МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ -Тема: Проведение исследования на основе компьютерной модели

  • docx
  • 29.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В СПО Разработал преподаватель: Игнатьева Елена Сергеевна Тема: Проведение исследования на основе компьютерной модели
Иконка файла материала ПР10.docx

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В СПО

 

Разработал преподаватель: Игнатьева Елена Сергеевна

 

Тема:

 Проведение исследования на основе компьютерной модели

Учебная цель: изучить среду программирования и структуру программы Turbo Pascal, проводить исследования на основе использования готовой программы в этой среде программирования.

Образовательные результаты: сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса), владение навыками алгоритмического мышления и понимание методов формального описания алгоритмов, владение знанием основных алгоритмических конструкций, умение анализировать алгоритмы; владение типовыми приемами написания программы на алгоритмическом языке для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций языка программирования

 

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме

Паскаль - язык профессионального программирования, который назван в честь французского математика и философа Блеза Паскаля (1623-1662) и разработан в 1968-1971 гг. Никлаусом Виртом. Первоначально был разработан для обучения, но вскоре стал использоваться для разработки программных средств в профессиональном программировании.

Паскаль популярен среди программистов по следующим причинам:

·           Прост для обучения.

·           Отражает фундаментальные идеи алгоритмов в легко воспринимаемой форме, что предоставляет программисту средства, помогающие проектировать программы.

·           Позволяет четко реализовать идеи структурного программирования и структурной организации данных.

·           Использование простых и гибких структур управления: ветвлений, циклов.

·           Надежность разрабатываемых программ.

Турбо Паскаль - это система программирования, созданная для повышения качества и скорости разработки программ (80-е гг.). Слово Турбо в названии системы программирования - это отражение торговой марки фирмы-разработчика Borland International (США).

Систему программирования Турбо Паскаль называют интегрированной (integration - объединение отдельных элементов в единое целое) средой программирования, т.к. она включает в себя редактор, компилятор, отладчик, имеет сервисные возможности.

Основные файлы Турбо Паскаля:

Turbo.exe- исполняемый файл интегрированной среды программирования;

urbo.hlp - файл, содержащий данные для помощи;

Turbo.tp - файл конфигурации системы;

Turbo.tpl - библиотека стандартных модулей, в которых содержатся встроенные процедуры и функции (SYSTEM, CRT, DOS, PRINTER, GRAPH, TURBO3, GRAPH3).

Программы на языке Паскаль имеют блочную структуру:

Блок типа PROGRAM - имеет имя, состоящее только из латинских букв и цифр. Его присутствие не обязательно, но рекомендуется записывать для быстрого распознавания нужной программы среди других листингов.

Программный блок, состоящий в общем случае из 7 разделов:

раздел описания модулей (uses);

раздел описания меток (label);

раздел описания констант (const);

раздел описания типов данных (type);

раздел описания переменных (var);

раздел описания процедур и функций;

раздел описания операторов.

Общая структура программы на языке Паскаль:

Рrogram ИМЯ..; {заголовок программы}

Uses ...; {раздел описания модулей}

Var ..; {раздел объявления переменных}

...

Begin {начало исполнительной части программы}

... {последовательность

... операторов}

End. {конец программы}

 

Задания практического занятия

 

Задание 1. Изучите пример программы на языке Турбо Паскаль, которая осуществляет сложение двух чисел и выводит сумму на экран:

Program Summa;

Uses
Crt;{
Подключаем модуль Crt}

Var
   number1, {переменная, в которой будет содержаться первое число}

   number2, {переменная, в которой будет содержаться второе число}

   rezult {переменная, в которой будет содержаться результат}

     :integer; {указывает тип целых чисел}

Begin
   ClrScr;{Используем процедуру очистки экрана из модуля Crt}

   Write ('Введите первое число ');

   {Выводим на экран символы, записанные между апострофами}

   Readln (number1);

   {Введенное пользователем число считываем в переменную number1}

   Write ('Введите второе число ');

   {Выводим на экран символы, записанные между апострофами}

   Readln (number2);

   {Введенное пользователем число считываем в переменную number2}

   rezult := number1 + number2;

   {Находим сумму введенных чисел и присваиваем переменной rezult}

   Write ('Сумма чисел ', number1, ' и ', number2, ' равно ', rezult);

   {Выводим на экран строчку, содержащую ответ задачи}

   Readln;{Процедура задержки экрана}

End.

 

Задание 2. Изучите внешний вид системы программирования Турбо Паскаль.

 

Задание 3. Запишите программу, выполняющую сложение двух чисел. Для этого нажмите клавишу F10, чтобы выйти в главное меню, затем клавишами перемещения курсора выберите опцию File, а в выпавшем меню команду New.

Найдите в этой программе заголовок, раздел описания переменных, признак начала программы, признак конца программы, тело программы, комментарий.

 

Задание 4. Письменно ответьте на вопросы:

1.                      Какое назначение переменных number1, number2, rezult?

2.                      Что обозначает строка: number1, number2, rezult : integer; ? 

3.                      Если присвоить переменным number1 и number2 соответственно значение 5 и 7, то какую строчку выдаст компьютер при исполнении последней процедуры Write? Запишите ее в отчет.

4.                      Переведите с английского языка слова: Write, Read. Как вы думаете, что должен делать операторы с таким названием?

5.                      Как вы понимаете запись: readln(number1);?

6.                      Чему равно значение переменной rezult после выполнения оператора: rezult := number1 + number2; ?

7.                      Что делает оператор присваивания в этой программе?

 

Задание 5. Измените программу так, чтобы она находила произведение двух чисел.

 

Задание 6. Измените программу так, чтобы она выполняла расчет площади прямоугольника по его длине и ширине. Заполните по результатам работы программы таблицу:

№ п/п

Параметры прямоугольника

Длина

Ширина

Площадь

1.

1

10

2.

7

14

3.

5

7

4.

8

8

5.

4

12

 

Вопросы для закрепления теоретического материала  к практическому занятию

1.      Что такое среда программирования?

2.      Как открыть, редактировать, сохранить текст программы в Тurbo Pascal?

3.      Какова структура программы на языке Pascal?

 

Сделать выводы и выполнить отчет в соответствии с Приложением 1.

Порядок выполнения отчета по практическому занятию

1. Изучить теоретический материал. Ответить на контрольные вопросы.

2. Оформить работу в соответствии с шаблоном. При оформлении использовать MS Office.