МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
«АМУРСКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГПОАУ АмАК)
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
и КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
по дисциплине БД.10 География
для студентов СПО заочной формы обучения
Специальность 35.02.05 «Агрономия»
Программа базовой подготовки в заочной форме обучения
Профиль получаемого профессионального образования – технический
2023 г.
|
Организация составитель:
Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение Амурской области «Амурский аграрный колледж» г.Благовещенск
Составитель:
Лисовая Светлана Валерьевна, преподаватель.
Рассмотрена на заседании ПЦК
Протокол №__________ от__________________________
Председатель ПЦК _________________ /Т.А.Ковалева/
Согласовано научно – методическим советом ГПОАУ АмАК
Протокол №__________ от____________________________
ВВЕДЕНИЕ
Методические указания и контрольные задания по учебной дисциплине предназначены для студентов заочной формы обучения по специальности 35.02.05 «Агрономия» при освоении программы учебной дисциплины «География». Дисциплина общеобразовательного цикла. Основной целью данных методических рекомендаций является методическое обеспечение реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования в части освоения студентами заочной формы обучения вышеуказанной учебной дисциплины в соответствии с рабочей программой.
Студентам следует помнить, что все требования федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования к результатам освоения учебной дисциплины и к ее содержанию является обязательными для изучения и освоения. Содержание этих требований отражено в данных методических рекомендациях.
Согласно учебного плана студентами выполняются домашние контрольные работы. Домашняя контрольная работа является одной из форм проверки и оценки усвоенных студентом знаний, а также средством самоконтроля. Выполнять их следует в соответствии с установленными учебным планом и графиком учебного процесса сроками сдачи. Работа, выполненная не по своему варианту, не засчитывается и возвращается без оценки.
1.РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
За курс обучения студент должен выполнить 2 контрольных работы. Опираясь на грамматический и лексический материал, изучаемый на аудиторных занятиях и самостоятельно, студенты выполняют задания контрольной работы, применяя навыки владения географии.
Содержание контрольной работы должно быть структурировано, материал изложен в логической последовательности. Работа может содержать схемы и таблицы. Используемая информация должна быть проанализирована и систематизирована. Не допускается механическое переписывание материалов учебников.
Контрольные работы следует выполнять в отдельной тетради школьного формата. Страницы тетради должны быть пронумерованы. Титульный лист установленного образца наклеивается на обложку тетради. Работа выполняется синими чернилами, аккуратно и разборчиво, без сокращений. Каждый вопрос следует начинать с новой страницы.
Выполнению контрольных работ предшествует следующая предварительная подготовка, включающая:
-ознакомление с содержанием программы и методическими рекомендациями;
- повторение материала, изученного на практических занятиях;
Контрольная работа должна содержать список используемой литературы. В конце работы ставится дата и подпись студента.
Для определения номера варианта необходимо определить свой вариант, выбор которого зависит от последней цифры зачетной книжки студента (если номер книжки заканчивается на нечетную цифру, то выполняется первый вариант, на четную цифру – второй вариант).
Во время экзаменационных сессий и межсессионный период по выполнению контрольных работ для обучающихся проводятся индивидуальные и групповые консультации.
2.МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРЕДЛАГАЕМЫХ ТЕМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО ПРЕДМЕТУ
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1 курс
Изучение тем:
|
Традиционные и новые методы географических исследований Географическая карта – особый источник информации о действительности Анализ карт различной тематики, Политическая карта мира Статистический метод – один из основных в географии Этапы статистического изучения географических явлений и процессов Геоинформационные системы Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем Международный характер проблемы «дестабилизации окружающей среды Земельные ресурсы, минеральные ресурсы Лесные ресурсы Ресурсы мирового океана, ресурсы пресной воды Ресурсообеспеченность Природно-ресурсный потенциал разных территорий География мировых природных ресурсов География Мировых природных ресурсов Численность, динамика и размещение населения мира. Структура населения Демографическая ситуация в разных странах и регионах мира. Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов Расселение населения Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства НТР и мировое хозяйство Международное географическое разделение труда Отрасли международной специализации стран и регионов мира Определение факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира Определение факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира География топливно-энергетической и горно-добывающей промышленности География химической, лесной и деревообрабатывающей, легкой промышленности География сельского хозяйства География транспорта. Виды транспорта, основные транспортные потоки |
2 курс
Изучение тем:
|
Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов Расселение населения Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства НТР и мировое хозяйство Международное географическое разделение труда. Отрасли международной специализации стран и регионов мира. Определение факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира География топливно-энергетической и горнодобывающей промышленности География химической, лесной и деревообрабатывающей, легкой промышленности География сельского хозяйства География транспорта Виды транспорта, основные транспортные потоки Многообразие стран мира. Различные подходы к типологии стран |
|
Экономически развитые и развивающиеся страны Региональный подход в изучении экономической географии мира Историко-географические регионы мира Население региона Историко- географические особенности формирования государства Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда Россия в системе международных финансово-экономических и политических отношений Демография и расселение в России Геоэкологическая ситуация Участие России в международных отраслевых и региональных организациях. Россия и страны Содружества независимых государств (СНГ) |
3.ПРАВИЛА РАБОТЫ С КОНТУРНОЙ КАРТОЙ.
1. Контурные карты называются контурными, потому что на них обозначены только общие очертания географических объектов. Контурная карта является основой для выполнения практических работ по географии. Контурная карта обычно не заполняется вся сразу.
2. Приступая к работе с контурной картой, внимательно прочтите задание. Что именно нужно обозначить? Повторите условные обозначения по теме задания.
3. Задания выполняются с использованием материалов школьного учебника, карт школьного атласа и других дополнительных источников информации, рекомендованных учителем.
4. Приступая к работе, приготовьте остро заточенные простой и цветные карандаши, которые необходимы для выполнения заданий учителя.
5. Любая карта должна иметь название, которое подписывается в верхней части карты. Оно должно быть чётким и лаконичным, и соответствовать изучаемой теме. Не путайте название вашей карты с названием шаблона карты.
6. Сравните очертания территории, изображенной на контурной карте, с обычной географической картой, чтобы сориентироваться. Определите, где находятся основные горы и реки.
7. Продумайте, в каком порядке следует выполнять обозначение объектов, чтобы они не закрывали и не мешали друг другу.
8. Определите условные знаки, которые вы будете использовать, отметьте их в специально отведенном месте на карте.
9. Все изображенные на карте объекты должны быть отражены в легенде (в условных обозначениях), в том числе заливка (цвета), штриховка, значки, сноски и др. В легенде карты должна быть расшифровка любого цветового обозначения.
Географические объекты, названия которых не помещаются на контурной карте, могут быть обозначены внемасштабными знаками (цифрами, буквами), и их названия подписывают в условных знаках.
10. Тексты и названия географических объектов должны быть обязательно читаемыми. Названия рек, гор и городов пишите четко, печатным шрифтом.
11. Объекты орографии (элементы рельефа) наносятся черным цветом, гидрографии (водные объекты) – синим.
Необходимо выполнять только предложенные задания. Избегайте нанесения на контурную карту «лишней информации». Отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена, если в работу добавлена лишняя информация.
12. В зависимости от задания объекты можно либо заштриховать простым карандашом, либо раскрасить в соответствующие цвета. Старайтесь использовать те же цвета, которые приняты на типографских картах (смотрите карты в атласе).
13. Закрашивание объектов, необходимых для выполнения заданий, производится только цветными карандашами. Никогда не используйте фломастеры и маркеры!
14. Каждая форма рельефа имеет свою цветовую гамму, которая соответствует шкале высот и глубин атласа.
15. Для правильного нанесения на контурную карту названий географических объектов следует ориентироваться на градусную сетку: название географических объектов надо писать вдоль линий градусной сетки, что поможет выполнить задание более аккуратно.
16. Названия небольших объектов в масштабе используемой карты, например, вулканов или горных вершин, желательно размещать справа от самого объекта, вдоль параллели.
17. Названия линейных объектов, например, гор, рек или течений, нужно размещать по протяженности, так, чтобы можно было их прочитать, не переворачивая карту.
18. Названия площадных объектов не должны выходить за границы объекта. Исключения составляют небольшие объекты. В таком случае надпись может быть расположена рядом с данным объектом или дана ссылка в виде цифры, которая расшифровывается в легенде карты (например, на карте: цифра 1 стоит на объекте; а в легенде дана расшифровка: 1 – оз. Ильмень.
19. Если вы обозначаете площадной объект, например, равнину или море, то помните, что границы этих объектов не обводят линиями. Надпись названия показывает территорию равнины или акваторию моря.
20. В условных знаках должна быть система. Придерживайтесь картографической традиции в заполнении карт.
21. Контурная карта сдаётся учителю географии своевременно в указанный срок.
Примечание
Не используйте для заполнения контурной карты краски. Обычно контурные карты делаются на такой бумаге, которая очень плохо впитывает воду. Кроме того, ошибки на раскрашенных красками картах труднее исправить.
При оценке качества выполнения предложенных заданий учитель принимает во внимание не только правильность и точность выполнения заданий, но и аккуратность их выполнения. Неаккуратное выполненное задание может стать причиной более низкой оценки вашего труда.
4.ВОПРОСЫ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ
1. Традиционные и новые методы географических исследований. Источники географической информации. Географические карты различной тематики и их практическое использование. Статистические материалы. Геоинформационные системы. Международные сравнения.
2. Исторические этапы формирования политической карты мира современные особенности.
3. Суверенные государства и несамоуправляющиеся государственные образования.
4. Группировка стран по площади территории и численности населения.
5. Формы правления, типы государственного устройства и формы государственного режима.
6. Типология стран по уровню социально-экономического развития.
7. Условия и особенности социально-экономического развития развитых и развивающихся стран и их типы.
8. Взаимодействие человеческого общества и природной среды, его особенности на современном этапе.
9. Экологизация хозяйственной деятельности человека.
10. Различные типы природопользования.
11. Антропогенные природные комплексы.
12. Геоэкологические проблемы.
13. Природные условия и природные ресурсы. Виды природных ресурсов. Ресурсообеспеченность.
14. Размещение различных видов природных ресурсов на территории мировой суши.
15. Ресурсы Мирового океана.
16. Территориальные сочетания природных ресурсов. Природно-ресурсный потенциал.
17. Численность населения мира и ее динамика. Наиболее населенные регионы и страны мира.
18. Воспроизводство населения и его типы.
19. Демографическая политика.
20. Половая и возрастная структура населения.
21. Качество жизни населения. Территориальные различия в средней продолжительности жизни населения, обеспеченности чистой питьевой водой, уровне заболеваемости, младенческой смертности и грамотности населения.
22. Индекс человеческого развития. Трудовые ресурсы и занятость населения. Экономически активное и самодеятельное население. Качество рабочей силы в различных странах мира.
23. Социальная структура общества. Расовый, этнолингвистический и религиозный состав населения.
24. Размещение населения по территории земного шара. Средняя плотность населения в регионах и странах мира. Миграции населения и их основные направления.
25. Урбанизация. «Ложная» урбанизация, субурбанизация, рурбанизация. Масштабы и темпы урбанизации в различных регионах и странах мира. Города-миллионеры, «сверхгорода» и мегалополисы.
26. Мировая экономика, исторические этапы ее развития.
27. Международное географическое разделение труда.
28. Международная специализация и кооперирование.
29. Научно-технический прогресс и его современные особенности.
30. Современные особенности развития мирового хозяйства.
31. Интернационализация производства и глобализация мировой экономики. Региональная интеграция.
32. Основные показатели, характеризующие место и роль стран в мировой экономике.
33. Отраслевая структура мирового хозяйства.
34. Исторические этапы развития мирового промышленного производства.
35. Ведущие регионы и страны мира по уровню экономического развития. «Мировые» города.
36. Сельское хозяйство и его экономические особенности. Интенсивное и экстенсивное сельскохозяйственное производство.
37. «Зеленая революция» и ее основные направления.
38. Агропромышленный комплекс.
39. География мирового растениеводства и животноводства.
40. Лесное хозяйство и лесозаготовка.
41. Горнодобывающая промышленность. Географические аспекты добычи различных видов полезных ископаемых.
42. Географические особенности мирового потребления минерального топлива, развития мировой электроэнергетики, черной и цветной металлургии, машиностроения, химической, лесной (перерабатывающие отрасли) и легкой промышленности.
43. Транспортный комплекс и его современная структура. Географические особенности развития различных видов мирового транспорта. Крупнейшие мировые морские торговые порты и аэропорты.
44. Связь и ее современные виды.
45. Дифференциация стран мира по уровню развития медицинских, образовательных, туристских, деловых и информационных услуг.
46. Современные особенности международной торговли товарами.
47. Место и роль Зарубежной Европы в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно - ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства.
48. Германия и Великобритания как ведущие страны Зарубежной Европы. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.
49. Место и роль Зарубежной Азии в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно - ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки.
50. Япония, Китай и Индия как ведущие страны Зарубежной Азии. Условия их
формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.
51. Место и роль Африки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно - ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки.
52. Место и роль Северной Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно - ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации.
53. США. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и экономические районы.
54. Место и роль Латинской Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно - ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки.
55. Бразилия и Мексика как ведущие страны Латинской Америки. Условия их
формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.
56. Место и роль Австралии и Океании в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Особенности природно - ресурсного потенциала, населения и хозяйства.
57. Отраслевая и территориальная структура хозяйства Австралии и Новой Зеландии.
58. Россия на политической карте мира. Изменение географического, геополитического и геоэкономического положения России на рубеже XX—XXI веков. Характеристика современного этапа социально-экономического развития.
59. Место России в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда. Ее участие в международной торговле товарами и других формах внешнеэкономических связей. Особенности территориальной структуры хозяйства. География отраслей международной специализации
60. Глобальные проблемы человечества. Сырьевая, энергетическая, демографическая, продовольственная и экологическая проблемы как особо приоритетные, возможные пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.
Практические задания:
1. Нанесите на контурную карту страны мира, крупнейшие по площади территории и численности населения.
2. Нанести на контурную карту десять первых стран мира по производству электроэнергии, алюминия, хлопчатобумажных тканей, сбору зерна, улову рыбы.
3. Нанести на контурную карту страны Зарубежной Европы, отметить их столицы и численность населения.
4. Нанести на контурную карту страны Зарубежной Азии, отметить их столицы и численность населения.
5. Нанести на контурную карту страны Африки, отметить их столицы и численность населения.
6. Нанести на контурную карту страны Северной Америки, отметить их столицы и численность населения.
7. Нанести на контурную карту страны Латинской Америки, отметить их столицы и численность населения.
Таблица распределения контрольных вопросов по вариантам.
Последняя цифра зачетки |
Номер вопроса |
№ Практического задания |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
||
4 |
5 |
15 |
25 |
35 |
45 |
55 |
5 |
5 |
6 |
16 |
26 |
36 |
46 |
56 |
6 |
6 |
7 |
17 |
27 |
37 |
47 |
57 |
7 |
7 |
8 |
18 |
28 |
38 |
48 |
58 |
1 |
8 |
9 |
19 |
29 |
39 |
49 |
59 |
2 |
9 |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
60 |
3 |
Критерии оценивания:
Оценка «отлично» ставится, если контрольная работа выполнена
самостоятельно, полностью.
Оценка «хорошо» славится, если контрольная работа выполнена полностью. Но с небольшими ошибками.
Оценка «удовлетворительно» ставится, если в работе допущено более одной грубой ошибки, но студент владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
Оценка «неудовлетворительно» ставится, если студент показал полное отсутствие обязательных знаний по проверяемой теме.
5.ПОРЯДОК ПРОВЕРКИ И РЕЦЕНЗИРОВАНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Рецензированию подлежат все выполненные студентами контрольные работы. Рецензирование может выполняться с использованием всех доступных современных информационных технологий. Рецензия пишется в понятном для обучающегося стиле, без исправлений.
В процессе проверки контрольной работы рецензент обращает внимание на соответствие работы требованиям оформления. Проверяя работу, рецензент отмечает ошибки и неточности, допущенные студентом, стилистические погрешности. Все замечания разъясняются преподавателем на полях рецензируемой работы.
Если выявленные ошибки и недостатки студента серьезны и могут помешать дальнейшему изучению курса, работа возвращается студенту на доработку. Работа, отправленная на доработку, может быть принята к повторному рецензированию в случае ее предоставления до экзамена (зачета). Контрольная работа, выполненная небрежно, а также не по заданному варианту, возвращается студенту с указанием причин возврата.
Контрольная работа не может быть зачтена если: выполнена н по своему варианту; выполнена не в соответствии с требованиями.
Результаты выполнения домашней контрольной работы оцениваются отметками: «отлично», «хорошо», «отлично», «не зачтено».
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Баранчиков Е.В., Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социалъно -экономического профиля: учебно- методический комплекс для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2020.
2.Гладкий Ю.Н., Николина В.В. География (базовый уровень). 10 класс. — М., 2020.
3.Гладкий Ю.Н., Николина В.В. География (базовый уровень). — 11 класс. — М., 2020.
4.Кузнецов А.П., Ким Э.В. География (базовый уровень). 10-11 классы. — М., 2020.
5.Максаковский В.П. География (базовый уровень). 10-11 классы. — М., 2019.
6.Холина В.Н. География (углубленный уровень). 10 класс. — М., 2019.
7.Холина В.Н. География (углубленный уровень). — 11 класс. — М., 2019.8.Баранчиков Е.В., Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социально-экономичееского профиля. Дидактические материалы: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2019.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ |
3 |
1.РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ |
3-4 |
2.МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРЕДЛАГАЕМЫХ ТЕМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО ПРЕДМЕТУ |
4-6 |
3. ПРАВИЛА РАБОТЫ С КОНТУРНОЙ КАРТОЙ. |
6-7 |
4. ВОПРОСЫ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ. |
8-12 |
5.ПОРЯДОК ПРОВЕРКИ И РЕЦЕНЗИРОВАНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ |
13 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ |
13 |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.