МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ В СПО
Разработал преподаватель: Игнатьева Елена Сергеевна
Тема:
Решение задач по теме: «Перпендикуляр и наклонная к плоскости».
Цель работы:
- применить умения и навыки применения изученных теоретических фактов в ходе решения задач
Оборудование:
1. Рабочая тетрадь в клетку
2. Раздаточные материалы: карточки-задания, инструкционные карты – 20 штук.
3. Калькулятор простой.
4. Ручка.
Задание:
Вариант 1
№
1. АВСD – квадрат, ВМ (АВС). Найдите отрезок DM, если
см, а ВМ = 5 см.
№
2. КО – перпендикуляр к плоскости α, КМ и КР –
наклонные к плоскости α, ОМ и ОР – проекции
наклонных, причем сумма их длин равна 15 см. Найдите расстояние от точки К
до плоскости α, если КМ = 15 см и КР = см.
№ 3. Треугольник АВС – прямоугольный, С = 900 , АС = 8 см, ВС = 6 см. Отрезок СD – перпендикуляр к плоскости АВС. Найдите СD, если расстояние от точки D до стороны АВ равно 5 см.
№ 4. Треугольник МКN равносторонний со стороной, равной 18 см. Точка С удалена от вершин треугольника МКN на 12 см. Найдите расстояние от точки С до плоскости МКN.
№
5. АВСD – квадрат. Точка М удалена от сторон квадрата
на см. Найдите периметр квадрата, если точка М удалена от
плоскости АВС на
см.
№
6. АВСDA1В1С1D1 – куб. Найдите расстояние между прямыми АВ1
и ВС, если ребро куба равно см.
Вариант 2
№
1. СDEK – квадрат со стороной, равной 2 см. ВD (СDЕ). Найдите расстояние от точки В до плоскости CDE, если
см.
№
2. ВО – перпендикуляр к плоскости α, ВА и ВС –
наклонные, ОА и ОС – их проекции на плоскость α,
причем сумма их длин равна 24 см. Найдите расстояние от точки В до
плоскости α, если АВ = см и ВС = 12
см.
№
3. Треугольник АВС – прямоугольный, А = 600,
С = 900 . СН – высота треугольника АВС, причем
СН = 8 см. Отрезок ВК перпендикуляр к плоскости треугольника АВС.
Найдите отрезок ВК, если расстояние от точки К до стороны
АС равно 20 см.
№ 4. Треугольник АСD - равносторонний. Точка S удалена от вершин треугольника ACD на 6 см, а от плоскости треугольника АСD на 3 см. Найдите сторону треугольника АСD.
№
5. АВСD – квадрат с периметром, равным 16 см. Точка Е удалена от всех сторон квадрата на 4 см. Найдите
расстояние точки Е от плоскости АВС.
№
6. АВСDA1В1С1D1 – куб, ребро которого равно см. Найдите расстояние между прямыми СС1 и DВ1.
Порядок выполнения:
1. Внимательно прочитать тему и цель практической работы.
2. Изучить учебный материал по теме.
3. Ответить на вопросы.
4. Выполнить задания.
5. Подготовить отчет.
Пояснения к работе (учебный материал):
Перпендикуляр и наклонная
Перпендикуляром, опущенным из данной точки данную плоскость, называется
отрезок, соединяющий данную точку с точкой плоскости и лежащий на прямой,
перпендикулярной плоскости. Конец этого отрезка, лежащий в плоскости,
называется основанием перпендикуляра.
Наклонной, проведенной из данной точки к данной плоскости, называется
любой отрезок, соединяющий данную точку с точкой плоскости, не являющийся
перпендикуляром к плоскости. Конец отрезка, лежащий в плоскости, называется основанием
наклонной. Отрезок, соединяющий основания перпендикуляра наклонной,
проведенных из одной и той же точки, называется проекцией наклонной.
AB – перпендикуляр к плоскости α.
AC – наклонная, CB – проекция.
С – основание наклонной, B - основание перпендикуляра.
Теорема о трех перпендикулярах
Если прямая, проведенная на плоскости через основание наклонной, перпендикулярна её проекции, то она перпендикулярна к наклонной.
Если прямая, проведенная на плоскости через основание наклонной, перпендикулярна наклонной, то она перпендикулярна и её проекции.
При выполнении практической работы рассмотрите следующие примеры:
Пример 1.
Дано: ABCD квадрат; AM - прямая; АМ ⊥ (ABCD); АС ∩ BD = О (рис. 1).
Доказать: a) BD ⊥ (АМО); б) МО ⊥ BD.
Доказательство:
1) Так как МА ⊥ (ABCD), то МА ⊥ BD (по определению прямой, перпендикулярной плоскости). BD ⊥ AC (по свойству диагоналей квадрата). МА ⊂ (МАО) и АС ⊂ (МАО), МА ∩ АС = А. Следовательно, BD ⊥ (MAO) (по признаку перпендикулярности прямой и плоскости).
2) Так как BD ⊥ (МАО), то BD ⊥ МО, МО ⊂ (МАО) (по определению прямой, перпендикулярной плоскости).
Пример 2.
Дано: АВ - отрезок; α; АВ ⊥ α; О - середина АВ, О ∈ α; ХА = ХВ. (рис. 2).
Доказать: X ∈ α.
Доказательство:
1) Если X ∈ АВ, то Х = О, и поэтому X ∈ а.
2) Если X ∉ АВ, то ХО - медиана ΔАХВ. ΔАХВ - равнобедренный (по определению), значит, ХО - высота (по свойству медианы равнобедренного треугольника), то есть ХО ⊥ АВ. Таким образом, О ∈ ХО, О ∈ АВ и ХО ⊥ АВ, следовательно, ХО ⊂ а (по задаче № 134) и X ∈ а.
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:
1. Дайте определение перпендикуляра, основания перпендикуляра, расстояния от точки до плоскости, наклонной, основания наклонной, проекции наклонной?
3. Сформулируйте теорему о трех перпендикулярах.
Содержание отчета:
Название практической работы.
Учебная цель.
Решение заданий практической работы.
Ответы на вопросы для закрепления теоретического материала.
Литература:
1. Алимов Ш.А. и др. Алгебра и начала математического анализа: Учебник 10—11 классы. — М.И., 2016.
2. Атанасян Л.С., Бутузов В. Ф., Кадомцев С.Б. и др. Математика: алгебра и начала математического анализа. Геометрия. Геометрия (базовый и углубленный уровни). 10—11 классы. — М., 2016.
3. Башмаков М.И. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.,2017
4. Башмаков М.И. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия: Сборник задач профильной направленности: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.,2017
5. Башмаков М.И. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия: Задачник: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.,2017
6. Башмаков М.И. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия: Электронный учеб.- метод. комплекс для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.,2017
7. Башмаков М.И. Математика: Учебник. — М., 2016.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.