МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ В СПО
Разработал преподаватель: Игнатьева Елена Сергеевна
Тема:
Решение комбинаторных задач.
Цель работы:
- применить умения по решению практических задач с использованием понятий и правил комбинаторики.
Оборудование:
1. Рабочая тетрадь в клетку
2. Раздаточные материалы: карточки-задания, инструкционные карты – 20 штук.
3. Калькулятор простой.
4. Ручка.
Задание:
Вариант 1
1) Найти значение:
2) Сколькими способами для участия в конференции из 8 членов научного общества можно выбрать троих студентов?
3) Сколько различных аккордов, содержащих 5 звуков можно образовать из 12 клавиш одной октавы?
4) На плоскости отмечено 15 точек, причем никакие 3 из них не лежат на одной прямой. Сколько различных отрезков можно построить, соединяя эти точки попарно?
5) На окружности отмечено 9 точек. Сколько различных треугольников с вершинами, выбранными из этих точек, можно построить
6) Найти значение:
7) Сколькими способами можно рассадить пятерых детей на пяти стульях в столовой в детском саду?
8) Сколькими способами можно установить дежурство по одному человеку в день среди восьми учащимися класса в течение 8 дней?
9) В классе изучают 7 предметов естественно-математического цикла. Сколькими способами можно составить расписание на четверг, если в этот день должны быть 5 уроков из пяти разных предметов этого цикла.
10) Сколько существует способов для обозначения с помощью букв А,В,С,Д,Е,F вершин данного четырехугольника?
Вариант
2
1) Найти значение:
2) Сколькими способами для участия в конференции из 8 членов научного общества можно выбрать четырех студентов?
3) Сколько различных аккордов, содержащих 6 звуков можно образовать из 12 клавиш одной октавы?
4) На плоскости отмечено 14 точек, причем никакие 3 из них не лежат на одной прямой. Сколько различных отрезков можно построить, соединяя эти точки попарно?
5) На окружности отмечено 6 точек. Сколько различных треугольников с вершинами, выбранными из этих точек, можно построить?
6) Найти значение:
7) Сколькими способами можно рассадить троих детей на трех стульях в столовой в детском саду?
8) Сколькими способами можно установить дежурство по одному человеку в день среди пяти учащимися класса в течение 5 дней?
9) В классе изучают 7 предметов естественно-математического цикла. Сколькими способами можно составить расписание на четверг, если в этот день должны быть 6 уроков из шести разных предметов этого цикла.
10) Сколько существует способов для обозначения с помощью букв А,В,С,Д,Е,F вершин данного треугольника?
Порядок выполнения:
1. Внимательно прочитать тему и цель практической работы.
2. Изучить учебный материал по теме.
3. Ответить на вопросы.
4. Выполнить задания.
5. Подготовить отчет.
Пояснения к работе (учебный материал):
Группы, составленные из каких-либо элементов, называются соединениями.
Различают три основных вида соединений: размещений, перестановки и сочетаний.
Размещения.
Размещения из n элементов по m в каждом называются такие соединения, которые отличаются друг от друга либо самими элементами (хотя бы одним), либо порядком их расположения.
Число размещений из n элементов по m обозначаются символом и вычисляется по формуле
=n(n-1)(n-2)…[n-(m-1)]=
n(n-1)(n-2)…(n-m+1)=
(1)
Перестановки.
Перестановками из n элементов называются такие соединения из всех n элементов, которые отличаются друг от друга порядком расположения элементов.
Число перестановок из n элементов
обозначаются символом
Перестановки представляют частный случай размещения из n элементов по n в каждом, т.е.
n(n-1)(n-2)…3.2.1
или (2)
1*2*3…(n-1)n=n!
Сочетания.
Сочетаниями из n элементов по m в каждом называются такие
соединения, которые отличаются друг от друга хотя бы одним элементом. Число
сочетаний из n элементов по m обозначается .
Оно находится по формуле
=
/
, которую можно записать в виде (3)
=
(4)
Кроме того, при решении задач используются следующие формулы, выражающие основные свойства сочетаний:
=
(0
m
n) ( по
определению полагают
= In
=1);
+
=
При выполнении практической работы рассмотрите следующие примеры:
Пример 1:
Найти число размещений из 10 элементов по 4.
Согласно формуле (1) получим: =
;
Пример 2:
В седьмом классе изучается 14 предметов. Сколькими способами можно составить расписание занятий на субботу, если в этот день недели должно быть 5 различных уроков?
Решение.
Различных способов составить
расписания, очевидно, столько, сколько существует пятиэлементных упорядоченных
подмножеств у четырнадцати элементного множества. Следовательно, число способов
равно . По формуле (1), пологая в ней
n=14, m=5
=
1. Составить всевозможные перестановки из элементов а,b,с.
Решение.
По формуле (2) имеем: 1*2*3=6;
(а,в,с);(а,с,в);(в,а,с);(с,а,в);(с,а,в);(в,с,а).
(2) Сколько шестизначных чисел, кратных пяти, можно составить из цифр 1,2,3,4,5,6 при условии, что в числе цифры не повторяются.
Решение.
Для того чтобы число, составленное из заданных цифр делилось на 5, необходимо и достаточно, чтобы цифра 5 стояла на последнем месте. Остальные 5 цифр могут стоять на оставшихся пяти местах в любом порядке. Следовательно, искомое число шестизначных чисел, кратных пяти, равно числу перестановок из пяти элементов, т.е.
5!=5*4*3*2*1=120;
Пример 3:
Вычислите:
+
Решение.
Согласно формуле (4) получим
+
=
2. В чемпионате страны по футболу (высшая лига) участвуют 18 команд, причём каждые две команды встречаются между собой 2 раза. Сколько матчей играется в течение сезона?
Решение.
В первом круге состоится столько матчей, сколько существует
двухэлементных подмножеств у множества, содержащего 18 элементов, т.е. их число
равно .По формуле (4), получаем
=
Во втором круге играется столько же матчей, поэтому в течении сезона состоится 306 встреч.
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:
1. Что называется размещениями из n элементов по m в каждом?
2. Что называется сочетаниями из n элементов по m в каждом?
3. Что называется перестановками из n элементов? Как вычисляются перестановки?
Содержание отчета:
Название практической работы.
Учебная цель.
Решение заданий практической работы.
Ответы на вопросы для закрепления теоретического материала.
Литература:
1. Алимов Ш.А. и др. Алгебра и начала математического анализа: Учебник 10—11 классы. — М.И., 2016.
2. Атанасян Л.С., Бутузов В. Ф., Кадомцев С.Б. и др. Математика: алгебра и начала математического анализа. Геометрия. Геометрия (базовый и углубленный уровни). 10—11 классы. — М., 2016.
3. Башмаков М.И. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.,2017
4. Башмаков М.И. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия: Сборник задач профильной направленности: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.,2017
5. Башмаков М.И. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия: Задачник: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.,2017
6. Башмаков М.И. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия: Электронный учеб.- метод. комплекс для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.,2017
7. Башмаков М.И. Математика: Учебник. — М., 2016.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.