Департамент образования, науки и молодежной политики
Воронежской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Воронежской области
«Воронежский государственный профессионально-педагогический колледж»
Цикловая методическая комиссия профессионального цикла отделения Технологии и педагогических наук
МДК.07.03 Установка периферийного оборудования: Архитектура ЭВМ и вычислительных систем
И.И. Белоусов
Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся
Рекомендовано
советом учебно - методического центра
в качестве учебно-методического пособия по МДК.07.03 Установка периферийного оборудования: Архитектура ЭВМ и вычислительных систем
для обучающихся по специальности 44.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям)
Компьютерные системы и комплексы
Воронеж, 2020 г.
Данные методические рекомендации предназначены для студентов ГБПОУ ВО «Воронежский государственный профессионально-педагогический колледж», обучающихся по специальности «Профессиональное обучение (по отраслям)», специальности профиля подготовки 44.02.06 «Компьютерные системы и комплексы».
Автор-составитель: преподаватель информационных технологий и спец дисциплин Белоусов Иван Иванович
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов по МДК.07.03 Установка периферийного оборудования: Архитектура ЭВМ и вычислительных систем – Воронеж, ВГППК, 2020 - 20 с.
Рассмотрено на заседании цикловой методической комиссии профессионального цикла специальности Компьютерные системы и комплексы, математических и естественнонаучных дисциплин
(протокол № 2 от 8.10.2020 г.)
Печатается по решению совета учебно-методического центра ГБПОУ ВО «ВГППК» (протокол №2 от 18.11.2020 г.)
©Оформление. Воронежский государственный профессионально-педагогический колледж, 2020
Оглавление
Введение
Функции, цели и виды самостоятельной работы обучающихся
Рекомендации по распределению времени в процессе самостоятельной работы по МДК.07.03 Установка периферийного оборудования: Архитектура ЭВМ и вычислительных систем.
Задания для самостоятельной работы и указания по их выполнению
Библиографический список
Реформирование системы среднего специального образования направлено на развитие личности специалиста. В современных учебных планах усилена практическая направленность содержания всех изучаемых дисциплин: изменены акценты в учебной деятельности, взято направление на интеллектуальное развитие личности, уменьшена доля репродуктивного труда. В учебной деятельности используется и увеличивается доля заданий, имеющих творческий, поисковый характер.
Американский педагог Филипп С.Шлехти в своей книге «Школа для XXI века. Приоритеты реформирования образования» пишет, что на вопрос, адресованный бизнесменам, о том, какого человека должна готовить школа, получил ответ: "Нам нужны люди, которые умеют учиться самостоятельно".
Это является естественным, т.к. образование – это ключ практически к любой деятельности. Если специалист знает, как учиться, как достичь цели, если он знает, как работать с книгой, как получать знания от преподавателей, как искать и находить необходимую информацию, как использовать самые разнообразные ее источники для решения проблем, связанных с профессиональной деятельностью, то ему легче будет повышать квалификацию, переквалифицироваться, получать необходимые дополнительные знания – это и нужно в жизни!
Демократическое государство заинтересовано в такой личности, которая наделена следующими качествами:
- умением думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы (т.е. применять полученные знания для их решения);
- творческим мышлением;
- богатым словарным запасом;
- способностью к выбору сфер своей деятельности, их перемене;
- умением ставить проблемы и решать их;
- сензитивностью к новому, творческому и т.д.;
- компетентностью, инициативностью, самостоятельностью.
Эти качества характеризуют делового порядочного человека, имеющего нравственные основы.
И, конечно, основной чертой такого человека выступают умения самостоятельно приобретать необходимые ему знания, умело применять их на практике, самостоятельно работать над развитием нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Внедрения Федерального государственного образовательного стандарта ориентирует образовательный процесс на формирование компетентной личности, способной решать типичные проблемы и задачи исходя из приобретенного учебного опыта и адекватной оценки конкретной ситуации.
Выполнение обучающимися заданий для внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине Основы профессиональной культуры будет способствовать формированию общих и профессиональных компетенций.
Применительно к ФГОС по специальности 44.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям) Компьютерные системы и комплексы к таким компетенциям можно отнести:
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Предлагаемое пособие направлено на оказание действенной помощи обучающимся в организации внеаудиторной самостоятельной работы по МДК.07.03 Установка периферийного оборудования: Архитектура ЭВМ и вычислительных систем.
Необходимость организации с обучающимися разнообразной самостоятельной деятельности определяется тем, что удается разрешить противоречие между трансляцией знаний и их усвоением во взаимосвязи теории и практики, что способствует реализации компетентностного подхода.
Самостоятельная работа обучающихся рассматривается в Воронежском государственном профессионально - педагогическом колледже как управляемая преподавателями система организационно-педагогических условий, направленная на освоение практического опыта, умений и знаний в рамках дисциплин, профессиональных модулей, междисциплинарных курсов по профильным специальностям в соответствии с ФГОС СПО без их прямой помощи.
Для обучающегося самостоятельная работа - способ активного, целенаправленного освоения, без непосредственного участия преподавателя, новых знаний, умений и опыта, закладывающих основания в становлении профессиональных и общих компетенций, требуемых ФГОС СПО по специальности 44.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям) Компьютерные системы и комплексы. Самостоятельная работа выполняет ряд функций, к которым относятся:
· Развивающая (повышение культуры умственного труда, приобщение к творческим видам деятельности, обогащение интеллектуальных способностей обучающихся);
· Информационно-обучающая (учебная деятельность обучающихся на аудиторных занятиях, неподкрепленная самостоятельной работой, становится малорезультативной);
· Ориентирующая и стимулирующая (процессу обучения придается профессиональное ускорение);
· Воспитывающая (формируются и развиваются профессиональные качества специалиста);
· Исследовательская (новый уровень профессионально-творческого мышления).
В основе самостоятельной работы студентов лежат принципы: самостоятельности, целевого планирования, личностно - деятельностного подхода.
Самостоятельная работа обучающихся проводиться с целью:
· систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;
· углубления и расширения теоретических знаний;
· формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
· развития познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
· формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
· развития исследовательских умений.
Самостоятельная работа включает такие формы работы, как:
· конспектирование литературы;
· получение консультаций для разъяснений по вопросам изучаемой дисциплины;
· выполнение тестовых заданий;
· выполнение упражнений;
· анализ ситуаций (мини кейсов) и др.
Содержание внеаудиторной самостоятельной работы по «МДК.07.03 Установка периферийного оборудования: Архитектура ЭВМ и вычислительных систем» определяется в соответствии с рекомендуемыми видами заданий согласно рабочей программы модуля. Распределение объема времени на внеаудиторную самостоятельную работу в режиме дня обучающихся не регламентируется расписанием.
Трудоемкость заданий представлена в таблице:
Трудоемкость заданий в процессе самостоятельной работы студентов специальности 44.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям) Компьютерные системы и комплексы.
№ пп |
Наименование темы |
Трудоемкость, час. |
Вид задания |
1. |
Введение. История развития и роль дисциплины |
2 |
Подготовить сообщение на тему: История развития вычислительной техники |
2. |
Представление чисел в ЭВМ. Разновидности машинной арифметики |
2 |
Подготовить презентацию на тему: Правила перевода информации и машинной арифметики |
3. |
Двоичное кодирование мультимедиа-информации. Типы и структуры данных |
2 |
Подготовить сообщение на тему: Типы и структуры данных |
4. |
Характеристики, классы, узлы ЭВМ |
2 |
Подготовить сообщение на тему: Характеристики, классы, узлы ЭВМ |
5. |
Уровни и средства комплексирования. Логические и физические уровни |
2 |
Подготовить презентацию на тему:Логические и физические уровни |
6. |
Конвейерная обработка команд. Операции над вещественными числами |
2 |
Подготовить сообщение на тему: Операции над вещественными числами |
7. |
Основные типы систем памяти и их реализация |
2 |
Подготовить презентацию на тему: Перспективные типы оперативной памяти |
8. |
Понятие интерфейса и открытой архитектуры. Классификация интерфейсов |
2 |
Подготовить сообщение на тему: Изучить шинную организацию данных |
9. |
Внутренние интерфейсы. Интерфейсы центральных процессоров |
2 |
Подготовить презентацию на тему: Шинная организация данных |
10. |
Архитектуры набора микросхем системной платы |
2 |
Подготовить презентацию на тему: Чипсеты фирмы INTEL |
11. |
Чипсеты и их параметры |
2 |
Подготовить презентацию на тему: Чипсеты фирмы VIA |
12. |
Параметры и характеристики материских плат. Расположение элементов |
2 |
Изучить материнские платы различных производителей |
13. |
Расположение элементов на материнской плате |
2 |
Подготовить презентацию на тему: Материнские платы различных производителей |
14. |
Базовая системы ввода-вывода BIOS |
2 |
Подготовить презентацию на тему: Настройка параметров BIOS |
15. |
Разгон вычислительной системы
|
2 |
Подготовить сообщение на тему: Потенциал процессора |
16. |
Начальные этапы загрузки компьютера. POST
|
2 |
Подготовить презентацию на тему: Загрузка компьютера |
17. |
POST процедура самопроверки при включении
|
3 |
Рассмотреть анализ загрузки компьютера, управление сообщениями |
18. |
оформление отчета по лабораторной работе |
15 |
|
|
Итого |
50 |
|
Пример оформления реферативного сообщения
Содержание реферативного сообщения:
Реферативное сообщение, как правило, должно содержать следующие структурные элементы: титульный лист; содержание; введение; основная часть; заключение; список использованных источников; последний лист реферата; приложения (в виде презентации).
Рекомендуемый объем структурных элементов реферативного сообщения:
Наименование частей реферата, количество страниц
- Титульный лист – 1 стр.;
- Содержание (с указанием страниц) 1 стр.;
- Введение 2 стр.;
- Основная часть 15-20 стр.;
- Заключение 1-2 стр.;
- Список использованных источников 1-2 стр.;
- Последний лист 1стр.;
- Приложения 12-15 слайдов.
Титульный лист реферативного сообщения, оформляется по установленному образцу, приведенному в Приложении 1.
В содержании приводятся наименования структурных частей реферативного сообщения, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф.
Во введении дается общая характеристика реферативного сообщения: обосновывается актуальность выбранной темы; определяется цель работы и задачи, подлежащие решению для её достижения; описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования, а также кратко характеризуется структура реферативного сообщения по главам.
Основная часть должна содержать материал, необходимый для достижения поставленной цели и задач, решаемых в процессе выполнения реферативного сообщения. Она включает 2-3 главы, каждая из которых, в свою очередь, делится на 2-3 параграфа. Содержание основной части должно точно соответствовать теме реферативного сообщения и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферативного сообщения должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач реферативного сообщения. Заголовка "ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ" в содержании реферативного сообщения быть не должно.
Главы основной части реферативного сообщения могут носить теоретический, методологический и аналитический характер.
Обязательным для реферативного сообщения является логическая связь между главами и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы, самостоятельное изложение материала, аргументированность выводов. Также обязательным является наличие в основной части реферативного сообщения ссылок на использованные источники.
Изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает...») либо использовать безличные конструкции и неопределенно-личные предложения («На втором этапе исследуются следующие подходы…», «Проведенное исследование позволило доказать...» и т.п.).
В заключении логически последовательно излагаются выводы, к которым пришел студент в результате выполнения реферативного сообщения. Заключение должно кратко характеризовать решение всех поставленных во введении задач и достижение цели реферативного сообщения.
Список использованных источников является составной частью работы и отражает степень изученности рассматриваемой проблемы. Количество источников в списке определяется студентом самостоятельно, для реферативного сообщения их рекомендуемое количество от 10 до 20. При этом в списке обязательно должны присутствовать источники, изданные в последние 3 года, а также ныне действующие нормативно-правовые акты, регулирующие отношения, рассматриваемые в реферативного сообщения.
Сообщение на тему:
1. История развития вычислительной техники
2. Типы и структуры данных
3. Характеристики, классы, узлы ЭВМ
4. Операции над вещественными числами
5. Изучить шинную организацию данных
6. Потенциал процессора
Критерии оценки:
- оценка «отлично» выставляется студенту, если реферат выполнен не менее, чем на 90%;
- оценка «хорошо» выставляется студенту, если реферат выполнен не менее, чем на 70%;
- оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если реферат выполнен не менее, чем на 50%;
- оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если реферат выполнен менее, чем на 50%.
Пример оформления презентации
1. Титульная страница (первый слайд);
2. Введение;
3. Основная часть презентации (обычно содержит несколько подразделов);
4. Заключение.
Оформляйте текст и заголовки разных слайдов в одном стиле.
Если выбрали для заголовков синий цвет и шрифт «Cambria», на всех слайдах заголовки должны быть синими и Камбрия. Выбрали для основного текста шрифт «Calibri», на всех слайдах придётся использовать его.
Другим шрифтом и цветом можно выделять цитаты и примечания
Лучший фон – белый (или близкий к нему), а лучший цвет текста – черный (или очень тёмный нужного оттенка).
Небольшой тест!
Сравните эти три примера, нажав на первую картинку и прокрутив стрелочками на клавиатуре:
Из содержимого первого слайда должно быть понятно, о чём речь, к кому это относится, кто автор.
Пример упрощенного оформления первого слайда презентации
На слайде можно увидеть:
· Наименования вышестоящей организации и организации-исполнителя
· Тип и наименование работы
· Должность, и ФИО исполнителя
· Контактные данные исполнителя
· Город и год выпуска презентации
Студентам после контактных данных нужно добавить информацию о руководителе (вместо строчки об учебном заведении на примере).
Обратите внимание, что дизайн первого слайда обычно отличается от последующих (общий стиль соблюдается), а тема доклада оформлена самым крупным шрифтом.
Размер шрифта для заголовка слайда должен быть не менее 24, а лучше от 32 и выше.
Размер шрифта для основного текста лучше выбрать от 24 до 28 (зависит от выбранного типа шрифта).
Менее важный материал (дополнения и примечания) можно оформить шрифтом от 20 до 24.
Постарайтесь подобрать подходящие изображения (фотографии, графики, схемы и т.д.)Помните, что презентация должна быть наглядной, а изображения значительно повышают наглядность.
сделайте последний слайд с благодарностью за внимание.
Критерии оценки:
1. - оценка «отлично» выставляется студенту, если презентация выполнена не менее, чем на 90%;
2. - оценка «хорошо» выставляется студенту, если презентация выполнена не менее, чем на 70%;
3. - оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если презентация выполнена не менее, чем на 50%;
4. - оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если презентация выполнена менее, чем на 50%.
Презентация на тему:
1. Правила перевода информации и машинной арифметики
2. Логические и физические уровни
3. Перспективные типы оперативной памяти
4. Шинная организация данных
5. Чипсеты фирмы INTEL
6. Чипсеты фирмы VIA
7. Материнские платы различных производителей
8. Настройка параметров BIOS
9. Изучить материнские платы различных производителей
10. Загрузка компьютера
Требования оформления анализа
Во время выполнения программы POST могут генерироваться диагностические сообщения в виде соответствующих звуковых сигналов, а после успешного завершения тестирования и запуска видеоадаптера, также и в виде сообщений на экране дисплея.
Обычная последовательность выполнения процедуры POST заключается в следующем.
1. Проводится тестирование регистров самого процессора.
2. Проверяется контрольная сумма ROM BIOS, как бы осуществляется самотестирование.
3. Проверка и инициализация работы таймера.
4. Проверка и инициализация контроллеров прямого доступа к памяти.
5. Проверка регенерации оперативной памяти.
6. Тестирование первых 64 Кбайт стандартной или нижней памяти, где располагаются вектора прерываний, а также служебные программы и данные ОС.
7. Загрузка векторов прерывания и стека в нижнюю область памяти для реального режима работы процессора.
8. Инициализация видеоадаптера, после чего на экране обычно появляется заставка системного модуля BIOS со счетчиком объема тестируемой оперативной памяти.
9. Тестирование полного объема оперативной памяти.
10. Тестирование клавиатуры.
11. Тестирование памяти CMOS Setup и часов.
12. Инициализация параллельных и последовательных портов.
13. Инициализация и тест контроллера гибких дисков.
14. Инициализация и тест контроллера винчестера.
15. Сканирование области дополнительной памяти ROM BIOS.
16. Инициирование процедуры Bootstrap Loader – начальной загрузки операционной системы.
Задание Рассмотреть и произвести анализ автоматизированного рабочего места и личного персонального компьютера процедуры POST согласно последовательности выполнения данной процедуры, для выполнения необходимо составить таблицу, согласно примеру.
№ п\п |
Наименование функции |
Текущие показание АРМ |
Текущие показание личного ПК |
После заполнение таблицы произвести сравнительный анализ работоспосбности обоих вариантов работы процедуры.
Критерии оценки:
5. - оценка «отлично» выставляется студенту, если анализ выполнен не менее, чем на 90%;
6. - оценка «хорошо» выставляется студенту, если анализ выполнен не менее, чем на 70%;
7. - оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если анализ выполнен не менее, чем на 50%;
8. - оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если анализ выполнен менее, чем на 50%.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Максимов Н.В., Попов И.И., Партыка Т.Л. Архитектура ЭВМ и вычислительных систем: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. – 512 с.: ил. – (Профессиональное образование).
2. Кузин А.В., Жаворонков М.А. Микропроцессорная техника: Учебник для среднего профессионального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 304 с.
3. Балашов Е.П., Пузанков Д.В. Микропроцессоры и микропроцессорные системы: Учеб. Пособие для вузов / Под ред. В.Б. Смолова. - М.: Радио и связь, 2007.-328с.
4. Каган Б.М., Сташин В.В. Основы проектирования микропроцессорных устройств автоматики. –М. и: Энергоатомиздат ,2008.-304 с.
5. Калабеков Б.А. Цифровые устройства и микропроцессорные системы: Учебник для техникумов связи.- М.: Горячая линия- Телеком,2007.-336 с.
6. Мюллер Скотт, Зекер К. Модернизация и ремонт ПК, 13-е издание. : Пер.с англ.-К.; М.; СПб.: Издательский дом «Вильямс», 2007. – 992 с.
7. Пухальский Г.И. Проектирование микропроцессорных устройств: Учебное пособие для вузов.- СПб.: Политехника, 2007.- 544 с
8. Щелкунов Н.Н., Дианов А.П. Микропроцессорные средства и микропроцессорные системы.- М.: Радио и связь, 2008.-288с.
9. Микропроцессорные системы: Учебное пособие для вузов/Е.К.Александров, Р.И. Грушвицкий, М.С.Куприянов и др.; Под общ. ред. Д.В.Пузанкова.- СПб.:Политехнтка,2007.-935с.:ил.
10. Гук М. Аппаратные интерфейсы ПК: Энциклопедия. – СПб.: Питер, 2008.
11. Гук М. Шины PCI, USB и FireWire: Энциклопедия. – 2009.
12. Колесниченко О.В., Шишигин И.В. Аппаратные средства РС.– 5-е изд. – СПб.: БХВ-Петербург, 2007.
13. Максимов Н.В., Партыка Т.Л., Попов И.И. Архитектура ЭВМ и вычислительных систем: Учебник. – М.: ФОРУМ:ИНФРА-М, 2009.
14. Мюллер Скотт. Модернизация и ремонт ПК. – М.: Вильямс, 2007.
15. Несвижский В. Программирование устройств SCSI и IDE. – СПб.: БХВ-Петербург, 2008.
16. Сайков Б.П. Сбои компьютера. Диагностика, профилактика, лечение. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2002.
17. Новиков Ю.В. и др. Разработка устройств сопряжения для персонального компьютера типа IBM PC.
Дополнительные источники:
1. Бройдо В. Л. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2002.
2. Таненбаум Э. Архитектура компьютера. – 4-е изд. – СПб.: Питер, 2002.
Интернет-ресурсы:
1. Свободная мировая энциклопедия: портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org свободный. Дата обращения: 11.11.2011;
2. Портал корпорации Microsoft: портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://windows.microsoft.com свободный. Дата обращения: 11.11.2011;
3. Портал корпорации D-Link – мирового производителя сетевого оборудования: портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
Периодические печатные издания:
1. Компьютерра: компьютерный журн./учредитель Дмитрий Мендрелюк. – 1992-2012;
2. IT Expert: компьютерный журн./учредитель ИД «ИТ Медиа». – 2007-2012;
3. CHIP: компьютерный журн./учредитель ЗАО «ИД «Бурда». – 1987-2012
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.