Тема практической работы №32:
Решение показательных, логарифмических уравнений и неравенств.
Цель работы:
- применить умения по владению стандартными приемами решения показательных, логарифмических уравнений и неравенств.
Оборудование:
1. Рабочая тетрадь в клетку
2. Раздаточные материалы: карточки-задания, инструкционные карты – 20 штук.
3. Калькулятор простой.
4. Ручка.
Задание:
I Вариант II Вариант
1. Решить показательные уравнения:
а)
;
а) ![]()
б)
;
б) ![]()
в)
в)
![]()
2. Решить логарифмические уравнения:
а)
а)
![]()
б)
б)
![]()
3. Решить графически уравнение:
![]()
4.Решить показательные неравенства:
а)
;
а) ![]()
б)
;
б) ![]()
в)
в)![]()
5.Решить логарифмические неравенства:
а)
а)
![]()
б)
б)
![]()
6.Решить графически неравенство:
а)
> x - 2; а)
≤ x - 2;
б)
б)
![]()
Порядок выполнения:
1. Внимательно прочитать тему и цель практической работы.
2. Изучить учебный материал по теме.
3. Ответить на вопросы.
4. Выполнить задания.
5. Подготовить отчет.
Пояснения к работе (учебный материал):
Показательными уравнениями называются уравнения, в которых неизвестное содержится в показателе степени.
1) Простейшие уравнения, т.е. такие, левую и правую части которых можно привести к одному основанию решаются так:
![]()
2) Уравнения вида
решаются
вынесением за скобки степени с наименьшим показателем.
3) Уравнения, вида
решаются
с помощью подстановки ах = у , сводится к квадратному.
4) При решения уравнения вида
обе части
уравнения необходимо разделить на
, т.к.
≠ 0
.
Уравнения, содержащие неизвестное под знаком логарифма, называются логарифмическими.
Такие уравнения решаются с помощью определения логарифма,
теорем о логарифмах и утверждения, что если положительные числа равны, то и
равны их логарифмы при данном основании и обратно, если логарифмы чисел равны,
то равны и соответствующие им числа. Во всех случаях полученные решения
необходимо проверить подстановкой их в данное уравнение и исключить посторонний
корень. Часто используется формула перехода от одного основания к другому ![]()
Решение показательных неравенств сводится к решению
простейших неравенств вида ![]()
или ![]()
Если а > 1 и
,
то х > b
Если 0 < a <
1 и
, то x < b.
При решении простейших логарифмических неравенств типа
необходимо использовать следующее
правило:
Если а > 1, то знак неравенства не меняется, т.е. х > b
Если 0 < а < 1, то знак неравенства меняется на противоположный, т.е. х < b.
При решении логарифмических неравенств необходимо проверить, входит ли полученное решение в область определения неравенства.
При выполнении практической работы рассмотрите следующие примеры:
Пример 1:
Решить уравнение: 52x + 1 – 26 · 5x + 5 = 0
5x
= y,
5y2 – 26y + 5 = 0,
D = 676 – 4·25 = 576,
y1 = 5, y2 = ![]()
5x = 5
x = 1,
5x = ![]()
x = – 1
Ответ: x = 1 и x = –1
Пример 2:
Решить уравнение: ![]()

Проверка:

Ответ:3.
Пример 3:
Решить уравнение: ![]()



Проверка:
![]()
Ответ:
нет корней.
Пример 4:
Решить уравнение: ![]()

![]()
![]()

Проверка.


Пример 5:
Решить уравнение: ![]()

Проверка.
![]()
Ответ: нет корней.
Пример 6:
Решить неравенство ![]()


![]()
Ответ: ![]()
Пример 7:
Решить неравенство
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()

но
по условию у > 0 , поэтому получаем 0 ≤ 8 х ≤
4
![]()
![]()
![]()
![]()

Ответ: ![]()
Пример 8:
Решите неравенство ![]()
![]()
Логарифмическая функция
- возрастает, т.к.
и
,
поэтому:


![]()
![]()

Ответ: ![]()
Пример 9:
Решите неравенство ![]()

![]()
Логарифмическая функция
- убывает, т.к.
и
,
поэтому:


![]()
![]()

![]()

Ответ:
.
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:
1. Какие уравнения называются показательными?
2. Какие неравенства называются показательными?
3. Какие уравнения называются логарифмическими?
4. Какие неравенства называются логарифмическими?
Содержание отчета:
Название практической работы.
Учебная цель.
Решение заданий практической работы.
Ответы на вопросы для закрепления теоретического материала.
Литература:
1. Алимов Ш.А. и др. Алгебра и начала математического анализа: Учебник 10—11 классы. — М.И., 2016.
2. Атанасян Л.С., Бутузов В. Ф., Кадомцев С.Б. и др. Математика: алгебра и начала математического анализа. Геометрия. Геометрия (базовый и углубленный уровни). 10—11 классы. — М., 2016.
3. Башмаков М.И. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.,2017
4. Башмаков М.И. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия: Сборник задач профильной направленности: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.,2017
5. Башмаков М.И. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия: Задачник: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.,2017
6. Башмаков М.И. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия: Электронный учеб.- метод. комплекс для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.,2017
7. Башмаков М.И. Математика: Учебник. — М., 2016.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.