Методические рекомендации технология
Оценка 4.7

Методические рекомендации технология

Оценка 4.7
pdf
22.05.2021
Методические рекомендации технология
SHpikalova KHud.trud_1kl..pdf

Шпикалова Т.Я.

Художественный труд

Методическое пособие для 1 класса

Дорогие учителя! Перед вами методическое пособие к рабочей тетради «Художественный труд. 1 класс». В совокупности эти две книги составляют учебно-методический комплект к программе «Изобразительное искусство и художественный труд» (руководитель авторского коллектива Т. Я. Шпи-калова). С помощью этого комплекта вы сможете ввести своих учеников в мир отечественной художественной культуры и раскрыть им ее целостность и многообразие.

Самые первые страницы тетради дают возможность ребенку познакомиться с произведениями народных мастеров и окунуться в мир народного творчества.

В игровой форме как народный мастер учитель начинает путешествовать с детьми и помогает им понять язык орнаментальных мотивов, раскрывает секреты рождения художественных изделий. Такая игровая ситуация дает возможность ребенку погрузиться в мир труда и творчества народного мастера. Известный искусствовед М. А. Некрасова говорит, что народный мастер — это особая творческая личность, духовно связанная со своим народом, с культурой и природой края; это носитель традиций коллективного опыта, носитель народного эпоса; человек трудолюбивой души.

Так как любое мастерство включает в себя духовный опыт, то слова М. А. Некрасовой могут служить для педагога ориентиром в его работе с учащимися по передаче им духовного наследия, без которого немыслимо уважать историю и культуру своего народа, а также себя и других.

С первых заданий детское творчество начинает развиваться на основе принципов народного творчества в определенной последовательности: повтор — вариация — импровизация.

Задачи разных типов решаются как на уроках изобразительного искусства, так и на уроках художественного труда. Включение в учебно-методический комплект художественно-творческих задач трех типов является одним из главных условий интеграции предметов в авторской программе.

На начальном этапе обучения при решении таких задач эффективность развития творческого потенциала личности определяется следующими психологическими особенностями младшего школьника: цельностью взгляда на мир; единством 

Примерное планирование уроков художественного труда в 1 классе на основе интеграции с уроками изобразительного искусства1

 

                                                 

1 Планирование уроков изобразительного искусства дается по УМК «Изобразительное искусство. 1 кл.».

1.       Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство: Учеб. для 1 кл. четырехлет. нач. шк. — М., 2000.

2.       Шпикалова Т. Я. Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство. 1 кл.» — М., 2000.

3.       Шпикалова Т. Я. Творческая тетрадь к учебнику «Изобразительное искусство. 1 кл.» / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова,

Н. Р. Макарова, А. Н. Щирова. — М., 2000. H. P. Макарова, А. Н. Щирова. — M., 2000.

 

Номер урока

ИЗО

Тема урока ИЗО.

Вид творческой работы

Номер урока

художе-

ственного труда

Тема урока художественного тру-

да. Вид творческой работы

Вид художественной обработки материала

1 четверть Уроки 1—8

ОСЕНЬ-ПРИПАСИХА

1

Узнай, какой видят осень поэты, художники, народные мастера. Нарисуй свою золотую осень

1

Какого          цвета

осень? Сбор даров природы (листьев, цветов, трав, семян) для уроков художественного труда

Работа с природным материалом. Поиск и сбор выразительного, разнообразного по форме, цвету и размеру материала, подготовка его к работе

2

Земля-кормилица. Натюрморт. Сочинение сказки про осень

2

Пучок соломы, обратись в куклу! Художественное конструирование по мотивам традиционных кукол-стригушек

Работа с природным материалом. Конструирование куклыстригушки из соломы приемами скручивания, связывания, сгибания

3

Щедра         осенью

Земля-матушка.

Рисование композиции по представлению: «Бога-

тый урожай», «Первый каравай!», «Дары земли»

3

Хлебушко — калачу дедушка. Лепка по мотивам традиционного печева

Работа с глиной (тестом). Лепка и украшение каравая, калача, кренделя приемами скатывания, сплющивания, раскатывания

4

О чем рассказали красочная осень и кисточка. Рисование осеннего пейзажа по памяти или представлению

4

Природа-художница. Аппликация из природного материала

Работа с природным материалом. Подбор сухих растений по ассоциации с осенним пейзажем, их компоновка и приклеивание

5

В сентябре у рябины именины. Превращение в рябину точек и пятен

5

Бусы с осеннего куста. Художественное конструирование из природного материала

Работа с природным материалом. Конструирование бус на основе ритма цвета, размера, формы осенних ягод

 

6

Осенью капуста — барыня. Рисование нарядной сечки с натуры или по представлению

6

Пора отлета птиц. Объемное художественное конструирование по модели с опорой на природные формы (перелетные птицы)

 Работа с бумагой.

 Объемное конструирование и моделирование на основе приемов многократного  складывания, симмет-

ричного вырезания

7

В гостях у мастера С. Веселова. Рисование кистью золотого петушка

7

В золоте хохломы — золото осени. Художественное конструирование на заданную тему по мотивам традиционного изделия «птицы-

ковша»

 Работа с бумагой.

 Конструирование на основе приемов складывания и вырезания

 

8

В чем секрет узора хохломы. Рисование кистью элементов травного узора хохломы

8

Моховички — лесные человечки. Объемное конструирование из природного материала по замыслу

Работа с природным материалом. Выбор материала в соответ-

 ствии с замыслом, скрепление деталей с помощью клея и пластилина

II четверть Уроки 9—15

9

В чем секрет узора хохломы. Повтор и вариация элементов орнамента

хохломы

9

Плетем разноцветный коврик. Плетение из бумажных полос по заданным условиям

Работа с бумагой. Плетение как способ изготовления вещи. Художественные приемы: складывание, разрезание, плетение по типу полотняного переплетения, склеивание

10

В золоте хохломы — золото осени. Импровизация по мотивам хохломской росписи

10

Куда иголочка — туда и ниточка. Украшение салфетки на основе вариантов шва

«вперед иголочка»

Работа с тканью. Приемы подготовки к вышивке (размер ткани, отмеривание и вдевание нити в иголку, завязывание узелка). Приемы выполнения шва «вперед иголочка» и его украшающих вариантов на

 

 

 

 

 

изделии

11

Краски природы в наряде русской красавицы. Создай наряд красавицы и укрась его

11

Скрутим куклу ладную, милую, нарядную. Художественное конструирование из ткани по мотивам традиционной лоскутной куклы

Работа с тканью. Подбор ткани по цвету, рисунку. Конструирование из ткани приемами скручивания, соединения деталей с помощью ниток, тесьмы

12

В гостях у зимней сказки. Рисуем дом Деда Мороза

12

Секреты вышитых узоров.

Аппликация по мотивам традиционной строчевой вышивки

Работа с бумагой. Конструирование из бумажных деталей (бумага в клеточку) композиций по мотивам орнаментов строчевой вышивки, приклеивание деталей

ЗИМА-РУКОДЕЛЬНИЦА

13

Герои русских народных сказок. Рисование героев

зимних сказок

13

 

Сани-самокаты разукрашены богато. Художественное объемное конструирование санок по образцу

Работа с бумагой. Конструирование из подручного материала  с использованием

приемов складывания, вырезания, скручивания, склеивания

14

Узнай цвета солнечного снежного пейзажа. Дорисуй черной и белой линиями зимний

пейзаж

14

 

 

 

 

Бумажный листочек, как снежный комочек.

Художественное плоскорельефное моделирование по образцу на основе природных форм (деревья, кустарники)

Работа с бумагой.

Плоскорельефное мо делирование на осно-

ве приемов сминания, разрывания

 

 

 

15

Цвет зимы — белый.          Рисование снежных цветов на окне

15

 

 

Мастерим новогодние маски или фонарики. Художественное конструирование маски на основе повтора и вариации

Работа с бумагой. Ху дожественное конструирование на основе приемов симметрич ного вырезания, скру чивания, складыва-

ния, приклеивания, аппликации

Ill четверть Уроки 16-25

 

16

На родине каргопольской игрушки. Роспись силуэтов игрушек

16

В гостях у мастеров каргопольской игрушки. Лепка из глины каргопольской игрушки

Работа с глиной. Лепка из целого куска,

используя приемы скатывания, раскатывания, вытягивания, вдавливания, заглаживания

17

Слушаем сказки народной мастерицы бабушки Ульяны

17

Завершение темы урока 16

Работа с глиной. Побелка и роспись по мотивам каргопольской игрушки

18

Конь-огонь. Рисование сказочной композиции

18

Чудо-замок. Архитектурная композиция на заданную тему в технике текстильного коллажа

Работа с тканью. Выбор тканей, вырезание деталей в соответствии с замыслом, их компоновка и приклеивание на фон

19

Богатыри земли Русской. Украшение снаряжения русского богатыря

19

Богатыри земли Русской. Художественное конструирование по образцу с опорой на особенности традиционного костюма и снаряжения русских богатырей

Работа с бумагой. Работа с тканью, фольгой на основе приемов асимметричного и симметричного силуэтного вырезания,

складывания,          приклеивания

20

Богатыри земли Русской. Портрет русского богатыря

20

Завершение темы урока 19

Работа с бумагой, тканью, фольгой

ВЕСНА ЯРМАРОЧНАЯ

21

Весенняя природа в произведениях русских художников. Рисование первых весенних

цветов

21

Весна-красна — праздник света и тепла. Художественное конструирование поздравительной открытки

Работа с бумагой. Конструирование и моделирование с использованием приемов складывания, вырезания

22

Узнаем, кто живет в Дымковской слободе. Рисование дымковской игрушки по наблюдению

22

Ярмарка шумная, звонкая, яркая. Лепка из глины по мотивам дымковской игрушки

Работа с глиной. Лепка из отдельных деталей с использованием приемов скатывания, раскатывания, вдавливания, заглаживания

 

23

Ритмы и красота орнамента Дымки. Рисование элементов дымковской росписи. Роспись силуэтов

23

Продолжение темы урока 22

Работа с глиной. Побелка и роспись по мотивам дымковских игрушек

24

Красота весенней природы. Рисование с натуры весенней веточки

24

Встречаем весну птицами. Лепка из теста (глины) по мотивам традиционного русского обрядового весеннего печева

Работа с глиной (тестом). Лепка с использованием приемов сминания, сплющивания, скатывания, вдавливания, вытягивания

25

Вешней воды никто не уймет. Рисование бегущего ручья по представлению

25

Плыви, плыви, кораблик. Художественное моделирование корабликов из бумаги (оригами)

Работа с бумагой. Моделирование на основе приемов оригами

IV четверть Уроки 26—30

26

У лукоморья дуб зеленый. Рисование героев сказок А. С. Пушкина по представлению

26

Театр на ладошке. Художественное конструирование пальчиковых кукол по замыслу

Работа с бумагой. Конструирование на основе приемов сим метричного вырезания, скручивания, склеивания, складывания (оригами)

27

Красуйся, красота, по цветам лазоревым. Рисование с натуры нежных

весенних цветов

27

Стежок за стежком, стебелек за стебельком. Вышивание салфетки по мотивам традиционных вышитых изделий

Работа с тканью. Приемы выполнения украшающего шва «за иголочку». Вышивание растительного орнамента по мотивам традиционных салфеток, полотенец

28

Образ приближающегося лета. Рисование по представлению утреннего и вечернего пейзажа

28

Сделаем из лоскутков коврик разноцветный. Лоскутная композиция в технике коллажа по мотивам традиционного лоскутного шитья

Работа с тканью. Конструирование из ткани на основе приемов

разметки по выкройке, вырезания, компоновки по цвету и приклеивания

 

 

ЛЕТО СТРАДНОЕ

29

Превращение красочного пятна в дерево. Экспериментирование с цветными пятнами и линией

29

Праздник труда. Выполнение коллективной композиции (панно) по собственному замыслу с использованием разного

материала

Работа с бумагой, с природным и другим материалом. Коллаж из бумаги, ткани, фольги, тесьмы, шнура и др. на основе использования освоенных в течение года приемов художественной обработки материала

30

Какого цвета страна родная? Рисование родной природы по представлению

30

Завершение темы урока 29

Работа с бумагой, тканью, природным и

другим материалом

 

Шпикалова Т.Я. Художественный труд

Шпикалова Т.Я. Художественный труд

Н. Р. Макарова, А. Н. Щирова. —

Н. Р. Макарова, А. Н. Щирова. —

О чем рассказали красочная осень и кисточка

О чем рассказали красочная осень и кисточка

II четверть Уроки 9—15 9

II четверть Уроки 9—15 9

В гостях у зимней сказки. Рисуем дом

В гостях у зимней сказки. Рисуем дом

На родине каргопольской игрушки

На родине каргопольской игрушки

Весенняя природа в произведениях русских художников

Весенняя природа в произведениях русских художников

У лукоморья дуб зеленый. Рисование героев сказок

У лукоморья дуб зеленый. Рисование героев сказок

Превращение красочного пятна в дерево

Превращение красочного пятна в дерево
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.05.2021