Практическое занятие Составление уравнений реакций окисления–восстановления,

Электронный баланс: Mn +7 + 5 e =

Электронный баланс: Mn +7 + 5 e =

Список литературы и Интернет - источников 1

Список литературы и Интернет - источников 1

Литература: 1. Проблемы охраны здоровья и безопасности детей и подростков в системе образования:

Литература: 1. Проблемы охраны здоровья и безопасности детей и подростков в системе образования:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.11.2022