Методические рекомендаций к контрольной работе по биологий

  • docx
  • 14.11.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала метадические рекамендации по контрольным работам биология.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

 «АМУРСКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГПОАУ АмАК)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

и КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

 

 

по дисциплине ПД.03 Биология

для студентов СПО заочной формы обучения

 

 

 

Специальность 35.02.05 «Агрономия»

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа базовой подготовки в заочной форме обучения

 

Профиль получаемого профессионального образования – технический

 

 

 

 

 

2023 г.

Методические указания и задания для контрольной работы по дисциплине «Биология» подготовлена преподавателем С.В.Лисовая.

 

Предназначены для студентов специальности 35.02.05 «Агрономия»,

 для оказания помощи при освоении курса Биология и выполнения контрольной работы по дисциплине «Биология».

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация составитель:

Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение Амурской области «Амурский аграрный колледж» г. Благовещенск

 

Составитель:

Лисовая  Светлана Валерьевна, преподаватель.

 

 

 

 

 

 

Рассмотрена на заседании ПЦК

Протокол №__________ от__________________________

Председатель ПЦК _________________ /Т.А.Ковалева/

 

Согласовано научно – методическим советом ГПОАУ АмАК

Протокол №__________ от____________________________

 

 

                                   

                                          

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 ВВЕДЕНИЕ

4

Раздел 1. Рекомендации по выполнению контрольной работы

6

Раздел 2. Методические рекомендации по изучению предлагаемых

тем по дисциплине «Биология»

9

Тема 1. Основы генетики и селекции

9

Раздел 3. Вопросы для выполнения контрольной работы

10

Список рекомендуемой литературы

12

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Биология  - система наук, изучающая все аспекты жизни, на всех уровнях организации  живого,  начиная  с  молекулярного  и  заканчивая  биосферным.  Объектами изучения биологии являются живые организмы, их строение и жизнедеятельность, их многообразие, происхождение, эволюция и распределение живых организмов на  Земле.

         Общая биология изучает законы исторического и индивидуального развития организмов, общие законы жизни и те особенности, которые характерны для всех видов  живых существ на планете, а также их взаимодействие с окружающей средой.

   Биология, таким образом, является одной из основополагающих наук о жизни, а  владение биологическими знаниями  - одним из необходимых условий сохранения  жизни на планете. Основу  содержания  учебной  дисциплины  «Биология»  составляют  следующие  ведущие  идеи:  отличительные  признаки  живой  природы,  ее  уровневая  организация  и  эволюция.  В  соответствии  с  ними  выделены  содержательные  линии:  биология  как  наука; биологические закономерности; методы научного познания; клетка; организм;  популяция; вид; экосистемы (в том числе биосфера). 

Содержание программы учебной дисциплины « Биология» направлено на достижение следующих целей:

•    получение  фундаментальных  знаний  о  биологических  системах  (Клетка,  Организм,  Популяция,  Вид,  Экосистема);  истории  развития  современных  представлений  о  живой  природе,  выдающихся  открытиях  в  биологической  науке;   роли  биологической  науки  в  формировании  современной  естественнонаучной  картины мира; методах научного познания;

   •   овладение  умениями  логически  мыслить,  обосновывать  место  и  роль  биологических  знаний  в  практической  деятельности  людей,  развитии  современных технологий;  определять  живые  объекты  в  природе;  проводить  наблюдения  за  экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

   •   развитие  познавательных  интересов,  интеллектуальных  и  творческих  способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся    достижений  биологии,  вошедших  в  общечеловеческую  культуру;  сложных  и  противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий,   концепций,  гипотез  (о  сущности  и  происхождении  жизни,  человека)  в  ходе    работы с различными источниками информации;

   •   воспитание убежденности в необходимости познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным   ресурсам  и  окружающей  среде,  собственному  здоровью;  уважения  к  мнению  оппонента при обсуждении биологических проблем;

   •   использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний, оказание  первой помощи при травмах, соблюдение правил поведения в природе.

Содержание учебной дисциплины предусматривает формирование у обучающихся  общенаучных  знаний,  умений  и  навыков,  универсальных  способов  деятельности  и  ключевых  компетенций,  включающих  умение  сравнивать  биологические  объекты, анализировать,  оценивать  и  обобщать  полученные  сведения,  уметь  находить  и  использовать информацию из различных источников.

Изучение  общеобразовательной  учебной  дисциплины  «Биология»  завершается  подведением  итогов  в  форме  экзамена  в  рамках  промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО с получением среднего общего образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1. Рекомендации по выполнению контрольной работы

 

Содержание контрольной работы должно быть структурировано, материал изложен в логической последовательности. Работа может содержать таблицы и схемы.

Использованная информация должна быть проанализирована и систематизирована.

Не допускается механическое списывание материалов учебников. При оформлении контрольной работы должны быть соблюдены следующие требования: контрольная работа выполняется в отдельной тетради школьного формата; страницы тетради должны быть пронумерованы; титульный лист установленного образца наклеивается на обложку тетради;

работа должна быть выполнена синими чернилами, аккуратно и разборчиво, без сокращений; каждый вопрос следует начинать с новой страницы.

Контрольная работа состоит из двух теоретических вопросов и одного практического. Номера вопросов определяются по последней и предпоследней цифре зачётной книжки.

Перед выполнением контрольной работы следует самостоятельно изучить указанные темы по дисциплине «Биологии». Рекомендуется пользоваться литературными источниками, предложенными в методических указаниях. Студентам необходимо в период экзаменационной сессии посещать занятия по дисциплине «Биологий».

Освоение содержания учебной дисциплины «Биология» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

-  сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям  отечественной биологической науки; представления о целостной естественно  научной картине мира;

   -  понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния    на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;

  -  способность использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности  информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;

- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору  путей ее достижения в профессиональной сфере;

- способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию  с коллегами, работе в коллективе;

- готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий  аварий, катастроф, стихийных бедствий;

-  бладание навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской  и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования;

-  способность использовать приобретенные знания и умения в практической   деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;

- готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и других  заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;

 • метапредметных:

-  сознание социальной значимости своей профессии/специальности, обладание  мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;

-  повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических  явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру;  сложных и противоречивых путей развития современных  научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез  (о сущности и про

нисхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками  информации;

-  способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том     числе с использованием современных информационно-коммуникационных  технологий;

- способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой  природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способность к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

- умение  обосновывать место и роль биологических знаний в практической  деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые  объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и  анализировать информацию о живых объектах;

- способность применять биологические и экологические знания для анализа  прикладных проблем хозяйственной деятельности;

- способность  к  самостоятельному проведению исследований, постановке  естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач;

- способность  к оценке  этических  аспектов  некоторых  исследований  в  области  биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);

 •  предметных:

- сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и  функциональной грамотности для решения практических задач;

- владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

- владение  основными  методами  научного  познания, используемыми при  биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием,      измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных

изменений в природе;

- сформированность  умений  объяснять  результаты  биологических  экспериментов, решать элементарные биологические задачи;

- сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим  проблемам и путям их решения.

Экзамен принимается при условии выполненной согласно требованиям контрольной работы, которая должна быть сдана заранее до дня проведения экзамена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2. Методические указания по изучению предлагаемых тем по      дисциплине «Биология»

 

Тема 1. Основы генетики и селекции

 

Изучая тему рассмотреть, рекомендуется следующие вопросы. Основы учения о наследственности и изменчивости. Генетика  - наука о закономерностях  наследственности  и  изменчивости  организмов.  Г. Мендель  -  основоположник генетики. Генетическая терминология и символика.  Законы  генетики,  установленные  Г. Менделем.  Моногибридное  и  дигибридное скрещивание  Хромосомная  теория  наследственности. Взаимодействие  генов.  Генетика  пола.  Сцепленное  с  полом  наследование.  Значение  генетики  для  селекции  и  медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

   Закономерности  изменчивости.  Наследственная,  или  генотипическая,  изменчивость. Модификационная, или ненаследственная, изменчивость. Генетика человека Генетика и медицина. Материальные основы наследственности и изменчивости. Генетика и эволюционная теория. Генетика популяций.  Основы селекции растений, животных и микроорганизмов. Генетика  - теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений - начальные этапы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия  и происхождения культурных растений.

Основные методы селекции: гибридизация  и  искусственный  отбор.  Основные  достижения  современной  селекции  культурных растений, домашних животных и микроорганизмов.  Биотехнология,  ее  достижения  и  перспективы  развития.  Этические  аспекты  некоторых  достижений  в  биотехнологии.  Клонирование  животных  (проблемы  клонирования человека).

 


Раздел 3. Вопросы для выполнения контрольной работы

 

Теоретические вопросы для выполнения контрольной работы по дисциплине «Биология».

Вариант 1

1.     Основные структурные компоненты клетки.

2.     Строение половых клеток. Оплодотворение и его биологическое значение

3.     Какие функции выполняют белки в живом организме?

Вариант 2

1.     Различия между животными и растительными клетками

2.     Какие формы размножения существуют в природе? Охарактеризуйте каждую из них.

3.     Виды и строение нуклеиновых кислот.

Вариант 3

1.     Основные химические компоненты клетки

2.     Образование половых клеток (мейоз)

3.     Строение ДНК. Удвоение ДНК

Вариант 4

1.     Основные положения клеточной теории

2.     Деление клетки (митоз)

3.     Строение и функции РНК и ДНК

Вариант 5

1.     Вода и другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки

2.     Митотический цикл и его биологическое значение

3.     Дайте определение понятия «жизнь»?

Вариант 6

1.     Автотрофные и гетеротрофные клетки

2.     В чем сходство и различие между мейозом и митозом?

3.     Индивидуальное развитие организма

Вариант 7

1.     Этапы энергетического обмена

2.     Фотосинтез и его фазы

3.     Гипотеза академика Опарина о происхождении жизни

Вариант 8

1.     Развитие половых клеток и оплодотворение у цветковых растений

2.     Из каких двух противоположных процессов складывается обмен веществ в клетке?

3.     Какие формы размножения встречаются в природе?

Вариант 9

1.     Хемосинтез. Приведите примеры хемосинтезирующих бактерий

2.     Этапы энергетического обмена клетки

3.     Двойное оплодотворение у растений и его биологическое значение

 

Вариант 10

1.     Строение АТФ и биологическое значение этого вещества

2.     Опишите биосинтез белка в клетке

3.     Органические вещества клетки, их роль

 

 

Определение номера варианта в контрольной работы

 

Последняя цифра зачетки

Последняя цифра зачетной книжки

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1,6

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2,7

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

3,8

5

4

3

2

1

10

9

8

7

6

4,9

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

5,0

1

10

2

9

3

8

4

7

5

6

 

Критерии оценивания:

Оценка   «отлично»   ставится,   если   контрольная  работа выполнена

самостоятельно, полностью.

Оценка «хорошо» славится, если контрольная работа выполнена полностью. Но с небольшими ошибками.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если в работе допущено более одной грубой ошибки, но студент владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если студент показал полное отсутствие обязательных знаний по проверяемой теме.


СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Биология для поступающих в вузы: интенсивный курс / Г. Л. Билич, В. А. Крыжановский. – Ростов–на–Дону: Феникс, 2018. – 509 с.

2. Биология: методические рекомендации / В. Э. Бутвиловский, В. В. Давыдов, Т. Г. Романова. – Минск: БГМУ, 2015. – 143 с.

3. Биология: тестовые задания / И. М. Прищепа и др. – Минск: Новое знание, 2020. – 747 с.

4. Биология: практикум / В. Э. Бутвиловский, В. В. Давыдов, Е. В. Чаплинская. – Минск: БГМУ, 2019. – 39 с.

5. Биология для поступающих в вузы / Г. Л. Билич, В. А. Крыжановский. – Ростов–на–Дону: Феникс, 2018. – 1087 с.

6. Биология: вся школьная программа в тестах с решениями / Р. Г. Заяц, В. Э. Бутвиловский, В. В. Давыдов. – Минск: Открытая книга, 2016. – 463 с.

7. Биология: пособие / О. Н. Борздова, Н. В. Иващенко, Ю. А. Куликова. – Минск: Издательский центр БГУ, 2018. – 147 с.