МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ В СПО
Разработал преподаватель: Игнатьева Елена Сергеевна
Тема:
Решение уравнений и систем уравнений
Цель работы:
- применить умения по владению стандартными приемами решения уравнений и систем.
Оборудование:
1. Рабочая тетрадь в клетку
2. Раздаточные материалы: карточки-задания, инструкционные карты – 20 штук.
3. Калькулятор простой.
4. Ручка.
Задание:
I Вариант |
II Вариант |
|
1. Решите уравнение |
||
x3-9x2+20x=0
|
x3+x2-9x-9=0
|
|
2. Решите уравнение методом введения новой переменной. |
||
|
|
|
3.Докажите, что уравнение не имеет корней |
||
|
|
|
4.Решите систему уравнений методом алгебраического сложения |
||
|
|
|
Порядок выполнения:
1. Внимательно прочитать тему и цель практической работы.
2. Изучить учебный материал по теме.
3. Ответить на вопросы.
4. Выполнить задания.
5. Подготовить отчет.
Пояснения к работе (учебный материал):
Определение 1. Два уравнения с одной переменной f(x)=g(x) и p(x)=h(x) называют равносильными, если множества их корней совпадают.
Определение 2. Если каждый корень уравнения f(x)=g(x) является в тоже время корнем уравнения p(x)=h(x), то уравнение второе называют следствием уравнения.
Решение любого уравнения проходит в три этапа:
1: − технический. На этом этапе проводятся преобразования, ведущие к нахождению корня.
2: − анализ решения. Анализируя проведённые преобразования, отвечают на вопрос об отборе корней и их количестве.
3: − проверка.
Иногда при решении уравнений происходит потеря корней.
Есть 2 причины:
1) деление обеих частей уравнения на одно и тоже число;
2) сужение ОДЗ в процессе решение уравнения.
Рассмотрим общие методы решения уравнений.
1. Замена уравнения h(f(x)) = h(g(x)) уравнением f(x)=g(x).
Этот метод применяем:
- при решении показательных
уравнений, когда переходим от уравнения к уравнению f(x)=g(x);
- при решении логарифмических
уравнений, когда переходили от уравнения loga f(x)
= loga g(x)
к уравнению f(x)=g(x);
- при
решении иррациональных уравнений, когда переходили от уравнения к уравнению f(x)=g(x).
Этот метод можно применять только в том случае, когда y=h(x) − монотонная функция, которая каждое своё значение принимает по одному разу.
2. Метод разложения на множители.
Суть этого метода заключается в следующем: уравнение f(x)g(x)h(x) = 0 можно заменить совокупностью уравнений f(x)=0; g(x)=0; h(x)=0.
Решив уравнения этой совокупности, нужно взять те корни, которые принадлежат области определения, а остальные отбросите как посторонние.
3.Метод введения новой переменной.
Если уравнение f(x)=0 удалось преобразовать к виду p(g(x))=0, то нужно ввести новую переменную u=g(x), решить уравнение p(u)=0,
=> g(x)=u1; g(x)=u2; ...; g(x)=un , где u1, u2 , ... , un −корни уравнения p(u)=0.
4. Функционально - графический метод.
Чтобы решить графически уравнение f(x)=g(x), нужно построить графики функций y=f(x) b y=g(x) и найти точки их пересечения. Корнями уравнения служат абсциссы этих точек.
Определение 1. Если поставлена задача - найти такие пары значений (x;y), которые одновременно удовлетворяют уравнению p(x;y)=0 и уравнению g(x;y)=0, то говорят, что данные уравнения образуют систему уравнений.
Пару значений (x;y), которая одновременно является решением первого и второго уравнения системы, называют решением системы.
Определение 2. Две системы называются равносильными, если они имеют одни и те же решения или решений нет.
Системы можно решить графически, методом алгебраического сложения, методом подстановки.
При выполнении практической работы рассмотрите следующие примеры:
Пример 1.
Решить уравнения x3-7x+6=0.
Решение: x3-x-6x+6=0.
x(x2-1)-6(x-1)=0.
x(x-1)(x+1)-6(x-1)=0.
x(x-1)(x2+x-6)=0.
x-1=0 x2+x-6=0.
x=1 x2 =2.
x3=-3.
Ответ: 1;2;-3.
Пример 2.
Решите уравнение: cos 2x-5sin x-3=0.
Решение: u=sin x ,
cos 2x =cos2 x - sin2 x = 1- sin2x - sin2x = 1-2u2
1-2u2 - 5u-3=0. sin x =
-2u2 - 5u-2=0. .
u1 = ; u2=-2.
sin x =-2,
Ответ:
.
Пример 3.
Решить
уравнение
Решение.
Графики функций y= и
y=|x-2|
постройте в одной координатной плоскости.
Они пересекаются в точках А(1;1) и В(4;2)
Значит, уравнение имеет два корня x1=1 x2=4. Ответ : 1;4.
Пример 4.
Решить систему уравнений
Решение.
Решим способом подстановки:
;
;
;
Ответ: (-7;3)(1;-1)
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:
1. Перечислите методы решений уравнений.
2. Что значит решить систему уравнений?
3. Объясните алгоритм решения систем уравнений способом подстановки.
4. Перечислите методы решения квадратного уравнения.
Содержание отчета:
Название практической работы.
Учебная цель.
Решение заданий практической работы.
Ответы на вопросы для закрепления теоретического материала.
Литература:
1. Алимов Ш.А. и др. Алгебра и начала математического анализа: Учебник 10—11 классы. — М.И., 2016.
2. Атанасян Л.С., Бутузов В. Ф., Кадомцев С.Б. и др. Математика: алгебра и начала математического анализа. Геометрия. Геометрия (базовый и углубленный уровни). 10—11 классы. — М., 2016.
3. Башмаков М.И. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.,2017
4. Башмаков М.И. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия: Сборник задач профильной направленности: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.,2017
5. Башмаков М.И. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия: Задачник: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.,2017
6. Башмаков М.И. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия: Электронный учеб.- метод. комплекс для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.,2017
7. Башмаков М.И. Математика: Учебник. — М., 2016.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.