Разработка дорожной карты исследовательского проекта
Исследовательский проект – проект, в котором дети проходят все этапы исследований (формулировка проблемы, обзор источников информации по теме исследования, выдвижение гипотез, постановка эксперимента, формулировка выводов, защита).
Цель исследовательского проекта – ответ на поставленный вопрос исследования.
Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. Этот тип проектов предполагает:
• аргументацию актуальности взятой для исследования темы,
• формулирование проблемы исследования,
• его предмета и объекта,
• обозначение задач исследования в последовательности принятой логики,
• определение методов исследования,
• выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы,
• разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных,
• обсуждение полученных результатов,
• выводы,
• оформление результатов исследования,
• обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования.
«Дорожные карты» - термин больше из сферы политики, экономики, бизнеса. Перенос этого инструмента на социальную сферу, в данном случае на образование, имеет свои преимущества.
Дорожная карта — это графическое отображение генерального плана с обозначением основных этапов, ключевых целей и сроков, главный документ для реализации стратегии.
Это мероприятия, действия для достижения какой-либо цели, соглашение о проведении таких мероприятий.
Дорожная карта — один из самых простых, удобных и популярных методов планирования.
С помощью дорожных карт обнаруживаются пробелы (недочеты) в планах, что позволяет избежать, а не решать возможные проблемы в будущем; с помощью дорожных карт удается ставить более реалистичные цели; дорожная карта вырабатывает своеобразный «путеводитель» позволяя идентифицировать промежуточные результаты и корректировать деятельность; создание дорожных карт подразумевает обмен информацией между заинтересованными лицами.
Тема. Тема – предмет (суть) рассуждения или изложения.
Тема проекта или исследования – обозначение содержательного поля работы (о чем? по поводу чего) с конкретизацией деталей в формулировке темы работы.
Тема – ракурс, в котором рассматривается проблема. По сути, сама тема должна содержать проблему, следовательно, для сознательного определения и уточнения темы необходимо выявление исследовательской проблемы.
Оригинальность темы, свежий взгляд на привычные вещи определяет успешность всей работы. Поскольку эффективность работы определяется степенью заинтересованности ребёнка, то и тему проекта надо искать в сфере его интересов.
Проблема – вопрос, требующий решения, противоречие между желаемым и возможным. Проблема возникает у ребёнка от незнания, недостатка опыта. Данное понятие является обязательной составляющей исследования, определяет его цель. Решить проблему – это значит добыть знания по этой теме.
Актуальность – важность, значительность чего-либо. Данный аспект обязательно учитывается при оценке проектов на конкурсах. Необходимо дать ответ на вопрос: почему данную проблему нужно изучать в настоящее время? Оценивая актуальность, правильнее будет рассматривать работу не с точки зрения значимости для науки, общества, страны, а с точки зрения значимости для ребёнка, его развития. Если тема интересна и важна для ученика, значит, она актуальна!
Актуальность можно формулировать с помощью следующих фраз:
«Изучаемая тема (тема проекта) актуальна по причине…»
«Тема представляет теоретический и практический интересы, потому что…»
«На актуальность темы указывают такие факторы, как…»
«Актуальность работы заключается в...»
«Актуальность темы работы обусловлена...»
Сформулировать достаточно полную и объективную актуальность темы помогут ответы на следующие вопросы:
1) Почему тема работы сейчас важна?
Рекомендация по формулировке: Тема данной работы сегодня весьма актуальна, потому что…
2) Насколько тема работы сейчас важна (актуальна)?
Рекомендация по формулировке: Тема «..название темы…» имеет очень больше значение, потому что сегодня…
3) Насколько тема работы популярна в научной литературе и других источниках?
Важно просто указать, как часто и в каких видах источников (книгах, журналах, диссертациях, СМИ) упоминается тема Вашей работы или близкая к ней.
4) Имеют ли место резкие изменения в состоянии (положении, уровне) данного вопроса в последние годы?
5) Почему это важно (актуально) конкретно для Вас или для Вашей будущей профессии?
Гипотеза – это предположение, рассуждение, догадка, еще не доказанная и не подтвержденная опытом.
Обычно гипотезы начинаются словами:
§ предположим,
§ допустим,
§ возможно,
§ что, если
Методы. Метод – путь исследования, способ достижения цели, совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.
Предлагаем список доступных методов исследования:
• подумать самостоятельно;
• прочитать книги о том, что исследуешь;
• познакомиться с кино- и телефильмами по этой проблеме;
• найти информацию в глобальных компьютерных сетях, например в сети Интернет;
• спросить у других людей;
• понаблюдать;
• провести эксперимент.
Объект и предмет исследования
Объект исследования - это то, что будет взято учащимся для изучения, исследования. Это не обязательно может быть какой-либо неживой предмет или живое существо. Объектом исследования может быть процесс или явление действительности. Обычно название объекта исследования содержится в ответе на вопрос что рассматривается?
Предмет исследования — это особая проблема, отдельные стороны объекта, его свойства и особенности, которые, не выходя за рамки исследуемого объекта, будут исследованы в работе. Обычно название предмета исследования содержится в ответе на вопрос: что изучается?
Вещество – цвет вещества
Лёд – плотность льда
Как сформулировать цель и задачи исследовательского проекта.
Цель исследования - это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы.
Формулировку цели исследования может начинаться следующим образом:
выявление...;
обоснование...;
уточнение...;
конструирование …;
определение...;
исследование...;
обобщение…;
описание…;
создание…;
формирование …
Задачи исследования обычно начинаются с таких глаголов, как:
выяснить...;
изучить...;
провести...;
рассмотреть...;
· найти...;
описать...
Продукт проекта. Продуктом детского проекта может быть любой вербальный или материальный объект, придуманный и созданный учеником. Вот возможные варианты продуктов: макет, книга, альбом, картина, видеофильм, презентация, рассказ, викторина, сценарий праздника, экскурсия, мастер-класс, рецепт, инструкция, памятка, лэпбук, поделка и т.д.
|
|
Проблема проекта |
"Почему?" |
Цель проекта |
"Зачем?" (мы делаем проект) |
Задачи проекта |
"Что?" (для этого мы делаем) |
Методы и способы |
"Как?" (мы это можем делать) |
Результат |
"Что получится?" (как решение проблемы) |
Дорожная карта исследовательского проекта:
ФИО слушателя________________________________________________________
Класс________________________________________________________________
Предмет______________________________________________________________
Тема _________________________________________________________________
Тема проекта __________________________________________________________
Исследуемый объект ___________________________________________________
Цель проекта __________________________________________________________
Продукт проекта _______________________________________________________
Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные):_________
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Продукт |
1. Разработка проектного задания (подготовительный) Задача этапа: выбор темы исследования, выбор объекта и предмета изучения, определение цели, задач, выдвижение гипотезы исследования, составление плана, выбор методов |
|
|
|
1.1. Выбор темы проекта
|
Учитель отбирает возможные темы и предлагает их учащимся. |
Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме. |
|
Учитель предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта. |
Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения |
||
Учитель участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися. |
Учащиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения. |
||
1.2. Выделение подтем в теме проекта
|
Учитель предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора |
Каждый ученик выбирает себе подтему или предлагает новую. |
|
Учитель принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта |
Учащиеся активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый ученик выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль). |
||
1.3. Формирование творческих групп |
Учитель проводит организационную работу по объединению школьников, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности |
Учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды |
|
1.4. Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задание для команд, отбор литературы |
Если проект объемный, то учитель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу |
Вопросы для поиска ответа вырабатываться могут в командах с последующим обсуждением классом. |
|
1.5. Определение форм выражения итогов проектной деятельности |
Учитель принимает участие в обсуждении |
Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т.д. |
|
2. Теоретический этап Задача этапа: осуществить сбор информации по исследуемой теме |
Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность. |
Учащиеся осуществляют поисковую деятельность |
|
3. Практический этап Задача этапа: провести исследование |
Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность. |
Учащиеся осуществляют исследовательскую деятельность |
|
3. Аналитический этап Задача этапа: обработать собранные материалы и полученные данные |
Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность. |
Учащиеся вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами. |
|
4. Презентационный Задача этапа: представить полученные результаты |
Учитель организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей и др). |
Докладывают о результатах своей работы |
|
5. Рефлексивный Задача этапа: проанализировать результаты работы |
Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их оценки |
Осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки других. Желательна групповая рефлексия |
|
Гипотезу, объект, методы исследования, дидактические средства и оборудование выделяем подчеркиванием в содержании деятельности учителя.
В метапредметных результатах указываем познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД
Критерии оценки дорожной карты:
1. Формулировка цели соответствует теме фрагмента внеурочного занятия
2. Тема исследования соответствует теме фрагмента внеурочного занятия
3. Гипотеза исследования соответствует объекту исследования
4. Определены методы исследования
5. Указаны дидактические средства и оборудование
6. Планируемые познавательные УУД соответствуют теме
7. Планируемые регулятивные УУД соответствуют теме
8. Планируемые коммуникативные УУД соответствуют теме
9. Планируемые личностные результаты соответствуют теме
10. Этапы фрагмента внеурочного занятия соответствуют логике исследования
11. Сформулированы задачи для каждого этапа исследования
12. Содержание деятельности учителя соответствует этапам исследования
13. Содержание деятельности обучающихся соответствует этапам исследования
14. Сформулированы результаты исследования для каждого этапа
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.