МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ В СПО
Разработал преподаватель: Игнатьева Елена Сергеевна
Тема:
Нахождение наибольшего, наименьшего значения функции. Экстремумы функции.
Цель работы:
- применить умения по владению представлений об основных понятиях математического анализа и их свойствах, владение умением характеризовать поведение функций, использование полученных знаний для описания и анализа реальных зависимостей.
Оборудование:
1. Рабочая тетрадь в клетку
2. Раздаточные материалы: карточки-задания, инструкционные карты – 20 штук.
3. Калькулятор простой.
4. Ручка.
Задание:
I Вариант |
II Вариант |
1. Исследовать на экстремум функцию: |
|
|
|
2.
Определить экстремум функции |
2.
Определить экстремумы функции |
1. Найдите наибольшее и наименьшее значение функции: |
|
y = x3-3x2+3x+2 на отрезке [2;5] |
y = x4-4x2+2x-1 на отрезке [2;3] |
4. Какие из данных функций не имеет критических точек а) y=x4+2x2+6 б)
в)
г) такой нет. |
4. Какие из данных функций не имеет критических точек а) y=x3+x2-2 б)
в)
г) такой нет. |
Порядок выполнения:
1. Внимательно прочитать тему и цель практической работы.
2. Изучить учебный материал по теме.
3. Ответить на вопросы.
4. Выполнить задания.
5. Подготовить отчет.
Пояснения к работе (учебный материал):
Достаточное условие экстремума. Пусть функция y=f(x) непрерывна на промежутке x и имеет внутри промежутка стационарную или критическую точку x=x0.
Тогда:
а) если у этой точки существует такая окрестность, в которой выполняется неравенство f '(x)<0. при x<x0, а при x>x0 - неравенство f '(x)>0, то x=x0 - точка минимума;
б)если у этой точки существует такая окрестность, в которой при x<x0 выполняется неравенство f '(x)>0, а при x>x0 - неравенство f '(x)<0, то x=x0 - точка максимума;
в) если у этой точки существует такая окрестность, что в ней и слева, и справа от точки x0 знаки производной одинаковы, то в точке x0 экстремумов нет.
Алгоритм исследования непрерывной функции y=f(x) на монотонность и экстремумы:
1) Найти производную f '(x)
2) Найти стационарные и критические точки.
3) Отметить стационарные и критические точки на числовой прямой и определить
знаки производной на получившихся промежутках.
4) Опираясь на теорему, сделать выводы о монотонности и точках экстремума.
При выполнении практической работы рассмотрите следующие примеры:
Пример 1:
Исследовать функцию на экстремумы.
Решение. Функция непрерывна, кроме точки x=0.
1)Найдем производную:
2)x=2 и x=-2 - стационарные точки. При x=0, производная не существует, это точка разрыва.
3)
4) x=-2 - точка минимума, уmin=8
x=2 - точка максимума, ymin=8.
Алгоритм отыскания наименьшего и наибольшего значений непрерывной функции y=f(x) на отрезке [а;b]
1)Найти производную f '(x).
2)Найти стационарные и критические точки функции, лежащие внутри отрезка [a;b].
3)Вычислить значение функции y=f(x) в точках, отображаемых на втором шаге и в точках a и b, выбрать среди этих значений наименьшее (yнаим) и наибольшее (это будет yнаиб).
Пример 2. Найти наименьшее и наибольшее значение функции
y=x3-3x2-45x+1 на отрезке [0;6].
Решение. Воспользуемся алгоритмом
y'=3x2-6x-45
3x2-6x-45=0
x2-2x-15=0
x1=-3, x2=5
Составим таблицу:
x |
0 |
5 |
6 |
y |
1 |
-174 |
-161 |
y наим=-174,
yнаиб=1
Пусть функция y=f(x) непрерывна на промежутке х и имеет внутри него
единственную стационарную или критическую точку х=х0
Тогда:
а) если х=х0 точка максимума, то yнаиб=f(x0)
б) если x=x0 точка
минимума, то yнаим=f(x0).
Пример 3. Найти наибольшее значение функции на луче [0; +∞).
Решение . . Производная всюду
существует, значит, критических точек у функции нет. y’=0,
1-x2=0, x=1
или x=-1.
Заданному лучу При x >1, y’>0, а при x >1, y’<0.
Значит, x = 1 – точка
максимума .
x=1 – единственная стационарная точка функции на заданном промежутке, причём точка максимума.
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:
1. Какая точка называется точкой максимума?
2. Какая точка называется точкой минимума?
3. Перечислите правила дифференцирования.
4. Назовите алгоритм нахождения наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке.
Содержание отчета:
Название практической работы.
Учебная цель.
Решение заданий практической работы.
Ответы на вопросы для закрепления теоретического материала.
Литература:
1. Алимов Ш.А. и др. Алгебра и начала математического анализа: Учебник 10—11 классы. — М.И., 2016.
2. Атанасян Л.С., Бутузов В. Ф., Кадомцев С.Б. и др. Математика: алгебра и начала математического анализа. Геометрия. Геометрия (базовый и углубленный уровни). 10—11 классы. — М., 2016.
3. Башмаков М.И. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.,2017
4. Башмаков М.И. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия: Сборник задач профильной направленности: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.,2017
5. Башмаков М.И. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия: Задачник: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.,2017
6. Башмаков М.И. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия: Электронный учеб.- метод. комплекс для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.,2017
7. Башмаков М.И. Математика: Учебник. — М., 2016.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.