Шпикалова Т.Я.
Художественный труд
Методическое пособие для 1 класса
Дорогие учителя! Перед вами методическое пособие к рабочей тетради «Художественный труд. 1 класс». В совокупности эти две книги составляют учебно-методический комплект к программе «Изобразительное искусство и художественный труд» (руководитель авторского коллектива Т. Я. Шпи-калова). С помощью этого комплекта вы сможете ввести своих учеников в мир отечественной художественной культуры и раскрыть им ее целостность и многообразие.
Самые первые страницы тетради дают возможность ребенку познакомиться с произведениями народных мастеров и окунуться в мир народного творчества.
В игровой форме как народный мастер учитель начинает путешествовать с детьми и помогает им понять язык орнаментальных мотивов, раскрывает секреты рождения художественных изделий. Такая игровая ситуация дает возможность ребенку погрузиться в мир труда и творчества народного мастера. Известный искусствовед М. А. Некрасова говорит, что народный мастер — это особая творческая личность, духовно связанная со своим народом, с культурой и природой края; это носитель традиций коллективного опыта, носитель народного эпоса; человек трудолюбивой души.
Так как любое мастерство включает в себя духовный опыт, то слова М. А. Некрасовой могут служить для педагога ориентиром в его работе с учащимися по передаче им духовного наследия, без которого немыслимо уважать историю и культуру своего народа, а также себя и других.
С первых заданий детское творчество начинает развиваться на основе принципов народного творчества в определенной последовательности: повтор — вариация — импровизация.
Задачи разных типов решаются как на уроках изобразительного искусства, так и на уроках художественного труда. Включение в учебно-методический комплект художественно-творческих задач трех типов является одним из главных условий интеграции предметов в авторской программе.
На начальном этапе обучения при решении таких задач эффективность развития творческого потенциала личности определяется следующими психологическими особенностями младшего школьника: цельностью взгляда на мир; единством
Примерное планирование уроков художественного труда в 1 классе на основе интеграции с уроками изобразительного искусства1
1 Планирование уроков изобразительного искусства дается по УМК «Изобразительное искусство. 1 кл.».
1. Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство: Учеб. для 1 кл. четырехлет. нач. шк. — М., 2000.
2. Шпикалова Т. Я. Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство. 1 кл.» — М., 2000.
3. Шпикалова Т. Я. Творческая тетрадь к учебнику «Изобразительное искусство. 1 кл.» / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова,
Н. Р. Макарова, А. Н. Щирова. — М., 2000. H. P. Макарова, А. Н. Щирова. — M., 2000.
Номер урока ИЗО |
Тема урока ИЗО. Вид творческой работы |
Номер урока художе- ственного труда |
Тема урока художественного тру- да. Вид творческой работы |
Вид художественной обработки материала |
1 четверть Уроки 1—8 ОСЕНЬ-ПРИПАСИХА |
||||
1 |
Узнай, какой видят осень поэты, художники, народные мастера. Нарисуй свою золотую осень |
1 |
Какого цвета осень? Сбор даров природы (листьев, цветов, трав, семян) для уроков художественного труда |
Работа с природным материалом. Поиск и сбор выразительного, разнообразного по форме, цвету и размеру материала, подготовка его к работе |
2 |
Земля-кормилица. Натюрморт. Сочинение сказки про осень |
2 |
Пучок соломы, обратись в куклу! Художественное конструирование по мотивам традиционных кукол-стригушек |
Работа с природным материалом. Конструирование куклыстригушки из соломы приемами скручивания, связывания, сгибания |
3 |
Щедра осенью Земля-матушка. Рисование композиции по представлению: «Бога- тый урожай», «Первый каравай!», «Дары земли» |
3 |
Хлебушко — калачу дедушка. Лепка по мотивам традиционного печева |
Работа с глиной (тестом). Лепка и украшение каравая, калача, кренделя приемами скатывания, сплющивания, раскатывания |
4 |
О чем рассказали красочная осень и кисточка. Рисование осеннего пейзажа по памяти или представлению |
4 |
Природа-художница. Аппликация из природного материала |
Работа с природным материалом. Подбор сухих растений по ассоциации с осенним пейзажем, их компоновка и приклеивание |
5 |
В сентябре у рябины именины. Превращение в рябину точек и пятен |
5 |
Бусы с осеннего куста. Художественное конструирование из природного материала |
Работа с природным материалом. Конструирование бус на основе ритма цвета, размера, формы осенних ягод |
6 |
Осенью капуста — барыня. Рисование нарядной сечки с натуры или по представлению |
6 |
Пора отлета птиц. Объемное художественное конструирование по модели с опорой на природные формы (перелетные птицы) |
Работа с бумагой. Объемное конструирование и моделирование на основе приемов многократного складывания, симмет- ричного вырезания |
7 |
В гостях у мастера С. Веселова. Рисование кистью золотого петушка |
7 |
В золоте хохломы — золото осени. Художественное конструирование на заданную тему по мотивам традиционного изделия «птицы- ковша» |
Работа с бумагой. Конструирование на основе приемов складывания и вырезания
|
8 |
В чем секрет узора хохломы. Рисование кистью элементов травного узора хохломы |
8 |
Моховички — лесные человечки. Объемное конструирование из природного материала по замыслу |
Работа с природным материалом. Выбор материала в соответ- ствии с замыслом, скрепление деталей с помощью клея и пластилина |
II четверть Уроки 9—15 |
||||
9 |
В чем секрет узора хохломы. Повтор и вариация элементов орнамента хохломы |
9 |
Плетем разноцветный коврик. Плетение из бумажных полос по заданным условиям |
Работа с бумагой. Плетение как способ изготовления вещи. Художественные приемы: складывание, разрезание, плетение по типу полотняного переплетения, склеивание |
10 |
В золоте хохломы — золото осени. Импровизация по мотивам хохломской росписи |
10 |
Куда иголочка — туда и ниточка. Украшение салфетки на основе вариантов шва «вперед иголочка» |
Работа с тканью. Приемы подготовки к вышивке (размер ткани, отмеривание и вдевание нити в иголку, завязывание узелка). Приемы выполнения шва «вперед иголочка» и его украшающих вариантов на |
|
|
|
|
изделии |
11 |
Краски природы в наряде русской красавицы. Создай наряд красавицы и укрась его |
11 |
Скрутим куклу ладную, милую, нарядную. Художественное конструирование из ткани по мотивам традиционной лоскутной куклы |
Работа с тканью. Подбор ткани по цвету, рисунку. Конструирование из ткани приемами скручивания, соединения деталей с помощью ниток, тесьмы |
12 |
В гостях у зимней сказки. Рисуем дом Деда Мороза |
12 |
Секреты вышитых узоров. Аппликация по мотивам традиционной строчевой вышивки |
Работа с бумагой. Конструирование из бумажных деталей (бумага в клеточку) композиций по мотивам орнаментов строчевой вышивки, приклеивание деталей |
ЗИМА-РУКОДЕЛЬНИЦА |
||||
13 |
Герои русских народных сказок. Рисование героев зимних сказок |
13
|
Сани-самокаты разукрашены богато. Художественное объемное конструирование санок по образцу |
Работа с бумагой. Конструирование из подручного материала с использованием приемов складывания, вырезания, скручивания, склеивания |
14 |
Узнай цвета солнечного снежного пейзажа. Дорисуй черной и белой линиями зимний пейзаж |
14
|
Бумажный листочек, как снежный комочек. Художественное плоскорельефное моделирование по образцу на основе природных форм (деревья, кустарники) |
Работа с бумагой. Плоскорельефное мо делирование на осно- ве приемов сминания, разрывания
|
15 |
Цвет зимы — белый. Рисование снежных цветов на окне |
15
|
Мастерим новогодние маски или фонарики. Художественное конструирование маски на основе повтора и вариации |
Работа с бумагой. Ху дожественное конструирование на основе приемов симметрич ного вырезания, скру чивания, складыва- ния, приклеивания, аппликации |
Ill четверть Уроки 16-25 |
16 |
На родине каргопольской игрушки. Роспись силуэтов игрушек |
16 |
В гостях у мастеров каргопольской игрушки. Лепка из глины каргопольской игрушки |
Работа с глиной. Лепка из целого куска, используя приемы скатывания, раскатывания, вытягивания, вдавливания, заглаживания |
17 |
Слушаем сказки народной мастерицы бабушки Ульяны |
17 |
Завершение темы урока 16 |
Работа с глиной. Побелка и роспись по мотивам каргопольской игрушки |
18 |
Конь-огонь. Рисование сказочной композиции |
18 |
Чудо-замок. Архитектурная композиция на заданную тему в технике текстильного коллажа |
Работа с тканью. Выбор тканей, вырезание деталей в соответствии с замыслом, их компоновка и приклеивание на фон |
19 |
Богатыри земли Русской. Украшение снаряжения русского богатыря |
19 |
Богатыри земли Русской. Художественное конструирование по образцу с опорой на особенности традиционного костюма и снаряжения русских богатырей |
Работа с бумагой. Работа с тканью, фольгой на основе приемов асимметричного и симметричного силуэтного вырезания, складывания, приклеивания |
20 |
Богатыри земли Русской. Портрет русского богатыря |
20 |
Завершение темы урока 19 |
Работа с бумагой, тканью, фольгой |
ВЕСНА ЯРМАРОЧНАЯ |
||||
21 |
Весенняя природа в произведениях русских художников. Рисование первых весенних цветов |
21 |
Весна-красна — праздник света и тепла. Художественное конструирование поздравительной открытки |
Работа с бумагой. Конструирование и моделирование с использованием приемов складывания, вырезания |
22 |
Узнаем, кто живет в Дымковской слободе. Рисование дымковской игрушки по наблюдению |
22 |
Ярмарка шумная, звонкая, яркая. Лепка из глины по мотивам дымковской игрушки |
Работа с глиной. Лепка из отдельных деталей с использованием приемов скатывания, раскатывания, вдавливания, заглаживания |
23 |
Ритмы и красота орнамента Дымки. Рисование элементов дымковской росписи. Роспись силуэтов |
23 |
Продолжение темы урока 22 |
Работа с глиной. Побелка и роспись по мотивам дымковских игрушек |
24 |
Красота весенней природы. Рисование с натуры весенней веточки |
24 |
Встречаем весну птицами. Лепка из теста (глины) по мотивам традиционного русского обрядового весеннего печева |
Работа с глиной (тестом). Лепка с использованием приемов сминания, сплющивания, скатывания, вдавливания, вытягивания |
25 |
Вешней воды никто не уймет. Рисование бегущего ручья по представлению |
25 |
Плыви, плыви, кораблик. Художественное моделирование корабликов из бумаги (оригами) |
Работа с бумагой. Моделирование на основе приемов оригами |
IV четверть Уроки 26—30 |
||||
26 |
У лукоморья дуб зеленый. Рисование героев сказок А. С. Пушкина по представлению |
26 |
Театр на ладошке. Художественное конструирование пальчиковых кукол по замыслу |
Работа с бумагой. Конструирование на основе приемов сим метричного вырезания, скручивания, склеивания, складывания (оригами) |
27 |
Красуйся, красота, по цветам лазоревым. Рисование с натуры нежных весенних цветов |
27 |
Стежок за стежком, стебелек за стебельком. Вышивание салфетки по мотивам традиционных вышитых изделий |
Работа с тканью. Приемы выполнения украшающего шва «за иголочку». Вышивание растительного орнамента по мотивам традиционных салфеток, полотенец |
28 |
Образ приближающегося лета. Рисование по представлению утреннего и вечернего пейзажа |
28 |
Сделаем из лоскутков коврик разноцветный. Лоскутная композиция в технике коллажа по мотивам традиционного лоскутного шитья |
Работа с тканью. Конструирование из ткани на основе приемов разметки по выкройке, вырезания, компоновки по цвету и приклеивания |
|
|
ЛЕТО СТРАДНОЕ |
||
29 |
Превращение красочного пятна в дерево. Экспериментирование с цветными пятнами и линией |
29 |
Праздник труда. Выполнение коллективной композиции (панно) по собственному замыслу с использованием разного материала |
Работа с бумагой, с природным и другим материалом. Коллаж из бумаги, ткани, фольги, тесьмы, шнура и др. на основе использования освоенных в течение года приемов художественной обработки материала |
30 |
Какого цвета страна родная? Рисование родной природы по представлению |
30 |
Завершение темы урока 29 |
Работа с бумагой, тканью, природным и другим материалом |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.