МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ - Тема: Нахождение наибольшего, наименьшего значения функции. Экстремумы функции.

  • docx
  • 17.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ В СПО Разработал преподаватель: Игнатьева Елена Сергеевна Тема: Нахождение наибольшего, наименьшего значения функции. Экстремумы функции.
Иконка файла материала Практическая работа по математике №42.docx

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ В СПО

 

Разработал преподаватель: Игнатьева Елена Сергеевна

 

Тема:

Нахождение наибольшего, наименьшего значения функции. Экстремумы функции.

 

Цель работы: 

- применить умения по владению представлений об основных понятиях математического анализа и их свойствах, владение умением характеризовать поведение функций, использование полученных знаний для описания и анализа реальных зависимостей.

 

Оборудование:

1. Рабочая тетрадь в клетку

2. Раздаточные материалы: карточки-задания, инструкционные карты – 20 штук.

3. Калькулятор простой.

4. Ручка.

 

Задание:

 

I Вариант

II Вариант

1. Исследовать на экстремум функцию:

2. Определить экстремум функции

2. Определить экстремумы функции

1.      Найдите наибольшее и наименьшее значение функции:

y = x3-3x2+3x+2 на отрезке [2;5]

y = x4-4x2+2x-1 на отрезке [2;3]

4. Какие из данных функций не имеет критических точек

а) y=x4+2x2+6

б)

в)

г) такой нет.

4. Какие из данных функций не имеет критических точек

а) y=x3+x2-2

б)

в)

г) такой нет.

 

Порядок выполнения:

1.        Внимательно прочитать тему и цель практической работы.

2.        Изучить учебный материал по теме.

3.        Ответить на вопросы.

4.        Выполнить задания.

5.        Подготовить отчет.

 

Пояснения к работе (учебный материал):

Достаточное условие экстремума. Пусть функция y=f(x) непрерывна на промежутке x и имеет внутри промежутка стационарную или критическую точку x=x0.

Тогда:

а) если у этой точки существует такая окрестность, в которой выполняется неравенство f '(x)<0. при x<x0, а при x>x0 - неравенство f '(x)>0, то x=x0 - точка минимума;

            б)если у этой точки существует такая окрестность, в которой при x<x0 выполняется неравенство f '(x)>0, а при x>x0 - неравенство f '(x)<0, то x=x0 - точка максимума;

            в) если у этой точки существует такая окрестность, что в ней и слева, и справа от точки x0 знаки производной одинаковы, то в точке x0 экстремумов нет.

Алгоритм исследования непрерывной функции y=f(x) на монотонность и экстремумы:

1) Найти производную f '(x)
2) Найти стационарные и критические точки.
3) Отметить стационарные и критические точки на числовой прямой и определить знаки производной на получившихся промежутках.
4) Опираясь на теорему, сделать выводы о монотонности и  точках экстремума.

 

При выполнении практической работы рассмотрите следующие примеры:

Пример 1:

Исследовать функцию на экстремумы.

Решение. Функция непрерывна, кроме точки x=0.
 1)Найдем производную:

2)x=2  и  x=-2 - стационарные точки. При x=0, производная не существует, это точка разрыва.

Безымянный.jpg3)

 

 

 

 

4) x=-2 - точка минимума, уmin=8
x=2 - точка максимума, ymin=8.

            Алгоритм отыскания наименьшего и наибольшего значений непрерывной функции y=f(x) на отрезке [а;b]

            1)Найти производную f '(x).

            2)Найти стационарные и критические точки функции, лежащие внутри отрезка [a;b].

            3)Вычислить значение функции y=f(x) в точках, отображаемых на втором шаге и в точках a и b, выбрать среди этих значений наименьшее (yнаим) и наибольшее (это будет yнаиб).

Пример 2. Найти наименьшее и наибольшее значение функции

y=x3-3x2-45x+1 на отрезке [0;6].
Решение. Воспользуемся алгоритмом

 y'=3x2-6x-45                                                 

3x2-6x-45=0

x2-2x-15=0

x1=-3,      x2=5

Составим таблицу:

x

0

5

6

y

1

-174

-161

 

 

y наим=-174, yнаиб=1
Пусть функция y=f(x) непрерывна на промежутке х и имеет внутри него единственную стационарную или критическую точку х=х0
Тогда:
а) если х=х0 точка максимума, то yнаиб=f(x0)
б) если x=x0 точка минимума, то yнаим=f(x0).

Пример 3. Найти наибольшее значение функции  на луче [0; +∞).

Решение . . Производная всюду существует, значит, критических точек у функции нет. y’=0, 1-x2=0, x=1 или x=-1.

Заданному лучу  При x >1, y’>0, а при x >1, y’<0.

Значит, x = 1 – точка максимума .

x=1 – единственная стационарная точка функции на заданном промежутке, причём точка максимума.

 

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:

1.      Какая точка называется точкой максимума?

2.      Какая точка называется точкой минимума?

3.      Перечислите правила дифференцирования.

4.      Назовите алгоритм нахождения наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке.

 

Содержание отчета:

Название практической работы.

Учебная цель.

Решение заданий практической работы.

Ответы на вопросы для закрепления теоретического материала.

 

Литература:

1.    Алимов Ш.А. и др. Алгебра и начала математического анализа: Учебник 10—11 классы. — М.И., 2016.

2.    Атанасян Л.С., Бутузов В. Ф., Кадомцев С.Б. и др. Математика: алгебра и начала математического анализа. Геометрия. Геометрия (базовый и углубленный уровни). 10—11 классы. — М., 2016.

3.    Башмаков М.И. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.,2017

4.    Башмаков М.И. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия: Сборник задач профильной направленности: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.,2017

5.    Башмаков М.И. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия: Задачник: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.,2017

6.    Башмаков М.И. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия: Электронный учеб.- метод. комплекс для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.,2017

7.    Башмаков М.И. Математика: Учебник. — М., 2016.