ГБУ СО НСО социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних « Снегири»
«Методические рекомендации при использовании здоровьесберегающих технологий, применяемых в реабилитационном процессе»
Автор: Гришина Татьяна Иосифовна
г. Новосибирск 2023 г
Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье воспитанников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад.
Главным ресурсом любой страны, одним из гарантов её национальной безопасности является образование. Физическое и духовно-нравственное здоровье населения определяет уровень цивилизации государства, является индикатором устойчивого развития нации. Образовательное учреждение на современном этапе развития общества должно стать важнейшим звеном в формировании и укреплении здоровья учащихся. Охрану здоровья сегодня называют приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивают полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.
Здоровьесбережение в образовании как ценность представлено тремя взаимосвязанными блоками:
1. Здоровьесбережение как ценность государственная, общественная, личностная.
2. Здоровьесберегающая педагогика, главная отличительная особенность которой — приоритет здоровья среди других направлений воспитательной работы, включает последовательное формирование в образовательном учреждении.
3. Здоровьесберегающего образовательного пространства с обязательным использованием всеми педагогами здоровьесберегающих технологий, чтобы получение учащимися образования происходило без ущерба для здоровья, а также воспитание у учащихся культуры здоровья, под которой мы понимаем не только грамотность в вопросах здоровья, достигаемую в результате обучения, но и практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни, заботиться о собственном здоровье.
Ведь здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет.
Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Задачи здоровьесбережения:
· сохранение здоровья детей и повышение двигательной активности и умственной работоспособности;
· создание адекватных условий для развития, обучения, оздоровления детей;
· создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения.
Актуальность применения здоровьесберегающих технологий
· гиподинамия (нарушение функций опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения, нарушение зрения и т.п.)
· детские стрессы (нервные расстройства вследствие отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервности в детском коллективе)
· тревожность (недостаток эмоциональной поддержки в детском коллективе, недостаток информации).
Здоровьесберегающие образовательные технологии делятся на три группы:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни.
3. Коррекционные технологии.
Технологии сохранения и стимулирования:
ü Динамические паузы
ü Подвижные и спортивные игры
ü Релаксация
ü Гимнастика пальчиковая
ü Гимнастика для глаз
ü Гимнастика дыхательная
ü Бодрящая гимнастика
Технологии обучения здоровому образу жизни:
§ Утренняя гимнастика
§ Физкультурные занятия
§ Точечный массаж
§ Занятия в бассейне
§ Проблемно – игровые и коммуникативные игры
Коррекционные технологии
§ Артикуляционная гимнастика
§ Сказкотерапия
§ Цветотерапия
§ Арт –терапия
§ Су-Джок терапия
§ Музыкотерапия
Гимнастика пальчиковая
§ Способствует овладению навыкам мелкой моторики
§ Помогает развивать речь
§ Повышает работоспособность коры головного мозга
§ Развивает психические способности: мышление, память, воображение
§ Снимает тревожность
Дыхательная гимнастика
§ Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани
§ Улучшает дренажную функцию бронхов; - восстанавливает нарушенное носовое дыхание
§ Способствует восстановлению нормального крово - и лимфоснабжения.
§ Повышает общую сопротивляемость организма
Су-Джок терапия
ü Воздействует на биологически активные точки организма
ü Стимулирует речевые зоны коры головного мозга
ü Способствует лечению внутренних органов, нормализует работу организма в целом
ü Развивает мелкую моторику рук
ü Развивает память, внимание, связную речь
Точечный массаж и самомассаж
ü Учит детей сознательно заботиться о своём здоровье
ü Является профилактикой простудных заболеваний
ü Повышает жизненный тонуса у детей
ü Прививает им чувство ответственности за своё здоровье, уверенность в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие.
Гимнастика для глаз
ü Улучшает циркуляцию крови и внутриглазной жидкости глаз
ü Укрепляет мышцы глаз
ü Улучшает аккомодацию (это способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях ( Тренажер для глаз),( упражнение Э.С.Аветисова)
Релаксация
· Учит детей расслабляться
· Способствует концентрации внимания
· Помогает снять напряжение
· Снимает возбуждение
Музыкотерапия
· Повышает иммунитет детей
· Снимает напряжение и раздражительность
· Снимает головную боль
· Восстанавливает спокойное дыхание
Применение в работе здоровьесберегающих технологий, повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.