Методические приёмы и практические советы по повторению и систематизации, контролю и учёту учебного материала на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе как важные компоненты в подготовке к итоговой аттестации - ВПР-2024г.
усложнившаяся жизнь
………………………………………………………………………………..
обилие информации
повышение скорости происходящих процессов
новые требования к образованию и уровню
квалификации работающих
интенсивное развитие аудиовизуальной культуры
развитие способности к переобучению
Мир стремительно меняется. Человек меняется вместе с миром.
Какова перспектива будущего ? В каком мире будут жить сегодняшние школьники?
усложнившаяся жизнь
………………………………………………………………………………..
обилие информации
повышение скорости происходящих процессов
новые требования к образованию и уровню
квалификации работающих
интенсивное развитие аудиовизуальной культуры
развитие способности к переобучению
Конкурентоспособность развитых государств, их участие в мировом рынке разделения труда все сильнее зависит от уровня образования работников, их умения и способности к постоянному повышению квалификации.
Самообразование становится непрерывным, длящимся в течение всей жизни.
Мир стремительно меняется. Человек меняется вместе с миром.
Какой он? Современный школьник?
Главная цель начального образования – сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, его физического и психического развития, формирование умения учиться.
Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна прежде всего личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения.
КЛАСТЕР – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядным те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.
Систематизация морфологических понятий младшими школьниками
Ментальные карты («Майндмеппинг»)- удобная современная технология моделирования информации
Были разработаны Тони Бьюзеном – известным писателем, консультантом по вопросам.
Алгоритм изучения морфологических понятий:
- наблюдение
- выделение существенных признаков изучаемого объекта
- введение существенных признаков изучаемого объекта
- введение термина и определение понятия
- обогащение понятия новыми признаками
- применение понятия в практических действиях
Формирование у каждого ребенка умения учиться – учить себя( формирование универсальных учебных действий)
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
Умение организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат
ЛИЧНОСТНЫЕ
Умение оценивать свои и чужие поступки, стремление к созидательной деятельности
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Умение добывать, перерабатывать и представлять информацию
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Умение донести свою позицию, понять других, договориться, чтобы сделать что-то сообща
ш
Усвоение системы лингвистических понятий
Овладение умениями и навыками, обеспечивающими системность в усвоении родного языка
Применение полученных знаний, умений и навыков в учебной и практической деятельности языка
Поэтапное овладение всеми видами речевой деятельности
Интенсивное развитие речемыслительных способностей учащихся в процессе учебной деятельности
Формирование способности правильно, уместно и выразительно употреблять в речи языковые единицы
Системно-деятельностный подход
К. Д. Ушинский о повторении:
«Повторение нужно не для того, чтобы возобновить забытое, но для того, чтобы предупредить возможность забвения , всякий шаг вперёд в деле обучения должен опираться на знания пройденного».
Активное и пассивное повторение
«Если ребенок, повторяя материал, просто открывает учебник и заново прочитывает все по книжке — это пассивное повторение. Гораздо более высокий результат дает активное повторение, когда человек пытается сам, никуда не заглядывая, вспомнить материал».
Пассивное повторение состоит в том, что ученик вновь воспринимает то, что воспринимал уже прежде; видит то, что уже видел, слышит то,
что уже слышал
Активное повторение состоит в том, что ученик самостоятельно, не воспринимая впечатлений из внешнего мира, воспроизводит в самом себе следы воспринятых им прежде представлений.
Связь этапа повторения и систематизации с основными принципами обучения
принцип непрерывности –преемственности между всеми ступенями развития
принцип целостности, который предполагает формирование у учащихся обобщённого системного представления о мире
Обеспечивает наилучшее осознание изучаемого материала
Способствует прочности усвоения путём предупреждения забывания и систематизации
полученных знаний
Развивает внимание, память и логическое мышление учащихся, упражняя их в сравнении,
обобщении, систематизации на всё более широком практическом материале
Прививает навыки самостоятельной работы и воспитывает уверенность в своих силах
ЗАДАЧИ, КОТОРЫЕ РЕШАЕТ ПОВТОРЕНИЕ
Дюзбенбекова Г.К. Повторение в системе обучения русскому языку//Педагогическое мастерство: материалы 5- й Международной научн. конфер.,г.Москва,ноябрь 2015г.,- Москва : Буки –Веди,2015. – с.51-52
ЗАДАЧИ ПОВТОРЕНИЯ И МЕТОДИКА ЕГО ПРОВЕДЕНИЯ МОГУТ БЫТЬ ВЫРАЖЕНЫ В 3-Х ВОПРОСАХ:
Что повторять?
Как повторять?
Когда повторять?
На данном этапе следует
Выявить границы применимости нового знания
Повторить учебный материал, необходимый для обеспечения содержательной непрерывности
ВКЛЮЧЕНИЕ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЕ
Задания, в которых новый способ действия связан с ранее изученным
Урок первичного предъявления новых знаний
Урок формирования первичных предметных навыков
Урок применения предметных знаний, умений, навыков
Урок обобщения и систематизации предметных знаний, умений, навыков
Урок повторения
Контрольный урок
Коррекционный урок
Комбинированный урок
Учебная экскурсия
Урок решения практических , проектных задач
ТИПЫ УРОКОВ ПРИ ВВЕДЕНИИ ФГОС
Цель
Закрепление предметных знаний , умений, навыков , формирование универсальных учебных действий
Результат
Безошибочное выполнение упражнений
Решение задач учеником, коллективом класса
Безошибочные устные ответы
Умение находить и исправлять ошибки, оказывать взаимопомощь
УРОК ПОВТОРЕНИЯ
В начале учебного года
Текущее повторение в продолжение учебного года
Обобщающее и систематизирующее повторение законченных тем и разделов программы
Сопутствующее повторение
Тематическое повторение
В начале изучения ступенчатой темы
ВИДЫ ПОВТОРЕНИЙ
Цель:
активизация элементов ранее изученного материала
воспроизвести закрепить знания и умения, полученные в предыдущем классе
беседа по содержанию повторяемой темы по группе вопросов
выполнение упражнений с грамматическим заданием, орфографическим и пунктуационным разбором (вспомнить те приёмы, которые применялись в прошлом году при изучении этой темы)
+ элементы игры, работа с таблицами, словарные диктанты
ПОВТОРЕНИЕ В НАЧАЛЕ ГОДА
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.