Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ульяновский педагогический колледж
|
Выполнила: Архиреева Ю.В.
Ульяновск, 2017
Содержание
1.Требования к организации уголка живой природы…………………………..3
2.Требования к подбору объектов для уголка живой природы………………..4
3.Цели и задачи живого уголка…………………………………………………..6
4.Комплектация уголка живой природы………………………………………...7
5. Принципы организации уголка живой природы……………………………..9
1.Требования к организации уголка живой природы
Комната для уголка живой природы должна быть хорошо освещена, отвечать нормам и требованиям для содержания животных и выращивания растений. В уголке живой природы следует поддерживать постоянную температуру: это является оптимальным условием для роста растений и содержания животных. Отбор растений и животных и определение их количества зависят от конкретных условий школы.
Растения уголка живой природы. Эти растения подбираются в соответствии с учебной программой по природоведению. Наибольшее многообразие представляют комнатные растения.
Комнатные растения следует подбирать так, чтобы на их примере можно было познакомить учащихся с внешним строением органов растения, способами размножения и проводить разнообразную практическую работу по выращиванию. В уголке живой природы следует содержать неприхотливые растения, имеющие эстетичный вид. Наиболее распространенные комнатные растения: аспидистра, аспарагус, араукария, бегония, бальзамин, камнеломка, колеус, кипарис, пеларгония, папоротники, сансевьера, традесканция, узамбарская фиалка, фикус, фуксия.
Пеларгония Бальзамин
Сансевьера Фикус
2.Требования к подбору объектов для уголка живой природы
К подбору объектов для уголка живой природы предъявляются следущие требования:
1. определяется состав зоологической и ботанической коллекции (систематический список животных и растений, представленных в уголке живой природы);
2. растения и животные должны быть абсолютно безопасны для здоровья обучающихся;
3. важна эстетическая сторона вопроса; уголок природы должен радовать глаз, украшать интерьер;
4. растения и животные должны быть типичными для той или иной систематической или экологической группы; это дает возможность познакомить обучающихся с основными, типичными чертами, условиями или образом жизни, характерными для большой группы растений и животных;
5. необходимо учитывать возможности нормальной жизнедеятельности, роста и развития растений и животных в условиях помещения с его повышенной температурой, сухостью, наличием шума и т.д.;
6. следуйте совету: «лучше меньше, да лучше», т.е. пусть будет немного растений, но здоровых, ухоженных и красиво вписывающихся в интерьер помещения;
7. определяются условия содержания животных (экспозиционное, виварного типа и др.);
8. создаѐтся план (эскиз, макет) помещения с указанием площадей, в том числе специализированных: кормокухня, клетки, вольеры, аквариальные и т.п.);
9. животные и растения должны быть безопасны для детей и взрослых, неприхотливы по содержанию и уходу;
10. растения и животные должны быть внешне яркими, привлекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание детей;
11. если вы разводите кактусы, высадите их в аквариум, колючки не будут доступны для детей, а стеклянные стенки позволят наблюдать за их ростом без помех;
12. размещение аквариума, клеток, цветов не должно уменьшать уровень естественной освещенности в помещении;
13. необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений и животных; это даѐт возможность увидеть детям не только общие, но и индивидуальные признаки, подводит ребят к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов;
14. животные должны содержаться в условия максимально приближенные к естественной среде обитания; размещая обитателей в уголке природы, следует учитывать их биологические особенности и потребности;
15. все помещения для животных должны по площади соответствовать нормам; кубатура помещений должна обеспечивать свободу движения животных, наличие достаточного количества воздуха и света;
16. недопустимы больные, агрессивные и непредсказуемые в своем поведении животные, а также ядовитые и колючие растения;
17. животных принимают с разрешения ветеринарного надзора (постановка на учет, своевременные прививки, гигиенические процедуры);
18. недопустимо принимать бродячих животных;
19. подбор животных осуществляют с учетом возраста и состояния здоровья детей;
20. для маленьких детей не следует заводить очень мелкое животное; у животного должны быть ярко выражены все признаки, оно должно быть активно днем и спокойного поведения.
3.Цели и задачи живого уголка
Цель: формирование у обучающихся навыков ухода, наблюдения за живыми обитателями уголка живой природы; повышение экологической грамотности обучающихся и экологическое просвещение населения.
Задачи уголка живой природы
4.Комплектация уголка живой природы
Организуя работу в уголке живой природы, учитель значительно обогащает и расширяет знания учащихся, формирует у них практические умения и навыки, необходимые при уходе за растениями и животными, которые могут быть использованы в старших классах и в дальнейшей жизненной практике.
При отсутствии специального помещения для живого уголка необходимый минимум комнатных растений (агава, алоэ, аспидистра, аспарагус, бальзамин, бегония-рекс, глоксиния, кактусы, камнеломка, кливия, пеларгония, традесканция, фикус, фуксия и др.) можно разместить на специальных стойках непосредственно в классной комнате. На этих растениях можно показать их основные части, способы размножения, приспособления к окружающей среде, познакомить учащихся с представителями растительного мира различных уголков земного шара.
Каждое растение должно иметь этикетку, на которую записывают его название, родину, время посадки. За годы обучения в начальной школе учащиеся смогут познакомиться со всеми растениями, увидеть цветение некоторых из них, изучить отношение каждого растения к свету, теплу и влаге.
Ухаживая за растениями, учащиеся не только узнают особенности строения каждого из них, но и получают необходимые практические навыки по уходу за растениями. Под руководством учителя они проводят несложные опыты, в результате которых у них формируется исследовательский подход к изучению растений. Например, можно взять два одинаковых растения и создать им разные условия существования (полив, подкормку, освещенность), результаты наблюдений необходимо отмечать в дневнике. В процессе проведения этого опыта и анализа получении результатов учащиеся убеждаются в тесных связях, которые существуют между растениями и окружающей средой, познают на практике необходимость тех или иных условий существования для жизнедеятельности растительных организмов. Полученные данные учащиеся с успехом могут использовать в ходе изучения того или иного учебного материала.
В простенках между окон классного помещения можно оборудовать подвесной аквариум и небольшой террариум, где удобно содержать отдельных представителей местных и аквариумных рыб, пресмыкающихся или земноводных. Рассматривая через стекло аквариума уголок подводного царства, школьники наглядно убеждаются в том, что в природе все между собой тес но связано. В правильно оборудованном аквариуме животные находятся в условиях, близких к естественным, поэтому наблюдения за ними дают интересные сведения об их образе жизни поведении, а также о самых разнообразных приспособлениях водной среде.
В аквариуме можно содержать растения: валлиснерию, водокрас, водяной мох, перистолистник (уруть), рдест курчавый, роголистник, ряску, элодею. Многие из рыб (голец, карась, карп, линь, пескарь, уклейка) хорошо приживаются в неволе. Из аквариумных рыб наименее требовательны к условиям существования барбусы, гуппи, меченосцы, различные породы золотой рыбки – кометы, вуалехвосты, телескопы и др.
Отдельных водных животных – водолюба большого, гладыша (водяного клопа), катушку обыкновенную, лужанку живородящую, плавунца окаймленного, ручейника – лучше содержать в отдельной банке, так как многих из них поедают рыбы.
При уходе за аквариумом учащиеся должны вовремя менять воду, применяя для этого отстоявшуюся из водопровода или дождевую воду; регулярно прореживать растения, оставляя больше места для рыб; удалять из аквариума остатки корма и выделения рыб; кормить рыб в установленное время, давая строго определенную норму корма; следить за температурой воды, не допуская резких ее скачков; следить за состоянием растений и поведением рыб (отсутствие аппетита, вялость, судорожное заглатывание воздуха с поверхности воды свидетельствуют о ненормальных условиях в аквариуме или болезни рыб и т. п.).
Аквариум дает большие возможности для организации наблюдений за жизнью рыб: постепенное развитие мальков; влияние температуры и питания на рост и развитие рыб; выработка условного рефлекса, связанного с питанием (на стук палочки об аквариум, на звонок, включение лампочки и т. п.); составление списка кормов, которые рыбы поедают с большой охотой; предсказание рыбами погоды (опыты с вьюном или гольцом) и т. д.
В террариуме уголка живой природы содержат различных животных: жабу, лягушек травяную, озерную, прудовую, тритона гребенчатого, ужа обыкновенного, черепаху степную, ящериц прыткую и живородящую. Для земноводных в террариуме должен быть водоем и убежище для укрытия от солнечных лучей. Для пресмыкающихся террариум может быть без водоема. Для тритона лучше иметь небольшой аквариум с выступающей из воды площадкой посередине, где бы он мог незначительное время отдыхать. Если живой уголок находится в отдельной комнате, то в таких условиях можно содержать птиц. Для содержания птиц и млекопитающих ( белка, еж, морская свинка, хомячки, белые мыши и т. п.) необходимо иметь клетки различных размеров с выдвижным дном, кормушкой и поилкой.
5. Принципы организации уголка живой природы
Работа в уголке живой природы строится на принципе добросовестности учащихся. С самого начала разрабатывается и устанавливается четкий порядок работы и дисциплины. Для ухода за животными и растениями в уголке живой природы дежурят учащиеся. Работу проводят согласно расписания.
Каждый ученик придерживается определенных правил:
1. вести работу по плану, составленному с помощью учителя, и доводить ее до конца;
2. вести дневник наблюдений и опытов;
3. уметь составлять отчет о проделанной работе и отчитываться на заседаниях кружка или перед классом;
4. помогать руководителю кружка приобретать для живого уголка растения, животных, семена;
5. аккуратно и добросовестно дежурить в уголке, ухаживать за его обитателями;
6. принимать участие в массовой общественно-полезной натуралистической работе, которую организует учитель в школе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.