МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПЕРВОМАЙСКОГО РАЙОНА ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА»
Методические рекомендации
«Техники работы с акриловыми красками»
(художественно-эстетическое направление).
Автор-составитель: педагог дополнительного образования
Гоцина Марина Михайловна
Ростов-на-Дону
2022г.
Цель: познакомиться с техникой акриловой живописи, научиться рисовать акриловыми красками.
Задачи:
обучающие: научиться работать акриловыми красками по плотной грунтованной бумаге;
воспитательные: воспитание чувства прекрасного, любви к природе;
развивающие: расширение кругозора, расширение знаний о техниках работы с акриловыми красками, развитие глазомера, чувства цвета, художественного вкуса.
План проведения мастер-класса:
1. Организационный момент;
2. Вступительное слово, теоретическая часть, демонстрация работ;
3. Практическая работа по выполнению рисунка;
4. Подведение итогов, выставка получившихся работ.
Теоретическая часть.
Самые распространённые краски для живописи – гуашь и акварель, с ними человек знакомится в раннем детстве. Масляные краски требуют к себе более уважительного отношения, накладываются на холст плотно, в несколько непрозрачных слоёв и очень долго сохнут.
|
А есть краски, совмещающие в себе лёгкость использования гуаши и маслянистую плотность «серьёзных» красок. Эти краски разбавляются водой, быстро сохнут, что позволяет накладывать их слой за слоем, не рискуя испортить рисунок, а после высыхания не выгорают и не меняют цвет. Более того, они ещё и водостойки (после высыхания, конечно) и абсолютно гипоаллергенны! Это – акриловые краски.
|
Надо сказать, что работа с акрилом позволяет использовать как традиционные приёмы в живописи, так и различные модернистские «штучки», позволяет смешивать стили и техники, что сделает картины интереснее и эмоциональнее. Но и у акриловых красок есть свои особенности, с акриловыми красками нужно уметь обращаться.
Акрил относительно новый материал в
художественном мире и гораздо моложе масла, но может стать его прекрасной
альтернативой. Акриловая краска представляет собой водно-дисперсную краску на
основе полиакрилатов (преимущественно полимеров метил-, этил- и бутил
акрилатов), а также их сополимеров в качестве пленкообразователей. Это значит,
что рисовать ей можно с применением воды, не требуется никаких разбавителей и
масел.
|
|
В зависимости от техники акрил может быть
похожим на акварель или масло. После высыхания краска превращается в эластичную
пленку, не тускнеет со временем и может даже выставляться на улице, так как
устойчива к внешним воздействиям. После высыхания акрил немного темнеет, это
стоит учитывать при рисовании.
Акрил — вещь прекрасная, он почти не пахнет,
дешевле масла и рисовать им можно практически на любой поверхности. Подойдет и
бумажный скетчбук (листы лучше брать поплотнее, потому что бумага может пойти
волнами), и холст на картоне, и картон. Если рисовать на деревянной поверхности,
лучше ее сначала прогрунтовать. Рисовать удобнее всего синтетикой и щетиной,
потому что краска тяжелая и нежные кисточки вроде белки или пони быстро
портятся, плюс кисти сразу же после работы необходимо мыть, иначе краска
засохнет и кисть будет безнадежно испорчена. В банку с водой лучше наливать
прохладную, а не теплую воду — от нее акрил может застывать в основании пучка
кистей. После работы следите, чтобы все тюбики и банки с краской были плотно
закрыты, иначе краска высохнет.
Если использовать больше воды — акрил может быть
прозрачным, хотя и уступает акварели, но рисовать лессировками все равно можно.
После высыхания акриловые лессировки не размываются, поэтому можно без опаски
рисовать сверху. Можно писать прозрачными мазками поверх плотной подложки.
Самый крутой вариант — писать на холсте на картоне. Такую картинку удобно
вставить в раму, если нужно, она легкая и выглядит более презентабельно,
фактура же полностью имитирует холст, что добавляет иллюзию масляной живописи,
особенно если использовать мастихин.
|
Есть еще такой момент — если у вас
предполагается темный фон, не закрашивайте все полотно. Лучше оставить не
закрашенными те участки, которые должны быть другого цвета. Акрилом очень
сложно перекрываются темные цвета типа черного и темно-синего. В противном
случае придется закрашивать объекты белым и лишь после этого писать поверх
нужным цветом.
Акрил прекрасно сочетается с другими
материалами, например маркеры, тушь, цветные ручки, та же акварель, пастель.
Возможности практически безграничны, поэтому акрил так любят художники
работающие в технике mixed-media.
o Влажная. Разведённая краска наносится на смоченный водой холст. Чем-то напоминает работу с акварелью.
|
o Сухая. Понадобится несколько кистей, чтобы редактировать мазки на полотне «по-сухому».
|
o Лессировка. Эта техника подразумевает образование рисунка из тонких полупрозрачных слоёв. Накладывая поэтапно слои, получаем красивые переливчатые цвета, придающие нашей картине сочность и утончённое настроение.
|
o Импасто. Очень похоже на работу с масляными красками в пастозной технике. Плотные, не просвечивающиеся пастообразные слои, накладываемые плоской кистью или мастихином (что-то вроде маленького шпателя) могут создавать рельеф. Импасто – особая техника рисования, полностью противоположная технике лессирования!
|
Важно помнить, используя акриловые краски, что они очень быстро засыхают и держать их открытыми нельзя!
Материалы для работы:
o Художественные акриловые краски.
o Длинные кисти из натурального и синтетического волоса – плоские и круглые разных номеров. Пластиковый ворс понадобится, когда предстоит работа с акрилом неразведённым; натуральный «колонок» или «белка» — для акварельной техники.
o Набор мастихинов разных номеров-размеров. Мастихин – это такое приспособление, которым художники пользуются для очищения палитры и нанесения густых красок на холст. Своеобразный нож-мастерок, изготовленный из гибкой стальной полосы или плотного пластика.
o Бутылочка с чистой водой (лучше тёплой). Также нужен распылитель-пулевизатор для смачивания рабочей поверхности, чтобы краска акриловая лучше легла на холст.
o Палитра. На нее вы будете помещать часть краски для удобства или смешивать краски между собой, используя одни в качестве красителей или колеров для других. Очень удобно и экономично использовать обыкновенные одноразовые пластиковые лотки или тарелки. Можно приобрести или сделать палитру, которая будет сохранять влагу в краске. Весь секрет – два вида бумаги. Первый, нижний слой – впитывающий воду и поэтому всегда влажный, второй – пергамент, укрывающий краску сверху.
o Замедлитель (разбавитель) для акриловых красок. Он не позволит быстро образоваться полимерной плёнке, и даст возможность тщательней проработать рисунок на бумаге или холсте для рисования. Такое «дополнение» так же повысит возможность разнести, растушевать краску и сделает её чуть-чуть ярче. Наносить можно как непосредственно в краску, а можно и просто на кисть. Как ими правильно пользоваться написано в инструкции по применению.
Как рисовать акриловыми красками с помощью мастихина? Так же, как и маслом, накладывая густую краску ровными слоями или рельефным мазком.
|
Поняв особенность такого нанесения, и научившись работать мастихином, вы оцените его широкие возможности и сможете работать полимерными красками по дереву или холсту, и даже давать мастер класс начинающим, как правильно использовать его в работе, чтобы картина акриловыми красками получилась не просто яркой, но и барельефно-объёмной.
Помимо всего прочего, вам нужно подготовить:
o большой объём воды в глубокой ёмкости для промывания кистей;
o бумажные или матерчатые салфетки и полотенца;
o наждачная бумага зернистостью Р120;
o основа для картины акриловыми красками – грутованный холст или картон.
Прежде чем начинать рисовать акриловыми красками, ознакомьтесь с рекомендациями:
o Степень прозрачности акриловых красок регулируют, добавляя в них воду, но если воды будет более 20%, то краска легко отшелушится при высыхании.
o Обрабатывать рисунок краской нужно начинать с крупных деталей кистями с высокими номерами, а только потом переходить на более мелкие детали, подвластные кистям с меньшими номерами.
o Промыв кисть после использованного цвета, промокните её о чистую ткань или бумажную салфетку, это убережёт нарисованные цветы от излишних цветовых пятен. При смешивании красок пользуйтесь разбавителем на основе акрила.
o При прорисовке пользуйтесь только кончиком кисти, так больше шансов распределить краску равномерно.
o При смешивании двигайте краски друг к другу, а не «вляпывайте» одну в середину другой.
Технологическая карта выполнения рисунка «Рождественский венок»
Испробовав традиционные техники работы с акриловыми красками и нанесение их на холст и грунтованный картон, мне захотелось провести эксперимент и попробовать рисовать ими на плотной бумаге. Я понимала, что, если работать по всей поверхности листа только акрилом, бумагу может покоробить, так как акрил при высыхании застывает плотной плёнкой - и тогда возникла идея загрунтовать лист кофейным раствором, а акрилом расписать только основные элементы работы. Мягкий кофейный оттенок придает состаренный вид бумаге, и в конечном итоге работа смотрится как «винтажная».
Материалы:
1. Лист белой плотной бумаги А-3;
2. Кисти круглые белка №6, синтетика №1, №3, №5.
3. Кофе растворимый;
4. Акрил художественный;
5. Палитра;
6. Емкость для воды;
7. Карандаш;
8. Ластик.
Последовательность ведения работы.
|
Готовим крепкий кофейный раствор и диагональными мазками покрываем им лист бумаги. Кисть используем беличью. Для создания декоративного эффекта можно добавить капли, которые живописно растекаются по еще невысохшей бумаге. Даем листу время полностью просохнуть. |
|
|
Наносим подготовительный рисунок венка карандашом: намечаем окружность, ягоды калины, шишки. Можно оставить место для надписи внизу листа. |
|
|
Начинаем работу красками. Подбираем несколько зеленых оттенков, отличающихся по тону и теплохолодности и легкими, тонкими мазками рисуем хвою. Кисть используем круглую синтетическую №1 и №3. Белилами в технике сухой кисти наносим снежок. |
|
|
Охристо-коричневыми оттенками рисуем шишки: верхнюю часть чешуйки делаем светлой, а чем ближе к основанию, тем более темной. |
|
|
Используя темные и светлые красные оттенки, расписываем ягоды. Ягоды, находящиеся в глубине грозди нам видны хуже, - поэтому мы наносим на них приглушенные, темные тона, а те, которые находятся впереди, мы видим отчетливо,- поэтому используем для их изображения яркие, теплые красные оттенки. Обязательно прорисовываем блик на передних ягодах. Затем весь венок «притрушиваем снежком» |
|
|
После того как нарисованы веточки, шишки и ягодки - весь венок «притрушиваем снежком». Так же на фон можно добавить белые и красные брызги, - это добавит праздничного настроения. |
|
|
Внизу можно добавить надпись HAPPY NEW YEAR или MERRY CHRISTMAS. Ее выполняем красным цветом. |
|
|
Работа завершена, можно оформить её рамку подходящего цвета. |
|
Технологическая карта выполнения рисунка
«Снегирь у фонаря»
Материалы:
1. Лист белой плотной бумаги А-3;
2. Кисти круглые белка №6, синтетика №1, №3, №5.
3. Кофе растворимый;
4. Акрил художественный;
5. Палитра;
6. Емкость для воды;
7. Карандаш;
8. Ластик.
Последовательность ведения работы.
|
Готовим крепкий кофейный раствор и диагональными мазками покрываем им лист бумаги. Кисть используем беличью. Для создания декоративного эффекта можно добавить капли, которые живописно растекаются по еще невысохшей бумаге. Даем листу время полностью просохнуть. |
|
Выполняем подготовительный рисунок карандашом. Стараемся работать точно, чтобы меньше стирать ластиком, т.к. кофейный слой при этом светлеет. Работу красками начнем с росписи хвои. Участки на ветках, где будет лежать снег оставляем нетронутыми. |
|
Подбираем несколько зеленых оттенков, отличающихся по тону и теплохолодности и легкими, тонкими мазками рисуем иголки. Кисть используем круглую синтетическую №1 и №3. В тенях наносим плотный зеленый цвет, на свету - более сочные зеленые оттенки. |
|
Примакивающими мазками наносим снег на ветки, используя для этого титановые белила (цинковые будут очень прозрачно ложиться). |
|
Расписываем снегиря. Кисть можно использовать плоской формы. Грудку делаем используя красный, белила и желтый цвета. Спинку расписываем черно-серыми оттенками, добавляя немного красного. |
|
Самый сложный и интересный элемент работы – это фонарь со свечой внутри– его мы и распишем. Нам понадобятся желтый, оранжевый, красный, коричневый, белый и черный цвета. Основание выполнено из дерева, поэтому мы используем черно-коричневые оттенки. Металл – черный, с небольшим добавлением красного и коричневого в качестве рефлексов. Свечу делаем красной с лучами света, нарисованными в декоративной манере. Обильно «посыпаем» наш фонарь и ветки снежком, делаем набрызг белилами на фон. Работа закончена. |
Интернет-ресурсы:
1. http://artlab.club/school/akril-nachalo-raboty-i-nekotorye-tonkosti.html
2. https://gidpokraske.ru/hudozhestvennye-kraski/akrilovye-kraski-dlya-risovaniya.html
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.