МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТЕМЕ «ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СТРУКТУРЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ФГОС НОО»

  • Педсоветы
  • docx
  • 27.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Для того, чтобы развитие самооценки было эффективным, следует выполнять следующие условия: - совместная разработка учителем и учениками четких эталонов оценивания для каждого конкретного случая -создание необходимого психологического настроя обучающихся для анализа собственных результатов -обеспечение ситуации самостоятельного свободного эталонного оценивания учащимися своих результатов -сопоставление и выводы об эффективности работы -оставление учениками собственной программы деятельности на следующий этап обучения с учетом полученных результатов
Иконка файла материала Белых Валентина Евгеньевна методические рекомендации.docx

 

Белых Валентина Евгеньевна

учитель начальных классов

  ГОУ РК «РЦО»  РК г. Сыктывкар

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

«ФОРМИРОВАНИЕ  САМООЦЕНКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ  В СТРУКТУРЕ УЧЕБНОЙ    ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В  РАМКАХ ФГОС НОО»

 

                                                        

    

  Основные особенности стандартов второго поколения требуют внесения изменений и в систему оценки, которая выступает не только как средство обучения, регулятор образовательного процесса, но и как самостоятельный элемент содержания, средство повышения эффективности преподавания и обучения.

      Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы обучающиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, которая является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. Только при таком подходе приобретаются и формируются навыки и привычка к адекватной самооценке и взаимооценке, рассматриваемые как метапредметные результаты.

   Что же такое самооценка?

  Самооценка — это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, особенностей своей деятельности. Задача школы — обучить ребёнка самооценке своих действий, желаний, поступков, совместных действий, так как это универсальная компетенция, которая необходима человеку не только в учебной деятельности, но и на протяжении всей жизни.

    Основными факторами, влияющими на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, являются оценочное поведение учителя, родителей и их отношение к образовательной деятельности. Постоянно сталкиваясь с оценками своей учебной работы и работы товарищей по классу, младший школьник начинает разбираться в своих собственных силах и учебных возможностях.

   Основные функции самооценки:

- констатирующая  (что из изученного материала я знаю хорошо, а что недостаточно)

- мобилизационно-побудительная (мне многое удалось в работе, но в этом вопросе я разобрался не до конца)

- проектировочная (чтобы не испытывать затруднений в дальнейшей работе, я обязательно должен повторить)

     Что же делать, чтобы ученик адекватно оценивал свои результаты, а значит, сохранял психологическое и физическое здоровье? Ведь от правильной самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.

     Для того, чтобы развитие самооценки было эффективным, следует выполнять следующие условия:

- совместная разработка учителем и учениками четких эталонов оценивания для каждого конкретного случая

-создание необходимого психологического настроя обучающихся для анализа собственных результатов

-обеспечение ситуации самостоятельного свободного эталонного оценивания учащимися своих результатов

 -сопоставление и выводы об эффективности работы

 -оставление учениками собственной программы деятельности на следующий этап обучения с учетом полученных результатов

     Приёмы формирования  адекватной самооценки младшего школьника.

1-й шаг. На первых уроках учитель выбирает для оценивания своих работ наиболее подготовленных учеников (на одном уроке по 1–3 ученика).

2-й шаг. Первое время учитель помогает ученику: сам задаёт вопросы по алгоритму самооценки (указывая на опорный сигнал)

1. В чем заключалось задание? (Приучаем помнить цель).

2. Выполнил? (Учим сопоставлять цель и результат)

3. Правильно? (Учим признавать ошибки).

4. Сам? (Учимся анализировать процесс выполнения).

3-й шаг. На последующих уроках самооценку по алгоритму предлагается произвести по очереди всем ученикам класса.

4-й шаг. Постепенно вместо проговаривания вопросов учитель предлагает ученикам самим, глядя на опорные сигналы, задавать себе эти вопросы и отвечать на них.

5-й шаг. Когда ученики начинают оценивать себя, не глядя на опорные сигналы, учитель может убрать их и доставать, только если у кого-то возникают затруднения. Базовое умение самооценки сформировано

     Оценочная деятельность ученика  есть целенаправленная активность  по составлению  характеристики  собственных  учебных действий и  учебных  достижений.

 Деятельность ученика по самооцениванию  включает две составляющих:

- понимание  учеником  критериев качества своей работы

- владение способами оценивания

    Для осуществления оценочной деятельности учителю необходимо уметь:

- использовать разные виды оценочных шкал и инструменты оценивания

- разрабатывать и подбирать критерии (эталоны) оценки учебных достижений школьников

- разрабатывать и подбирать методы и формы контроля

- организовывать рефлексию учебной деятельности учащихся в соответствии с критериями и правилами оценочной деятельности

       Оценочная деятельность  проявляется в том, что ученик знает, что он знает хорошо, а что ему надо подучить. Он понимает, в чем причина его ошибки,  умеет ее находить и исправлять, может  придумать задание для работы над ошибками. ( Цукерман Г.А.).

            Если мы хотим помочь нашим детям стать самостоятельными, необходимо учить их свободе решений и ответственности за свой выбор.

 

Литература:

1.Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М.: АСТ, 2008.

2. Дубровина И. В.   Индивидуальные особенности школьников. / И.В Дубровина — М., 2005

3. Липкина А. И. Критичность и самооценка в учебной деятельности. — М., «Просвещение», 1968–217

4.Ишмаметьева Е.В. «Развитие самооценки в младшем школьном возрасте». «Нач. шк. +" 6. 2004 г

5.Цукерман Г. А., Гинзбург Д. В. Как учительская оценка влияет на детскую самооценку?