Методические рекомендации по суммативному оцениванию
Физика
7 класс
Методические рекомендации составлены в помощь учителю при планировании, организации и проведении суммативного оценивания по предмету «Физика» для обучающихся 7 классов. Методические рекомендации подготовлены на основе учебной программы и учебного плана.
Задания для суммативного оценивания за раздел позволят учителю определить уровень достижения обучающимися целей обучения, запланированных на четверть. Для проведения суммативного оценивания за раздел в методических рекомендациях предлагаются задания, критерии оценивания с дескрипторами и баллами. Также в сборнике описаны возможные уровни учебных достижений обучающихся (рубрики). Задания с дескрипторами и баллами носят рекомендательный характер.
Для проведения суммативного оценивания за четверть предлагается спецификация со схемой выставления баллов. Данный документ стандартизирован и обязателен для проведения суммативного оценивания за четверть.
Методические рекомендации предназначены для учителей школ основного среднего образования (7-9) классы, администрации школ, методистов отделов образования, региональных и школьных координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.
При подготовке методических рекомендаций использованы ресурсы (рисунки, тексты, видео- и аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на официальных интернет-сайтах.
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ ......................... 4 Суммативное оценивание за раздел«Физика – наука о природе» ......................... 5
Суммативное оценивание за раздел«Физические величины и измерения» ......... 8
Суммативное оценивание за раздел«Механические движения» ......................... 11
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ ....................... 16
Суммативное оценивание за раздел«Плотность»................................................. 17
Суммативное оценивание за раздел«Взаимодействие тел»................................ 20
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ ....................... 26
Суммативное оценивание за раздел «Давление» ................................................. 27
Суммативное оценивание за раздел «Работа и мощность» ................................ 32
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ ....................... 35
Суммативное оценивание за раздел «Энергия» ................................................... 36
Суммативное оценивание за раздел «Момент силы» ........................................... 40
Суммативное оценивание за раздел «Космос и Земля» ...................................... 43
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА РАЗДЕЛ
1 ЧЕТВЕРТЬ
|
|
Цель обучения |
7.1.1.1 Приводить примеры физических явлений. 7.1.1.2 Различать методы изучения законов природы.
|
Уровень мыслительных навыков |
Знание и понимание |
Критерий оценивания |
Обучающийся • Приводит пример физических явлений. • Описывает
физические явления.
|
Время выполнения
Задания
|
15 минут |
1. Приведите по одному примеру к следующим типам физических явлений
А) тепловое явление - ________________________________________________
В) механическое явление - ____________________________________________
С) звуковое явление - ________________________________________________
D) электрическое явление - ____________________________________________ Е) магнитное явление - _______________________________________________
2. Опишите, какими основными физическими явлениями сопровождается старт ракеты с поверхности Земли.
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
3. Выберите из приведенных ниже примеров явления, которые являются экспериментальными фактами или научными гипотезами.
|
экспериментальный факт |
научная гипотеза |
А) гирька тонет в воде |
|
|
В) льдина плавает в море |
|
|
С) при кипении воды образуются пузырьки |
|
|
D) при отсутствии трения тело будет двигаться вечно |
|
|
Е) тяжелые тела падают быстрее, чем легкие |
|
|
4. Летним утром на листочке вы обнаружили капельки росы. Накройте крышкой кастрюлю с горячей водой и через несколько минут снимите крышку – вы увидите на ней капельки воды. В каком случае образование капелек воды изучают путем наблюдения, а в каком – путем постановки опыта?
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Критерий оценивания |
№ задания |
Дескриптор |
Балл |
Обучающийся |
|||
Приводит пример физических явлений
|
1
|
приводит пример теплового явления |
1 |
приводит пример механического явления |
1 |
||
приводит пример звукового явления |
1 |
||
приводит пример электрического явления |
1 |
||
приводит пример магнитного явления |
1 |
||
Описывает физические явления |
2 |
описывает световое явление |
1 |
описывает механическое явление |
1 |
||
описывает звуковое явление |
1 |
||
Различает научные методы изучения законов природы |
3 |
соотносит пример гирьки тонущей в воде к экспериментальным фактам/ научным гипотезам |
1
|
соотносит пример плавания льда в море к экспериментальным фактам/научным гипотезам |
1 |
||
соотносит пример образования пузырьков при кипении воды к экспериментальным фактам/научным гипотезам |
1 |
||
соотносит пример движения тела при отсутствии трения к экспериментальным фактам/научным гипотезам |
1 |
||
соотносит пример падения тяжелого и легкого тела к экспериментальным фактам/научным гипотезам |
1 |
||
Определяет научные методы изучения законов природы |
4 |
определяет метод наблюдения |
1 |
определяет метод эксперимента/ постановки опыта |
1 |
||
Всего баллов |
15 |
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Физика – наука о природе»
Критерий оценивания |
|
Уровень учебных достижений |
|
Низкий |
Средний |
Высокий |
|
Приводит пример физических явлений.
|
Затрудняется демонстрировать понимания физических явлений.
|
Допускает ошибки в примерах теплового явления/механического явления/звукового явления/ /электрического явления /магнитного явления.
|
Верно демонстрирует физические явления.
|
Описывает физические явления. |
Затрудняется описывать физические явления.
|
Допускает ошибки в описании светового явления/механического явления/звукового явления.
|
Верно описывает физические явления. |
Различает научные методы изучения законов природы. |
Затрудняется при определении различий между экспериментальными фактами и научными гипотезами.
|
Допускает ошибки при определении различий между экспериментальными фактами и научными гипотезами в одном случае. |
Верно различает научные методы изучения законов природы.
|
Определяет научные методы изучения законов природы. |
Затрудняется при определении различий между наблюдением и постановкой опыта. |
Допускает ошибки при определении различий между наблюдением и постановкой опыта.
|
Верно определяет различия между наблюдением и постановкой опыта.
|
7
Цель обучения |
7.1.2.1 Соотносить физические величины с их единицами измерения в системе СИ. 7.1.2.3 Применять кратные и дольные приставки при записи больших и малых чисел: микро (μ), милли (m), санти (c), деци (d), кило (k) и мега (M). 7.1.3.1 Измерять длину, объем тела, температуру и время, записывать результаты измерений с учетом погрешности.
|
Уровень мыслительных навыков |
Знание и понимание Применение
|
Критерий оценивания |
Обучающийся • Сопоставляет физические величины с их единицами измерения в системе СИ. • Использует кратные и дольные приставки при записи больших и малых чисел: микро (μ), милли (m), санти (c), деци (d), кило (k) и мега (M). • Распознает физические величины, записывает результаты измерений с учетом погрешности.
|
Время выполнения |
15 минут |
1. Найдите соответствие между физическими величинами и единицами измерения в системе СИ (поставьте галочку в соответствующей ячейке).
|
км/ч |
кг |
м/с |
г |
°С |
ч |
с |
А) Скорость |
|
|
|
|
|
|
|
В) Масса |
|
|
|
|
|
|
|
С) Время |
|
|
|
|
|
|
|
D) Температура |
|
|
|
|
|
|
|
2. Запишите следующие величины, применяя кратные и дольные приставки: 1) 5,2 × 103 м =
2) 1,8 × 10-3 м =
3. Преобразуйте следующие единицы измерения в систему СИ:
1) 10 мкс = ______с
2) 2 см = ______ м
3) 1 дм = ______ м
4) 1 MН = _______ Н
8
3. Определите и запишите объем жидкости в мензурке с учетом погрешности, изображенного на рисунке: V=_____±_____ мл.
Критерий оценивания |
№ задания |
Дескриптор |
Балл |
Обучающийся |
|||
Сопоставляет физические величины с их единицами измерения в системе СИ.
|
1 |
выбирает единицы измерения скорости; |
1 |
выбирает единицы измерения массы; |
1 |
||
выбирает единицы измерения времени; |
1 |
||
выбирает единицы измерения температуры; |
1 |
||
Использует кратные и дольные приставки при записи больших и малых чисел: микро (μ), милли (m), санти (c), деци (d), кило (k) и мега (M).
|
2
|
показывает кратные приставки; |
1 |
показывает дольные приставки ; |
1 |
||
3 |
преобразует единицы измерения с приставкой микро (мк) в систему СИ; |
1 |
|
преобразует единицы измерения с приставкой санти (c) в систему СИ; |
1 |
||
преобразует единицы измерения с приставкой деци (д) в систему СИ; |
1 |
||
преобразует единицы измерения с приставкой мега (M) в систему СИ; |
1 |
||
Распознает физические величины, записывает результаты измерений с учетом погрешности. |
4 |
определяет объем жидкости в мензурке; |
1 |
определяет погрешность прибора; |
1 |
||
записывает результаты измерений с учетом погрешности. |
1 |
||
Всего баллов |
|
13 |
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Физические величины и измерения»
Критерий оценивания |
Уровень учебных достижений |
||
Низкий |
Средний |
Высокий |
|
Соотносит физические величины с их единицами измерения в системе СИ.
|
Затрудняется в соотношении физических величин с их единицами измерения.
|
Допускает ошибки в правильном выборе единиц измерения скорости/ массы/ времени/ температуры. |
Правильно соотносит физические величины с их единицами измерения в системе СИ.
|
Применяет кратные и дольные приставки при записи больших и малых чисел: микро (μ), милли (m), санти (c), деци (d), кило (k) и мега (M). |
Затрудняется применять кратные и дольные приставки при записи больших и малых чисел: микро (μ), милли (m), санти (c), деци (d), кило (k) и мега (M).
|
Допускает ошибки в указании кратных и дольных приставок/преобразовании больших и малых чисел микро (μ)/милли (m)/санти (c)/деци (d)/ кило (k)/мега (M).
|
Правильно применяет кратные и дольные приставки при записи больших и малых чисел: микро (μ), милли (m), санти (c), деци (d), кило (k) и мега (M).
|
Измеряет физические величины, записывает результаты измерений с учетом погрешности. |
Затрудняется измерять физические величины и записывать результаты измерений с учетом погрешности. |
Допускает ошибки в определении объема жидкости в мензурке/погрешности прибора/ записи рузультата измерений с учетом погрешности.
|
Правильно измеряет физические величины, записывает результаты измерений с учетом погрешности. |
10
Цель обучения |
7.2.1.4 Вычислять скорость и среднюю скорость движения тел. 7.2.1.5 Строить график зависимости перемещения от времени при равномерном прямолинейном движении, применяя обозначение единиц измерения на координатных осях графика и в таблице. 7.2.1.6 Находить скорость тела по графику зависимости перемещения от времени при равномерном движении. 7.2.1.7 Находить перемещение тела, используя графическую зависимость скорости от времени при равномерном прямолинейном движении.
|
Уровень мыслительных навыков
|
Применение |
Критерий оценивания |
Обучающийся • Находит скорость движения тела по графику зависимости перемещения от времени при равномерном движении. • Определяет перемещение тела, используя графическую зависимость скорости от времени при равномерном прямолинейном движении. • Вычисляет среднюю скорость движения тел. • Изображает график зависимости перемещения от времени при равномерном прямолинейном движении, применяя обозначение единиц измерения на координатных осях графика и в таблице
|
Время выполнения
Задания |
20 минут |
1. На рисунке представлен график зависимости пути от времени.
Определите скорость тела за промежуток времени 20-30 секунд.
2. На рисунке представлен график зависимости скорости от времени. Найти перемещение тела в промежутке 4-12 секунд.
3. Велосипедист за первые 10 с проехал 50 м, за следующие 20 с – 200 м и за последние 10 с – 150 м. Найдите среднюю скорость велосипедиста на всем пути. ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
4. Автомобиль ехал 1 ч со скоростью 80 км/ч, затем 0,5 ч стоял, а потом ехал еще 2 ч со скоростью 60 км/ч. Постройте график зависимости пройденного пути от времени
Критерий оценивания |
№ задания |
Дескриптор |
Балл |
Обучающийся |
|||
Находит скорость движения тела по графику зависимости перемещения от времени при равномерном |
1
|
определяет перемещение по графику за указанный промежуток времени; |
1 |
использует формулу для расчета скорости; |
1 |
||
движении. |
|
определяет скорость; |
1 |
Определяет перемещение тела, используя графическую зависимость скорости от времени при равномерном прямолинейном движении. |
2 |
определяет скорость движения по графику за указанный промежуток времени; |
1 |
использует формулу для расчета перемещения; |
1 |
||
определяет перемещение; |
1 |
||
Вычисляет среднюю скорость движения тел. |
3 |
использует формулу для вычисления средней скорости; |
1 |
вычисляет среднюю скорость; |
1 |
||
Изображает график зависимости перемещения от времени при равномерном прямолинейном движении, применяя обозначение единиц измерения на координатных осях графика и в таблице. |
4 |
обозначает единицы измерения на координатных осях графика; |
1 |
вычисляет перемещения автомобиля на каждом участке дороги; |
1 |
||
составляет таблицу значений физических величин; |
1 |
||
строит график зависимости перемещения от времени. |
1 |
||
Всего баллов |
|
|
12 |
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Основы кинематики. Механическое движение»
Критерий оценивания |
Уровень учебных достижений |
||
Низкий |
Средний |
Высокий |
|
Находит скорость движения тела по графику зависимости перемещения от времени при равномерном движении. |
Затрудняется определять скорость тела по графику зависимости перемещения от времени при равномерном движении.
|
Допускает ошибки при определении перемещения по графику за указанный промежуток времени/ использовании формулы для расчета скорости/определении скорости.
|
Верно использует графики зависимости перемещения от времени для вычисления скорости тела при равномерном движении.
|
Определяет перемещение тела, используя графическую зависимость скорости от времени при равномерном прямолинейном движении. |
Затрудняется определять перемещение тела по графику зависимости скорости от времени при равномерном движении.
|
Допускает ошибки при определении скорости движения по графику за указанный промежуток времени/ использовании формулы для расчета перемещения/ определении перемещения. |
Верно использует графики зависимости скорости от времени для вычисления перемещения тела при равномерном движении.
|
Вычисляет среднюю скорость движения тел. |
Затрудняется при вычислении средней скорости движения тел.
|
Допускает ошибки при использовании формулы/ вычислении средней скорости движения тел.
|
Верно вычисляет средную скорость движения тел.
|
14
Изображает график зависимости перемещения от времени при равномерном прямолинейном движении, применяя обозначение единиц измерения на координатных осях графика и в таблице. |
Затрудняется при обозначении единицы измерения на координатных осях графика, вычислении перемещения автомобиля на каждом участке дороги, составлении таблицы значений физических величин, построении графика зависимости перемещения от времени.
|
Допускает ошибки при обозначении единицы измерения на координатных осях графика/ вычислении перемещения автомобиля на каждом участке дороги/составлении таблицы значений физических величин/построении графика зависимости перемещения от времени.
|
Верно обозначает единицы измерения на координатных осях графика, вычисляет перемещение автомобиля на каждом участке дороги, составляет таблицы значений физических величин и строит график зависимости перемещения от времени.
|
15
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА РАЗДЕЛ
Цель обучения |
7.2.2.12 Использовать измерительный цилиндр (мензурка) для измерения объема жидкости или твердого тела различной формы. 7.2.2.13 Объяснять физический смысл плотности. 7.2.2.15 Применять формулу плотности при решении задач.
|
Уровень мыслительных навыков |
Знание и понимание Применение
|
Критерий оценивания |
Обучающийся • Объясняет физический смысл плотности. • Использует измерительный цилиндр для измерения объема жидкости. • Решает задачи, применяя формулу плотности. |
Время выполнения |
15 минут |
1. Плотность свинца 11300 кг/м3. Что это означает?
А) Масса свинца объемом в 1 м3 – 11300 кг
В) масса свинца объемом в 11300 м3 – 1 кг
С) масса свинца объемом в 11300 м3 – 11300 кг
D) объем свинца массой 1 кг – 1 м3
2. На рисунках показана гирька, помещенная в мензурку с водой. Масса гирьки указана на рисунке.
a) определите объем жидкости
______________________________________________________________________ b) определите объем гирьки
_____________________________________________________________________ с) найдите плотность гирьки
____________________________________________________________________
3. Вместимость цистерны 60 м3. Сколько тонн нефти можно в ней хранить?
17
Плотность нефти 800 кг/м3
А) 0,075
В) 13
С) 48000
D) 48
4. Чему равна плотность жидкости, 125 л которой имеют массу 100 кг?
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Критерий оценивания |
№ задания |
Дескриптор |
Балл |
Обучающийся |
|||
Объясняет физический смысл плотности. |
1 |
определяет плотность тела как массу в единице объеме; |
1 |
Использует измерительный цилиндр для измерения объема жидкости и твердого тела. |
2 а
2 b |
определяет объем жидкости в мензурке; |
1 |
определяет объем гирьки; |
1 |
||
Решает задачи, применяя формулу плотности. |
2 c
|
находит плотность гирьки по формуле; |
1
|
3 |
находит массу нефти по формуле; |
1 |
|
переводит единицу измерения массы из системы СИ; |
1 |
||
4 |
переводит единицу измерения объема жидкости в систему СИ; |
1 |
|
находит плотность жидкости по формуле. |
1 |
||
Всего баллов |
|
8 |
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Плотность»
Критерий оценивания |
Уровень учебных достижений |
|
|
Низкий |
Средний |
Высокий |
|
Объясняет физический смысл плотности |
Затрудняется определить физический смысл плотности
|
Допускает ошибки при определении плотности тела как массы в единице объема
|
Верно определяет физический смысл плотности
|
Использует измерительный цилиндр для измерения объема жидкости и твердого тела |
Затрудняется при определении объема жидкости и объема тела
|
Допускает ошибки при определении объема жидкости /объема тела
|
Верно определяет объем жидкости и объем тела
|
Решает задачи, применяя формулу плотности |
Затрудняется при определении плотности гирьки по формуле, определении массы нефти по формуле, переводе единиц измерения массы из системы СИ, переводе единицы измерения объема в систему СИ и определении плотности жидкости по формуле
|
Допускает ошибки при определении плотности гирьки по формуле/определении массы нефти по формуле/ переводе единиц измерения массы из системы СИ/ переводе единицы измерения объема в систему СИ/ определении плотности жидкости по формуле
|
Верно определяет плотность гирьки по формуле, определяет массу нефти по формуле, переводит единицу измерения массы из системы СИ, переводит единицу измерения объема в систему СИ и определяет плотность жидкости по формуле |
19
Цель обучения |
7.2.2.1 Приводить примеры явления инерции в природе. 7.2.2.3 Различать и приводить примеры пластичных и упругих деформаций. 7.2.2.5 Применять закон Гука для расчета физических величин, характеризующих упругие свойства. 7.2.2.6 Описывать трение при скольжении, качении, покое. 7.2.2.8 Исследовать зависимость силы трения от веса тела, материала и качества обработки соприкасающихся поверхностей. 7.2.2.9 Изображать силы графически в заданном масштабе и находить равнодействующую сил, действующих на тело и направленных вдоль одной прямой.
|
Уровень мыслительных навыков
|
Знание и понимание Применение Навыки высокого порядка
|
Критерий оценивания |
Обучающийся • Приводит примеры таких понятий как «инерция», «пластическая деформация», «упругая деформация». • Применяет закон Гука для решения задач. • Описывает трение при скольжении, качении, покое. • Определяет зависимость силы трения от веса тела, материала и качества обработки соприкасающихся поверхностей. • Графически изображает силы и находит их значения.
|
Время выполнения
Задания
|
20 минут |
1. Пассажир автобуса непроизвольно отклонился назад, чем это вызвано?
А) автобус повернул влево
В) автобус повернул вправо
С) автобус резко остановился
D) автобус увеличил скорость
2. Приведите по два примера упругих и пластических деформаций
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
3. На рисунке представлена схема определения жесткости пружины. Чему равна жесткость пружины.
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________ _______________________________________
_______________________________________
4. Какой вид трения имеет место:
А) когда вы ходите - _____________________
В) когда держите тяжелый предмет в руках - _____________________
С) когда вы катаетесь с горы на санках - _____________________
D) когда вы катаетесь на роликовых коньках по асфальту - _________________
5. Ученик провёл опыты по изучению силы трения скольжения, равномерно перемещая брусок с грузами по горизонтальным поверхностям с помощью динамометра (см. рисунок).
Результаты измерений массы бруска с грузами m, площади соприкосновения бруска и поверхности S и приложенной силы F он представил в таблице.
№ опыта |
Поверхность |
m, г |
S, см2 |
F, Н |
1 |
Деревянная рейка |
200 |
30 |
0,8 |
2 |
Пластиковая рейка |
200 |
30 |
0,4 |
3 |
Деревянная рейка |
100 |
20 |
0,4 |
4 |
Пластиковая рейка |
100 |
20 |
0,2 |
На основании выполненных измерений можно утверждать, что сила трения скольжения:
1) не зависит от площади соприкосновения бруска и поверхности, так как _______
______________________________________________________________________
2) с увеличением веса бруска увеличивается, так как ________________________
______________________________________________________________________
3) зависит от рода соприкасающихся поверхностей, так как ___________________ _____________________________________________________________________
6. Тело толкают на север с силой 14 Н, и на юг с силой 2 Н.
А) Определите значение и направление равнодействующей силы. В) Изобразите все силы графически в масштабе 1 клетка – 2 Н.
Критерий оценивания |
№ задания |
Дескриптор |
Балл |
Обучающийся |
|||
Приводит примеры таких понятий как «инерция», «пластическая деформация», «упругая деформация» |
1 |
выбирает верный ответ; |
1 |
2 |
приводит примеры упругой деформации; |
1 |
|
приводит примеры пластической деформации; |
1 |
||
Применяет закон Гука для решения задач |
3 |
определяет удлинение пружины; |
1 |
определяет силу действующую на пружину; |
1 |
||
вычисляет жесткость пружины с помощью закона Гука; |
1 |
||
Описывает трение при скольжении, качении, |
4 |
различает трение при скольжении; |
1 |
различает трение при качении; |
1 |
||
покое |
|
различает трение при покое; |
1 |
Определяет зависимость силы трения от веса тела, материала и качества обработки соприкасающихся поверхностей |
5 |
определяет зависимость силы трения от веса тела; |
1 |
определяет зависимость силы трения от материала; |
1 |
||
определяет зависимость силы трения от качества обработки соприкасающихся поверхностей; |
1 |
||
Графически изображает силы и находит их значения |
6 |
определяет значение равнодействующей силы; |
1 |
определяет направление равнодействующей силы; |
1 |
||
изображает силы графически в заданном масштабе. |
1 |
||
Всего баллов |
|
|
15 |
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Взаимодействие тел»
Критерий оценивания |
Уровень учебных достижений |
|
|
Низкий |
Средний |
Высокий |
|
Приводит примеры таких понятий как «инерция», «пластическая деформация», «упругая деформация» |
Затрудняется при описании инерции, упругой деформации, пластической деформации
|
Допускает ошибки при описании инерции/упругой деформации/ пластической деформации
|
Верно описывает инерцию, упругую деформацию и пластическую деформацию
|
Применяет закон Гука для решения задач |
Затрудняется при определении удлинения пружины, силы действующей на пружину, вычислении жесткости пружины с помощью закона Гука
|
Допускает ошибки при определении удлинения пружины/силы действующей на пружину/вычислении жесткости пружины с помощью закона Гука
|
Верно определяет удлинение пружины, силу действующую на пружину и вычисляет жесткость пружины с помощью закона Гука
|
Описывает трение при скольжении, качении, покое |
Затрудняется при определении различий между трением при скольжении, качении и покое
|
Допускает ошибки при определении различий между трением при скольжении/качении/покое
|
Верно различает трение при скольжении, качении и покое
|
Исследует зависимость силы трения от веса тела, материала и качества обработки соприкасающихся поверхностей |
Затрудняется при определении зависимости силы трения от веса тела, материала, качества обработки соприкасающихся поверхностей
|
Допускает ошибки при определении зависимости силы трения от веса тела/материала/ качества обработки соприкасающихся поверхностей
|
Верно определяет зависимость силы трения от веса тела, материала и качества обработки соприкасающихся поверхностей
|
24
Графически изображает силы и находит их значения |
Затрудняется при определении значения равнодействующей силы, направления равнодействующей силы, графически изображать силы в заданном масштабе
|
Допускает ошибки при определении значения равнодействующей силы/направления равнодействующей силы/ графическом изображении силы в заданном масштабе
|
Верно определяет значение равнодействующей силы, направление равнодействующей силы и графически изображает силы в заданном масштабе
|
25
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА РАЗДЕЛ
3 ЧЕТВЕРТЬ
Цель обучения |
7.3.1.1 описывать строение твердых тел, жидкостей и газов на основе молекулярного строения вещества; 7.3.1.2 объяснять физический смысл давления и описывать способы его изменения; 7.3.1.3 применять формулу давления при решении задач; 7.3.1.4 объяснять давление газа на основе молекулярного строения вещества; 7.3.1.5 выводить формулу гидростатического давления в жидкостях и применять ее при решении задач; 7.3.1.8 рассчитывать выигрыш в силе при использовании гидравлических машин; 7.3.1.12 объяснять природу выталкивающей силы в жидкостях и газах; 7.3.1.13 применять закон Архимеда при решении задач; 7.3.1.14 исследовать условия плавания тел.
|
Уровень мыслительных навыков |
Знание и понимание Применение Навыки высокого порядка |
Критерий оценивания |
Обучающийся • Характеризует свойства жидкостей и газов • Определяет зависимость давления от площади соприкосновения с поверхностью • Решает задачи используя формулу давления • Определяет давление газа • Решает задачи используя формулу гидростатического давления в жидкостях • Исследует выталкивающую силу в различных жидкостях и условия плавания тел
|
Время выполнения |
25 минут |
1. Выберите строку указывающую правильное расположение молекул и расстояние между молекулами.
|
Расположение молекул |
Расстояние между молекулами |
A |
Молекулы жидкости не имеют порядка |
Примерно одинаковое в твердых телах и газах |
B |
Молекулы твердого тела более упорядочены, чем молекулы жидкости |
Примерно одинаковое в твердых телах и жидкостях |
C |
Молекулы твердого тела более упорядочены, чем молекулы жидкости |
Примерно одинаковое в жидкостях и газах |
D |
Молекулы газа не имеют порядка |
Примерно одинаковое в жидкостях и газах |
2. Выберите положение тела, в котором оно производит наибольшее и наименьшее давление. Напишите ответ используя слова давление, площадь, сила.
3. Гусеничный трактор весом 60 000 Н имеет опорную площадь обеих гусениц
1,5 м2. Определите давление трактора на грунт.
4. На рисунке изображен сосуд с газом до и после перемещения поршня вниз. Опишите как изменяется давление внутри сосуда и количество ударов о стенку сосуда.
5. Площадь меньшего поршня гидравлического пресса 15 см2, площадь большего поршня 300 см2. На меньший поршень действует сила 350 Н. Какая сила действует на больший поршень?
6. Вес тела 4,5 Н, а его объем 500 см3. Утонет ли это тело в воде? в спирте? В керосине? Плотность воды 1000 кг/м3, спирта 900 кг/м3, керосина 800 кг/м3. Заполните таблицу.
|
В воде |
В спирте |
В керосине |
Сила Архимеда, действующая на тело |
|
|
|
Сравните силы, действующие на тело |
Fа FА |
Fа FА |
Fа FА |
Утонет ли тело?
|
|
|
|
Критерий оценивания |
№ задания |
Дескриптор |
Балл |
Учащийся |
|||
Характеризует свойства жидкостей и газов
|
1
|
указывает правильное расположение молекул; |
1 |
указывает расстояние между молекулами; |
1 |
||
Определяет зависимость давления от площади соприкосновения с поверхностью |
2 |
выбирает положение тела, оказывающее наибольшее давление на поверхность; |
1 |
формулирует определение давления; |
1 |
||
Решает задачи используя формулу давления |
3 |
правильно оформляет задачу; |
1 |
вычисляет давление трактора на грунт; |
1 |
||
Определяет давление газа
|
4 |
объясняет изменение давления газа; |
1 |
объясняет изменение количества ударов молекул о стенку сосуда; |
1 |
||
Решает задачи используя формулу гидростатического давления в жидкостях |
5 |
правильно оформляет задачу и переводит единицы измерения площади в систему си; |
1 |
преобразует формулу гидростатического давления в жидкостях для определения силы; |
1 |
||
вычисляет силу; |
1 |
||
Исследует выталкивающую силу в различных жидкостях и условия плавания тел |
6 |
правильно оформляет задачу и переводит единицы объема в систему СИ; |
1 |
вычисляет архимедову силу в воде/спирте/керосине; |
1 |
||
сравнивает архимедову силу в воде/спирте/керосине с силой тяжести; |
1 |
||
выявляет условия плавания тел в воде/спирте/керосине. |
1 |
||
Всего баллов |
15 |
ПРОЕКТ
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Давление»
Критерий оценивания |
Уровень учебных достижений |
|
|
Низкий |
Средний |
Высокий |
|
Характеризует свойства жидкостей и газов
|
Затрудняется в определении расположения молекул и расстояния между молекулами газа, жидкости и твердого тела
|
Допускает ошибки при определении расположения молекул/расстояния между молекулами газа/жидкости/твердого тела
|
Верно определяет порядок расположения и расстояния между молекулами газа, жидкости и твердого тела
|
Определяет зависимость давления от площади соприкосновения с поверхностью |
Затрудняется в определении положения тела, оказывающего наибольшее давление на поверхность и формулировании определения давления |
Допускает ошибки при определении положения тела, оказывающего наибольшее давление на поверхность/ формулировании определения давления
|
Верно определяет положение тела, оказывающего наибольшее давление на поверхность и формулирует определение давления |
Решает задачи используя формулу давления |
Затрудняется в оформлении задачи и вычислении давления |
Допускает ошибки при оформлении задачи/вычислении давления
|
Правильно оформляет задачу и вычисляет давление
|
Определяет давление газа
|
Затрудняется в определении изменения давления газа и количества ударов молекул о стенку сосуда |
Допускает ошибки при определении изменения давления газа/количества ударов молекул о стенку сосуда
|
Верно определяет изменение давления газа и изменение количества ударов молекул о стенку сосуда |
30
ПРОЕКТ
Решает задачи используя формулу гидростатического давления в жидкостях |
Допускает ошибки при переводе единиц измерения площади в систему СИ, применении формулы гидростатического давления в жидкостях, что затрудняет дальнейшее выполнение задания |
Переводит единицу измерения площади в систему СИ, преобразует формулу гидростатического давления в жидкостях для определения силы, но допускает ошибки при вычислении силы |
Правильно оформляет задачу, переводит единицу измерения площади в систему СИ, преобразует формулу гидростатического давления в жидкостях для определения силы и вычисляет силу |
Исследует выталкивающую силу в различных жидкостях и условия плавания тел |
Допускает ошибки при переводе единиц измерения объема в систему СИ, применении закона Архимеда, что затрудняет дальнейшее выполнение задания
|
Правильно оформляет задачу и переводит единицы объема в систему СИ, но допускает ошибки при вычислении архимедовой силы в воде/спирте/керосине, при сравнении архимедовой силы в воде/спирте/керосине с силой тяжести, при выявлении условия плавания тел в воде/спирте/керосине
|
Верно определяет выталкивающую силу в различных жидкостях и условия плавания тел
|
31
ПРОЕКТ
Цель обучения |
7.2.3.1 объяснять физический смысл механической работы; 7.2.3.7 объяснять физический смысл мощности; 7.2.3.8 применять формулы механической работы и мощности при решении задач
|
Уровень мыслительных навыков |
Знание и понимание Применение |
Критерий оценивания |
Обучающийся • Излагает формулировку механической работы. • Оценивает мощность. • Решает задачи используя формулы механической работы и мощности. |
Время выполнения |
15 минут |
1. Автомобиль равномерно движется по шоссе. Совершает ли работу сила тяжести? Сила тяги двигателя автомобиля? Объясните почему? Как определить работу данных сил?
2. Кто развивает большую мощность: медленно поднимающийся по лестнице человек или спортсмен той же массы, совершающий прыжок с шестом на ту же высоту. Почему?
3. Человек поднял за 16 с ведро воды массой 10 кг из колодца глубиной 8 м. Какую работу совершил человек? Какую мощность он при этом развивал? Считайте, что ведро двигалось равномерно.
Критерий оценивания |
№ задания |
Дескриптор |
Балл |
Обучающийся |
|||
Формулирует определение механической работы |
1
|
Устанавливает силу совершающую работу |
1 |
Объясняет способ определения работы |
1 |
||
Оценивает мощность
|
2 |
Выбирает правильный вариант |
1 |
Описывает величины, влияющие на определение мощности |
1 |
||
Решает задачи используя формулы механической работы и мощности |
3 |
Правильно оформляет задачу |
1 |
Определяет силу необходимую для поднятия ведра с водой |
1 |
||
Применяет формулу и вычисляет механическую работу |
1 |
||
Применяет формулу и вычисляет мощность |
1 |
||
Всего баллов |
|
|
8 |
33
ПРОЕКТ
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Работа и мощность»
Критерий оценивания |
|
Уровень учебных достижений |
|
Низкий |
Средний |
Высокий |
|
Формулирует определение механической работы |
Допускает ошибки при установлении силы, совершающей работу и затрудняется описывать способ определения работы
|
Устанавливает силу совершающую работу, допускает ошибки при описании способа определения работы
|
Верно определяет силу, совершающую работу и описывает метод определения работы
|
Оценивает мощность
|
Выбирает правильный вариант, но затрудняется описывать величины, влияющие на определение мощности
|
Выбирает правильный вариант, но допускает ошибки при объяснении зависимости мощности от массы/высоты поднятия/времени
|
Выбирает правильный вариант и объясняет от какой величины зависит развиваемая мощность
|
Решает задачи используя формулы механической работы и мощности |
Допускает ошибки при определении силы, совершающей работу и применении формулы механической работы и мощности, что затрудняет дальнейшее выполнение задания |
Применяет формулу механической работы и мощности, допускает ошибки при вычислении механической работы и мощности
|
Применяет формулу механической работы и мощности, верно вычисляет механическую работу и мощность
|
34
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА РАЗДЕЛ
4 ЧЕТВЕРТЬ
Цель обучения |
7.2.3.2 различать виды механической энергии; 7.2.3.3 применять формулу кинетической энергии при решении задач; 7.2.3.4 применять формулу потенциальной энергии тела, поднятого над землей при решении задач; 7.2.3.5 приводить примеры переходов механической энергии из одного вида в другой; 7.2.3.6 применять закон сохранения механической энергии при решении задач;
|
Уровень мыслительных навыков |
Знание и понимание Применение |
Критерий оценивания |
Обучающийся • Различает кинетическую и потенциальную энергию. • Решает задачи используя формулу потенциальной энергии тела, поднятого над землей. • Решает задачи используя формулу кинетической энергии. • Описывает переход механической энергии из одного вида в другой. • Решает задачи применяя закон сохранения механической энергии.
|
Время выполнения |
15 минут |
1. В каких из перечисленных случаев тело приобретает кинетическую энергию, а в каких – потенциальную: А) пуля вылетает из ружья
В) кирпич равномерно поднимают на некоторую высоту
С) недеформированную пружину сжимают
А) ____________________________________________
В) ____________________________________________
С) ____________________________________________
2. а) Капля дождя массой 20 мг движется со скоростью 2 м/с на высоте 2 км. Какой потенциальной энергией обладает капля?
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ b) Какой кинетической энергией обладает капля?
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
36
3. Как изменяется энергия яблока при падении с дерева? Объясните причину изменения энергии.
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
4. При подготовке пружинного пистолета к выстрелу пружину с жесткостью 1 кН/м сжали на 3 см. Какую скорость приобретает снаряд массой 45 г при выстреле в горизонтальном направлении.
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Критерий оценивания |
№ задания |
Дескриптор |
Балл |
Обучающийся |
|||
Различает кинетическую и потенциальную энергию. |
1
|
соотносит пример А к обладанию потенциальной/кинетической энергией; |
1 |
соотносит пример В к обладанию потенциальной/кинетической энергией; |
1 |
||
соотносит пример С к обладанию потенциальной/кинетической энергией; |
1 |
||
Решает задачи используя формулу потенциальной энергии тела, поднятого над землей |
2 a |
использует формулу потенциальной энергии тела, поднятого над землей; |
1 |
вычисляет потенциальную энергию капли; |
1 |
||
Решает задачи используя формулу кинетической энергии.
|
2 b |
использует формулу кинетической энергии; |
1 |
вычисляет кинетическую энергию капли; |
1 |
||
Описывает переход механической энергии из одного вида в другой. |
3 |
определяет каким видом энергии обладает яблоко в начале падения; |
1 |
описывает превращение механической энергии яблока в другой вид энергии; |
1 |
||
Решает задачи применяя закон сохранения механической энергии. |
4 |
находит потенциальную энергию пружины пистолета; |
1 |
применяет закон сохранения механической энергии; |
1 |
||
вычисляет скорость снаряда. |
1 |
||
Всего баллов |
|
|
12 |
37
ПРОЕКТ
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Энергия»
Критерий оценивания |
Уровень учебных достижений |
||
Низкий |
Средний |
Высокий |
|
Различает кинетическую и потенциальную энергию.
|
Затрудняется при соотнесении примеров А, В и С к обладанию потенциальной/ кинетической энергией. |
Допускает ошибки при соотнесении примеров А/В/С к обладанию потенциальной/ кинетической энергией.
|
Верно соотносит примеры А, В, С к обладанию потенциальной и кинетической энергией.
|
Решает задачи используя формулу потенциальной энергии тела, поднятого над землей |
Допускает ошибки при применении формулы потенциальной энергии тела, поднятого над землей, что затрудняет дальнейшее решение задачи. |
Использует формулу потенциальной энергии тела, поднятого над землей, допускает ошибки при вычислении потенциальной энергии капли.
|
Использует формулу потенциальной энергии тела, поднятого над землей, верно вычисляет потенциальную энергию капли.
|
Решает задачи используя формулу кинетической энергии.
|
Допускает ошибки при применении формулы кинетической энергии тела, что затрудняет дальнейшее решение задачи. |
Использует формулу кинетической энергии тела, допускает ошибки при вычислении кинетической энергии капли.
|
Использует формулу кинетической энергии тела, верно вычисляет кинетическую энергию капли.
|
Описывает переход механической энергии из одного вида в другой. |
Затрудняется описывать переход механической энергии из одного вида в другой.
|
Определяет каким видом энергии обладает яблоко в начале падения, допускает ошибки при описании превращения механической энергии яблока.
|
Верно описывает превращение механической энергии яблока.
|
38
ПРОЕКТ
Решает задачи применяя закон сохранения механической энергии. |
Допускает ошибки при применении закона сохранения механической энергии, что затрудняет дальнейшее решение задачи.
|
Применяет закон сохранения механической энергии, допускает ошибки при определении потенциальной энергии пружины/кинетической энергии снаряда/скорости снаряда.
|
Применяет закон сохранения механической энергии, находит потенциальную энергию пружины пистолета и верно вычисляет скорость снаряда.
|
39
ПРОЕКТ
Цель обучения |
7.2.4.1 приводить примеры использования простых механизмов и формулировать «Золотое правило механики»; 7.2.4.4 формулировать и применять правило моментов сил для тела, находящегося в равновесии при решении задач.
|
Уровень мыслительных навыков |
Знание и понимание Применение Навыки высокого порядка |
Критерий оценивания |
Обучающийся • Выявляет особенность работы простых механизмов. • Применяет «Золотое правило механики» при решении задач. • Применяет правило моментов сил для тела, находящегося в равновесии, при решении задач. • Формулирует правило моментов сил для тела, находящегося в равновесии.
|
Время выполнения
Задания |
15 минут |
1. Заполните следующую таблицу
Простые механизмы |
Рычаг |
Блок (неподвижный) |
Блок (подвижный) |
Наклонная плоскость |
Дают ли выигрыш в силе |
|
|
|
|
Для какой цели их используют? |
|
|
|
|
Приведите пример использования |
|
|
|
|
2. Какой выигрыш в силе дает сочетание двух блоков (подвижного и неподвижного)?
Какая сила необходима для подъема груза весом 500 Н?
Выполните расчет:
а) не учитывая массу подвижного блока
б) если масса подвижного блока 2 кг.
ПРОЕКТ
3. На рисунке изображен кран с противовесом.
а) На каком расстоянии от оси вращения должна расположиться нагрузка в 5000 Н, чтобы кран оставался в равновесии?
b) Если нагрузка увеличится в 10000 Н, на какое расстояние необходимо переместить груз от оси вращения?
с) Вычислите момент силы.
d) Сформулируйте правило моментов сил, используя условия данного задания.
Критерий оценивания |
№ задания |
Дескриптор |
Балл |
Обучающийся |
|||
Выявляет особенность работы простых механизмов |
1
|
определяет выигрыш в силе простых механизмов; |
1 |
описывает предназначение простых механизмов; |
1 |
||
приводит примеры использования простых механизмов; |
1 |
||
Применяет «Золотое правило механики» при решении задач |
2 |
Определяет различие подвижного и неподвижного блока |
1
|
Вычисляет силу |
1 |
||
Применяет правило моментов сил для тела, находящегося в равновесии, при решении задач. |
3 |
определяет плечо силы 5000 н; |
1 |
определяет плечо силы 10000 н; |
1 |
||
определяет момент сил; |
1 |
||
Формулирует правило моментов сил для тела, находящегося в равновесии. |
3 |
формулирует правило моментов; |
1 |
Всего баллов |
|
|
9 |
41
ПРОЕКТ
Критерий оценивания |
Уровень учебных достижений |
||||||
Низкий |
Средний |
Высокий |
|||||
Выявляет особенность работы простых механизмов |
Затрудняется при определении выигрыша в силе простых механизмов/описании предназначения простых механизмов/приведении примеров использования простых механизмов.
|
Допускает ошибки при определении выигрыша в силе простых механизмов/описании предназначения простых механизмов/приведении примеров использования простых механизмов.
|
Верно определяет выигрыш в силе простых механизмов, описывает предназначения простых механизмов, приводит примеры использования простых механизмов.
|
||||
Применяет «Золотое правило механики» при решении задач |
Затрудняется применять «Золотое правило механики» при решении задач |
Допускает ошибки при применении «Золотого правила механики» при решении задач |
Верно применяет «Золотое правило механики» при решении задач |
||||
Применяет правило моментов сил для тела, находящегося в равновесии, при решении задач. |
Затрудняется при определении плеча сил 5000 Н, 10000 Н и моментов |
Допускает ошибки при определении плеча сил 5000 Н/10000 Н/моментов сил. |
Верно определяет плечо сил 5000 Н, 10000 Н и момент сил. |
||||
сил. |
|
|
|
|
|
||
Формулирует правило моментов сил для тела, находящегося в равновесии. |
Затрудняется формулировать правила моментов. |
Допускает ошибки при формулировании правила моментов.
|
Верно формулирует правило моментов.
|
||||
42
ПРОЕКТ
Цель обучения |
7.7.1.1 сравнивать геоцентрическую и гелиоцентрическую системы; 7.7.1.2 классифицировать объекты Солнечной системы; 7.7.1.3 объяснять смену времен года и длительность дня и ночи на разных широтах.
|
Уровень мыслительных навыков |
Знание и понимание Навыки высокого порядка |
Критерий оценивания |
Обучающийся • Сравнивает гелиоцентрическую и геоцентрическую системы мира. • Классифицирует объекты Солнечной системы. • Объясняет смену времен года и длительность дня и ночи на разных широтах; |
Время выполнения
Задания
|
15 минут |
1. Что находится в центре Солнечной системы
А) Земля
В) Луна
С) Солнце
D) нет центра
2. Осевое вращение Земли определяет?
А) смену времен года
В) смену дня и ночи
С) смену климата
D) смену растительности
3. Укажите на рисунке положение Земли, где в Казахстане зима, лето, весна и осень?
ПРОЕКТ
Объясните смену времен года
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________ _____________________________________________________________________
4. Заполните таблицу
Системы мира |
Геоцентрическая |
Гелиоцентрическая |
В центре мира |
|
|
Вокруг центра вращаются |
|
|
Основатели систем |
|
|
5. Как объекты Солнечной системы классифицируются по составу.
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________ _____________________________________________________________________
Критерий оценивания |
№ задания |
Дескриптор |
Балл |
Обучающийся |
|||
Сравнивает гелиоцентрическую и геоцентрическую системы мира. |
1
|
сравнивает гелиоцентрическую и геоцентрическую системы мира;
|
1 |
Классифицирует объекты Солнечной системы.
|
2 |
определяет что находится в центре солнечной системы; |
1 |
приводит классификацию планет по составу; |
1 |
||
выбирает, что определяет осевое вращение Земли; |
1 |
||
Объясняет смену времен года и длительность дня и ночи на разных широтах; |
3 |
на рисунке указывает время года к каждому положению планеты;
|
1
|
объясняет смену времен года. |
1 |
||
Всего баллов |
|
|
6 |
44
ПРОЕКТ
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Космос и Земля»
Критерий оценивания |
Уровень учебных достижений |
||
Низкий |
Средний |
Высокий |
|
Сравнивает гелиоцентрическую и геоцентрическую системы мира.
|
Сравнивает гелиоцентрическую и геоцентрическую системы мира и формулирует простые выводы
|
Сравнивает гелиоцентрическую и геоцентрическую системы мира и формулирует неполные выводы
|
Сравнивает гелиоцентрическую и геоцентрическую системы мира и формулирует полные и последовательные выводы
|
Классифицирует объекты Солнечной системы. |
Затрудняется при определении центра солнечной системы, классификации планет по составу, определении осевого вращения Земли
|
Допускает ошибки при определении центра солнечной системы/ классификации планет по составу/ определении осевого вращения Земли
|
Верно классифицирует объекты Солнечной системы
|
Объясняет смену времен года и длительность дня и ночи на разных широтах. |
Приводит неполные аргументы для объяснения смены времен года и длительность дня и ночи на разных широтах.
|
Приводит общие аргументы для объяснения смены времен года и длительность дня и ночи на разных широтах.
|
Предлагает логически последовательные полные аргументы при объяснении смены времен года и длительность дня и ночи на разных широтах.
|
45
ПРОЕКТ
46
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.