Министерство образования Саратовской области
Новобурасский филиал
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области
«БАЗАРНОКАРАБУЛАКСКИЙ ТЕХНИКУМ АГРОБИЗНЕСА»
Методические рекомендации
по самостоятельной работе студентов
по дисциплине ОУД.09 Физика
программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
для профессии
35.01.13. «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства».
технического профиля
на базе основного общего образования с получением среднего общего образования
2019
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии
35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства (утв. Приказом Минобрнауки России от 02.08.2013 № 740, зарегистрировано в Минюсте России от 20.08.2013 № 29506). Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине ОУД.09 Физика
Организация-разработчик: Новобурасский филиал Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Базарнокарабулакский техникум агробизнеса»
Разработчик Захарова Н.М.- преподаватель ГАПОУ СО «БТА»
Одобрено на заседании комиссии общеобразовательных дисциплин Протокол № ___ от «___»_________20 ___ г. Председатель ___________ / Шалакова О.В./
|
Одобрено методическим советом Протокол № ___ от «___» __________ 20___ г. Председатель ___________ /Шалакова О.В./
|
Содержание
Ведение
Задания для самостоятельного выполнения
Список использованных источников
Приложения
1. Введение
Методические рекомендации к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по профессии 35.01.13.Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства предназначены для оказания помощи обучающимся в выполнении самостоятельной работы, составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине ОУД.09 Физика. На самостоятельную деятельность студента планируется 1/2 объема времени, отведенного на обязательную нагрузку по дисциплине Физика, что отражается в учебном плане и рабочей программе (180 часов обязательной нагрузки, из которых 90 часа занимает внеаудиторная самостоятельная работа, которая предполагает самостоятельное изучение студентами теоретического материала и выполнение самостоятельной работы).
Задачами самостоятельной работы являются:
· систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений;
· углубление и расширение теоретических знаний;
· формирование умений использовать справочную и учебную литературу;
· формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
· развитие исследовательских умений.
Настоящие методические указания содержат работы, которые позволят самостоятельно овладеть знаниями, умениями и навыками деятельности по специальности, опытом творческой и исследовательской деятельности и направлены на формирование следующих компетенций:
Код |
Наименование результата обучения |
ОК 1 |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2 |
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. |
ОК 3 |
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. |
ОК 4 |
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. |
ОК 5 |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6 |
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. |
ОК 7 |
Организовывать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности. |
ОК 8 |
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
В результате выполнения самостоятельных работ по ОУД.09 Физика по профессии 35.01.13.Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства студенты должны:
Уметь:
· описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
· отличать гипотезы от научных теорий;
· делать выводы на основе экспериментальных данных;
· приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
· приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
· воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
· применять полученные знания для решения физических задач;
· определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле;
· измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
Знать:
· смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
· смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд
· смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
· вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
Тема |
Вид работы |
Кол-во часов |
Самостоятельная работа №1 Введение |
Подготовка презентации по теме: «Современная картина мира» |
4 |
Самостоятельная работа №2 Кинематика |
Подготовка реферата «Графическое изображение различных видов движения» Подготовка реферата «Значение открытий Галилея» |
3 2 |
Самостоятельная работа №3 Законы механики Ньютона. |
Подготовка реферата «Основные виды сил в механике». |
2 |
Самостоятельная работа №4 Законы сохранения в механике. |
Подготовка реферата «Законы сохранения в механике». Подготовка реферата «Движение тела переменной массы» |
4
4
|
Самостоятельная работа №5 Основы молекулярно-кинетической теории. Идеальный газ. |
Составление физических кроссвордов по теме. |
2
|
Самостоятельная работа №6 Свойства жидкостей. |
Подготовка реферата «Жидкие кристаллы». |
2
|
Самостоятельная работа №7 Свойства твердых тел. |
Подготовка рефератов: «Определение зависимости скорости испарения от рода жидкости», «Испарение и конденсация», « Великие ученые физики» |
8 |
Самостоятельная работа №8 Электрическое поле |
Подготовка рефератов: «Определение элементарного заряда электрона», «Исследование электрического поля» |
8 |
Самостоятельная работа №9 Электрический ток в различных средах.
|
Подготовка рефератов: «Молния – газовый разряд в природных условиях» «Никола Тесла: жизнь и необычайные открытия»; «Полупроводниковые датчики температуры». |
9 |
Самостоятельная работа №10 Электромагнитная индукция.
|
Составление физических кроссвордов по теме. Подготовка презентации «Электрический ток в различных средах» Подготовить доклад «Описание электроизмерительного прибора». Выполнение реферата «Определение магнитного потока и магнитной индукции различных видов проводников с током». |
2 4
2 2
|
Самостоятельная работа №11 Механические колебания |
Выполнение реферата: «Установление связи физики и музыки» |
4 |
Самостоятельная работа №12 Упругие волны. |
Выполнение реферата «Ультразвук (получение, свойства, применение)». |
2 |
Самостоятельная работа №13 Электромагнитные волны. |
Выполнение презентации «Биографии великих ученых» |
5 |
Самостоятельная работа №14 Волновые свойства света |
Подготовка презентаций по темам: «Световые волны и их свойства », «Применение свойств электромагнитных излучений». |
5 |
Самостоятельная работа №15 Основы специальной теории относительности. |
Подготовка и оформление доклада на тему: «Нильс Бор—один из создателей современной физики» |
3 |
Самостоятельная работа №16 Квантовая оптика. |
Подготовка презентации по теме: «Фотоэффект. Применение явления фотоэффекта». |
3 |
Самостоятельная работа №17 Физика атома |
Подготовка презентации по теме: «Атомная физика. Изотопы. Применение радиоактивных изотопов». |
6 |
Самостоятельная работа №18 Эволюция звезд. Гипотеза происхождения Солнечной системы |
Подготовка презентации по теме: «Астрономия наших дней». |
4 |
Итого |
|
90 |
2. Задания для самостоятельного выполнения
Самостоятельная работа №1
Тема: Введение (4 часа)
Цель: научиться осуществлять подбор необходимой литературы, вычленять из нее главное, систематизировать имеющийся материал.
Задание 1. Подготовить презентацию по теме: «Современная картина мира» (Приложение3)
Самостоятельная работа №2
Тема: Кинематика (5 часов)
Цель: научиться осуществлять подбор необходимой литературы, вычленять из нее главное, систематизировать имеющийся материал.
Задание 1 Подготовить реферат «Графическое изображение различных видов движения»
(Приложение 1)
Задание 2. Подготовить реферат «Значение открытий Галилея» (Приложение 1)
Самостоятельная работа №3
Тема: Законы механики Ньютона (2 часа)
Цель: научиться осуществлять подбор необходимой литературы, вычленять из нее главное, систематизировать имеющийся материал.
Задание 1 Подготовить реферат «Основные виды сил в механике». (Приложение 1)
Самостоятельная работа №4
Тема: Законы сохранения в механике (8 часов)
Цель: научиться осуществлять подбор необходимой литературы, вычленять из нее главное, систематизировать имеющийся материал, расширение кругозора обучающихся.
Задание 1 Подготовить реферат «Законы сохранения в механике».
(Приложение 1)
Задание 2 Подготовить реферат «Движение тела переменной массы» (Приложение 1)
Самостоятельная работа №5
Тема: Основы молекулярно-кинетической теории. Идеальный газ. (2 часа)
Цель: научиться осуществлять подбор необходимой литературы, вычленять из нее главное, систематизировать имеющийся материал, расширение кругозора обучающихся.
Задание 1 Составить физический кроссворд по теме (Приложение 2)
Самостоятельная работа №6
Тема: Законы сохранения в механике (2 часа)
Цель: научиться осуществлять подбор необходимой литературы, вычленять из нее главное, систематизировать имеющийся материал, расширение кругозора обучающихся.
Задание 1 Подготовить реферат «Жидкие кристаллы». (Приложение 1)
Самостоятельная работа №7
Тема: Свойства твердых тел (8 часов)
Цель: научиться осуществлять подбор необходимой литературы, вычленять из нее главное, систематизировать имеющийся материал, расширение кругозора обучающихся.
Задание 1 Подготовить реферат «Определение зависимости скорости испарения от рода жидкости» (Приложение 1)
Задание 2 Подготовить реферат «Испарение и конденсация» (Приложение 1)
Задание 3 Подготовить реферат « Великие ученые физики» (Приложение 1)
Самостоятельная работа №8
Тема: Электрическое поле (8 часов)
Цель: научиться осуществлять подбор необходимой литературы, вычленять из нее главное, систематизировать имеющийся материал, расширение кругозора обучающихся.
Задание 1 Подготовить реферат «Определение элементарного заряда электрона»
(Приложение 1)
Задание 2 Подготовить реферат «Исследование электрического поля» (Приложение 1)
Самостоятельная работа №9
Тема: Электрический ток в различных средах. (9 часов)
Цель: научиться осуществлять подбор необходимой литературы, вычленять из нее главное, систематизировать имеющийся материал, расширение кругозора обучающихся.
Задание 1 Подготовить реферат «Молния – газовый разряд в природных условиях»
(Приложение 1)
Задание 2 Подготовить реферат «Никола Тесла: жизнь и необычайные открытия»
(Приложение 1)
Задание 3 Подготовить реферат «Полупроводниковые датчики температуры». (Приложение 1)
Самостоятельная работа №10
Тема: Электромагнитная индукция. (10 часов)
Цель: научиться осуществлять подбор необходимой литературы, вычленять из нее главное, систематизировать имеющийся материал, расширение кругозора обучающихся.
Задание 1 Составить физический кроссворд по теме (Приложение 2)
Задание 2 Подготовить презентацию по теме: «Электрический ток в различных средах»
(Приложение3)
Задание 3 Подготовить доклад «Описание электроизмерительного прибора».
(Приложение 4)
Задание 4 Подготовить реферат реферата «Определение магнитного потока и магнитной индукции различных видов проводников с током» (Приложение 1)
Самостоятельная работа №11
Тема: Механические колебания (4 часа)
Цель: научиться осуществлять подбор необходимой литературы, вычленять из нее главное, систематизировать имеющийся материал.
Задание 1 Подготовить реферат «Установление связи физики и музыки» (Приложение 1)
Самостоятельная работа №12
Тема: Упругие волны (2 часа)
Цель: научиться осуществлять подбор необходимой литературы, вычленять из нее главное, систематизировать имеющийся материал.
Задание 1 Подготовить реферат «Ультразвук (получение, свойства, применение)»
(Приложение 1)
Самостоятельная работа №13
Тема: Электромагнитные волны (5 часов)
Цель: научиться осуществлять подбор необходимой литературы, вычленять из нее главное, систематизировать имеющийся материал.
Задание 1. Подготовить презентацию по теме: «Биографии великих ученых» (Приложение3)
Самостоятельная работа №14
Тема: Волновые свойства света (5 часов)
Цель: научиться осуществлять подбор необходимой литературы, вычленять из нее главное, систематизировать имеющийся материал.
Задание 1. Подготовить презентацию по теме: «Световые волны и их свойства» (Приложение3)
Задание 1. Подготовить презентацию по теме: «Применение свойств электромагнитных излучений» (Приложение3)
Самостоятельная работа №15
Тема: Основы специальной теории относительности. (3 часа)
Цель: научиться осуществлять подбор необходимой литературы, вычленять из нее главное, систематизировать имеющийся материал.
Задание 1 Подготовить доклад на тему: «Нильс Бор—один из создателей современной физики» (Приложение 4)
Самостоятельная работа №16
Тема: Квантовая оптика (3 часа)
Цель: научиться осуществлять подбор необходимой литературы, вычленять из нее главное, систематизировать имеющийся материал.
Задание 1. Подготовить презентацию по теме: «Фотоэффект. Применение явления фотоэффекта» (Приложение3)
Самостоятельная работа №17
Тема: Физика атома (6 часов)
Цель: научиться осуществлять подбор необходимой литературы, вычленять из нее главное, систематизировать имеющийся материал.
Задание 1. Подготовить презентацию по теме: «Атомная физика. Изотопы. Применение радиоактивных изотопов» (Приложение3)
Самостоятельная работа №18
Тема: Эволюция звезд. Гипотеза происхождения Солнечной системы (4 часа)
Цель: научиться осуществлять подбор необходимой литературы, вычленять из нее главное, систематизировать имеющийся материал.
Задание 1. Подготовить презентацию по теме: «Астрономия наших дней» (Приложение3)
Критерии оценки самостоятельной работы обучающихся:
Оценка «5» ставится тогда, когда обучающийся:
- свободно применяет знания на практике;
- не допускает ошибок в воспроизведении изученного материала;
- выделяет главные положения в изученном материале и не затрудняется в ответах на видоизмененные вопросы;
- усваивает весь объем программного материала;
- материал оформлен аккуратно в соответствии с требованиями.
Оценка «4» ставится тогда когда обучающийся:
- знает весь изученный материал;
- отвечает без особых затруднений на вопросы преподавателя;
- умеет применять полученные знания на практике;
- в условных ответах не допускает серьезных ошибок, легко устраняет определенные неточности с помощью дополнительных вопросов преподавателя;
- материал оформлен недостаточно аккуратно и в соответствии с требованиями.
Оценка «3» ставится тогда когда обучающийся:
- обнаруживает освоение основного материала, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных дополняющих вопросов преподавателя;
- предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднения при ответах на воспроизводящие вопросы;
- материал оформлен не аккуратно или не в соответствии с требованиями
Оценка «2» ставится тогда, когда:
- имеются отдельные представления об изучаемом материале, но все, же большая часть не усвоена;
- материал оформлен не в соответствии с требованиями.
3. Список использованных источников
1. Дмитриева В. Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: учебник для образовательных учреждений сред. проф. образования. — М., 2016.
2. Дмитриева В. Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Сбор ник задач: учеб. пособие для образовательных учреждений сред. проф. образования. — М., 2017.
3. Дмитриева В. Ф., Васильев Л. И. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Контрольные материалы: учеб. пособия для учреждений сред. проф. образования / В. Ф. Дмитриева, Л. И. Васильев. — М., 2017.
4. Дмитриева В. Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Лабораторный практикум: учеб. пособия для учреждений сред. проф. образования / В. Ф. Дмитриева, А. В. Коржуев, О. В. Муртазина. — М., 2016
5. Дмитриева В. Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: электронный учеб.-метод. комплекс для образовательных учреждений сред. проф. образования. — М., 2016.
6. Дмитриева В. Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: электронное учебное издание (интерактивное электронное приложение) для образовательных учреждений сред. проф. образования. — М., 2017.
Приложение 1
Реферат (от латинского refero – сообщаю) – краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда (трудов), литературы по теме.
Это самостоятельная учебно-исследовательская работа студента, где раскрывается суть исследуемой студентом проблемы, изложение материала носит проблемно-тематический характер, показываются различные точки зрения, а также собственные взгляды на проблему. Содержание реферата должно быть логичным. Объем реферата колеблется от 5 до 15 страниц печатного текста формата А4.
Рекомендации по написанию реферата
Прежде чем выбрать тему реферата, определите свой интерес, над какой проблемой вы хотели бы работать, более глубоко изучить, и сформулируйте тему. Перед началом работы над рефератом следует наметить небольшой план и подобрать литературу. Прежде всего воспользуйтесь литературой, рекомендованной учебной программой, а затем расширьте список источников, не забудьте использовать специальные журналы, где вы найдете новейшую научную информацию.
Структура и формирование реферата:
· титульный лист;
· план-оглавление;
· введение (дается постановка вопроса, объясняется выбор темы, ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи реферата, дается характеристика используемой литературы);
· основная часть (каждый раздел основной части раскрывает отдельную проблему или одну из ее сторон и логически является продолжением друг друга);
· заключение (подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме реферата, даются рекомендации);
· библиография.
Этапы работы:
а) подбор и чтение литературы по теме, определение основной, ведущей мысли реферата, составление его плана;
б) написание рабочего варианта реферата;
в) редактирование и окончательное его оформление;
г) обсуждение реферата во время занятия и последующая его доработка по замечаниям студентов.
Критерии оценки реферата:
· Соответствие теме;
· Глубина проработки материала;
· Правильность и полнота использования источников;
· Оформление реферата.
По усмотрению преподавателя рефераты могут быть представлены к защите на занятии, а также может быть использовано индивидуальное собеседование преподавателя со студентом.
Приложение 2
Основные идеи технологии кроссворда:
Технология кроссворда взаимосвязана с проектной и игровой технологиями. И поэтому имеет сходные с ними идеи.
Это – развивающий, деятельностный, личностно-ориентированный, исследовательский, коммуникативный, рефлексивный подходы.
Как и любой другой проект, кроссворд ориентирован на личность учащегося. А это одно из самых главных требований к проектным заданиям.
Классификация кроссвордов
1. по форме:
- кроссворд - прямоугольник, квадрат; - кроссворд-ромб; - кроссворд-треугольник;
- круглый (циклический) кроссворд; - сотовый кроссворд; фигурный кроссворд;
- диагональный кроссворд и т.д.
2. по расположению:
- симметричные;
- асимметричными;
- с вольным расположением слов и др.
3. по содержанию:
- тематические;
- юмористические;
- учебные;
- числовые.
4. по названию страны:
- скандинавские;
- венгерские;
- английские;
- немецкие;
- итальянские и тд.
1. Классический кроссворд
Рис 1. Классический кроссворд
Рисунок данного кроссворда имеет, как правило, двух- или четырехстороннюю симметрию. Желательно, минимум, два пересечения, а в идеале, одиночные черные блоки, соприкасающиеся по диагонали. Бывают открытые кроссворды, т.е. черные блоки имеются и снаружи или закрытые - снаружи кроссворда только буквы.
2. Японский кроссворд
Рис 2. Японский кроссворд
- Оптимальный размер японского кроссворда по горизонтали - 20-35 или 55 клеток. Нежелательно количество клеток, не делящееся на 5 без остатка.
- Ряд (столбик) должен содержать не более пяти групп закрашенных клеток.
- Желательно, чтобы получившаяся картинка была узнаваемой и более-менее интересной.
- Японский кроссворд должен иметь однозначное решение.
3. Кейворд
Рис 3. Кейворд
Разновидность кроссворда, в клетках которого указаны числа заменяющие буквы. Для одинаковых букв одинаковые числа. Возможно, для упрощения разгадывания кроссворда, в нём уже указывается какое либо слово
4. Крисс-кросс
Рис 4. Крисс - крос
Дана сетка кроссворда и слова, которые необходимо в ней разместить. Возможно, также как и в кейворде, в сетке вписано слово или буквы, чтобы упростить начальный процесс.
5. Сканворд
Рис 5. Сканворд
Вопросы к словам записываются внутри сетки, в клетках не занятых буквами. Соответствие вопросов словам указывается стрелками. Если стрелки только горизонтальные и вертикальные - тип сканворда готика. Если есть стрелки и по диагонали, то италика
6. Филлворд
Рис 6. Филлворд
Данный тип кроссворда представляет из себя поле заполненное буквами. Во всём этом скоплении букв необходимо отыскать слова, которые приведены рядом в виде списка. Филлворды бывают двух типов: венгерские и немецкие. Венгерские предполагают направление слова в любом направлении, в том числе по ломаной линии. В данном типе филлворда одна буква может быть использована один раз.
1 этап – проектировочный
Обсуждение темы, содержания, этапы работы над предстоящим проектом, методы исследования, способы оформления результатов и формы их предъявления. Учащиеся овладевают умениями и навыками работы с информационными потоками на основе информационных технологий.
2 этап – содержательный
В процессе работы учащиеся:
- просматривают и изучают необходимый материал, как в лекциях, так и в дополнительных источниках информации;
- составляют список слов раздельно по направлениям;
- составляют вопросы к отобранным словам;
- проверяют орфографию текста, соответствие нумерации;
- оформляют готовый кроссворд.
3 этап – оценочно-результативный
На этом этапе учащиеся представляют свой проект перед зрителями, студентами своей группы, причём каждый раз форма представления может меняться. Один из вариантов – домашнее задание, или же использование кроссворда в ходе урока.
Общие требования при составлении кроссвордов:
При составлении кроссвордов необходимо придерживаться принципов наглядности и доступности
- Не допускается наличие "плашек" (незаполненных клеток) в сетке кроссворда;
- Не допускаются случайные буквосочетания и пересечения;
- Загаданные слова должны быть именами существительными в именительном падеже единственного числа;
- Двухбуквенные слова должны иметь два пересечения;
- Трехбуквенные слова должны иметь не менее двух пересечений;
- Не допускаются аббревиатуры (ЗиЛ и т.д.), сокращения (детдом и др.);
- Не рекомендуется большое количество двухбуквенных слов;
- Все тексты должны быть написаны разборчиво, желательно отпечатаны.
Требования к оформлению:
- На каждом листе должна быть фамилия автора, а также название данного кроссворда;
- Рисунок кроссворда должен быть четким;
- Сетки всех кроссвордов должны быть выполнены в двух экземплярах:
1-й экз. - с заполненными словами;
2-й экз. - только с цифрами позиций.
Ответы на кроссворд.
Ответы публикуются отдельно. Ответы предназначены для проверки правильности решения кроссворда и дают возможность ознакомиться с правильными ответами на нерешенные позиции условий, что способствует решению одной из основных задач разгадывания кроссвордов — повышению эрудиции и увеличению словарного запаса.
Оформление ответов на кроссворды:
- Для типовых кроссвордов и чайнвордов: на отдельном листе;
- Для скандинавских кроссвордов: только заполненная сетка;
- Для венгерских кроссвордов: сетка с аккуратно зачеркнутыми искомыми словами.
При выполнении самостоятельной работы в форме интерактивного кроссворда необходимо учитывать следующие правила:
1. Четкость изложения материала, полнота исследования темы;
2. Оригинальность составления кроссворда;
3. Практическая значимость работы;
4. Уровень стилевого изложения материала, отсутствие стилистических ошибок;
5. Уровень оформления работы, наличие или отсутствие грамматических и пунктуационных ошибок;
6. Количество вопросов в кроссворде, правильное их изложения.
Приложение 3
Компьютерная презентация
Компьютерную презентацию, сопровождающую выступление докладчика, удобнее всего подготовить в программе MS PowerPoint. Презентация как документ представляет собой последовательность сменяющих друг друга слайдов - то есть электронных страничек, занимающих весь экран монитора (без присутствия панелей программы). Чаще всего демонстрация презентации проецируется на большом экране, реже – раздается собравшимся как печатный материал. Количество слайдов адекватно содержанию и продолжительности выступления (например, для 5-минутного выступления рекомендуется использовать не более 10 слайдов).
На первом слайде обязательно представляется тема выступления и сведения об авторах. Следующие слайды можно подготовить, используя две различные стратегии их подготовки:
1 стратегия: на слайды выносится опорный конспект выступления и ключевые слова с тем, чтобы пользоваться ими как планом для выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:
ü объем текста на слайде – не больше 7 строк;
ü маркированный/нумерованный список содержит не более 7 элементов;
ü отсутствуют знаки пунктуации в конце строк в маркированных и нумерованных списках;
ü значимая информация выделяется с помощью цвета, кегля, эффектов анимации.
Особо внимательно необходимо проверить текст на отсутствие ошибок и опечаток. Основная ошибка при выборе данной стратегии состоит в том, что выступающие заменяют свою речь чтением текста со слайдов.
2 стратегия: на слайды помещается фактический материал (таблицы, графики, фотографии и пр.), который является уместным и достаточным средством наглядности, помогает в раскрытии стержневой идеи выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:
ü выбранные средства визуализации информации (таблицы, схемы, графики и т. д.) соответствуют содержанию;
ü использованы иллюстрации хорошего качества (высокого разрешения), с четким изображением (как правило, никто из присутствующих не заинтересован вчитываться в текст на ваших слайдах и всматриваться в мелкие иллюстрации);
Максимальное количество графической информации на одном слайде – 2 рисунка (фотографии, схемы и т.д.) с текстовыми комментариями (не более 2 строк к каждому). Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.
Основная ошибка при выборе данной стратегии – «соревнование» со своим иллюстративным материалов (аудитории не предоставляется достаточно времени, чтобы воспринять материал на слайдах). Обычный слайд, без эффектов анимации должен демонстрироваться на экране не менее 10 - 15 секунд. За меньшее время присутствующие не успеет осознать содержание слайда. Если какая-то картинка появилась на 5 секунд, а потом тут же сменилась другой, то аудитория будет считать, что докладчик ее подгоняет. Обратного (позитивного) эффекта можно достигнуть, если докладчик пролистывает множество слайдов со сложными таблицами и диаграммами, говоря при этом «Вот тут приведен разного рода вспомогательный материал, но я его хочу пропустить, чтобы не перегружать выступление подробностями». Правда, такой прием делать в начале и в конце презентации – рискованно, оптимальный вариант – в середине выступления.
Если на слайде приводится сложная диаграмма, ее необходимо предварить вводными словами (например, «На этой диаграмме приводится то-то и то-то, зеленым отмечены показатели А, синим – показатели Б»), с тем, чтобы дать время аудитории на ее рассмотрение, а только затем приступать к ее обсуждению. Каждый слайд, в среднем должен находиться на экране не меньше 40 – 60 секунд (без учета времени на случайно возникшее обсуждение). В связи с этим лучше настроить презентацию не на автоматический показ, а на смену слайдов самим докладчиком.
Особо тщательно необходимо отнестись к оформлению презентации. Для всех слайдов презентации по возможности необходимо использовать один и тот же шаблон оформления, кегль – для заголовков - не меньше 24 пунктов, для информации - для информации не менее 18. В презентациях не принято ставить переносы в словах.
Подумайте, не отвлекайте ли вы слушателей своей же презентацией? Яркие краски, сложные цветные построения, излишняя анимация, выпрыгивающий текст или иллюстрация — не самое лучшее дополнение к научному докладу. Также нежелательны звуковые эффекты в ходе демонстрации презентации. Наилучшими являются контрастные цвета фона и текста (белый фон – черный текст; темно-синий фон – светло-желтый текст и т. д.). Лучше не смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. Рекомендуется не злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже).
Неконтрастные слайды будут смотреться тусклыми и невыразительными, особенно в светлых аудиториях. Для лучшей ориентации в презентации по ходу выступления лучше пронумеровать слайды. Желательно, чтобы на слайдах оставались поля, не менее 1 см с каждой стороны. Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями). Использовать встроенные эффекты анимации можно только, когда без этого не обойтись (например, последовательное появление элементов диаграммы). Для акцентирования внимания на какой-то конкретной информации слайда можно воспользоваться лазерной указкой.
Диаграммы готовятся с использованием мастера диаграмм табличного процессора MS Excel. Для ввода числовых данных используется числовой формат с разделителем групп разрядов. Если данные (подписи данных) являются дробными числами, то число отображаемых десятичных знаков должно быть одинаково для всей группы этих данных (всего ряда подписей данных). Данные и подписи не должны накладываться друг на друга и сливаться с графическими элементами диаграммы. Структурные диаграммы готовятся при помощи стандартных средств рисования пакета MS Office. Если при форматировании слайда есть необходимость пропорционально уменьшить размер диаграммы, то размер шрифтов реквизитов должен быть увеличен с таким расчетом, чтобы реальное отображение объектов диаграммы соответствовало значениям, указанным в таблице. В таблицах не должно быть более 4 строк и 4 столбцов — в противном случае данные в таблице будет просто невозможно увидеть. Ячейки с названиями строк и столбцов и наиболее значимые данные рекомендуется выделять цветом.
Табличная информация вставляется в материалы как таблица текстового процессора MS Word или табличного процессора MS Excel. При вставке таблицы как объекта и пропорциональном изменении ее размера реальный отображаемый размер шрифта должен быть не менее 18 pt. Таблицы и диаграммы размещаются на светлом или белом фоне.
Если Вы предпочитаете воспользоваться помощью оператора (что тоже возможно), а не листать слайды самостоятельно, очень полезно предусмотреть ссылки на слайды в тексте доклада ("Следующий слайд, пожалуйста...").
Заключительный слайд презентации, содержащий текст «Спасибо за внимание» или «Конец», вряд ли приемлем для презентации, сопровождающей публичное выступление, поскольку завершение показа слайдов еще не является завершением выступления. Кроме того, такие слайды, так же как и слайд «Вопросы?», дублируют устное сообщение. Оптимальным вариантом представляется повторение первого слайда в конце презентации, поскольку это дает возможность еще раз напомнить слушателям тему выступления и имя докладчика и либо перейти к вопросам, либо завершить выступление.
Для показа файл презентации необходимо сохранить в формате «Демонстрация PowerPоint» (Файл — Сохранить как — Тип файла — Демонстрация PowerPоint). В этом случае презентация автоматически открывается в режиме полноэкранного показа (slideshow) и слушатели избавлены как от вида рабочего окна программы PowerPoint, так и от потерь времени в начале показа презентации.
После подготовки презентации полезно проконтролировать себя вопросами:
ü удалось ли достичь конечной цели презентации (что удалось определить, объяснить, предложить или продемонстрировать с помощью нее?);
ü к каким особенностям объекта презентации удалось привлечь внимание аудитории?
ü не отвлекает ли созданная презентация от устного выступления?
После подготовки презентации необходима репетиция выступления.
Критерии оценки презентации
Критерии оценки |
Содержание оценки |
1. Содержательный критерий |
правильный выбор темы, знание предмета и свободное владение текстом, грамотное использование научной терминологии, импровизация, речевой этикет |
2. Логический критерий |
стройное логико-композиционное построение речи, доказательность, аргументированность |
3. Речевой критерий |
использование языковых (метафоры, фразеологизмы, пословицы, поговорки и т.д.) и неязыковых (поза, манеры и пр.) средств выразительности; фонетическая организация речи, правильность ударения, четкая дикция, логические ударения и пр. |
4. Психологический критерий |
взаимодействие с аудиторией (прямая и обратная связь), знание и учет законов восприятия речи, использование различных приемов привлечения и активизации внимания |
5. Критерий соблюдения дизайн-эргономических требований к компьютерной презентации |
соблюдены требования к первому и последним слайдам, прослеживается обоснованная последовательность слайдов и информации на слайдах, необходимое и достаточное количество фото- и видеоматериалов, учет особенностей восприятия графической (иллюстративной) информации, корректное сочетание фона и графики, дизайн презентации не противоречит ее содержанию, грамотное соотнесение устного выступления и компьютерного сопровождения, общее впечатление от мультимедийной презентации |
Доклад – публичное сообщение, представляющее собой развёрнутое изложение определённой темы.
Этапы подготовки доклада:
1. Определение цели доклада.
2. Подбор необходимого материала, определяющего содержание доклада.
3. Составление плана доклада, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности.
4. Общее знакомство с литературой и выделение среди источников главного.
5. Уточнение плана, отбор материала к каждому пункту плана.
6. Композиционное оформление доклада.
7. Заучивание, запоминание текста доклада, подготовки тезисов выступления.
8. Выступление с докладом.
9. Обсуждение доклада.
10. Оценивание доклада
Композиционное оформление доклада – это его реальная речевая внешняя структура, в ней отражается соотношение частей выступления по их цели, стилистическим особенностям, по объёму, сочетанию рациональных и эмоциональных моментов, как правило, элементами композиции доклада являются: вступление, определение предмета выступления, изложение(опровержение), заключение.
Вступление помогает обеспечить успех выступления по любой тематике.
Вступление должно содержать:
· название доклада;
· сообщение основной идеи;
· современную оценку предмета изложения;
· краткое перечисление рассматриваемых вопросов;
· интересную для слушателей форму изложения;
· акцентирование оригинальности подхода.
Выступление состоит из следующих частей:
Основная часть, в которой выступающий должен раскрыть суть темы, обычно строится по принципу отчёта. Задача основной части: представить достаточно данных для того, чтобы слушатели заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами.
Заключение - это чёткое обобщение и краткие выводы по излагаемой теме.
Критерии оценки доклада:
Оценка 5 ставится, если выполнены все требования к написанию и защите работы: обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы.
Оценка 4 – основные требования к работе и её защите выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём; имеются упущения в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы.
Оценка 3 – имеются существенные отступления от требований к работе. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании или при ответе на дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует вывод.
Оценка 2 – тема не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.