МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТЕМЕ «ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СТРУКТУРЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ФГОС НОО»
Оценка 4.9

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТЕМЕ «ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СТРУКТУРЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ФГОС НОО»

Оценка 4.9
Педсоветы
docx
преподавание
7 кл—10 кл
27.04.2020
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТЕМЕ «ФОРМИРОВАНИЕ  САМООЦЕНКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ  В СТРУКТУРЕ УЧЕБНОЙ    ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В  РАМКАХ ФГОС НОО»
Для того, чтобы развитие самооценки было эффективным, следует выполнять следующие условия: - совместная разработка учителем и учениками четких эталонов оценивания для каждого конкретного случая -создание необходимого психологического настроя обучающихся для анализа собственных результатов -обеспечение ситуации самостоятельного свободного эталонного оценивания учащимися своих результатов -сопоставление и выводы об эффективности работы -оставление учениками собственной программы деятельности на следующий этап обучения с учетом полученных результатов
Белых Валентина Евгеньевна методические рекомендации.docx

 

Белых Валентина Евгеньевна

учитель начальных классов

  ГОУ РК «РЦО»  РК г. Сыктывкар

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

«ФОРМИРОВАНИЕ  САМООЦЕНКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ  В СТРУКТУРЕ УЧЕБНОЙ    ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В  РАМКАХ ФГОС НОО»

 

                                                        

    

  Основные особенности стандартов второго поколения требуют внесения изменений и в систему оценки, которая выступает не только как средство обучения, регулятор образовательного процесса, но и как самостоятельный элемент содержания, средство повышения эффективности преподавания и обучения.

      Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы обучающиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, которая является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. Только при таком подходе приобретаются и формируются навыки и привычка к адекватной самооценке и взаимооценке, рассматриваемые как метапредметные результаты.

   Что же такое самооценка?

  Самооценка — это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, особенностей своей деятельности. Задача школы — обучить ребёнка самооценке своих действий, желаний, поступков, совместных действий, так как это универсальная компетенция, которая необходима человеку не только в учебной деятельности, но и на протяжении всей жизни.

    Основными факторами, влияющими на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, являются оценочное поведение учителя, родителей и их отношение к образовательной деятельности. Постоянно сталкиваясь с оценками своей учебной работы и работы товарищей по классу, младший школьник начинает разбираться в своих собственных силах и учебных возможностях.

   Основные функции самооценки:

- констатирующая  (что из изученного материала я знаю хорошо, а что недостаточно)

- мобилизационно-побудительная (мне многое удалось в работе, но в этом вопросе я разобрался не до конца)

- проектировочная (чтобы не испытывать затруднений в дальнейшей работе, я обязательно должен повторить)

     Что же делать, чтобы ученик адекватно оценивал свои результаты, а значит, сохранял психологическое и физическое здоровье? Ведь от правильной самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.

     Для того, чтобы развитие самооценки было эффективным, следует выполнять следующие условия:

- совместная разработка учителем и учениками четких эталонов оценивания для каждого конкретного случая

-создание необходимого психологического настроя обучающихся для анализа собственных результатов

-обеспечение ситуации самостоятельного свободного эталонного оценивания учащимися своих результатов

 -сопоставление и выводы об эффективности работы

 -оставление учениками собственной программы деятельности на следующий этап обучения с учетом полученных результатов

     Приёмы формирования  адекватной самооценки младшего школьника.

1-й шаг. На первых уроках учитель выбирает для оценивания своих работ наиболее подготовленных учеников (на одном уроке по 1–3 ученика).

2-й шаг. Первое время учитель помогает ученику: сам задаёт вопросы по алгоритму самооценки (указывая на опорный сигнал)

1. В чем заключалось задание? (Приучаем помнить цель).

2. Выполнил? (Учим сопоставлять цель и результат)

3. Правильно? (Учим признавать ошибки).

4. Сам? (Учимся анализировать процесс выполнения).

3-й шаг. На последующих уроках самооценку по алгоритму предлагается произвести по очереди всем ученикам класса.

4-й шаг. Постепенно вместо проговаривания вопросов учитель предлагает ученикам самим, глядя на опорные сигналы, задавать себе эти вопросы и отвечать на них.

5-й шаг. Когда ученики начинают оценивать себя, не глядя на опорные сигналы, учитель может убрать их и доставать, только если у кого-то возникают затруднения. Базовое умение самооценки сформировано

     Оценочная деятельность ученика  есть целенаправленная активность  по составлению  характеристики  собственных  учебных действий и  учебных  достижений.

 Деятельность ученика по самооцениванию  включает две составляющих:

- понимание  учеником  критериев качества своей работы

- владение способами оценивания

    Для осуществления оценочной деятельности учителю необходимо уметь:

- использовать разные виды оценочных шкал и инструменты оценивания

- разрабатывать и подбирать критерии (эталоны) оценки учебных достижений школьников

- разрабатывать и подбирать методы и формы контроля

- организовывать рефлексию учебной деятельности учащихся в соответствии с критериями и правилами оценочной деятельности

       Оценочная деятельность  проявляется в том, что ученик знает, что он знает хорошо, а что ему надо подучить. Он понимает, в чем причина его ошибки,  умеет ее находить и исправлять, может  придумать задание для работы над ошибками. ( Цукерман Г.А.).

            Если мы хотим помочь нашим детям стать самостоятельными, необходимо учить их свободе решений и ответственности за свой выбор.

 

Литература:

1.Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М.: АСТ, 2008.

2. Дубровина И. В.   Индивидуальные особенности школьников. / И.В Дубровина — М., 2005

3. Липкина А. И. Критичность и самооценка в учебной деятельности. — М., «Просвещение», 1968–217

4.Ишмаметьева Е.В. «Развитие самооценки в младшем школьном возрасте». «Нач. шк. +" 6. 2004 г

5.Цукерман Г. А., Гинзбург Д. В. Как учительская оценка влияет на детскую самооценку?


 

Белых Валентина Евгеньевна учитель начальных классов

Белых Валентина Евгеньевна учитель начальных классов

Основными факторами, влияющими на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, являются оценочное поведение учителя, родителей и их отношение к образовательной деятельности

Основными факторами, влияющими на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, являются оценочное поведение учителя, родителей и их отношение к образовательной деятельности

Приёмы формирования адекватной самооценки младшего школьника

Приёмы формирования адекватной самооценки младшего школьника

Оценочная деятельность проявляется в том, что ученик знает, что он знает хорошо, а что ему надо подучить

Оценочная деятельность проявляется в том, что ученик знает, что он знает хорошо, а что ему надо подучить
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.04.2020