Методические
рекомендации
по реализации образовательных программ среднего профессионального образования с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в
ГБОУ СПО ЛНР «ПК»
Общие положения
1. Настоящие Методические рекомендации разработаны с целью выполнения учебных программ при необходимости перехода учебного заведения на заочную форму обучения.
2. В настоящих Методических рекомендациях приведены:
− требования для внедрения системы заочного обучения (ЗО);
− требования к представлению содержания дистанционного курса;
− организация образовательного процесса заочно;
− основы технологии ЗО;
− рекомендации по реализации программ среднего профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
− примерная модель реализации образовательных программ среднего профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
−
особенности
реализации учебной и производственной практик
при реализации программ среднего профессионального образования
с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
I.Требования для внедрения системы заочного обучения
Для внедрения системы заочного обучения требуется применение комплексного подхода, в рамках которого следует выделять следующие аспекты:
1.Технический аспект. Технические требования включают в себя требования к программному обеспечению и техническим характеристикам, которые предъявляются к используемым техническим средствам. Требования изменяются в зависимости от применяемого способа заочного обучения.
Сейчас выделяют два способа:
− кейс-технология. Для ее использования достаточно, чтобы программные средства, которые устанавливаются на компьютере обучающихся, были в состоянии обработать информацию, предоставляемую образовательным учреждением.
− интернет-технология. Она предполагает постоянное применение коммуникаций, то есть у обучающегося должен быть постоянный доступ в интернет.
2.Технологический аспект – технология обучения по системе заочного образования.
3.Методические аспекты. При заочном обучении требуется учитывать ряд особенностей, которыми обладает данная форма обучения, в том числе:
− гибкость, то есть обучающиеся сами выбирают время и продолжительность обучения;
− модульность;
− параллельность. Она предполагает, что обучающийся может совмещать обучение с другой деятельностью;
− дальнодействие. Под ним понимается, что качество образования не должно снизиться в связи с удаленностью друг от друга педагога и обучающегося;
− асинхронность, что предполагает работу как педагога, так и обучающихся по удобным для них графикам;
− охват или массовость. Означает, что количество одновременно обучающихся учеников на одном курсе не является критичным параметром.
4.Административный аспект. В процессе организации заочного обучения учитывается ряд административных вопросов, основным из которых является адаптация системы отчетности под заочные курсы, то есть каким образом обеспечить конвертацию очного учебного часа в заочный.
5.Кадровый аспект. Реализация системы заочного образования предполагает подготовку педагогического состава с определенными навыками и умениями.
Требования предъявляются к преподавателям, которые создают информационную среду обучения:
Автор курсов – преподаватель
Знание предметной области.
Уверенный пользователь ПК.
Отличное знание текстовых редакторов.
Навыки работы в интернете.
Умение работать с программами по обработке изображений, таблиц, рисунков
Умение оформлять текстовые файлы в формате HTML.
Умение пользоваться электронной почтой
Технический специалист
Знание компьютерных технологий.
Знание основ WEB-мастеринга.
Умение работать с HTML-редакторами.
Глубокие знания интернет-технологий и в области WEB-дизайна.
Знание языков программирования.
Методист, преподаватель
Знание предметной области.
Уверенный пользователь ПК.
Знание текстовых редакторов.
Уверенный пользователь интернета.
Умение работать в специальных программных оболочках, где располагаются курсы дистанционного обучения.
Умение пользоваться электронной почтойЗнание предметной области в качестве специалиста
6.Правовые аспекты. В первую очередь при создании информационной среды ЗО соблюдаются требования законодательства об авторском праве.
II.Представление содержания дистанционного курса
Важнейшим компонентом процесса подготовки курса заочного обучения является представление его содержания. Для этого используется развития гипертекстовая структура в понятийной части, а также в логике изложения учебного материала (последовательность, взаимозависимость частей и т.д.).
Основа гипертекста представляет собой расширенную модель энциклопедии и должна подчиняеться следующим принципам:
− обеспечение свободы перемещения по тексту;
− необязательность чтения всего текста;
− сжатое изложение информации;
− включение в структуру текста различных справок;
− применение перекрестных ссылок.
Для того чтобы обучающийся мог быстро разобраться с содержанием, должна быть предусмотрена удобная система управления. Преподаватель при этом обладает возможностью задавать любую форму представления материала и последовательность его изложения, в результате чего обеспечивается возможность использовать один и тот же материал для аудитории с разным уровнем подготовки. В свою очередь обучающийся должен иметь возможность распечатать любую страницу учебного материала.
В гипертекст, если это методически оправданно, могут включаться:
− звук;
− графические вставки;
− анимация;
− видеоряд.
Избыточная наглядность способна серьезно снизить качество усвоения материала.
При создании курса заочного обучения целесообразно сделать так, чтобы материал был доступен обучающимся в интернете и на жестком носителе.
В структуру материала должны быть включены следующие содержательные компоненты:
− инструкция по освоению материала;
− непосредственно учебный материал, в том числе все необходимые иллюстрации;
− вопросы и задания для закрепления полученных знаний;
− контрольные задания с пояснениями.
При разработке заочного курса наибольшую эффективность демонстрирует мультимедийное представление учебной информации, так как мультимедийные элементы способствуют лучшему восприятию и запоминанию материала. Одновременно обеспечивается и возможность задействовать подсознательные реакции обучающегося. Мультимедийный курс также может использоваться многофункционально, то есть часть курса либо лекции может представлять собой самостоятельный фрагмент занятия, например, на повторение или контроль знаний. В основу курса может быть положена и расширенная модель лекции-процесса, что также предоставляет дополнительные возможности по управлению и самоуправлению познавательными процессами.
III.Организация заочного образовательного процесса
При реализации заочного обучения повышенные требования предъявляются к их разработчикам-педагогам, методистам, тьюторам и непосредственным исполнителям, которые будут заниматься непосредственным преподаванием. Преподаватели и кураторы должны уметь эффективно работать в телекоммуникационной среде в рамках поставленных перед ними дидактических задач:
− знание предназначения, особенностей устройства и работы телекоммуникационной среды;
− знание основных сетевых информационных ресурсов, включая особенности работы с ними;
− знание особенностей организация и проведения тематических телеконференций и телекоммуникационных проектов;
− знание методических основ организации работы педагога и курсантов в интернете;
− знание основ телекоммуникационного этикета;
− наличие уверенных навыков работы с телекоммуникационными средствами, электронной почтой и сетевыми информационными службами;
− умение самостоятельно и быстро осуществлять поиск информации в интернете;
− умение отбирать и обрабатывать информацию из интернета;
− умение готовить информацию для ее дальнейшей передачи по сети с применением текстового и графического редактора, а также специальных программ;
− умение организовать, разработать и осуществить выполнение сетевого учебного проекта или тематической телеконференции.
Для того чтобы учебная среда бесперебойно функционировала, необходимо обеспечить взаимодействие ее компонентов на трех уровнях:
1-й уровень элементов управления - осуществляется взаимодействие структурных подразделений организации, которые отвечают за разработку и планирование учебных курсов и материалов для них;
2-й уровень элементов взаимодействия - обеспечивается взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, обучающихся и координаторов;
3-й уровень элементов доставки - включаются различные телекоммуникационные средства доставки учебной информации, а также средства обучения и средства доставки отчетных материалов, включая экзаменационные работы, работы по тематическому и текущему контролю знаний.
Для того чтобы успешно управлять процессом заочного образования, преподавателям рекомендуется использовать различные памятки, графики проведения занятий с обучающимися, руководства и разъяснения, которые помогли бы обучающимся лучше спланировать свое рабочее время и сориентироваться в предоставленных учебных материалах.
Важный момент при разработке курсов заочного обучения – расчет продолжительности курса, так как его эффективность значительно снижается при увеличении временного периода обучения. Если используется модульная (блочная) система курса, то рекомендуется сначала изучать короткие модули, затем более длинные и на завершающем этапе – опять короткие.
Для повышения эффективности заочного образования необходимо, чтобы педагог максимально быстро отвечал на все вопросы обучающихся. Для этого следует использовать компьютерные телекоммуникации, благодаря которым обеспечивается быстрая передача данных.
Преподаватели должны:
− обладать достаточной квалификацией в рамках своего предмета;
− уметь самостоятельно формировать образовательную среду и управлять ею;
− уметь управлять структурой учебного курса и применять педагогические технологии и средства телекоммуникаций;
− уметь решать различные проблемы технического плана;
− организовывать индивидуальное и групповое обучение;
− оценивать и контролировать работы учеников;
− вести отчетную документацию по обучению;
− владеть навыками презентации учебного материала.
В задачи технических специалистов входят:
− обеспечение функционирования сетевых технологий;
− помощь в организации постоянной обратной связи между обучающимся и педагогом;
− оказание технической поддержки участникам образовательного процесса.
Если в ходе обучения формируется группа обучающихся, которая контактирует с педагогом, то в информационном потоке дополнительно образуется еще несколько направлений:
− от преподавателя к всей группе;
− от всей группы к преподавателю;
− от учащегося к группе;
− от группы к отдельному учащемуся.
В информационном потоке также должны выделяться постоянные (статические) и переменные (динамические) составляющие.
Постоянные составляющие – материалы, которые передаются обучающимся еще до начала обучения и предназначены для длительного использования. К ним относятся учебные пособия, учебники, учебные планы и т.д.
Переменные составляющие – учебные материалы и корреспонденция, которой обмениваются участники образовательного процесса по ходу обучения.
Параллельно с информационной средой целесообразно использовать традиционные средства обучения, к которым относятся:
− различные справочники, учебные пособия и книги и другие печатные дидактические материалы;
− аудио- и видеозаписи;
− компьютерные образовательные программы.
Данные средства обучения (их электронный вариант) могут размещаться на сервере сети.
Для того чтобы приступить к заочному обучению, от преподавателей требуется освоение основных методик, включая:
− планирование и отбор содержания обучения, разработка методического аппарата;
− целеполагание и разработка критериев обученности на конкретном этапе;
− репрезентация в сети учебного материала;
− формирование критериально-ориентированных инструментов для обеспечения контроля усвоения материала, а также разработка процедур их применения;
− выбор форм сетевого взаимодействия с обучающимися.
IV.Основные технологии заочного обучения
Заочное обучение предполагает использование различных информационных и коммуникационных технологий, которые позволяют упорядочить процесс управления системой образования, оптимизировать усвоение знания за счет создания информационной среды для приобретния знания.
Средством для организации заочного обучения является интернет. Для этого необходимо иметь следующие структуры:
− средства доставки учебного материала до обучающихся;
− обеспечение поддержки проектирования учебного материала;
− проведение консультаций;
− обеспечение контроля знаний;
− поддержка «справочных» материалов;
− организация общения обучающихся.
При внедрении интернет-технологий в рамки заочного образования используется два направления данного процесса:
1. управление учебным процессом, осуществляемое образовательным учреждением;
2. технологическое обеспечение функционирования информационной системы.
Варианты технологического обеспечения:
− размещение программного обеспечения на сервере, который подключен к интернету;
− использование внешнего источника для организации дистанционного образования.
В зависимости от способа получения учебной информации следует использовать:
1. Синхронные учебные системы, которые функционируют в режиме реального времени. Их применение означает, что все участники учебного процесса одновременно принимают в нем участие.
2. Асинхронные системы (офлайн) и смешанные системы. Не требующие одновременного участия педагога и обучающегося.
3. Смешанные системы, которые предполагают одновременное использование синхронных и асинхронных систем.
В зависимости от технической основы передачи данных используются следующие формы заочного обучения:
− рассылка материалов, записанных на жесткие носители;
− применение средств аудио графики, включая использование интерактивных досок, возможностей радио и телевидения;
− через телеконференции Usenet, IRC и пр.;
− посредством электронной почты;
− через интернет-страницы;
− через чаты и форумы.
V. Рекомендации по реализации программ
среднего профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
При реализации программ СПО с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий допускается использование специально оборудованных помещений, их виртуальных аналогов, позволяющих обучающимся осваивать общие и профессиональные компетенции.
Допускается работа обучающихся в «виртуальных группах», которая происходит при удаленности друг от друга практически всех субъектов образования, в том числе с помощью использования систем видео-конференц-связи, через информационно-телекоммуникационную сеть интернет.
Педагогическим работникам рекомендуется своевременно
отвечать
на вопросы обучающихся и регулярно оценивать их работу с использованием
различных возможностей для взаимодействия друг с другом.
Образовательная организация самостоятельно определяет набор электронных ресурсов и приложений, которые допускаются в образовательном процессе, а также корректирует расписание занятий с учетом ресурсов, необходимых для реализации программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
В случае временного перевода всех
обучающихся на обучение
с применением электронных учебных изданий по дисциплинам (модулям) рекомендуется
обеспечить возможность доступа к ресурсам электронно-библиотечной системы
(электронной библиотеке) для каждого обучающегося.
В период временного перевода на обучение по программам среднего профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий могут быть реализованы групповые работы (практикумы, проекты).
Образовательная организация самостоятельно
определяет требования
к процедуре проведения промежуточной и государственной итоговой аттестации
с учетом особенностей ее проведения и может проводиться с использованием
дистанционных образовательных технологий, за исключением процедур,
документированных приказами и иными распорядительными документами МОН ЛНР.
Для поддержки технологии заочного и смешанного
обучения,
в частности для управления образовательным процессом и учебными группами,
предоставления обучающимся доступа к цифровым учебным материалам с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий могут быть
использованы цифровые платформы центров опережающей профессиональной подготовки.
В случае невозможности применения дистанционных образовательных технологий и электронного обучения рекомендуется рассмотреть возможность опосредованной передачи информации обучающимся и контроля усвоения ними учебного материала.
VI. Примерная модель
реализации образовательных программ
среднего профессионального образования с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий
Образовательная организация, осуществляющая
образовательную деятельность по программам среднего профессионального
образования
с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий:
издает организационный приказ о временном переходе на заочное (очно-заочное) обучение с реализацией образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в связи с особыми обстоятельствами;
назначаем ответственного за консультирование педагогических работников и обучающихся по использованию электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
актуализирует имеющиеся в электронном виде
методические материалы
по использованию электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий для обучающихся, педагогических и административных работников,
ответственных за организацию учебной деятельности, а также инструкции
по размещению учебных материалов,
обеспечивает создание тестовых заданий, публикацию объявлений, сбор письменных работ обучающихся, а также организацию текущей и промежуточной аттестации и фиксацию хода образовательного процесса.
Образовательная организация размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» инструкцию для обучающихся и педагогических работников о том, как получить или восстановить логин и пароль (в случае использования личных кабинетов), а также инструкции по организации работы в «виртуальных» и «совместных» группах.
Образовательная организация самостоятельно отбирает и рекомендует для проведения вебинаров, онлайн консультирования, коллективного обсуждения и коллективного проектирования список инструментов виртуальной коммуникации.
Образовательная организация определяет какие учебные дисциплины и междисциплинарные курсы могут быть реализованы с помощью онлайн курсов, а также какие учебные дисциплины и междисциплинарные курсы требуют присутствия в строго определенное время обучающегося перед компьютером, а какие могут осваиваться в свободном режиме.
Образовательная организация размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети интернет расписание онлайн-занятий, требующих присутствия в строго определенное время.
Образовательная организация вправе перенести на другой период времени занятия, которые требуют работы с лабораторным и иным оборудованием.
Образовательная организация вправе локальным актом определить, какие элементы учебного плана не смогут быть реализованы в текущем учебном году с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий и внести соответствующие изменения в основные профессиональные образовательные программы, перенеся эти элементы на будущий учебный год.
Образовательная организация необходимо обеспечивать постоянную дистанционную связь с обучающимися, а также проводить мониторинг фактического взаимодействия педагогических работников и обучающихся, включая элементы текущего контроля и промежуточной аттестации.
VII. Особенности
реализации учебной и производственной практик
при реализации программ среднего профессионального образования
с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий
Практика может быть проведена непосредственно в учебном заведении или дистанционно (при такой возможности с учетом требований конкретных профессий) с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. В указанном случае рекомендуется обеспечить возможность прохождения учебной и производственной практик с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, в том числе скорректировав график учебного процесса образовательной организации.
Прохождение производственной практики на производстве должен осуществляться дистанционный или опосредованный контроль выполнения программы практики.
В случае необходимости учебное заведение вправе внести изменение в календарный график учебного процесса в части определения сроков прохождения учебной и производственной практик без ущерба по общему объему часов, установленных учебным планом. Изменения, вносимые в график учебного процесса, утверждаются локальным актом.
Приложения
к методическим рекомендациям по реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологи
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.