МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ В СПО
Разработал преподаватель: Игнатьева Елена Сергеевна
Тема:
Использование свойств и графиков функций для решения уравнений и неравенств
Цель работы:
- применить умения по владению стандартными приемами решения уравнений и систем.
Оборудование:
1. Рабочая тетрадь в клетку
2. Раздаточные материалы: карточки-задания, инструкционные карты – 20 штук.
3. Калькулятор простой.
4. Ручка.
Задание:
I Вариант |
II Вариант |
|
1. Решите неравенство графически |
||
−x2+6x−5≥0
|
−x2+6x−9<0
|
|
2. Решите графически систему уравнений. |
||
|
|
|
3. Решить графически уравнение. |
||
|
|
|
Порядок выполнения:
1. Внимательно прочитать тему и цель практической работы.
2. Изучить учебный материал по теме.
3. Ответить на вопросы.
4. Выполнить задания.
5. Подготовить отчет.
Пояснения к работе (учебный материал):
Если графики функций пересекаются в одной точке, то уравнение имеет один корень, если в двух, то два решения.
Если графики не пересекаются, то уравнение не имеет корней.
Первый способ графического решения квадратного уравнения заключается в построении параболы y=ax2 + bx + c и нахождении корней уравнения ax2+bx+c=0 как абсцисс точек пересечения параболы с осью Оx.
Если парабола пересекает ось Оx в двух точках, то соответствующее уравнение имеет два действительных корня;
если парабола касается оси Оx, то уравнение имеет два равных действительных корня;
наконец, если парабола не пересекает Ось Оx, то уравнение не имеет действительных корней.
Второй
способ графического решения квадратного уравнения заключается в том, что
уравнение в виде
При выполнении практической работы рассмотрите следующие примеры:
Пример 1.
Выяснить с помощью графиков, сколько корней имеет уравнение
/ Найти приближённое
значение этих корней.
Решение:
Построим на одном рисунке , используя свойства
этих функций.
Графики пересекаются в одной точке (≈0,5; ≈0,75)
Ответ: x≈0.5.
Пример 2.
Решите
неравенство
Решение. Неравенство удобно решить графически.
Построим
на одном чертеже графики функций , используя свойства
функций.
Ответ: -3 ≤ x < 1
Пример 3.
Решить
неравенство
Решение.
Неравенство показательное, т.к. , то данное неравенство равносильно
неравенству
, область определения которого
− промежуток x ≤ 2. При x ≤ 0 оно не имеет решений, т.к.
, итак, решения неравенства
содержится в промежутке 0 < x ≤
2. Возводя неравенство
с обеими положительными частями в
квадрат, получаем 2 − x < x2, x2 +
x − 2 > 0 => x < -2 или x
> 1.
Пример 4.
Решите
графически
Парабола и окружность пересекаются в точках: (-3;4); (0; -5) и (3; 4).
Ответ: (-3;4); (0; -5); (3; 4).
Пример 5.
Решить неравенство −x2 − 2x −2 < 0.
Рассмотрим функцию y =−x2 − 2x −2
Ветви параболы направлены вниз, т.к. a=−1<0. Имеем D=b2−4ac=
=
(−2)2 − 4(−1)∙(−2) = − 4 < 0
=> функция не имеет корней. Находим координаты вершины параболы: ,
. Уравнение оси симметрии есть
x=−1.
С осью Oy парабола пересекается в точке (0; −2).
Для всех
значениях аргумента функции принимает
отрицательные значения =>
. Если бы мы решали
неравенство
, то
оно не имело бы решений, т.к.
не может принимать
положительные значения.
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:
Содержание отчета:
Название практической работы.
Учебная цель.
Решение заданий практической работы.
Ответы на вопросы для закрепления теоретического материала.
Литература:
1. Алимов Ш.А. и др. Алгебра и начала математического анализа: Учебник 10—11 классы. — М.И., 2016.
2. Атанасян Л.С., Бутузов В. Ф., Кадомцев С.Б. и др. Математика: алгебра и начала математического анализа. Геометрия. Геометрия (базовый и углубленный уровни). 10—11 классы. — М., 2016.
3. Башмаков М.И. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.,2017
4. Башмаков М.И. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия: Сборник задач профильной направленности: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.,2017
5. Башмаков М.И. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия: Задачник: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.,2017
6. Башмаков М.И. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия: Электронный учеб.- метод. комплекс для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.,2017
Башмаков М.И. Математика: Учебник. — М., 2016
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.