Методические рекомендации «Систематизации, контролю и учёту учебного материала на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе

  • pptx
  • 18.12.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Презентация.Повторение.pptx

Методические рекомендации «Систематизации, контролю и учёту учебного материала на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе

усложнившаяся жизнь
………………………………………………………………………………..
обилие информации
повышение скорости происходящих процессов
новые требования к образованию и уровню
квалификации работающих
интенсивное развитие аудиовизуальной культуры
развитие способности к переобучению


Мир стремительно меняется. Человек меняется вместе с миром.


Какова перспектива будущего ? В каком мире будут жить сегодняшние школьники?









усложнившаяся жизнь
………………………………………………………………………………..
обилие информации
повышение скорости происходящих процессов
новые требования к образованию и уровню
квалификации работающих
интенсивное развитие аудиовизуальной культуры
развитие способности к переобучению

Конкурентоспособность развитых государств, их участие в мировом рынке разделения труда все сильнее зависит от уровня образования работников, их умения и способности к постоянному повышению квалификации.
Самообразование становится непрерывным, длящимся в течение всей жизни.

Мир стремительно меняется. Человек меняется вместе с миром.


Какой он? Современный школьник?

Главная цель начального образования – сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, его физического и психического развития, формирование умения учиться.
 Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна прежде всего личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения.

КЛАСТЕР – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядным те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.

Систематизация морфологических понятий младшими школьниками

Ментальные карты («Майндмеппинг»)- удобная современная технология моделирования информации
Были разработаны Тони Бьюзеном – известным писателем, консультантом по вопросам.
Алгоритм изучения морфологических понятий:
- наблюдение
- выделение существенных признаков изучаемого объекта
- введение существенных признаков изучаемого объекта
- введение термина и определение понятия
- обогащение понятия новыми признаками
- применение понятия в практических действиях

Формирование у каждого ребенка умения учиться – учить себя ( формирование универсальных учебных действий)

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

Умение организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат

ЛИЧНОСТНЫЕ

Умение оценивать свои и чужие поступки, стремление к созидательной деятельности

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

Умение добывать, перерабатывать и представлять информацию

КОММУНИКАТИВНЫЕ

Умение донести свою позицию, понять других, договориться, чтобы сделать что-то сообща









ш

Усвоение системы лингвистических понятий

Овладение умениями и навыками, обеспечивающими системность в усвоении родного языка

Применение полученных знаний, умений и навыков в учебной и практической деятельности языка

Поэтапное овладение всеми видами речевой деятельности

Интенсивное развитие речемыслительных способностей учащихся в процессе учебной деятельности

Формирование способности правильно, уместно и выразительно употреблять в речи языковые единицы

Системно-деятельностный подход

К. Д. Ушинский о повторении:

«Повторение нужно не для того, чтобы возобновить забытое, но для того, чтобы предупредить возможность забвения , всякий шаг вперёд в деле обучения должен опираться на знания пройденного».

Активное и пассивное повторение

«Если ребенок, повторяя материал, просто открывает учебник и заново прочитывает все по книжке — это пассивное повторение. Гораздо более высокий результат дает активное повторение, когда человек пытается сам, никуда не заглядывая, вспомнить материал».

Пассивное повторение состоит в том, что ученик вновь воспринимает то, что воспринимал уже прежде; видит то, что уже видел, слышит то,
что уже слышал

Активное повторение состоит в том, что ученик самостоятельно, не воспринимая впечатлений из внешнего мира, воспроизводит в самом себе следы воспринятых им прежде представлений.

Связь этапа повторения и систематизации с основными принципами обучения

принцип непрерывности –преемственности между всеми ступенями развития
принцип целостности, который предполагает формирование у учащихся обобщённого системного представления о мире

Обеспечивает наилучшее осознание изучаемого материала
Способствует прочности усвоения путём предупреждения забывания и систематизации
полученных знаний
Развивает внимание, память и логическое мышление учащихся, упражняя их в сравнении,
обобщении, систематизации на всё более широком практическом материале
Прививает навыки самостоятельной работы и воспитывает уверенность в своих силах

ЗАДАЧИ, КОТОРЫЕ РЕШАЕТ ПОВТОРЕНИЕ

Дюзбенбекова Г.К. Повторение в системе обучения русскому языку//Педагогическое мастерство: материалы 5- й Международной научн. конфер.,г.Москва,ноябрь 2015г.,- Москва : Буки –Веди,2015. – с.51-52

ЗАДАЧИ ПОВТОРЕНИЯ И МЕТОДИКА ЕГО ПРОВЕДЕНИЯ МОГУТ БЫТЬ ВЫРАЖЕНЫ В 3-Х ВОПРОСАХ:

Что повторять?
Как повторять?
Когда повторять?

1) Мотивация к учебной деятельности

2) «Открытие» нового знания

3) Первичное закрепление

4) Самостоятельная работа с самопроверкой

5) Включение в систему знаний и повторение

6) Рефлексия

ЭТАПЫ УРОКА

На данном этапе следует

Выявить границы применимости нового знания

Повторить учебный материал, необходимый для обеспечения содержательной непрерывности

ВКЛЮЧЕНИЕ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЕ

Задания, в которых новый способ действия связан с ранее изученным

ДАТ.
ПР. НА -ИЯ -И
 
ПР. НА -ИЙ
-ИЕ - И

---

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СХЕМ
НА ЭТАПЕ ПОВТОРЕНИЯ

Урок первичного предъявления новых знаний
Урок формирования первичных предметных навыков
Урок применения предметных знаний, умений, навыков
Урок обобщения и систематизации предметных знаний, умений, навыков
Урок повторения
Контрольный урок
Коррекционный урок
Комбинированный урок
Учебная экскурсия
Урок решения практических , проектных задач

ТИПЫ УРОКОВ ПРИ ВВЕДЕНИИ ФГОС

Цель
Закрепление предметных знаний , умений, навыков , формирование универсальных учебных действий

Результат
Безошибочное выполнение упражнений
Решение задач учеником, коллективом класса
Безошибочные устные ответы
Умение находить и исправлять ошибки, оказывать взаимопомощь

УРОК ПОВТОРЕНИЯ

В начале учебного года
Текущее повторение в продолжение учебного года
Обобщающее и систематизирующее повторение законченных тем и разделов программы
Сопутствующее повторение
Тематическое повторение
В начале изучения ступенчатой темы


ВИДЫ ПОВТОРЕНИЙ

Цель:
активизация элементов ранее изученного материала
воспроизвести закрепить знания и умения, полученные в предыдущем классе
беседа по содержанию повторяемой темы по группе вопросов
выполнение упражнений с грамматическим заданием, орфографическим и пунктуационным разбором (вспомнить те приёмы, которые применялись в прошлом году при изучении этой темы)
+ элементы игры, работа с таблицами, словарные диктанты

ПОВТОРЕНИЕ В НАЧАЛЕ ГОДА

Как ты думаешь , почему во вре-
мена Петра ! зонтик называли «подсолнечник» или «тенник»?

ПОВТОРЕНИЕ — МАТЬ УЧЕНИЯ!

Посмотрите также