МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ В СПО
Разработал преподаватель: Игнатьева Елена Сергеевна
Тема:
Решение простейших тригонометрических уравнений и неравенств.
Цель работы:
- применить умения по владению стандартными приемами решения тригонометрических уравнений и неравенств.
Оборудование:
1. Рабочая тетрадь в клетку
2. Раздаточные материалы: карточки-задания, инструкционные карты – 20 штук.
3. Калькулятор простой.
4. Ручка.
Задание:
I Вариант II Вариант
1.Решить уравнения:
а) |
а) |
б) |
б) |
в) |
в) |
2.Найти нули функции:
3. Решить уравнение и найти
его наименьший положительный корень |
его наибольший отрицательный корень |
4. Решить неравенства:
а) а)
б) б)
в) в)
5. Найти значение x при которых график функции
лежит ниже оси x |
лежит выше оси x |
Порядок выполнения:
1. Внимательно прочитать тему и цель практической работы.
2. Изучить учебный материал по теме.
3. Ответить на вопросы.
4. Выполнить задания.
5. Подготовить отчет.
Пояснения к работе (учебный материал):
1. Из определения косинуса следует, что . Поэтому, если а >1,
то уравнение cosx=a не имеет
решения. Например, уравнение cosx=-1,5 не имеет корней.
Если cosx=0, .
Если cosx=-1, то х = π+2πn, n Є z.
Если cosx=1 , то x=2πn, n Є z.
Если cosx=a,
где ,то x=
arccos a
+ 2πn, n Є z.
2.Из определения синуса следует, что
sin α Є [ -1; 1] . Поэтому уравнение
sin x = 3 не имеет корней.
Если sin x = 0 , то x = πn, n Є z.
Если sin x = 1 , то.
Если sin x = -1 ,то
sin x = a , 1
x = (1)k arcsin a +πk , k Є z
3. Из определения тангенса следует , что tg x может принимать любое действительное значение. Поэтому уравнение tg x = a имеет корни при любом значении a.
x = arctg a + πn , n Є z
tg x = 0 , x = πn , n Є z
tg x = 1 , x = +
πn , n Є z
tg x = -1 , x = - +πn
, n Є z
4. Из определения котангенса следует, что ctgx может принимать любое значение. Поэтому уравнение ctgx = a имеет корни при любом значении а.
x = arcctg a + πn, n Є z.
5. Решения простейших тригонометрических неравенств выполняем с помощью единичной окружности.
При выполнении практической работы рассмотрите следующие примеры:
Пример 1:
Пример 2:
Ответ:
Пример 3:
–наименьший
положительный корень
Ответ:
Пример 4:
Найти нули функции
Ответ:
Пример 5:
–наименьший
положительный корень
Ответ:
Пример 6:
2cosx ≥ 1;
cosx ≥
x Є
, n Є z
Пример 7:
2cosx <;
cosx <
x Є
в) sinx >
x Є
г) tgx ≥ 1
x Є
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:
1. Сформулируйте определение косинуса.
Запишите общую формулу решения уравнения cosx = a.
2. Сформулируйте определение синуса.
Запишите общую формулу решения уравнения sinx = a.
3. Запишите формулу решения уравнения tgx = a.
4. Перечислите алгоритм решения простейшего тригонометрического уравнения.
Содержание отчета:
Название практической работы.
Учебная цель.
Решение заданий практической работы.
Ответы на вопросы для закрепления теоретического материала.
Литература:
1. Алимов Ш.А. и др. Алгебра и начала математического анализа: Учебник 10—11 классы. — М.И., 2016.
2. Атанасян Л.С., Бутузов В. Ф., Кадомцев С.Б. и др. Математика: алгебра и начала математического анализа. Геометрия. Геометрия (базовый и углубленный уровни). 10—11 классы. — М., 2016.
3. Башмаков М.И. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.,2017
4. Башмаков М.И. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия: Сборник задач профильной направленности: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.,2017
5. Башмаков М.И. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия: Задачник: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.,2017
6. Башмаков М.И. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия: Электронный учеб.- метод. комплекс для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.,2017
7. Башмаков М.И. Математика: Учебник. — М., 2016.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.