Самарский колледж строительства и предпринимательства (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования “Московский государственный строительный университет”
Методические указания по изучению
Творчества Н.А. Некрасова
Разработчик: Преподаватель русского языка и литературы Щербинина Т.Д.
Самара 2022
Содержание.
Цели и задачи стр.3
Введение стр.4
Некрасов Николай Алексеевич стр.5
Панаева Авдотья Яковлевна стр.6-7
Взаимоотношения Панаевой и Некрасова стр.8
«Панаевский цикл» в лирике Некрасова стр.9-13
Заключение стр.14
Приложение 1 стр.15
Приложение 2 стр.16
Литература стр.17
Цели и задачи:
1.Изучить литературу по теме ««Панаевский» цикл в лирике Некрасова>>.
2.Исследовать, какое место в лирике Некрасова занимает тема любви и «Панаевский» цикл в частности.
3.Определить, какую роль в жизни и творчестве Некрасова сыграла Панаева Авдотья Яковлевна.
Введение.
Тема любви решена в лирике Некрасова весьма своеобразно. Именно здесь в полной мере проявилось его художественное новаторство. В отличие от своих предшественников, предпочитавших изображать любовное чувство "в прекрасных мгновениях", Некрасов не обошёл вниманием и ту "прозу", которая "в любви неизбежна" («Мы с тобой бестолковые люди...»). Однако, говоря словами известного некрасововеда Н.Скатова, он "не прозаизировал поэзию любви, но и поэтизировал её прозу". Только
Из трёх десятков лучших любовных стихотворений Некрасова в сочинении необходимо упомянуть семь-восемь, а рассмотреть подробно не меньше трёх-четырёх. Основное внимание естественно уделить "панаевскому циклу".
Некрасов Николай Алексеевич.
Русский поэт (Приложение 1). Родился 28 ноября (10 декабря) 1821 в селе Синьки Подольской губернии. Детство его прошло в деревне на берегу Волги. В 1838 Некрасов приехал в Санкт-Петербург; в 1839 был принят вольнослушателем на философский факультет Петербургского университета. Опубликовал стихотворный сборник «Мечты И звуки» (1840). Неблагожелательный приём произведения столь обескуражил его, что за несколько месяцев он буквально преобразился: отошел от туманного романтизма и принялся сочинять водевильные куплеты. Затем, под влиянием критика В.Г.Белинского, обратился к социальной проблематике. К 1845-1846 относятся его первые удачи в этой области - стихотворения «В дороге», «Тройка» и «Родина». Поэт выступал за права народа, обличая паразитизм господствующих классов. В 1846 он стал редактором журнала "Современник" и оставался в этой должности до закрытия журнала в 1866.
в 1857 Некрасов пережил нравственный кризис, вызванный плохим состоянием здоровья и раздорами в первой редакции "Современника". В 1860 И.С.Тургенев окончательно ее покинул, и после этого журнал стал выражать почти исключительно взгляды российских радикалов революционно демократического крыла. Некрасов опубликовал в своем журнале несколько автобиографических признаний (стихотворение «На Волге» др.); напечатана была и поэма «Коробейники», образчик крестьянской тематики, которой Некрасов оставался верен до самой смерти. В этом же русле написана и поэма «Мороз, Красный нос» (1863). После нее мастерство Некрасова в полной мере сказалось лишь в наиболее выразительных эпизодах поэмы «Кому на Руси жить хорошо» (1863-1877). Поэма представляет собой изображение крестьянской жизни после реформы 1861. В 1876-1877, умирая от рака, он написал «Последние песни» цикл проникновенных стихотворений. Произведения Некрасова выдержали после смерти 40 изданий, по 10 и 15 тысяч экземпляров.
Умер Некрасов в Петербурге 27 декабря 1877 (8 января 1878)
Панаева Авдотья Яковлевна.
В жизни этой красавицы были и большая любовь, и серьезные разочарования, и писательский успех и сплетни, что она женила на себе весь «Современник». Её знала вся литературная Россия, и она знала известных писателей, со многими из которых была в дружеских отношениях. Поэтому её мемуары и в наши дни пользуются повышенным интересом. А вот её романы и повести оказались практически забытыми, хотя в них интересно и художественно достоверно отображена жизнь различных слоев российского общества во второй половине XIX века.
Это Панаева Авдотья (Евдокия) Яковлевна (Приложение 2). Она родилась 31 июля (12 августа) 1820 в Петербурге в семье актеров императорского театра. Получила скромное домашнее образование, некоторое время посещала балетный класс Петербургского театрального училища. С детства отличалась любовью к чтению и широтой интересов. В 1839 вышла замуж за писателя Ивана Ивановича Панаева.
Чтобы не было путаницы, восстановим родственные связи Панаевых, так как среди них было немало литераторов. И.И. Панаев, родившийся 15 марта 1812 B Петербурге, был внучатым племянником Григория Державина, племянником известного поэта и коллекционера Владимира Ивановича Панаева, двоюродным братом публицистов Валериана и Ипполита Александровичей Панаевых.
Современники отмечали, что Авдотья Панаева была поразительно красива. Несмотря на женитьбу, Панаев продолжал «рассеянный» образ жизни, мало интересуясь супругой. Зато на красивую женщину сразу же обратили внимание его друзья-литераторы. За ней принялись ухаживать Достоевский и Некрасов. Она выбрала Некрасова, став в 1846 году его гражданской женой. Но официально супружеские отношения с Панаевым разорваны не были, так как в те времена это была крайне сложная процедура.
Практически с момента воссоздания Панаевым и Некрасовым в 1847 году журнала «Современник» Авдотья Яковлевна стала его активным сотрудником. Вела в журнале женские разделы, занималась корректурой и перепиской с авторами. А с 1848 года и сама стала печататься под псевдонимом Н. Станицкий.
Первым крупным произведением Панаевой стал роман-хроника «Семейство Тальниковых», тут же запрещённый цензурой за «подрывание родительского авторитета». А в романе всего лишь правдиво была рассказана история воспитания детей в обычной семье, каких в России десятки тысяч. Роман в чем-то автобиографичен, так как мать писательницы отличалась жестким и деспотичным характером.
Несколько ранних произведений (1848-51 гг.) было написано Панаевой при участии Некрасова. Это романы «Три страны света» и «Мертвое озеро». имевшие успех у читателей. В «Современнике» печатались многие еë романы и повести: «Мелочи жизни» (в 1854 г.), «Роман в петербургском полусвете» (1863), «Женская доля» (1867), а также рассказы и очерки. Сотрудничала Панаева и с другими изданиями («Нива», «Живописное обозрение»). особенно после закрытия «Современника».
Судьба А.Я. Панаевой отнюдь не была безоблачной и легкой. После смерти первого мужа и разрыва с Некрасовым она в 1864 году вышла замуж за публициста А.Ф. Головачева, бывшего секретарем редакции «Современника». К сожалению, вскоре Головачев тяжело заболел и в 1877 г. скончался от туберкулеза. У Панаевой на руках осталась 11-летняя дочь, ставшая впоследствии писательницей Е.А. Нагродской.
Последние годы жизни Панаева провела почти в нищете, перебиваясь небольшими литературными гонорарами. Умерла Авдотья Яковлевна в Петербурге 30 марта 1893 года. Похоронили её на Волковом кладбище.
Взаимоотношения Панаевой и Некрасова.
Он любил ее угрюмой, ревнивой, изнурительно-трудной любовью. Совместная их жизнь была ад. Но стоило им разлучиться, как он снова влюблялся в нее. Похоже, что он любил ее только тогда, когда её не было с ним: все те нежные любовные стихи, которые он посвятил ей, написаны в её отсутствие, заочно. Когда же она с ним, его стихи отражают не ласки, а буйные семейные сцены, оскорбления, ссоры и ругательства. Вообще его любовная лирика охотнее всего останавливается на любовном истязательстве и тиранстве. «Слезы, нервический хохот, припадок» – Это у него чаще всего. «О, слезы женские, с придачей нервических тяжелых драм», –тут его излюбленная тема.
«Буйство», «буря», «гроза», «бездна», «поругание», «клеймо», - говорит у него кто-то о любви. Одно из первых стихотворений, посвященных им этой женщине, есть стихотворение о ссоре: «Мы с тобой бестолковые люди: что минута, то вспышка готова, облегченье взволнованной груди, неразумное резкое слово...» Вскоре эти вспышки становятся бурями, любовь превращается в сплошное мучительство. Поэт в покаянную минуту зовет себя палачом этой женщины и молит ее о прощении.
Нет, это совсем не так легко быть женой знаменитого поэта. Еще раньше, в 1853 году, всего лишь через несколько лет, как она после долгой борьбы стала, наконец, его подругой, он изменил ей.
Она вынесла и это испытание. Он впал в отчаяние, еще больнее возненавидел себя и все свои страдания вымещал, конечно, на ней, на подруге:
«Тяжелый крест достался ей на долю:
Страдай, молчи, притворствуй и не плачь;
Кому и страсть, и молодость, и волю –
Всё отдала - тот стал её палач!»
Восхищался он сам ее подвигом, но отказаться от палачества не мог. Это действительно была для неё крёстная мука любить больного, вечно несчастного человека, и многое простится ей за то, что она в течение пятнадцати лет безропотно несла этот крест. Она не покинула Некрасова в годы болезни, когда ему «в день двадцать раз приходил на ум пистолет», когда, например, он боялся остаться на пароходе один, чтобы не кинуться в воду, – она была его покорной сиделкой. «Давно она ни с кем не знает встречи, - писал в эту пору Некрасов, – угнетена, пуглива и грустна, безумные, язвительные речи безропотно выслушивать должна», – и как же нам не пожалеть ее за это? Чернышевский именно тогда и поцеловал ее руку. когда «безумные речи» Некрасова уязвили ее при чужих.
«Панаевский цикл» в лирике Некрасова.
Отношения с Панаевой стали темой многих стихотворений Некрасова, создававшихся на протяжении почти десяти лет. Это настоящий роман в стихах, в котором нашли отражение различные моменты в жизни лирических героев. Именно лирических, хотя цикл и имеет реальную биографическую основу, образы лирических героев нельзя отождествлять с их литературными прототипами. Сам Некрасов видел в своих стихах не просто стихотворное обращение к определённой женщине, а придавал им гораздо большее значение. Он печатал эти стихи в журналах, а значит, сознательно делал их предметом поэзии, общим достоянием. "Панаевский цикл" – пример того, как личное, интимное в лирике становится общечеловеческим. В нём мы почти не найдём социальных мотивов, присущих всей лирике Некрасова. Можно сказать, что стихотворения цикла намеренно асоциальны, лишены каких-то конкретных деталей намёков. На первом плане здесь психологическая мотивировка, изображение чувств и переживаний героев, как и у Тютчева, "поединок роковой". Что можно сказать об этих двоих? Он человек рефлектирующий, склонный к мнительности, подозрениям, унынию, озлоблению. Впрочем, о нём мало что известно. В центре "панаевского цикла" – она. И именно в создании характера героини проявилось новаторство Некрасова. Это характер совсем новый, и кроме того, он "дан в развитии, в разных, неожиданных даже, его проявлениях, самоотверженный и жестокий, любящий и ревнивый, страдающий и заставляющий страдать" (Скатов).
Далее необходимо проанализировать основные мотивы “панаевского цикла” (напомним, что мотив — устойчивый, повторяющийся элемент сюжета, характерный для нескольких произведений). Это прежде всего мотивы ссоры («Если, мучимый страстью мятежной...», «Мы с тобой бестолковые люди...»); расставания, разлуки («Так это шутка? Милая моя...», «Прощание») или их предчувствия («Я не люблю иронии твоей...»); воспоминания («Да, наша жизнь текла мятежно...», «Давно — отвергнутый тобою...»); писем («Сожжённые письма») и др. “Панаевским” стихам присуща некоторая парность (ср., например, «Тяжёлый год — сломил меня недуг...» и «Тяжёлый крест достался мне на долю...», «Прости» и «Прощание»).
Таким образом, стихотворения цикла объединяют не только общность содержания, но и художественные особенности: сквозные образы и детали; “нервность” интонации, передающая почти “достоевские” страсти фрагментарность, обозначаемая на письме многоточиями, которыми кончаются многие стихотворения.
Многие из стихов этого цикла – «Тяжелый крест достался ей на долю…» , «Давно отвергнутый тобою...» , «Прости! Не помни дней паденья…» , «Да, наша жизнь текла мятежно...» , «Мы с тобой бестолковые люди… » и другие – Некрасов включил в состав сборника 1856 года, то есть откровенно показал читателям, что дорожил этими произведениями.
Вспомним стихотворение «Да, наша жизнь текла мятежно...» (1850). Оно увлекает и силой выраженного в нем чувства и видением этапов любви, и найденной художником формой выражения этого чувства, и взаимодействием (в самих формах выражения) психологического, социально-реального, автобиографического начал.
Самые первые строки – своеобразный конспект повести или романа, открывающий напряженность, динамизм отношений любви, их зависимость от воздействия мира: «Да, наша жизнь текла мятежно. Полна тревог, полна утрат». Любящие расстались на время И вот в каком обилии конкретных признаков быта, с какими верными указаниями на терпеливость ожидания изображается жизнь:
«Но с той поры как все кругом меня пустынно!
Отдаться не могу с любовью ничему,
И жизнь скучна, и время длинно,
И холоден я к делу своему»
Психологически оправданное чувство ожидания уводит героя к воспоминаниям о начале любви. Там, в воспоминаниях несомненные признаки и роста любви, и роста сомнений:
«...переживаю вновь
И первое движенье страсти,
Так бурно взволновавшей кровь,
И долгую борьбу с самим собою,
И не убитую борьбою,
Но с каждым днем сильней кипевшую любовь.
Как долго ты была сурова...»
Главенствующая роль в этом еще не созданном, но созидаемом союзе сердец принадлежала вере (не случайно слово «вера» или производные от него включаются в текст так концентрированно):
«Как ты хотела верить мне,
И, как и верила, и колебалась снова,
И как поверила вполне!»
При таком понимании изменчивости форм бытия человек, естественно, хочет обнаружить в нем надёжные, незыблемые ценности. Одна из них – любовь, творящая, возводящая свои вершины:
«Счастливый день! Его я отличаю
В семье обыкновенных дней;
С него я жизнь мою считаю,
Я праздную его в душе моей!»
По-своему значительна и последняя строфа стихотворения: в ней за женщиной признается право на свободу чувства, на самостоятельное решение судьбы. Однако в той же строфе авторская мысль снова обращается к признанию диалектики жизни и чувства:
«Скажи! я должен знать… Как странно я люблю!
Я счастия тебе желаю и молю,
Но мысль, что и тебя гнетет тоска разлуки,
Души моей смягчает муки…»
Так обстоятельно и захватывающе раскрытый в стихотворении «Да, наша жизнь текла мятежно…» новый для своего времени взгляд на счастье, на любовь, на любимую будет устойчив, обязателен для всех следующих произведений Некрасова на ту же тему. Не встретится в них застылости, однообразия в отношении к живому чувству любви. Крайние проявления этого чувства выражены в предельно четком четверостишии (1855-1856):
«О сердце бедное моё!
Боюсь: ты скоро изнеможешь…
Простить не можешь ты её…
Зачем же не любить не можешь?…»
Особенно интересна для наших наблюдений группа стихотворений Некрасова о письмах, то есть своего рода документах любви. Первое из них – ранее называвшееся «Письма» (1852), – открывается характеристикой противоречий чувства:
«О письма женщины, нам милой!
От вас восторгам нет числа,
Но в будущем душе унылой
Готовите вы больше зла.»
Затем, в соответствии с такой экспозицией, представляется отнюдь не однозначное к ним отношение при будущих прочтениях: «Подчас на них
гляжу я строго, Но бросить в печку не могу»; «правды в них и проку мало». Однако при всем этом - «Они мне милы».
Более поздний текст с заглавием «Письма» (1855) целиком основан на раскрытии, казалось бы, взаимоисключающих начал. Письма продиктованы сердцу любовью, в них запечатлены «души черты, Корыстному волненью непричастной», но они со злобой сожжены той рукой, «Которая с любовью их писала!». Поэт, очевидно, дорожа этими стихами, включил их в свой первый программный сборник и затем перепечатывал во всех прижизненных собраниях стихотворений.
И вот – 1877 год: «Горящие письма». Как и в 1855 году, сохраняется мотив сожженных писем, вызывающий в памяти известное стихотворение А. С. Пушкина «Сожженное письмо».
Правда, мотивировки сожжения разные: «она велела» – у Пушкина, «злоба» в стихотворениях Некрасова. Сохраняется и раскрытие противоречивости чувств, а также поступков человека, обусловленных его настроем и социальными обстоятельствами. Не отец, не старший брат, как принято было в ту пору, определил судьбу женщины:
«Свободно ты решала выбор свой». Этот смелый шаг повлек за собой и другие:
«Но ты идешь по лестнице крутой
И дерзко жжешь пройдённые ступени!…»
И хотя «он», любящий, умом признает за женщиной право самостоятельных решений, сердцу его тревожно и больно:
«Безумный шаг!…, быть может, роковой…»
Если продолжить наблюдения над общими особенностями произведений Некрасова о любви, наблюдения над изображением «благородного сердца», то следует сказать, как устойчивы, часто употребляемы и некоторые обозначения ситуаций жизни и свойств личности лирической героини. Избранница героя-интеллигента не только «подруга трудных, трудных дней», «подруга темной участи», но единомышленница человека, избравшего нелегкую писательскую стезю («Последние элегии», 1855).
Одна из цитированных элегий («Ты меня отослала далеко…») включала в себя обращение к женщине-другу. «Другом одиноким, больным и бездомным» представала «она» из воспоминаний рассказчика в более раннем
стихотворении «Еду ли ночью по улице темной…» (1847). Еще годом ранее в произведении «В неведомой глуши, в деревне полудикой…» раскрывалось, что же привносит женщина-друг в отношения любящих:
«И думал, что душе, довременно убитой,
Уж не воскреснуть никогда.
Но я тебя узнал… Для жизни и волнений
В груди проснулось сердце вновь:
Влиянье ранних бурь и мрачных впечатлений
С души изгладила любовь…»
Поскольку отношения любящих не односторонни, другом называется и «он»: «ревнивый твой друг» («Если мучимый страстью мятежной…»), «Еще твой друг забыть не мог» («Так это шутка? Милая моя…»), «Я друг, а не губитель твой…» («Тяжелый год - сломил меня недуг…»). При таком доверии и понимании образ любого из друзей естественно соотносится с образами сердца, любви, бурь, души, которая может быть «возмущена», «безвременно убита» или, напротив,
возрождена к жизни.
В его «песнях любви», кроме чувства, его развития, состояния любящих в определенные периоды или при определенных жизненных обстоятельствах, изображаются общее дело и семья. Это было совсем новым для русской лирики. И если в «Последних элегиях» общее дело обозначено несколько глухо, в более поздних произведениях оно будет раскрываться определённее, например, в цикле «Три элегии» (1874):
«Все, чем мы в жизни дорожили,
Что было общего у нас, –
Мы на один алтарь сложили –
И этот пламень не угас!»
Заключение.
Творчество Некрасова разнообразно по тематике. Но какой бы она ни была, неизменно одно: во всех стихотворениях ярко выражено нравственное кредо поэта. В своих произведениях он ставит героя перед выбором, но не отворачивается в эту трудную для него минуту, а пытается проникнуться его взглядом на жизнь. Некрасов не боится позволить герою заглянуть в свой внутренний мир и дать оценку своих действий и поступков. Таким образом, явными оказываются самые потаенные уголки человеческой души, моральные и нравственные принципы человека.
В сборнике 1856 года, в его четвертом разделе, Некрасов выступает с оригинальным циклом стихотворений о любви. Предшественники поэта предпочитали изображать прекрасные мгновения этого чувства. У Некрасова "проза" и "поэзия" в любви сочетаются. У него любовь - земное чувство. Поэтому отношения между любящими достаточно сложны: "Мы с тобой бестолковые люди…", "Я не люблю иронии твоей…", "Да, наша жизнь текла мятежно…"
Их духовные и нравственные искания являются продолжением личной драмы:
То сердце не научится любить,
Которое устало ненавидеть.
Эта мысль рефреном проходит через все творчество Н. А. Некрасова. Некрасов выступает как выдающийся новатор, существенно обогативший русскую лирическую поэзию, расширивший горизонты действительности, охваченной лирическим изображением.
Приложение 1.Некрасов Николай Алексеевич
Приложение 2.Панаева Авдотья Яковлевна
Литература.
1.Литература: 9 кл.: Учебн.-хрестоматия для общеобразоват. учрежд. / Авт.- сост. В. Я. Коровина и др. - 9-е изд. - М.: Просвещение, 2003. - 463 с., ил.
2.Некрасов Н. А., Избранные сочинения / Редкол.: Г. Беленький, П. Николаев, А. Пузиков; Сост., вступ. статья, примеч. О. Проскурина. – М.: Худож. лит., 1989. - 591 с. (Б-ка учителя).
3.Русские песни и романсы / Вступ.статья и сост. В. Гусева; Худож. Б. Тржемецкий. - М.: Худож. Лит.,1989. - 542 с., ил. (Классики и современники. Поэтич. биб-ка).
4.Чудное мгновенье. Любовная лирика русских поэтов. Кн.1 / Сост. Л. Озерова. - М., Худож. лит., 1988. - 447 с. (Классики и современники. Поэтич. б-ка).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.