Методические указания к практическим работам по дисциплине
«Метрология, стандартизация и сертификация»
Составитель Шайкенова О.В.
Тольятти 2023
Практическая работа № 1. Физические величины. Применение теории размерностей
Цель работы: научить студентов пользоваться международной системой физических единиц и приобрести практические навыки применения теории размерностей.
Ход работы
1. Изучить теоретическую часть.
2. Ответить на вопросы.
Теоретическая часть
Общепринятые или установленные законодательным путём характеристики (меры) различных свойств, общих в качественном отношении для многих физических объектов (физических систем, их состояний и происходящих в них процессов), но в количественном отношении индивидуальных для каждого из них, называются физическими величинами.
Таким образом, под термином «физическая величина» понимают свойство, общее в качественном отношении многим физическим объектам, но в количественном отношении индивидуальное для каждого из них.
Количественным выражением этого свойства в объекте является размер физической величины, а числовой оценкой её размера – значение физической величины. Физическая величина, которой по определению присвоено числовое значение, равное единице, называют единицей физической величины.
В любой системе единиц существует лишь одна основная единица данной физической величины.
Международная система единиц (СИ) была принята в 1960г. на XI генеральной конференции по мерам и весам. В нашей стране данная система введена в действие с 1 января 1982г., в соответствии с ГОСТ 8.417 – 81 «ГСИ. Единицы физических величин».
В настоящее время она характеризуется как когерентная система единиц, состоящая из семи основных, двух дополнительных и ряда производных единиц, число которых не ограничено.Основные и дополнительные единицы СИ приведены в табл. 1.
Производные единицы Международной системы единиц образуются из основных и дополнительных единиц СИ на основании законов, устанавливающих связь между физическими величинами, или уравнений по которым определяют физическую величину.
Единицы могут быть дольными и кратными от единиц СИ.
Кратной единицей называют единицу, которая в целое число раз больше системной или внесистемной единицы.
Дольной единицей называют единицу, которая в целое число раз меньше системной или внесистемной единицы.
Таблица 1
Единицы физических величин СИ
Физическая величина |
Единица СИ |
|||
Наименование |
Размерность |
Наименование |
Обозначение |
|
|
международное |
русское |
||
Основные |
||||
Длина Масса Время Сила электрического тока Термодинамическая температура Количество вещества Сила света
|
LM Т I
Q
N
J |
метр килограмм секунда ампер
Кельвин
моль
кандела |
m Kg S A
K
mol
cd |
м кг с А
К
моль
Кд |
Дополнительные |
||||
Плоский угол Телесный угол
|
- - |
радианстерадиан |
radSr |
рад ср |
Все приставки пишутся слитно с наименованием основной единицы, к которой они присоединяются (килограмм, миллиметр). Присоединение двух и более приставок не допускается.
Для образования наименьших кратных и дольных единиц физических величин используют приставки изложенные в табл. 2.
Качественной характеристикой измеряемых величин является их размерность. Она отражает её связь с основными величинами и зависит от выбора последних.
Размерность обозначается символом dim, происходящим от слова dimension, которое в зависимости от контекста может переводится как размер, и как размерность.
Размерность основных физических величин обозначается соответствующими заглавными буквами. Для длины, массы, времени, например dim l = L; dim m = M; dim t = T.
Таблица 2
Множители и приставки для образования десятичных
кратных и дольных единиц и их наименований
Множитель |
Приставка |
||||
На- именование |
Происхождение |
Обозначение |
|||
от какого слова |
из какого языка |
международное |
русское |
||
1000000000000000000=1018
|
экса |
шесть раз по 103 |
греч. |
E |
Э |
1000000000000000=1015 |
пета |
пять раз по 103 |
греч. |
P |
П |
1000000000000=1012 |
тера |
огромный |
греч. |
T |
Т |
1000000000=109 |
гига |
гигант |
греч. |
G |
Г |
1000000=106 |
мега |
большой |
греч. |
M |
М |
1000=103 |
кило |
тысяча |
греч. |
k |
к |
100=102 |
гекто |
сто |
греч. |
h |
г |
10=101 |
дека |
десять |
греч. |
da |
да |
0,1=10-1 |
деци |
десять |
лат. |
d |
д |
0,01=10-2 |
санти |
сто |
лат. |
c |
с |
0,001=10-3 |
милли |
тысяча |
лат. |
m |
м |
0,000001=10-6 |
микро |
малый |
греч. |
μ |
мк |
0,000000001=10-9 |
нано |
карлик |
лат. |
n |
н |
0,000000000001=10-12 |
пико |
пикколо |
итал. |
p |
п |
0,000000000000001=10-15 |
фемто |
пятнадцать |
дат. |
f |
ф |
0,000000000000000001=10-18 |
атто |
восемнадцать |
дат. |
a |
а |
При определении размерности производных величин руководствуются следующими правилами:
1. Размерность левой и правой части не могут не совпадать так как сравниваться между собой могут только одинаковые свойства, объединяя левые и правые части уравнений, отсюда можно прийти к выводу, что алгебраически суммироваться могут только величины, имеющие одинаковые размерности.
2. Алгебра размерностей мультипликативна, т.е. состоит из одного единственного действия – умножения.
2.1. Размерность произведения нескольких величин равна произведению их размерностей. Так, если зависимость между значениями величин Q, A, B, C имеет вид Q = A B C, то
dim Q = dim A dim B dim C
2.2. Размерность частного при делении одной величины на другую равна отношению их размерностей, Q = A/B, то
dim Q = dim A/dim B
2.3. Размерность любой величины, возведённой в некоторую степень, равна её размерности в той же степени, так, если
Q = An, то
dim Q = dim A = dimn A
Например, если скорость определять по формуле V = l/t, то
dim V = dim l/dim t = L/T = LT-1
Если сила по второму закону Ньютона F = m a, где a = V/t – ускорение тела, то
dim F = dim m dim a = ML/T2 = LMT-2
Таким образом, всегда можно выразить размерность производной физической величины за размерность основных физических величин с помощью степенного одночлена dim Q = Lα Mβ Tγ, где L, M, T, … - размерности соответствующих основных физических величин; α, β, γ, … - показатели размерности. Каждый из показателей размерности может быть положительным или отрицательным целым или дробным числом, нулём. Если все показатели размерности равны нулю, то такая величина называется безразмерной. Теория размерностей повсеместно применяется для оперативной проверки правильности сложных формул. Если размерности правой и левой частей уравнений не совпадают, т.е. не выполняется правило 1, то в выводе формулы, следует искать ошибку.
1.4. Порядок выполнения работы
В начале занятия студенты должны охарактеризовать общие правила конструирования систем единиц. Далее следует ознакомиться с основными и производными единицами системы СИ, с правилами написания обозначений единиц:
- обозначения единиц ставят после их числовых значений и помещают в строку с ними;
- в обозначениях единиц точку и знак сокращения не ставят;
- в буквенных обозначениях отношений единиц в качестве знака деления должна применятся только одна черта: косая или прямая. При применении косой черты обозначения единиц в числителе и знаменателе помещают в строку, произведение обозначений единиц в знаменателе заключают в скобки, например, Вт/(м2·К). Допускается вместо знака черты применять обозначения единиц в виде произведений единиц, возведённых в степени ; Вт·м-2 ·К-1.
Затем студенты должны ознакомится с принципом образования наименьших кратных и дольных единиц.
В конце занятия следует выполнить ряд заданий, представленных преподавателем по применению теории размерностей, ответить на вопросы, касающиеся данной темы. Оформить отчёт.
Для проверки качества усвоения материала по теории размерностей рекомендуется выполнить следующие задания.
По определяющим уравнениям выразить размерности физических величин:
скорость V = l/t;
ускорение a = V/t;
сила F = m·a;
плотность ρ = m·V;
давление P = F/S;
работа A = F·l;
мощность P = A/t;
По размерности физических величин определить основные формулы и обозначить единицы измерений:
кинематическая вязкость L2T-1;
удельный вес L3M-1;
динамическая вязкость L-1MT-1;
поверхностное натяжение MT-2;
магнитная проводимость L2MT-2I-2;
удельное электрическое сопротивление L3MT-2I-2;
1.5. Контрольные вопросы
1.Каковы правила конструирования систем единиц?
2.Назовите основные и дополнительные единицы системы СИ?
3.Как образуются кратные и дольные единицы Международной системы единиц?
4.Что называют единицей физической величины?
5.Принципы образования производных единиц Международной системы?
6.Что такое физическая величина?
7.Что такое размер физической величины?
8.Какие единицы являются дольными, кратными от единиц СИ?
9.Что такое системные, внесистемные единицы?
10.Какие существуют правила написания обозначения единиц?
Практическая работа № 2. Правила функционирования Системы добровольной сертификации услуг
Цель работы: ознакомиться с основными понятиями в области сертификации услуг, с правилами функционирования Системы добровольной сертификации услуг.
Ход работы
1.Изучить теоретический материал.
2. Ответить на вопросы.
Теоретическая часть
Основные понятия в области сертификации изложены в Федеральном законе РФ «О техническом регулировании».
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
декларирование соответствия – форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов;
декларация о соответствии – документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов;
заявитель – физическое или юридическое лицо, осуществляющее обязательное подтверждение соответствия;
знак соответствия – обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту;
идентификация продукции – установление тождественности характеристик продукции ее существенным признакам;
орган по сертификации – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации;
оценка соответствия – прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту;
подтверждения соответствия – документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров;
продукция - результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях;
сертификация – форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров;
сертификат соответствия – документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров;
система сертификации – совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом;
подтверждения соответствия – определенный порядок документального удостоверения соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
Подтверждение соответствия осуществляется в целях:
- удостоверения соответствия продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, условиям договоров;
- содействия приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг;
- повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;
- создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации, а также для осуществления международного экономического, научно-технического, сотрудничества и международной торговли.
Подтверждение соответствия может носить добровольный или обязательный характер.
Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации.
Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах:
- принятия декларации о соответствии (далее – декларирование соответствия);
- обязательной сертификации.
Порядок применения форм обязательного подтверждения соответствия устанавливается настоящим Федеральным законом.
Услуги, в том числе и услуги общественного питания, согласно Общероссийского классификатора услуг населению (ОКУН) ОК-002-93 (приложение А), подлежат добровольной сертификации.
Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, системам добровольной сертификации, условиям договоров.
Правила функционирования Системы добровольной сертификации услуг зарегистрированы в Государственном реестре Госстандарта России 21 августа 2003 г (регистрационный номер РОСС RV. 001.03УУОО) и разработаны в соответствии с Правилами по проведению сертификации в Российской Федерации и Правилами сертификации работ и услуг в Российской Федерации в развитие документов Системы сертификации ГОСТ Р для организации и проведения добровольной сертификации услуг в Системе сертификации ГОСТ Р на основании Федерального закона РФ «О техническом регулировании».
Правила являются основополагающим документом Системы добровольной сертификации услуг (далее – Система), входящей в качестве подсистемы в Систему сертификации ГОСТ Р.
Правила устанавливают организационную структуру Системы, основные принципы сертификации, а также порядок добровольной сертификации услуг.
Объектами сертификации в Системе являются услуги (при наличии нормативных документов, содержащих требования к их качеству и безопасности), а также методы оценки, проверки и контроля.
Для целей сертификации в Системе используются: стандарты различных категорий, санитарные правила и нормы, строительные нормы и правила, технические условия, рецептуры и другие документы, определяемые заявителем.
Сертификация услуг в Системе проводится органами по сертификации, аккредитованными в порядке, установленном в Системе сертификации ГОСТ Р, по инициативе заявителей (исполнителей) в целях подтверждения соответствия требованиям документов, определяемых заявителем.
Сертификаты соответствия оформляются на специальном бланке, определенным Положением о Системе сертификации ГОСТ Р.
Процедуры оценки соответствия услуг проводятся в соответствии со схемами сертификации.
Сертификация услуг, оказываемых зарубежными исполнителями, осуществляется по тем же правилам и схемам, что и отечественными исполнителями.
Объективность и достоверность сертификации в Системе обеспечивается аккредитацией органов по сертификации, а также аттестацией экспертов в установленном порядке.
Процедуры сертификации должны обеспечивать соблюдение конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну.
Сертификацию проводят аккредитованные органы по сертификации услуг в пределах их области аккредитации.
При сертификации проверяются характеристики услуг и используются методы проверок, позволяющие:
- провести идентификацию услуги, в том числе проверить ее принадлежность к классификационной группировке в соответствии с нормативными и техническими документами;
- полно и достоверно подтвердить соответствие услуги требованиям, направленным на обеспечение ее качества и безопасности для жизни, здоровья и имущества потребителя, окружающей среды, установленным в нормативных документах, регламентирующих эту услугу.
Сертификация услуг включает:
- подачу заявки на сертификацию;
- рассмотрение и принятие решения по заявке;
- подтверждение соответствия услуг установленным требованиям;
- принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) сертификата соответствия;
- выдачу сертификата соответствия и разрешения на применение знака соответствия;
- инспекционный контроль за сертификационными услугами.
Подача заявки на сертификацию
Для проведения сертификации услуг заявитель (исполнитель услуги) направляет в аккредитованный орган по сертификации заявку на проведение работ по сертификации с приложением документов, необходимых для проведения ее экспертизы в части установления возможности проведения сертификации и принятия решения по заявке (данная информация может быть представлена в виде анкеты-вопросника) (Приложение Б). Форма заявки должна соответствовать документу «Правила по сертификации. Система сертификации ГОСТ Р. Формы основных документов, применяемых в Системе» (Приложение В).
При отсутствии у заявителя информации об аккредитованном органе по сертификации услуг заявка направляется в Руководящий орган системы, для принятия решения о проведении сертификации.
При наличии нескольких органов по сертификации данной услуги заявитель вправе направить заявку в любой из них.
Рассмотрение и принятие решения по заявке
Орган по сертификации регистрирует заявку и рассматривает ее с целью определения возможности проведения сертификации.
По результатам рассмотрения заявки орган по сертификации принимает решение по заявке и сообщает заявителю в письменном виде о принятом решении с указанием:
- в случае положительного решения – наименования и кодов услуг, по которым будет проведена сертификация; нормативных документов; схемы сертификации;
- в случае отрицательного решения – причин отказа.
Срок рассмотрения и принятия решения по заявке о проведении или отказе в проведении сертификации не должен превышать 15 дней (с момента регистрации заявки).
Выбор схемы сертификации
Заявитель в заявке на сертификацию вправе предложить одну из схем сертификации, предусмотренных настоящими Правилами.
Критерии и условия выбора схем учитывают особенности оказания конкретных видов услуг, требуемый уровень доказательности, возможные затраты исполнителя услуг (заявителя) на проведении работ по сертификации.
В случае выявления в ходе экспертизы заявки несоответствия организационно-технических возможностей заявителя условиям применения и требованиям выбранной им схемы орган по сертификации должен в решении по заявке изложить мотивированное обоснование нецелесообразности проведения сертификации по данной схеме и предложить иную схему сертификации.
Оценка соответствия услуг установленным требованиям
Процедуры оценки соответствия услуг проводятся в соответствии со схемами сертификации.
Оценка соответствия услуг проводится органами по сертификации услуг в соответствии с требованиями нормативных документов.
В процедурах оценки органом по сертификации услуг могут быть использованы документы, подтверждающие соответствие сертифицируемых услуг установленным требованиям и полученные вне работ по сертификации, в т.ч.:
- результаты социологических и экспертных оценок;
- акты проверок, сертификаты, заключения федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль и надзор за качеством и безопасностью услуг, либо их территориальных органов, общественных объединений потребителей, их ассоциации и союзов;
- результаты анализа (экспертизы) технических документов, используемых исполнителем услуг, на соответствие требованиям нормативных документов.
Технические документы, используемые исполнителем и влияющие на характеристики, проверяемые при сертификации, подлежат анализу на соответствие требованиям нормативных документов.
Проверка результата услуг
Испытание результата материальных услуг проводится в аккредитованных испытательных лабораториях или на месте оказания услуг с использованием технологического оборудования и средств измерений заявителя. Отбор образцов (проб) проводится представителем аккредитованной испытательной лаборатории в присутствии или по заданию эксперта по сертификации данных услуг. Отбор продукции оформляется актом отбора проб.
Допускается отбор проб проводить эксперту по сертификации услуг, если это предусмотрено порядком проведения сертификации этой группы услуг.
Оформление результатов оценки
При проведении сертификации производится оформление официальных документов (актов, протоколов), фиксирующих результаты оценок и проверок и подтверждающих обоснованность принятия решения по результатам сертификации. Результаты оценки соответствия услуг представляются в виде «Акта оценки оказания услуг».
Принятие решения о выдаче (отказе на выдачу) сертификата соответствия. Выдача сертификата соответствия и разрешения на применение знака соответствия
Орган по сертификации услуг на основе анализа актов, протоколов и других документов, подтверждающих соответствие услуг установленным требованиям, принимает решение о выдаче (об отказе в выдаче) сертификата соответствия.
В случае положительного решения орган по сертификации услуг оформляет сертификат соответствия, регистрирует его в Государственном реестре и выдает заявителю.
Орган по сертификации устанавливает срок действия сертификата соответствия с учетом результатов сертификации и сроков действия нормативных документов на сертификационные услуги, но не более чем на 3 года.
Вместе с сертификатом соответствия орган по сертификации выдает заявителю разрешение на применение знака соответствия.
Форма и правила применения знака соответствия установлены Положением о знаке Системы сертификации ГОСТ Р при добровольной сертификации продукции (работ, услуг).
В случае отрицательного решения орган по сертификации оформляет его в виде решения об отказе в выдаче сертификата соответствия с указанием причин отказа и доводит его до сведения заявителя.
Инспекционный контроль сертифицированных услуг
Инспекционный контроль осуществляется органом по сертификации, выдавшим сертификат соответствия, в течение срока действия сертификата с целью установления соответствия сертифицированных услуг требованиям, подтвержденным при сертификации.
В случае прекращения деятельности органа по сертификации услуг, выдавшего исполнителю сертификат соответствия, решение вопроса о проведении инспекционного контроля за сертифицированными органами по сертификации услугами осуществляет Госстандарт России в установленном порядке.
Инспекционный контроль осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок и включает в себя следующие виды работ:
- анализ поступающей информации о качестве и безопасности сертифицированных услуг;
- разработку программы инспекционного контроля;
- создание комиссии для проведения инспекционной проверки;
- проведение инспекционной проверки;
- оформление результатов и принятие решения.
Периодичность и объем проведения планового инспекционного контроля определяются органом по сертификации в зависимости от результатов сертификации или предыдущего инспекционного контроля, степени потенциальной опасности услуг, стабильности их качества, затрат на проведение контроля, схемы сертификации, но не реже одного раза в год.
Внеплановый инспекционный контроль проводится в случаях:
- поступления информации о претензиях к качеству сертифицированных услуг от потребителей, органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью услуг, общественных объединений потребителей;
- получения от компетентных органов информации по результатам расследования причин различных аварий и прочих инцидентов, а также по результатам проведения государственных технических осмотров;
- обращения заявителя с просьбой о проведении инспекционного контроля по причине изменений в его деятельности, связанных с сертификационными требованиями и условиями действия сертификата соответствия.
Результаты инспекционного контроля оформляются актом, содержащим заключение о подтверждении (приостановке, отмене) действия выданного сертификата соответствия. При этом в акте фиксируются результаты выборочной проверки, состав и содержание которой должны соответствовать примененной при проведении сертификации схеме.
В случае несоответствия услуг установленным требованиям или отказа держателя сертификата от проведения инспекционного контроля, орган по сертификации может отменить действие сертификата соответствия и разрешения на применение знака соответствия.
Информация о приостановлении или отмене действия сертификата соответствия доводится органом по сертификации, его выдавшим, до сведения территориальных органов государственного контроля и надзора для принятия необходимых мер по предупреждению реализации данной услуги.
Решение о приостановлении действия сертификата соответствия и разрешения на применение знака соответствия принимается в случае, если путем корректирующих мероприятий, разработанных исполнителем и согласованных с органом по сертификации, в соизмеримые сроки возможно устранение причин несоответствия.
При проведении корректирующих мероприятий орган по сертификации услуг:
- приостанавливает действие сертификата соответствия и разрешения на применение знака соответствия;
- устанавливает срок выполнения корректирующих мероприятий;
- проверяет выполнение корректирующих мероприятий.
После выполнения корректирующих мероприятий и при положительных итогах их оценки (проверки, контроля) орган по сертификации принимает решение о возобновлении действия сертификата соответствия и разрешения на применение знака соответствия и информирует об этом заинтересованных участников сертификации.
В случае невыполнения корректирующих мероприятий при их неэффективности орган по сертификации отменяет действие сертификата соответствия, аннулирует разрешение на применение знака соответствия и информирует об этом заинтересованных участников сертификации.
Сертификация на новый срок
При окончании срока действия сертификата соответствия или его отмене исполнитель имеет право подать заявку на проведение сертификации на новый срок в любой орган по сертификации. В этом случае сертификация осуществляется в соответствии с Порядком, указанным в настоящем разделе.
Если держатель сертификата соответствия не позднее, чем за 30 дней до окончания срока его действия подает заявку на проведение сертификации на новый срок в орган, выдавший сертификат соответствия, то при этом сертификация проводится в соответствии с Порядком, установленным настоящем разделом с учетом результатов предыдущей сертификации заявителя.
Апелляция
В случае несогласия заявителя с результатами сертификации или инспекционного контроля он имеет право подать апелляцию в Центральный орган добровольной сертификации однородных видов услуг.
Если заявитель не удовлетворен принятым Центральным органом добровольной сертификации однородных видов услуг решением, он может обратиться в апелляционную комиссию Госстандарта России по сертификации.
Спорные вопросы, возникающие между участниками сертификации, могут быть решены также в порядке, установленном законодательными актами Российской Федерации.
Оплата работ по сертификации
Оплата работ по сертификации и инспекционному контролю производится заявителем на основании договора заявителя с органом по сертификации.
Сертификация услуг общественного питания проводится по схемам 1, 2, 4, 5.
Схему 1 применяют, когда заявителем является индивидуальный предприниматель, который сам занимается оказанием услуг. По 1 схеме оценивают мастерство исполнителя работ и услуг и контролируют его при инспекционном контроле.
Схему 2 применяют для предприятий общественного питания, осуществляющих изготовление кулинарной продукции и кондитерских изделий для последующей реализации через магазины (отделы) кулинарии и вне предприятия, а также реализацию кулинарной продукции и кондитерских изделий в собственных предприятиях (мелкорозничная сеть, магазины (отделы) кулинарии, раздаточные предприятия). По 2 схеме оценивают процесс выполнения работ (оказания услуг), проверяют (испытывают) результаты работ и услуг и контролируют процесс выполнения работ (оказания услуг) при инспекционном контроле.
В зависимости от сложности процесса оценивают:
- полноту и актуализацию документации, устанавливающей требования к процессу;
- оснащение необходимым оборудованием, инструментом, средствами измерений (испытаний, контроля), веществами, материалами, помещениями и др., а также их соответствие установленным требованиям;
- метрологическое, методическое, организационное, программное, информационное, материальное, правовое, техническое и др. обеспечение;
- безопасность и стабильность процесса;
- профессиональную компетентность исполнителей работ и услуг, обслуживающего и производственного персонала.
Схему 4 применяют для предприятий общественного питания, оказывающих услуги питания, при этом оценивают предприятие – исполнителя работ и услуг на соответствие установленным требованиям.
По схеме 4 оценивают:
- общие требования к услугам;
- соблюдение требований охраны окружающей среды;
- соответствие условий обслуживания;
- микроклимат, освещение помещений для потребителей;
- технологические и общие требования к процессу оказания услуг;
- требования к транспортированию, приему, хранению пищевых продуктов, сырья, кулинарной продукции;
- соответствие рабочих мест, оборудование, средств измерения, инвентаря, посуды, тары требованиям НД;
- требования к обработке сырья, производству продукции её реализации;
- требования к отпуску блюд, полуфабрикатов и кулинарных изделий;
- соответствие персонала квалификационным требованиям;
- подтверждение типа и класса предприятия;
- качество продукции.
Схему 5 применяют для предприятий общественного питания, имеющих документально оформленную систему менеджмента качества. По схеме 5 оценивают систему качества и контролируют ее при инспекционном контроле, проверяют (испытывают) результаты работ и услуг. Оценку системы качества проводит эксперт по сертификации систем качества в соответствии с нормативными документами. При наличии сертификата на систему качества его учитывают при сертификации услуг.
Отбор образцов кулинарной продукции и кондитерских изделий для подтверждения их соответствия показателям качества проводит представитель испытательной лаборатории в присутствии эксперта органа по сертификации или без него по поручению органа по сертификации.
Материальное обеспечение:
Правила Системы добровольной сертификации услуг от 21 августа 2003 г (№ регистрации РОСС RV. 001.03УУ00).
Контрольные вопросы
1. Дайте определение Системы сертификации, сертификации, сертификата соответствия?
2. Что такое форма подтверждение соответствия?
3. Для каких целей осуществляется подтверждение соответствия?
4. Какие существуют формы подтверждения соответствия?
5. На каких условиях осуществляется добровольное соответствие?
6. Что является объектами сертификации в Системе добровольной сертификации услуг?
7. Назовите порядок проведения сертификации услуг?
8. Какие существуют критерии и условия выбора схемы сертификации?
9. Дайте характеристику схем сертификации, применяемых для сертификации услуг общественного питания?
Практическая работа № 3. Контроль качества продукции и услуг (составление диаграмм Исикавы).
Цель работы: познакомить студентов с теоретическими основами контроля качества продукции на предприятиях молочной промышленности.
Ход работы
1. Изучить теоретический материал
2. Построить диаграмму для предприятия.
3. Ответить на вопросы.
Важнейшим этапом работ по обеспечению качества является контроль качества. При этом следует различать такие понятия как технический контроль качества и статистические методы контроля качества. Более подробно остановимся на первом понятии.
Технический контроль – это процедура, которая заключается в проверке соответствия объекта контроля установленным требованиям нормативной и технической документации с использованием известных методов (измерительного, органолептического и регистрационного).
Назначением технического контроля является выявление дефектов и брака, а объектами контроля – продукция, оборудование и процессы.
Существует несколько признаков, по которым различают технический контроль, представленных на рисунке 2.
Входной – контроль, который выполняется в отношении материалов, сырья и полуфабрикатов, поступающих на предприятие (например, молоко сырое, сливки и т.д.).
Целью этого контроля является исключение возможности проникновения в производство недоброкачественного сырья. Так как этот вид контроля достаточно дорогостоящий, то на многих предприятиях пищевой промышленности с поставщиками заключены договора, согласно которым этот контроль осуществляется за счет них. Это в свою очередь заставляет поставщиков улучшать качество поставляемого сырья и обеспечивать сохранность при доставке.
Текущий – контроль, выполняемый для оценки соответствия качества продукции требованиям нормативной документации.
На основании данных текущего контроля составляются контрольные карты контроля на предприятиях.
Операционный – контроль во время выполнения или после завершения технологической операции. (например, после окончания процесса сепарирования в обезжиренном молоке контролируется массовая доля жира).
Такой вид контроля способствует снижению вероятности появления брака на выходе.
Приемочный – контроль продукции, по результатам которого принимается решение о ее пригодности к реализации.
После этого контроля на качественную продукцию выписывается удостоверение качества.
Рис. 2. Классификация видов технического контроля
Инспекционный – контроль, который выполняют специально уполномоченные лица с целью проверки эффективности ранее выполненного контроля.
При активном контроле принимаются решения об изменениях параметров или последовательности работ, позволяющих улучшить качество.
Например, после пастеризации молока в нем определили эффективность пастеризации, и проба на фосфатазу дала положительный результат, то есть этот фермент после пастеризации в продукте присутствует. Это значит, что температура пастеризации была недостаточно высокой и тогда принимается решение о ее повышении.
При пассивном контроле фиксируется действительное положение, то есть количество бракованной или дефектной продукции в партии.
При сплошном контроле все единицы продукции в партии подлежат контролю.
Этот вид контроля на предприятиях молочной промышленности не применяется, а используется для мелкосерийных предприятий (например, завод выпустил по заказу небольшую партию приборов, и прежде чем их отправить заказчику их всех проверили).
При выборочном контроле проверке подлежат выборочные или отдельные единицы продукции (такой вид контроля используется на всех предприятиях пищевой промышленности).
При разрушающем контроле продукция после поверке непригодна к дальнейшему использованию.
Такой вид контроля используется преимущественно на предприятиях пищевой промышленности.
При неразрушающем контроле бездефектные изделия могут быть переданы в эксплуатацию.
Измерительный – контроль, который выполняется с помощью технических средств.
Органолептический – контроль, который выполняют дегустаторы, то есть лица прошедшие специальную подготовку.
При этом контроле используется информация, полученная с помощью органов чувств человека: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса.
Таким образом, технический контроль качества продукции сводится к выявлению и отделению хороших изделий от плохих. После того как завершен технологический процесс, качество продукции не может быть изменено в результате контроля, а может быть зафиксировано действительное положение, то есть процент брака.
На всех предприятиях пищевой промышленности и не только остро стоит вопрос о повышении качества выпускаемой продукции и при этом качество должно быть стабильным. Для этого недостаточно только контролировать выпускаемую продукцию, а наверно самое главное это разобраться, почему получается бракованная продукция. Когда будут выявлены причины, вызывающие брак, становиться намного легче, управлять технологическим процессом. Для этого и существуют статистические методы анализа возникновения брака.
Назначением данных методов является – разработка технических и управляющих мероприятий по предупреждению или сокращению недоброкачественной продукции.
Существует большое количество таких статистических методов, но из них наиболее известны следующие:
1. Составление контрольных карт предупредительного контроля;
2. Построение диаграммы Парето;
3. Построение диаграммы Исикавы.
Метод Исикавы (Приложение 2) предполагает построение причинно – следственной диаграммы. На диаграмме изучаемая проблема условно изображается в виде прямой линии. Факторы, которые косвенно или прямо влияют на проблему, изображаются наклонными стрелками. Причинно – следственная диаграмма представлена на рисунке 3.
При анализе должны выявляться и фиксироваться все факторы, даже те, которые кажутся незначительными (например, микроклимат в помещении) так как целью этой схемы является отыскать наиболее правильные и эффективные способы решения поставленной проблемы.
2. Порядок выполнения работы
2.1 Изучение основных видов технического контроля, используемых на предприятиях пищевой промышленности.
2.2 Изучение теоретических основ построения причинно – следственных диаграмм Исикавы.
2.3 Разбор порядка построения причинно – следственной диаграммы Исикавы на примере следующей производственной ситуационной задачи. При производстве масла методом сбивания сливок готовый продукт имеет крошливую консистенцию: составленная диаграмма представлена на рисунке 4.
2.4 Составление причинно – следственных диаграмм Исикавы самостоятельно каждым студентом, согласно производственным ситуационным задачам, полученным от преподавателя.
2.5 Анализ составленной причинно – следственной диаграммы и составление рекомендаций для улучшения качества готовой продукции.
2.6 Оформление работы.
3. Оформление результатов работы
Результаты работы оформляют в виде отчета, который включает в себя:
- наименование работы;
- цель занятия;
- краткие теоретические сведения;
- построенная диаграмма Исикавы, согласно варианту задания;
- рекомендации на основании анализа полученной диаграммы.
Рис. 3. Диаграмма Исикавы
Рис. 4. Причинно – следственная диаграмма
Контрольные вопросы
1. Классификация видов технического контроля по этапу производственного процесса.
2. Классификация видов технического контроля по способу проведения.
3. Классификация видов технического контроля по влиянию на объект контроля.
4. Классификация видов технического контроля по применяемым средствам контроля.
5. Основные правила при построении причинно – следственных диаграмм.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.