Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Копейский политехнический колледж имени С.В. Хохрякова»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ КОМПЛЕКСА ТЕХНИЧЕСКОГООБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА АВТОМОБИЛЕЙ
И ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТ
Методические указания
для обучающихся по выполнению курсового проекта
по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей и агрегатов автомобилей
Копейск 20___г.
Рассмотрено цикловой комиссией по специальности Протокол № _____ от «____» __________20___г. Председатель ЦК ______/_______________
|
Согласовано Методист _________Залата С.А. _________20__г.
|
УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по УВР _____ В.И. Почкайло «____»___________20__г.
|
Составитель: ___________Добрынина Л.И., преподаватель
ГБПОУ «КПК имени С.В. Хохрякова
Курсовая работа является завершающим этапом изучения МДК. 02.02 «Управление процессом технического обслуживания и ремонта автомобилей».
Цель курсового проектирования:
углубить и закрепить теоретического знания, полученные студентами при изучении МДК 02.02 «Управление процессом технического обслуживания и ремонта автомобилей»:
обеспечить усвоение основ проектирования и расчетов технологических
процессов по техническому обслуживанию и текущему ремонту подвижного состава на автотранспортных предприятиях;
обеспечить правильный выбор метода организации производства и его обоснование для конкретного АТП;
научить применять полученные знания в конструировании приспособлений, приборов и не стандартизированного гаражного оборудования для диагностики, технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей;
научить студентов пользоваться технической и справочной литературой для решения конкретных вопросов в условиях автотранспортных предприятий.
Курсовой проект по МДК 02.02 «Управление процессом технического обслуживания и ремонта автомобилей» должен включить один из вариантов разработки:
1. Технологический расчет комплекса технического обслуживания (ЕО, ТО-1, ТО-2) с разработкой технологии и организации работ на одном из постов.
2. Технологический расчет постов (линии) общей или поэлементной диагностики с разработкой технологии и организации работ по диагностированию группы агрегатов, систем (двигателя, трансмиссии, ходовой части, тормозной системы и т.п.).
3.Технологический расчет комплекса текущего ремонта автомобилей с разработкой технологии и организации работ на одном из постов.
4. Технологический расчет одного из производственных участков (цехов) с разработкой технологии и организации работы на одном из рабочих мест.
Целью методических указаний по выполнению курсового проекта по МДК 02.02 «Управление процессом технического обслуживания и ремонта автомобилей» является ознакомление студентов с требованиями, предъявляемыми при разработке и оформлении пояснительной записки и графической части курсового проекта, ознакомление с методикой его выполнения.
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОГО ПРОЕКТА
Задание на курсовой проект выдается студентам не менее чем за 1,5 месяца до сдачи курсовой работы. Общее руководство и контроль над выполнением курсового проекта осуществляет преподаватель МДК 02.02 «Управление процессом технического обслуживания и ремонта автомобилей». На время выполнения курсового проекта составляется график, в котором указываются сроки выполнения разделов. Консультации проводятся за счет объема времени, отведенного в рабочем учебном плане на выполнение курсовой работы (20 часов). По завершении студентом курсовой работы руководитель проверяет, подписывает его, ставит оценку по пятибалльной системе и вместе с письменным отзывом передает студенту для ознакомления. При необходимости преподаватель может предусмотреть защиту курсового проекта.
СТРУКТУРА КУРСОВОГО ПРОЕКТА
Курсовой проект состоит из пояснительной записки и графической части.
Содержание пояснительной записки и объем графической части определяется заданием на курсовой проект.
Перечень документации пояснительной записки и последовательность расположения:
Титульный лист
Задание на курсовой проект
Содержание курсового проекта
Введение
1. Расчетная часть
1.1 Выбор исходных нормативов
1.2 Корректирование нормативов периодичности ТО
1.3 Расчет годового объема работ по ТО и ТР
1.4 Расчет числа производственных рабочих
1.5 Расчёт числа постов, линий для зон ТО, ТР, диагностирования
1.6 Распределение рабочих по постам, специальности, квалификации и рабочим местам
1.7 Подбор технологического оборудования
1.8 Расчёт производственных площадей
2. Организационно - технологическая часть
2.1 Методы организации работ автомобилей на АТП
2.2 Схема технологического процессе на участке
2.3. Выбор и обоснование режима труда и отдыха
2.4 Техника безопасности, производственная санитария
3.Определение основных технико-экономических показателей производственной деятельности участка
Заключение
Библиография
Графическая часть представляет собой чертеж планировки производственного участка на формате А2 или зоны ТО с расстановкой технологического оборудования, организационной оснастки и расположением рабочих.
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Оформление пояснительной записки
Пояснительная записка оформляется печатным способом на листах формата А4.
Объём пояснительной записки составляет от 25 до 40 страниц печатного текста.
Обозначение курсового проекта осуществляется по форме:
КПК.23.0207. ХХ. ХХ. ПЗ
где ХХ – шифр студента;
ХХ – год разработки;
ПЗ - пояснительная записка.
Нумерация страниц текста курсового проекта должна быть сквозной. Номера страниц не проставляются на титульном листе, задании и содержании.
Задание на курсовой проект оформляется на стандартном бланке, выдаваемом преподавателем перед началом курсового проекта.
В содержании и тексте пояснительной записки не нумеруются разделы: введение, заключение, список литературы.
Сокращения не допускаются за исключением общепринятых обозначений. Все нормативные величины, коэффициенты должны иметь ссылки на источник информации. Рисунки и изображения содержащиеся в пояснительной записке должны иметь порядковую нумерацию и соответствующую подпись.
Оформление графической части
Чертежи выполняются в соответствии с требованиями ЕСКД и ЕСТД.
Планировка участка выполняется на формате не менее А2. Планировочное решение должно содержать: габаритные размеры участка; условные обозначения оборудования и организационной оснастки с указанием установочных размеров; условные обозначения точек подвода электроэнергии, воды, сжатого воздуха, пара и т.п. в соответствии с требованиями ЕСКД и ЕСТД; экспликацию оборудования.
МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОГО ПРОЕКТА
ВВЕДЕНИЕ
Во введении необходимо указать роль автотранспортных предприятий. Функции и задачи выполняемые производственными участками и зонами ТО и ТР автомобильного парка предприятий. Следует отметить повышение технологического уровня авторемонтного производства, механизацию и автоматизацию производственных процессов ТО и ТР автомобилей, использование новейших достижений в области авторемонтного производства. Необходимо четко сформулировать цель курсового проекта.
Целью курсового проекта является произвести технологический расчет и организацию работы участка ТР (зоны ТО) , при эксплуатации автомобилей в условиях АТП. Для достижения цели курсового проекта необходимо решить следующие задачи:
произвести корректировку исходных нормативов ТО и ТР.
определить годовую трудоемкость работ на проектируемом участке (зоне).
произвести расчет необходимого количества рабочих для выполнения
производственной программе.
произвести выбор технологического оборудования для участка ТР (зоны ТО). определить методы организации производственного процесса на проектируемом участке (зоне).
рассмотреть технологический процесс выполняемый на объекте проектирования.
рассмотреть вопросы безопасности жизнедеятельности и охраны труда.
произвести расчет основных технико-экономических показателей производственной деятельности участка (зоны).
выполнить планировку проектируемого участка (зоны).
1. РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ
1.1. Выбор исходных нормативов
Исходными нормативами для выполнения расчетно-технологической части являются:
LТО-1;ТО-2 - нормативная периодичность ТО-1 и ТО-2 (табл.8 Общесоюзные нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта ОНТП-01-91/РОСАВТОТРАНС) далее ОНТП-01-91/РОСАВТОТРАНС);
LКР - нормативный пробег до капитального ремонта (табл.9 ОНТП-01-91/РОСАВТОТРАНС);
tнEO; tнTO-1; tнTO-2 - трудоемкость технического обслуживания (табл.11 ОНТП-01-91/РОСАВТОТРАНС);
tнТР- удельная трудоемкость текущего ремонта (табл.11 ОНТП-01-91/РОСАВТОТРАНС).
Результаты выбора сводим в таблицу по таблице 1.
Таблица 1 Исходные нормативы ТО и ТР
Марка автомобиля |
Пробег, км |
Трудоемкость ТО, чел-ч |
Трудоемкость ТР, (чел·ч/1000км) |
||||
Условные обозначения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.2. Корректирование нормативов периодичности ТО
Периодичность ТО-1, ТО-2 и пробег до КР автомобиля рассчитываются по формулам:
,
,
,
где – нормативная периодичность ТО-1, тыс. км.( см. табл. 1);
– нормативная периодичность ТО-2, тыс. км.( см. табл. 1);
– нормативный пробег автомобиля, тыс. км. ( см. табл. 1).
- коэффициент корректирования в зависимости от условий эксплуатации автомобилей из табл.12 ОНТП-01-91/РОСАВТОТРАНС
- коэффициент корректирования в зависимости от модификации подвижного состава и организации его работы из табл.13 ОНТП-01-91/РОСАВТОТРАНС
- коэффициент корректирования в зависимости от природно-климатических условий из табл 14. ОНТП-01-91/РОСАВТОТРАНС
Корректирование нормативов периодичности ТО и пробега до КР по кратности к среднесуточному пробегу.
Так как постановка автомобилей на обслуживание производится с учетом среднесуточного пробега (Lcc) рабочих дней, то пробеги до ТО-1, ТО-2 и КР должны быть кратны среднесуточному пробегу и между собой.
Периодичность ТО-1:
Окончательно:
, км.
Проверим кратность и :
, км
Окончательно:
, км.
Проверим кратность и :
Тогда окончательно:
, км.
где n1, n2, n3– величины кратности (округляются до целого).
Корректирование трудоемкости ТО и ТР:
,
где – нормативная трудоемкость ТО-1, ТО-2, ЕО чел.-ч;
, чел.-ч,
, чел.-ч
,чел.-ч
где взяты из таблицы 1.
Определение нормы трудоемкости ТР на 1000 км пробега:
,
где – нормативная трудоемкость ТР базовой модели автомобиля, чел.-ч./1000 км.;
- коэффициент корректирования в зависимости от условий эксплуатации автомобилей из табл.12 ОНТП-01-91/РОСАВТОТРАНС.
- коэффициент корректирования в зависимости от модификации подвижного состава и организации его работы из табл.13 ОНТП-01-91/РОСАВТОТРАНС.
- коэффициент корректирования в зависимости от природно-климатических условий из табл.14 ОНТП-01-91/РОСАВТОТРАНС.
– коэффициент корректирования норматива удельной трудоемкости текущего ремонта в зависимости от пробега с начала эксплуатации табл. 15 ОНТП-01-91/РОСАВТОТРАНС
- коэффициент корректирования нормативов в зависимости от количества обслуживаемых и ремонтируемых автомобилей на АТП из табл.7 «Положения о ТО и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта».
Удельный простой в ТО и ТР:
,
где – нормативное количество дней простоя трудоемкости, дн/1000 км.
Результаты вычислений периодичности и трудоемкости сводим в таблицу 2.
Таблица 2 Результаты периодичностей и трудоёмкостей расчёта
№ |
Наименование |
Обозначение |
Единицы измерения |
Числовое значение |
Марка автомобиля |
||||
1 |
Пробег до капитального ремонта |
Lкр |
км. |
|
2 |
Периодичность ТО-1 |
LТО-1 |
км. |
|
3 |
Периодичность ТО-2 |
LТО-2 |
км. |
|
4 |
Трудоемкость ЕО |
tЕО |
чел. ч. |
|
5 |
Трудоемкость ТО-1 |
tТО-1 |
чел. ч. |
|
6 |
Трудоемкость ТО-2 |
tТО-2 |
чел. ч. |
|
7 |
Трудоемкость ТР |
tТР |
чел.ч/1000 км. |
|
8 |
Простои в ТО и ТР |
dТО, ТР |
дн/1000 км. |
|
Коэффициент технической готовности группы автомобилей необходим для определения годового пробега парка.
Учитывая, что продолжительность простоя автомобиля в ТО и ТР в нормативах предусматривается общей удельной нормой, которая корректируется в зависимости от пробега автомобиля с начала эксплуатации коэффициентом , коэффициент технической готовности:
где – среднесуточный пробег автомобилей, км (из задания);
– продолжительность простоя автомобиля в ТО и ТР, таб. 10 ОНТП-01-91/РОСАВТОТРАНС;
— коэффициент корректирования продолжительности простоя в ТО и ремонте в зависимости от пробега с начала эксплуатации таб. 11 ОНТП-01-91/РОСАВТОТРАНС;
–продолжительность простоя автомобиля в капитальном ремонте, таб.11 ОНТП-01-91/РОСАВТОТРАНС, если автомобили не подвергаются капитальному ремонту, то = 0;
– принятая к расчету средневзвешенная величина межремонтного пробега, км.
Коэффициент использования автомобилей:
,
где – коэффициент использования автомобилей;
– число календарных дней в году;
число рабочих дней в году.
Годовой пробег всех автомобилей:
, км.
где – среднесуточный пробег автомобиля, км. (из задания);
– количество рабочих дней в году. (из задания);
– среднесписочное количество автомобилей, ед. (из задания);
– коэффициент технической готовности подвижного состава.
Количество ЕО, ТО-1, ТО-2 за год на парк:
, обсл.
, обсл.
, обсл.
Количество Д-1:
, обсл.
Количество Д-2:
, обсл.
Количество СО:
,обсл.
Сменная программа по каждого вида ЕО, ТО-1, ТО-1, Д-1, Д-2:
, обсл.
где – количество обслуживаний за год по каждого вида ЕО, ТО-1, ТО-1,
Д-1, Д-2;
– число рабочих дней в году соответствующей зоны;
– число смен работы соответствующей зоны.
Результаты расчёта ТО на один автомобиль и весь парк за год и суточной производственной программы занести в таблицу 3.
Таблица 3 Результаты расчёта ТО на весь парк за год и сменной
производственной программы
№ п/п |
Наименование |
Обозначение |
Единицы измерения |
Числовое значение |
Марка автомобиля |
||||
1 |
Коэффициент технической готовности |
aТ |
|
|
2 |
Коэффициент использования автомобилей |
aИ |
|
|
3 |
Годовой пробег автомобилей |
LП.Г. |
км. |
|
4 |
Количество ЕО за год на весь парк |
NЕОГ |
обсл. |
|
5 |
Количество ТО-1 за год на весь парк |
NТО-1Г |
обсл. |
|
6 |
Количество ТО-2 за год на весь парк |
NТО-2Г |
обсл. |
|
7 |
Количество Д-1 за год на весь парк |
NД-1Г |
обсл. |
|
8 |
Количество Д-2 за год на весь парк |
NД-2Г |
обсл. |
|
9 |
Количество СО за год |
NСО |
обсл. |
|
12 |
Количество ЕО за смену |
NЕОсм |
обсл. |
|
13 |
Количество ТО-1 за смену |
N1см |
обсл. |
|
14 |
Количество ТО-2 за смену |
N2см |
обсл. |
|
15 |
Количество Д-1 за смену |
NД-1см |
обсл. |
|
16 |
Количество Д-2 за смену |
NД-2см |
обсл. |
|
1.3 Расчет годового объема работ по ТО и ТР
Расчет годового объема работ по технического обслуживания и текущему ремонта:
, чел.-ч.
, чел.-ч.
, чел.-ч.
, чел.-ч.
Годовой объем по Д-1:
, чел.-ч.
где – объём работ по Д-1, от объёма работ по ТО-1 (из задания).
Годовой объём по Д-2:
, чел.-ч.
где РД2 – объём работ по Д-2, от объёма работ по ТО-2 (из задания).
Суммарный годовой объём работ:
, чел.-ч.
Годовой объём работ на участке:
чел.ч,
где – годовой объем работ на участке;
– доля участковых работ задается от вида работ выполняемых на участке от ТР.
Результаты расчёта годового объёма работ по ТО и Р, Д-1,Д-2 занести в таблице 4.
Таблица 4 Результаты расчёта годового объёма работ по ТО и ТР, Д-1,2
№ п/п |
Наименование |
Обозначение |
Единицы измерения |
Числовое значение |
Марка автомобиля
автомобиля |
||||
1 |
Годовой объём работ по ЕО |
ТЕО |
чел.-ч |
|
2 |
Годовой объём работ по ТО-1 |
Тто-1 |
чел.-ч |
|
3 |
Годовой объём работ по ТО-2 |
Тто2 |
чел.-ч |
|
4 |
Годовой объём работ по ТР |
Ттр |
чел.-ч |
|
5 |
Годовой объём работ по Д-1 |
Тд-1г |
чел.-ч |
|
6 |
Годовой объём работ по Д-2 |
Тд-2г |
чел.-ч |
|
7 |
Общий объём по всем видам работ |
|
чел.-ч |
|
Для определения годовых объемов работ следует составить таблицы
распределения трудоемкости ТР, используя соответствующие таблицы из вторых (нормативных) частей, табл. 26 ОНТП-01-91/РОСАВТОТРАНС
Таблица 5 Распределение трудоемкости технического обслуживания по видам работ, выполняемых при ЕО, ТО-1 и ТО-2 в процентах.
Вид работ |
ЕО |
ТО-1 |
ТО-2 |
|||
Уборочно - моечные: уборочные моечные |
% |
Т |
% |
Т |
% |
Т |
80 20 |
|
|
|
|
|
|
Общие контрольно-диагностические |
- |
|
6,5 |
|
21,7 |
|
Крепежные |
- |
|
10,3 |
|
16,5 |
|
Регулировочные |
- |
|
13,1 |
|
26,7 |
|
Смазочные, заправочные и очистительные |
- |
|
28,4 |
|
25,5 |
|
Электротехнические |
- |
|
17,3 |
|
4,9 |
|
Шинные (шиномонтажные, шиноремонтные) |
- |
|
24,4 |
|
4,7 |
|
Итого |
100 |
|
100 |
|
100 |
|
Таблица 6 Распределение трудоемкости ТО-1 и ТО-2 по агрегатам, узлам и системам (процент от общей трудоемкости)
Выбор текущего ремонта |
% |
Т |
Контрольно-диагностические |
2,1 |
|
Крепежные |
1,9 |
|
Регулировочные |
1,2 |
|
Разборочно-сборочные |
36,5 |
|
ИТОГО постовые работы: |
41,7 |
|
Агрегатные |
19,7 |
|
Электротехнические |
5,2 |
|
Работы по ремонту аппаратуры системы питания |
4 |
|
Шиноремонтные (вулканизационные) |
3,7 |
|
Медницкие |
1,9 |
|
Жестяницкие |
0,9 |
|
Сварочные |
4,5 |
|
Кузнечно-рессорные |
9,9 |
|
Слесарно-механические |
5,6 |
|
Арматурные |
1,8 |
|
Малярные |
1,3 |
|
ИТОГО участковые работы: |
58,3 |
|
ВСЕГО: |
100 |
|
Таблица 7 Примерное распределение трудоемкости текущего ремонта по агрегатам, узлам и системам
Наименование агрегатов, узлов и систем |
% |
Т |
Двигатель, включая систему охлаждения и смазки |
36,5 |
|
Система питания двигателя |
2,9 |
|
Система выпуска газов |
0,9 |
|
Сцепление |
5,7 |
|
Коробка передач |
6,1 |
|
Карданная передача |
3,2 |
|
Задний мост |
5,4 |
|
Рама |
1,0 |
|
Рулевое управление и передняя ось |
3,0 |
|
Колеса и ступицы |
1,8 |
|
Тормоза |
10,9 |
|
Электрооборудование |
8,6 |
|
Приборы |
1,1 |
|
Кабина, оперение |
2,5 |
|
Платформа |
2,1 |
|
ИТОГО |
100 |
|
1.4 Расчет числа производственных рабочих
Технологически необходимое (явочное) количество ремонтных рабочих в АТП рассчитывается по формуле:
,
,
где – число явочных, технологически необходимых рабочих или количество рабочих мест, чел.;
– штатное число производственных рабочих, чел.;
– годовой производственный фонд времени рабочего место (номинальный), ч. Приложение 3 табл. 3 ОНТП-01-91/РОСАВТОТРАНС.
– годовой производственный фонд рабочего времени штатного рабочего, но с учётом отпуска и не выхода на работу по уважительным причинам, ч. Приложение 3 табл. 3 ОНТП-01-91/РОСАВТОТРАНС.
1.5 Расчёт числа постов, линий для зон ТО, ТР, диагностирования
Общее число постов для каждого вида ЕО, ТО-1, ТО-1, Д-1, Д-2, ТР:
,
где – годовой объём работ данного вида ТО, чел.ч.( из таблицы 4)
– коэффициент неравномерности загрузки постов принимается по таб. 27 ОНТП-01-91/РОСАВТОТРАНС.
С – количество смен в сутках (из задания);
Тсм – продолжительность смены, приложение 3 табл.3 ОНТП-01-91/РОСАВТОТРАНС.
– число рабочих, одновременно работающих на посту, чел., принимается по таб. 28 ОНТП-01-91/РОСАВТОТРАНС.
– коэффициент использования рабочего времени постов, принимается по таб. 29 ОНТП-01-91/РОСАВТОТРАНС.
Число линий ЕО:
,
где – такт поточной линии ЕО;
– ритм производства линии ЕО.
где – габаритная длина автомобиля, для автомобиля;
– расстояние между автомобилями на постах линии, м;
– скорость перемещения автомобилей, м/мин, м/мин.
, мин.
1.6 Распределение рабочих по постам, специальности, квалификации и рабочим местам
Распределение рабочих по постам, специальности, квалификации и рабочим местам внести в таблицу 8.
Таблица 8 . Распределение рабочих участка по специальности и квалификации
Рабочие по специальности |
Число рабочих |
Квалификация (разряд) |
|
|
расчетное |
Принятое |
|
|
|
|
|
1.7 Подбор технологического оборудования
Для обеспечения качественного выполнения ремонтных работ участок необходимо оснастить основным технологическим оборудованием, технологической оснасткой, организационной оснасткой, внести в таблицу 9, 10, 11.
Таблица 9 Технологическое оборудование для участка
Обозначение |
Наименование |
Марка, Тип |
Количество, шт. |
Размер, мм |
Площадь, м2 |
1 |
Верстак слесарный |
- |
1 |
50250 |
12,5 |
2 |
Электрогайковёрт |
И-313 |
1 |
1120575 |
0,644 |
|
Итого |
|
1 |
|
|
Таблица 10 Технологическая оснастка для участка
Обозначение |
Наименование |
Марка, тип |
Количество, шт. |
1 |
Мультиметр |
|
1 |
|
Итого |
|
|
Таблица 11 Организационная оснастка для участка
Обозначение |
Наименование |
Марка, тип |
Количество, шт. |
Размер, мм |
Площадь, м2 |
1 |
Стол для приборов |
1010-П |
1 |
8002500 |
2,5 |
|
Итого |
|
|
|
|
1.8 Расчёт производственных площадей
Расчёт площадей зон ТО и ТР:
,
где – площадь зоны ТО и ТР, м2;
– площадь автомобиля по габаритным размерам, м2 ;
– число постов ТО и ТР;
– коэффициент плотности расстановки постов.
Площадь участка:
м2,
где fоб – площадь оборудования, м2;
КП – коэффициент плотности расстановки оборудования.
2 ОРГАНИЗАЦИОННО - ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Методы организации работ автомобилей на АТП
В данном разделе описываются методы организации работ по ремонту или технического обслуживания автомобилей принятые на объекте проектирования, с обоснованием решения.
2.2 Схема технологического процессе на участке
Пример схемы технологического процесса на электромеханическом участке представлена на рисунке 2.1
Схема 2.1 Схема технологического процесса ремонта шин
2.3. Выбор и обоснование режима труда и отдыха
В разделе должны быть представлены: выбор и обоснование режима труда и отдыха для АТП в соответствии с трудовым кодексом РФ.
2.4 Техника безопасности, производственная санитария
В разделе должны быть представлены: техника безопасности при проведении технического обслуживания и ремонте автомобиля, его агрегатов и узлов; техника безопасности для слесаря ремонтника; пожарная безопасность при обслуживании и ремонте автомобиля, его агрегатов и узлов; вопросы производственной санитарии и т.д.
3.ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Основным показателем производственной деятельности зон, участков и цехов является себестоимость технического обслуживании и ремонта. Полная себестоимость является основной для установления цены услуг, оказываемых сторонним организациям. Она выше прямых затрат предприятия на выполнение ТО или ТР, так как дополнительно включает затраты на содержание предприятия, управление и прочие расходы, учитываемые в составе полной себестоимости.
Для определения себестоимости технического обслуживания или текущего ремонта потребуется рассчитать ряд показателей:
фонд заработной платы одного технического обслуживания (по видам);
затраты на материалы;
общепроизводственные (накладные) расходы;
суммарные затраты на ТО или ТР.
Ремонтные рабочие распределяются по разрядам, поэтому рассчитывается средняя часовая тарифная ставка (Сср.ч) по подразделению (руб./ч):
руб. |
где Cч - часовая тарифная ставка ремонтного рабочего в зависимости от разряда, руб;
Ni - число ремонтных рабочих i-го разряда, чел.
Далее определяется сумма заработной платы по тарифу за время работы при повременной системе оплаты:
|
где кр - районный поясной коэффициент, для Челябинской области принимается в размере 1,15.
Премии ремонтным рабочим устанавливаются в процентах от заработной платы, начисленной по тарифу (руб.) и определяются по формуле
руб. |
где Вп - процент премии, установленный по подразделению, рекомендуется принимать Вп =20÷40%.
Доплаты за тяжелые и вредные условия труда определяются по формуле:
руб. |
|
где Вдвр - процент доплаты за тяжелые и вредные условия труда, %, рекомендуется принимать 4÷24%.
Доплаты за работу в вечернее и ночное время мы не определяем, так как режим работы сервиса с 10.00 до 18.30 с перерывом на обед с 12.00 до 12.30
Общая сумма доплат определяется по формуле
|
После расчета доплат определяется основной фонд заработной платы
ремонтных рабочих (руб.) по формуле:
|
При этом определяется дополнительный фонд заработной платы ремонтных рабочих (руб.) по формуле:
|
где Вдоп- процент дополнительной заработной платы, %.
Процент дополнительной заработной платы (%) определяется по формуле
,руб. |
где Дк- дни календарные, принимается 365 дней;
Двых– выходные и праздничные дни, –12 дней;
Дот- дни отпуска, принимается 28 дней.
Общая сумма фонда заработной платы ремонтных рабочих (руб.) определяется:
, руб. |
В 2019 году и в плановом периоде 2019 и 2020 годов сохраняются 32 класса профессионального риска, размеры и диапазон страховых тарифов от 0,2 до 8,5%.
Отчисления в Фонд социального страхования на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составляют: 1,5% для ТО и ТР грузовых автомобилей и автобусов; 0,8% - для ТО и ТР легковых автомобилей.
Отчисления на социальные нужды в виде страховых взносов во внебюджетные фонды (руб.) определяются:
, руб. |
Отчисления на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (руб.) определяются:
,руб. |
где Нот - норматив отчислений на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, для первой и третьей ситуации принимается 1,5%, для второй - 0,8%.
Общая сумма отчислений на социальные нужды определяется:
, руб. |
Расход материалов i-го вида Рм i также определяется по нормам затрат на ТО и
ТР по видам технического воздействия
(ЕО, ТО-1, ТО-2, ТР) :
, руб
где – затраты на материалы для технического обслуживания;
–норма затрат на материалы на одно воздействие по видам технического обслуживания;
Затраты на материалы См рассчитываются по каждому виду по формуле:
,руб. |
где Цм i - стоимость материалов i-го вида, руб./л (кг)
Общая сумма затрат на материалы определяется суммированием затрат по каждому виду материалов:
, руб. |
Общепроизводственные (накладные) расходы определяются упрощенным или подробным расчетом. Для упрощенного расчета общепроизводственные расчеты принимаются в процентном отношении от фонда заработной платы работников в пределах от 150 до 200%:
1) Затраты на текущий ремонт зданий основного производства Стрзд принимаются в размере 2-5% от стоимости здания:
Стрзд = Стрзд · 2%, руб.
2) Затраты на текущий ремонт оборудования Стро определяются в размере 2-7% от стоимости оборудования:
Стро= Собор. ·7%, руб.
3)Затраты на амортизацию основных производственных фондов рассчитываются на основании норм амортизационных отчислений, приведенных в приложению в методических рекомендациях по выполнению курсовой работы. Для этого необходимо выполнить подбор оборудования или приспособлений по указанной в задании зоне ТО или ТР.
Пример таблицы 12 приобретаемое оборудование для кузовного участка
Наименование |
Цена, руб. |
Количество, шт. |
Сумма, руб. |
1. Стапель |
506 400,0 |
1 |
506 400,0 |
2. Сварочный аппарат |
8 450,0 |
1 |
8 450,0 |
3. Аппарат для точечной и контактной сварки |
9 280,0 |
1 |
9 280,0 |
4. Автомобильный подъемник |
298 200,0 |
1 |
298 200,0 |
5. Аппарат плазменной резки |
17 600,0 |
1 |
17 600,0 |
6. Кран для снятия двигателя |
14 420,0 |
1 |
14 420,0 |
7. Слесарный верстак |
9 500,0 |
1 |
9 500,0 |
8. Тележка для инструментов |
18 700,0 |
1 |
18 700,0 |
9. Компрессор |
14 900,0 |
1 |
14 900,0 |
Итого |
|
9 |
897 450,0 |
Расчет выполняется отдельно по видам и группам основных производственных фондов (руб.):
, руб. |
|
где СОПФ i - стоимость основных производственных фондов i-й группы, руб.;
НОПФi- норма амортизационных отчислений по основным производственным фондам i-й группы.
Общая сумма амортизационных отчислений по основным производственным фондам определяется суммированием амортизационных отчислений по видам и группам основных производственных фондов определяется:
, руб. |
|
4)Затраты на электроэнергию определяются на основании ее расхода на освещение и производственные нужды:
- затраты на силовую электроэнергию определяются:
, руб. |
|
где Рсэ - расход силовой энергии, кВт∙ч; рекомендуется принимать 3000÷5000 кВт-ч на одного ремонтного рабочего в год;
Цэ - цена электроэнергии, руб./кВт∙ч, принимается 3,25кВт∙ч;
- затраты на осветительную энергию определяются:
руб. |
|
где Ноэ- норма расхода электроэнергии, Вт/м2, принимается 20-25 Вт на 1м2 площади пола;
Q- продолжительность работы электрического освещения в течение года, ч; принимается при односменном режиме 800 ч, при двухсменном - 2100 ч, при трехсменном - 3300 ч;
S- площадь пола зданий основного производства, м2;
1000 - переводной коэффициент Вт в кВт.
Общая сумма затрат на электрическую энергию (руб.) определяется:
|
|
5)Затраты на водоснабжение определяются для бытовых и технологических нужд раздельно.
Затраты на воду для технологических целей определяется:
|
где Нм - норма расхода воды на 1 мойку автомобиля, л;
Таблица 13 Расход воды на одну мойку автомобиля
Нтва- расход воды на одну мойку агрегатов, л; принимается 15-30% от норм расхода воды на мойку транспортного средства;
Nм, Nма - количество моек автомобилей, агрегатов (определяется количеством дней работы участка, зоны) за год;
Цтв - цена воды для технических нужд, руб./м3, принимается 13,45 руб./м3;
А - среднесписочное количество обслуживаемых автомобилей, ед.;
1000 - переводной коэффициент л в м3.
Нормы расхода воды на мойку установлены на отечественное оборудование для уборочно-моечных работ в следующих размерах:
- легковые автомобили – 400 л на 1 автомобиль,
- автобусы – 5000 л на 1 автобус,
- грузовые автомобили – 1500 л на 1 автомобиль.
Для агрегатов принять 0,15÷0,3 от норм расхода воды для грузовых автомобилей.
Затраты на воду для бытовых нужд определяются по формуле:
руб. |
где Нбв- норматив расхода бытовой воды, л; принимается 25-40 л за смену на одного работающего;
N- количество работников, чел.;
Цбв- цена воды для бытовых нужд, руб./м3, принимается 25,14 руб./м3;
Др- количество дней работы производственного участка за год, принимается в зависимости от выбранного режима работы;
1,3 - коэффициент, учитывающий расход воды на прочие нужды (уборку).
6) Затраты на отопление определяются
руб. |
где qнорм- норматив расхода тепла, МДж/м3 год, принимается0,053 МДж/м3∙год;
V - объем отапливаемого помещения, м3;
Цот- цена отопления, руб./м2
m – количество отапливаемых месяцев в году (октябрь-апрель).
7)Затраты на возобновление малоценного и быстроизнашивающегося инструмента, приспособлений и инвентаря определяются по формуле:
руб. |
|
где ЗМБП - стоимость малоценного и быстроизнашивающегося инструмента, приспособлений и инвентаря, руб.;
НМБП - норматив отчислений на возобновление малоценного и быстроизнашивающегося инструмента, приспособлений и инвентаря, %, принимается 10%.
8) Прочие расходы Спр, которые могут возникнуть в процессе производственной деятельности, но не могут быть точно учтены и рассчитаны, принимаются в размере 2÷3% от суммы расходов по предыдущим статьям.
Спр = (2%, руб.
9) Налоги и платежи Снал планируются в размере 15-20% от общей суммы расходов по предыдущим статьям.
Снал= Спр ·15%, руб.
Общая сумма общепроизводственных расходов (руб.):
, руб |
Общая сумма расходов на ТО и ТР (участок) (руб.):
, руб. |
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении даются общие выводы о проделанной работе, заключение о достижении цели и задач курсового проекта.
БИБЛОГРАФИЯ
1. Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте.
ПОТ Р. М-027-2003. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003. – 168 с.
2. ОНТП-01–91. Общесоюзные нормы технологического проектирования
предприятий автомобильного транспорта - М.: Гипроавтотранс, 1991. – 184 с.
3. Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава
автомобильного транспорта. Мн.: НПО Транстехника, 1998. – 160 с.
4. Положение о техническом обслуживание и ремонте подвижного состава
автомобильного транспорта [Текст] М.: Транспорт, 1986. – 72 с.
5. Правила по охране труда на автомобильном транспорте. ГосНИИАТ, М.
Транспорт, 1990. – 227 с.
6. Краткий автомобильный справочник. – 10-е изд., перераб. и доп. – М.:
Транспорт, 1983. – 220 с.
7. Анисимов А.П. Экономика, планирование и анализ автотранспортных
предприятий [Текст] / А.П.Анисимов - М.: Транспорт, 1998. - 245 с.
8. Афанасьев Л.Л., Колясинский Б.С., Маслов А.А. Гаражи и станции
технического обслуживания автомобилей. [Текст]/ Л.Л.Афанасьев, Б.С. Колясинский, А.А.Маслов М.: Транспорт, 1980. – 230с.
9. Болбас М.М., Капустин Н.М., Петухов Е.И. Проектирование
автотранспортных предприятий и станций технического обслуживания. [Текст]/ 9. М.М. Болбас, Н.М.Капустин, Е.И. Петухов Мн.: Университетское, 1997. – 197с.
10. Быков А.Н., Мещеряков В.О. и др. Менеджмент на автомобильном
транспорте в условиях рынка. [Текст] / А.Н. Быков , В.О. Мещеряков под ред. Л.Б. Миротина -М.: АОЗТ «ЭКМИ»1995. - 152 с.
11. Дехтеринский, Л.В., Аталевич, Л.А., Корагодин, В.И., и др.
Проектирование авторемонтных предприятий [Текст] / Л.В. Дехтеринский, Л.А. Аталевич, В.И. Корагодин, М.: Транспорт, 1981. – 218 с.
12. Кузнецов Ю.М. Охрана труда на автотранспортных предприятиях.
[Текст]/Ю.М. Кузнецов - М.; Транспорт, 1990. – 300 с.
13. Митрохин Н.Н. Контроль качества продукции авторемонтного
производства. [Текст]/ Н.Н.Митрохин. М.: МАДИ.-1989.- 79с.
14. Напольский, Г.М. Технологическое проектирование автотранспортных
предприятий и станций технического обслуживания [Текст]/ Г.М. Напольский М.: Транспорт, 1993. - 271 с.
15. Светлов М.В., Светлова И.А. Техническое обслуживание и ремонт
автомобильного транспорта. [Текст] / М.В. Светлов, И.А. Светлова - М.: КНОРУС, 2011. - 320с.
16. Тарасов В.В., Сарбаев В.И. Техническая эксплуатация автотранспортных
средств. [Текст] /В.В. Тарасов, В.И. Сарбаев Под ред. В.В. Тарасова - М.: Компания «Автополис-плюс», 2004. - 208 с,
17. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. Учебник для
студентов учреждений среднего профессионального образования. [Текст] / В.М. Власов, С.В. Жанказиев, С.М. Круглов и др./ Под ред. В.М.Власова. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 432 с.
18. Туревский, И.С. Техническое обслуживание автомобилей. Книга 2.
Организация хранения, технического обслуживания и ремонта автомобильного транспорта: [Текст]/ И.С. Туревский – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2007.– 256 с.: ил. – (Профессиональное образование).
19. Фастовцев Г.Ф. Автотехобслуживание. [Текст]/ Г.Ф. Фастовцев М.:
Машиностроение, 1985. – 256 с.
20. Фастовцев Г.Ф. Организация технического обслуживания и ремонта
легковых автомобилей. [Текст] / Г.Ф. Фастовцев М.: Транспорт, 1989. – 237с.
Приложение
Таблица 8 Общесоюзные нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта ОНТП-01-91/РОСАВТОТРАНС
Таблица 9
Таблица 11
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.