Методические рекомендаций к контрольной работе по экологий

  • docx
  • 14.11.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала мет рек ЕН.01 Экологические основы природопользования.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

 «АМУРСКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГПОАУ АмАК)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

и КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

 

 

по дисциплине ЕН.01 Экологические основы природопользования

для студентов СПО заочной формы обучения

 

 

 

Специальность 35.02.05 «Агрономия»

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа базовой подготовки в заочной форме обучения

 

Профиль получаемого профессионального образования – технический

 

 

 

 

 

2023 г.

 

 

Методические указания по выполнению контрольных работ учебной дисциплины составлена с учётом требований федерального государственного образовательного стандарта и получаемой специальности  среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 г. № 06-259, с изменениями и дополнениями в редакции от 2017 года).

 

 

 

Организация составитель:

Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение Амурской области «Амурский аграрный колледж» г. Благовещенск

 

Составитель:

Лисовая  Светлана Валерьевна, преподаватель.

 

 

 

 

 

 

Рассмотрена на заседании ПЦК

Протокол №__________ от__________________________

Председатель ПЦК _________________ /А.Б.Лысенко/

 

Согласовано научно – методическим советом ГПОАУ АмАК

Протокол №__________ от____________________________

 

 

                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Методические указания и контрольные задания по учебной дисциплине предназначены для студентов заочной формы обучения по специальности 35.02.05 «Агрономия» при освоении программы учебной дисциплины «Экологические основы природопользования». Дисциплина общеобразовательного цикла. Основной целью данных методических рекомендаций является методическое обеспечение реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования в части освоения студентами заочной формы обучения вышеуказанной учебной дисциплины в соответствии с рабочей программой.

Студентам следует помнить, что все требования федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования к результатам освоения учебной дисциплины и к ее содержанию является обязательными для изучения и освоения. Содержание этих требований отражено в данных методических рекомендациях.

Согласно учебного плана студентами выполняются домашние контрольные работы. Домашняя контрольная работа является одной из форм проверки и оценки усвоенных студентом знаний, а также средством самоконтроля. Выполнять их следует в соответствии с установленными учебным планом и графиком учебного процесса сроками сдачи. Работа, выполненная не по своему варианту, не засчитывается и возвращается без оценки.

 

1.РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

За курс обучения студент должен выполнить 2 контрольных работы. Опираясь на грамматический и лексический материал, изучаемый на аудиторных занятиях и самостоятельно, студенты выполняют задания контрольной работы, применяя навыки владения информатикой.

Содержание контрольной работы должно быть структурировано, материал изложен в логической последовательности. Работа может содержать схемы и таблицы. Используемая информация должна быть проанализирована  и систематизирована. Не допускается механическое переписывание материалов учебников.

Контрольные работы следует выполнять в отдельной тетради школьного формата. Страницы тетради должны быть пронумерованы. Титульный лист установленного образца наклеивается на обложку тетради. Работа выполняется синими чернилами, аккуратно и разборчиво, без сокращений. Каждый вопрос следует начинать с новой страницы.

Выполнению контрольных работ предшествует следующая предварительная подготовка, включающая:

-ознакомление с содержанием программы и методическими рекомендациями;

- повторение материала, изученного на практических занятиях;

Контрольная работа должна содержать список используемой литературы. В конце работы ставится дата и подпись студента.

Для определения номера варианта необходимо определить свой вариант, выбор которого зависит от последней цифры зачетной книжки студента (если номер книжки заканчивается на нечетную цифру, то выполняется первый вариант, на четную цифру – второй вариант).

Во время экзаменационных сессий и межсессионный период по выполнению контрольных работ для обучающихся проводятся индивидуальные и групповые консультации.

 

2.МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРЕДЛАГАЕМЫХ ТЕМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО ПРЕДМЕТУ

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3 курс

Изучение тем:

 

Международное значение экологических основ природопользования

Компоненты окружающей среды

Экологические проблемы России

Экологическое равновесие естественных экосистем

Причины нарушений стабильности экосистем. Разнообразие экологических систем Земли

Ресурсы агроэкосистемы

Сельскохозяйственные загрязнения

 

           

3.ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

 

Вариант 1

1.     Почему ученые считают, что человек становится мощной геологической силой. Подтвердите примерами.

2.     Проанализируйте изменение глобальной экологической среды в результате неконтролируемого роста численности населения.

3.     Масса Земли составляет 6*1027т, тогда как биомасса сухого вещества Земли - около 2,5*1012. Во сколько раз биомасса Земли меньше ее общей массы?

4.     Чем различаются “отходная”, “малоотходная” и “безотходная” технологии? Какое отношение к ним имеет комплексная переработка сырья?

5.     Охарактеризуйте основные загрязнители атмосферы. Источники атмосферных загрязнителей. Почему вопросы, связанные с загрязнением атмосферы необходимо решать на межгосударственном уровне?

6.     Докажите необходимость проведения мониторинга окружающей среды. Методы биологического мониторинга.

 

Вариант 2

1.     Объясните, усиление давления на природу в условиях научно-технического прогресса.

2.     Проанализируйте изменение глобальной экологической среды в результате токсикации полей пестицидами, гербицидами, нитратами.

3.     Определите, сколько тонн белка ежесуточно и ежегодно было необходимо для всего населения земного шара, если в 1950 году на Земле проживало 2,5 млрд. человек, в 1975 году - 4 млрд. человек, в 1985 году - 4,8 млрд. человек. Сколько его потребуется при населении Земли в 10 млрд. человек /ежесуточная потребность в белках оценивается в

 

на 1 кг массы, т.е. в среднем 60г /.

4.     Сформулируйте проблему рационального использования пресной воды и необходимость создания очистных сооружений.

5.     Экологические             аспекты      орошаемого                 земледелия. Приведите      примеры негативных последствий, связанных с орошением.

6.     Охарактеризуйте   мониторинг   животного   мира   и        приведите основные показатели изменений окружающей среды. Подтвердите примерами.

 

Вариант 3

1.   Перечислите основные факторы усиления воздействия на атмосферу в современную эпоху.

2.   Проанализируйте изменение глобальной экологической среды в результате вырубки и деградации лесных массивов, прежде всего влажных тропических лесов.

3.   На основе анализа таблицы ответьте: почему в природе не может быть слишком длинных пищевых цепей?

Звенья пищевой цепи

I

II

III

IV

V

Количество передаваемой энергии      (в       долях

единицы)

1

0,1

0,01

0,001

0,000

1

4.   Проблема сохранения плодородия почв.

5.   Сформулируйте отличие радиационного загрязнения от других видов загрязнений биосферы и объясните, в чем опасность повышения радиации в биосфере.

6.   Охарактеризуйте мониторинг атмосферного воздуха и контролируемые вещества.

 

Вариант 4

1.     Почему взаимодействие природы и общества нужно рассматривать не как биологическую, а прежде всего как общественную, социальную проблему?

2.     Проанализируйте загрязнение атмосферы и угрозу “парникового эффекта”.

3.     Определите процентные величины биомассы единовременно живущих сухопутных и водных организмов на планете, если на долю сухопутных приходится 2,42*1012т, а на долю водных - 0,003*1012т. Чем это можно объяснить?

4.     Каковы, на Ваш взгляд, возможные категории рациональной эксплуатации лесных экосистем?

5.     Охарактеризуйте источники загрязнений и основные загрязнители гидросферы.

6.     Определение токсичности выбросов промышленных предприятий на основе изменений растительных форм. Приведите конкретные примеры изменений.

 

 

Вариант 5

1.     Разработайте мероприятия по улучшению экологической обстановки в городах.

2.     Проанализируйте изменение глобальной экологической среды в результате нарушения естественного круговорота веществ.

3.     В наше время на Земле, по разным оценкам, существует около 2 млн. видов организмов. Из них на долю растений приходится около 500 тыс. видов, а на долю животных - 1,5 млн. видов. Определите их процентное соотношение. Объясните причину видового разнообразия животных по сравнению с растительностью.

4.     Докажите, что применение безотходных технологий является решающей мерой в рациональном использовании природных ресурсов, охране окружающей среды, заботе о здоровье человека.

5.     Раскройте роль загрязнений атмосферы, связанных с автотранспортом и меры борьбы с этими загрязнениями.

6.     Дайте понятие растениям-индикаторам, чувствительным к одному виду

загрязнений.

 

Вариант 6

1.     Охарактеризуйте усиление воздействия общества на природу в процессе

урбанизации.

2.     Проанализируйте изменение глобальной экологической среды в результате радиационного загрязнения обширных площадей земного шара.

3.     Масса растений-фотосинтетиков на Земле составляет 2,4*1012т, а вторичных организмов (животных) - 0,023*1012т. Во сколько раз масса растений больше массы животных? Объясните причину такого различия.

4.     Сформулируйте подходы к управлению промысловыми популяциями.

5.     Раскройте роль гидросферы в саморегуляции процессов на Земле.

6.     Дайте понятие индикаторам экологического состояния биосферы и поясните на примере грибов (трубчатых и пластинчатых) методику применения.

 

Вариант 7

1.     Сформулируйте экологические проблемы современного города.

2.     Проанализируйте проблему истощения минеральных ресурсов.

3.     Скорость ежегодного воспроизводства биомассы фитопланктона в океане примерно в 4300 раз больше, чем воспроизводство биомассы на суше. При этом общая сухая биомасса в океане приблизительно в 12 тысяч раз меньше общей сухой биомассы на суше (в океане - около 0,2 млрд. тонн, на суше - около 2400 млрд. тонн). Объясните этот парадокс.

4.     Охарактеризуйте подходы к управлению сельскохозяйственными экосистемами.

5.     Выясните и опишите основные источники загрязнения воды в вашей местности.

6.     Раскройте проблему охраны недр на Севере и приведите конкретные примеры.

 

 

Вариант 8

1.     Какое влияние оказывает хозяйственная деятельность человека на окружающую среду? Подтвердите примерами.

2.     Проанализируйте изменение экологической среды за счет сокращения биологического разнообразия жизненных форм на Земле.

3.     Биомасса единовременно живущих организмов на Земле составляет 2,423*1012т (сухое вещество). Из них на долю сухопутных организмов приходится 2,42*1012т, а на долю водных - всего 0,003*1012т. Определите: во сколько раз биомасса водных организмов меньше сухопутных и почему?

4.     В каких формах проявляется сырьевая проблема в России? Какие меры по решению проблемы вы можете предложить?

5.     Перечислите источники загрязнения атмосферы в вашей местности и разработайте рекомендации по снижению загрязнения атмосферы.

6.     Охарактеризуйте мониторинговые исследования полиморфизма на основе фиксации изменения условий окружающей среды.

 

Вариант 9

1.     Охарактеризуйте влияние урбанизации на биосферу.

2.     Проанализируйте изменение глобальной экологической среды в результате загрязнения гидросферы нефтепродуктами, тяжелыми металлами.

3.     Проанализируйте данные таблицы и сделайте вывод.

Показатели сравнимости

Растения

Животные

Биомасса, т

2,4*1012

0,023*1012

Биомассы, %

99,05

0,95

Виды, тыс.

1500

500

Виды, %

75

25

 

4.     Какие правила поведения следует соблюдать при посещении природных измененных деятельностью человека экосистемах? Приведите примеры положительного и отрицательного воздействия на рекреационные ресурсы в вашей области.

5.     Раскройте проблему контроля за качества атмосферного воздуха с учетом предельно- допустимых концентраций основных загрязнений.

6.     Охарактеризуйте мониторинг водоемов по изменению видового состава фитопланктона (водоросли).

 

Вариант 10

1.     Охарактеризуйте преднамеренные и непреднамеренные воздействия человека на условия существования.

2.     Проанализируйте изменения глобальной экологической среды в результате истончения озонового слоя и увеличения притока ультрафиолетовой радиации.

3.     Вся масса живого вещества Земли (за 1 млрд. лет) превышает массу земной коры. Биомасса Земли (в сухом веществе) составляет 2,423*1012т, т.е. 0,00001% массы земной коры (2*1019т), ежегодная продукция живого вещества близка к 2,32*1011т. Полагая, что последний миллиард лет продукция была близка к современной, рассчитайте ее суммарное количество, а также определите, во сколько раз она больше массы земной коры. Как это можно объяснить?

4.     Дайте классификацию природных ресурсов.

5.     Охарактеризуйте почву, как составная часть биосферных круговоротов веществ.

6.     Приведите примеры загрязнения рек на основе уменьшения (исчезновения) основных видов рыб.

 

Определение номера варианта в контрольной работы

 

Последняя цифра зачетки

Последняя цифра зачетной книжки

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1,6

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2,7

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

3,8

5

4

3

2

1

10

9

8

7

6

4,9

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

5,0

1

10

2

9

3

8

4

7

5

6

 

Критерии оценивания:

Оценка   «отлично»   ставится,   если   контрольная  работа выполнена

самостоятельно, полностью.

Оценка «хорошо» славится, если контрольная работа выполнена полностью. Но с небольшими ошибками.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если в работе допущено более одной грубой ошибки, но студент владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если студент показал полное отсутствие обязательных знаний по проверяемой теме.

 

 

4. ПОРЯДОК ПРОВЕРКИ И РЕЦЕНЗИРОВАНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

 

Рецензированию подлежат все выполненные студентами контрольные работы. Рецензирование может выполняться с использованием всех доступных современных информационных технологий. Рецензия пишется в понятном для обучающегося стиле, без исправлений.

В процессе проверки контрольной работы рецензент обращает внимание на соответствие работы требованиям оформления. Проверяя работу, рецензент отмечает ошибки и неточности, допущенные студентом, стилистические погрешности. Все замечания разъясняются преподавателем на полях рецензируемой работы.

Если выявленные ошибки и недостатки студента серьезны и могут помешать дальнейшему изучению курса, работа возвращается студенту на доработку. Работа, отправленная на доработку, может быть принята к повторному рецензированию в случае ее предоставления до экзамена (зачета). Контрольная работа, выполненная небрежно,  а также не по заданному варианту, возвращается студенту с указанием причин возврата.

Контрольная работа не может быть зачтена если: выполнена н по своему варианту; выполнена не в соответствии с требованиями.

Результаты выполнения домашней контрольной работы оцениваются отметками: «отлично», «хорошо», «отлично», «не зачтено».

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.                  Константинов В.М. Челидзе Ю.Б. Экологические основы природопользования: Учебное пособие. М.: Академия, 2020.

2.                  Охрана природной среды. /Под ред. В.И.Седлецкого, А.Д. Хованского. Ростов-на- Дону: СКНЦ ВШ,  2021.

3.                  Вильчинская О.В., Воробьев А.Е., Дьяченко В.В., Корчагина А.В. Основы природопользования: экологические, экономические и правовые аспекты. 2-е изд. М.: Феникс, 2019.


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 ВВЕДЕНИЕ

3

1.РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ     

3-4

2.МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРЕДЛАГАЕМЫХ ТЕМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО ПРЕДМЕТУ

4

3. ВАРИАНТЫ  ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

4-9

4.ПОРЯДОК ПРОВЕРКИ И РЕЦЕНЗИРОВАНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

9

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

9