Бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Вологодской области
«Тотемский политехнический колледж»
(филиал г.Никольск)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ
на уроках дисциплин естественно-научного цикла
Подольская Елена Сергеевна
преподаватель химии, биологии, географии
Никольск, 2021
Содержание
Раздел 1. Использование здоровьесберегающей технологии в образовательном процессе политехнического колледжа
1.1. Описание и анализ здоровьесберегающей технологии
1.2. Возможности здоровьесберегающей технологии в развитии потенциала студентов на занятиях по дисциплинам естественно-научного цикла
1.3. Диагностика результативности качества обучения по здоровьесберегающей технологии
Раздел 2. Методические разработки занятий с использованием здоровьесберегающей технологии по учебным дисциплинам
Список литературы
Приложения
Раздел 1. Использование здоровьесберегающей технологии в образовательном процессе политехнического колледжа
1.1. Описание и анализ здоровьесберегающей технологии
Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права – право на здоровый рост и развитие. Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников образовательного процесса является особенно актуальной на современном этапе развития общества.
Термин «здоровьесбережение» получил широкое распространение в педагогической литературе и в повседневной жизни. Под этим обычно понимают систему мер, направленных на улучшение здоровья участников образовательного процесса.
Здоровьесберегающие технологии - это совокупность приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу.
Цель здоровьесберегающих технологий обучения - обеспечить возможность сохранения здоровья за период обучения, сформировать необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Применение здоровьесберегающих образовательных технологий даёт возможность:
1) осуществлять личностную направленность обучения, создавать комфортные условия для студентов с учётом индивидуальных психологических особенностей (восприятие, мышление, память) и индивидуального темпа работы;
2) достигать прогнозируемого результата, осуществлять в определённые сроки с определённым уровнем затрат ресурсов, физического и психического здоровья преподавателя и студента;
3) осуществлять неразрывную связь с теорией деятельного подхода в обучении;
4) организовать самостоятельную работу студентов, научить их работать со справочным материалом.
Анализ научно-методической литературы, публикаций педагогов, применяющих здоровьесберегающие технологии и собственный практический опыт позволяет выделить четыре основных правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий:
Правило 1. Правильная организация урока.
Правило 2. Использование каналов восприятия.
Правило 3. Учет зоны работоспособности студентов.
Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности.
Основные требования к качественному уроку в условиях здоровье сберегающей педагогики:
1.Построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с использованием последних достижений передовой педагогической практики с учетом вопросов здоровьесбережения.
2.Реализация на уроке в оптимальном соотношении принципов и методов как общедидактических, так и специфических.
3.Обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной
деятельности студентов, обучающихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей и потребностей.
4.Установление межпредметных связей, осознаваемых студентами, осуществление связи с ранее изученными знаниями и умениями.
5.Активизация развития всех сфер личности студентов.
6.Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.
7.Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.
8.Обеспечение вариативного использования правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных условий проведения урока.
9.Формирование умения учиться, заботясь о своем здоровье.
10.Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование, планирование и контроль каждого урока с учетом особенностей развития студентов.
Важная составная часть здоровьесберегающей работы преподавателя – это рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются:
1) строгая дозировка учебной нагрузки;
2) построение урока с учетом динамичности студентов, их работоспособности;
3) соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);
4) занятия активно-двигательного характера: динамические паузы и др.
5) благоприятный эмоциональный настрой
Следовательно, использование методов и приёмов зависит от многих условий: от профессионализма преподавателя, от его личной заинтересованности, от уровня города, района, группы, в которой обучается студент.
1.2. Возможности здоровьесберегающей технологии в развитии потенциала студентов на занятиях естественно-научного цикла.
Работая в колледже преподавателем географии, биологии и химии, я наблюдаю, что в последние годы увеличивается заболеваемость среди студентов. Причины ухудшения здоровья могут зависеть от многого: наследственных факторов, неправильного отношения к своему здоровью (вредные привычки, неправильное питание), отрицательного влияния окружающей среды. В формировании представлений о здоровом образе жизни, о здоровье мы можем участвовать не только через воспитательную работу, но и через образовательный процесс. При этом нам необходимо направить свои усилия на создание условий, позволяющих отодвинуть усталость и избежать переутомления студентов на уроках. В своей работе я придерживаюсь здоровьесберегающей организации учебного процесса. Я считаю, что
1.Образовательный процесс должен носить творческий характер. Включение студента в творческий процесс, поиск решений служит развитию человека, снижает наступление утомления. На уроках это достигается использованием:
· разных форм уроков ( викторины, игра, путешествие);
· наглядности;
· занимательных упражнений;
· творческих заданий по различным темам.
Всё это способствует развитию коммуникативных навыков,
концентрации внимания, воображения, познавательных способностей, снижает
психоэмоциональное напряжение, повышает интерес к урокам.
2. У студентов особенно чувствительной является нервная система, поэтому
важным во время урока является:
а) Чередование различных видов учебной деятельности:
– опрос учащихся;
– работа с учебником; атласом
– рассматривание наглядных пособий;
– ответы на вопросы;
– просмотр видеофрагментов, учебных фильмов, презентаций.
Сегодня очень актуально использование ИКТ в учебном процессе. Это способствует активизации познавательной деятельности студентов, стимулирует и развивает психические процессы, развитие мышления, восприятия, памяти. Использование ИКТ на уроках позволяет студентам в яркой, интересной форме рассматривать понятия и определения, видеть географические объекты в видеороликах и на фотографиях, закреплять материал в интересной форме, что способствует чёткому восприятию материала по той или иной теме. Интересны различные энциклопедии и электронные справочники, использую свои уроки -презентации, разработанные при помощи Power Point. Использовать их можно и на уроках закрепления знаний, практических умений и навыков, уроках повторения и систематизации знаний, оценки и проверки полученных знаний. Внедрения в свою образовательную практику информационно-коммуникационных технологий способствует совершенствованию межкультурной компетенций студентов, формированию культуры общения в электронной среде, повышению информационной культуры в целом, а также развитию навыков работы на компьютере: поиск, обработка, передача, систематизация информации.
б) Использование различных методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих студентов.
– метод свободного выбора (беседа);
– активные методы (обсуждение в группах).
в) Важное значение имеет эмоциональный климат на уроке: – эмоциональная мотивация в начале урока
– создание ситуации успеха
3. Экологическое пространство
– озеленение кабинета;
– освещение кабинета;
– проветривание кабинета.
4. Социализация личности
студента
– экскурсии;
– интегрированные уроки, направленные на укрепления здоровья.
1.3. Диагностика результативности качества обучения по здоровьесберегающей технологии
Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет студентам успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие способности, лучше усвоить материал урока.
Раздел 2. Методические разработки занятий с использованием здоровьесберегающей технологии по учебной дисциплине «География»
Тема: Зарубежная Европа
Тема урока: Характеристика населения Зарубежной Европы
Цель урока: Сформировать представление об особенностях населения Зарубежной Европы , рассмотреть вопросы воспроизводства населения Зарубежной Европы, миграций населения, религиозного состава и расселения населения по территории Зарубежной Европы. Развивать навыки работы с картами, учебником, контурными картами, умение анализировать и выделять главное.
Тип урока: Изучения нового материала
Методы: Информационно-рецептивный
самостоятельная работа студентов
Оборудование: атласы, учебник географии, контурные карты, диск « Экономическая и социальная география мира 10 кл..», раздаточный материал, карта «Зарубежная Европа»
Ход урока:
1.Организационная часть урока
Цель: Проверить посещаемость и готовность студентов к уроку
2.Повторение изученного материала
Цель: Повторить экономико-географическое положение Зарубежной Европы, её природно-ресурсный потенциал, государственное устройство Зарубежной Европы.
Фронтальный опрос студентов по материалу прошлого урока:
Вопрос 1: Какую площадь занимает Зарубежная Европа? ( 5,4 млн.кв.км. )
Вопрос 2: Какими чертами определяется экономико-географическое положение стран Зарубежной Европы?
(соседским и приморским положением)
Вопрос 3: Как и когда изменялась политическая карта Европы?
(трижды:После Первой и Второй мировой войн и в последние годы – объединение Германии, приобретение независимости странами Балтии, распад Югославии и Чехословакии и т.д..)
Д.! Просмотр диска « Политическая география « - изменения на политической карте Европы
Вопрос 4: Каковы природные предпосылки для развития промышленности в Зарубежной Европе? ( связаны и сложились под большим влиянием размещения полезных ископаемых, хотя состав отличается )
Д.! Просмотр диска « Природные ресурсы «
Вопрос 5: Какими полезными ископаемыми богата Зарубежная Европа?
( В сев.части-рудные и топливные полезные ископаемые
каменный уголь – Рурский бассейн в ФРГ и Верхнесилезский в Польше
нефть и газ – Североморский
железная руда – Лотарингский во Франции и Кируна в Швеции
В южной части- бокситы и топливные ресурсы)
Вопрос 6: Какими ещё природными ресурсами богата Зарубежная Европа?
(гидроэнергетические и лесные)
В последнее время развиты природно-рекреационые ресурсы.
Вывод: То есть Зарубежная Европа – один из очагов мировой цивилизации, родина Великих географических открытий, промышленных переворотов, городских агломераций, богатого природно-ресурсного потенциала. Этот регион и в наше время занимает очень важное место в мировой политике и экономике. И сегодня на уроке мы с вами познакомимся с характеристикой населения Зарубежной Европы.
По какому плану мы даём характеристику населению? (воспроизводство, миграции, состав и размещение населения)
Исходя из этого сформулируйте цель нашего урока.
3. Изучение нового материала
Цель: Рассмотреть вопросы воспроизводства населения, миграций, религиозного состава и размещения населения по территории Зарубежной Европы.
-Студенты записывают тему урока в тетради.
1.Заселение региона ( рассказывает преподаватель )
-До Великих географических открытий и после
-Заселение региона в первой и второй половине 20 века
2.Воспроизводство населения Зарубежной Европы
Преподаватель: Зарубежная Европа – регион с весьма сложной и не очень благоприятной демографической ситуацией. На мировом фоне он выделяется низкой рождаемостью и низким естественным приростом.
Вопрос к классу: Вспомните и назовите причины низкой рождаемости.
Ответ: Главной причиной низкой рождаемости в странах Зарубежной Европы является увеличение средней продолжительности жизни,что приводит к постепенному старению населения, а также резкое возрастание «цены» ребёнка, влияние городского образа жизни, непрочность семьи, слабое влияние религии.
Задание классу: На столах есть таблица «Воспроизводство населения Зарубежной Европы».
Проанализируйте эту таблицу. Назовите страны, являющиеся лидерами по показателям рождаемости, смертности и естественного прироста.
- На выполнение задания даётся 5-7 минут, а затем анализируют вместе с учителем.
Вывод по таблице: В Албании самый высокий уровень рождаемости и естественного прироста. Это связано с влиянием мусульманства. Сравнительно высокий уровень рождаемости в Ирландии, Исландии, Македонии. Но вместе с этим в Европе есть страны с очень низким показателем рождаемости – Болгария, Испания, Италия, ФРГ.
Вопрос к классу: Как вы думаете, в каких странах особенно остро стоит демографическая проблема? (В странах с низкой рождаемостью и низким естественным приростом)
Вопрос к классу: Какой вывод о типе воспроизводства населения можно сделать?
Ответ: Все страны Европы, кроме Албании, имеют первый тип воспроизводства: низкую рождаемость и низкий естественный прирост
Преподаватель: Если сравнивать эти показатели не по странам, а по регионам, то получится, что самая неблагоприятная ситуация в странах Восточной Европы. Это связано с тем, что долгое время этими странами проводилась жёсткая демографическая политика.
Например: В Болгарии и Венгрии право на аборты и использование контрацептивов было ограничено. В Румынии до 1989 года аборт разрешался только женщинам, имеющим 5 или более детей, а за незаконный аборт врачу грозило тюремное заключение. После снятия таких ограничений рождаемость в этих странах резко упала, что привело к отрицательному естественному приросту.
В Западной Европе ситуация тоже неблагоприятная и поэтому демографическая политика направлена на повышение рождаемости.
В Южной Европе сейчас также наблюдается низкий уровень рождаемости
В Северной Европе благоприятная ситуация наблюдается только в Ирландии и Исландии.
Миграции населения
В результате, согласно прогнозам ООН, население большинства стран региона к середине 21 века должно уменьшиться. Всё это привело к резкому изменению доли региона в мировой системе внешних миграций населения. Зарубежная Европа превратилась в очаг трудовой иммиграции ( примерно 20 млн. иностранных рабочих и членов их семей.)
Задание к классу: Используя рисунок 47 на стр.184 дайте характеристику Зарубежной Европы как главного региона иммиграции населения. Выделите страны с массовой иммиграцией и эммиграцией населения. Результаты занесите в таблицу:
Страны с массовой иммиграцией |
Страны с массовой эммиграцией |
|
|
На контурной карте покажите стрелками главные направления внешних миграций населения
-На задание даётся 5-7 минут, затем проверяется и делается вывод
Вывод: Страны эммиграции – страны бывшие колонии, страны иммиграции – страны метрополии.
3.Народы и языки Зарубежной Европы
Преподаватель: По национальному составу население Зарубежной Европы однородно; из 62 народов подавляющее большинство относится к индоевропейской языковой семье.
Д.: Карта « Народы и языки Европы «
Атлас стр. 12-13
-Учащиеся анализируют карту, учитель дополняет.
Преподаватель: Половина стран Европы считаются однонациональными, остальные являются многонациональными и двунациональными.( Например, Швейцария, Великобритания, Испания)
Так как в Европе немало государств со сложным национальным составом, там наблюдается обострение межнациональных отношений.
-СООБЩЕНИЕ студента « Проблемы межнациональных конфликтов в Европе»
Преподаватель: В Зарубежной Европе большое количество разнообразных религий.
Д.: Просмотр и анализ карты на диске « Религии Зарубежной Европы»
-Учащиеся анализируют, преподаватель обобщает и делает вывод.
Можно составить схему в тетради « Религии Зар.Европы
Религии Европы
|
|||||
Вывод: Господствующая религия- христианство
В Южной Европе – католицизм
В Северной Европе – протестантство
В Средней Европе – и католицизм и протестантство
В Европе находится Рим – мировой центр католицизма.
В последнее время развилось большое количество течений протестантизма.
- СООБЩЕНИЕ учащегося «Течения протестантизма»
Преподаватель:Зарубежная Европа является одним из наиболее густонаселённых регионов мира со средней плотностью населения свыше 100 человек на 1 км ². При этом размещение населения в регионе объясняется географией городов.
То есть, уровень урбанизации здесь один из самых высоких в мире: от 74% до 90% всего населения. Общее число городов измеряется многими тысячами, а сеть их очень густая.
Задание классу: Проанализируйте рисунок 48 «Крупнейшие городские агломерации Зарубежной Европы» на стр.185 в учебнике. Проанализируйте причины появления городов-миллионеров именно в тех районах, где они находятся.
По географическому положению города – миллионеры:
Задание классу: Сравните страны по числу городов-миллионеров. Какой вывод можно сделать?
Самое большое число городов-миллионеров находится в Великобритании-7, ФРГ-6, Италия-5, Франция-3, Польша -3. Крупнейшие города Европы размещаются вдоль европейского коридора
Д.: Таблица «Крупнейшие агломерации Зарубежной Европы» (ещё раз повторяем и называем)
Закрепление изученного материала
Д.: Диктор ещё раз читает материал, студенты слушают, затем обобщается материал урока и делается вывод по уроку.
Домашнее задание
-текст учебника, на контурных картах показать крупнейшие агломерации Зар.Европы
-по желанию: составить кроссворд «Города Зарубежной Европы»
Технологическая карта
Тема урока: Население Зарубежной Европы
Задание 1:На столах есть таблица «Воспроизводство населения Зарубежной Европы».
Проанализируйте эту таблицу. Назовите страны, являющиеся лидерами по показателям рождаемости, смертности и естественного прироста.
Задание 2: Используя рисунок 47 на стр.184 дайте характеристику Зарубежной Европы как главного региона иммиграции населения. Выделите страны с массовой иммиграцией и эммиграцией населения. Результаты занесите в таблицу:
Страны с массовой иммиграцией |
Страны с массовой эммиграцией |
|
|
На контурной карте покажите стрелками главные направления внешних миграций населения
Задание 3: Проанализируйте рисунок 48 «Крупнейшие городские агломерации Зарубежной Европы» на стр.185 в учебнике. Проанализируйте причины появления городов-миллионеров именно в тех районах, где они находятся. Сравните страны по числу городов миллионеров. Какой вывод можно сделать?
Тема урока: Регионы и страны мира. Австралия.
Цель урока: Формирование у студентов географического образа страны, рассмотрение экономико-географического положения страны, природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства Австралии; продолжение формирования умений работы с различными источниками географической информации; развитие речи студентов, воспитание коллективизма через организацию работы студентов в группах.
Оборудование: атласы, дополнительная литература, сборник «География в цифрах», компьютер, телевизор, диск «Уроки географии 10 класс» (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия), учебник .
Тип урока: Изучения нового материала
Ход урока
1.Организационный момент.
-Проверка посещаемости и готовности студентов к уроку
2.Повторение изученного материала
-Сегодня на уроке мы с вами продолжим путешествие по регионам и странам мира. Но прежде чем отправиться в путешествие, вы как и любые путешественники должны приобрести билеты. Стоимость вашего билета (или другими словами ваша оценка) будет зависеть от количества правильных ответов на вопросы по теме «Латинская Америка»: 0-3 балла – оценка «3», 4 балла – оценка «4», 5 баллов – оценка «5».
Проводится тест по вариантам (меняются листочками и проверяют друг друга, ставят оценку). Ответы теста на слайде.
-Молодцы! Билеты в путешествие приобрели все.
3.Изучение нового материала
-Отправляясь в путешествие хотелось бы прочитать вам стихотворение Г. Усова : (чтение стихотворения на слайде)
Она располагается под нами
Там, очевидно, ходят вверх ногами,
Там расцветают в октябре сады,
Там протекают реки без воды
(они в пустыне пропадают где-то).
Там в зарослях следы бескрылых птиц,
Там кошкам в пищу достаются змеи,
Рождаются зверята из яиц,
И там собаки лаять не умеют,
Деревья сами лезут из коры.
Там кролики страшней, чем наводненье…
-Наверно, вы догадались о каком регионе мира идёт речь и куда мы с вами отправимся в заочное путешествие сидя за партами в аудитории.
Тема нашего урока: Австралия (на слайде)
«Терра инкогнито», как в старину называли Австралию, и сейчас остаётся для нас землёй, полной загадок, сюрпризов и сокровищ. Как ни одно другое место на планете, Австралия поражает своим многообразием.
Давайте вспомним по какому плану мы с вами знакомимся с регионами?
Студенты отвечают: экономико-географическое положение, природно-ресурсный потенциал, население, хозяйство региона.
Исходя из этого давайте сформулируем цель нашего урока-путешествия.
Студенты отвечают, преподаватель корректирует.
Цель урока (на слайде): Сформировать представление о экономико-географическом положении Австралии, её природно-ресурсном потенциале, населении и хозяйстве.
А отправитесь в путешествие по Австралии вы сегодня не как студенты, а как представители Министерств Российской Федерации с целью изучения Австралии:
Задания для 1 группы (представители Министерства экономической и социальной географии)
Используя текст учебника (стр.257), дополнительные материалы и карты атласа выявите особенности экономико-географического и политико-географического положения Австралии. Выделите плюсы и минусы экономико-географического положения.
Задания для 2 группы (представители Министерства природных ресурсов и окружающей среды)
Используя текст учебника, дополнительные материалы и карты атласа дайте оценку природным ресурсам Австралии. Какие виды природных ресурсов имеются на территории и как природно-ресурсный потенциал влияет на развитие промышленности и сельского хозяйства?
Задания для 3 группы (представители Министерства по делам населения и демографической политики)
Используя дополнительные материалы, карты атласа и текст учебника (стр.257-258) дайте общую характеристику населению (численность, плотность, состав, размещение населения)
Задания для 4 группы (представители Министерства экономики, промышленности и сельского хозяйства)
Используя дополнительные материалы, текст учебника, карты атласа дайте общую характеристику экономике и сельскому хозяйству Австралии. Какие отрасли промышленности развиты в Австралии? На чём специализируется растениеводство и животноводство Австралии?
Задания для 5 группы (представители Министерства рекреационных ресурсов и туризма)
Используя дополнительную литературу, текст учебника, материалы Интернет проведите путешествие по достопримечательностям Австралии. Что привлекает туристов в Австралии?
-По результатам своего путешествия вы предоставите отчёт о своей работе, заполняя «Дневник путешествия».
Внимание всем: Работая с материалами выбрать самое главное, интересное по своей теме.
Ну а я сегодня для вас выступлю в роли консультанта – руководителя вашего путешествия.
4. Работа в группах по заданиям
5.Отчёт групп, оценка работы друг друга.
- Преподаватель после отчёта каждой группы, подводит итог, рассказывает интересные факты об Австралии.
6.Подведение итогов урока
– Мне бы очень хотелось, чтобы наш разговор об Австралии на этом не закончился. А если вас заинтересовала эта страна, советую вам прочитать книги Железнова «Еще одно открытие Австралии», В.Овчинникова «Своими глазами», которые помогут поближе познакомиться с яркими вехами истории, характерными чертами хозяйства и политики, ощутить дух страны. Кроме того, вы сможете лучше понять, какие они, сегодняшние австралийцы.
– И мне хотелось бы закончит наш урок словами из книги Ж.Верна «Дети капитана Гранта», где Паганель говорил: «…Этот край самый любопытный на всем земном шаре! Его возникновение, растения, животные, климат – всё это удивляло, удивляет и ещё удивит ученых всего мира. Представьте себе, друзья мои, материк, который, образовываясь, поднимался из морских волн ни своей центральной частью, краями, как какое-то гигантское кольцо – материк; в середине которого есть наполовину испарившееся внутреннее море, где реки с каждым днем всё больше и больше высыхают, где нет влаги, ни в воздухе, ни в почве, где деревья ежегодно теряют не листья, а кору; где листья обращены к солнцу не поверхностью, а ребром и не дают тени… Самая причудливая, самая нелогическая страна из всех когда-либо существовавших».
- рефлексия: понравился ли урок – путешествие, что понравилось или не понравилось.
7.Домашнее задание
На выбор: составить кроссворд по теме, написать сочинение «Австралия моими глазами…»
Дневник путешествия
Фамилия, имя_____________________________________________________
Тема урока________________________________________________________
Отметка за тест по Латинской Америке______________________________
1.Особенности экономико-географического положения
|
|
2.Характеристика природно-ресурсного потенциала |
а)минеральные:
б)другие виды ресурсов:
|
3.Характеристика населения |
а)численность:
б)плотность:
в)размещение:
г)состав:
д)языки:
е)другое:
|
4.Характеристика экономики |
а)отрасли промышленности:
б)растениеводство:
в)животноводство:
|
5.Рекреационные ресурсы и туризм
|
Достопримечательности:
|
Оценка содержания урока (подчеркните или отметьте):
Занимательно
Интересно
Познавательно
Полезно
Оценка деятельности на уроке (подчеркните или отметьте):
Задумался
Удивился
Убедился
Принял решение
Оценка внутреннего состояния на уроке (подчеркните или отметьте):
Взволнованное
Удовлетворённое
Отличное
Моя оценка за работу на уроке ________
Практическое занятие
Составление уравнений реакций окисления–восстановления, Подбор коэффициентов в них
Цель работы: составление окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса, определение окислителя, восстановителя (ОК03, ОК05)
Задания: Познакомьтесь с теоретическим материалом по теме «Окислительно-восстановительные реакции».
Краткие теоретические сведения по теме
«Окислительно-восстановительные реакции»
Степень окисления элемента - это условный заряд атома в молекуле, вычисленный исходя из предположения, что молекула состоит только их ионов.
Реакции, в ходе которых происходит изменение степени окисления элементов, называются окислительно-восстановительными.
Например: Zn + H2SO4= ZnSO4 + H2
Zn0 – 2e = Zn+2 процесс окисления; Zn0 - восстановитель
2H+1 + 2e = H20 процесс восстановления; Н+ - окислитель
Металлический цинк Отдает электроны, Окисляется, а сам является Восстановителем (восстановитель – это тот, кто электроны отдает).
Катионы водорода Взяли электроны, Восстановились, а сами являются Окислителями.
Соединение, содержащее элемент в высшей степени окисления, может быть только окислителем (например: KMnO4).
Соединение, содержащее элемент в низшей степени окисления, может быть только восстановителем (например: H2S).
Соединение, содержащее элемент в промежуточной степени окисления, может быть и окислителем, и восстановителем в зависимости от его роли в конкретной химической реакции (например: H2SO3).
Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций
методом электронного баланса
Алгоритм составления уравнений
Напишем уравнение реакции между алюминием и кислородом и определим степени окисления элементов
Al0 + O20 = Al2+3 O3-2
Чтобы получить степень окисления +3, атом алюминия должен отдать 3 электрона. Молекула кислорода, чтобы превратиться в кислородные атомы со степенью окисления -2, должна принять 4 электрона:
Al0 - 3e = Al+3 4 восст-ль, ок-ся
O20 + 4e = 2O-2 3 ок-ль, восст-ся
Чтобы количество отданных и принятых электронов выровнялось, первое уравнение надо умножить на 4, а второе – на 3. Для этого достаточно переместить числа отданных и принятых электронов против верхней и нижней строчки так, как показано на схеме вверху.
Если теперь в уравнении перед восстановителем (Al) мы поставим найденный нами коэффициент 4, а перед окислителем (O2) – найденный нами коэффициент 3, то количество отданных и принятых электронов выравнивается и становится равным 12.
Электронный баланс достигнут. Видно, что перед продуктом реакции Al2O3 необходим коэффициент 2. Теперь уравнение окислительно-восстановительной реакции уравнено: 4Al + 3O2 = 2Al2O3
Все преимущества метода электронного баланса проявляются в более сложных случаях:
KMnO4 + KCl + H2SO4 = Cl2 + MnSO4 + K2SO4 +H2O
Электронный баланс: Mn+7 + 5e = Mn+2 2 ок-ль, восст-ся
2Cl-1 - 2e = Cl2 5 восст-ль, ок-ся
2KMnO4 + 10KCl + 8H2SO4 = 5Cl2 + 2MnSO4 + 6K2SO4+8H2O
Выполните нижеприведенные задания:
1. Какие соединения и простые вещества могут проявлять только окислительные свойства? Выпишите такие вещества из предложенного перечня, укажите степень окисления элемента-окислителя:
Вариант 1 |
Вариант 2 |
NH3, CO, SO2, KMnO4, Сl2, HNO2. |
H2S, SiO, P2O3, H2SO4, H2SO3, N2 |
2. Какие соединения и простые вещества могут проявлять только восстановительные свойства? Выпишите такие вещества из предложенного перечня, укажите степень окисления элемента-восстановителя:
Вариант 1 |
Вариант 2 |
H2S, HMnO4, Mg, Al2O3, KNO3 |
H2SO3, NH3 , SiO2, P2O5, Fe |
3. Подберите коэффициенты в следующих уравнениях окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса, укажите окислитель и восстановитель:
1 вариант
1) NH3 + O2 → NO + H2O
2) PH3 + Cl2 → PCl3 + HCl
3) CuO + NH3 → Cu + N2 + H2O
4) Zn + H2SO4 → ZnSO4+ H2S + 4H2O
5) KMnO4 + Na2SO3 + H2SO4 → MnSO4 + Na2SO4 + K2SO4 + H2O
2 вариант
1) P + N2O→ N2 + P2O5
2) Н2S + Cl2 → S + HCl
3) HCl + MnO2 → Cl2 + MnCl2 + H2O
4) Cu + HNO3 → Cu(NO3)2 +NO + H2O
5) H2S + KMnO4 + H2SO4 → MnSO4 + S + K2SO4 + H2O
4. Письменно ответьте на задания контрольных вопросов для самопроверки.
Контрольные вопросы для самопроверки:
1. Высшая степень окисления элемента определяется:
а) по номеру периода б) по номеру группы
в) по порядковому номеру г) по подгруппе
2. Степень окисления восстановителя в окислительно-восстановительной реакции:
а) повышается б) понижается
в) остается без изменения г) сначала повышается, затем понижается
3. Схема, отражающая процесс окисления:
а) S0 → S-2 б) S+6 → S+4
в) S+4→ S+6 г) S+6 → S-2
4. Укажите вещество, в котором атом углерод имеет наибольшую степень окисления:
а) CО2 б) CH4
в) СО г) СаС2
5. Степень окисления атома азота в ионе аммония NH4+:
а) – 3 б) - 4
в) +3 г) + 4
Список литературы и Интернет - источников
1. Габриелян О.С. Химия для профессий и специальностей технического профиля [Текст]: учебник/О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов.-2-е изд; стер.-М.: Издательский центр «Академия»,-2016.-с.94
2. Окислительно-восстановительные реакции [Электронный ресурс]/http://chemege.ru/.- Режим доступа: http://chemege.ru/materials/ovr/- свободный.-Загл. с экрана
Литература:
1. Проблемы охраны здоровья и безопасности детей и подростков в системе образования: Сборник материалов Под общ. ред. профессора Н. А. Скляновой, И. В. Плющ. Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2002.- 196с.
2.Безопасность образовательного пространства: Научно-методическое издание для директора и учителя школы. / Под общ. ред. профессора Н. А. Скляновой, И. В. Плющ. Новосибирск: Изд-во СО РАМН, 2001.- 336с.
3. Здоровьесберегающие технологии в образовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения/Под ред. М. М. Безруких, В. Д. Сонькина. М.: ИВФ РАО, 2002. — 181 с.
4. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья в школе. М. «Аркти», 2005.− 320 с.
5. Журнал «География в школе» №7/ 2005
6. Беседы о здоровье школьников: Книги для учителей и родителей.- М.: Просвещение, 1992
7. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002.
8. www.eidos.ru/journal/
9. www.valeo.edu.ru
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.