Колоцинская С.М.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ
ПО ПОДГОТОВКЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ
ПМ.03 Организация деятельности коллектива исполнителей
по МДК 03.01 Основы организации и планирования производственных работ на нефтяных и газовых месторождениях для специальности
21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений
Квалификация выпускника Техник-технолог
Губкинский, 2023
Колоцинская С.М.. Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по междисциплинарному курсу МДК 03.01 Основы организации и планирования производственных работ на нефтяных и газовых месторождениях для студентов по программе подготовки специалистов среднего звена специальности 21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений: ГБПОУ ЯНАО «Губкинский профессиональный колледж», 2023. – 36 с.
Методические рекомендации рассмотрены, утверждены и рекомендованы к использованию на заседании предметной (цикловой) комиссии нефтепромысловых дисциплин.
Протокол № ________ от_______________2023г.
Автор-составитель:
Колоцинская Светлана Михайловна, преподаватель высшей категории Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа «Губкинский профессиональный колледж».
Внутренний эксперт:
Шемякина Вера Николаевна, директор ГБПОУ ЯНАО «Губкинский профессиональный колледж».
Внешний эксперт:
Белоусова Наталья Дмитриевна, преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ ЯНАО «Муравленковский многопрофильный колледж»
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ являются частью Учебно-методического комплекса по программе подготовки специалистов среднего звена специальности 21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений.
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ адресованы студентам очной и заочной формы обучения и включают в себя перечень образовательных результатов, заявленных во ФГОС СПО третьего поколения, обеспеченность занятия, задания для самостоятельных работ студентов и инструкции по их выполнению.
СОДЕРЖАНИЕ
|
|
Стр. |
1 |
Пояснительная записка |
4 |
2 |
Перечень самостоятельных работ |
8 |
3 |
Рекомендации по подготовке к написанию и оформлению докладов |
9 |
4 |
Рекомендации по подготовке к написанию и оформлению рефератов |
12 |
5 |
Рекомендации студентам по подготовке к написанию и оформлению информационного сообщения. |
15 |
6 |
Рекомендации к подготовке мультимедийных презентаций и докладов |
17 |
7 |
Рекомендации к подготовке конспекта |
20 |
8 |
Рекомендации к подготовке оформление иллюстративного материала. |
23 |
9 |
Защита самостоятельных работ |
26 |
10 |
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы |
27 |
11 |
Приложения |
28 |
12 |
Лист регистрации изменений |
35 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Организация учебной деятельности студентов в рамках конкретного производственного модуля или учебной дисциплины осуществляется не только на аудиторных занятиях, но и в самостоятельной деятельности.
Самостоятельная работа является средством организации и управления самостоятельной деятельностью студентов в учебном процессе.
Необходимость организации со студентами разнообразной самостоятельной деятельности определяется тем, что удается выяснить уровень усвоения студентами теоретического и практического материала.
Самостоятельная деятельность студентов как средство организации самообразования и воспитания самостоятельности как личностного качества обеспечивается комплексом общих и профессиональных компетенций, в частности умением осуществлять планирование деятельности, искать ответ на непонятное, неясное, рационально организовывать свое рабочее время и место.
Самостоятельная деятельность приводит студента к получению нового, упорядочению и углублению знаний, способствует развитию общих и профессиональных компетенций.
Самостоятельная деятельность выполняет ряд функций, к которым относятся:
Развивающая, поскольку именно самостоятельная деятельность способствует повышению культуры умственного труда, приобщению к творческим видам деятельности, обогащению интеллектуальных способностей студентов;
Информационно-обучающая учебная деятельность студентов на аудиторных занятиях, не подкрепленная самостоятельной работой, становится малорезультативной;
Ориентирующая и стимулирующая функции позволяют придать процессу обучения студентов так называемое профессиональное ускорении, выражающееся в том, что в ходе самостоятельной деятельности у студентов не только развиваются интеллектуальные способности и повышается культура умственного труда, но и формируется умение видеть развитие своих общих и профессиональных компетенций.
Воспитывающая функция тоже проявляется в самостоятельной деятельности, поскольку личность специалиста, его профессиональные качества развиваются, формируются, а иногда и корректируются в процессе непосредственного выполнения того или иного вида задания для самостоятельной работы, что способствует развитию общих компетенций.
Исследовательская функция выводит студентов на новый уровень профессионально-творческого мышления, развития общих и профессиональных компетенций.
Самостоятельная работа студентов напрямую связана с культурой умственного труда, поэтому преподавателю уместно дать им несколько следующих советов.
Успешность и результативность работы зависит от умения постоянно анализировать учебно-познавательную ситуацию, выявить в ней то, что вызывает затруднения и препятствует эффективному усвоению знаний. Для этого надо знать, чего хотите достичь; осознать то, что имеете в настоящее время; выяснить, какие внешние и внутренние причины мешают достижению цели – вызывают затруднения; определить возможные и наиболее эффективные для вас пути преодоления трудностей и достижения цели.
Старайтесь преобразовывать полученную информацию так, чтобы сделать для себя более удобным ее усвоение. Подумайте, как можно переформулировать, изменить в плане порядка, перекодировать, т.е. передать в другом виде – рисунком, формулой, графиком и т.д. эту информацию, как распределить ее элементы по степени важности для лучшего усвоения.
В любой деятельности одну из важнейших позиций занимает умение выделять главное, т.е. информацию или действие, которые наиболее существенно позволяют приблизиться к цели. Вопрос «А что здесь самое важное?» должен сопровождать вас постоянно.
Таким образом, самостоятельная работа студентов как вид учебно-познавательной деятельности способствует выработке установки на самостоятельное и систематическое пополнение своих знаний, умений ориентироваться в потоке информации при решении учебно-профессиональных задач, соответственному продвижению от низших к высшим уровням мыслительной деятельности и тем самым приобретению общих и профессиональных компетенций будущего специалиста.
Чтобы повысить заинтересованность студентов в обучении, создать ситуацию успеха в обучении, и в тоже время, создать благоприятные условия для формирования у них умений логически мыслить, самостоятельно анализировать расчеты, делать выводы, обосновывать свои практические действия и осуществлять контроль за усвоением знаний студентов разработаны методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по МДК 03.01 Основы организации и планирования производственных работ на нефтяных и газовых месторождениях.
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями студентами в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- планирования и организации производственных работ на нефтяных и газовых месторождениях;
- обеспечения безопасности условий труда на нефтяных и газовых месторождениях;
- контроля производственных работ;
уметь:
- организовывать работу коллектива;
- устанавливать производственные задания исполнителям в соответствии с утвержденными производственными планами и графиками;
- оформлять первичные документы по учету рабочего времени, выработки, заработной платы, простоев;
- проводить производственный инструктаж рабочих;
- создавать благоприятные условия труда;
- планировать действия коллектива исполнителей при возникновении чрезвычайных (нестандартных) ситуаций на производстве;
- рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации (производственного участка);
- контролировать соблюдение правил охраны труда и техники безопасности;
знать:
- контролировать механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях;
- основы организации работы коллектива исполнителей;
- принципы делового общения в коллективе; особенности менеджмента в профессиональной деятельности;
- основные требования организации труда при ведении технологических процессов;
- виды инструктажей, правила трудового распорядка, охраны труда, производственной санитарии;
- порядок тарификации работ и рабочих;
- нормы и расценки на работы, порядок их пересмотра;
- действующее положение об оплате труда и формах материального стимулирования;
- трудовое законодательство;
- права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;
- законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правовое положение граждан в процессе профессиональной деятельности.
Результатом освоения программы профессионального модуля является владение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) Организация деятельности коллектива исполнителей, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код |
Наименование результата обучения |
ОК 1. |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. |
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. |
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4. |
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. |
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. |
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. |
ОК 8. |
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9. |
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
ПК 3.1 |
Осуществлять текущее и перспективное планирование и организацию производственных работ на нефтяных и газовых месторождениях. |
ПК 3.2 |
Обеспечивать профилактику и безопасность условий труда на нефтяных и газовых месторождениях. |
ПК 3.3 |
Контролировать выполнение производственных работ по добыче нефти и газа, сбору и транспорту скважинной продукции |
Перечень самостоятельных работ
№ |
Самостоятельные работы |
Количество часов |
1 |
Самостоятельная работа при изучении раздела 1 ПМ Выполнение домашних заданий по разделу 1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: 1. Выявление резервов повышения эффективности использования основных средств в добыче нефти и газа. 2. Чем объясняется необходимость нормирования оборотных средств на предприятии? Как это влияет на производство работ в добыче нефти и газа. 3. Определите основные показатели оценки финансового состояния предприятия. 4. Определите показатели деловой активности. 5. В чем состоят резервы роста производительности труда? 6. Чем можно мотивировать работника предприятия? 7. Какие факторы влияют на величину себестоимости продукции в добыче нефти и газа?? 8. Определите основные направления снижения издержек при проведении капитального и текущего ремонтов? 9. Какие функции выполняет прибыль на нефтяном предприятии? 10. Определите основные факторы роста прибыли в добыче нефти и газа. 11. Что такое заемные средства? 12. Правило наложения дисциплинарного взыскания. Подготовить рефераты на темы: 1. Качества менеджера в современных условиях. 2. Факторы, вызывающие стресс на производстве, и способы управления стрессами. Подбор и обучение кадров на нефтяном предприятии. |
42 |
2 |
Самостоятельная работа при изучении раздела 2 ПМ Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: 1. Разработать комплекс мероприятий по снижению травматизма на производственном участке. Подготовить реферат на тему: Предупреждение аварийных ситуаций при производстве ремонтных работ. |
20 |
3 |
Самостоятельная работа при изучении раздела 3 ПМ Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите. |
20 |
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К НАПИСАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ
ДОКЛАДОВ
Общие положения
Доклад, как вид самостоятельной работы в учебном процессе, способствует формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, учит критически мыслить.
При написании доклада по заданной теме обучающийся составляет план, подбирает основные источники.
В процессе работы с источниками систематизирует полученные сведения, делает выводы и обобщения.
К докладу по крупной теме могут привлекать несколько обучающихся, между которыми распределяются вопросы выступления.
Выбор темы доклада
Тематика доклада обычно определяется преподавателем, но в определении темы инициативу может проявить и студентом.
Прежде чем выбрать тему доклада, автору
необходимо выявить свой интерес, определить, над какой проблемой он хотел бы
поработать, более глубоко ее изучить.
Этапы работы над докладом
Формулирование темы, причем она должна быть не только актуальной по своему значению, но и оригинальной, интересной по содержанию.
Подбор и изучение основных источников по теме (как правильно, при разработке доклада используется не менее 8-10 различных источников).
Составление списка использованных источников.
Обработка и систематизация информации.
Разработка плана доклада.
Написание доклада.
Публичное выступление с результатами исследования.
Структура доклада:
- титульный лист (Приложение А)
- оглавление (в нем последовательно излагаются названия пунктов доклада, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт); (Приложение Б)
- введение (формулирует суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи доклада, дается характеристика используемой литературы);
- основная часть (каждый раздел ее, доказательно раскрывая отдельную проблему или одну из ее сторон, логически является продолжением предыдущего; в основной части могут быть представлены таблицы, графики, схемы);
- заключение (подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме доклада, предлагаются рекомендации);
- список использованных источников.(Приложение В)
Структура и содержание доклада
Введение - это вступительная часть научно-исследовательской работы. Автор должен приложить все усилия, чтобы в этом небольшом по объему разделе показать актуальность темы, раскрыть практическую значимость ее, определить цели и задачи эксперимента или его фрагмента.
Основная часть. В ней раскрывается содержание доклада. Как правило, основная часть состоит из теоретического и практического разделов. В теоретическом разделе раскрываются история и теория исследуемой проблемы, дается критический анализ литературы и показываются позиции автора
В практическом разделе излагаются методы, ход, и результаты самостоятельно проведенного эксперимента или фрагмента. В основной части могут быть также представлены схемы, диаграммы, таблицы, рисунки и т.д.
В заключении содержатся итоги работы, выводы, к которым пришел автор, и рекомендации. Заключение должно быть кратким, обязательным и соответствовать поставленным задачам.
Список использованных источников представляет собой перечень использованных книг, статей, фамилии авторов приводятся в алфавитном порядке, при этом все источники даются под общей нумерацией литературы. В исходных данных источника указываются фамилия и инициалы автора, название работы, место и год издания.
Приложение к докладу оформляются на отдельных листах, причем каждое должно иметь свой тематический заголовок и номер, который пишется в правом верхнем углу, например: «Приложение А».
Требования к оформлению доклада
Объем доклада может колебаться в пределах 5-15 печатных страниц; все приложения к работе не входят в ее объем.
Доклад должен быть выполнен грамотно, с соблюдением культуры изложения.
Обязательно должны иметься ссылки на используемую литературу.
Должна быть соблюдена последовательность написания библиографического аппарата.
Критерии оценки доклада
В качестве основных критериев оценки студенческого доклада могут выступать:
№ |
Критерий оценки
|
Баллы |
1. |
Соответствие содержания заявленной теме |
10 |
2. |
Актуальность, новизна и значимость темы |
10 |
3. |
Четкая постановка цели и задач исследования |
10 |
4. |
Аргументированность и логичность изложения |
10 |
5. |
Научная новизна и достоверность полученных результатов |
10 |
6. |
Свободное владение материалом |
10 |
7. |
Состав и количество используемых источников и литературы |
15 |
8. |
Культура речи, ораторское мастерство |
15 |
9. |
Выдержанность регламента |
10 |
Оценивание доклада
Доклад оценивается по 100 балльной шкале, балы переводятся в оценки успеваемости следующим образом:
• 86 – 100 баллов – «отлично»;
• 70 – 75 баллов – «хорошо»;
• 51 – 69 баллов – «удовлетворительно»;
• мене 51 балла – «неудовлетворительно».
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К НАПИСАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ РЕФЕРАТОВ
Реферат (от лат. refero - сообщаю) - краткое изложение литературы по теме в письменном виде. Реферат составляется на основе одного или нескольких источников с соблюдением всех требований, предъявляемых к связному тексту, и является новым, но более кратким текстом, в отличие от основного.
При написании реферата уделяется большое внимание его правильному оформлению. Обращается внимание, прежде всего, на логичность и последовательность изложения материала. Приступать к написанию реферата необходимо после изучения литературных источников.
Объем реферата обычно 5 – 10 печатных страниц; все приложения к работе являются дополнением.
Реферат должен быть выполнен грамотно, с соблюдением культуры изложения, с учетом всех рекомендаций.
Титульный лист. На титульном листе указывается образовательное учреждение, полное название работы, фамилию, инициалы, № группы, город и год выполнения работы (Приложение А).
Содержание. В содержание последовательно излагаются названия разделов (подразделов) реферата, указываются страницы, с которых начинается каждый раздел (подраздел). (Приложение Б).
Введение. Формулируется суть работы, четко и кратко обосновывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи реферата. Так как введение дает общее представление о реферате, необходимо писать его после основной части, когда уже достаточно полно будут выявлены результаты работы в соответствии с поставленными целью и задачами. Нумерация листов проставляется внизу по центру с цифры 3 (либо с 4 если содержание имеет 2 листа).
Основная часть. В основной части реферата, содержащей обычно 2-3 раздела, излагается в логической последовательности материал работы, здесь же могут быть представлены таблицы (Приложение Ж), графики, диаграммы, рисунки, схемы (Приложение З), формулы (Приложение К).
Заключение. В заключение работы подводятся итоги, делаются главные выводы, предлагаются рекомендации. Важнейшее требование к заключению - его краткость и обстоятельность.
Список литературы. Список литературы оформляется на отдельном листе, в алфавитном порядке (Приложение В), согласно ГОСТ 7.1. - 2003. Библиографическое описание.
Очень важно, чтобы список использованной литературы соответствовал ссылкам на нее в тексте.
Требования к оформлению реферата
Реферат должен быть выполнен на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210х297 мм). Интервал межстрочный - полуторный. Цвет шрифта - черный. Гарнитура шрифта основного текста — «Times New Roman». Кегль (размер) от 12 до 14 пунктов. Размеры полей страницы (не менее): правое — 30 мм, верхнее, и нижнее, левое — 20 мм. Формат абзаца: полное выравнивание («по ширине»). Отступ красной строки одинаковый по всему тексту.
Страницы должны быть пронумерованы с учётом титульного листа, который не обозначается цифрой. В работах используются цитаты, статистические материалы. Эти данные оформляются в виде сносок (ссылок и примечаний). Примеры оформления сносок приводятся ниже в приложениях к методическому указанию. Расстояние между названием главы (подраздела) и текстом должно быть равно 2,5 интервалам. Однако расстояние между подзаголовком и последующим текстом должно быть 2 интервала, а интервал между строками самого текста — 1,5. Размер шрифта для названия главы — 16 (полужирный), подзаголовка — 14 (полужирный), текста работы — 14. Точка в конце заголовка, располагаемого посередине листа, не ставится. Заголовки не подчёркиваются. Абзацы начинаются с новой строки и печатаются с отступом в1,25 сантиметра. Оглавление (содержание) должно быть помещено в начале работы.
Заголовки. Заголовки разделов и подразделов следует печатать на отдельной строке с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая, например: ВВЕДЕНИЕ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Выравнивание по центру или по левому краю. Отбивка: перед заголовком — 12 пунктов, после — 6 пунктов. Расстояние между названием главы и последующим текстом должно быть равно двум междустрочным интервалам. Такое же расстояние выдерживается между заголовками главы и параграфа. Расстояния между строками заголовка принимают таким же, как и в тексте. Подчеркивать заголовки и переносить слова в заголовке не допускается.
Нумерация. Страницы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту (титульный лист и оглавление включают в общую нумерацию). На титульном листе номер не проставляют. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки.
Критерии оценки реферата
№ |
Критерий оценки |
Баллы |
1. |
Умение сформулировать цель и задачи работы |
9 |
2. |
Умение работать с научной литературой (полнота научного обзора, грамотность цитирования) |
9 |
3. |
Полнота и логичность раскрытия темы |
9 |
4. |
Степень самостоятельности мышления |
9 |
5. |
Корректность выводов |
8 |
6. |
Реальная новизна работы |
8 |
7. |
Трудоемкость работы |
14 |
8. |
Культура оформления текста (соответствие требованиям оформления, стилистика изложения, грамотность) |
14 |
9. |
Эрудированность автора в рассматриваемой области (владение материалом, терминологией, знакомство с современным состоянием проблемы) |
6 |
10. |
Качество ответов на вопросы (полнота, аргументированность, умение реагировать на критику, готовность к дискуссии) |
14 |
Оценивание реферата
Реферат оценивается по 100 балльной шкале, балы переводятся в оценки успеваемости следующим образом:
• 86 – 100 баллов – «отлично»;
• 70 – 75 баллов – «хорошо»;
• 51 – 69 баллов – «удовлетворительно»;
• мене 51 балла – «неудовлетворительно».
РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ
К НАПИСАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННОГО СООБЩЕНИЯ.
Информационное сообщение – это вид внеаудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объему устного сообщения для озвучивания на семинаре, практическом занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несёт новизну, отражает современный взгляд по определённым проблемам.
Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объёмом информации, но и её характером – сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами. Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).
Регламент времени на озвучивание сообщения – до 5 мин.
Затраты времени на подготовку сообщения зависят от трудности сбора информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку информационного сообщения – 1час.
Дополнительные задания такого рода могут планироваться заранее и вноситься в карту самостоятельной работы в начале изучения дисциплины.
Требования к выполнению:
собрать и изучить литературу по теме;
составить план или графическую структуру сообщения;
выделить основные понятия;
ввести в текст дополнительные данные, характеризующие объект изучения;
оформить текст письменно;
сдать на контроль преподавателю и озвучить в установленный срок.
Критерии оценки:
актуальность темы;
соответствие содержания теме;
глубина проработки материала;
грамотность и полнота использования источников;
наличие элементов наглядности.
Оценка «5» (отлично) выставляется, при актуальности темы; соответствии содержания теме; глубокой проработки материала; грамотность и полнота использования источников; наличие элементов наглядности. Студент четко и ясно озвучивает сообщение, а не зачитывает.
Оценка «4» (хорошо) выставляется, при актуальности темы; соответствие содержания теме; грамотность и полнота использования источников; отсутствия элементов наглядности. Студент четко зачитывает сообщение.
Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется, если сообщение не вполне соответствует содержанию темы; отсутствуют элементы наглядности. Студент монотонно зачитывает сообщение.
РЕКОМЕНДАЦИИ К ПОДГОТОВКЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ И ДОКЛАДОВ
Мультимедийные презентации - это вид самостоятельной работы студентов по созданию наглядных информационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint. Этот вид работы требует координации навыков студента по сбору, систематизации, переработке информации, оформления ее в виде подборки материалов, кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы, в электронном виде. То есть создание материалов-презентаций расширяет методы и средства обработки и представления учебной информации, формирует у студентов навыки работы на компьютере.
Материалы-презентации готовятся студентом в виде слайдов с использованием программы Microsoft PowerPoint. (приложение Г) В качестве материалов-презентаций могут быть представлены результаты любого вида внеаудиторной самостоятельной работы, по формату соответствующие режиму презентаций.
Затраты времени на создание презентаций зависят от степени трудности материала по теме, его объема, уровня сложности создания презентации, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем.
Требование к студентам по подготовке и презентации доклада на занятиях.
1.Доклад-это сообщение по заданной теме, с целью внести знания из дополнительной литературы, систематизировать материл, проиллюстрировать примерами, развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой, познавательный интерес к научному познанию.
2.Тема доклада должна быть согласованна с преподавателем и соответствовать теме занятия.
3.Материалы при его подготовке, должны соответствовать научно-методическим требованиям и быть указанны в докладе.
4.Необходимо соблюдать регламент, оговоренный при получении задания.
5.Иллюстрации должны быть достаточными, но не чрезмерными.
6. Работа студента над докладом-презентацией включает отработку навыков ораторства и умения организовать и проводить диспут.
7.Студент в ходе работы по презентации доклада, отрабатывает умение ориентироваться в материале и отвечать на дополнительные вопросы слушателей.
8.Студент в ходе работы по презентации доклада, отрабатывает умение самостоятельно обобщить материал и сделать выводы в заключении.
9.Докладом также может стать презентация реферата студента, соответствующая теме занятия.
10.Студент обязан подготовить и выступить с докладом в строго отведенное время преподавателем, и в срок.
Инструкция докладчикам и содокладчикам
Докладчики и содокладчики - основные действующие лица. Они во многом определяют содержание, стиль, активность данного занятия. Сложность в том, что докладчики и содокладчики должны знать и уметь очень многое:
- сообщать новую информацию;
- использовать технические средства;
- знать и хорошо ориентироваться в теме всей презентации (семинара);
- уметь дискутировать и быстро отвечать на вопросы;
- четко выполнять установленный регламент: докладчик - 10 мин.; содокладчик - 5 мин.; дискуссия - 10 мин.;
- иметь представление о композиционной структуре доклада.
Необходимо помнить, что выступление состоит из трех частей: вступление, основная часть и заключение.
Вступление помогает обеспечить успех выступления по любой тематике. Вступление должно содержать:
- название презентации (доклада);
- сообщение основной идеи;
- современную оценку предмета изложения;
- краткое перечисление рассматриваемых вопросов;
- живую интересную форму изложения ;
- акцентирование оригинальности подхода .
Основная часть, в которой выступающий должен глубоко раскрыть суть затронутой темы, обычно строится по принципу отчета. Задача основной части - представить достаточно данных для того, чтобы слушатели и заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами. При этом логическая структура теоретического блока не должны даваться без наглядных пособий, аудио - визуальных и визуальных материалов.
Заключение - это ясное четкое обобщение и краткие выводы, которых всегда ждут слушатели.
Требования к выполнению:
- изучить материалы темы, выделяя главное и второстепенное;
- установить логическую связь между элементами темы;
- представить характеристику элементов в краткой форме;
- выбрать опорные сигналы для акцентирования главной информации и отобразить в структуре работы;
- оформить работу и предоставить к установленному сроку.
Критерии оценки:
- соответствие содержания теме;
- правильная структурированность информации;
- наличие логической связи изложенной информации;
- эстетичность оформления, его соответствие требованиям;
- работа представлена в срок.
Оценка «5» (отлично) выставляется, если студент создал презентацию самостоятельно; презентация содержит не менее 10-13 слайдов информации; эстетически оформлена; имеет иллюстрации; содержание соответствует теме; правильная структурированность информации; в презентации прослеживается наличие логической связи изложенной информации; студент представляет свою презентацию.
Оценка «4» (хорошо) выставляется, если студент создал презентацию самостоятельно; презентация содержит не менее 10 слайдов информации; эстетически оформлена; не имеет иллюстрации; содержание соответствует теме; правильная структурированность информации; в презентации не прослеживается наличие логической связи изложенной информации; студент представляет свою презентацию в срок.
Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется, если студент не сам создал презентацию; презентация содержит менее 10 слайдов; оформлена не эстетически, не имеет иллюстрации; содержание не в полной мере соответствует теме; в презентации не прослеживается наличие логической связи изложенной информации; студент не представляет свою презентацию в срок.
РЕКОМЕНДАЦИИ К ПОДГОТОВКЕ КОНСПЕКТА
Конспект – это краткое письменное изложение содержания текста. Это особый вид текста, который создается в результате систематизации и обобщения первоисточника. Конспект ближе к полному, исходному тексту, он занимает больше места, чем тезисы и тем более план.
В первую очередь прочитайте весь текст, определите его главную мысль, отберите материал, который развивает эту мысль в логической последовательности.
Прежде чем конспектировать, сокращать текст, составьте его подробный, развернутый план. Проанализируйте план текста и сократите в нем те части, без которых содержание этого текста будет принято правильно и главное в нем не исчезнет.
Запишите сокращенный план, некоторые его части объедините. В каждой из оставшихся частей определите главное и второстепенное (то, что при конспектировании может быть сокращено).
Предложения со сложными синтаксическими конструкциями при конспектировании замените по возможности простыми (короткими, сжатыми), причастные и деепричастные обороты – однородными членами.
Отредактируйте составленный вами конспект, внимательно прочитайте его и подумайте:
- удовлетворяет ли вас его общий план;
- хорошо ли воспринимается смысловая, логическая связь между отдельными положениями, элементами содержания;
- удачно ли использованы цитаты, правильно ли установлена связь между собственными оборотами речи и фразами, взятыми из конспектируемого текста;
- верно ли поставлены знаки препинания в цитатах и в других случаях.
Особо значимые места, примеры выделяются цветным подчеркиванием, взятием в рамку, пометками на полях, чтобы акцентировать на них внимание и прочнее запомнить.
Работа выполняется письменно. Прежде чем переписывать конспект начисто, исправьте все недочеты. Озвучиванию подлежат главные положения и выводы работы в виде краткого устного сообщения (3-4 мин) в рамках теоретических и практических занятий. Контроль проводиться и в виде проверки конспектов преподавателем.
Описание структуры и особенностей оформления конспекта
Задания для выполнения конспекта имеют следующую структуру:
1. Наименование темы.
2. Само задание.
3. Цель выполнения задания.
4. Методические указания по выполнению.
5. Вопросы для самоконтроля.
6. Список литературы.
7. Форма отчетности.
Критерии оценки конспекта
В качестве основных критериев оценки конспекта могут выступать:
№ |
Критерий оценки
|
Баллы |
1. |
Содержательность конспекта, соответствие плану |
10 |
2. |
Умение работать с научной литературой (полнота научного обзора, грамотность цитирования) |
10 |
3. |
Ясность, лаконичность изложения мыслей студента |
15 |
4. |
Наличие схем, графическое выделение
особо значимой |
15 |
5. |
Соответствие оформления требованиям |
10 |
6. |
Грамотность изложения |
10 |
7. |
Свободное владение материалом |
15 |
8. |
Конспект сдан в срок |
15 |
Оценивание конспекта
Конспект оценивается по 100 балльной шкале, балы переводятся в оценки успеваемости следующим образом:
• 86 – 100 баллов – «отлично»;
• 70 – 75 баллов – «хорошо»;
• 51 – 69 баллов – «удовлетворительно»;
• мене 51 балла – «неудовлетворительно».
РЕКОМЕНДАЦИИ К ПОДГОТОВКЕ ОФОРМЛЕНИЕ ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА.
В качестве иллюстративного материала в экономических науках обычно используют графики, диаграммы, таблицы и схемы. График – это условное обозначение в виде линий, позволяющее показать функциональную взаимосвязь между зависимой и независимой переменной.
График включает в себя заголовок, оси координат, шкалу с масштабами и числовые данные, дополняющие или уточняющие величину нанесенных на график показателей, а также словесные пояснения условных знаков.
Диаграмма – это условное изображение зависимости между несколькими величинами.
Диаграммы делятся на столбиковые, ленточные и секторные. На столбиковых (ленточных) диаграммах данные изображаются в виде прямоугольников (столбиков) одинаковой ширины. Эти прямоугольники располагаются вертикально или горизонтально. Длина (высота) прямоугольника пропорциональна изображаемым ими величинам.
При вертикальном расположении прямоугольников диаграмма называется столбиковой, при горизонтальной – ленточной. Секторная диаграмма представляет собой круг, разделенный на секторы, величины которых пропорциональны величинам частей отображаемого объекта или явления.
Таблица – это перечень систематизированных цифровых данных или каких-либо иных сведений, расположенных в определенном порядке по графам.
Таблица состоит из следующих элементов: нумерационный заголовок (т.е слово «Таблица» и ее порядковый номер); тематический заголовок; головка (заголовок и подзаголовок граф); горизонтальные ряды (строки); боковик (заголовки строк); графы колонки; сноска или примечание.
В зависимости от характера материала, приведенного в табличной форме, таблицы делят на цифровые и текстовые.
Схема – это изображение, выполненное с помощью условных обозначений и без соблюдения масштаба.
Основная задача схемы – показать основную идею какого-либо процесса и взаимосвязь его главных элементов. Иногда для простоты схемы изображают в виде прямоугольников с простыми связями-линиями. Такие схемы называют блок-схемами.
Требования к оформлению таблиц, иллюстраций, формул.
Таблицы (приложение 5) представляют собой форму организации материала, позволяющую систематизировать и сократить текст, обеспечить обозримость и наглядность информации. Таблица не должна содержать данных, без которых она может быть прочитана и понята: они загромождают ее.
Правила обозначения таблиц:
- каждая таблица должна иметь название, точно и кратко отражающее ее содержание, название таблицы помещают над ней;
- таблицы нумеруются арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всего текста;
- слово "Таблица" и порядковый номер таблицы помещают над ней в правом верхнем углу над названием таблицы;
- если в тексте имеется только одна таблица, то ее не нумеруют, слово "Таблица" не пишут;
- при переносе части таблицы на другую страницу название помещают только над первой частью таблицы, над другими частями пишут "Продолжение таблицы" с указанием ее номера.
Таблицы в зависимости от их размера располагают после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице, а при необходимости - в приложении.
На все таблицы в тексте письменной работы должны быть ссылки.
Иллюстрации (Приложение 6) к ним относятся: фотоснимки, репродукции, рисунки, эскизы, чертежи, планы, карты, схемы, графики, диаграммы и др. Использование иллюстраций целесообразно только тогда, когда они заменяют, дополняют, раскрывают или поясняют словесную информацию, содержащуюся в работе.
Правила оформления иллюстраций:
1) Иллюстрации обозначают словом "Рис." и нумеруют арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всего текста; ссылку на иллюстрацию делают в круглых скобках (см. рис. 1) или (рисунок 1).
2) Если в тексте только одна иллюстрация, то ее не нумеруют и слово "Рис." не пишут.
3) Слово "Рис.", порядковый номер иллюстрации и ее название помещают под иллюстрацией. При необходимости перед этими сведениями помещают поясняющие данные.
4) Иллюстрации располагаются непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые или на следующей странице. На все иллюстрации в тексте должны быть ссылки.
Формулы следует выделять из текста в отдельную строку (приложение 7).
Для оформления формул следует использовать редактор формул текстового редактора MS Word.
Формулы должны нумероваться сквозной нумерацией арабскими цифрами. Пояснения символов, входящих в формулу, должны быть приведены непосредственно под формулой. Значение каждого символа записывается с новой строки в той последовательности, в которой они приведены в формуле. Первая строка расшифровки должна начинаться со слова «где» без двоеточия после него.
Формулы, следующие одна задругой и не разделенные текстом, отделяют запятой. На все формулы в тексте должны быть ссылки.
ЗАЩИТА САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ
Темы самостоятельных работ соответствуют темам занятий, поэтому сроки защиты определены календарно-тематическим планом преподавателя и известны учащемуся в начале семестра.
Защита самостоятельных работ происходит в устной форме. На нее отводится 7-10 минут в зависимости от темы и объема самостоятельных работ.
Выполненная работа не читается, а рассказывается по плану.
Главное в устной защите - суметь показать свою работу с положительной стороны. Для этого вам необходимо подумать, как вы будете ее представлять учесть возможные вопросы.
Ваша речь должна быть краткой, четкой и не являться дословным пересказом содержания.
Студентам, не выполнившим самостоятельную работу в срок, положительная оценка за семестр не выставляется.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ, ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ, ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Дополнительные источники:
1. Добрина, Ю.В. Менеджмент: основы теории и деловой практикум: Учебник / Ю.В. Добрина. – М.: ИНФРА-М, 2016.
2. Краснова, Л.Н. Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях нефтяной и газовой промышленности: Учеб. пособие / Л.Н. Краснова, М.Ю. Гинзбург. – М.: КноРус, 2016.
3. Асплунд, Д. Управление качеством услуг: метод Human Sigma / Д. Асплунд, Д. Флеминг– М.: Альпина Бизнес Букс, 2009.
4. Герасимов, Б.И. Цены и ценообразование: Учеб. пособие / Б.И. Герасимов, О.В. Воронкова. – М.: ФОРУМ, 2011.
5. Дунаев, В.Ф. Экономика нефтяной и газовой промышленности: Учебник / В.Ф. Дунаев. – М.: ИНФРА-М: ФОРУМ, 2011.
6. Кнышова, Е.Н. Менеджмент: Учеб. пособие / Е.Н. Кнышова. – М.: ФОРУМ – ИНФРА-М, 2008.
7. Кнышова, Е.Н. Экономика организации: Учебник / Е.Н. Кнышова, Е.Е. Панфилова. – М.: ИНФРА-М: ФОРУМ, 2009.
8. Лопарева, А.М. Экономика организации (предприятия): Учеб. -метод. комплекс и рабочая тетрадь / А.М. Лопарева– М.: ФиС: ИНФРА-М, 2011.
9. Райченко, А.В. Менеджмент: Учеб. пособие / А.В. Райченко, И.В. Хохлова. – М.: ФОРУМ, 2007.
10. Салимова Т.А. Управление качеством / Т.А. Салимова. – М.: Омега-Л, 2011.
11. Сафронов, Н.А. Экономика организации (предприятия): Учебник для средних специальных заведений / Н.А. Сафронов. – 2-е изд., с изм. – М.: Магистр, 2010.
12. Слагода, В.Г. Введение в специальность. Экономика и управление: Учеб. пособие / В.Г. Слагода. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М: ФОРУМ, 2010.
13. Управление качеством: Учеб. пособие для студентов СПО, ВУЗов. Герасимова Е.Б., Герасимов Б.И., Сизикин А.Ю. – М.: Форум - Инфра-М, 2009.
14. Управление качеством: Учеб. пособие. – М.: Инфра-М, 2010.
Интернет-ресурсы:
1. Справочно-информационный портал (Электронный ресурс) - Режим доступа: www.economika.info
2. Электронный ресурс. Правовая система «Консультант Плюс».
3. Экономико-правовая библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vuzlib.net.
4. Нормативные документы по охране труда [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.znakcomplect.ru/dokumenty/biblioteka-ot.php
Форма доступа:www.consultant.ru
1. Электронный ресурс. Правовая система «Гарант». Форма доступа: www.garant.ru
2. Электронный ресурс http://economicus.ru
3. Электронный ресурс http://ek-lit/agava.ru
4. Электронный ресурс http://eup.ru
5. Электронный ресурс www.nalog.ru
6. Электронный ресурс http://www.aup.ru/economics
7. Электронный ресурс http://ecsocman.edu.ru
Приложение А
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
«ГУБКИНСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
( ГБПОУ ЯНАО «Губкинский профессиональный колледж»)
Планирование работ
по МДК 03.01 Основы организации и планирования производственных работ на нефтяных и газовых месторождениях
Автор (или Выполнил):
Иванов И.И
студент 4 курса, группа РЭНиГМ -20
Проверил:
преподаватель Колоцинская С.М.
Губкинский 2023
Приложение Б
Содержание
Введение
1.
2.
3.
Заключение
Список литературы
Приложение
Приложение В
Список литературы
1. Назарова, Е.Н. Здоровый образ жизни и его составляющие / Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 256 с.
2. Физическая культура и здоровье: учебник / Под ред. В.В. Пономарёвой. – М.: ГОУ ВУНМЦ, 2001. - 352 с.
Интернет-ресурсы
http://xreferat.com/8/1780-1-osnovy-zdorovogo-obraza-zhizni-studenta.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%BB%D0%B5%D0%B9%D0%BB%D1%8C,_%D0%A2%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%81
http://www.vevivi.ru/best/Zdorovyi-obraz-zhizni-studenta-ref227716.html
(дата обращения 14.02.2014)
ИЛИ
Список литературы (в алфавитном порядке)
1. Бахмат, С.А. Организация учебно-исследовательской деятельности студентов. – М.:http://www.portalspo.ru, 2006-2015. Выпуск № 6 / 2009. [электронный ресурс] - Режим доступа:http://www.portalspo.ru/journal/index.php (дата обращения 07.01.2014).
2. Бурнашев, С.И. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся. – М.:http://bio.1september.ru, 2002-2013. [электронный ресурс] – Режим доступа:http://bio.1september.ru/view_article.php?ID=200202811 (дата обращения 07.01.2014).
3. Иванова, Ж.Г. Организация исследовательской работы студентов // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). - М.: Буки-Веди, 2012. – С. 224-226. [электронный ресурс] – Режим доступа: http://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2177/ (дата обращения 07.01.2014).
4. иПастухова, И. П. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учеб. - метод.пособие для студ. средн. проф. учеб. заведений / И.П.Пастухова, Н.В.Тарасова. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 160 с.
5. Приказ Минобрнауки России от 12 мая 2014 г. N 482 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений».
Приложение Г
Образец оформления презентации
1. Первый слайд:
Тема информационного сообщения (или иного вида задания): ___________________________________________________
Подготовил: Ф.И.О. студента, курс, группа, специальность Руководитель: Ф.И.О. преподавателя
|
2. Второй слайд
План: 1. ______________________________. 2. ______________________________. 3. ______________________________.
|
3. Третий слайд
Литература:
|
4. Четвертый слайд и т.д.
Лаконично раскрывает содержание информации, можно включать рисунки, автофигуры, графики, диаграммы и другие способы наглядного отображения информации |
Приложение Д
Оформление таблицы (образец)
Таблица 1. Номинальные размеры цилиндров и поршней
Размерная группа |
Модель двигателя ВАЗ-2108 |
Модель двигателя ВАЗ-21083 |
||
диаметр цилиндра, мм |
диаметр поршня, мм |
диаметр цилиндра, мм |
диаметр поршня, мм |
|
A |
76,00-76,01 |
75,965-75,975 |
82,00-82,01 |
81,965-81,975 |
B |
76,01-76,02 |
75,975-75,985 |
82,01-82,02 |
81,975-81,985 |
C |
76,02-76,03 |
75,985-75,995 |
82,02-82,03 |
81,985-81,995 |
D |
76,03-76,04 |
75,995-76,005 |
82,03-82,04 |
81,995-82,005 |
E |
76,04-76,05 |
76,005-76,015 |
82,04-82,05 |
82,005-82,015 |
Приложение З
Оформление иллюстраций (образец)
Рис. 1. Название
Рис. 2. Название
Приложение Ж
Оформление формул (образец)
Получив количественные изменения курсантов по группам с разными уровнями активизации самостоятельной работы (СР) и средних значений коэффициента активизации внутри групп, необходимо было выяснить, насколько существенны произошедшие изменения. Для этого была выдвинута частная гипотеза: достигнутое в ходе работы среднее значение коэффициента активизации СР курсантов (k k = 1,56) значимо отличается от значения коэффициента активизации до эксперимента (kn = 1,36). Далее использовали критерий Студента для проверки справедливости этой гипотезы. Разность средних значений считается статистически значимой, если Тэмп > Ткр для доверительной вероятности г = 0,95.
В нашем случае критическое значение критерия на уровне значимости а = 0,05 равно Ткр = 1,64. Эмпирическое значение Т эмп находим по формуле (1)
(1)
где и - дисперсии коэффициентов активизации самостоятельной
работы курсантов на начало и конец эксперимента, при этом
ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ
Номер изменения |
Номера листов |
Основание для внесения изменений |
Подпись |
Расшифровка подписи |
Дата |
Дата введения изменения |
||
замененных |
новых |
аннулиро- ванных |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.