Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Талицкий лесотехнический колледж им. Н.И. Кузнецова»
Специальность: 23.02.04 «Техническое эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования »
Методические указания для студентов по проведению лабораторных работ и практических занятий
Дисциплина: «Материаловедение»
г.Талица. 2019г.
Методические указания для студентов по проведению лабораторных работ и практических занятий по дисциплине «Материаловедение по специальности 23.02.04 «Техническая эксплуатация подъёмно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования»
Организация – разработчик ГБПОУ СО «ТЛК им. Н.И.Кузнецова»
Разработчик: Астратов Б.А. преподаватель.
Практическое занятие № 1
Тема: Испытание металлов на твердость методом Бринелля и Роквелла. Испытание металлов на ударную вязкость.
Цель занятия: Испытать металлы на твердость методом Бринелля и Роквелла. Испытать металлы на ударную вязкость.
Порядок выполнения работы:
1. Изучить устройство и работу приборов.
2. Определить твердость образцов.
3. Ответить на контрольные вопросы.
4. Составить отчет о работе.
Содержание и оформление отчета: Оформление отчета должно выполняться согласно требований ЕСКД. Отчет оформляется по каждому разделу отдельно независимо от количества практических занятий. При оформлении отчета допускается применение новых технологий компьютерной графики, фотографии и т.п. После ответов на контрольные вопросы, студент делает заключение о проделанной работе, при этом должна быть приведена используемая литература.
Контрольные вопросы:
1. Виды приборов.
2. Устройства и работа приборов.
3. Виды образцов.
Литература: Используемая литература может быть в виде основных учебников, справочно-нормативной литературы, научных журналов и другого информационного источника, а так же методической литературы разработанной преподавателем.
Практическое занятие № 2
Тема: .Форма углерода в сплавах с железом.
Цель занятия: Усвоить теоретический материал. Построить модели явлений для определения их структуры.
Материалы и оборудование для выполнения работы
1. Металлографические микроскопы.
2. Коллекция шлифов сталей.
3. Альбом фотографий микроструктур углеродистых сталей.
4. Диаграмма Fe – Fe3C.
Порядок выполнения работы:
1. Изучить микроструктуру железоуглеродистых сплавов Основные положения.
2. Зарисовать микроструктуры доэвтоктойдной, эвтоктойдной и заэвтоктойдной стали и белых чугунов.
3. Отличие доэвтектоидных сталей от заэвтектоидных по микроструктуре.
4. Металлографическое определение углерода в отожженных сталях.
Содержание и оформление отчета: Оформление отчета должно выполняться согласно требований ЕСКД. Отчет оформляется по каждому разделу отдельно независимо от количества практических занятий. При оформлении отчета допускается применение новых технологий компьютерной графики, фотографии и т.п. После ответов на контрольные вопросы, студент делает заключение о проделанной работе, при этом должна быть приведена используемая литература.
Контрольные вопросы:
1. Какое содержание углерода в эвтектоидной стали?
2. Какую кристаллическую решетку имеют a- и g-железо?
3. Что такое аустенит, феррит, перлит, цементит?
4. Укажите название областей на стальной части диаграммы.
5. Какие процессы протекают в стали при ее охлаждении в области 727 °С?
6. Какое максимальное содержание углерода в аустените?
7. Какое максимальное содержание углерода в феррите?
8. Как влияет содержание углерода на свойства стали?
Литература: Б.А.Кузьмин – М. «Машиностроение» - 1981 «Технология металлов и конструкционные материалы»
В.М.Никифоров – М. «Высшая школа» «технология металлов и конструкционные материалы»
Практическое занятие № 3
Тема: Поверхностное упрочнение стали
Цель занятия: Научиться строить графики (Закалки, отпуска, нормализации, ВТМО, НТМО, для углеродистой стали).
Порядок выполнения работы:
2. Изучить микроструктуру железоуглеродистых сплавов после термической и химико-термической обработки.
3. Каждую микроструктуру зарисовать в кругах диаметром 50 мм с пояснениями.
4. Изучить микроструктуру углеродистых сталей после термической и химико-термической обработки.
5. Провести анализ по каждой микроструктуре.
Содержание и оформление отчета: Оформление отчета должно выполняться согласно требований ЕСКД. Отчет оформляется по каждому разделу отдельно независимо от количества практических занятий. При оформлении отчета допускается применение новых технологий компьютерной графики, фотографии и т.п. После ответов на контрольные вопросы, студент делает заключение о проделанной работе, при этом должна быть приведена используемая литература.
Контрольные вопросы:
1. Понятие термической обработки.
2. Какие основные виды термической обработки применяются в машиностроении?
3. Какое влияние оказывают полный отжиг и полная закалка с отпуском на механические свойства конструкционной стали?
4. Какие печи применяются для термической обработки в лаборатории материаловедения?
5. Для каких целей применяются потенциометры?
6. Понятие твердости материалов.
7. Как определяется температура нагрева при закалке и отжиге?
Литература: Б.А.Кузьмин – М. «Машиностроение» - 1981 «Технология металлов и конструкционные материалы»
В.М.Никифоров – М. «Высшая школа» «технология металлов и конструкционные материалы»
Практическое занятие № 4
Тема: Сварка и резка металлов.
Цель занятия: Усвоить теоретический материал. Изучить основные способы производства при получении сварочных соединений.
Порядок выполнения работы:
1. Зарисовать основные типы сварных соединении.
2. Описать структурные изменения в зоне термического влияния свариваемого изделия.
3. Режимы сварки .
4. Источники сварочного тока.
Содержание и оформление отчета: Оформление отчета должно выполняться согласно требований ЕСКД. Отчет оформляется по каждому разделу отдельно независимо от количества практических занятий. При оформлении отчета допускается применение новых технологий компьютерной графики, фотографии и т.п. После ответов на контрольные вопросы, студент делает заключение о проделанной работе, при этом должна быть приведена используемая литература. Эскиз допускается вычерчивать в произвольном масштабе, обеспечивающем чёткое представление о схеме.
Контрольные вопросы:
1. Какие требования предъявляются к источникам питания сварочной дуги?
2. Принцип действия сварочного генератора и сварочного трансформатора?
3. какими путями можно повысить устойчивое горение сварочной дуги переменного тока?
4. каков порядок расчета режима сварки?
Литература: В.М.Никифоров – М. «Высшая школа» – «Технология металлов и конструкционные материалы»
Практическое занятие № 5
Тема: Элементы резания и геометрия резцов.
Цель занятия: Усвоить теоретический материал. Изучить основные способы обработки материалов. Изучить основные типы режущих инструментов и их назначения.
Порядок выполнения работы:
1. Познакомиться с основными видами режущих инструментов, их назначением
2. Нарисовать и ознакомиться с кинематической схемой токарно-винторезного станка
3. Ответить на контрольные вопросы.
Содержание и оформление отчета: Оформление отчета должно выполняться согласно требований ЕСКД. Отчет оформляется по каждому разделу отдельно независимо от количества практических занятий. При оформлении отчета допускается применение новых технологий компьютерной графики, фотографии и т.п. После ответов на контрольные вопросы, студент делает заключение о проделанной работе, при этом должна быть приведена используемая литература. Эскиз допускается вычерчивать в произвольном масштабе, обеспечивающем чёткое представление о схеме.
Контрольные вопросы:
1. Установить название инструмента одной из приведенных групп по его внешнему виду (например, фреза цилиндрическая) и пояснить его назначение.
2. Определить на каком-нибудь из резцов один из основных элементов рабочей части и дать его определение.
3. Определить на каком-нибудь из резцов или сверле один из основных углов и измерить его. Дать определение данного угла, буквенное обозначение, показать, как он влияет на процесс резания.
4. Установить, какой буквой принято обозначать главный задний угол (передний угол, угол в плане, угол наклона кромки).
5. Измерить один из углов резца.
Литература: В.М.Никифоров – М. «Высшая школа» – «Технология металлов и конструкционные материалы»
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.