Методические рекомендации
по составлению и использованию
общеобразовательной общеразвивающей программы по индивидуальной работе с одаренными детьми
Целью деятельности дополнительного образования в целом является - создание условий для жизненного личностного и профессионального самоопределения обучающихся. Дом детского творчества имеет огромный потенциал для работы в этом направлении. Предоставляет широкий спектр видов творческой деятельности, среди которых каждый обучающийся может найти себе дело по душе, которое, возможно, в будущем станет его профессией.
Очень важно, что Дом детского творчества дает большие возможности для развития детской одаренности. Ведь, чем раньше у ребенка обнаружатся способности к той или иной деятельности, чем больше внимания будет уделено их развитию, тем легче ему будет найти свое призвание.
Для развития одаренности обучающемуся необходимы как групповые, так и индивидуальные формы обучения.
Общеобразовательная общеразвивающая программа по индивидуальной работе с одаренными детьми - это программа, предназначенная для обучения одного или нескольких обучающихся, направленная на развитие индивидуальных способностей.
Общеобразовательная общеразвивающая программа по индивидуальной работе с одаренными детьми поможет одаренному ребенку раскрыть все свои таланты и определиться в мире профессий. Использование индивидуальных образовательных программ в системе дополнительного образования является одной из форм педагогической поддержки личностного, жизненного и профессионального самоопределения обучающихся.
Методика построения общеобразовательной общеразвивающей программы по индивидуальной работе с одаренными детьми мало разработана, в особенности для использования в системе дополнительного образования. Использование типовых образовательных программ в работе с одаренными детьми нецелесообразно, так как необходимо предельно индивидуализировать образовательную деятельность ребенка, то есть разработать программа по индивидуальной работе с одаренными детьми, исходя из их индивидуальных возможностей и особенностей.
На основе многолетнего опыта работы педагогов Дома детского творчества «Радуга», а так же многочисленных книг и статей о развитии детской одаренности, нами были составлены методические рекомендации по построению дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы индивидуальной работы с одаренными детьми.
Методика построения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы индивидуальной работы с одаренными детьми
Педагог, составляющий индивидуальную программу, должен опираться в первую очередь на содержание базовой программы своего объединения.
Приступая к созданию программы педагогу необходимо определить, по какому типу структурирован материал в его программе.
Определив тип структуры образовательной программы можно приступить к разработке.
Педагог, разрабатывающий дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу индивидуальной работы с одаренными детьми должен действовать примерно по такой схеме:
1. Определить организационные условия реализации программы
- уровень развития и образования одаренных детей, их качества и творческие способности, круг интересов;
- периодичность и продолжительность занятий, учитывая, что всего в учебном году 35 учебных недель;
- формы проведения занятий (индивидуальные, мелкогрупповые);
- место проведения занятий.
2. Определить цели и задачи программы
Цель – заранее запрограммированный результат, который человек должен получить в будущем в процессе осуществления той или иной деятельности (цель должна быть четко сформулирована, реальна, достижима).
Цель образовательной программы – запрограммированный педагогом конечный результат, который должен быть им и обучающимися достигнут в конце курса обучения (учебного года).
Задачи – пути достижения цели.
Задачи, которые решает педагог, складываются из 3-х аспектов:
- познавательный складывается из выполнения ряда требований: учить и научить каждого обучающегося добывать самостоятельно знания, показать обучающимся, что они должны делать, чтобы научится тому, чему их учат; формировать умения и навыки, то, что обучающийся должен познать, уметь в результате работы.
- развивающий аспект складывается из нескольких блоков: речевое развитие, развитие мышления, сенсорной сферы, речи, внимания, глазомера, двигательной сферы (точности выполнения заданий, упражнений, элементов), ориентировки в пространстве, мелкой моторики, умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, выделять главное, делать самостоятельно выводы и обобщения, планировать свою работу, осуществлять ее в должном темпе, применять доступные приемы самоконтроля.
- воспитывающий аспект должен предусматривать формирование и развитие волевых, нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, гражданских, экологических и других качеств личности обучающегося.
3. Разработать календарный учебный график.
Педагогу необходимо подобрать темы занятий дополнительно к темам из базовой программы, опираясь на интересы обучающихся, их возможности и поставленные цели.
Образец оформления календарного учебного графика
№ п/п |
Месяц |
Число |
Время проведения занятия |
Форма занятия |
Кол-во часов |
Тема занятия |
Место проведения |
Форма контроля |
3. Определить типы, формы и методы работы.
Типы занятий:
• комбинированный;
• применение полученных знаний и умений на практике;
• закрепления, повторения;
• итоговое.
Форма организации учебного занятия – внешний вид организации учебно-воспитательной работы.
Формы организации учебного занятия:
* кружковое занятие (индивидуальное, мелкогрупповое);
* соревнование;
* концерт;
* выставка;
* разработка и защита проекта;
* диспут;
* творческая мастерская;
* творческий отчет.
Метод – способ взаимосвязанной деятельности педагога и воспитанника, направленный на решение образовательно-воспитательных задач.
4. Определить прогноз результативности
Прогноз результативности – ожидаемый результат по итогам завершения обучения.
Три уровня усвоения материала:
знания;
умения;
навыки.
В этом разделе указываются уровни овладения всеми знаниями, умениями и навыками, приобретаемые обучающимися в процессе обучения, дается им конкретная характеристика.
5. Определить формы контроля, способы оценки и самооценки успехов обучающихся.
Специфика деятельности в дополнительном образовании предполагает творческий подход к выбору форм педагогического контроля. Целесообразно использовать следующие формы педагогического контроля:
- выставка. Может быть персональной или коллективной по различным направлениям дополнительного образования. Выставка является инструментом поощрения обучающихся.
- диктант. Форма представляет собой систему контрольно- диагностических заданий, содержащих широкий набор признаков, из которого обучающиеся самостоятельно выбирают те, которые им необходимы для описания того или иного предмета (объекта).
- зачет. В ходе зачета обучающиеся выполняют контрольные индивидуальные задания (как теоретические, так и практические) в устной или письменной форме.
- игры. Развивающие и познавательные игры способствуют развитию внимания, памяти, творческого воображения., аналитических способностей, воспитывают наблюдательность, привычку к самопроверке, учат доводить начатую работу до конца. Различные игры (дидактические) помогают закрепить и расширить предусмотренные программой знания, умения, навыки.
- конкурс творческих работ. Форма итогового контроля, проводится с целью определения уровня усвоения содержания образования, степени подготовленности к самостоятельной работе; выявление наиболее способных и талантливых детей.
- кроссворд.
- олимпиада. Это своеобразный смотр знаний, умений и навыков, который представляет собой, как правило, логическое сочетание различных творческих конкурсов.
- творческий отчет. Форма итогового контроля, направлена на подведение итогов работы образовательного объединения, определение уровня соответствия знаний, умений и навыков, обучающихся образовательному стандарту, на выявление уровня развития творческих способностей детей и подростков. Может проводиться по итогам изучения конкретной темы или после прохождения всего курса обучения. Представляет собой индивидуальные или коллективные творческие формы: концерт, презентация, фестиваль идей и т.д.
Рекомендуется проводить оценку успехов на каждом этапе освоения программы.
6. Оформить список используемой литературы.
При оформлении списка используемой литературы не стоит ограничиваться 3-4 источниками. Цель этого раздела – показать уровень теоретической подготовки педагога, его владение всеми необходимыми знаниями: педагогическими, методическими, психологическими.
Правильно оформленный список литературы – показатель грамотности педагога!
Должны быть представлены три списка литературы:
- перечень литературы, используемой педагогом в своей работе,
- литература, рекомендуемая для чтения детям.
-литература, рекомендуемая для чтения родителям.
Литература, используемая педагогом делится на основную и дополнительную. Основная литература - нормативные документы, регламентирующие деятельность учреждения. Дополнительная – педагогическая литература (за последние 5 лет).
Рекомендуемая литература.
1. Нормативные документы.
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. От 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации»
2. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы.
3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
4. Концепция развития дополнительного образования детей, от 04 сентября 2014 г. №1726-р.
5. Приложение №1 Письма Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»
6. Гигиенические требования к условиям обучения в учреждениях дополнительного образования: Сан Пин 2.4.4. 3172-14.
7. Конвенция ООН «О правах ребенка». – М., 2005.
8. Целевая программа «Дети Башкортостана»:
• Одаренные дети;
• Дети-сироты, с ограниченными возможностями, малообеспеченные, девиантные;
• Организация оздоровления, досуга и летнего отдыха детей.
2. Педагогическая литература.
1. Педагогика /Под редакцией Пидкасисто – Педагогическое наследие России, 2007.
2. Сластенин В.А. Общая педагогика в 2-х частях. – М.Академия, 2008.
3. Подласый И.П. Педагогика – М: Просвещение, 2007.
4. Харламов И. Ф. Педагогика – М: Юристъ – Гардарина, 2006.
5. Педагогика: педагогические теории, системы, Технологии / Под редакцией С.А. Смирнова – М.: Академия, 2008.
6. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных программ технологии. – М: Народное образование, 2006
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.