ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №262
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ
УТВЕРЖДАЮ
Директор образовательного
учреждения № 262
______________ С.Н. Медведев
«____»_______________2019 г.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ УГЛОВЫХ КОНЦЕВЫХ ШИПОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Дисциплина ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СТОЛЯРНЫХ И ПЛОТНИЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ
Профессия Столяр-строительный
2019
Представленная методическая разработка может быть использована преподавателями, занимающимися подготовкой специалистов по профессии 18880 Столяр строительный.
Рассмотрено на заседании методической комиссии ФКП ОУ № 262, протокол № _____
от ________________________________ 2019 г.
Председатель методической комиссии _____________________________ И.В. Дикаева
СОСТАВИТЕЛЬ:
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………….. |
4 |
1 Общие теоретические сведения……………………………………………......... |
5 |
2 Методические указания к выполнению практической работы……………….. |
6 |
3 Алгоритм выполнения практической работы………………………………….. |
6 |
3.1 Контрольные вопросы…………………………………………………………. |
7 |
Список использованных источников……………………………………………... |
8 |
Приложение – Виды шиповых угловых концевых соединений………………… |
9 |
ВВЕДЕНИЕ
Данные методические указания составлены по теме раздела «Элементы столярных изделий, соединения элементов деревянных деталей и конструкций».
Методические указания содержат:
- Теоретический материал для актуализации знаний по теме практической работы;
- Задания для выполнения практической работы, алгоритм выполнения заданий;
- Критерии оценки результатов выполнения практической работы.
В результате проведения практической работы обучающийся должен:
Знать:
· виды шипов;
· способы шиповых соединений;
· применение угловых, концевых, серединных, ящичных соединений;
· разметку и выпиливание шипа и проушины;
· дефекты шиповых соединений.
Уметь:
· определять повиду название углового концевого соединения.
Практическая работа рассчитана на 45 минут аудиторного времени. Выполнение практической работы нацелено на закрепление полученных теоретических знаний по теме: «Элементы столярных изделий, соединения элементов деревянных деталей и конструкций», формированию навыковопределения видов угловых концевых соединений по образцу.В процессе выполнения заданий студенты выполняют чертеж соединения, а также отвечают на контрольные вопросы.
В результате выполнения практической работы обучающиеся оформляют отчёт в ученической тетради. Отчет представляет собой выполненные практические задания и письменные ответы на контрольные вопросы, представленные в методических указаниях.
Методические указания имеют критерии оценки практической работы и перевод количественных показателей в качественную оценку.
1 ОБЩИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
При изготовлении столярных изделий основным видом соединений являются шиповые. Шиповое соединение состоит из двух элементов: шипа и гнезда (проушины).
Шиповые соединения подразделяются: на угловые концевые, угловые серединные и угловые ящичные.
Угловые концевые соединения брусков выполняют на шипы:
УК – 1 открытый сквозной одинарный;
УК – 2 открытый сквозной двойной;
УК – 3 открытый сквозной тройной;
УК – 4 несквозной с полупотёмком;
УК – 5 сквозной с полупотёмком;
УК – 6 несквозной с потёмком;
УК – 7 сквозной с потёмком;
УК – 8 несквозные и сквозные на круглые вставные шипы (шканты)
УК – 9 на «ус» со вставным несквозным круглым шипом
УК – 10 на «ус» со вставным несквозным плоским шипом
УК – 11 на «ус» со вставным сквозным плоским шипом
При выработке шипов и проушин выполняют следующие операции: размечают шипы и проушины, запиливают, выпиливают заплечики и выдалбливают проушины. Разметка шипов и проушин осуществляется согласно размерам соединений , которые определяются по рабочему чертежу изделия или по стандарту (ГОСТ) на него. Шипы и проушины можно также размечать, используя шаблоны.
Запиливают шипы и проушины пилой с широким полотном и мелким зубом. Запиливать надо очень аккуратно и тщательно. При пилении следят за тем, чтобы пила проходила около риски, причём пропил должен проходить в удаляемой части древесины.
Спиливание заплечиков выполняют после запиливания шипов и проушин. Пропил делают с небольшим поднутриванием с уклоном 5 – 10 градусов в сторону детали.
Выдалбливание древесины в проушинах выполняют долотом. Долбление проводят встречное, т.е. с двух кромок до половины толщины бруска. Чтобы шип плотнее прилегал ко дну проушины, допускается незначительное поднутривание дна с обеих кромок бруска. Проушину и шип зачищают стамеской.
2 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТЫ
Тема работы: Определение угловых концевых шиповых соединений.
Цель практической работы:
1. Закрепить знания о видах угловых концевых шипованных соединений.
2. Совершенствовать умения определять виды угловых концевых шипованных соединений по образцу, различатьвиды угловых концевых соединений.
3. Содействовать воспитанию положительных мотивов обучения.
- для формирования умений обучающийся должен знать:
· виды шипов;
· способы шиповых соединений;
· применение угловых, концевых, серединных, ящичных соединений;
· разметку и выпиливание шипа и проушины;
· дефекты шиповых соединений.
- в результате выполнения работы обучающийся должен уметь:
· определять по виду название углового концевого соединения.
Материально-техническое оснащение практической работы:
образцы угловых концевых соединений.
Учебно-методическое обеспечение:
методические указания по выполнению практической работы «Определение угловых концевых шиповых соединений по образцам».
3 АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ЗАДАНИЕ 1 Внимательно рассмотрите представленные образцы столярных соединений. Проанализируйте представленные образцы и определите виды угловых концевых соединений. Результаты запишите в предложенную таблицу.
Соединение |
№ образца |
||||||||||
№1 |
№2 |
№3 |
№4 |
№5 |
№6 |
№7 |
№8 |
№9 |
№10 |
№11 |
|
УК – 1 |
* |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
УК – 2 |
|
* |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
УК – 3 |
|
|
* |
|
|
|
|
|
|
|
|
УК – 4 |
|
|
|
* |
|
|
|
|
|
|
|
УК – 5 |
|
|
|
|
* |
|
|
|
|
|
|
УК – 6 |
|
|
|
|
|
* |
|
|
|
|
|
УК – 7 |
|
|
|
|
|
|
* |
|
|
|
|
УК – 8 |
|
|
|
|
|
|
|
* |
|
|
|
УК – 9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
* |
|
|
УК – 10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
* |
|
УК – 11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
* |
|
ЗАДАНИЕ 2Начертите в тетради представленные виды столярных соединений, используя Приложение.
ЗАДАНИЕ 3Письменно ответить на контрольные вопросы, представленные в методических указаниях.
3.1 Контрольные вопросы:
1.Назовите виды шипов?
2.Опишите способы соединения шипов.
3.Обозначьте применение угловых, концевых, серединных соединения.
4.Опишите разметку шипового соединения.
5.Как выпиливают шип и проушину?
6.Что необходимо сделать, чтобы шиповое соединение получилось плотным?
7.Какие дефекты могут быть в шиповом соединении?
4 КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
ЗАДАНИЕ 1
· «точность определения видов соединения»
· «правильность заполнения таблицы»
ЗАДАНИЕ 2
· «точность чертежа»
· «соответствие чертежа виду соединения»
ЗАДАНИЕ 3
· полнота – ответ на вопрос изложен в полном объеме, самостоятельно, показано свободное владение профессиональной терминологией, приведены необходимые примеры.
· логичность – ответ изложен последовательно, сделаны необходимые акценты в изложении.
· аргументированность – ответ представлен с четкими выводы, обобщениями, умозаключениями.
Номер задание |
Количество баллов |
Задание 1 |
Максимальное количество баллов - 11 |
Задание 2 |
Максимальное количество баллов – 11 |
Задание 3 |
Максимальное количество баллов - 7 |
КАЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Количество набранных баллов |
Качественная оценка |
29 - 26 баллов |
5 «отлично» |
25-23 балла |
4 «хорошо» |
22-20 баллов |
3 «удовлетворительно» |
19 и ниже |
2 «неудовлетворительно» |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Основные источники:
1. Б.А. Степанов, Технология плотничных, столярных, стекольных и паркетных работ, учебник для проф. Образования М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 336 с.
Дополнительные источники:
1. .http: // pedsovet.su
2. http: // kon82.narod.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ
Виды шиповых угловых концевых соединений
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.