МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В СПО
Разработал преподаватель: Игнатьева Елена Сергеевна
Тема:
Представление цифровой информации в различных системах счисления.
Учебная цель: изучить системы счисления, используемые в ЭВМ, научиться переводить числа из одной системы счисления в другую.
Образовательные результаты: владение способами представления, хранения и обработки данных на компьютере
Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме
Система счисления - способ представления любого числа с помощью определенного алфавита символов, называемых цифрами и соответствующие ему правила действия над числами.
В любой системе счисления любое число может быть записано в обобщенном виде:
(1)
где
- цифра числа;
- основание системы счисления;
<
.
Таблица 1.1 – Основания и базы различных систем счисления
название |
основание |
база |
двоичная |
р=2 |
0, 1 |
троичная |
р=3 |
0, 1, 2 |
восьмеричная |
р=8 |
0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 |
десятичная |
р=10 |
0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 |
шестнадцатеричная |
р=16 |
0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, А, В, С, D, E, F |
Алгоритмы перевода чисел
(2)
1.(8)
(10)
Перевод осуществляется по формуле (1).
(16)
Можно также данный перевод сформулировать в виде алгоритма:
1) умножить цифру старшего разряда числа на старое основание;
2) прибавить к результату следующую цифру числа;
3) умножить полученную сумму на старое основание;
4) повторять п.2,3 до тех пор, когда будет прибавлена цифра младшего разряда.
Алгоритм перевода целых чисел:
(2)
2. (10) (8) 1) разделить
десятичное число на новое основание (деление
(16) нацело с остатком);
2) полученный остаток от деления есть младший разряд числа в новой системе счисления;
3) вновь разделить частное от деления на новое основание;
4) остаток – есть следующий разряд числа в новой системе счисления;
5) повторять п.3,4 до тех пор, пока полученное частное станет равным нулю.
Алгоритм перевода дробных чисел:
1) последовательно умножать дробные части данного числа и получаемых произведений на основание новой системы до тех пор, пока дробная часть произведения не станет равной нулю или не будет достигнута требуемая точность представления числа в новой системе счисления;
2) полученные целые части произведений являются цифрами числа в новой системе счисления;
3) составить дробную часть числа в новой системе счисления, начиная с целой части первого произведения.
Таблица 1.2 –Соответствие баз различных систем счисления двоичным кодам
Базы |
Двоичные коды |
Тетрады дв. кодов |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 А=10 В=11 С=12 D=13 E=14 |
0 1 10 11 100 101 110 111 1000 1001 1010 1011 1100 1101 1110 1111 |
0000 0001 0010 0011 0100 0101 0110 0111 1000 1001 1010 1011 1100 1101 1110 1111 |
В способах перевода чисел 3 и 4 используются данные таблицы 1.2
3. (2) (16) Начиная от
десятичной точки в обе стороны поделить число на тетрады двоичных кодов и
каждой тетраде поставить в соответствие шестнадцатеричный элемент.
4. (16)
(2) Каждому
шестнадцатеричному элементу поставить в соответствие тетраду двоичных кодов.
Задания практического занятия
Задания № 1 и № 2 выполнять по алгоритму 1.
Задание 1. Перевести двоичные числа в десятичную систему счисления:1) 100010,011101; 2)1111000000,101; 3)101010,111001;
Задание 2. Перевести шестнадцатеричные числа в десятичную системусчисления:1) 1AC7; 2) 51,2D1; 3) 2F,D8C;
Задания № 3 и № 4 выполнять по алгоритму 2.
Задание 3. Перевести целые числа из десятичной системы счисления в двоичную и шестнадцатеричную:1)856; 2) 664;3) 5012;
Задание 4. Перевести двоичные числа в шестнадцатеричные, используя способ 3:1) 100010,011101; 2)1111000000,101; 3) 101010,111001;
Задание 5. Перевести шестнадцатеричные числа в двоичную систему счисления, используя способ 4:1)ABC,1F; 2) 1A2,E; 3) 5АC,16;
Дополнительные задания:
1. 175(10) → ?(2)
2. 175(10) → ?(16)
3. 1CD.5(16) → ? (10)
4. 110011.111(2) → ? (10)
5. 5C.A(16) → ? (2)
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию
1. Что называется системой счисления?
2. Алгоритм перевода целых чисел из десятичной системы в двоичную.
3. Алгоритм перевода дробных чисел из десятичной системы в двоичную
4. Представление чисел в шестнадцатиричной системе счисления.
5. Из каких знаков состоит алфавит десятичной и двоичной систем?
6. Почему в вычислительной технике взята за основу двоичная система счисления?
7. Какое наибольшее десятичное число можно записать тремя цифрами:
в двоичной системе;
в восьмеричной системе;
в шестнадцатеричной системе
Сделать выводы и выполнить отчет в соответствии с Приложением 1.
Порядок выполнения отчета по практическому занятию
1. Изучить теоретический материал. Ответить на контрольные вопросы.
2. Оформить работу в соответствии с шаблоном. При оформлении использовать MS Office.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.