МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В СПО
Разработал преподаватель: Игнатьева Елена Сергеевна
Тема:
Поиск информации на государственных образовательных порталах.
Учебная цель: научиться пользоваться поисковыми системами, изучить и освоить технологию организации поиска информации на государственных образовательных порталах
Образовательные результаты:
Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме
В настоящее время существует множество справочных служб Интернет, помогающих пользователям найти нужную информацию. В таких службах используется обычный принцип поиска в неструктурированных документах – по ключевым словам.
Поисковая система – это комплекс программ и мощных компьютеров, способные принимать, анализировать и обслуживать запросы пользователей по поиску информации в Интернет. Поскольку современноеWeb-пространство необозримо, поисковые системы вынуждены создавать свои базы данных по Web- страницам. Важной задачей поисковых систем является постоянное поддержание соответствия между созданной информационной базой и реально существующими в Сети материалами. Для этого специальные программы (роботы) периодически обходят имеющиеся ссылки и анализируют их состояние. Данная процедура позволяет удалять исчезнувшие материалы и по добавленным на просматриваемые страницы ссылкам обнаруживать новые.
Служба WorldWideWeb (WWW)– это единое информационное пространство, состоящее из сотен миллионов взаимосвязанных электронных документов.
Отдельные документы, составляющие пространство Web, называютWeb-страницами.
Группы тематически объединенных Web-страниц называютWeb-узлами (сайтами).
Программы для просмотра Web-страниц называют браузерами (обозревателями).
К средствам поисковых систем относится язык запросов.
Используя различные приёмы можно добиться желаемого результата поиска.
! – запрет перебора всех словоформ.
+ – обязательное присутствие слов в найденных документах.
- – исключение слова из результатов поиска.
&– обязательное вхождение слов в одно предложение.
~– требование присутствия первого слова в предложении без присутствия второго.
| – поиск любого из данных слов.
«»– поиск устойчивых словосочетаний.
$title– поиск информации по названиям заголовков.
$anchor –поиск информации по названию ссылок.
Наиболее популярными русскоязычными поисковыми системами являются:
Rambler — www.rambler.ru;
Апорт — www.aport.ru;
Яndex— www.yandex.ru.
Англоязычные поисковые системы:
Yahoo — www.yahoo.com.
Специализированные поисковые системы позволяют искать информацию в специализированных слоях Интернета. К ним можно отнести поиск файлов на серверахFTP и систему поиска адресов электронной почты WhoWhere.
«Информационный ресурс – это знания, представленные в проектной форме»,– такое краткое и недостаточно строгое определение было предложено профессором Ю.М. Каныгиным.
Таким образом, информационные ресурсы – это знания, подготовленные для целесообразного социального использования.
Под образовательными информационными ресурсами мы будем понимать текстовую, графическую и мультимедийную информацию, а также исполняемые программы (дистрибутивы), то есть электронные ресурсы, созданные специально для использования в процессе обучения на определенной ступени образования и для определенной предметной области.
К образовательным электронным ресурсам можно отнести:
· учебные материалы (электронные учебники, учебные пособия, рефераты, дипломы),
· учебно-методические материалы (электронные методики, учебные программы),
· научно-методические (диссертации, кандидатские работы),
· дополнительные текстовые и иллюстративные материалы (лабораторные работы, лекции),
· системы тестирования (тесты – электронная проверка знаний),
· электронные полнотекстовые библиотеки;
· электронные периодические издания сферы образования;
· электронные оглавления и аннотации статей периодических изданий сферы образования,
· электронные архивы выпусков.
Задания практического занятия
Задание № 1.
В строке поиска введите фразу «каталог образовательных ресурсов».
Перечислите, какие разделы включают в себя образовательные ресурсы сети Интернет.
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
…. |
Охарактеризуйте любые три.
Название |
Характеристика |
|
|
|
|
|
|
Задание №2.
1. Откройте программу EnternetExplorer.
2. Загрузите страницу электронного словаря Promt– www.ver-dict.ru.
3. Из раскрывающегося списка выберите Русско-английский словарь (Русско-Немецкий).
4. В текстовое поле Слово для перевода: введите слово, которое Вам нужно перевести.
5. Нажмите на кнопку Найти.
6. Занесите результат в следующую таблицу:
Слово |
Русско-Английский |
Русско-Немецкий |
Информатика |
|
|
Клавиатура |
|
|
Программист |
|
|
Монитор |
|
|
Команда |
|
|
Винчестер |
|
|
Сеть |
|
|
Ссылка |
|
|
Оператор |
|
|
Задание №3.
1. Загрузите страницу электронного словаря– www.efremova.info.
2. В текстовое поле Поиск по словарю: введите слово, лексическое значение которого Вам нужно узнать.
3. Нажмите на кнопку Искать. Дождитесь результата поиска.
4.Занесите результат в следующую таблицу:
Слово |
Лексическое значение |
Метонимия |
|
Видеокарта |
|
Железо |
|
Папирус |
|
Скальпель |
|
Дебет |
|
Задание №4. С помощью одной из поисковых систем найдите информацию и занесите ее в таблицу:
Личности 20 века |
||
Фамилия, имя |
Годы жизни |
Род занятий |
Джеф Раскин |
|
|
Лев Ландау |
|
|
Юрий Гагарин |
|
|
Задание №5. Заполните таблицу, используя поисковую систему Яндекс: www.yandex.ru.
Слова, входящие в запрос |
Структура запроса |
Количество найденных страниц |
Электронный адрес первой найденной ссылки |
Информационная система |
Информационная! Система! |
|
|
Информационная + система |
|
|
|
Информационная - система |
|
|
|
«Информационная система» |
|
|
|
Персональный компьютер |
Персональный компьютер |
|
|
Персональный & компьютер |
|
|
|
$title (Персональный компьютер) |
|
|
|
$anchor (Персональный компьютер) |
|
|
Задание № 6. Произведите поиск картинок и фотографий в поисковой системе Яndex. В поле поиска наберите по-английски «Dollar» и укажите категорию поиска «Картинки». Запрос «Dollar» найдет в Интернете картинки, в имени которых встречается слово «Dollar». Высока вероятность того, что эти картинки связаны с финансами
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию
1. Что понимают под поисковой системой?
2. Что такое ссылка и как определить, является ли элемент страницы ссылкой?
3. Возможно ли копирование сведений с одной Web-страницы на другую?
4. Каким образом производится поиск картинок и фотографий в поисковых системах Интернет?
5. Что понимают под образовательными информационными ресурсами?
6. Что можно отнести к образовательным электронным ресурсам?
Сделать выводы и выполнить отчет в соответствии с Приложением 1.
Порядок выполнения отчета по практическому занятию
1. Изучить теоретический материал. Ответить на контрольные вопросы.
2. Оформить работу в соответствии с шаблоном. При оформлении использовать MS Office
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.