Министерство образования и науки Пермского края
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Пермский базовый медицинский колледж»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
по дисциплине
ЕН.01 Математика
Математического и общего естественнонаучного цикла
для специальности
31.02.03 Лабораторная диагностика
базовая подготовка, форма обучения очная
Пермь, 2019
.«Рассмотрено» на заседании ЦМК «Общепрофессиональных и естественнонаучных дисциплин» протокол №1 от «30» августа 2019 г
|
«Утверждаю» Директор ГБПОУ «ПБМК» _________________/Е.А.Колесова/ «2» сентября 2019 г МП
|
|
|
|
|
Методические указания по выполнению и оформлению практических работ разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 31.02.03. Лабораторная диагностика базовой подготовки, рабочей программы по учебной дисциплине ЕН.01.Математика.
Разработчик: Кандакова О.В., преподаватель первой квалификационной категории ГБПОУ «ПБМК»
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение …………………………………………….........................4
2. Ход выполнения практической работы……………………………5
3. Перечень практических работ……………………………………...6
4. Практическая работа №1……………………………………………7
5. Практическая работа №2……………………………………………10
6. Практическая работа №3……………………………………………12
7. Практическая работа №4……………………………………………19
8. Практическая работа №5……………………………………………20
9. Практическая работа №6……………………………………………22
10. Практическая работа №7……………………………………………27
11. Рекомендуемая литература………………………………………… 28
ВВЕДЕНИЕ
Методические указания предназначены для проведения практических работ по дисциплине ЕН.01. Математика.
Практические занятия являются связующим звеном между теорией и практикой. Они необходимы для закрепления теоретических знаний, полученных на уроках теоретического обучения, а так же для получения практических знаний.
Цель разработки: оказание помощи обучающимся в выполнении практических работ.
Содержание практических работ позволяет освоить:
- практические приемы вычисления пределов;
- практические приемы вычисления с помощью методов дифференциального и интегрального исчисления;
- виды и методы решения простейших дифференциальных уравнений;
- приложение определенного интеграла к решению прикладных задач;
- основные понятия и методы теории вероятностей и математической статистики;
- основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности.
В методических указаниях к выполнению практических работ содержится инструкция с четким алгоритмом хода работы.
ХОД ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Практические работы необходимо выполнять в специальных тетрадях с указанием номера, темы, целей работы.
Ход работы:
1. Повторить теоретический материал (основные понятия, определения, формулы). Устный опрос.
2. В тетрадях для практических работ выполнить самостоятельную работу или решить номера, которые указаны в работе.
3. Сдать преподавателю тетради для практических работ.
Критерии оценивания практических работ
Оценка «5» ставится, если верно и рационально решено 90%-100% предлагаемых заданий, допустим 1 недочет, неискажающий сути решения.
Оценка «4» ставится при безошибочном решении 80% предлагаемых заданий.
Оценка «3» ставится, если выполнено 70% предлагаемых заданий, допустим 1 недочет.
Оценка «2» - решено мене 70% предлагаемых заданий.
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
№ работы |
Тема |
1 |
Вычисление пределов (2ч) |
2 |
Вычисление производных и дифференциалов функций (2ч) |
3 |
Приложение определенного интеграла к решению прикладных задач (2ч) |
4 |
Решение задач теории вероятности (2ч) |
5 |
Решение задач математической статистики (2ч) |
6 |
Применение математических методов в профессиональной деятельности (4ч) |
7 |
Итоговое занятие (2ч) |
Практическая работа №1
«Вычисление пределов»
Цель работы:
На конкретных примерах научиться вычислять пределы различными способами.
Содержание работы:
1. Вопросы для самоконтроля:
– Что такое предел функции в точке?
– Какая функция называется непрерывной?
– Какие свойства пределов функций используются при вычислении пределов?
– Какие приемы используют при раскрытии неопределенностей типа; ?
– Что такое I (II) замечательный предел?
2. Выписать примеры (1-6):
Типы неопределенностей и методы их раскрытия
Часто при вычислении пределов какой-либо функции, непосредственное применение теорем о пределах не приводит к желаемой цели. Так, например, нельзя применять теорему о пределе дроби, если ее знаменатель стремится к нулю. Поэтому часто прежде, чем применять эти теоремы, необходимо тождественно преобразовать функцию, предел которой мы ищем. Рассмотрим некоторые приемы раскрытия неопределенностей.
I. Неопределенность вида
Пример 1. Вычислить предел
Решение: При подстановке вместо переменной х числа 5 видим, что получается неопределенность вида . Для ее раскрытия нужно разложить знаменатель на множители: х2 -25 = (х-5)*(х+5), получили общий множитель (х-5), на который можно сократить дробь. Заданный предел примет вид: . Подставив х=5, получим результат: ===
Пример 2. Вычислить предел
Решение: При подстановке вместо переменной х числа 3 видим, что получается неопределенность вида . Для ее раскрытия разложим числитель и знаменатель на множители и сократим на общий множитель х-3. В результате получим новый предел, знаменатель которого при подстановке вместо переменной х числа 3 не равен нулю. Этот предел легко вычисляется по теоремам. Таким образом, неопределенность будет раскрыта.
Пример 3. Вычислить предел
Решение: При подстановке вместо переменной х числа 0 видим, что получается неопределенность вида . Для ее раскрытия воспользуемся первым замечательным пределом и его следствием . После чего предел легко вычисляется по теоремам. Таким образом, неопределенность будет раскрыта.
II. Неопределенность вида
Пример 4. Вычислить предел
Решение: При подстановке вместо переменной х бесконечности () видим, что получается неопределенность вида . Для ее раскрытия нужно числитель и знаменатель разделить на наивысшую степень, в данном случае на х. Получим:
==, т.к. величины являются бесконечно малыми и их пределы равны 0.
III. Неопределенность вида
Пример 5. Вычислить предел
Решение: При подстановке вместо переменной х бесконечности () видим, что получается неопределенность вида Для ее раскрытия воспользуемся вторым замечательным пределом или . После чего предел легко вычисляется по теоремам. Таким образом, неопределенность будет раскрыта.
Пример 6. Вычислить предел
Решение: При подстановке вместо переменной х бесконечности () видим, что получается неопределенность вида Для ее раскрытия воспользуемся вторым замечательным пределом или . После чего предел легко вычисляется по теоремам. Таким образом, неопределенность будет раскрыта.
===
3. Задания:
Используя свойства пределов, вычислите пределы функций:
– решить задачи из Омельченко В. П. , Демидова А. А. «Математика: Компьютерные технологии в медицине» на стр.39-40 №1.7(нечетные); №1.8 (нечетные); №1.9(нечетные)
– решить контрольную работу №1 по теме «Пределы и их свойства».
4. Задания на дом:
– подготовить сообщение по теме «Математика в медицине»;
– решить задачи из Омельченко В. П. , Демидова А. А. «Математика: Компьютерные технологии в медицине» на стр.39-40 №1.7(четные); №1.8 (четные); №1.9(четные);
– выучить правила дифференцирования функции и научиться пользоваться таблицей производных (лекции).
Практическая работа №2
«Вычисление производных и дифференциалов функций»
Цель работы:
Проверить умения нахождения производной и дифференциалов функций.
Содержание работы:
1. Вопросы для самоконтроля:
– Что такое производная функции в точке?
– Какая операция называется дифференцированием функции?
– В чем заключается физический и геометрический смысл производной?
– Каковы основные правила дифференцирования функций?
– Для чего используется правило Лопиталя?
2. Таблица производных основных элементарных функций:
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11.
|
12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. |
3. Задания:
Используя правила дифференцирования и производные основных элементарных функций, определите производные следующих функций:
1. у = х3 – 3х 7.
2. 8.
3. 9.
4. 10.
5. . 11.
6. 12.
Используя правило Лопиталя, вычислите пределы функций:
13. 14. 15.
Решить контрольную работу №2 по теме «Дифференциальное исчисление».
4. Задания на дом:
– составить кроссворд по теме «Дифференциальное исчисление»;
– решить задачи из Омельченко В. П. , Демидова А. А. «Математика: Компьютерные технологии в медицине» на стр.53-54 №2.1(четные); №2.2(1,2,4); на стр.56-57 №2.3 (четные);
– выучить основные методы интегрирования функции и научиться пользоваться таблицей неопределенных интегралов (лекции).
Практическая работа №3
«Приложение определенного интеграла к решению прикладных задач»
Цель работы:
– познакомить с понятием криволинейной трапеции;
– на конкретных примерах научиться находить площадь криволинейной трапеции;
– на конкретных примерах научиться находить объем фигуры вращения.
Содержание работы:
1. Вопросы для самоконтроля:
– Понятие криволинейной трапеции;
– Понятие определенного интеграла и его свойства;
– Формула Ньютона-Лейбница;
– Формулы для вычисления площади криволинейной трапеции;
– Формулы для вычисления объема фигуры вращения.
Таблица интегралов
1. 2. 3. 4. 5. 6. |
7. 8. 9. 10. 11. 12. |
13. 14. 15. 16. |
Методы интегрирования
1. Непосредственное интегрирование
Этот способ интегрирования предполагает такое преобразование подынтегральной функции, которое позволило бы использовать для решения табличные интегралы.
Пример 1. Вычислите
Решение: Для вычисления интеграла сначала воспользуемся 2 и 3 свойствами неопределенного интеграла, а затем применим 1 и 4 табличные интегралы:
Пример 2. Вычислите
Решение: Для вычисления интеграла сначала каждый член числителя почленно разделим на знаменатель, затем воспользуемся 2 и 3 свойствами неопределенного интеграла и применим 1 и 3 табличные интегралы:
2. Метод замены переменной (метод подстановки)
Он является одним из наиболее эффективных и распространенных приемов интегрирования, позволяющих во многих случаях упростить вычисление интеграла. Суть этого метода состоит в том, что путем введения новой переменной интегрирования заданный интеграл сводится к новому интегралу, который легко вычисляется непосредственным интегрированием.
Пример 3. Вычислите
Решение: Введем новую переменную t = 3x-4, тогда , откуда . Подставим новую переменную в интеграл (вместо выражения 3х-4 подставим t, вместо подставим ).
Далее нужно вернуться к первоначальной переменной. Для этого сделаем обратную замену (вместо t подставим выражение 3х-4), получим окончательный ответ.
3.Интегрирование по частям.
Используем формулу интегрирования по частям:
Пример 4. Вычислить интеграл
Решение: Используем формулу интегрирования по частям . Пусть . Тогда
Следовательно,
2. Выписать примеры (1-2):
Площадь криволинейной трапеции, ограниченной непрерывной кривой у=f(х), двумя прямыми х=а и х=b и осью абсцисс, вычисляется с помощью определенного интеграла по формулам:
|
|
Пример 1. Вычислить площадь фигуры, ограниченной линиями , осями координат и прямой х=2.
Решение: Построим данные линии
Найдем точки пересечения графика функции с осью Ох: , ,
Пример2. Найти объем тела, полученного вращением вокруг оси OX фигуры, ограниченной линиями:
Решение: Построим криволинейную трапецию, вращением которой получается тело вращения
Чтобы получить объем тела вращения из объема тела, полученного вращением фигуры ОАВС, вычтем объем тела, полученного вращением фигуры ОАВ. Тогда искомый объем . По формуле (12) найдем и : (ед. объема);
(ед. объема);
(ед. объема).
3. Задания:
Используя формулу Ньютона-Лейбница, площади криволинейной трапеции, объема фигуры вращения и методы интегрирования для определенного интеграла:
– решить задачи из Омельченко В. П. , Демидова А. А. «Математика: Компьютерные технологии в медицине» на стр.78 №3.5(нечетные); №3.7 (нечетные);
Вычислить определенный интеграл:
1) 2) 3)
4) 5) 6)
7) 8) 9) 10) 1) 12)
13) 14) 15) 16) 17) 18)
19) 20) 21) 22) 23) 24)
Решить контрольную работу №3 по теме «Интегральное исчисление».
4. Задания на дом:
– решить задачи из Омельченко В. П. , Демидова А. А. «Математика: Компьютерные технологии в медицине» на стр.78 №3.5(четные); №3.7 (четные);
– подготовить сообщение по теме «Решение геометрических, физических и прикладных задач интегральным способом»;
– выучить основные понятия и формулы комбинаторики, классическую формулу нахождения вероятности, теоремы сложения и умножения вероятностей.
Практическая работа №4
«Решение задач теории вероятности»
Цель работы:
На конкретных примерах сформировать умение решать задачи на нахождение вероятностей.
Содержание работы:
1. Вопросы для самоконтроля:
– Случайные события, их виды;
– Вероятность случайного события, способы ее получения;
– Комбинаторика. Применение элементов комбинаторики к вычислению вероятности;
– Действия над случайными событиями, вычисление вероятностей результатов действий;
– Случайные величины, их виды. Закон распределения случайной величины;
– Ряд и функция распределения дискретной случайной величины;
– Математическое ожидание дискретной случайной величины;
– Дисперсия дискретной случайной величины.
2. Выписать примеры (1-6):
Классическое определение вероятности
Раздел математики, изучающий закономерности случайных событий, называется теорией вероятностей.
Вероятностью Р(А) события А в испытании с равновозможными элементарными исходами называют отношение числа исходов m, благоприятствующих событию А, к числу n всех исходов испытания.
Пример 1. В партии из 30 миксеров 2 бракованных. Найти вероятность купить исправный миксер.
Решение:
Пример 2. Из 34 экзаменационных билетов, пронумерованных с помощью чисел от 1 до 34, наудачу извлекается один. Какова вероятность, что номер вытянутого билета есть число, кратное трем.
Решение: Найдем количество чисел от 1 до 34, кратных трем. Это числа 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24, 27, 30, 33. Всего таких чисел 11. Таким образом, искомая вероятность
Пример 3. Вероятность поражения одной мишени – 0,7, а другой – 0,8. Какова вероятность, что будет поражена хотя бы одна мишень, если по ним стреляют независимо друг от друга.
Решение: Т.к. события совместны, то
Пример 4. В двух коробках лежат ручки разного цвета. В первой коробке – 4 красных и 6 черных, во второй – 3 красных, 5 синих и 2 черных. Из обеих коробок вынимают по одной ручки. Найти вероятность, что обе ручки красные.
Решение: Найдем вероятности «вытащить красную ручку из каждой коробки» n1=10, m1=4, p1=0,4, n2=10, m2=3, p2=0,3
Тогда вероятность того, что обе ручки красные:
Пример5. Случайная величина Х задана таблицей распределения вероятностей. Найти М(Х), D(Х), σ(Х).
хi |
2 |
5 |
8 |
9 |
рi |
0,1 |
0,4 |
0,3 |
0,2 |
Решение:
Пример6. Найти математическое ожидание и дисперсию числа лотерейных билетов, на которые выпадут выигрыши, если приобретено 100 билетов, а вероятность выигрыша на каждый билет равна 0,05.
Решение:
3. Задания:
– решить задачи из Омельченко В. П. , Демидова А. А. «Математика: Компьютерные технологии в медицине» на стр.96-97 №5.1; №5.3 (нечетные); на стр.110-111 №5.4(нечетные); №5.5(нечетные); на стр.129-131 №5.6; 5.7; 5.9.
– решить контрольную работу №4 по теме «Основные понятия теории вероятности».
4. Задания на дом:
– решить задачи из Омельченко В. П. , Демидова А. А. «Математика: Компьютерные технологии в медицине на стр.96-97 №5.1; №5.3 (четные); на стр.110-111 №5.4(четные); №5.5(четные); на стр.129-131 №5.8; 5.10.
– подготовить сообщение на тему «Теория вероятности в медицине».
Практическая работа №5
«Решение задач математической статистики»
Цель работы:
На конкретных примерах сформировать умение решать задачи математической статистики.
Содержание работы:
1. Вопросы для самоконтроля:
– Понятие вариационного ряда;
– Этапы медико-статистического исследования;
– Формулы медико-демографических показателей;
– Понятие демографии;
– Перепись населения, обработка информации.
2. Выписать примеры (1-2):
Гистограммой называется график, по оси абсцисс которого отложены границы классов, а по оси ординат – их частота.
Графические изображения, использующиеся для более наглядного изображения статистических данных, называют диаграммами. Наиболее часто используются следующие виды диаграмм: линейные, столбиковые и круговые.
Пример1.Представить в виде линейной диаграммы ожидаемую продолжительность жизни в России с 2006 по 2012 год. Данные приведены в таблице.
Годы |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Мужчины |
63,5 |
62,0 |
58,9 |
57,4 |
58,2 |
59,7 |
61,0 |
Женщины |
74,3 |
73,3 |
71,9 |
71,0 |
71,7 |
79,5 |
73,1 |
Решение:
Столбиковая диаграмма отображает значения анализируемых величин в виде прямоугольных столбиков, высота которых пропорциональна их значению.
Круговые диаграммы позволяют наглядно изобразить исследуемые величины, выраженные в процентных соотношениях или в относительных значениях.
Пример2.Представить в виде круговой диаграммы данные о больных, поступивших в травматологическое отделение. Данные приведены в таблице.
Характер повреждения |
Количество больных |
% |
1. Изолированные травмы |
22 |
44 |
2. Множественные травмы |
14 |
28 |
3. Сочетанные травмы |
6 |
12 |
4. Прочие |
8 |
16 |
Итого |
50 |
100 |
Решение: Исходя из процентных соотношений, находят углы секторов, соответствующие характерам повреждений:
1) 44% * 3,6 = 158,4
2) 28% * 3,6
3) 12% * 3,6 43,2
4) 16% * 3,6 57,6
Демография - наука о народонаселении.
Демографическая статистика изучает численность, состав, плотность расселения, механическое (миграция) и естественное движение населения и их влияние на состояние здоровья и здравоохранение.
Демографическая статистика подразделяется на статику и динамику населения.
Статистика населения – раздел медицинской демографии, изучающие численный состав населения, структуру населения по полу, возрасту, уровню образования, национальности, семейному положению и т.д.
Основной медико-демографический показатель статистики – численность населения.
Динамика населения – изучает естественное, механическое и социальное движения населения.
Рождаемость населения является важнейшим показателем воспроизводства населения.
Общий показатель рождаемости =
Для оценки воспроизводства населения страны важную роль играет показатель смертности.
Смертность населения – процесс естественного сокращения численности людей за счет случаев смерти.
Общий показатель смертности =
Разница между общими показателями рождаемости и смертности населения за год отражает процесс воспроизводства населения. Этот показатель называется естественный прирост населения.
Основные научно-организационные методы,
применяемые при переписи населения.
– периодичность;
– всеобщность;
– единая программа сбора и обработки данных;
– одномоментность;
– сбор сведений методом опроса;
– поименность при сборе информации;
– строгое соблюдение тайны переписи.
3. Задания:
– решить задачи из Омельченко В. П. , Демидова А. А. «Математика: Компьютерные технологии в медицине» на стр.146-148; №6.1; №6.3 ; №6.5; на стр. 168-169; №6.12; №6.15; №6.16; №6.17.
– решить контрольную работу №5 по теме «Математическая статистика»
4. Задания на дом:
– решить задачи из Омельченко В. П. , Демидова А. А. «Математика: Компьютерные технологии в медицине на стр.146-148; №6.2; №6.4; №6.6; на стр.168-169; №6.13; №6.18; №6.19; №6.20.
– подготовить сообщение на тему «Статистика в медицине»
Практическая работа №6
«Применение математических методов в профессиональной деятельности»
Цель работы:
На конкретных примерах сформировать умение решать задачи на применение математических методов в профессиональной деятельности.
Содержание работы:
1. Вопросы для самоконтроля:
– Что такое процент?
– Какие три типа задач применяются для решения задач на проценты?
– Что такое пропорция?
– Сформулировать основное свойство пропорции.
– Написать формулу для вычисления процентной концентрации раствора.
– Написать формулу для расчета прибавки роста и массы детей;
– Написать формулу для расчета питания детей;
– Оценка пропорциональности развития ребенка, используя антропометрические индексы.
2. Выписать примеры (1-6):
Формула сложных процентов
Масса раствора состоит из массы вещества и массы воды, т.е.
Концентрация раствора
Для дезинфекции чаще всего используются растворы хлорамина:
0,5% - для обработки рук;
1% - для уборки палат;
2% - для дезинфекции термометров;
3% - для текущей уборки в процедурном кабинете; для дезинфекции клизменных наконечников;
5% - для дезинфекции плевательницы туберкулезных больных. Хлорную известь используют для уборки коридоров, санузлов.
Маточный раствор - это 10% раствор хлорной извести.
Разведение антибиотиков
Стандартное разведение:
1 г (пенициллина) соответствует 1000 000 ЕД и 5 мл (новокаина). Флаконы могут быть по 1 000 000 ЕД; 500 000 ЕД ; 250 000 ЕД.
Расчёт массы тела
- масса при рождении
– масса долженствующая
- масса фактическая
Определение массы тела до 6 месяцев
= + 800,
n – число месяцев,
Определение массы тела после от 6-ти месяцев до 1 года
= + 4800+400(n – 6)
n - число месяцев, ;
Определение массы тела ребёнка от 1 года до 10 лет
Массу тела ребёнка до 10 лет в кг можно вычислить по формуле:
= 10+2n,
где 10кг - средний вес ребёнка в 1 год,
2кг - ежегодная прибавка веса,
n - возраст ребёнка.
Массу тела ребёнка после 10 лет в кг можно вычислить по формуле
= 30+4(n -10), где 30 - средний вес ребёнка в 10 лет, 4 - ежегодная прибавка веса, n - возраст ребёнка.
Определение степени гипотрофии
I степень - дефицит массы 10 - 20%
II степень - дефицит массы 20 – 30%
III степень - дефицит массы > 30%
РАСЧЁТ:
- 100%
- х%
х% = ():
Степень гипотрофии = 100% - х%
Расчёт длины тела
Длина тела ребёнка до года увеличивается ежемесячно
в 1 квартале на 3см,
во 2-м - на 2,5см,
в 3-м - на 1,5см,
в 4-м - на 1 см.
Рост ребёнка после года можно вычислить по формуле: 75+6n, где 75см - средний рост ребёнка в 1 год, 6см - среднегодовая прибавка, n - возраст ребёнка.
Расчет питания. Формула Шкарина
Vсут=800 50n
Если n - число недель, недостающее до 8-ми недель, тогда формула берется со знаком минус.
Если n - число месяцев больше 2-х, формула берется со знаком плюс.
Vраз = , N - число кормлений в сутки.
Пример1. Торговая фирма покупает товар по оптовой цене 2300 рублей и продает его в розницу с надбавкой в 6%. Какова розничная цена?
Решение: По условию, розничная цена составляет 106% сотых от 2300 рублей. = 2438 (руб.)
Пример2. Какой должен быть первоначальный капитал, чтобы при начислении по 15% в месяц, получить через полгода миллион рублей?
Решение: Подставим в формулу сложных процентов р = 15, n = 6,
b = 1000000 и найдем а:
a 432 328 (руб.)
Пример 3. Сколько необходимо вещества и воды для приготовления 1л 2% раствора?
Решение: Количество раствора 1 л (1000г). Известно, что раствор 2%, значит, количество вещества составляет 2% от количества раствора:
Количество воды есть разность между количеством раствора и количеством вещества:
Ответ: Для приготовления 1 л 2% раствора необходимо 980г воды и 20г вещества.
Пример4. К 2 кг шестидесятипроцентного раствора серной кислоты добавили восьмидесятипроцентной - 4кг кислоты. Какова концентрация нового раствора?
Решение:1. Пусть х кг-количество серной кислоты в 60%растворе. Составим пропорцию: 2 кг - 100%
х кг - 60%
Найдем х. (кг).
2. Пусть у кг - количество серной кислоты в 80% растворе.
Составим пропорцию:
1кг - 100%
у кг - 80%
Найдем у. 0,8(кг)
3. Найдем: а) массу нового раствора
2 кг + 1 кг = 3 кг.
б) количество серной кислоты в новом растворе
х + у = 1,2 кг +0,8 кг = 2 кг.
4. Пусть к% - концентрация нового раствора. Составим пропорцию:
3кг- 100%
2 кг - к%
Найдем концентрацию к: (%) Ответ: 66,7%
Пример 5. Во флаконе 500000ЕД пенициллина. Пациенту врач назначил ввести 100000ЕД пенициллина 4 раза в сутки. Какое количество растворителя необходимо ввести во флакон для разведения, и сколько миллилитров раствора надо набрать в шприц?
Решение: 1. Определим количество растворителя. Для этого составим пропорцию и найдем х.
1мл - 200 000 ЕД
хмл - 500 000 ЕД
2,5 мл растворителя введем во флакон.
2. Определим количество раствора лекарственного вещество, которое необходимо набрать в шприц.
1мл - 200 000 ЕД
хмл - 100 000 ЕД
0,5 мл раствора наберем в шприц для введения пациенту
Ответ: 2,5 мл растворителя; 0,5 мл раствора.
Пример 6. Ребенок родился с весом тела 3 кг. В 3 месяца вес ребёнка составляет 4 кг. Определите дефицит массы тела ребёнка.
Решение: Долженствующая масса тела ребёнка в 4 месяца равна 5,4кг. Разность составляет 1,4кг.
5,4 - 100%
1,4 – х%
Ответ: дефицит 2 степени.
Пример 7. Определить рост 7-ми месячного ребенка.
Решение: Р = 75 – 41 – 21,5 = 68 см.
Пример 8. Ребенку три месяца. При кормлении он высасывает 80мл молока.
Оценить: достаточно ли молока ребенку, или нет.
Решение: Vсут = 800+503 = 800+150 = 950(мл)
В сутки 6 кормлений. Vp = =160(мл) Ответ: не достаточно.
3. Задания:
– решить задачи из Омельченко В. П. , Демидова А. А. «Математика: Компьютерные технологии в медицине» на стр.190-191; №7.1; №7.3 ; №7.5; №7.7; №7.9; №7.11; №7.13; №7.15;.№7.17.
– решить контрольную работу №6 по теме «Применение математических методов в профессиональной деятельности».
4. Задания на дом:
– решить задачи из Омельченко В. П. , Демидова А. А. «Математика: Компьютерные технологии в медицине » на стр.190-191; №7.2; №7.4; №7.6; №7.8; №7.10; №7.12; №7.14; №7.16.
– подготовиться к зачету.
Практическая работа №7
«Итоговое занятие»
Цель работы:
На конкретных примерах сформировать умение решать задачи математической статистики.
Содержание работы:
1. Вопросы для самоконтроля:
– Числовые множества (действительные, целые, рациональные, иррациональные, натуральные), обозначение множеств, примеры.
– Первый замечательный предел. Какую неопределённость помогает раскрыть?
– Второй замечательный предел. Какую неопределённость помогает раскрыть?
– Что такое приращение аргумента? Что такое приращение функции? Формулы.
– Касательная. Уравнение касательной.
– Правило Лопиталя. Где оно применяется?
– Асимптота. Определение, формулы (горизонтальная, вертикальная, наклонная асимптота).
– Определение первообразной, определение неопределённого интеграла.
– Способы интегрирования.
– Интегрирование по частям (формула).
– Формула Ньютона-Лейбница. Где она применяется?
– Формула для нахождения площади криволинейной трапеции.
– Формула для вычисления объёма тела вращения.
– Обыкновенное дифференциальное уравнение I порядка (определение).
– Что такое задача Коши?
– Определение математического ожидания (формула).
– Определение дисперсии (формула).
– Что такое антропометрические индексы? Где они применяются?
2. Написать тест по теории: в тесте 10 вопросов. Выбрать один правильный ответ.
3. Написать тест по практике: в тесте 7вопросов. Решить и выбрать один правильный ответ.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основные источники
1. Пехлецкий И.Д. Математика. Учебник. Москва: ACADEMA, 2016г.
2. Омельченко В. П. , Демидова А. А. Математика: Компьютерные технологии в медицине. Ростов - на Дону: Феникс, 2018 г.
Дополнительная литература:
1. Елисеева Н.Н., Юзбяшев М.М. Общая теория статистики. М.Р. и С., 2008г.
2. Матвеева Н.М. Курс математики для техникумов. Москва: Наука, 2008г.
3. Нахимсон Л.М. Элементы интегрального исчисления. Москва: Высшая школа, 2009г.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.