Методические рекомендации по выполнению и защите индивидуального проекта по элективному курсу "Проектно-исследовательская деятельность"

  • docx
  • 24.04.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Методич.рекоменд..docx

Министерство образования и молодежной политики Рязанской области

ОГБПОУ «Касимовский техникум водного транспорта»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методические рекомендации

по выполнению и защите индивидуального проекта

по элективному курсу «Проектно – исследовательская деятельность»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Касимов, 2022

 

 

Рассмотрено на заседании цикловой комиссии общеобразовательных

дисциплин                                                                                                                             

Протокол №  ________________

Председатель______/Поликша Т.В./

 

Согласовано:

Методист_________/Коробова И.В.

 

 

Составитель:

Поликша Т.В., преподаватель ОГБПОУ «Касимовский техникум водного транспорта», 2022. – 14 с.

 

 

Методические рекомендации по выполнению и защите индивидуального проекта  предназначены для обучающихся общеобразовательной подготовки всех специальностей очной формы обучения ОГБПОУ «КТВТ".

Рекомендации разработаны в целях оказания помощи обучающимся в подготовке индивидуальных проектов и успешной их защите.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………………4

1. Выбор темы проекта……………………………………………………………….........5

2. руководитель проекта…………………………………………………………………...6

3.Этапы работы над проектом……………………………………………………………. 6

4. Структура и содержание проекта……………………………………………………….7

5. Оформление проекта……………………………………………………………………..9

6. Подготовка проекта к защите…………………………………………………………..11

7. Критерии оценивания индивидуального проекта……………………………………12

Список использованной литературы……………………………………………………..14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).

Индивидуальный проект выполняется обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания.

Учебный проект или исследование – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность позволит проявить себя индивидуально, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.

Индивидуальный проект является основным объектом оценки универсальных учебных действий (предметных, метапредметных и личностных результатов), сформированных у обучающихся в ходе освоения образовательных программ по учебным предметам.

Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:

-                   сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;

-                   способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;

-                   сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;

-                   способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.

Выполнение индивидуального проекта обязательно для каждого обучающегося, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по предмету «Проектно-исследовательская деятельность»

Лучшие проекты могут быть представлены на ежегодном Всероссийском детско-юношеском конкурсе проектов «Проекты летом», на Всероссийских интернет-конкурсах, на внеклассном мероприятии техникума, посвященном Дню науки.

 

 

 

 

 


1.      Выбор темы и типа проекта

 

Тематика индивидуальных проектов разрабатывается преподавателем. Обучающимся предоставляется право выбора темы индивидуального проекта из представленных или предложения своей тематики с обоснованием целесообразности ее разработки.

Основным критерием при выборе темы служит Ваш познавательный и практический интерес к учебному предмету  или конкретной теме, над которой Вы уже работали ранее.

Тема проекта определяет его тип и конечный продукт.

Исследовательский тип работы требует хорошо продуманной структуры, обозначения цели, обоснования актуальности предмета исследования, обозначения источников информации, продуманных методов, ожидаемых результатов. Исследовательские проекты полностью подчинены логике пусть небольшого, но исследования и имеют структуру, приближенно или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. В результате исследовательских проектов могут создаваться как научные статьи, буклеты, брошюры и т.п., так и модели или макеты, учебные фильмы, реже мероприятия, например, учебная экскурсия.

Информационно-поисковый проект требует направленности на сбор информации о каком-то объекте, физическом явлении, возможности их математического моделирования, анализа собранной информации и ее обобщения, выделения фактов, предназначенных для практического использования в какой-либо области. Проекты этого типа требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом. Такие проекты могут быть интегрированы в исследовательские и стать их органичной частью. Результатом информационно-поискового проекта могут стать статьи, видео, публикации и т.д.

Практико-ориентированный проект отличается четко обозначенным с самого начала конечным результатом деятельности участника проекта. Проект направлен на решение какой-либо проблемы, на практическое воплощение в жизнь какой-то идеи. Его результатом могут стать газеты, видеофильмы, звукозаписи, спектакли, программы действий, проекты закона, справочные материалы, раздаточные материалы по предмету, словари фразеологизмов, исторические атласы и т.п.

Продуктом проектной деятельности может быть любая из следующих работ:

·           письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад, пособие, сборник упражнений, практикум, мультимедийный продукт и др.);

·           творческая работа (инсценировки, сценария, экскурсии, компьютерной анимации, видеофильма и др.);

·           материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;

·           отчётные материалы по социальному проекту, могут включать в себя как тексты, так и мультимедийные продукты.

Кроме этого:

·  анализ данных социологического опроса;

·  видеофильм;

·  выставка;

·  газета, журнал;

·  действующая фирма;

·  игра;

·  коллекция;

·  костюм;

·  модель;

·  мультимедийный продукт;

·  оформление кабинета;

·  постановка;

·  праздник;

·  прогноз;

·  справочник;

·  учебное пособие;

·  экскурсия.

Выбор темы индивидуального проекта утверждается приказом  директора техникма.

После выбора темы индивидуального проекта начинается самостоятельная работа обучающегося по его выполнению. 

 

 

2. Руководитель проекта

 

Руководителем проекта является преподаватель элективного курса «Проектно-исследовательская деятельность», в рамках которой разрабатывается проект

Основными функциями руководителя проекта являются:

-             помощь в выборе темы проекта;

-             консультирование по вопросам содержания и последовательности выполнения индивидуального проекта;

-             оказание помощи обучающемуся в подборе необходимых источников информации;

-             контроль хода выполнения проекта.

 

3. Этапы работы над проектом

 

.

1. Подготовительный этап

- выбор темы проекта

2. Планирование

-          уточнение темы проекта, её конкретизация;

-          определение и анализ проблемы;

-          постановка цели и задач проекта;

-          определение способа представления результатов (формы проекта);

-          поиск оптимального способа достижения цели проекта, построение алгоритма деятельности;

-          определение источников необходимой информации;

-          составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ.

3. Основной практический этап

-          сбор и изучение информации;

-          поэтапное выполнение задач проекта;

-          систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями и задачами проека;

-          промежуточные отчеты, текущий контроль качества составления проекта;

-          внесение (при необходимости) изменений в разработку проекта;

-          оформление результатов

4 Заключительный этап

-          подготовка презентационных материалов;

-          защита/презентация проекта;

-          оценка качества выполнения проекта.

 

Сроки выполнения проекта

Проект должен быть выполнен в течение 1- 2 семестров 1-го курса:

-  Подготовительный этап – октябрь-ноябрь

-  Планирование – декабрь - январь

-  Выполнение проекта и оформление результатов –  январь - март

- Доработка проектов и подготовка к публичной защите индивидуального проекта – апрель

- Защита проектов – май.

 

4. Структура и содержание проекта

 

При всем многообразии индивидуальных подходов к составу проектов традиционным является следующий:

Титульный лист

Содержание

Введение

Основная часть

Заключение

Список информационных источников

Приложения

На титульном листе индивидуального проекта указывается полное наименование учебного заведения, специальность, учебный предмет, фамилия и инициалы обучающегося, тема, фамилия и инициалы руководителя (Приложение 1).

Содержание отражает в строгой последовательности расположение всех составных частей работы: введение, наименование всех глав и параграфов, заключение, список информационных источников, приложения. Правильно построенное содержание служит организующим началом в работе, помогает систематизировать материал, обеспечивает последовательность его изложения. Содержание индивидуального проекта обучающийся составляет совместно с руководителем с учетом замысла и индивидуального подхода.

Введение проекта имеет объем в 2-3 страницы. В нем отражаются следующие моменты:

-     актуальность проблемы, темы, ее теоретическая значимость и практическая целесообразность, коротко характеризуется современное состояние проблемы в теоретическом и практическом аспектах: показывается, что уже известно в науке и практике и что осталось нераскрытым и предстоит сделать в данных условиях. На этой основе формулируется противоречие, на раскрытие которого направлен данный проект. На основании выявленного противоречия может быть сформулирована проблема;

-     цель проекта, то есть что необходимо достигнуть в результате работы над проектом;

-     задачи проекта, которые необходимо решить, чтобы достичь цели;

-     предмет исследования – это особая проблема, которая, не выходя за рамки исследуемого объекта, будет исследована в работе (конкретные основы теории, методическое обеспечение, инструментарий и т.д.);

-     объект исследования, на материалах которого выполнен индивидуальный проект, его отраслевая и ведомственная принадлежность, месторасположение;

-     гипотеза – положение, выдвигаемое в качестве предварительного, условного объяснения некоторого явления или группы явлений; предположение о существовании некоторого явления.

-     период исследования  – указываются временные рамки;

-     теоретическая основа – труды отечественных и зарубежных ученых по исследуемой проблеме;

-        методы и средства исследования, адекватные цели и задачам, которые использовались при разработке проекта;

-        завершают введение разделы «на защиту выносится», «новизна проекта», «практическая значимость».

 

Проблема проекта

«Почему?»
(это важно для меня лично)

Актуальность проблемы – мотивация

Цель проекта

«Зачем?»
(мы делаем проект)

Целеполагание

Задачи проекта

«Что?»
(для этого мы делаем)

Постановка задач

Методы и способы

«Как?»
(мы можем это делать)

Выбор способов и методов планирования

Результат

«Что получится?»
(как решение проблемы)

Ожидаемый результат

 

Основная часть индивидуального проекта состоит из совокупности предусмотренных содержанием работы глав и параграфов. Согласно традиционной структуре основная часть должна содержать не менее 2-3 глав.

Содержанием первой главы являются, как правило, теоретические аспекты по теме, раскрытые с использованием информационных источников. Здесь рекомендуется охарактеризовать сущность, содержание основных теоретических положений предмета исследуемой темы, их современную трактовку, существующие точки зрения по рассматриваемой проблеме и их анализ.

Вторая глава посвящается общей характеристике объекта исследования, характеристике отдельных структурных элементов объекта исследования, порядку их деятельности и функционирования, а также разработке выводов и предложений, вытекающих из анализа проведенного исследования. В ней предлагаются способы решения выявленных проблем. Вторая глава является результатом выполненного исследования.

Излагать материал рекомендуется своими словами, не допуская дословного переписывания из информационных  источников. Не принято писать работу от первого лица. Текст теоретической части должен быть написан в неопределенном наклонении («рассматривается», «определяется» и т.п.). В работе должна прослеживаться научность и литературность языка. Письменная речь должна быть орфографически грамотной, пунктуация соответствовать правилам, словарный и грамматический строй речи разнообразен, речь выразительна.

Культура оформления определяется тем, насколько она аккуратно выполнена, содержит ли она наглядный материал (рисунки, таблицы, диаграммы и т.п.). В оформлении работы должен быть выдержан принцип необходимости и достаточности.

Заключение. Здесь в сжатой форме формулируются выводы по содержанию каждого вопроса индивидуального проекта, дается общая оценка полученным результатам исследования, описывается, достигнуты ли поставленные цели, решены ли задачи, выдвигаются предложения и рекомендации. Заключение к работе начинается словами: «На основании проделанной работы по ......... можно сделать следующие выводы». Далее следует перечень выводов под порядковыми номерами (1,2,3 и т. д.).

Практика показывает, что начинать выводы лучше всего с обозначения цели выполненной работы, например: «С целью выяснения взаимосвязи ... с ... осуществлен анализ литературных данных по ...».

Далее в выводах нужно «чередовать глаголы» (глаголы «осуществлен», «исследовано», «изучено» и т.п. следует чередовать в выводах с глаголами «показано», «установлено», «обнаружено» и т.д.), подчеркивая тем самым логическую последовательность раскрытия темы работы, например:

∙ Показано, что ...

∙ Исследовано...

∙ Впервые установлено, что ...

∙ Изучено...

∙ Впервые обнаружено противоречие ...

Завершать выводы принято сведениями о практической значимости полученных результатов и перспективах дальнейшей разработки вопроса. Например: «Таким образом, сделанные в ходе проведенного исследования выводы, свидетельствуют о его научной и практической значимости, а также о перспективах дальнейшего изучения поставленной в работе актуальной научной проблемы».

 

Список информационных источников составляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.0.5 – 2008 Библиографическая ссылка. ГОСТ 7.1. – 2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание.

Библиографический список нумеруется от первого до последнего названия. Подзаголовки к отдельным типам документов не делаются, каждый документ выносится отдельно.

В приложении могут приводиться копии документов, сравнительные таблицы, схемы и др.

 

5. Оформление проекта

 

Индивидуальный проект должен быть оформлен согласно требованиям, указанным в таблице 1.

 

Таблица 1.Требования к оформлению индивидуального проекта

 

Требование

Содержание требования

Объем

не менее 10-15 страниц компьютерного текста

Оформление

текст печатается на одной стороне листа белой бумаги формата A4

Междустрочный интервал

полуторный

Шрифт

Times New Roman

Размер

14 п

Параметры страницы

с левой стороны – 20 мм,

с правой – 10 мм,

сверху – 20 мм,

снизу –20 мм.

Выравнивание

по ширине

Отступ

1,25

Нумерация страниц

-         арабскими цифрами;

-         сквозная;

-         проставляется со второй страницы (Титульный лист считается первым, но не нумеруется);

порядковый номер страницы ставится внизу строки по правому краю

Кавычки

«кавычки-елочки»

Введение, названия глав, заключение, список использованных информационных источников

- начинается с новой страницы;

- заглавными буквами по центру жирным шрифтом,

- в конце заголовка точка не ставится

Оформление глав

Пример:ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕСТВЕННОСТИ

Оформление параграфов

1.1 Признаки юридической ответственности

Расстояние между названием параграфа, предыдущим и последующим текстом

одна свободная строка

Список использованных информационных источников

не менее 5

Параграф 

не менее 3 страниц

Иллюстрации

Рисунок 1. Сведения о количестве учреждений социального обслуживания семьи и детей

Таблицы

Таблица 3

Местность проживания респондентов

 

Варианты ответа

Абс.

%

в городе

307

76,2

в сельской местности

90

22,3

Нет ответа

6

1,5

 

 

 

Цитаты

Соблюдение норм и правил цитирования, ссылок на различные источники (в случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник, проект к защите не допускается).

В тексте работы должна быть ссылка на тот или иной источник (номер ссылки соответствует порядковому номеру источника в списке литературы).

Формулы

Формулы должны быть набраны в редакторе формул (вВставка – объект – Microsoft Equation). Формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение или формула не вмещается в одну строку, то оно должно быть перенесено после знака равенства «=» или после знаков плюс «+», минус «-», умножения «×», деления «:», или других математических знаков, причем этот знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке, символизирующем операцию умножения, применяют знак «×».

Ссылки

При ссылке в тексте на использованные источники информации следует приводить порядковые номера по списку использованных источников, заключенные в квадратные скобки, например: «... как указано в монографии [103]»; «... в работах [11, 12, 15-17]».

При необходимости в дополнение к номеру источника указывают номер его страницы, например: [12, 2].

 

Проект, не отвечающий требованиям, возвращается для доработки с учетом сделанных замечаний и повторно предъявляется в срок, указанный руководителем.

 

6. Подготовка проекта к защите

 

Закончив написание и оформление индивидуального проекта, его основные положения необходимо обсудить с руководителем.

Подготовив индивидуальный проект, обучающийся готовит выступление и  наглядную информацию (схемы, таблицы, графики и другой иллюстративный материал) для использования во время защиты.

Защита индивидуального проекта является обязательным элементом разработки проекта. Процедура защиты включает выступление обучающегося с представлением основных положений индивидуального проекта, обоснования выводов и предложений. На выступление отводится не более 7 минут. После завершения выступления члены комиссии могут задать вопросы по теме проекта, на которые необходимо ответить.

Обучающийся должен подготовить  текст выступления. Он должен быть кратким, и его лучше всего составить по такому плану.

 

 

 

 

 

 

Рекомендуемый план выступления на защите индивидуального проекта:

представление (приветствие, представить себя – ФИО, группа, ФИО руководителя);

− тема проекта;

актуальность темы (на данном этапе выступления нужно ответить на вопрос: «Почему эта тема актуальна для Вас и для окружающих?»);

− представить основные компоненты исследования как составные части введения (объект, предмет, гипотеза, цель, задачи, методы исследования;

практическая значимость);

описать ход работы над индивидуальным проектом;

− представить результат работы, т.е. представить продукт деятельности. В чем новизна подхода и/или полученных решений, практическая значимость полученных результатов продукта деятельности (кто, как и где его может использовать)?;

сделать вывод, отвечая на вопросы: «Достигнута ли цель работы?», «Выполнены ли        задачи            проекта?».      «Подтверждена        или     опровергнута гипотеза?»;

можно сформулировать задачи на будущее (указать перспективу развития проекта).

При выступлении учитывается правильность речи, эмоциональность выступления,  умение реагировать на вопросы, аргументируя свой ответ.

Далее следуют ответы на вопросы комиссии.

Презентация (электронная) для защиты индивидуального проекта служит для убедительности и наглядности материала, выносимого на защиту. Компьютерная презентация проектной работы не должна превышать 15 слайдов.

Основное содержание презентации:

1 слайд – титульный. Титульная  страница необходима, чтобы представить аудитории автора и тему его работы. На данном слайде указывается следующая информация:

-полное наименование колледжа;

- тема индивидуального проекта

- ФИО обучающегося

- ФИО руководителя индивидуального проекта

- год выполнения работы

2 слайд – Введение. Слайд должен содержать обязательные элементы индивидуального проекта: актуальность, цели и задачи проекта, объект и предмет проекта, период проекта.

3- 6 слайды или больше – Основная часть. Здесь непосредственно раскрывается тема работы на основе собранного материала, дается краткий обзор объекта исследования, характеристика основных вопросов индивидуального проекта (таблицы, графики, рисунки, диаграммы).

Итоговый слайд – выводы. Здесь представляются итоги проделанной работы

Текст слайдов должен быть информативным и содержать основную информацию по всем разделам проекта, расположенную в порядке представления каждого раздела. Слайды должны быть озаглавлены. Наглядность слайда может быть обеспечена при помощи дизайна, анимации, цветовых эффектов, иллюстраций, графиков, схем, таблиц. Компьютерные презентации удобно создавать при помощи программы Microsoft Power Point. Не стоит увлекаться чрезмерным включением цветовых и анимационных эффектов, т.к. они отвлекают внимание слушателей от сути проекта.

 

 

7. Критерии оценивания индивидуального проекта

 

Проектная деятельность оценивается по 2 группам критериев: критерии оценки содержания проекта и критерии оценки защиты проекта.

Результаты защиты определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», которые отражаются в журнале и в протоколе дифференцированного зачета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.        Е.В. Бережнова, Основы учебно-исследовательской деятельности: пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М., Издательский центр «Академия», 2018.

2.        Бурлакова,     И.В. Семинар-практикум    по        составлению и использованию организационной     модели       проектно-исследовательской деятельности обучающихся / И. В. Бурлакова// Методист. - 2017.-№3. - С.25-28.

3.        Семке, А.И. Формирование творческой образовательной среды для развития . способностей ученика, организация работы с одаренными детьми / А. И. Семке, Г. В.  Семке// Завуч. - 2017.-№7. - С.68-78.

4.        Шустова, И.Ю. Организация проектной деятельности школьников: этапы, содержание, рефлексия / И. Ю. Шустова, А. Ю. Нуруллова // Завуч. -2016.-№7. - С.110-127.

5.        Белозерова, О.М. Организация и реализация проектной деятельности учащихся среднего звена            и          старшей          школы /           О.        М.        Белозерова //

6.        Завуч. - 2016.-№8. - С.89-95.

7.        Нифонтов В.И., Козымина Е.Ю. От реферата – к научно-исследовательской работе: Методическое руководство для учащихся и педагогов по подготовке и написанию реферативных и научно-исследовательских работ / В.И. Нифонтов, Е.Ю. Козымина. – Екатеринбург: ИД «Гриф», 2016.

 

Интернет – ресурсы:

         http://www.researcher.ru - Интернет-портал "Исследовательская деятельность..."

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Образец титульного листа

 

Министерство образования и молодежной политики Рязанской области

ОГБПОУ «Касимовский техникум водного транспорта»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ПРОЕКТ

 

по предмету: «Проектно-исследовательская деятельность»

на тему «______________________»

 

 

 

 

Выполнил(а):  студент  ______ группа

ФИО ______________          

Руководитель: преподаватель

                           ФИО________

 

 

 

 

 

 

 

 

Касимов, 20__


 

Скачано с www.znanio.ru