Методические рекомендации.«ОРГАНИЗАЦИЯ УГОЛКА ЖИВОЙ ПРИРОДЫ»

  • docx
  • 08.11.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 17 уголок живой природы.docx

Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ульяновский педагогический колледж

 

 

 

 

«оРГАНИЗАЦИЯ УГОЛКА ЖИВОЙ ПРИРОДЫ»

 
 

 

 

 

 

 


http://piramida-ds.ru/wa-data/public/shop/products/20/47/4720/images/3067/3067.750x0.JPG

 

 

 

Выполнила: Архиреева Ю.В.

 

 

Ульяновск, 2017

 

Содержание

 

1.Требования к организации уголка живой природы…………………………..3

2.Требования к подбору объектов для уголка живой природы………………..4

3.Цели и задачи живого уголка…………………………………………………..6

4.Комплектация уголка живой природы………………………………………...7

5. Принципы организации уголка живой природы……………………………..9 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Требования к организации уголка живой природы

Комната для уголка живой природы должна быть хорошо освещена, отвечать нор­мам и требованиям для содержания животных и выращивания растений. В уголке живой природы следует поддерживать пос­тоянную температуру: это является оптимальным условием для роста растений и содержания животных. Отбор растений и жи­вотных и определение их количества зависят от конкретных условий школы.

Растения уголка живой природы. Эти растения подбирают­ся в соответствии с учебной программой по природоведению. Наибольшее многообразие представляют комнатные растения.

Комнатные растения следует подбирать так, чтобы на их примере можно было познакомить учащихся с внешним строе­нием органов растения, способами размножения и проводить разнообразную практическую работу по выращиванию. В угол­ке живой природы следует содержать неприхотливые растения, имеющие эстетичный вид. Наиболее распространенные комнат­ные растения: аспидистра, аспарагус, араукария, бегония, бальзамин, камнеломка, колеус, ки­парис, пеларгония, папоротники, сансевьера, траде­сканция, узамбарская фиалка, фикус, фуксия.

          http://www.lechim-prosto.ru/wp-content/uploads/2017/03/Geran-polza.jpg                    https://www.erde-dank.ru/upload/iblock/dee/xdee7fbf5224571e2ddf8490576eaa5e2.jpg.pagespeed.ic.CIWKbjfJDY.jpg

                Пеларгония                                        Бальзамин

           http://www.nicole-ufa.ru/published/publicdata/WEB73DB1/attachments/SC/products_pictures/Art20017_enl.JPG                                    http://ssdosug.ru/wp-content/uploads/2015/11/c5cf3142ca3ceb90408f138bd80bd269.jpg

              Сансевьера                                                          Фикус

2.Требования к подбору объектов для уголка живой природы

 

К подбору объектов для уголка живой природы предъявляются следущие требования:

1.           определяется состав зоологической и ботанической коллекции (систематический список животных и растений, представленных в уголке живой природы); 

2.            растения и животные должны быть абсолютно безопасны для здоровья обучающихся;

3.           важна эстетическая сторона вопроса; уголок природы должен радовать глаз, украшать интерьер; 

4.           растения и животные должны быть типичными для той или иной систематической или экологической группы; это дает возможность познакомить обучающихся с основными, типичными чертами, условиями или образом жизни, характерными для большой группы растений и животных; 

5.            необходимо учитывать возможности нормальной жизнедеятельности, роста и развития растений и животных в условиях помещения с его повышенной температурой, сухостью, наличием шума и т.д.;

6.            следуйте совету: «лучше меньше, да лучше», т.е. пусть будет немного растений, но здоровых, ухоженных и красиво вписывающихся в интерьер помещения;

7.           определяются условия содержания животных (экспозиционное, виварного типа и др.); 

8.            создаѐтся план (эскиз, макет) помещения с указанием площадей, в том числе специализированных: кормокухня, клетки, вольеры, аквариальные и т.п.);

9.           животные и растения должны быть безопасны для детей и взрослых, неприхотливы по содержанию и уходу;

10.      растения и животные должны быть внешне яркими, привлекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание детей;

11.       если вы разводите кактусы, высадите их в аквариум, колючки не будут доступны для детей, а стеклянные стенки позволят наблюдать за их ростом без помех; 

12.      размещение аквариума, клеток, цветов не должно уменьшать уровень естественной освещенности в помещении; 

13.       необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений и животных; это даѐт возможность увидеть детям не только общие, но и индивидуальные признаки, подводит ребят к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов;

14.        животные должны содержаться в условия максимально приближенные к естественной среде обитания; размещая обитателей в уголке природы, следует учитывать их биологические особенности и потребности;

15.      все помещения для животных должны по площади соответствовать нормам; кубатура помещений должна обеспечивать свободу движения животных, наличие достаточного количества воздуха и света; 

16.       недопустимы больные, агрессивные и непредсказуемые в своем поведении животные, а также ядовитые и колючие растения;

17.       животных принимают с разрешения ветеринарного надзора (постановка на учет, своевременные прививки, гигиенические процедуры); 

18.      недопустимо принимать бродячих животных; 

19.       подбор животных осуществляют с учетом возраста и состояния здоровья детей; 

20.      для маленьких детей не следует заводить очень мелкое животное; у животного должны быть ярко выражены все признаки, оно должно быть активно днем и спокойного поведения.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Цели и задачи живого уголка

Цель: формирование у обучающихся навыков ухода, наблюдения за живыми обитателями уголка живой природы; повышение экологической грамотности обучающихся и экологическое просвещение населения.

Задачи уголка живой природы

  • помощь и содействие в организации живых уголков в образовательных учреждениях основного и дополнительного образования;
  • развитие у обучающихся интереса к научным исследованиям и практической работе в различных областях биологии;
  • воспитание и привитие патриотических и нравственных чувств;
  • разработка, внедрение и распространение методик содержания и разведения, животных в условиях неволи, создание размножающихся популяций животных и растений;
  • консультации населения по вопросам содержания животных и растений;
  • спасение животных, их реабилитация, наблюдение и выхаживание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Комплектация уголка живой природы

Организуя работу в уголке живой природы, учитель значительно обогащает и расширяет знания учащихся, формирует у них практические умения и навыки, необходимые при уходе за растениями и животными, которые могут быть использованы в старших классах и в дальнейшей жизненной практике.

При отсутствии специального помещения для живого уголка необходимый минимум комнатных растений (агава, алоэ, аспидистра, аспарагус, бальзамин, бегония-рекс, глоксиния, кактусы, камнеломка, кливия, пеларгония, традесканция, фикус, фуксия и др.) можно разместить на специальных стойках непосредственно в классной комнате. На этих растениях можно показать их основные части, способы размножения, приспособления к окружающей среде, познакомить учащихся с представителями растительного мира различных уголков земного шара.

Каждое растение должно иметь этикетку, на которую записывают его название, родину, время посадки. За годы обучения в начальной школе учащиеся смогут познакомиться со всеми растениями, увидеть цветение некоторых из них, изучить отношение каждого растения к свету, теплу и влаге.

Ухаживая за растениями, учащиеся не только узнают особенности строения каждого из них, но и получают необходимые практические навыки по уходу за растениями. Под руководством учителя они проводят несложные опыты, в результате которых у них формируется исследовательский подход к изучению растений. Например, можно взять два одинаковых растения и создать им разные условия существования (полив, подкормку, освещенность), результаты наблюдений необходимо отмечать в дневнике. В процессе проведения этого опыта и анализа получении результатов учащиеся убеждаются в тесных связях, которые существуют между растениями и окружающей средой, познают на практике необходимость тех или иных условий существования для жизнедеятельности растительных организмов. Полученные данные учащиеся с успехом могут использовать в ходе изучения того или иного учебного материала.

В простенках между окон классного помещения можно оборудовать подвесной аквариум и небольшой террариум, где удобно содержать отдельных представителей местных и аквариумных рыб, пресмыкающихся или земноводных. Рассматривая через стекло аквариума уголок подводного царства, школьники наглядно убеждаются в том, что в природе все между собой тес но связано. В правильно оборудованном аквариуме животные находятся в условиях, близких к естественным, поэтому наблюдения за ними дают интересные сведения об их образе жизни поведении, а также о самых разнообразных приспособлениях водной среде.

В аквариуме можно содержать растения: валлиснерию, водокрас, водяной мох, перистолистник (уруть), рдест курчавый, роголистник, ряску, элодею. Многие из рыб (голец, карась, карп, линь, пескарь, уклейка) хорошо приживаются в неволе. Из аквариумных рыб наименее требовательны к условиям существования барбусы, гуппи, меченосцы, различные породы золотой рыбки – кометы, вуалехвосты, телескопы и др.

Отдельных водных животных – водолюба большого, гладыша (водяного клопа), катушку обыкновенную, лужанку живородящую, плавунца окаймленного, ручейника – лучше содержать в отдельной банке, так как многих из них поедают рыбы.

При уходе за аквариумом учащиеся должны вовремя менять воду, применяя для этого отстоявшуюся из водопровода или дождевую воду; регулярно прореживать растения, оставляя больше места для рыб; удалять из аквариума остатки корма и выделения рыб; кормить рыб в установленное время, давая строго определенную норму корма; следить за температурой воды, не допуская резких ее скачков; следить за состоянием растений и поведением рыб (отсутствие аппетита, вялость, судорожное заглатывание воздуха с поверхности воды свидетельствуют о ненормальных условиях в аквариуме или болезни рыб и т. п.).

Аквариум дает большие возможности для организации наблюдений за жизнью рыб: постепенное развитие мальков; влияние температуры и питания на рост и развитие рыб; выработка условного рефлекса, связанного с питанием (на стук палочки об аквариум, на звонок, включение лампочки и т. п.); составление списка кормов, которые рыбы поедают с большой охотой; предсказание рыбами погоды (опыты с вьюном или гольцом) и т. д.

В террариуме уголка живой природы содержат различных животных: жабу, лягушек травяную, озерную, прудовую, тритона гребенчатого, ужа обыкновенного,  черепаху степную, ящериц прыткую и живородящую. Для земноводных в террариуме должен быть водоем и убежище для укрытия от солнечных лучей. Для пресмыкающихся террариум может быть без водоема. Для тритона лучше иметь небольшой аквариум с выступающей из воды площадкой посередине, где бы он мог незначительное время отдыхать. Если живой уголок находится в отдельной комнате, то в таких условиях  можно содержать птиц. Для содержания птиц и млекопитающих ( белка, еж, морская свинка, хомячки, белые мыши и т. п.) необходимо иметь клетки различных размеров с выдвижным дном,  кормушкой и поилкой.

5. Принципы организации уголка живой природы  

Работа в уголке живой природы строится на принципе добросовестности учащихся. С самого начала разрабатывается и устанавливается четкий порядок работы и дисциплины. Для ухода за животными и растениями в уголке живой природы дежурят учащиеся. Работу проводят согласно расписания.

 Каждый ученик придерживается определенных правил:

1. вести работу по плану, составленному с помощью учителя, и доводить ее до конца;

2. вести дневник наблюдений и опытов;

3. уметь составлять отчет о проделанной работе и отчитываться на заседаниях кружка или перед классом;

4. помогать руководителю кружка приобретать для живого уголка растения, животных, семена;

5. аккуратно и добросовестно дежурить в уголке, ухаживать за его обитателями;

6. принимать участие в массовой общественно-полезной натуралистической работе, которую организует учитель в школе.