Белых Валентина Евгеньевна
учитель начальных классов
ГОУ РК «РЦО» РК г. Сыктывкар
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
«ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СТРУКТУРЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ФГОС НОО»
Основные особенности стандартов второго поколения требуют внесения изменений и в систему оценки, которая выступает не только как средство обучения, регулятор образовательного процесса, но и как самостоятельный элемент содержания, средство повышения эффективности преподавания и обучения.
Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы обучающиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, которая является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. Только при таком подходе приобретаются и формируются навыки и привычка к адекватной самооценке и взаимооценке, рассматриваемые как метапредметные результаты.
Что же такое самооценка?
Самооценка — это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, особенностей своей деятельности. Задача школы — обучить ребёнка самооценке своих действий, желаний, поступков, совместных действий, так как это универсальная компетенция, которая необходима человеку не только в учебной деятельности, но и на протяжении всей жизни.
Основными факторами, влияющими на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, являются оценочное поведение учителя, родителей и их отношение к образовательной деятельности. Постоянно сталкиваясь с оценками своей учебной работы и работы товарищей по классу, младший школьник начинает разбираться в своих собственных силах и учебных возможностях.
Основные функции самооценки:
- констатирующая (что из изученного материала я знаю хорошо, а что недостаточно)
- мобилизационно-побудительная (мне многое удалось в работе, но в этом вопросе я разобрался не до конца)
- проектировочная (чтобы не испытывать затруднений в дальнейшей работе, я обязательно должен повторить)
Что же делать, чтобы ученик адекватно оценивал свои результаты, а значит, сохранял психологическое и физическое здоровье? Ведь от правильной самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.
Для того, чтобы развитие самооценки было эффективным, следует выполнять следующие условия:
- совместная разработка учителем и учениками четких эталонов оценивания для каждого конкретного случая
-создание необходимого психологического настроя обучающихся для анализа собственных результатов
-обеспечение ситуации самостоятельного свободного эталонного оценивания учащимися своих результатов
-сопоставление и выводы об эффективности работы
-оставление учениками собственной программы деятельности на следующий этап обучения с учетом полученных результатов
Приёмы формирования адекватной самооценки младшего школьника.
1-й шаг. На первых уроках учитель выбирает для оценивания своих работ наиболее подготовленных учеников (на одном уроке по 1–3 ученика).
2-й шаг. Первое время учитель помогает ученику: сам задаёт вопросы по алгоритму самооценки (указывая на опорный сигнал)
1. В чем заключалось задание? (Приучаем помнить цель).
2. Выполнил? (Учим сопоставлять цель и результат)
3. Правильно? (Учим признавать ошибки).
4. Сам? (Учимся анализировать процесс выполнения).
3-й шаг. На последующих уроках самооценку по алгоритму предлагается произвести по очереди всем ученикам класса.
4-й шаг. Постепенно вместо проговаривания вопросов учитель предлагает ученикам самим, глядя на опорные сигналы, задавать себе эти вопросы и отвечать на них.
5-й шаг. Когда ученики начинают оценивать себя, не глядя на опорные сигналы, учитель может убрать их и доставать, только если у кого-то возникают затруднения. Базовое умение самооценки сформировано
Оценочная деятельность ученика есть целенаправленная активность по составлению характеристики собственных учебных действий и учебных достижений.
Деятельность ученика по самооцениванию включает две составляющих:
- понимание учеником критериев качества своей работы
- владение способами оценивания
Для осуществления оценочной деятельности учителю необходимо уметь:
- использовать разные виды оценочных шкал и инструменты оценивания
- разрабатывать и подбирать критерии (эталоны) оценки учебных достижений школьников
- разрабатывать и подбирать методы и формы контроля
- организовывать рефлексию учебной деятельности учащихся в соответствии с критериями и правилами оценочной деятельности
Оценочная деятельность проявляется в том, что ученик знает, что он знает хорошо, а что ему надо подучить. Он понимает, в чем причина его ошибки, умеет ее находить и исправлять, может придумать задание для работы над ошибками. ( Цукерман Г.А.).
Если мы хотим помочь нашим детям стать самостоятельными, необходимо учить их свободе решений и ответственности за свой выбор.
Литература:
1.Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М.: АСТ, 2008.
2. Дубровина И. В. Индивидуальные особенности школьников. / И.В Дубровина — М., 2005
3. Липкина А. И. Критичность и самооценка в учебной деятельности. — М., «Просвещение», 1968–217
4.Ишмаметьева Е.В. «Развитие самооценки в младшем школьном возрасте». «Нач. шк. +" 6. 2004 г
5.Цукерман Г. А., Гинзбург Д. В. Как учительская оценка влияет на детскую самооценку?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.