Методические указания для студентов по проведению лабораторных работ и практических занятий Дисциплина: «Материаловедение»

  • doc
  • 28.12.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 26) МР ПР Материаловедение ЭМ-21 2019-2023.doc

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  Свердловской области «Талицкий лесотехнический колледж им. Н.И. Кузнецова»

 

 

 

Специальность: 23.02.04 «Техническое эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования »

 

 

              Методические указания для студентов по проведению лабораторных работ и практических занятий

 

 

Дисциплина:       «Материаловедение»

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Талица. 2019г.

 

 

 

 

Методические указания для студентов по проведению лабораторных работ и практических занятий по дисциплине  «Материаловедение по специальности  23.02.04  «Техническая эксплуатация подъёмно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования»

 

Организация – разработчик  ГБПОУ СО «ТЛК им. Н.И.Кузнецова»

 

                Разработчик:  Астратов Б.А. преподаватель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическое занятие № 1

Тема: Испытание металлов на твердость методом Бринелля и Роквелла. Испытание металлов на ударную вязкость.

Цель занятия: Испытать металлы на твердость методом Бринелля и Роквелла. Испытать металлы на ударную вязкость.

Порядок выполнения работы:

1.      Изучить устройство и работу приборов.

2.      Определить твердость образцов.

3.      Ответить на контрольные вопросы.

4.      Составить отчет о работе.

Содержание и оформление отчета: Оформление отчета должно выполняться согласно требований ЕСКД. Отчет оформляется по каждому разделу отдельно независимо от количества практических занятий. При оформлении отчета допускается применение новых технологий компьютерной графики, фотографии и т.п. После ответов на контрольные вопросы, студент делает заключение о проделанной работе, при этом должна быть приведена используемая литература.

Контрольные вопросы:

1.      Виды приборов.

2.      Устройства и работа приборов.

3.      Виды образцов.

 

Литература:  Используемая литература может быть в виде основных учебников, справочно-нормативной литературы, научных журналов и другого информационного источника, а так же методической литературы разработанной преподавателем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическое занятие № 2

Тема: .Форма углерода в сплавах с железом.

Цель занятия: Усвоить теоретический материал. Построить модели явлений для определения их структуры.

Материалы  и  оборудование  для  выполнения  работы

 

1.    Металлографические микроскопы.

2.    Коллекция шлифов сталей.

3.    Альбом фотографий микроструктур углеродистых сталей.

4.    Диаграмма Fe – Fe3C.

 

Порядок выполнения работы:

1.      Изучить микроструктуру железоуглеродистых сплавов Основные  положения.

2.      Зарисовать микроструктуры доэвтоктойдной, эвтоктойдной и заэвтоктойдной стали и белых чугунов.

3.      Отличие  доэвтектоидных  сталей  от  заэвтектоидных  по  микроструктуре.

4.      Металлографическое  определение  углерода  в  отожженных  сталях.

Содержание и оформление отчета: Оформление отчета должно выполняться согласно требований ЕСКД. Отчет оформляется по каждому разделу отдельно независимо от количества практических занятий. При оформлении отчета допускается применение новых технологий компьютерной графики, фотографии и т.п. После ответов на контрольные вопросы, студент делает заключение о проделанной работе, при этом должна быть приведена используемая литература.

Контрольные вопросы:

1.     Какое содержание углерода в эвтектоидной стали?

2.    Какую кристаллическую решетку имеют a- и g-железо?

3.    Что такое аустенит, феррит, перлит, цементит?

4.    Укажите название областей на стальной части диаграммы.

5.    Какие процессы протекают в стали при ее охлаждении в области 727 °С?

6.    Какое максимальное содержание углерода в аустените?

7.    Какое максимальное содержание углерода в феррите?

8.    Как влияет содержание углерода на свойства стали?

 

Литература:  Б.А.Кузьмин – М. «Машиностроение» - 1981 «Технология металлов и конструкционные материалы»

В.М.Никифоров – М. «Высшая школа»  «технология металлов и конструкционные материалы»

 

 

 

 

                              Практическое занятие № 3

Тема: Поверхностное упрочнение стали

Цель занятия: Научиться строить графики (Закалки, отпуска, нормализации, ВТМО, НТМО, для углеродистой стали).

Порядок выполнения работы:

  1. Краткие сведения из теории.

2.      Изучить микроструктуру железоуглеродистых сплавов после термической и химико-термической обработки.

3.      Каждую микроструктуру зарисовать в кругах диаметром 50 мм с пояснениями.

4.      Изучить микроструктуру углеродистых сталей после термической и химико-термической обработки.

5.      Провести анализ по каждой микроструктуре.

Содержание и оформление отчета: Оформление отчета должно выполняться согласно требований ЕСКД. Отчет оформляется по каждому разделу отдельно независимо от количества практических занятий. При оформлении отчета допускается применение новых технологий компьютерной графики, фотографии и т.п. После ответов на контрольные вопросы, студент делает заключение о проделанной работе, при этом должна быть приведена используемая литература.

Контрольные вопросы:

1. Понятие термической обработки.

2. Какие основные виды термической обработки применяются в машиностроении?

3. Какое влияние оказывают полный отжиг и полная закалка с от­пуском на механические свойства конструкционной стали?

4. Какие печи применяются для термической обработки в лаборатории материаловедения?

5. Для каких целей применяются потенциометры?

6. Понятие твердости материалов.

7. Как определяется температура нагрева при закалке и отжиге?

 

Литература:  Б.А.Кузьмин – М. «Машиностроение» - 1981 «Технология металлов и конструкционные материалы»

В.М.Никифоров – М. «Высшая школа»  «технология металлов и конструкционные материалы»

 

 

 

 

 

 

Практическое занятие № 4

Тема: Сварка и резка металлов.

Цель занятия: Усвоить теоретический материал. Изучить основные способы производства при получении сварочных соединений.

Порядок выполнения работы:

1.     Зарисовать основные типы сварных соединении.

2.     Описать структурные изменения в зоне термического влияния свариваемого изделия.

3.     Режимы сварки .

4.     Источники сварочного тока.

Содержание и оформление отчета: Оформление отчета должно выполняться согласно требований ЕСКД. Отчет оформляется по каждому разделу отдельно независимо от количества практических занятий. При оформлении отчета допускается применение новых технологий компьютерной графики, фотографии и т.п. После ответов на контрольные вопросы, студент делает заключение о проделанной работе, при этом должна быть приведена используемая литература. Эскиз допускается вычерчивать в произвольном масштабе, обеспечивающем чёткое представление о схеме.

Контрольные вопросы:

1.     Какие требования предъявляются к источникам питания сварочной дуги?

2.     Принцип действия сварочного генератора и сварочного трансформатора?

3.     какими путями можно повысить устойчивое горение сварочной дуги переменного тока?

4.     каков порядок расчета режима сварки?

 

Литература:  В.М.Никифоров – М. «Высшая школа» – «Технология металлов и конструкционные материалы»

 

 

 

 

 

 

 

Практическое занятие № 5

Тема: Элементы резания и геометрия резцов.

Цель занятия: Усвоить теоретический материал. Изучить основные способы обработки материалов. Изучить основные типы режущих инструментов и их назначения.

Порядок выполнения работы:

1.      Познакомиться с основными видами режущих инструментов, их назначением

2.      Нарисовать и ознакомиться с кинематической схемой токарно-винторезного станка

3.      Ответить на контрольные вопросы.

Содержание и оформление отчета: Оформление отчета должно выполняться согласно требований ЕСКД. Отчет оформляется по каждому разделу отдельно независимо от количества практических занятий. При оформлении отчета допускается применение новых технологий компьютерной графики, фотографии и т.п. После ответов на контрольные вопросы, студент делает заключение о проделанной работе, при этом должна быть приведена используемая литература. Эскиз допускается вычерчивать в произвольном масштабе, обеспечивающем чёткое представление о схеме.

Контрольные вопросы:

1. Установить название инструмента одной из приведенных групп по его внешнему виду (например, фреза цилиндрическая) и пояснить его назначение.

2.  Определить на каком-нибудь из резцов один из основных элементов рабочей части и дать его определение.

3.  Определить на каком-нибудь из резцов или сверле один из основных углов и измерить его. Дать определение данного угла, бук­венное обозначение, показать, как он влияет на процесс резания.

4.  Установить, какой буквой принято обозначать главный зад­ний угол (передний угол, угол в плане, угол наклона кромки).

5.  Измерить один из углов резца.

 

Литература:  В.М.Никифоров – М. «Высшая школа» – «Технология металлов и конструкционные материалы»