Методические рекомендации по составлению и использованию общеобразовательной общеразвивающей программы по индивидуальной работе с одаренными детьми
Оценка 4.9

Методические рекомендации по составлению и использованию общеобразовательной общеразвивающей программы по индивидуальной работе с одаренными детьми

Оценка 4.9
docx
07.02.2020
Методические рекомендации по составлению и использованию  общеобразовательной общеразвивающей программы по индивидуальной работе с одаренными детьми
Целью деятельности дополнительного образования в целом является - создание условий для жизненного личностного и профессионального самоопределения обучающихся. Дом детского творчества имеет огромный потенциал для работы в этом направлении. Предоставляет широкий спектр видов творческой деятельности, среди которых каждый обучающийся может найти себе дело по душе, которое, возможно, в будущем станет его профессией.
Метод. рекомендации по инд. работе.docx

Методические рекомендации

по составлению и использованию

общеобразовательной общеразвивающей программы по индивидуальной работе с одаренными детьми

 

Целью деятельности  дополнительного образования в целом является - создание условий для жизненного личностного и профессионального самоопределения обучающихся. Дом детского творчества имеет огромный потенциал для работы в этом направлении. Предоставляет широкий спектр видов творческой деятельности, среди которых каждый обучающийся может найти себе дело по душе, которое, возможно, в будущем станет его профессией.

Очень важно, что Дом детского творчества дает большие возможности для развития детской одаренности. Ведь, чем раньше у ребенка обнаружатся способности к той или иной деятельности, чем больше внимания будет уделено их развитию, тем легче ему будет найти свое призвание.

Для развития одаренности обучающемуся необходимы как групповые, так и  индивидуальные формы обучения.

Общеобразовательная общеразвивающая программа по индивидуальной работе с одаренными детьми - это программа, предназначенная для обучения одного или нескольких обучающихся, направленная на развитие индивидуальных способностей.

Общеобразовательная общеразвивающая программа по индивидуальной работе с одаренными детьми поможет одаренному ребенку раскрыть все свои таланты и определиться в мире профессий. Использование индивидуальных образовательных программ в системе дополнительного образования является одной из форм педагогической поддержки личностного, жизненного и профессионального самоопределения обучающихся.

Методика построения общеобразовательной общеразвивающей программы по индивидуальной работе с одаренными детьми мало разработана, в особенности для использования в системе дополнительного образования. Использование типовых образовательных программ в работе с одаренными детьми нецелесообразно, так как необходимо предельно индивидуализировать образовательную деятельность ребенка, то есть разработать программа по индивидуальной работе с одаренными детьми, исходя из их индивидуальных возможностей и особенностей.

На основе многолетнего опыта работы педагогов Дома детского творчества «Радуга», а так же многочисленных книг и статей о развитии детской одаренности, нами были составлены методические рекомендации по построению дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы индивидуальной работы с одаренными детьми.

 

Методика построения

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы индивидуальной работы с одаренными детьми

Педагог, составляющий индивидуальную программу, должен опираться в первую очередь на содержание базовой программы своего объединения.

Приступая к созданию программы педагогу необходимо определить, по какому типу структурирован материал в его программе.

Определив тип структуры образовательной программы можно приступить к разработке.

Педагог, разрабатывающий дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу индивидуальной работы с одаренными детьми должен действовать примерно по такой схеме:

1.     Определить организационные условия реализации программы

- уровень развития и образования одаренных детей, их качества и творческие способности, круг интересов;

- периодичность и продолжительность занятий, учитывая, что всего в учебном году 35 учебных недель;

- формы проведения занятий (индивидуальные, мелкогрупповые);

- место проведения занятий.

2.     Определить цели и задачи программы

Цель – заранее запрограммированный результат, который человек должен получить в будущем в процессе осуществления той или иной деятельности (цель должна быть четко сформулирована, реальна, достижима).

Цель образовательной программы – запрограммированный педагогом конечный результат, который должен быть им и обучающимися достигнут в конце курса обучения (учебного года).

Задачи – пути достижения цели.

Задачи, которые решает педагог, складываются из 3-х аспектов:

- познавательный складывается из выполнения ряда требований: учить и научить каждого обучающегося добывать самостоятельно знания, показать обучающимся, что они должны делать, чтобы научится тому, чему их учат; формировать умения и навыки, то, что обучающийся должен познать, уметь в результате работы.

- развивающий аспект складывается из нескольких блоков: речевое развитие, развитие мышления, сенсорной сферы, речи, внимания, глазомера, двигательной сферы (точности выполнения заданий, упражнений, элементов), ориентировки в пространстве, мелкой моторики, умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, выделять главное, делать самостоятельно выводы и обобщения, планировать свою работу, осуществлять ее в должном темпе, применять доступные приемы самоконтроля.

- воспитывающий аспект должен предусматривать формирование и развитие волевых, нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, гражданских, экологических и других качеств личности обучающегося.

3.      Разработать календарный учебный график.

Педагогу необходимо подобрать темы занятий дополнительно к темам из базовой программы, опираясь на интересы обучающихся, их возможности и поставленные цели.

Образец оформления календарного учебного графика

 

п/п

Месяц

Число

Время

проведения

занятия

Форма

занятия

Кол-во

часов

Тема

занятия

Место

проведения

Форма

контроля

 

3.                 Определить типы, формы и методы работы.

Типы занятий:

•        комбинированный;

•        применение полученных знаний и умений на практике;

•        закрепления, повторения;

•        итоговое.

Форма организации учебного занятия – внешний вид организации учебно-воспитательной работы.

Формы организации учебного занятия:

* кружковое занятие (индивидуальное, мелкогрупповое);

* соревнование;     

* концерт;                                            

* выставка; 

* разработка и защита проекта;                                         

* диспут;                                               

* творческая мастерская;

* творческий отчет.                                 

Метод – способ взаимосвязанной деятельности педагога и воспитанника, направленный на решение образовательно-воспитательных задач.

4.                 Определить прогноз результативности

Прогноз результативности – ожидаемый результат по итогам завершения обучения.

Три уровня усвоения материала:

знания;

умения;

навыки.

В этом разделе указываются уровни овладения всеми знаниями, умениями и навыками, приобретаемые обучающимися в процессе обучения, дается им конкретная характеристика.

5.                Определить формы контроля, способы оценки и самооценки успехов обучающихся.

Специфика деятельности в дополнительном образовании предполагает творческий подход к выбору форм педагогического контроля. Целесообразно использовать следующие формы педагогического контроля:

- выставка.  Может быть персональной или коллективной по различным направлениям дополнительного образования. Выставка является инструментом поощрения обучающихся.

- диктант.  Форма представляет собой систему контрольно- диагностических заданий, содержащих широкий набор признаков, из которого обучающиеся самостоятельно выбирают те, которые им необходимы для описания того или иного предмета (объекта).

- зачет. В ходе зачета обучающиеся выполняют контрольные индивидуальные задания (как теоретические, так и практические) в устной или письменной форме.

- игры. Развивающие и познавательные игры способствуют развитию внимания, памяти, творческого воображения., аналитических способностей, воспитывают наблюдательность, привычку к самопроверке, учат доводить начатую работу до конца. Различные игры (дидактические) помогают закрепить и расширить предусмотренные программой знания, умения, навыки.

- конкурс творческих работ. Форма итогового контроля, проводится с целью определения уровня усвоения содержания образования, степени подготовленности к самостоятельной работе; выявление наиболее способных и талантливых детей.

- кроссворд

- олимпиада.  Это своеобразный смотр знаний, умений и навыков, который представляет собой, как правило, логическое сочетание различных творческих конкурсов.

- творческий отчет. Форма итогового контроля, направлена на подведение итогов работы образовательного объединения, определение уровня соответствия знаний, умений и навыков, обучающихся образовательному стандарту, на выявление уровня развития творческих способностей детей и подростков. Может проводиться по итогам изучения конкретной темы или после прохождения всего курса обучения. Представляет собой индивидуальные или коллективные творческие формы: концерт, презентация, фестиваль идей и т.д.

Рекомендуется проводить оценку успехов на каждом этапе освоения программы.

6.                Оформить список используемой литературы.

При оформлении списка используемой литературы не стоит ограничиваться 3-4 источниками. Цель этого раздела – показать уровень теоретической подготовки педагога, его владение всеми необходимыми знаниями: педагогическими, методическими, психологическими.

Правильно оформленный список литературы – показатель грамотности педагога!

Должны быть представлены три списка литературы:

- перечень литературы, используемой педагогом в своей работе,

- литература, рекомендуемая для чтения детям.

-литература, рекомендуемая для чтения родителям.

         Литература, используемая педагогом делится на основную и дополнительную. Основная литература - нормативные документы, регламентирующие деятельность учреждения. Дополнительная – педагогическая литература (за последние 5 лет).

 

Рекомендуемая литература.

1. Нормативные документы.

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. От 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации»

2. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы.

3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.

4. Концепция развития дополнительного образования детей,  от 04 сентября 2014 г. №1726-р.

5. Приложение №1 Письма Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»

6. Гигиенические требования к условиям обучения в  учреждениях дополнительного образования: Сан Пин 2.4.4. 3172-14.

7. Конвенция ООН «О правах ребенка». – М., 2005.

8. Целевая программа «Дети Башкортостана»:

•        Одаренные дети;

•        Дети-сироты, с ограниченными возможностями, малообеспеченные, девиантные;

•        Организация оздоровления, досуга и летнего отдыха детей.

 

 2.  Педагогическая литература.

1. Педагогика  /Под редакцией Пидкасисто – Педагогическое наследие России, 2007.

2. Сластенин В.А. Общая педагогика в 2-х частях. – М.Академия, 2008.

3. Подласый И.П. Педагогика – М: Просвещение, 2007.

4. Харламов И. Ф. Педагогика – М: Юристъ – Гардарина, 2006.

5. Педагогика: педагогические теории, системы, Технологии / Под редакцией С.А. Смирнова – М.: Академия, 2008.

6. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных программ технологии. – М: Народное образование, 2006

 

 

 

                                                                               

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Методические рекомендации по составлению и использованию общеобразовательной общеразвивающей программы по индивидуальной работе с одаренными детьми

Методические рекомендации по составлению и использованию общеобразовательной общеразвивающей программы по индивидуальной работе с одаренными детьми

Методика построения общеобразовательной общеразвивающей программы по индивидуальной работе с одаренными детьми мало разработана, в особенности для использования в системе дополнительного образования

Методика построения общеобразовательной общеразвивающей программы по индивидуальной работе с одаренными детьми мало разработана, в особенности для использования в системе дополнительного образования

Определить цели и задачи программы

Определить цели и задачи программы

Разработать календарный учебный график

Разработать календарный учебный график

Прогноз результативности – ожидаемый результат по итогам завершения обучения

Прогноз результативности – ожидаемый результат по итогам завершения обучения

Форма итогового контроля, проводится с целью определения уровня усвоения содержания образования, степени подготовленности к самостоятельной работе; выявление наиболее способных и талантливых детей

Форма итогового контроля, проводится с целью определения уровня усвоения содержания образования, степени подготовленности к самостоятельной работе; выявление наиболее способных и талантливых детей

Литература, используемая педагогом делится на основную и дополнительную

Литература, используемая педагогом делится на основную и дополнительную

Сластенин В.А. Общая педагогика в 2-х частях

Сластенин В.А. Общая педагогика в 2-х частях
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2020