МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ В СПО
Разработал преподаватель: Игнатьева Елена Сергеевна
Тема:
Действия с векторами, заданными координатами. Скалярное произведение векторов
Цель работы:
- применить умения выполнять действия с векторами и находить скалярное произведение, используя теоретические сведения.
Оборудование:
1. Рабочая тетрадь в клетку
2. Раздаточные материалы: карточки-задания, инструкционные карты – 20 штук.
3. Калькулятор простой.
4. Ручка.
Задание:
𝗅 Вариант 𝗅𝗅 Вариант
1. Найдите
скалярное произведение векторов и
, если :
a)(2; -1; 4) ,
(3; 2; -1)
; a)
(-2; 3; 1) ,
(-1; -1; 4)
;
б) = 3,
= 4,
=
. б)
= 2,
= 5,
= 0,1.
2. Найдите
значение m, при котором векторы и
перпендикулярны, если
(2; -4; m)
,
(3; -1; 5).
(3; 2; -1),
(2; m; -2).
3.Даны точки A(3; -2; 1), B(-2; 1; 3), C(1; 3; -2).
Найдите угол между векторами.
и
.
.
4. Дан треугольник ABC с вершинами
A (2; 2; 2), B(2; 2; 0), C(2; 0; 2). A (6; - 4; 1), B(3; 2; 3), C(3; - 5; -1).
Докажите, что данный треугольник – прямоугольный, и назовите его прямой угол.
Порядок выполнения:
1. Внимательно прочитать тему и цель практической работы.
2. Изучить учебный материал по теме.
3. Ответить на вопросы.
4. Выполнить задания.
5. Подготовить отчет.
Пояснения к работе (учебный материал):
Даны точки А(x1;y1;z1) и B(x2; y2; z2)
a) =(x2-x1; y2-y1; z2-z1) – координаты вектора
б) - модуль вектора
Даны векторы = (x1;y1;z1) и
= (x2;
y2; z2)
+
= (x1+x2;
y1+y2; z1+z2)
-
= (x1-x2;
y1-y2; z1-z2)
k – любое число, то k = (kx1;
ky1; kz1).
г) Скалярное произведение векторов.
·
=
·
·
,
)
·
= x1
x2
+ y1·y2 +
z1·z2
Если ∠ ,
) =
, то
·
= 0
Если ·
= 0 , то
⊥
.
При выполнении практической работы рассмотрите следующие примеры:
Пример 1:
а)(1; 2; -3) ,
(- 4; -1; 5)
Найдите скалярное произведение векторов.
·
= 1· (- 4)+2· (- 1)+(- 3)· 5 = - 4
- 2 - 15 = - 21.
б) = 4,
= 2,
(
,
) =
Найти скалярное произведение вектор
·
=
·
·
(
,
) = 4 · 2 ·
= 4.
Пример 2:
Найти значение m, при котором вектор
и
перпендикулярны , если
(3; 0; m),
(4; 7; 2) ;
⊥
, значит,
·
= 0
·
= 3 · 4+0 · 7+2m
= 12+2m
12+2m = 0
2m = - 12
m = - 6
Ответ: - 6.
Пример 3:
Даны точки A(0; 1;- 1), B(1;- 1; 2), C(3; 1; 0).
Найдите угол между векторами
и
.
и
=
·
·
,
)
= (-1;2; -3) ,
= (2; 2; -2)
=
=
=
=
=
= 2
·
= -1·2+2·2+(-3) · (- 2) = - 2+4+6
= 8
(
,
) =
=
=
.
Следовательно, ∠( ,
) = arccos
.
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:
1. Правила нахождения координат вектора и его модуля.
2. Правила сложения, вычитания и умножения на число векторов.
3. Правила нахождения скалярного произведения векторов.
4. Условие перпендикулярности векторов.
Содержание отчета:
Название практической работы.
Учебная цель.
Решение заданий практической работы.
Ответы на вопросы для закрепления теоретического материала.
Литература:
1. Алимов Ш.А. и др. Алгебра и начала математического анализа: Учебник 10—11 классы. — М.И., 2016.
2. Атанасян Л.С., Бутузов В. Ф., Кадомцев С.Б. и др. Математика: алгебра и начала математического анализа. Геометрия. Геометрия (базовый и углубленный уровни). 10—11 классы. — М., 2016.
3. Башмаков М.И. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.,2017
4. Башмаков М.И. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия: Сборник задач профильной направленности: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.,2017
5. Башмаков М.И. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия: Задачник: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.,2017
6. Башмаков М.И. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия: Электронный учеб.- метод. комплекс для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.,2017
7. Башмаков М.И. Математика: Учебник. — М., 2016.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.